История создания памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге
Строительство и открытие этого монумента произошло во времена правления Александра II. Идея создания памятника была приурочена к столетней дате восхождения Екатерины II на престол. В честь этого грандиозного и исторически значимого события Александр II решил увековечить личность правительницы в вечном памятнике.
Первоначально архитекторы говорили о том, что монумент будет установлен в Царском Селе у Екатерининского дворца, но в последствии, в 1865 году, было решено реализовать воздвижение памятника у Александрийского театра
Первые работы, конструирование фундамента будущего строения, были проведены под вниманием Александра II и в присутствии членов его семьи
Первоначальная модель памятника, по подобию которой и была выстроена конструкция, расположена в специальном павильоне «Грот», который находится в Царском Селе. Для постройки основания памятника были привезены строителями и архитекторами разные породы гранита. Обеспечивая безопасность доставки дорогого камня, грузчики сначала перевозили его по воде. Затем строили специальные рельсы, на которых материал доставлялся к месту строительства.
Строительство памятника Екатерине II затянулось на долгие десять лет. Он был освящен в 1873 году. В этом же году состоялось его торжественное открытие, на котором присутствовала императорская семья.
Интересные факты
В память о первом «Царскосельском проекте» в Царском селе был установлен монумент, аналогичный тому, что стоит на площади Островского — размером примерно в 1/16 величины того.
Согласно некоторым источникам, в 1930-х годах правительство советского Ленинграда намеревалось снести памятник, заменив его статуей Владимиру Ленину. Вместо девяти фаворитов Екатерины, соответственно, планировалось расположить на постаменте членов Политбюро. Однако, эти планы так и остались планами, и памятник стоически пережил даже блокаду Ленинграда. В середине 1960-х здешний гранитный Суворов лишился своей шпаги, которую потом пришлось реставрировать.
Композиция памятника следующая: Екатерина, одетая в горностаевую мантию, сжимает в руках символ власти — скипетр и символ триумфа лавровый венок, а у ног ее находится корона Российской империи
Строгая и спокойная, Екатерина молча взирает на город с высоты почти в четыре с половиной метра, а в подножье сидят те, кто был обязан ей своим высоким положением при дворе и оставил немаловажное место в истории Российской империи. Всего среди членов «екатерининского кружка» девять фигур…
Григорий Потемкин-Таврический — основатель Днепропетровска, Севастополя и Николаева, по слухам, являлся тайным супругом Екатерины Великой.
Александр Суворов — величайший русский полководец, ославивший Россию в триумфальных военных компаниях.
Гавриил Державин — русский поэт и государственный деятель, принимавший участие в подавлении восстания Емельяна Пугачева.
Екатерина Дашкова — одна из приближенных Екатерины Великой, ее подруга, которая, в частности, принимала участие в перевороте 1762 года, позволившем Екатерине взойти на российский престол.
Александр Безбородко — русский государственный деятель, выступивший инициатором раздела Польши.
Иван Бецкой — секретарь императрицы и президент императорской Академии Искусств.
Алексей Орлов-Чесменский — видный русский деятель и полководец, который за свое триумфальное участие в Чесменском бою получил приставку к своей фамилии.
Фавориты Екатерины окружены различными атрибутами военного дела, художеств, наук, земледелия. Среди всего этого находится большая книга, на которой выведено слово «закон» и сделана надпись «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II, 1873 год». Так Александр почтил заслуги императрицы перед последующими поколениями.
Как добраться
Из других городов можно добраться по трассе М18: Симферополь-Ялта-Севастополь, потом по Балаклавскому шоссе. Доехав до поворота на генерала Острякова, свернуть на улицу с односторонним движением Н. Музыки, далее ул. 4-го Бастиона и до ул. Ленина. Напротив Дома Офицеров флота расположен Екатерининский сквер и сам памятник императрице.
По городу можно доехать с проспекта Острякова:
- на маршрутном такси 12, 120;
- автобусе 12, 22а;
- троллейбусе 12.
С района автовокзала ходят:
- маршрутные такси 109, 110, 17,
- автобусы 109а;
- троллейбусы 20, 7, 3.
С района Камышовой бухты:
- маршрутное такси 110, 117;
- автобусы109.
- троллейбус 5, 10.
На личном автомобиле припарковаться можно вдоль дороги, на специально отведенных местах для стоянки.
Краткое описание
Автор памятника – Этьен Морис Фальконе (1716–1791) – французский скульптор XVIII века, итогом проведённых им 12 лет в России стала именно скульптура конного императора Петра I – «Медный всадник».
Открытие памятника состоялось на Сенатской площади в Петербурге в 1782 году – 18 августа (7 по старому стилю). В церемонии приняла участие императрица Екатерина II, но скульптор не был приглашён… По какой причине?
Кто изображён?
Памятник, поставленный основателю города, «Медный всадник» на Сенатской площади Санкт-Петербурга – один из самых известных в России монументов Петру I Великому.
«Медный всадник» — первый конный памятник русскому царю и первому Императору Всероссийскому — Петру Алеексеевичу Романову (1672—1725).
Откуда произошло название?
Название «медный» закрепилось за памятником благодаря поэме в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник», написанной великим русским поэтом в Болдино осенью 1833 года.
Из чего он создан на самом деле?
Несмотря на название, которое дали памятнику позже, скульптура выполнена из бронзы, постамент — из гранита.
Открытие памятника Петру I Великому в Санкт-Петербурге состоялось 18 августа 1782 года. А стихотворная повесть «Медный всадник» была написана Александром Пушкиным в Болдине осенью 1833 года. Николай I не разрешил поэму печатать. Её начало появилось в «Библиотеке для чтения» в 1834 году под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы». Впервые поэму напечатали после смерти Пушкина в «Современнике» в 1837 году.
В статье «Медный всадник» Валерий Брюсов в 1909 году написал:
Что символизирует памятник?
Пётр I Великий изображён Этьеном Фальконе в обычном облачении верхом на необузданном коне как законодатель и реформатор, полководец-победитель, и не только. Автор видел в российском императоре созидателя и благодетеля, в первую очередь.
Скульптор изобразил Петра Великого в подчеркнуто динамичном состоянии, обозревающего своё детище – город на Неве с высокого пьедестала.
Описывая своё будущее творение, Фальконе сказал:
Фигура императора выражает твёрдую уверенность в процветающем и победоносном будущем великий державы – России. Вытянутая рука царя символизирует покровительство всей Земле Русской.
Вместо изображения монарха в облачении римского императора по традиции, установившейся в XVIII веке, французский мастер одел русского царя в длинную рубаху, в целом, в простую и лёгкую одежду, которая, по убеждениям скульптора, принадлежала «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние».
Фальконе заменил богатое седло на медвежью шкуру. Таким способом он показал близость государя к своему народу и то, как царь желает нации, им же цивилизованной, и несмотря на это, всегда беречь свою аутентичность и осознавать свои корни — происхождение.
Змея, введённая в композицию, — гениальная находка в решении проблемы обеспечения статической устойчивости памятника. Её появление под ногами вставшего на дыбы коня вполне убедительно объясняется тем, что она обозначает «враждебные силы». Растоптанная змея – символ побеждённого невежества и внешнего врага.
Лавровый венок на голове императора и меч, свисающий с пояса, указывают на роль Петра I как победоносного полководца. Венок из лавра и меч – это дань уважения победам государя-полководца в Северной войне.
Постамент в виде огромной скалы – символ трудностей, преодолённых Петром I. Громадный гранитный пьедестал является одновременно и вершиной горы – знак покорения препятствий на пути, и вздымающейся морской волной – символом многочисленных морских побед Петра Великого.
Скульптор написал:
Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге: общие сведения
Монумент был установлен на площади перед театром к юбилейной дате — 110-летию правления Екатерины Великой. Событие это состоялось 25 ноября 1873 года, а ровно сто десять лет назад — 25 ноября 1763 года Екатерина II, свергнув с престола законного наследника Петра Федоровича (императора Петра III), узурпировала трон при поддержке большого количества русских дворян и гвардейцев всех полков, приближенных к трону: Преображенского, Семеновского, Измайловского, Конной гвардии. Ей на верность присягнули Сенат и Синод. Церковь узаконила акт возведения на престол, провозгласив Екатерину Алексеевну законной императрицей, а ее сына Павла Петровича — наследником престола.
На памятнике можно прочитать надпись: «Императрице Екатерине II в царствование Императора Алексанра II». Начало реализации идеи совпало со столетней годовщиной восшествия на престол блестящей Екатерины, но создание растянулось на десять лет. Сам памятник отлит из бронзы и установлен на гранитный постамент. Вес сооружения — 270 кг, а высота всего монумента — 14,2 м. Это один из самых крупных монументов Северной столицы. Автор памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурге не один, а целая группа петербургских мастеров.
Композиция[править | править код]
Бронзовая фигура Екатерины ΙΙ держит в руках скипетр и лавровый венок, с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног возлежит корона Российской империи. Императрица изображена с осанкой высочайшей особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого Андрея Первозванного.
Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал П. Румянцев-Задунайский, государственный деятель Г. Потемкин и полководец А. Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Г. Державин и президент Российской академии Е. Дашкова — к Аничкову дворцу, князь А. Безбородко и президент Российской Академии художеств И. Бецкой — к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец В. Чичагов и государственный деятель А. Орлов-Чесменский — к фасаду Александринского театра. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год».
Первоначально предполагалось поместить барельефы Черкасова, Новикова, Кулибина, митрополита Платона и других. В окончательном варианте было решено сделать барельефы Орлова и Чичагова.
П. А. Румянцев-Задунайский, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов | А. А. Безбородко, И. И. Бецкой | В. Я. Чичагов, А. Г. Орлов-Чесменский | Г. Р. Державин, Е. Р. Дашкова |
Голова императрицы. Виден орден Андрея Первозванного | Монограмма императрицы | Корона у ног императрицы | Табличка у подножия пьедестала |
Памятник имеет сходство с памятником Тысячелетию России, находящимся в Великом Новгороде, что неслучайно, так как оба они проектировались Михаилом Микешиным. Нельзя не отметить и его сходство с памятником Екатерине II в Краснодаре, это была одна из последних работ скульптора.
События последних лет царствования Александра II — в частности, Русско-турецкая война 1877—1878 — помешали осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи. Д. И. Гримм разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Согласно окончательному списку, утверждённому за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах.
В рост должны были быть изображены: граф Н. И. Панин, адмирал Г. А. Спиридов, писатель Д. И. Фонвизин, генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский, фельдмаршал князь Н. В. Репнин и генерал А. И. Бибиков, бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах — издатель и журналист Н. И. Новиков, путешественник П. С. Паллас, драматург А. П. Сумароков, историки И. Н. Болтин и князь М. М. Щербатов, художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, архитектор А. Ф. Кокоринов, фаворит Екатерины II граф Г. Г. Орлов, адмиралы Ф. Ф. Ушаков, С. К. Грейг, А. И. Круз, военачальники: граф З. Г. Чернышёв, князь В. М. Долгоруков-Крымский, граф И. Е. Ферзен, граф В. А. Зубов; московский генерал-губернатор князь М. Н. Волконский, новгородский губернатор граф Я. Е. Сиверс, дипломат Я. И. Булгаков, усмиритель «чумного бунта» 1771 года в Москве П. Д. Еропкин, подавившие пугачевский бунт граф П. И. Панин и И. И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И. И. Меллер-Закомельский.
Памятник Екатерине II в Одессе
Где расположен: Одесса, Екатерининская площадь
В Одессе такой монумент появился в 1900 году. Но через 20 лет его перенесли в исторический музей. Спустя время многие элементы скульптуры пришлось реставрировать и заново отливать, но уже осенью в 2007 году появился в городе новый монумент императрице.
Его создал скульптор Юрий Дмитренко. Он также отразил в своем произведении других деятелей, который участвовали в формировании Одессы. Памятник отлит из бронзы. Сама фигура императрицы находится на двойном пьедестале. Имеется и надпись «Императрица Екатерина», а по бокам размещены фигуры других важных личностей в истории Одессы.
Скульптура отражает Екатерину II, как правительницу, которая держит в левой руке важный государственный документ, а другой указывает на город Одесса.
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге
Где расположен: Санкт-Петербург, площадь Островского
Последняя реставрация памятника императрице в северной столице России произошла в 2003 года. Притом сам монумент существует в этом городе с 1873 года. Создателями произведения стали художник Михаил Микешин и скульпторы Чижов Матвей и Опекушин Александр.
Пьедестал и другие детали были созданы по проектам архитектора Давида Гримма. Императрица здесь смотрится величаво, она держит скипетр и лавры, у ног ее – корона. Притом правительница изображена с легкой и нестрогой улыбкой на лице.
Рядом с фигурой размещены также скульптуры еще 9 деятелей того времени, важных для истории Санкт-Петербурга.
Городские легенды[править | править код]
Острословы рассказывают, что бронзовые фигуры екатерининских фаворитов вокруг пьедестала на памятнике Екатерине жестами демонстрируют размеры своих достоинств. Один только Державин виновато разводит руками. А над ними возвышается величественная развратная императрица с лукавой улыбкой и скипетром-эталоном в царственных руках. В действительности из изображённых на памятнике фаворитом Екатерины (по некоторым данным, даже тайным супругом) был только Г. А. Потёмкин.
Одна из легенд утверждает, что под памятником зарыты «несметные богатства». При закладке памятника одна из экзальтированных дам сорвала с себя перстень и бросила в котлован. Её примеру последовали и другие дамы. Если верить городским слухам, то в советское время власти хотели провести раскопки в Екатерининском саду. Однако дело дальше кабинетных разговоров не пошло.
Памятник Екатерине — самый несчастный монумент города. С него постоянно пропадают скульптурные детали (бронзовые цепи, ордена, шпаги), осколки стеклянных бутылок реставраторы обнаружили даже на голове императрицы. А как-то раз Екатерина была замечена в тельняшке с бутылкой в руке. Говорят, что это сделали подвыпившие моряки.