Исторические памятники в санкт-петербурге. памятники и скульптуры исторического памятника

Памятник Николаю I

Николай I скончался в 1855 году от воспаления лёгких. Работы над монументом начались уже через год по заказу его сына Александра II. Решение в пользу парадной формы, облекающей фигуру Императора, было принято в память шефства Николая I над Лейб-гвардией Конного полка.

Проект памятника начертил архитектор только что построенного Исаакиевского Собора француз Огюст Монферран. Бывший сторонник Наполеона, Монферран изменил взгляды после победы русских войск и решил посвятить свои таланты России. Памятник Николаю I стал последней его работой.

Исполнение статуи Александр доверил известному в Петербурге мастеру конных композиций Петру Клодту, а над барельефами работали русские академики Залеман и Рамазанов. Склонный к помпезности и украшениям Монферран поместил конную статую на двухэтажный пьедестал, нижняя часть которого сделана из малинового кварцита. Этот минерал трудно поддаётся обработке, зато красиво шлифуется и служит до трёхсот лет без разрушений.

Верхняя, мраморная часть пьедестала окружена четырьмя фигурами, по западной традиции символизирующими Веру, Правосудие, Мудрость и Силу. Залеман использовал для них образы супруги и дочерей Николая I. Вера с крестом и книгой — младшая дочь Александра. Любимица Императора умерла в 18-тилетнем возрасте, задолго до начала работы над памятником.

Мудрость с зеркалом и Сила с оружием — похожие друг на друга сёстры Ольга и Мария. Мария Николаевна, будучи президентом Академии Художеств, принимала активное участие в создании памятника. Ольга в это время уже была замужем и жила в Германии. В образе Правосудия с весами и мечом восседает императрица Александра Федоровна.

Между фигурами с одной стороны помещен российский герб и надпись-посвящение Николаю I, с трёх других — военная атрибутика кавалергардская, славянская и кавказская. Все изображения соединены лавровым венком.

Кварцитовая часть постамента работы Рамазанова содержит барельефы важнейших событий царствования Николая I, отмеченные датами.

Год 1831 изображает сцену «холерного бунта». Взволнованные ограничениями передвижений и слухами о намеренной травле простых людей, крестьяне и горожане чинили беспорядки и убийства. Однажды Николай I лично приехал к бунтовщикам и встав во весь рост крикнул «На колени!». Поражённая неожиданным посещением толпа затихла, опустившись на мостовую.

Год 1825 — подавление восстания декабристов. На барельефе Николай I передаёт верным войскам своего сына, Наследника Престола. В тот день Император не был уверен, что доживёт до вечера.

1832 год. Император награждает орденом Андрея Первозванного Михаила Сперанского — сподвижника Александра I в его реформах, творца российской юридической науки и воспитателя Цесаревича.

1851 год — открытие Веребьинского моста на первой в России железной дороге.

Рассказывают, что Николай I, сопровождая испытательную комиссию, побоялся ехать через мост. Сооружение выглядело ненадёжным: высота опор превышала 50 метров, а протяженность полотна была более километра. Выйдя из поезда, Император наблюдал прохождение состава со дна Веребьинского оврага. Барельеф Рамазанова точно соответствует этой легенде.

Ко времени революции 1917 года в России было сооружено 15 памятников Николаю I. Смутные времена пережил лишь один — Петербургский. Видные деятели культуры — М. Цветаева, А. Герцен, М. Амфитеатров высказывались за уничтожение «Николая Палкина», вспоминая о жестокостях царя по отношению к революционному движению.

С инициативой сохранения памятника выступил художник и архитектор Александр Бенуа. Его доводы убедили революционный Петроград сохранить величественное творение русских скульпторов.

Реставраторы отмечают хорошую сохранность монумента. Время от времени бронзового всадника моют из брандспойтов: копоть от выхлопных газов вредит императору больше, чем все невзгоды его эпохи.

Памятник Николаю I

Направляясь от Медного всадника мимо Исаакиевского собора, можно увидеть следующее произведение из металла, олицетворяющего по многочисленным отзывам петербуржцев, противоположность Великому Петру. Смотрящий в ту же сторону что и «Медный всадник», но поправший его устои, на вздыбленном коне восседает Николай I.

Памятник Николаю I

По задумке автора О.Монферана, правитель, который должен был стать преемником и продолжателем начинаний Петра I, поставил свое тщеславие и самолюбование выше достижения устремлений предыдущего царя. Это выражено в его высокомерном и нарочито грациозном положении на коне. Аллегорическим подкреплением его правления служат четыре женские фигуры, олицетворяющие собой Мудрость, Веру, Правосудие и Силу.

Александринский театр

Александринский театр (Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина) — это старейший национальный театр России. Он расположен в глубине Невского проспекта и назван в честь Александры Федоровны, жены императора Николая I.

30 августа 1756 года, в день Святого Александра Невского, дочь Петра Первого императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении театра.

При строительстве Карл Росси использовал чугунные перекрытия, которые никогда до этого не применялись. Узнав об этом, император вызвал к себе архитектора и поинтересовался о прочности конструкций. В ответ Росси ответил, что за перекрытия он ручается и пусть его повесят на стропилах театра, если свод обрушится.

В благодарность за строительство архитектору предоставили театральную ложу в безвозмездное и вечное пользование. Испытывая материальные трудности, Росси постоянно продавал ее. По стечению обстоятельств однажды в ней оказались представители двух разных социальных и общественных положений — дворянин и купец. Произошла ссора и затем скандал, в результате ложу у архитектора отобрали.

На уровне второго и третьего этажей главный фасад театра украшает глубокая лоджия с шестью коринфскими колоннами. Над нею — квадрига, управляемая богом искусств Аполлоном, выполненная скульптором Степаном Пименовым. По мнению историков, Александринский театр — это образец эпохи классицизма.

Питерцы часто называют Александринский театр Александринкой, а в театральной среде Аполлону дали прозвище «кучер с Александринки».

Среди «золотой молодежи» того времени считалось неприличным ходить в Александринский театр пешком и многие питерские извозчики ставили свои кареты недалеко от площади. Там столичные щеголи нанимали извозчиков и лихо подкатывали к театральному входу.

Мемориалы

Кино

Литература

Музыка

Живопись

Мемориалы

Музеи

Памятные места Санкт-Петербурга, посвященные подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945, а также самой долгой и трагической осаде в истории — блокаде Ленинграда.

1/7

Обелиск «Городу-Герою Ленинграду»

По величине является в Санкт-Петербурге второй памятной доминантой после Александровской колонны на Дворцовой площади. Мемориал представляет собой вертикальный гранитный монолит общей высотой 36 метров, отесанный в виде граненого штыка, увенчанного золотой звездой. Его украшают бронзовые горельефы, в нижней части видны изображения важных событий в жизни Ленинграда — «Блокада», «Тыл — фронту», «Атака», «Победа». Обелиск был открыт к 40-летию Великой Победы 8 мая 1985 года.

Адрес: Площадь Восстания, Невский проспект, 87.

2/7

Пискаревское мемориальное кладбище

Главный мемориал города, посвященный Великой Отечественной войне, место массовых захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов Ленинградского фронта. На Пискаревском кладбище покоится более 470 тысяч блокадников, умерших от голода, и 50 тысяч военнослужащих, павших в боях за освобождение города.
На кладбище воздвигнут мемориал, центральной фигурой которого служит скульптура «Родина Мать» — горько скорбящая женщина, которая стоит с траурным венком над могилами своих сыновей.

Адрес: Проспект Непокорённых, 72.

3/7

Триумфальная арка Победы

Триумфальная арка в Красном селе, открытие которой состоялось 9 мая 2015 года в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Она увековечила названия боевых частей, которые участвовали в снятии блокады Ленинграда.
Адрес: Красное Село, Гатчинское шоссе, 1с1.

4/7

Монумент героическим защитникам Ленинграда

Памятник подвигу горожан в трагические дни блокады 1941—1944 годов. Входит в «Зеленый пояс Славы» – комплекс мемориальных объектов, находящихся на главных рубежах обороны города-героя. В «Зеленый пояс Славы» входят также «Блокадное кольцо», «Ораниенбаумский плацдарм» и «Дорога жизни», всего 36 объектов.
Композиционный центр ансамбля — 48-метровый гранитный обелиск, у основания которого находится скульптурная группа «Победители». Фигуры рабочего и солдата символизируют единство тыла и фронта. С южной стороны подступы к обелиску обрамляют 26 бронзовых фигур на гранитных пилонах — в них воплощены образы защитников Ленинграда.
Адрес: Площадь Победы.

5/7

Памятник «Героям Ладоги»

Также известен как «Легендарная полуторка». Монумент посвящен подвигу шоферов, осуществлявших перевозку людей и грузов по льду Ладожского озера во время блокады. Входит в число памятников Зеленого пояса Славы Ленинграда. Установлен на 105-м километре Петрозаводского шоссе, на пересечении его с автодорогой Войбокало – Кобона, по которой в 1941–1943 гг. шел поток грузов в осажденный Ленинград через Дорогу жизни. На постаменте стоит грузовик ЗИС-5, поднятый со дна Ладожского озера.
Адрес: Ленинградская область, Кировский район, Шумское сельское поселение, деревня Дусьево.

6/7

Памятный знак в мемориальной зоне бывшего кирпичного завода в Московском парке Победы

Мемориальная зона бывшего кирпичного завода (крематория). В начале ХХ века территория нынешнего парка Победы находилась за пределами города и называлась Сызранским полем. В 1931 г. в ее юго-западной части был открыт Кирпичный завод №1. С началом войны завод начал выпускать специальные взрывчатые брикеты, но 7 марта 1942 года было принято решение переоборудовать его под крематорий. Благодаря работе крематория уже в марте-апреле удалось очистить город и кладбища от незахороненных тел и избежать эпидемий. По официальным данным через этот крематорий прошло 132 тысячи умерших.
Адрес: Московский проспект, 188.

7/7

Мемориал «Пулковский рубеж»

Мемориал «Пулковский рубеж» является центральным звеном Зелёного пояса Славы на Пулковских высотах. Находится на Пулковском шоссе на рубеже, где в сентябре 1941 года было остановлено наступление немецких войск. 
На пологой площадке возвышается монументальная стела с 5-метровыми прямоугольными выступами, по обеим сторонам памятника расположены два танка Т-34/85 с бортовыми номерами 112 и 113. 
 Адрес: Пулковское шоссе, 100, соор. 1, лит. Г.
 

Кот Елисей и кошка Василиса на Малой Садовой

Среди городских памятников Санкт-Петербурга очень много представителей семейства кошачьих. Упомянем в этом посте пару из них на улице Малая Садовая. Установкой фигурок жители города почтили память этих животных. Дело в том, что после снятия блокады Ленинграда расплодилось огромное количество крыс. Пищи для них было мало, а ослабевшие люди не могли с ними справиться. Стали частыми нападения стай грызунов на людей. И тогда на помощь городу пошли вагоны с кошками из Ярославля и Сибири.

За пушистыми спасителями стояли в очередь и покупали втридорога. Цена котенка доходила до пятисот рублей. Численность крыс стала сокращаться. Особенный вклад кошки внесли в сохранение целостности предметов искусства и артефактов Эрмитажа и других музеев и дворцов.

В память об этом в 2000 г. и были установлены памятники. Этот подарок городу преподнес предприниматель И.Боткин. А изготовили фигурки по проекту скульптора-анималиста В.А. Петровичева.

В Питере очень любят кошек. Памятники в их честь можно встретить в разных частях города

Вначале на доме №8 появился представительный кот Елисей. Но посчитали, что ему одному скучно, и через несколько месяцев на доме №3, напротив, обосновалась кокетливая кошечка Василиса. Оба они могут исполнить ваше желание – нужно лишь кинуть монетку так, чтобы она удержалась у лапок животных.

Памятник Екатерине Великой

На одной из живописнейших санкт-петербургских площадей возвышается красивейший монумент, посвященный известнейшей русской императрице — Екатерине Второй. Первоначально идея о создании памятника озвучивалась тогда, когда императрица только-только взошла на престол. Но государыню-матушку подобная задумка почему-то не привлекла. Из-за этого о монументе пришлось на время позабыть. Но его все-таки поставили. Случилось это в 1873 г., совпав по времени с правлением Александра II.

Екатерина Великая, на устах которой играет легкая улыбка, предстает в образе довольно приятной женщины. По ее гордой осанке запросто можно судить о принадлежности к аристократическим слоям общества. Однако во взгляде русской императрицы напрочь отсутствует та строгость и суровость, свойственная большинству коронованных особ. Чело Екатерины Второй украшено венцом славы из лавра, в ее правой руке заметен скипетр — неизменный атрибут царской власти. Что касается левой руки, то в ней зажат еще один венок. Отдельного внимания заслуживают мастерски исполненные детали парадного наряда, в котором изображена Екатерине II: порфира, наброшенная на плечи, ниспадающая мантия, цепь ордена св. Андрея Первозванного, а на груди — лента из муара. Органичным дополнением и без того прекрасной скульптуры стали фигуры самых выдающихся деятелей эпохи ее царствования, а также корона российской империи, возложенная к ногам императрицы.

подробнее

Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге на площади Островского

На площади Островского, спиной к Александринскому театру и лицом к Невскому проспекту возвышается грандиозная скульптурная композиция — памятник Екатерине Великой. Он был возведен и торжественно открыт в 1873 году, при императоре Александре II, в честь столетия её воцарения.

Ранее памятников Екатерине не сооружалось: предшественники Александра еще помнили дворцовые перевороты и жёсткое правление императрицы. Но со временем вклад Екатерины II в историю государства был оценён по праву. По примеру Санкт-Петербурга памятники появились в других городах, отмеченных её деятельностью.

Много терпения потребовалось художнику и скульптору Михаилу Микешину для создания любимого петербуржцами шедевра. Сначала планировалось установить монумент в Царском Селе.

Образ императрицы получился у Микешина слишком мягким, а вручённая ей лира вызвала недоумение у простого народа. Отвергнув готовую модель, Александр II повелел увеличить размеры памятника и установить его в Петербурге, перед основанной Екатериной Государственной библиотекой.

На счету Микешина уже был 15-метровый монумент Тысячелетию России в Нижнем Новгороде. Похожий образ он старался воплотить в новом эскизе: Императрица возвышается на колоколообразном основании, окруженном великими деятелями её эпохи.

Модель переделывалась несколько раз и даже окончательный вариант не устраивал критиков. Однако в день тезоименитства Екатерины в 1869 году состоялась торжественная закладка памятника. На мероприятии присутствовал сам Государь и граф В.А. Бобринский, правнук незаконнорожденного сына Екатерины Алексея Григорьевича.

Гранит для фундамента доставили с островов Валаама. В основание вбили больше тысячи свай и поместили ковчег с золотыми и серебряными монетами, посвящёнными важнейшим событиям того времени: присоединению Крыма, освобождению крестьян и покорению Западного Кавказа. Там же поместили дощечку с фамилией Бобринских. Позже эта закладка послужила появлению слухов о несметных сокровищах, хранящихся у подножия бронзовой Императрицы.

Следующие четыре года скульпторы лепили из глины и отливали в бронзе фигуры монумента и изготавливали массивный пьедестал из финляндского гранита. У ног Екатерины расположились девять выдающихся фигур её эпохи:

  • военачальники: П. Румянцев, А. Суворов и любимец Императрицы князь Потёмкин,
  • деятели просвещения; княгиня Дашкова, Иван Бецкой и поэт Державин,
  • государственные мужи: графы Безбородко и Орлов,
  • флотоводец и исследователь полярных широт Василий Чичагов.

Фигура Императрицы находится на постаменте с царственным скипетром в правой руке и лавровым венком — в левой. Её плечи покрывает мантия, расшитая орлами.

Тщательно исполнены государственные награды на груди Екатерины и её последователей, гирлянды из лавра, символичные фигуры и надпись-посвящение. Монумент одинаково величественно смотрится с любой стороны, являясь центром окружающего пейзажа.

Александр II хотел создать целый мемориал в честь своей великой прародительныцы, но трагическая смерть и русско-турецкая война не дали этим планам осуществиться.

В послереволюционные годы по стране прокатилась волна разрушений «наследия царского режима». Памятники-близнецы в Ростове-на-Дону, Симферополе, Екатеринодаре были уничтожены. Петербургская Екатерина «выжила» благодаря заступничеству видных революционеров — деятелей искусства и просвещения.

Сквер у Публичной библиотеки стал местом шумных митингов, где ораторы взбирались на пьедестал памятника и вещали народу, опираясь на головы царских вельмож.

Во время блокады Ленинграда у жителей не хватило сил и средств на маскировку памятника, но вражеские бомбы чудом миновали его. Пережив великие и тяжелые времена монумент Екатерине II по-прежнему украшает сердце города-героя и является образцом для воссоздания памятников истории в других городах России.

Памятник Екатерине II

Одна из достопримечательностей площади Островского — памятник Екатерине II, проект которого выполнил художник Михаил Микешин.

Установить памятник императрице хотели еще при жизни, но государыня эту идею не поддержала. Памятник был открыт через столетие, при Александре II.  Надпись на картуше памятника гласит: «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II. 1873 год».

Памятник имеет высоту 15 метров, он установлен на огромном круглом гранитном постаменте, за необычную форму его окрестили «печаткой».

Рядом с бронзовой скульптурой императрицы расположились её подданные: П.А. Румянцев и Г.А. Потемкин, А.В. Суворов и И.И. Бецкий, А.А. Безбородко и Е.Р. Дашкова, А.Г. Орлов и Г.Р. Державин.

Над ними возвышается исполненная достоинства и величия Екатерина II, держащая в левой руке венок, в правой руке — скипетр, символ державной власти. На ее голове — лавровый венец славы, а у ног — корона российской империи. Екатерина изображена милой женщиной, в ее лице нет строгости и суровости.

Еще в XIX веке в народе появились разговоры, что место для памятника выбрано не случайно, что так и должна стоять лицемерная распутница — спиной к искусству, лицом — к недалеко находившемуся публичному дому. А питерские зубоскалы тут же сочинили стихотворение:

Где стоит такая дама, Позади которой драма, Слева — просвещение, Справа — развлечение, А спереди не всякому доступно?

Под просвещением имелась в виду Публичная библиотека, под развлечением — Сад отдыха, а спереди — не всем доступный своими ценами Елисеевский магазин.

Существует предание, что при закладке памятника в порыве эмоций одна из придворных дам бросила в котлован свое кольцо, затем ее примеру последовали и все другие присутствующие. Отсюда и родилась легенда о том, что под памятником зарыты несметные богатства и, как результат, в советское время представители Смольного хотели провести раскопки в Екатерининском саду, но дальше разговоров дело не продвинулось.

В наше время памятник вновь попал в частушки:

Монумент Екатерине Охранять бы надо ныне Новый русский бы не спер Монумент к себе во двор.

Сад перед Александринским театром в народе называют Екатерининским или Катькой. В советское время вокруг сквера тусовались местные художники, продававшие свои картины, поэтому сохранилось еще одно название этого места — «Монмартр».

Сквер перед Александринским театром —  излюбленное место отдыха петербуржцев, здесь встречаются с друзьями и назначают свидания.

Площадь Островского в Санкт-Петербурге — это место проведения городских праздников и ярмарок, среди которых — «Праздник хлеба и молока», «Праздник мороженого», фестиваль почитателей мотоциклов, но особенно многолюдно здесь бывает во время новогодней ярмарки и в дни города.

9) Памятник Осипу Мандельштаму и его жене Надежде

Осип Мандельштам — величайший поэт Серебряного века. Ему повезло не только войти в историю мировой литературы, но и встретить настоящую любовь.

Автор памятника супругам Мандельштам голландский скульптор Ханнеке де Мюнк назвала историю отношений поэта и его жены «монументальной историей любви». Осип и Надежда вместе пережили все лишения, ссылку, арест и стали примером искренних чувств и преданности друг другу.

Монумент представляет собой двух влюбленных, которые пытаются взмыть с постамента в небо. Открытие состоялось в 2010 году.

Место: Университетская набережная, 11, аллея между Главным зданием и филологическим факультетом.

Московский парк Победы

Где находится: между Кузнецовской ул., Бассейной ул., Московским пр. и пр. Юрия Гагарина, м. Парк Победы

Исторический архитектурно-скульптурный и ландшафтный ансамбль – первый парк Победы в СССР – был заложен жителями Ленинграда 7 октября 1945 года.

На центральной Аллее героев установлены бюсты и памятники героям войны и другим ленинградцам, награждённым Золотыми звёздами Героев СССР или Социалистического труда дважды. На пересечении Аллеи героев с центральной меридиональной аллеей сначала был установлен памятник И. В. Сталину. Сейчас на его месте стоит аналогичный по размерам памятник маршалу Г. К. Жукову.

Небольшая Ротонда – ещё один мемориальный объект Парка Победы. Надпись на ней гласит:

«В память тысяч погибших, жертв блокады и защитников города, сожжённых в печах стоявшего здесь кирпичного завода»

Рядом – поминальный крест и мемориальная доска:

«Здесь были печи кирпичного завода-крематория; прах сотен тысяч воинов и жителей блокадного Ленинграда покоится в прудах, газонах, под вашими ногами; Вечная им память!»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: