Памятник «тысячелетие россии» в великом новгороде

Кто изображен на нижнем ярусе фигур

Нижний ярус фигур разрабатывал выдающийся скульптор Петр Клодт. Именно он придумал легендарных коней, которых и сегодня можно увидеть на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

По неожиданному стечению обстоятельств, в работе над памятником «Тысячелетие России» он подчинялся своему ученику – Михаилу Микешину.

Первая задумка была такая – каждая сцена из верхнего яруса должна раскрыться подробнее в нижнем. Однако от замысла отказались – эскизы Петра Клодта не понравились Александру II. Император сошелся во мнении с Михаилом Микешиным – сюжет недостаточно разработан. Вероятно, скульптор не хотел работать под руководством 24-летнего ученика или просто конкретно эта работа его не вдохновила.

Первая идея, которая пришла в голову Михаилу Микешину, понравилась государю. Решено было разместить на нижнем ярусе горельефы выдающихся людей. Деятели культуры, истории, науки и религии встретились вместе, чтобы поведать потомкам летопись России в лицах. Княгиня Ольга и летописец Нестор, протопоп Сильвестр и Владимир Мономах, Иван Сусанин и адмирал Нахимов, Михаил Ломоносов и Александр Пушкин…

Впервые объединились те, кто жил в разное время, но вложил свой вклад в историю страны. Всего на фризе расположено 109 горельефов.

Высота памятника – 15, 7 метров. Диаметр постамента составляет 9 метров. Вес фигур из бронзы – 65,5 тонн.

Центральный ярус

На этом ярусе размещены 17 фигур высотой чуть больше трех метров. Скульптуры разбиты на шесть групп, которые чётко ориентированы по частям света.

Символика центрального яруса

Скульптуры исторических персонажей этого яруса олицетворяют символические этапы российской истории: призвание варягов, крещение Руси, начало освобождения от монголо-татарского ига, зарождение самодержавия на Руси, появление династии Романовых и образование Российской империи.

Мы видим фигуру великого киевского князя Владимира Святославича, Владимира-Крестителя, с восьмиконечным крестом в руках. Слева от него женщина, которая подносит ребенка для крещения. А справа от князя киевлянин низвергает языческого идола. Эти фигуры обращены на юго-запад, в сторону Византии, откуда и было заимствовано христианство.

Справа от князя Владимира мы видим фигуру Рюрика, первого правителя Древней Руси. Он смотрит на юг, в сторону Киева. Рюрик изображен в кольчуге, остроконечном шлеме и наброшенной на плечи звериной шкуре. 

Возникает вопрос: что означает загадочная надпись на остроконечном щите Рюрика? 

Надпись на щите Рюрика

На щите выбита надпись «ЛЪТА STO». Это летописная дата призвания варягов, выполненная на кириллице. Достаточно вспомнить, что раньше в алфавитах буквы имели свои цифровые соответствия. 

  • «ЛЪТА» означает год
  • S — «зело» со значком слева внизу обозначает шесть тысяч
  • Т — «твердо» обозначает триста
  • О — «он» обозначает семьдесят

Получается 6370 год, подразумеваемый от сотворения мира. Чтобы перевести в другое летосчисление (от Рождества Христова) используем несложный математический расчет: 

6370 — 5508 = 862 год от Рождества Христова. Согласно летописным источником, это год призвания варягов на Русь и создания Древнерусского государства.

Третья скульптурная группа олицетворяет период освобождения от монголо-татарского ига. В центре изображен стоящий в кольчуге и шлеме князь Дмитрий Донской. Он держит в руках знаки власти у татар — бунчук и шестопер. А ногой он попирает поверженного татарского воина. Фигура князя обращена на юго-восток, в сторону Золотой Орды, откуда шло монголо-татарское войско.  

В этой скульптурной группе несложно узнать Ивана III, носившего титул «государь всея Руси». Скипетр, держава, шапка Мономаха — всё это символы царской власти. Слева от него изображен мурза Золотой Орды, подносящий в знак покорности бунчук, а справа — поверженный рыцарь. Иван III смотрит на восток, в сторону Москвы, которая стала центром сбора русских земель в единое государство. 

Следующая скульптурная группа посвящена образованию Российской империи. Петр Первый в мундире офицера Преображенского полка с лавровым венком на голове. А над ним — ангел, указывающий России новый путь. Эти фигуры обращены на север, в сторону Санкт-Петербурга. 

Ещё одна группа фигур посвящена началу царствования династии Романовых. Там изображены Михаил Федорович Романов, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Эта группа ориентирована на северо-запад, в сторону Польши, которая претендовала на русский престол. 

История создания и открытия памятника

В 1857 году в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Российской государственности по постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда по легенде и были призваны варяги

Выбор Новгорода, как центра столь важного государственного праздника не был однозначным. Ведь на протяжении нескольких веков Новгород ассоциировался с Вече и республиканскими ценностями

Однако Александр II лично поддержал идею проведения праздника в Новгороде, ведь державность, по мнению Императора-реформатора, не противоречила гражданским свободам.

В конкурсе проектов памятника сенсационно победил художник М.О. Микешин.

Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Закладка состоялась в мае 1861 года на кремлевской площади Новгорода между Софийским собором и зданием присутственных мест.

7-ого, 8-ого и 9-ого сентября 1862 года в Новгороде  прошли торжественные мероприятия празднования Тысячелетия Российской государственности. К этому событию в город приехало все августейшее семейство во главе с самим Императором, члены ближайшей свиты, несколько тысяч солдат, офицеров и простых зрителей.

8 сентября (21-ого по новому стилю) 1862 года памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II.

Третий ярус

На третьем ярусе, проходящем по горельефу памятника, запечатлены фигуры политиков, героев войн, ученых и людей творческих, оставивших яркий и заметный след в истории России. Всего 129 персонажей, разделенных на 4 группы.

Первая коллективная композиция «Просветители народа», насчитывающая 31 фигуру, начинается под фигурой князя Владимира.

Первая коллективная композиция «Просветители народа», насчитывающая 31 фигуру, начинается под фигурой князя Владимира. Среди них — авторы кириллицы Кирилл и Мефодий, монах-летописец Нестор, князь Владимир и княгиня Ольга, митрополиты Платон и Петр Могила, патриарх Никон, Федор Ртищев — основоположник русской благотворительности, писатель Максим Грек, основатель Киево-Печерского монастыря Антоний Печерский и многие другие.

С восточной стороны монумента расположена группа государственных мужей (26 персонажей), наиболее заметные из которых — Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, великие литовские князья Гедимин и Ольгерт, основатель династии Михаил Романов, императоры Петр I, Александр I, Николай I, патриархи Филарет и Гермоген, императрица Екатерина II, дипломаты Виктор Кочубей и Григорий Потемкин, государственные деятели Михаил Сперанский и Яков Долгоруков.

36 фигур героев и военных людей размещены на северо-восточной стороне памятника. Среди них Святослав Игоревич, Даниил Галицкий, Александр Невский, Дмитрий Донской, Марфа Посадница, Минин и Пожарский, атаман Ермак, Иван Сусанин, Михаил Голицын, дипломат Шереметьев, генералы Кутузов, Багратион, Барклай-де-Толли, гетман Хмельницкий, полководец Суворов, вице-адмирал Корнилов и адмиралы Нахимов, Сенявин, Лазарев.

В четвертой группе собраны фигуры людей творческих — 16 художников и писателей. В их числе Ломоносов, Карамзин, Державин, Фонвизин, Жуковский, Крылов, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Пушкин, Брюллов, композитор Глинка.

После свержения царского режима и установления власти большевиков памятник был огорожен досками как антисоветская скульптура, однако по истечении какого-то времени вновь представлен взорам публики.

Это интересно: Павел: I (1796-1801)

История создания монумента

. 1867 год.]]


2011.10.02..13.31.32 — ahvalj @ Flickr

В 1857 году по предложению комитета министров был объявлен
конкурс на лучший проект памятника. Первую премию получил проект
молодых скульпторов Шаблон:Nobr и Шаблон:Nobr. Формально
автором проекта считается только Микешин, однако Шредер также
участвовал в его создании (в частности, он вылепил уменьшенную
модель памятника).


^steiney^ @ Flickr

В создании скульптур приняли также участие
Р. К. Залеман, П. С. Михайлов,
Н. А. Лаверецкий, А. М. Любимов,
М. А. Чижов.

Памятник был торжественно открыт 20 сентября 1862 года (по
новому стилю).


2011.10.02..15.48.07 — ahvalj @ Flickr

Кто изображен на верхнем ярусе фигур

Венчает памятник «Тысячелетие России» фигура женщины – олицетворение страны. Она стоит на коленях перед ангелом и крестом, преклонив голову. Скульптурная композиция установлена на эмблеме царской власти – державе, украшенной необычным узором.

По задумке скульптора, орнамент из крестов передает идею единства самодержавия и церкви. Опоясывает державу памятная надпись о событии, в честь которого и установлен монумент, – призвании Рюрика, Синеуса и Трувора для правления на Русь.

Установить такой памятник было решено к 1000-летию этой важной в истории страны даты. Обходя памятник по кругу, можно познакомиться с важнейшими этапами истории России

Первая сцена посвящена зарождению государственности в 862 году

Обходя памятник по кругу, можно познакомиться с важнейшими этапами истории России. Первая сцена посвящена зарождению государственности в 862 году.

Зрители видят призванного на Русь Рюрика. На его голове остроконечный шлем, на плечи наброшена звериная шкура. Справа от варяжского князя расположен символизирующий язычество бог Велес. Каждая следующая композиция рассказывает о новом значительном событии – крещении Руси, Куликовской битве, начале династии Романовых, создании Российской империи.

Отдельного внимания достойна сцена, посвященная основанию самодержавного царства Русского в 1491 году. В ногах у Ивана III лежат побежденные враги – литовец и ливонский рыцарь, меч которого сломан. На царе шапка Мономаха, в руках он держит символы государственности – скипетр и державу. Перед государем склонился воин Золотой Орды, передающий бунчук – знак власти.

Фигуру Ивана Грозного вы не увидите. Это вовсе не упущение скульптора. Казни бояр и разгром Новгорода, произошедшие в его правление, оставили тяжелый след в сердцах жителей города, в котором решено было установить памятник. Поэтому сочли, что бронзовая фигура царя тут будет неуместна.

Каждая скульптурная группа размещена в направлении одной из частей света. Такое расположение композиций выбрано неспроста, а отражает заслуги царей в укреплении определенных границ государства.

Страницы истории

Монумент «Тысячелетие России» был установлен в 1862 году, в год тысячелетия призвания варягов на Русь. 

В 1857 году был объявлен сбор средств для памятника. Жители страны собрали чуть более 72 тысяч рублей, правительство выделило еще 400 с лишним тысяч из государственной казны.

Очень много времени потребовалось для составления «списка видных людей», который утверждался самим императором. Было много споров и обсуждений. Например, новгородцы выступили против изображения на памятнике Ивана Грозного. Почему? Да потому что жители прекрасно помнили так называемый Новгородский погром.  

Новгородский погром — поход опричного войска на Новгород в 1569—1570 годах под личным руководством Ивана Грозного, сопровождавшийся массовыми убийствами. Жертвами погрома стали по разным оценкам от 2 до 15 тысяч человек. Кроме того, вследствие погрома в городе начали свирепствовать голод и болезни. (По данным Википедии) 

В 1859 году при Императорской Академии художеств был создан Конкурсный совет с участием архитекторов и инженеров. Он рассмотрел 52 представленных эскиза будущего монумента. В итоге остановились на проекте 24-летнего художника Михаила Микешина. 

В связи с большим объемом и сложностью работы над изготовлением памятника работала целая группа скульпторов и архитекторов. 

Строительство монумента

Для памятника требовались разные строительные материалы. Для фундамента использовали гранит. Его привозили из Сердобольских каменоломен, которые находились на Ладоге. Бронзовые детали памятника изготавливались в Санкт-Петербурге, а затем переплавлялись  сначала по Неве, а затем по Волхову в Великий Новгород. Готовые фрагменты памятника осматривал и одобрял сам император Александр II.

Памятник был открыт 8 сентября 1862 года. Торжества по этому поводу длились целых три дня. 

После Октябрьской революции 1917 года большевики стали рассматривать монумент как символ самодержавия. Сносить его не стали, но со всех сторон закрыли досками и фанерой. Правда, через некоторое время их убрали. 

В годы войны Великий Новгород был оккупирован фашистскими войсками. Немцы разобрали памятник, скульптуры нижнего яруса упаковали в ящики для отправки в Германию. К монументу даже подвели узкоколейку, чтобы увезти решетку и бронзовые фонари.

20 января 1944 года город был освобожден советскими войсками. Власти Новгорода приняли решение восстановить памятник «Тысячелетие России». На тот момент у него был полностью уничтожен верхний ярус и не хватало многих деталей, таких как посохи, копья, щиты в руках у отдельных фигур. К монументу вновь подвели узкоколейку, возвели леса. В ноябре 1944 года отреставрированный памятник был вновь открыт. 

Фото и описание

В 1862 году, перед празднованием 1000-летия России, Александру II подал идею сооружения одноименного памятника. Памятник «Тысячелетию России» было решено установить в Новгороде, городе, который сыграл ключевую роль в истории Российского государства.

Автором памятника стал Михаил Микешина, никому не известный выпускник Императорской Академии Художеств. Это была его первая работа. Хотя об этом официально не упоминалось, у него был и соавтор — Иван Шредер. Все детали памятника — фризы, решетка, фигуры, и фонари отливались в столице.

Открытие памятника состоялось в 1862 году, 8 сентября. На торжественной церемонии присутствовал лично император, всё августейшее семейство и члены ближайшей свиты. На несколько дней численность населения города Новгорода практически удвоилась. Торжества продолжались три дня.

Памятник был установлен на площади Софийского собора. Благодаря своей 15-ти метровой высоте, и масштабности форм, он органично вписался в окружающий пейзаж и смотрится величественно, соединяя в единый комплекс современные и древние архитектурные сооружения. Творческий замысел художника — ассоциировать силуэт памятника с главными символами новгородской и российской истории — был воспринят положительно как государственными мужами, так и широкой общественностью. Основными компонентами лейтмотива стали шапка Мономаха и вечевой колокол. Конструкция состоит из трех уровней, каждый из которых символизирует одну из частей, господствующей в то время доктрины: «Православие, самодержавие, народность». В нижней части расположен фриз с горельефами 109 исторических деятелей, символизируя идею опоры власти на общество и его славнейших представителей.

Интересно, что первоначальный проект не включал в себе фризы, а только барельефы, изображающие шесть эпох, отделенные друг от друга медальонами. Однако император Александр II предложил заменить барельефы на сплошной скульптурный пояс с выдающимися людьми России. Утверждение списков этих людей происходило долго, в итоге многие знаменитые люди не вошли в этот список. Даже Николай I был добавлен в список увековеченных личностей в последний момент.

Образец скульптурного пояса был создан М. Микешиным и Шредером. Фигуры были вылеплены разными знаменитыми скульпторами. За лепку одной фигуры в глине, ее отливку в гипсе и доставку на бронзовую фабрику, Государство платило по 4000 рублей. В июле 1862 года все группы и рельефы были собраны и представлены царю, который одобрил их.

Фриз состоит из четырех разделов: «Просветители», «Государственные люди», «Военные люди и герои» и «Писатели и художники». Фриз нижнего яруса состоит из 109 фигур. Второй ярус памятника включает шесть скульптурных групп. Каждая группа представляет один этап развития Российского государства: от Рюрика до Петра I. Ориентируя каждую группу на определённую часть света, авторы образно отметили роль государей в укреплении оными определённых рубежей российского государства. Верхняя часть памятника изображает Ангела, символизирующего православие, который благословляет коленопреклоненную перед крестом женщину, одетую в национальный русский костюм и символизирующую Россию.

В августе 1941 года Новгород был оккупирован фашистами. Нацистский генерал, служивший в штабе армии, приказал демонтировать памятник, с тем, чтобы увезти его в Германию. Фашисты успели вывезти бронзовую решетку, окружавшую памятник и великолепной работы бронзовые фонари. Эти части были потеряны навсегда. В январе 1944 года советские войска вошли в Новгород и освободили его.

6 главных исторических эпох Русского государства и постоянная борьба с чужеземцами

Вокруг шара-державы находится 17 фигур, которые объединены в 6 групп, относящихся к основным эпохам страны. В первую группу входит Рюрик вместе с богом Перуном, именно глава варягов и считается основателем русского государства. Во второй группе находится князь Владимир, естественно он как креститель Руси был выделен в отдельную эпоху. Князь воззревает на своего подданного, который низвергает статую языческого бога, а сзади женщина протягивает к нему ребенка для крещения.

Предлагает Памятник Тысячелетие России еще одну эпохальную группу выдающихся личностей — князь Дмитрий Донской, избавивший Русь от монголо-татарского ига. Гордый полководец сражает мечом проклятого басурманина и одновременно смотри вслед убегающей армии Мамая. Смысл данной скульптурной группы заключается в том, что Русь ни перед кем не преклонится и не будет терпеть чужеземцев на своей земле.

В четвертой группе можно увидеть зарождение самодержавия в России, где Иван Третий принимает окончательную капитуляцию Золотой Орды, рядом также находятся поверженные немецкий рыцарь и облаченный в латы воин Литвы. Пятая же группа посвящена династии Романовых, по обе стороны от царя Михаила находятся Козьма Минин и князь Пожарский. Именно эти люди подняли народное ополчение на борьбу с поляками и изгнали интервентов со своей Родины. Пожарский защищает родоначальника династии мечом, а Минин в это время преподносит ему символы царской власти — скипетр и шапку Мономаха.

Заключительная же эпоха и группа — «Основание Русской империи», где главенствующая роль отводится Петру Первому. Взор императора обращен на Север, в сторону Невы. У ног гиганта лежит поверженный шведский воин, который пытается защитить свое разорванное знамя. Именно это время считалось на тот момент золотым в истории Империи и продолжалось оно до того, как и был собственно построен Памятник Тысячелетие России.

Нижний ярус

На нижнем ярусе монумента «Тысячелетие России» размещены 109 скульптур. Они сгруппированы в тематические разделы.

Как сгруппированы фигуры нижнего яруса

«Просветители» (31 персонаж) – проповедники, основатели монастырей, монахи, историки, летописцы

«Государственные люди» (26 персонажей) – великие князья, цари, императоры, патриархи, дипломаты, общественные деятели

«Военные люди и герои» (36 персонажей) — князья, военные деятели, адмиралы и полководцы

«Писатели и художники» (16 персонажей) — ученые, поэты и писатели, драматурги, архитекторы, музыканты, художники

Давайте посмотрим на две тематических группы нижнего яруса. Отдельных персонажей можно узнать благодаря иллюстрациям из школьных учебников истории. 

Итак, мы идём слева направо. Слева от чаши сидят Кирилл и Мефодий, создатели славянской азбуки. За ними стоит княгиня Ольга и князь Владимир Святославич, крестивший Русь. Справа от чаши — преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основатели Киево-Печерского монастыря. Рядом с ними — летописец Нестор, один из авторов знаменитой «Повести временных лет».

Справа от Нестора стоит преподобный Кирилл Белозерский, основатель Кирилло-Белозерского монастыря. Перед ним — святой Алексий, митрополит Киевский и всея Руси. Рядом с Алексием изображен преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиева монастыря. И на переднем плане с раскрытой книгой сидит Максим Грек — афонский монах, философ, писатель и переводчик. 

Взгляд сразу выхватывает две фигуры с посохами. Слева — патриарх Московский и всея Руси Никон, который провел церковную реформу. Рядом с ним — митрополит Дмитрий Ростовский. Справа от него виден Феофан Прокопович, писатель, историк, первый вице-президент Священного Синода, созданного при Петре Первом

В левой части снимка мы видим великих киевских князей. Ярослав Мудрый держит в руках «Русскую правду», первый свод законов Древней Руси. Рядом с ним сидит Владимир Мономах. Справа от него — великие литовские князья Гедимин, Ольгерд и Витовт. Честно говоря, я была изумлена, увидев их фигуры на этом фризе. 

Персонаж со щитом, скипетром и державой это Иван III, великий князь Московский, «государь всея Руси». Здесь мы тоже видим и двуглавого орла на щите, и шапку Мономаха. 

Справа от Ивана III стоят сподвижники Ивана Грозного — священник Сильвестр, первая жена Анастасия Захарьина-Юрьева и воевода Алексей Адашев. Затем идёт патриарх Гермоген. А справа от него сидит Михаил Федорович Романов, основатель династии Романовых, со своим отцом, патриархом Филаретом.  

За патриархом Филаретом изображены дипломаты Афанасий Ордин-Нащокин, глава Посольского приказа, и Артамон Матвеев. Справа от них сидит второй царь из династии Романовых Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим. А за ним стоит со скрещенными на груди руками его сын Пётр Первый с одним из своих сподвижников Яковом Долгоруковым. 

На заднем плане — Иван Бецкой, президент Академии художеств, и Александр Безбородько, который несколько лет был канцлером Российской империи. 

Слева без труда можно узнать сидящую на троне императрицу Екатерину Вторую  и её фаворита, генерал-фельдмаршала Григория Потёмкина. Позади него — министр иностранных дел Виктор Кочубей и император Александр Первый. За императором — его сподвижники: государственный секретарь Михаил Сперанский и генерал-фельдмаршал Михаил Воронцов. Замыкает группу «Государственных людей» император Николай Первый, прозванный современниками «жандармом Европы».  

Как вы понимаете, фигур на памятнике гораздо больше. Мы посмотрели только две тематических группы — «Просветители» и «Государственные люди». 

Интересные факты

Во время Великой Отечественной войны монумент сильно пострадал — фашисты успели вывезти бронзовую решетку, огораживающую памятник, и фонари, установленные поблизости. Все небольшие фигуры были сняты, крест, который венчал шар-державу, сломан. Много мелких деталей было утрачено безвозвратно. В январе 1944 года советские войска выбили противника из города, а к ноябрю реставрация памятника «Тысячелетие России» была завершена. После этого было еще несколько восстановительных работ, в ходе последней из которых внутри монумента удалось найти остатки лестницы, которую, по-видимому, забыли там мастера 19 века.

Фигуры и персонажи памятника

Первую эпоху, или основание русского государства, представляют фигуры Рюрика и главного языческого бога Перуна.

Вторая группа персонажей, показывающая обращение Руси к христианству, включает в себя изображения князя Владимира с восьмиконечным крестом в руках, славянина, рушащего статую языческого божка, и женщину с ребенком, которого она протягивает князю.

Фигуры третьей группы символизируют освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Центральная из них — конечно, фигура Дмитрия Донского, повергнувшего воина ненавистной армии захватчиков и смотрящего вслед спешно отступающим войскам Мамая, разбитым русскими воинами.

Тема четвертой скульптурной группы — основание самодержавия. Персонажи этой эпохи — на переднем плане побежденный татарин, передающий символ власти князю Ивану III, низвергнутые немецкий рыцарь и латвийский воин. Чуть позади изображен сибиряк, который олицетворяет присоединение Сибири.

Пятая веха в истории России — начало правления дома Романовых. В центре внимания здесь — Михаил Романов, которого Минин одаряет шапкой Владимира Мономаха и скипетром, а Пожарский обороняет от потенциальных врагов своим мечом.

В верхней части композиции находится мощная фигура простого русского крестьянина, поддерживающего гигантский шар-державу. Он заслонен фигурами царей и полководцев, стоящих на вершине площадки, оттого плохо просматривается зрителем. Но и в этом есть своя глубокая символика: ибо именно он, простой русский мужик, труженик и воин тысячу лет держал и оберегал великую Российскую Державу.

Размеры и композиция памятника

России, 1140 лет российской государственности (2002 год)]]
Высота монумента составляет 15,7 метра, диаметр постамента — 9
метров. Вес бронзового литья — 65,5 тонны. Памятник имеет
форму колокола и содержит 129 человеческих фигур.


Insider @ WikiCommons

Скульптурные изображения делятся на три уровня. Венчает монумент
фигура стоящей на коленях перед ангелом женщины, олицетворяющей
Россию.

Среднюю часть памятника занимают шесть скульптурных групп,
символизирующих различные периоды истории Русского государства:

  • летописное призвание варягов на Русь (862 год);
  • крещение Руси (988—989 годы);
  • начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год);
  • образование единой Руси (конец XV века);
  • начало династии Романовых (1613 год);
  • образование Российской империи (1721 год).

в 5 рублей]]


2011.10.02..15.54.52 — ahvalj @ Flickr

В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены
горельефы 109 исторических деятелей. Фриз делится на четыре
раздела: «Военные люди и герои», «Просветители», «Государственные
люди», «Писатели и художники». Внутри каждого раздела персоны
расположены в хронологическом порядке.


Vkontakte User @ Vkontakte

Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана
Грозного. Его скульптурное изображение не включили в композицию
памятника в отместку за кровавую расправу, учинённую опричниками в

Новгороде в 1570 году.

Кто изображен на памятнике?

История памятника, безусловно, представляет живой интерес, но гораздо больше внимания заслуживают изображенные на нем исторические личности (рисунок 4).

Рисунок 4. На памятнике изображено больше сотни фигур выдающихся деятелей

Все 128 фигур монумента условно делят на три яруса:

  1. Первый (верхний) ярус состоит из двух фигур. Первая – ангел с крестом в руке, который символизирует православную веру. Женщина, стоящая рядом на коленях, является символом России. Эти фигуры располагаются на державе, которая украшена по периметру крестами, орнаментом и памятной надписью, по которой можно установить, когда и с какой целью был возведен памятник.
  2. Средний ярус монумента состоит из фигур исторических личностей. Каждая из них – это символ определенной эпохи. На первой изображен князь Рюрик, который призвал варяг и считается основателем Руси в 862 году. Вторая значимая фигура – князь Владимир, который провел крещение Руси. Третьим изображен князь Дмитрий Донской, который освободил славян от татаро-монгольского ига. За ним следует Иван Великий. Именно он объединил русские земли вокруг Москвы и стал основателем самодержавия. Далее расположились Михаил Романов, Кузьма Минин и князь Пожарский. Эти фигуры символизируют начало эпохи правления Романовых, на которую пришлось много значимых и трагических событий. Последним в среднем ярусе изображен Петр I, который считается основателем великой Российской Империи.
  3. На третьем (нижнем) ярусе расположились фигуры выдающихся российских деятелей различных эпох. Условно их делят на просветителей, военных и героев, государственных деятелей и представителей искусства (писателей и художников). 31 фигура просветителей располагается с юго-западной стороны монумента под фигурой князя Владимира. К данной группе относятся княгиня Ольга, Кирилл и Мефодий, летописец Нестор и другие. К группе государственных деятелей относятся 26 фигур, расположенные в восточной части монумента. Здесь представлены Ярослав Мудрый, Алексей Адашев, Екатерина II, Александр I и многие другие. К категории военных героев относится 36 фигур с северо-восточной стороны памятника. В этой части монумента находятся фигуры Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Ивана Сусанина, Петра Багратиона, Павла Нахимова и других. Меньше всего фигур относится к категории писателей и художников. Их всего 16, но каждая личность внесла огромный вклад. Здесь изображены Ломоносов, Лермонтов, Пушкин, Брюллов и другие.

С памятником связано и несколько интересных фактов. Например, на монументе нет фигуры Ивана Грозного. Создатели посчитали размещение его фигуры неэтичным из-за разгрома Великого Новгорода этим царем и казни местных бояр.

Во времена создания монумента строительство обошлось достаточно дорого. Всего на памятник было потрачено 500 тысяч рублей, треть из которых была пожертвована населением. Для сравнения, в те годы за 500 тысяч можно было купить вполне достойный особняк в Петербурге. Больше информации о памятнике и историческим памятникам Новгорода можно найти в видео.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: