Что притягательнее: парадный блеск или таинственная полуразруха?
Усадьба Веневитиновых – классическая дворянская усадьба. Потеряв немного в территории — в советское время побыла школой, детским домом, а в годы войны использовалась под воинскую часть — все равно сохранила свои исторические черты.
С конца 80-х годов здесь велись активные реставрационные работы. И сейчас усадьба блещет былою красотой и убранством. В помещениях многочисленные экспозиции, посвященные жизни рода Веневитиновых в целом и отдельным его представителям в частности.
При входе всех встречает Дмитрий Владимирович Веневитинов, увековеченный, уже известным нам по памятнику Высоцкому, местным скульптором Максимом Дикуновым.
Усадьба расположена на живописном левом берегу Дона. Дорога к реке проходит через красивый парк, где приятно прогуляться по тенистым аллеям, понаблюдать за лягушками в пруду и устремиться мыслями вслед за быстрыми водами Дона,
поудобнее устроившись там, где открываются лучшие виды на реку.
Несомненно, здесь приятно посидеть в тишине, пытаясь представить, как жили тут люди несколько сотен лет назад, но нет во всем этом душевности и желания вернуться. Наверно, лично меня, не сильно тронул род Веневитиновых, чтобы захотеть продолжить углубляться в их историю.
А что же замок принцессы Ольденбургской?
Здесь нас ждал прекрасный фасад в неоготическом стиле. Такой архитектурной шедевр в русской глубинке большая редкость, не считая, конечно, замка Галкина в деревне Грязи.
Красивые въездные ворота с башнями, мощные стены замка – все говорит о фундаментальности постройки.
Но внутри, увы и ах…
Вообще со всеми этими реставрациями и восстановлениями здесь происходят постоянно непонятные истории. Вроде и инвесторы находятся, и договора подписываются и даже что-то восстанавливать начали, но каждый раз все стопорится и практически не двигается с мертвой точки.
Длинным шлейфом не перестают тянуться истории о таинственных явлениях, происходящих в замке. Рассказывают, будто рабочим, выполнявшим ремонт, являлись призраки, то кто-то постоянно мешал выполнять работы. Все эти увлекательные байки хорошо играют на врожденном любопытстве туристов.
А чего стоят истории про саму принцессу. И кровь молодых девушек пила, и слуг своих держала в подвале, отдавая на растерзание хищным зверям, и проклял замок обиженный на Евгению Черный лекарь и куча еще всевозможных страшилок.
Честно говоря, спустившись в подвал, невольно и не в такое поверишь. Мрачные, полуразрушенные помещения, от которых так и веет холодом и всевозможными загадками.
В одной из комнат подвала на своде потолка мы обнаружили изображение мальтийского креста. Говорят, что именно здесь Александр Петрович любил устраивать свои спиритические сеансы.
Опять же возникает вопрос: если ты не принадлежишь ни к какому сообществу, зачем в своем доме делать такие изображения?
Загадки, тайны и легенды – это все необыкновенно манит и привлекает в замок принцессы Ольденбургской.
Наше природное любопытство нам не давало покоя, и мы разговорились со смотрительницей, пытаясь выяснить, имеют ли место здесь необычные явления. Смотрительница заверила, что никаких приведений, звуков, стонов и шорохов они в замке за время своей работы не наблюдали. А жаль…
И все-таки, ведь дыма без огня не бывает. Единственное, что еще удалось выяснить, что Евгения Максимилиановна была дамой очень жесткой, а возможно и жестокой. Будучи настоящей бизнес-вумен, она была очень требовательна к своим рабочим во всем и за провинности всегда наказывала. Возможно, это качество и породило эти многочисленные зловещие истории.
В общем, гуляя по полуразрушенным покоям замка, довольно увлекательно присматриваться к деталям и строить догадки по поводу необычной истории людей его населявших.
Как будет развиваться судьба замка принцессы Ольденбургской так и не известно. Усадьбе Веневитиновых опять повезло больше: музей относится к объектам культурного наследия федерального значения и спонсируется из того же бюджета. А вот замок под «крылом» у областного бюджета и результат, как видим, на лицо.
Еще мне очень понравилась фраза нашего друга: «Одни построили больницу, школу, фабрику и сделали кучу других добрых дел, а заслуги других, мягко говоря, меркнут на их фоне. А что мы видим?»
Вот такой парадокс…
Дух принцессы Ольденбургской
Помимо игр в прятки и игр теней в полумраке, самое интересное в подвалах замка – это огромная старинная печь.
Та самая печь в подвале
Именно она отапливала весь замок. А теперь бездействует, в то время, как его посетители и экскурсоводы отчаянно мёрзнут.
Но всё же нечто загадочное и необъяснимое тут есть. Если стоять в том самом помещении, где расположена печь, и посмотреть в соседнее помещение, окошко в которое забрано решёткой, то можно увидеть… привидение! Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!
Привидение? Или просто тень? ))
Тьфу ты! Дались эти привидения… Не привидение, а силуэт принцессы Ольденбургской с вытянутой вперёд рукой, как будто она кого-то умоляет. Есть версия, что она таким образом просит спасти её замок, находящийся в столь удручающем состоянии.
Вот он, силуэт принцессы Ольденбургской на стене…
Если подойти ближе и заглянуть через решётку в полумрак – чары развеиваются. Мы видим лишь облупившуюся штукатурку. Она обсыпалась столь причудливым образом, что действительно на стене появился силуэт женщины. Впрочем, если бы мне не сказали заранее о такой версии, я бы, наверное, и внимания не обратила. Хотя сходство с человеческим силуэтом определённо есть.
Но это всего лишь облупившаяся штукатурка…
Так вот. Злые языки говорят, что сотрудники замка специально отковыряли таким образом штукатурку, чтобы было чем завлечь впечатлительных туристов…
Как думаете, похож силуэт на стене на силуэт принцессы Ольденбургской?
Ещё более злые языки говорят, что дух разгневанной принцессы вернулся в замок вместе…с реставраторами в 80-х годах XX века. Дух принцессы изо всех сил мешает реставрационным работам. А наивные туристы полагают, что просто, как всегда, у нашего государства нет денег на восстановление ценных исторических памятников…
Что же на самом деле мешает реставрации замка?
Но такие предположения наивны. Рабочих, задействованных в ремонтных работах, по ночам мучают кошмары (наверное, это можно объяснить и тем, что рабочий люд, особенно строители, не прочь порой выпить лишку, а там – кто знает…).
Впрочем, самые злые-презлые языки говорят, что просто духу принцессы не нравится качество реставрации и потому она гневается…
Как бы там ни было, а загадочный силуэт на стене привлекает внимание туристов
Сведения о том, что замок этот – место мистическое, смутное и тёмное, в огромных количествах можно найти в воронежской прессе. Я не буду их пересказывать. Если Вам очень интересно – сами найдёте, в том числе их и в Интернете полно. Но ещё одну из легенд старого замка всё же расскажу…
Достопримечательности поблизости
Помимо замка принцессы Ольденбурзкой, в Рамони существуют и другие интересные для осмотра объекты. Например, уникальное для конца XIX века шестигранное сооружение водонапорной башни с арочными оконными проёмами, выполненное в той же технике, что и замок. А вот находящийся рядом с дворцом каретный двор с надписью на фасаде «Клуб сахарников» — совсем другого типа здание с мансардой и балконом, огороженным коваными витыми перилами.
В центре посёлка – памятник в ознаменование 300-летия создания российского флота, парящий в поднебесье парусник на стремительном пьедестале. Вблизи Рамони находилась когда-то судоверфь, строящая военные корабли. Говорят, один из них принимал сам Витус Беринг.
С историей гончарного производства Воронежской области знакомят экспозиции Музея керамики. Один из залов посвящён известному уроженцу Рамони С. Мосину, конструктору, изобретшему трёхлинейную винтовку.
Деятельность Ольденбургских
Ольденбургские за короткое время успели осуществить многие свои идеи. Незадолго до начала революции они уехали из России и, словно предчувствуя грядущие события, стремились как можно больше сделать для этой страны и для ее потомков. Глядя на заводы, замок и другие строения, сооруженные ими, нельзя не заметить основательность, то, что это все строилось на века.
Евгения Максимилиановна помимо возведения дворца вела активную хозяйственную деятельность в Рамони. Сахарный завод, доставшийся ей в наследство, производил примерно 100 кг сахара в стуки. На нем использовался только ручной труд. Евгения оснастила его новейшей техникой, и благодаря этому стало выпускаться в сутки до 200 тыс. центнеров сахара. Канатная дорога была сооружена на заводе, а для транспортировки готовой продукции по стране, а также доставки на производство угля построена была железнодорожная ветка.
К сахарному заводу сначала пристроили рафинадный цех, а в 1900 году — кондитерскую фабрику с использованием паровых машин. Она получила в скором времени известность во всем мире, а продукция ее на европейских конкурсах завоевывала призовые места. В качественную, высокохудожественную, красочную упаковку упаковывалась она. Над созданием эскизов трудились ученики художественных школ, руководили которыми известные мастера.
Евгения, кроме того, открыла ковровые мастерские, конезавод, рисовальную и начальную школы, лечебницу, столовую для рабочих и общежитие для инженеров. Осуществлялась электрификация предприятий, построена была система водопровода и водопроводная башня. На берегу реки, противоположном от дворца, был создан зверинец — участок леса, на котором обитали диковинные звери. Евгения завезла сюда бобров и пятнистых оленей, которые не жили раньше в этих местах.
История
В 1878 году Ее Императорское Высочество княгиня Евгения Максимилиановна Романовская, герцогиня Лейхтенбергская (по мужу — принцесса Ольденбургская) купила имение в посёлке Рамонь Воронежской губернии. В 1883 году по проекту архитектора Христофора Нейслера началось возведение замка для супругов. За три года были возведены стены метровой толщины, а к 1887 году была завершена внутренняя отделка.
Дворец построен в «староанглийском» стиле. Напротив господского дома — ворота с башней и вмонтированными в неё часами швейцарской фирмы «Винтер», названный «свитским корпусом», так как там размещалась свита, сопровождавшая знатных особ, посещавших усадьбу.
Принцесса занималась тем, что обустраивала жизнь в селе. В частности, она построила первую в России конфетную фабрику с применением паровых машин, которая получила название «Паровая фабрика конфет и шоколада» и позднее стала прародительницей Воронежской кондитерской фабрики. Продукция фабрики имела международное признание, завоевав большое количество наград на различных всемирных выставках.
Также в селе появилась водонапорная башня (во дворце был водопровод как с горячей, так и с холодной водой), а рядом с ней — два дома для прислуги принцессы. Именно при ней была учреждена стипендия Её высочества принцессы Ольденбургской, появились столовая и лечебница для местных жителей и железная дорога. При этом в посёлок постоянно приезжали новые крестьяне. В итоге Рамонь стала расширяться и из захолустного поселения превратилась в довольно зажиточное.
В 1901 году 33-летний сын Евгении и Александра Ольденбургских Пётр женился на 19-летней сестре императора Николая II Ольге. В подарок им неподалёку от замка был построен особняк, прозванный «Уютным». Однако подарок не понравился Ольге, и для молодожёнов было куплено соседнее имение, названное впоследствии Ольгино.
После Октябрьской революции хозяйка замка была вынуждена перебраться во Францию, а затем в Канаду, город Торонто. Имение было разорено неким управляющим по фамилии Кох. После революции здесь по очереди располагались казарма, школа, больница, заводоуправление и т. д.
Существует легенда, будто в годы войны немецкие войска, узнав, что у хозяев замка немецкие корни, отказались его бомбить, разослав листовки: «Дворец бомбить не будем». Во время бомбардировок местные жители стали прятаться в нём.
Это интересно: Когда был построен амфитеатр в Пуле?
Таинственные подземелья замка
Впрочем, самые загадочные помещения замка – конечно же, подземелья. Нет, это не мрачные казематы, в которых, согласно легендам, мучили людей. Всё это бредни чистой воды. Потому что принцесса Евгения была добрейшим человеком.
Лестница в подвал замка
Она организовала школу для детей жителей Рамони, была крёстной каждого второго деревенского ребёнка, делала подарки рамонцам на свадьбы и крестины. И ни о каких тюрьмах и казематах в подвалах замка и речи быть не может.
Школа в Рамони, основанная Ольденбургскими
Хотя, говорят, она там зимой держала своих животных. У принцессы Евгении был небольшой зверинец. Впоследствии откуда-то появилась легенда о том, что принцесса отдавала провинившихся крестьян на растерзание своим зверям. И якобы до сих пор по ночам из замка доносятся стоны замученных в подвалах людей. Но, как я уже сказала выше – это вымысел, не более того. Но какой же замок без страшных историй?
Створки зарешеченных ворот в подвале невольно наводят на мысли о казематах
Но, когда спускаешься в подземелья замка – и правда становится немного не по себе. Цокольный этаж практически не освещён и спуск туда действительно похож на мистическое приключение. Бесчисленные подвальные помещения напоминают лабиринт. Ходить по ним очень интересно, особенно с детьми, которые так и норовят где-нибудь спрятаться.
Одно из помещений замкового подвала
Об этих подвалах и в наши дни появляются всё новые свидетельства, якобы подтверждающие «заколдованность» замка. Так, например, что кошки в замке жить не могут, а у забежавших сюда случайно – встаёт дыбом шерсть и они, шипя убегают. А ещё в замке не могут выжить ни пауки, ни комары, ни мухи, ни даже мыши. С другой стороны, а что им там делать?
А те, кто отваживаются переночевать в замке, всю ночь слышат странные звуки: шаги, стоны, хлопанье птичьих крыльев и так далее.
Колонны в подвале замка
А ещё в замке якобы отказывается работать видео- и фотоаппаратура. Вот последнее, с полной уверенностью могу сказать, полный бред. Вы видите, сколько я там сделала фотографий: всё на них видно, ни мутности, ни дымки, ни загадочных шаров и привидений. Может, просто неумехи придумали эту байку, чтобы оправдаться?
Вопреки байкам, фото в подвале получаются
Но всё же, когда люди в тёмном-претёмном подвале слышат слово «привидение» – даже у самых реалистически настроенных туристов бегут мурашки по коже. Хотя лично я ёжилась не столько от страха, сколько от холода. В подземельях замка гораздо холоднее, чем на улице и даже в самом замке! Мне кажется, эти подвалы даже в середине осени вполне можно использовать вместо холодильника.