Работа над памятником и другие мероприятия
Автор провел грандиозную работу, добиваясь сходства скульптурного лица поэта с его настоящим обликом. Это осложнялось противоречивыми прижизненными изображениями Лермонтова и отсутствием посмертной маски.
Взяв за основу два самых удачных портрета и постоянно контактируя с людьми, некогда общавшимися с поэтом, Опекушин вновь и вновь кропотливо воссоздавал образ, в итоге доведя его до совершенства.
В июне 1885 года инициативный комитет подписал с ним договор, в котором было зафиксировано следующее обязательство: за 14 тыс. руб. изготовить памятник Лермонтову и элементы бронзового украшения его пьедестала.
Статуя, изготовленная Санкт-Петербургской фабрикой «А. Моран», на время осталась в этом городе, и широкая публика могла ее видеть. А в Пятигорске проводили спешные работы, обустраивая сквер и устанавливая постамент (его эскиз сделал сам Опекушин, а сооружением руководил инженер С. А. Тонетти).
Поэтому была сделана каменная подпорная стена. Затем по периметру сквера появилась чугунная решетка, балюстрада, углы были оформлены фонарями; сам сквер украсили каменным гротом, поставили сторожку. Данные работы выполнялась согласно проекту инженера и архитектора Н. А. Дорошенко, ростовчанина. В положенное время доставили и статую — ее привезли по железной дороге, а затем воспользовались подводами.
Месторасположение и внешний облик
Скульптурное изваяние было решено установить в многолюдном центе курортного Пятигорска — близ чудесного Цветника, в сквере, которому в этой связи присвоили название Лермонтовского. Он имеет символические очертания — в форме лиры. Почти рядом гора Машук, где и произошла дуэль, погубившая поэта.
Каждый год, в тихие октябрьские дни, в сквере устраиваются празднества литературы и поэзии, приуроченные ко дню его рождения. В это время сюда приходят еще больше горожан и отдыхающих, отовсюду его почитатели приезжают специально. В подножии монумента неизменно лежат цветы.
Сам памятник Лермонтову сделан бронзовым, в высоту 2,35 м, а для постамента высотою 3,3 м использовали светлый крымский гранит — он изображает уступ скалы.
Поэт сидит на нем спиной к Машуку, задумавшись в поэтическом вдохновении и выронив книгу; взгляд его как бы устремлен на горные дали и величавый Эльбрус. Ослаблены застежки форменного сюртука с эполетами, а шинель, не удержавшись на плечах, ниспадает складками.
Современники видели и еще один символ: поэт изображен сидя — то есть, его ранний уход не позволил таланту раскрыться целиком, распрямиться «во весь рост» ему не удалось.
А все, кто лично знал поэта, отмечали замечательное сходство лица, которое изваял автор памятника. На постаменте вверху высечено «М. Ю. Лермонтову», а в его нижней части — трехструнная лира, венок, перо и памятная дата открытия (16 августа 1889 года).
Долгожданное открытие
Первоначальный замысел — приурочить открытие памятника Лермонтову к 75-й годовщине его рождения (в октябре) — пришлось изменить, так как при этом не смог бы присутствовать А. М. Опекушин, да и отдыхающих в это время года значительно убавлялось. Эти соображения обусловили перенос открытия на один из воскресных дней августа 1889 года (16-е число, а по новому стилю 28-е).
Событие вызвало большое скопление людей — от руководителей КавМинВод, Пятигорска и комитета по сооружению памятника, до его строителей, общественников, горожан разного возраста, посетителей курорта. К сожалению, на этом мероприятии не суждено было побывать одному из главных энтузиастов — А. М. Байкову — он находился на лечении в Австрии, а вскоре его не стало.
После этого монумент освободили от тканевой завесы, и перед глазами собравшихся во всей красе предстал удивительный памятник, гармонично вписывающийся в окружающую его природу и не утративший своей монументальности на фоне величия гор.
Было произнесено множество речей и возложено немало венков, в том числе, серебряных. Читали стихи, военный оркестр играл специально написанный марш, потом состоялся торжественный обед, на который были приглашены 180 человек.
Тосты звучали не только за великого скульптора, но и за всех людей, благодаря пожертвованиям которых и был создан памятник Лермонтову. Событие повсеместно освещалось в газетах.
Давно минуло сто лет со дня открытия памятника, но он по-прежнему любим и вызывает интерес у всех, кто бывает в Пятигорске. Отсюда увозят открытки и буклеты, сувениры и собственноручно сделанные фотографии с его изображением, тем самым подтверждая народную любовь к поэту и восхищение прекрасным монументом. Этот памятник относится к числу федеральных.
Как собирали средства
На основании царского разрешения по всей империи объявили подписку для совершения пожертвований — началась растянувшаяся на 18 лет работа, целью которой было установить памятник Лермонтову. Все поступавшие суммы — от копейки до тысяч рублей — учитывало Министерство финансов.
Взносы делали люди разных сословий, начиная от простых крестьян, и заканчивая особами из высочайших кругов светского общества. Комитет, ведавший всеми вопросами строительства, создали в сентябре 1875 года (г. Владикавказ), в его состав вошел и А. М. Байков.
В 1876 — 78 годах поступление средств приостановилось, из-за чего и комитет свернул свою работу: шла война с Турцией, и общественность собирала пожертвования, чтобы умалить страдания балканских славян, которых в итоге Россия освободила от турецкого владычества.
По завершении военных действий, комитет вернулся к своим задачам, а в 1880 году обратился через прессу к соотечественникам, напомнив о том, что сборы на памятник все еще ведутся.
КавМинВоды стали местом постоянных публичных чтений произведений Лермонтова, ставились и концертные программы, во время этого разыгрывались лотереи. Все сборы шли на пожертвования.
В июле 1881 года, в сороковую годовщину гибели поэта, прошло первое из ежегодных его чествований, и народную копилку пополнили собранные при этом 2 тыс.руб. Всего за 10 лет поступило 25 тыс. руб. В последующие 8 лет, до открытия памятника, общая сумма возросла до 54 409 руб.64 коп.
Выбор проекта и места установки монумента
Зимой 1883 года организационный комитет объявил, что имеющейся суммы хватает для начала работ и можно проводить конкурс проектов памятника. На первых двух его этапах, из 137 представленных эскизов, моделей и предложений, маститое жюри ни одну работу не признало достойной воплощения.
Участвовать в третьем этапе решились всего 15 претендентов, из них под номером 14 значился А. М. Опекушин, хорошо известный, в частности, благодаря памятнику А. С. Пушкину (г. Москва). Его незамысловатый, но высокохудожественный проект признали наиболее соответствующим духу общественного движения и достойным премии.
Большие споры вызвали КавМинВоды, как место установления памятника — ведь Лермонтова почитали во всей России, значит, память о нем следовало увековечить в каком-то главном ее городе.
Но выбор все же пал на Пятигорск, учитывая весомые доводы о ярчайшей роли Кавказа и в творчестве, и в жизни поэта, о его трепетной любви к этому горному краю, с которой были вписаны прекрасные строки в стихотворные и прозаические произведения.
Тут ему довелось бывать в детстве, а затем лечиться во время ссылки за дерзкое стихотворение памяти Пушкина, здесь же нашел свою погибель и последнее пристанище (позднее, хлопотами бабушки поэта, его прах перевезли в имение Тарханы — в семейный склеп).
Как возникла идея установки
Начало положила в 1870 году статья поручика П. К. Мартьянова, поэта, изучавшего лермонтовское творческое наследие. Он поставил вопрос о воздвижении памятника, придавая большое значение именно Пятигорску. Его предложение нашло поддержку у А. М. Байкова, который в то время был главным арендатором КавМинВод, и А. А. Витмана, доктора из Пятигорска, бывшего еще и надворным советником.
Они направили прошение в ближайшую инстанцию — в Управление Кавказского наместника; его руководитель, барон А. П. Николаи, доложил своему начальнику — Великому князю Михаилу Романову, а от него об идее установки памятника узнал император Александр II. Его разрешение последовало в середине июля 1871 года, едва не совпадая по дате с тридцатилетием со дня гибели Лермонтова.