Легендарные кони клодта

История Аничкова моста

История моста начинается с постройки Невского проспекта, когда возникла необходимость обустроить переправу через Фонтанку (в то время — Ерик).

В 1716 году был построен деревянный мост, в 1721 году перестроен и расширен. Среднюю часть сделали подъёмной, так как появилась необходимость пропускать суда.

Этот мост реконструировался в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м по проекту архитектора Семёна Волкова был построен новый деревянный мост, который был уже неразводным. У моста в то время находился пропускной пункт.

Каменный мост через Фонтанку по линии Невского проспекта был построен 1785 году и был разводным.

В 19-м веке Невский проспект был расширен, поэтому потребовалось расширение и мосту. В 1841 году старый мост был разобран, а на его месте за 7 месяцев построили новый. В январе 1842 года новый Аничков мост был открыт.

В 1843 обнаружилось, что мост разрушается из-за ошибок в расчетах, в 1902 году мост был признан аварийным.

В 1906—1908 проходила реконструкция моста под руководством архитектора П. В. Щусева.

Дворцовый мост

Дворцовый мост соединяет центр города и Васильевский остров. Его взметнувшиеся в небо чугунные пролеты на фоне Петропавловского собора стали одним из негласных символов Санкт-Петербурга. Построили мост, чтобы было удобнее добираться до биржи и торгового порта. Общество гражданских инженеров в 1901 году поставило непростую задачу: «создать художественное произведение, достойное окружающей обстановки», то есть и Адмиралтейства, и Зимнего дворца, и здания Биржи. Всего рассмотрели 55 эскизов, а построили — по проекту известного петербургского инженера Анжея Пшеницкого. Первые испытания грандиозного сооружения прошли в 1916 году: на мост въехали 34 автомобиля, с грузом в 600 пудов каждый. Завершить архитектурный облик моста удалось лишь в 1939 году, когда его дополнили чугунные решетки работы архитектора Льва Носнова, а вот задуманные им большие фонарные столбы, украшенные орлами, на опорах моста так и не появились.

Окружающий ансамбль Аничкова моста

Аничков мост является одним из главных сооружений архитектурного ансамбля Невского проспекта.

Изначально на месте дома (1720-е годы) находилась деревянная гауптвахта, охраняющая разводной Аничков мост — в то время здесь проходила граница города.

Трёхэтажный каменный дом с классическим фасадом был построен на данном участке в 1799-1806 годах для купца П.И. Шарова.

В 1877-1878 годах новый домовладелец П.И. Лихачёв перестроил дом по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова, в результате чего дом стал пятиэтажным и предназначенным для сдачи внаём меблированных комнат. После перестройки здание приобрело современный эклектичный вид.

В архитектуре фасадов дома присутствуют: рустика, лопатки и пилястры, разнообразные наличники, пышный фриз и множество лепных деталей, а также эркеры, балконы и шатровые крыши.

Сегодня в доме находятся коммерческие помещения, салон-магазин «Книжная лавка писателей», открывшийся в доме ещё в 1934 году и жилые помещения.

Дворец был воздвигнут, начиная с 1741 года по указу императрицы Елизаветы Петровны.

За время истории, в результате переделок и реставраций, облик дворца менялся, он становился более строгим, и, в конечном итоге, стал представлять собой ансамбль, стиль которого сложился под влиянием сменяющих друг друга эпох, архитектурных стилей и аристократических владельцев. Так, в разное время Аничков дворец принадлежал фаворитам императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, становился резиденцией императорской семьи и выступал в качестве подарков.

Сегодня дворец представляет собой комплекс строений с прилегающим садом с павильонами.

В стенах дворца находятся: театрально-концертный комплекс «Карнавал», Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, библиотека и Аничков лицей.

Для всех желающих во дворце проводят обзорные экскурсии. Также проходят концерты, вечера и праздники. Подробнее об Аничковом дворце и саде…

Первые каменные постройки на этом месте появились во второй половине 18 века. В начале 19 века на месте нынешнего участка находилось два четырёхэтажных здания.

С 1820-х годов здание перешло к купцу Ф.И. Лопатину, при котором в 1839-1840 годах, по проекту архитектора Василия Егоровича Моргана, был пристроен четырёхэтажный корпус по набережной Фонтанки. После возведения здание стало одним из самых больших доходных домов в столице — в неё сдавали в наём квартиры.

После здание меняло хозяев. В 19 веке в доме проживали известные литераторы того времени, что и дало зданию второе название — «Литературный дом».

Во время Великой Отечественной войны часть здания была разрушена. После реконструирована.

В 2011 году, из-за аварийности, здание было снесено, а затем (2015 год) воссоздано с добавлением одного этажа и повторением советского фасада середины 20 века.

Сегодня в здании находятся коммерческие помещения и располагаются организации.

— с юго-восточной стороны моста, на углу Невского проспекта 41 и набережной реки Фонтанки 42, находится одно из самых прекрасных зданий на Невском проспекте — дворец Белосельских-Белозерских — бывший особняк и памятник архитектуры в стиле нового барокко.

Дворец был построен в 1847-1848 годах по заказу князя Эспера Александровича Белосельского-Белозерского.

С 1884 года дворцом владел великий князь Сергей Александрович — младший брат Александра III. Отсюда и второе название дворца — «Сергиевский».

В последующем дворец менял хозяев и его интерьеры изменялись.

Сегодня дворец Белосельских-Белозерских привлекает внимание ярким цветом, колоннами с капителями, архитектурными украшениями оконных проемов и большими фигурами на уровне первого этажа. Дворец является местом культуры — в его стенах находится музей, проводят экскурсии по сохранившимся интерьерам, а также концерты, конференции, презентации и фотосессии

Подробнее о дворце Белосельских-Белозерских…

Дворец является местом культуры — в его стенах находится музей, проводят экскурсии по сохранившимся интерьерам, а также концерты, конференции, презентации и фотосессии. Подробнее о дворце Белосельских-Белозерских…

Биография Клодта

Клодт фон Юргенсбург Петр Карлович (1805-1867), сын генерала К.Ф.Клодта (1765-1822). Учился в Омске в Кадетском корпусе. В 1823 поступил в Артиллерийское училище. В 1827 вышел в отставку. Несколько лет самостоятельно занимался рисованием и скульптурой. В начале 1830-ых в качестве вольнослушателя посещал Императорскую Академию художеств, учился у И.П.Мартоса (умер в 1835), Б.И.Орловского (умер в 1837), С.И.Гальберга (умер в 1839).

Уже в 1838 удостоен звания академика и литейного мастера за группу «Лошадь с водничим», стал преподавать в Академии.  Звание профессора было выше звания академика.

Не всегда ему сопутствовал успех, например, Микешину показались слабыми его предложения по барельефам к памятнику «Тысячелетие России» в Новгороде (1861-1862).

Но неизменно великолепно у него получались лошади. Именно Клодт сделал квадригу с Аполлоном на Большом театре в Москве, поскольку Аполлон на Олимпе заведовал делами эстетическими. Мы все прекрасно знаем, какими мы видим коней на Большом театре, а вот как кони смотрят на нас, а точнее, на наших великих предков.

Лошади Клодта на Большом театре. Москва. Фото 1932 г.

Клодт был признан как литейный мастер. В 1835 был он был избран членом Королевской Академии художеств в Берлине, с 1843 – сотрудник Королевского Общества северных антиквариев в Копенгагене, в 1852 избран членом Академии Св. Луки в Риме, в 1859 – членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже. И все это при «плохом» царе.

За памятник Николаю I П.К.Клодт получил чин действительного статского советника. Это была его последняя монументальная работа. Если посчитать, сколько и кто сделал конных статуй, то в подавляющем большинстве случаев окажется всего один конный монумент («коняшки» Церетели не в счет), а у Клодта их было много.

П.К.Клодта с великим К.П.Брюлловым связывала искренняя дружба и совместная работа над украшением Исаакиевского собора.

Аничков мост: пример того, как надо «угонять» коней

Мост, сдается, соорудили, оставалось дело за малым: эстетически его оформить. «Небесная канцелярия» распорядилась следующим образом: как раз в это время местный скульптор-анималист Петр Клодт работал над фигурами коней, которых планировалось пристроить у Адмиралтейского бульвара. Но скакунам выпало иное предназначение – их переместили к Фонтанке: оригиналы установили на западном берегу, а с востока – гипсовые копии, мастерски оформленные под бронзу. В течение года Клодт создавал вторую пару конных групп, но, увы, те «ускакали» в Берлин в качестве подарка прусскому королю. Бронзовые фигуры на Аничковом мосту ветшали, а замена им появилась лишь в конце 1843 года.  Но и тут, как оказалось, не судьба: три года на своем месте, а затем в путь – в этот раз к королю Сицилии. Неизвестно, послужило ли это своего рода знаком для скульптора, но в очередной раз Клодт создал абсолютно новую композицию. Наконец, в 1850 году скульптурная группа украсила мост. Четыре образа – четыре этапа обуздания животных человеком.

С момента водружения на постоянное место жительства, скульптуры еще дважды покидали «обжитую» площадь: во время войны их закапывали в саду Дворца пионеров, а в 2000 – отправляли на  реставрацию  к юбилею города.

Как добраться

Адрес Аничкова моста: Россия, г. Санкт-Петербург, Невский проспект. В окружении находятся не менее известные достопримечательности города – Аничков Дворец, Фонтанный двор и Дворец Белосельских-Белозерских. Быстрый способ добраться до Аничкова моста – метро. От станции «Невский проспект» («Гостиный двор») двигаться по направлению увеличения нумерации домов.

Либо же от станции метро «Площадь Восстания» («Маяковская»).  В этом случае идти в сторону уменьшения нумерации домов. Помощником, который подскажет нужное направление, могут стать Google карты. Дорога от станции метро занимает 10 минут, в течение которых можно прогуляться до моста мимо других достопримечательностей города.

Деревянный мост, возведенный по приказу Петра 1, превратился в величественную каменную постройку. Постоянно перестраиваемый, переживший блокаду Ленинграда, Аничков мост, находящийся в центральном районе Санкт-Петербурга не утратил красоты, по праву занял почетное звание культурного наследия России и достопримечательности Санкт-Петербурга.

Укротители коней на Аничковом мосту

Своеобразным символом моста являются скульптуры Клодта — «Укротители коней». Они представляют собой комплекс из четырех скульптур из бронзы, символизирующие покорение коня наездником.

Скульптуры коней, чьи взгляды направлены в сторону Литейного проспекта имеют подковы. Их собратья, идущие в обратном направлении не имеют таковых. Данный факт объясняется тем, что ранее Литейный проспект был известен своими ремесленниками-кузнецами, отливавшими также и подковы.

Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде
Билеты на поезд по лучшей цене — и . Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) —

Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире
Ищите скидки в аграгаторе отелей . Бронируйте жильё для отдыха на

Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии
Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в .

Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей
Покупайте билеты заранее онлайн на и и приходите уже с купленным билетом.

Как добраться до Аничкова моста

Аничков мост обладает весьма удачным расположением. Он находится на главной городской и туристической магистрали — Невском проспекте, в центре Санкт-Петербурга. В нескольких минутах ходьбы были построены станции метрополитена — и .

Посетить Аничков мост можно сегодня как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно. Последний вариант предусматривает использование общественного транспорта или личного автомобиля.

Точный адрес: Невский пр., Санкт-Петербург, 191025

Как добраться от аэропорта Пулково:

  • Вариант 1

    Пешком:37 метров.

    Автобус:от остановки Аэропорт Пулково-1 на автобусе №39 до станции метро Московской (35 минут).

    Пешком:200 метров.

    Метро:от станции Московской по синей ветке 3 до станции Невский проспект (13 минут).

    Пешком:800 метров.

  • Вариант 2

    Пешком:37 метров.

    Автобус:от остановки Аэропорт Пулково-1 на автобусе №39 до станции метро Московской (35 минут).

    Автобус:от станции метро Московской на автобусе №3 до проспекта Литейного (41 минута).

    Пешком:170 метров.

Как добраться от Московского вокзала:

Защита мостов и искусственных сооружений

Уже в первые недели войны защитники Ленинграда уделяли особое внимание охране искусственных сооружений — важнейших элементов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность города, от функционирования которых зависела его судьба. В июле 1941 года для усиления охраны мостов и путепроводов в черте Ленинграда наиболее крупные объекты были переданы под вооруженную стрелковую охрану Октябрьской железной дороги

Патруль на Кировском (Троицком) мосту. 1941 год. Автор съемки: Трахтенберг Давид Михайлович. ЦГАКФФД СПб. Ар 99168_2

Решением Ленгорисполкома на базе треста «Лендорстой» и конторы «Ленмостострой» был организован Отдельный Ленинградский дорожно-мостовой восстановительный батальон. В его задачи входила реконструкция, усиление и восстановление мостов и других искусственных дорожных сооружений Ленинграда после артобстрелов и авианалетов, капитальный ремонт и новое строительство мостов.

За июль–сентябрь 1941 года бойцы батальона отремонтировали и укрепили 29 искусственных сооружений, в том числе большие разводные мосты. Для пропуска тяжелых танков были усилены мосты: Каменноостровский через Малую Невку, Строганов (ныне Ушаковский) через Большую Невку, Гутуевский через Екатерингофку и другие.

В первых числах сентября были предприняты необходимые действия на случай, если гитлеровцы прорвутся в Ленинград и начнутся уличные бои. По приказу И.В. Сталина в городе были заминированы стратегические объекты, в том числе мосты, плотины и 140 наиболее важных промышленных предприятий. Штаб и центр управления по заминированию находился на берегу Обводного канала, у Ново-Московского моста, в здании бывшего Фрунзенского универмага. К счастью, этой экстренной меры удалось избежать.

8 сентября вокруг города сомкнулось кольцо блокады. С этих дней Ленинград ежедневно подвергался вражеским артобстрелам и авианалетам.

Одной из важнейших задач при обороне Ленинграда стало сохранение уникальных памятников отечественной истории, культуры и архитектуры, для чего применялись различные меры по маскировке архитектурных сооружений и городской скульптуры. Некоторые мосты были замаскированы под «руины» с помощью бутафорских деревянных конструкций, которые создавали иллюзию разрушений. Многие памятники были сняты с пьедесталов и закопаны в землю. Именно так удалось сохранить знаменитые скульптурные группы Петра Клодта «Укрощение коня» с Аничкова моста через реку Фонтанку. В октябре 1941 года Исполком Ленгорсовета принял решение о защите и маскировке скульптурных групп Клодта.

Легенды и мифы

  • Говорят, что при торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул скульптора по плечу и сказал: «Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец»
  • Однажды Клодт был вместе с императором на приеме в Берлине. Скульптор взял лошадь напрокат и не справился с ней, в результате потерял шляпу и еле удержался в седле. Но Николай I поддержал соотечественника:  «Ты лучше лепишь лошадей, чем ездишь на них»
  • Рассказывают, что скульптор как-то обогнал повозку с императором, что делать было строго запрещено и Николай I погрозил ему пальцем. Когда второй раз это повторилось, император гневно погрозил скульптору кулаком, а вскоре пришел к нему в мастерскую, оглядел бронзовые скульптуры и сказал: «За этих — прощаю»
  • Решив отомстить одному их своих обидчиков, Петр Клодт изобразил лицо этого человека под хвостом одного из вздыбленных коней и современники скульптора легко узнавали образ несчастного. Правда, есть мнение, что под хвостом изображен Наполеон, злейший враг любимой России
  • Загадочна и причина смерти великого скульптора. Нашлись злые люди, сказавшие Клодту, что у двух его коней нет языков. Скульптор сильно расстроился и стал сторониться общества, а вскоре заболел и умер, возможно, по этой причине

Памятник Николаю I

Между Мариинским и Исаакиевским дворцом стоит один из самых знаменитых петербургских памятников – император Николай I на прекрасном коне. Над ним трудилась команда мастеров:

  • проект принадлежал Огюсту Монферрану;
  • Пётр Клодт выполнил фигуру императора на коне;
  • три барельефа, украшающие пьедестал, выполнил Николай Рамазанов;
  • Роберт Залеман создал четыре женские фигуры – Силу, Мудрость, Правосудие, Веру.

На первом эскизе Клодта император возвышался на спокойно стоящем коне. Монферран отмёл идею – по его задумке, памятник должен был гармонично соединить ансамбли Мариинского и Исаакия. Архитектору хотелось большей экспрессии и динамики. Тогда Клодт предложил новый эскиз: на нём конь, вздыбившись, стремится вперёд, опираясь лишь на задние ноги, а император – в парадном костюме – спокойно и прямо сидит в седле.

Техническое воплощение статуи – виртуозное мастерство скульптора. Пётр Клодт произвёл точнейшие расчёты, чтобы вес фигур императора и коня равномерно распределился и держался всего на двух точках опоры. Чтобы воплотить задумку в жизнь, Клодт заказал специальные подпоры весов 60 пудов. Они были призваны увеличить прочность памятника, его монументальность.

Кстати, именно эта «изюминка» спасла памятник от гибели после Октябрьской революции. В годы, когда было принято уничтожать всё, напоминающее о монархическом режиме, памятник императору Николаю I уцелел лишь потому, что был признан уникальным с точки зрения технического воплощения.

Интересный факт

На мосту можно увидеть след от осколка фашистского снаряда: это память о блокадных днях, о 40-х годах XX столетия. Этот след не стали реставрировать. Он находится на гранитном постаменте одной из статуй, в северо-западной части моста. Возле него установлена мемориальная доска. На ней размещена следующая информация: количество снарядов, выпущенных вражеской артиллерией по Ленинграду, и годы, в которые город подвергался систематическим обстрелам.

Отметим, что это не единственный след немецкого снаряда в городе, который решено было сохранить. Аналогичные следы с точно такими же мемориальными досками можно увидеть на фасаде Исаакиевского собора (а точнее, на колоннах и ступенях храма), а также на северной стене «Спаса на Крови».

Реконструкция Аничкова моста

Надо сказать, что спешка в строительстве моста привела к серьезным конструкторским недоработкам. Они уже к 1843 году привели к деформации несущих опор и арочных сводов пролетов.

На протяжении нескольких лет проводились периодические исследования деформаций, и они подтвердили, что разрушительный процесс продолжается. А после очередного планового контроля в 1902 году ответственная комиссия признала состояние сооружения критическим.

Было принято решение незамедлительно начать реконструкцию моста. Однако «незамедлительно» растянулось на долгих четыре года. Ведущие специалисты в области архитектуры никак не могли договориться и выработать единый план реконструкции.

Одни предлагали заменить каменные несущие конструкции металлическими балками арочного типа. Некоторые считали, что нужно обойтись «каменным» способом исключения деформаций.

В результате, удалось все-таки выработать единые рекомендации и найти приемлемое решение, позволяющее внешний облик моста оставить неизменным. В 1906 году Городская дума утвердила архитектурный проект реконструкции сооружения и процесс начался.

Восстановительными работами руководил архитектор П. В. Щусев и в 1908 году они с успехом закончились. Была сделана перестройка пролетов сооружения. Кирпичные своды были выложены по новому контуру и отделаны розовым камнем.

Несущие конструкции моста стали представлять собой отдельные секции и стыки между ними заполнил рольный свинец. В результате восстановительных деяний мост приобрел современный облик, имеющий место быть и по сей день.

Как добраться до Аничкова моста

Аничков мост обладает весьма удачным расположением. Он находится на главной городской и туристической магистрали — Невском проспекте, в центре Санкт-Петербурга. В нескольких минутах ходьбы были построены станции метрополитена — и .

Посетить Аничков мост можно сегодня как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно. Последний вариант предусматривает использование общественного транспорта или личного автомобиля.

Точный адрес: Невский пр., Санкт-Петербург, 191025

Как добраться от аэропорта Пулково:

  • Вариант 1

    Пешком:37 метров.

    Автобус:от остановки Аэропорт Пулково-1 на автобусе №39 до станции метро Московской (35 минут).

    Пешком:200 метров.

    Метро:от станции Московской по синей ветке 3 до станции Невский проспект (13 минут).

    Пешком:800 метров.

  • Вариант 2

    Пешком:37 метров.

    Автобус:от остановки Аэропорт Пулково-1 на автобусе №39 до станции метро Московской (35 минут).

    Автобус:от станции метро Московской на автобусе №3 до проспекта Литейного (41 минута).

    Пешком:170 метров.

Как добраться от Московского вокзала:

Интересные факты

  • Кони Аничкова моста, смотрящие в сторону Адмиралтейства подкованы, а смотрящие в сторону площади Восстания — не подкованы. В 18 веке на Литейном проспекте находились литейные мастерские и кузницы. По легенде, те кони, что смотрят на Литейный, в сторону кузниц, не подкованы, а подкованные кони идут от кузниц
  • В 1739 году Комиссия  по Санкт-Петербургским строениям постановила именовать мост Невским, но это название так и не прижилось
  • Петр Клодт является также автором памятника Николаю I на Исаакиевской площади и знаменательного тем, что имеет всего две точки опоры. Скульптор создал также памятник Ивану Крылову в Летнем саду, модель коней Нарвских ворот и квадригу Аполлона Большого театра
  • В начале 20 века в Москве у Ипподрома на Беговой аллее установлены композиции коней, выполненные внуком Петра Клодта скульптором Константином Клодтом
  • Чугунные решетки в середине 1990-х годов были сняты, зарисованы и заново перелиты в Челябинской области на заводе в городе Снежинске, о чем свидетельствует эмблема города на перилах
  • Правильно ударение надо ставить на втором слоге слова Аничков
  • Рядом с мостом находятся такие достопримечательности Санкт-Петербурга как Аничков Дворец, Дворец Белосельских-Белозерских и Фонтанный двор

Любовнику жены не повезло

Говорят, что Клодту изменила жена. Он вычислил соблазнителя. Но не убил, не вызвал на дуэль, а… увековечил в скульптуре. Точнее, в ее части. А еще точнее, в гениталиях одного из четырех коней на Аничковом мосту. На фотографии лицо увидеть сложно, да и не дает она полного представления. Правда, и на самом коне увидеть непросто, если не знаешь этого и специально не ищешь. Уж простите, мы посмотрели под хвост каждому коню, везде всё нормально, и только под одним действительно лицо. Мы обвели красной линией «лицо» обольстителя жены Клодта. Для подсказки: нос смотрит вниз.

Для тех, кто решит проверить: речь идет о коне, который находится на нечетной стороне Невского проспекта на том берегу Фонтанки, который ближе к Адмиралтейству.

История появления моста

На протяжении всего времени своего существования указанный мост не раз подвергался существенным изменениям и переоборудованию. Аничков мост, история которого длинная и сложная, нередко рассматривают в качестве одного из символов города. По этой причине немало исследователей всегда интересовала история моста. Хронологический порядок основных этапов существования выглядит следующим образом:

1716 год – примерно к этому времени императором Петром I была развернута активная деятельность по расширению Петербурга, город развивался в невероятном темпе. Важным условием успешного протекания начавшегося процесса было обеспечение и создание надежных переправ через водоемы. В этой связи ориентировочно за 12 месяцев до указанной даты был издан указ, предписывающий возведение моста через Фонтанную реку в качестве продолжения Невского проспекта. Подчиненными солдатами подполковника Аничкова Михаила был сооружен деревянная переправа с большим количеством пролетов. Длина первого моста была 150 м. Это зависело от того, что берега реки были топкими, мост низко нависал над водой. Он был укреплен пластинами на обрубах и досками, по ним были сделаны подъемные щиты, а по обеим сторонам вдоль перил проложены брусья.

  • 1721 год – в данный период произошло углубление русла реки, которая стала использоваться как судоходная. В этой связи была произведена первая реконструкция Аничкового моста в Санкт-Петербурге: добавлена подъемная часть, пролетов стало 18. Чертежей и изображений первоначального сооружения не сохранилось.
  • 1726-1750 годы – конструкция моста подвергается неоднократному капитальному ремонту (в 1726г. и 1742г.). О конкретизации обновлений вплоть до настоящего времени исследователи ведут горячие споры. По некоторым данным работы проводились в 1749 году по проектам С. Волкова, который значительным образом укрепил переправу в отсутствие разводного пролета. По иной версии были использованы чертежи 1750 года, разработанные голландским плотничным мастером Харманом ван Болосом, сохранившим подъемный механизм.
  • 1785 год – следующая веха истории. Именно тогда произошло открытие вновь переоборудованного Аничкова моста, который стал каменным с украшениями в виде башенок.
  • Следующие реконструкторские работы осуществлялись в 1906-1907 годах в связи с начавшимся по Невскому проспекту передвижением трамвая, выдержать его мост был не в состоянии. Потребовалось капитальное укрепление износившихся сводов и опор.
  • 1841 год ознаменовался следующим: по причине существенного расширения Невского проспекта мост подвергся полному демонтажу, а затем сразу же был, вновь возведен в рекордные сроки – семь месяцев. Из конструкции были исключены знаменитые башенки, взамен которых появились скульптуры коней. С этого времени описываемый памятник существует практически в неизменном виде.

Фото и описание

Один из наиболее известных мостов северной российской столицы — Аничков мост. Он находится в центральной части города, над протокой дельты Невы. Мост соединяет два острова. Длина моста — примерно пятьдесят четыре с половиной метра, ширина — около тридцати восьми метров. Он является автомобильно-пешеходным.

Мост был открыт в начале XVIII века. Первоначально он был деревянным, но в 80-е годы названого столетия перестроен в камне.

Название моста происходит от фамилии подполковника времен Петра I; батальон, находившийся под его началом, дислоцировался неподалеку от того места, где ныне находится мост. Существует еще одна версия происхождения названия моста; согласно ей, оно происходит от уменьшительной формы имени Анна. Впрочем, эта версия ничем не подтверждена.

Мост в XIX и XX веках

В 40-е годы XIX века возникла острая необходимость в строительстве нового моста. Проспект, продолжением которого фактически являлся старый мост, очень сильно расширился. По этой причине и нужен был новый, гораздо более широкий мост. Другая причина, по которой необходимо было строительство такого сооружения, — ветхость деревянной части старого моста.

Проект сооружения был разработан Иваном Буттацем и Александром Редером. Руководство строительными работами осуществлялось Андреем Готманом. Старый мост был разобран, новый возведен в достаточно короткие сроки: на его постройку потребовалось семь месяцев. Теперь башни на мосту исчезли, а сам он стал трехпролетным (каким является и по сей день); его опоры были облицованы гранитом, на нем установили чугунные перила. Украшениями этих перил стали изображения мифологических существ — коней с рыбьими хвостами и русалок.

Но главным украшением моста стали статуи, установленные на гранитных пьедесталах. Эти скульптуры можно увидеть и сегодня: они изображают укротителей коней. Статуи были изготовлены Петром Клодтом. Также на мосту были установлены постаменты для бронзовых ваз. Позже было решено отказаться от этих украшений, причем постаменты для них так и остались на мосту: их можно увидеть там и сегодня.

К сожалению, быстро выяснилось, что конструкция моста имеет существенные недочеты, из-за которых начался процесс деформации в сводах. В XIX веке несколько раз проводились исследования сооружения — в начале и во второй половине 40-х годов, в 50-е и 90-е годы. И каждое из этих исследований подтверждало неутешительное положение вещей: мост достаточно быстро разрушался.

В начале XX столетия положение стало откровенно угрожающим. Причина этого была вот в чем: между гранитной облицовкой и кирпичной кладкой образовались щели, куда попадала вода. Именно она оказывала разрушительное воздействие (в совокупности с такими факторами, как ветра и морозы).

Были подготовлены новые проекты моста, но по разным причинам ни один из них не был утвержден. Началась реконструкция старого сооружения. Она велась около трех лет. В результате мост удалось восстановить и укрепить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: