Летний сад в санкт-петербурге

Бюст «Благодарные охтяне»

Большеохтинский пр., у д. 1-3

Территорию на правом берегу Невы, в устье р. Охты, неподалёку от крепости Ниеншанц, отвоёванной у шведов в ходе Северной войны, в 1720-х гг., по петровским указам, начали заселять работными людьми. Постепенно там образовалась Охтенская слобода.

В начале ХХ в. Охтинское общество местного самоуправления инициировало установку на Охте памятника Петру I. Автор бронзового бюста скульптор И. Я. Гинцбург изобразил Петра с открытой головой, в мундире, с Андреевской лентой через плечо. На гранитном постаменте была высечена надпись: «Петру I-му благодарные охтяне». Памятник открыли 25 сентября 1911 г. у церкви Сошествия Святого Духа, построенной в 1836-1844 гг. на месте старого охтинского Троицкого кладбища, существовавшего в 1727-1773 гг.

При уничтожении Свято-Духовской церкви в 1930-х гг. исчез и памятник. С инициативой его воссоздания выступил муниципальный совет «Большая Охта». Скульптор В. И. Обухов (Винниченко) воссоздавал бюст по старым фотографиям. Памятник открыли перед зданием современной постройки 23 мая 2003 г., в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. На лицевой стороне постамента воспроизведена старая надпись.

Идея и история создания

Идея Петра была в том, чтобы построить великолепный сад, который не уступал бы парку величайшего короля Европы. Для реализации идеи царь пригласил архитекторов, скульпторов и садовников из Европы в Петербург. Летний сад является домом для каменных статуй со всей Европы, с редкими цветами и растениями, а также изысканными фонтанами.

Это место для элегантной жизни за пределами дворца, где регулярно проводятся танцы. В течение долгого времени Летний сад в Санкт-Петербурге был центром политической и общественной жизни, где проводились имперские церемонии.

Место также является первым дворцом Петра. Он был сооружен итальянским архитектором по имени Доменико Трезини.


Летний дворец зимой

Летний дворец, расположенный в саду, это двухэтажное здание в голландском стиле с высокими крышами и относительно простым интерьером. Он является одним из первых каменных дворцов города. Его первоначальный облик сохранился по сей день.

Фонтаны и пруды

Как уже упоминалось, вся территория создаваемого Петром сада была четко организована и разделена на определенные части. Парадная часть Летнего сада делилась на четыре основные площадки: Дворцовую (Дамскую), Шкиперную, Добродетелей и Круговорот суток. На первой площадке обычно гуляла и отдыхала императрица с придворными дамами. На второй – сам император с заезжими гостями.

Петр Первый с придворными на Шкиперной территории Летнего сада

Все четыре садовые зоны сада были обустроены фонтанами — первыми в России подобными гидротехническими сооружениями. Вода в них качалась паровой французской машиной из Фонтанки, которая именно из-за фонтанов Летнего сада и стала так называться, ведь до этого она была просто Безымянным Ериком

Первые парковые фонтаны не были так вычурны и декоративны как последующие, украсившие Петергоф и другие загородные парковые ансамбли, но они очень оживляли парковый пейзаж.

Фонтан «Пирамиду» можно увидеть на главной аллее четвертой площадки

Многие восстановленные фонтаны хранят память о царствующих особах в своих названиях. Например, один из первых фонтанов главной аллеи со стороны Дворцовой набережной «Царицын» увековечил память о Екатерине Первой, которая в этом месте любила встречать гостей. 

Фонтан «Пирамида», установленный на четвертой площадке по повелению той же Екатерины повторяет одноименный Петергофский.

Фонтан «Царицын» на века сохранил память о Екатерине Второй

Всего территорию Летнего сада украшало более пятидесяти фонтанов. Многие из них располагались на территории Лабиринтового сооружения Второго Летнего сада. Оформлялись они цветным мрамором, декоративным камнем и деревом.

Кроме многочисленных фонтанов, парковая территория была оснащена и прудами. При создании Второго Летнего сада планировалось создать цепочку каскадных прудов. Были организованы несколько водоемов – Форелиев, Цветочный, Мельничный и Карпиев. Созданные пруды не только способствовали осушению и облагораживанию садовой территории, но в них, к тому же, разводили разнообразную рыбу, о чем красноречиво говорят их названия.

Из всех прудов только Карпиев пруд сохранился со времен Петра Первого

Из всех созданных при Петре Первом прудов на сегодняшний день сохранился только Карпиев, который находится недалеко от входа со стороны Мойки, там же где установлена порфировая ваза. Пруд неоднократно реставрировался и сегодня поддерживается в хорошем состоянии. Его давно облюбовали белые лебеди, которые уже привыкли быть объектом фотосъемок.

После крупномасштабной реконструкции сада, проходившей в конце первого десятилетия 21 века, был возвращен к жизни и Менажерийный (в переводе с фран. – зверинец) пруд. Этот пруд также возник при Петре Первом и по его проекту по ходу главной аллеи. В нем разводили всевозможных птиц от морских уток до индейских гусей, для которых были обустроены специальные домики. Этот пруд был сильно поврежден наводнением и засыпан. Только благодаря реставраторам мы можем любоваться еще одним восстановленным ландшафтным детищем Петра.

Менажерийный пруд возвращен к жизни трудом реставраторов

Летний дворец Петра Первого

В северо-восточном углу парка находится Летний дворец Петра Первого, строительство которого в 1710 году начал Доменико Трезини. Скромный оштукатуренный каменный дом (один из первых в городе) был построен «на голландский манер», с четырёхскатной крышей и рустованными углами. Дворец расположен рядом с началом Фонтанки, у Невы. Пётр, увлечённый мореплаванием, сам выбрал это место. С южной стороны, где теперь стоят лавочки, первоначально был небольшой порт.

Дворец был разделён между мужем и женой: Пётр занимал первый этаж, а Екатерина – второй. При входе в каждый зал висит табличка, на которой указано его назначение в петровскую эпоху. Опочивальня царя выглядит очень скромно. Длина кровати существенно меньше роста монарха. Дело в том, что в то время знатные люди спали почти сидя, облокотившись на стопку подушек. За спальней находится петровская мастерская. Здесь он надевал кожаный фартук и проводил долгие часы, склонившись над своими станками, прессами и инструментами. В этом же помещении он нередко принимал и важных гостей.

Кофейный домик

Много места в мастерской занимает «ветровой прибор», сделанный по его заказу в Дрездене придворными мастерами саксонского курфюрста. Три больших циферблата, заключённые в роскошную резную дубовую раму, показывают время, направление ветра, его силу и скорость. Прибор соединён с дворцовым флюгером. Вращаясь на ветру, флюгер приводит в движение стрелки циферблатов. Большие приёмы Пётр проводил в Меншиковском дворце на Васильевском острове. Столовая же Летнего дворца использовалась для менее торжественных встреч.

За обедом велась непринуждённая беседа, которую нельзя было нарушить бранью или ссорой: тотчас в наказание заставляли осушить «большого орла» – огромный кубок с государственным гербом. Царь гордился не только своей мастерской, но и поварней. Она была оснащена по последнему слову тогдашней техники: вытяжной колпак над плитой и стены выложены синими изразцами, пол из каменных плит, в углу водопровод с чёрной мраморной раковиной.

Лебяжья канавка

Из поварни в столовую проделано окошко – Пётр любил, чтобы блюда подавались быстро и были горячими. На втором этаже находились покои Екатерины I. Убранство этих апартаментов выглядит наряднее, богаче и изысканнее, чем комнаты первого этажа. Окружая свою вторую жену поистине царской роскошью, Пётр будто старался заставить всех забыть о её незнатном происхождении. После смерти мужа Екатерина была возведена на престол. Судьба её поистине удивительна.

Чайный домик, Кофейный домик и Лебяжья канавка

К югу от Летнего дворца расположен Чайный домик. Этот павильон был построен в 1827 году. В 1981 году он пострадал от пожара, а после реставрации стал использоваться в качестве выставочного зала. Расположенный неподалёку Кофейный домик был возведён Карло Росси на месте старого грота петровской эпохи. Сейчас в этом здании разместились сувенирный магазин и кафе. В южном конце парка находится Лебяжья канавка (Лебяжий канал), по которой действительно плавают лебеди. Возле выхода из сада стоит огромная порфировая ваза, подаренная Николаю I шведским королём в 1839 году.

Летний дворец Петра I на карте Санкт-Петербурга

Реконструкция сада: городские споры

Кроме синтетических скульптур после реставрации появилось еще одно неоднозначное художественное новшество. Новшество, правда, было условным: все сделали, как при Петре I.

Это были тринадцать тысяч шпалерных лип, которые не просто высадили вдоль аллей в Летнем саду, а еще и подперли зеленым деревянным шпалерным забором. Вместо пейзажного паркового пространства с дальней перспективой люди попадают в узкие растительные коридоры, из которых ничего не видно.

Все верно, такие шпалеры располагались вдоль аллей до XIX века. Но тогда Летний сад не был публичным, он выполнял роль царской резиденции на открытом воздухе с игрушечными гротиками, огородиками и зверушками в фонтанчиках. Со временем он кардинально поменял облик и стал публичным пейзажным парком.

Знаменитые чугунные решетки Летнего сада никак не гармонируют с «дачным заборчиком», как прозвали жители Санкт-Петербурга новые шпалеры сада. Произошло странное смешение стилей и функций сада.

Реставраторы уверяют, что шпалеры в скором времени буду выглядеть по-другому: деревянный забор уберут, а немецкие подстриженные липы станут ровными и смогут самостоятельно выполнять роль надежной ограды.

В этот же период частично восстановили и петровский аптекарский огород. В нем для государя выращивали и подавали к столу свежие овощи и зелень. Там же высаживали и кое-какие лечебные травы. Стиль аптекарского огорода напоминал европейские монастырские садики с двумя дорожками крестом и центральным фонтанчиком. Грядки здесь идеальные, с ровным бордюром из декоративного кустарника. Работа Летнего сада в Санкт-Петербурге после капитальной реконструкции функционально не изменилась. Восстановленный огород носит чисто декоративный характер. Овощи с грядок Летнего сада на стол никто не подает. Они растут в самом центре города в условиях интенсивной загазованности.

Деревьями Летнего сада также серьезно занимались: их лечили. Перед реконструкцией было ясно, что большинство посадок достигло предельного возраста. Самые старые деревья были обследованы томографом для контроля пустот и гнилых участков внутри. После обследования и диагноза пришлось ликвидировать девяносто четыре дерева. В остальных стволах лечили дупла, питали корни специальными смесями, чистили сухие ветки и т.д. Возраст деревьев продлили примерно на сто лет. По крайней мере, так считают руководители реконструкции.

Летний сад

Летний сад – один из самых красивых парков города. Его обычно считают ровесником города, так как Пётр упоминает о нём в своих указах от марта-апреля 1704 года. Первый план Летнего сада набросал сам Пётр, повидавший ещё во времена своего заграничного путешествия с великим посольством знаменитые сады Голландии и немецких княжеств. Первоначально, в 1704-1705 годах, разбивкой царского сада занимался русский архитектор Иван Матвеевич Угрюмов, а руководил работами сам Пётр.

Самое примечательное в Летнем саду – это «Лабиринт Эзоповых басен», каждая из 60 скульптур которого – иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями. У входа в лабиринт – статуя Эзопа, баснями которого так восхищался сам Пётр, что приказал делать «Эзоповы фонтаны». В Летнем саду эту затею осуществил архитектор М.Г. Земцов. К сожалению, катастрофическое наводнение 1777 года повредило сад. Деревья были вырваны с корнем, фонтаны разрушены.

Вход в Летний сад

Парк был реконструирован при Екатерине Великой. Императрица предпочла свободный стиль ландшафтного парка. В таком виде этот зелёный уголок города и сохранился до наших дней. На протяжении долгого времени в парк пускали только представителей дворянства. Во времена Николая I он был открыт для всей «прилично одетой публики». Введённые ограничения действовали вплоть до революции. Несмотря на это, Летний сад был популярен у петербуржцев всех сословий.

Среди романтиков, которых привлекал Летний сад, были и А. Пушкин, и Н. Гоголь, и П. Чайковский, и украинский поэт Т. Шевченко. А писатель И.А. Гончаров даже сделал Летний сад местом встречи Обломова и Ольги, героев романа «Обломов». Влюблённые парочки облюбовали сад с начала XIX века. Ежегодно летом в саду устраивали смотрины купеческих невест, собиравшие толпы любопытных. По обеим сторонам аллей выстраивались шеренгами купчихи с дочерями, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест. Каждая мамаша старалась в пух и прах разодеть своё чадо.

Скульптура «Амур и Психея»

Прогулка по Летнему саду

С мая по сентябрь Летний сад открыт ежедневно с 10.00 до 21.30, а с октября по март – с 10.00 до заката. В апреле парк закрывают, чтобы просохла земля. Зимой, когда статуи укрыты в ящики, предохраняющие их от мороза, плата за вход ниже, а популярное времяпрепровождение посетителей – строительство снежных скульптур. Летний сад со всех сторон окружён водой. С одной стороны Нева, с другой стороны Мойка, с третьей – Фонтанка, с четвёртой – Лебяжий канал.

Так Летний сад оказался «вставленным» в великолепную, живую и трепетную, поблёскивающую под лучами солнца водяную раму. Лучше всего подходить к нему со стороны набережной Невы, через ворота в высокой литой железной ограде, выполненной в 1770-1784 годах Юрием Фельтеном. К работам в Летнем саду привлекались лучшие архитекторы: А. Шлютер, Ж.Б. Леблон, М.Г. Земцов, Л.И. Шарлемань.

Прогулка по Летнему саду

Фонтаны Леблона не сохранились до наших дней, но в северной половине парка до сих пор стоит более восьмидесяти барочных скульптур (первоначально их было более двухсот). Одна из самых замечательных статуй, «Амур и Психея», находится у Лебяжьей канавки. Композиция изображает момент, когда Психея со светильником в руках склонилась над спящим Амуром. Еле уловимое движение пронизывает обе фигуры.

В парке много аллегорических и мифологических фигур, а также бюстов, изображающих королей, римских императоров, великих полководцев, государственных мужей древности. Здесь есть польский король Ян Собеский и Юлий Цезарь, римский император Траян и Александр Македонский… В центре сада стоит памятник писателю Ивану Андреевичу Крылову (1769-1844 годы). Подобно Эзопу, Крылов сочинял аллегорические басни про животных, высмеивая недостатки людей. Многие персонажи Крылова изображены на пьедестале этого памятника.

Летний дворец Петра I

Разрушение и восстановление

В 1777 году Летний сад серьезно пострадал от наводнений, некоторые из статуй и фонтанов были разрушены. Однако был быстро восстановлен до первоначального состояния. В 17-м и 18-м веках здесь было 79 скульптур, украшенных итальянскими скульпторами, такими как Баратта, Бонацца и другие.

Нева и Летний сад отделяется забором, спроектированный Фельтеном в 1773-1786 годах. В 1784 году Петр Егоров приступил к строительству забора по проекту архитектора Фельтена, а к 1827 году работа была завершена. На территории также есть кафе (спроектированный Карлом Росси) и чайный магазин (спроектированный Людвигом Шарлеманом). Есть также статуя великого русского поэта Ивана Крылова, скульптором, которого является Петр Клодт.


Памятник Ивану Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга

Режим работы Летнего сада в Санкт-Петербурге

Закрытие парков Санкт-Петербурга на весеннюю просушку – процесс местный и весьма специфический. Поэтому если в списке экскурсий в Санкт-Петербурге Летний сад планируется на весенний период, месяц апрель лучше исключить.

Дело в том, что большинство парков города локализуются на болотистой почве. Парковые дорожки в большинстве своем набивные с нижней подушкой из щебня и верхним слоем из гранитного отсева. После зимы они пропитаны водой, и, если по ним в это время передвигаться, грунтовое покрытие может деформироваться. Реставрация такого рода повреждений стоит весьма недешево. Поэтому большинство парков и скверов в Санкт-Петербурге закрываются на месячную просушку.

В остальное время режим Летнего сада в Санкт-Петербурге имеет сезонный характер. Их всего два:

  • В летний сезон с 1 мая по 30 сентября парк открыт с 10:00 до 22:00.
  • В зимний сезон с 1 октября по 31 марта часы работы с 10:00 до 20:00.

Памятник в Усть-Ижоре

Пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, у д. 219

В 1240 г. в месте впадения реки Ижоры в Неву происходила битва новгородцев со шведами. Одержавший победу новгородский князь Александр Ярославич получил за неё прозвание Невский. Согласно преданию, в 1712 г. Пётр I сам указал место на левом берегу Ижоры, где в память о сражении поставили деревянную Александро-Невскую церковь. Храм горел, восстанавливался, перестраивался в камне и вновь разрушался. Наконец, в 2002 г. отреставрированная церковь была освящена.

Автор памятника Петру I в Усть-Ижоре – скульптор А. В. Дегтярёв. Бюст выполнен во временном материале (бетон, тонированный под металл), но предполагается его отливка из чугуна; постамент гранитный. Фигура царя (с обрезом ниже пояса) облачена в стилизованные доспехи, с плащом, закреплённым фибулой на левом плече, со звездой на латах и лентой через правое плечо ордена Андрея Первозванного. Левая рука полусогнута в локте, правая держит свиток. На цилиндрическом гранитном постаменте накладной картуш с надписью «Пётр I». Открытие памятника состоялось 30 мая 2002 года, в связи с 330-летием со дня рождения Петра I.

История создания Летнего сада

Чтобы лично следить за всеми этапами возведения Летнего сада в 1704 году Петр Первый приказал выстроить себе рядом со стройкой небольшой домик в качестве летней резиденции. Первыми этапами строительства руководил мастер Угрюмов. Концепцию парка создал сам Петр. Она включала в себя прямые аллеи и четкие линии. Деревья в процессе строительства высаживали и зимой, и летом. На место стройки завозили очень много земли.

Нева, Фонтанка и Мойка – это природные границы парка. Архитектор Трезини тоже участвовал в создании первой площадки сада. Всего крупных строительных площадок на территории парка было 4.

Полтора века сад считался только царской резиденцией. Туда с разрешения царя могли приходить члены царской семьи и свиты. Некоторое время парк засаживался однолетниками. От данного вида растений сад и получил свое название.

Отдельной достопримечательностью парка можно посчитать его ограждение. Первые витиеватые решетки установили в 1771 году. Этот проект разрабатывали Фельтен и Егоров. Уникальное ограждение кроме стальных прутьев оснащено гранитными колоннами, вазами и памятными досками.

До наводнения в 1777 году в Летнем саду можно было насчитать около 50 фонтанов. Сегодня их значительно меньше. Другой жемчужиной при Петре в саду была статуя Венеры. Сам Петр приобрел скульптуру за границей. Теперь ее можно лицезреть в Эрмитаже.

О фонтанах Летнего сада

В Летнем саду моего детства фонтанов не было, они погибли еще в далеком 1777 году во время катастрофического наводнения. Екатерина II решила их не восстанавливать. И так после более чем двухсотлетнего перерыва Летний сад вновь украсили фонтаны. Не которые из них повторяют фонтаны Петергофа, например, фонтан Пирамида.

Фонтан Пирамида

Любопытно, что в Летнем саду все фонтаны работают весь день. Я много поездила по Европе и такой роскоши я там не видела. В Версале фонтаны включают только по субботам и воскресеньям и вход в парк в это время становится платным. В Линдехофе (Бавария) фонтан включают на 3 минуты каждые полчаса, так что наслаждайтесь фонтанами в Летнем саду, это аттракцион не слыханной щедрости со стороны наших властей.

Самый шикарный фонтан Летнего сада – Коронный

Кстати Петр I посещал Версаль во время великого посольства и пришел в полный восторг и все наши дворцы и парки разбиты по образу и подобию Версаля.

Во время реконструкции в Летнем саду проводились археологические раскопки и один из фонтанов не стали восстанавливать, оформили его как музеефицированный раскоп. Уровень почвы в саду поднялся по сравнению с петровскими временами на 1 м, а возле Летнего дворца на 1,60 м.

Фонтан Лакоста, 1736 год, музеефицированный раскоп

Во время раскопок были найдены старинные водоводы в которых местами можно ходить, к сожалению посмотреть на них нельзя. Зато какую пищу эти находки дали альтернативным историкам.

Итальянские скульптурные фигуры

По задумке Петра I скульптуры несли две функции: образовательную и, конечно же, эстетическую. В Летнем саду появились Александр Македонский, легендарные римские императоры и целый отряд великолепных аллегорических фигур.

Эти скульптуры специально закупались в Италии, главным образом, в Венеции. Все они были авторскими, от прекрасных мастеров XVII века, и уже тогда обладали высокой художественной ценностью. В общей сложности было закуплено больше ста фигур (покупки продолжались и после Петра I).

На сегодняшний день в Летнем саду в Санкт-Петербурге располагаются ровно девяносто две фигуры. Все они являются неплохими копиями из мраморной крошки. Оригиналы же размещены под крышей соседнего Михайловского замка.

Немного интересной истории

Изначально Летний сад, строился чтобы удивлять иностранных гостей. Попасть сюда можно было только по личному приглашению Петра I. Он строился в течение 7 лет по образу садов в Версале, которые привели Петра I в дикий восторг.

Простых люде начали пускать только через 50 лет после открытия сада, и только по воскресеньям и праздничным дням. Указ звучал так: «любой человек в чистой и опрятной одежде мог прогуляться по территории Летнего сада, когда императрица отсутствует в столице».

Картина: Воскресенье в летнем саду Петербурга, когда туда пускали всех

При Петре I парк был гораздо красивее, чем сейчас. Но в 1777 году одно из самых больших наводнений затопило Летний сад почти на метр, разрушило почти все фонтаны и повалило вековые деревья. В то время денег на восстановление не нашлось, поэтому сад долго пребывал в запустение.

Последствия наводнения в летнем саду

На самом деле полноценно Петровские фонтаны реставрируют только сейчас, за что им большое спасибо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: