Усадьба пехра-яковлевское

Архитектурно-парковый ансамбль[ | код]

В состав архитектурного комплекса входили особняк с двумя флигелями, церковь, театр и оранжерея.
Перед домом был разбит сад. Хозяйственная часть усадьбы находилась в значительном удалении от её главного корпуса, и её постройки до нашего времени не сохранились. Главный корпус усадьбы, предположительно, был построен в период с по  гг. По версии историков, автором проекта был известный архитектор К. И. Бланк.

Рядом с главным корпусом по проекту Ф. П. Казие были построены двухэтажные флигели. Фасады, обращенные к реке, были украшены четырёхколонными тосканскими портиками с фронтонами. Главный корпус и флигели были объединены галереями-колоннадами. Центральную группу зданий дополняли два похожих корпуса, в одном из которых, предположительно, помещалась оранжерея. Данные двухэтажные здания, сооруженные в -х годах, относятся к образцам стиля ампир. Их создателем был известный зодчий А. А. Менелас.

Курдонёр Зимняя оранжерея Восточный флигель

Обширный живописный парк усадьбы представляет собой систему аллей, расходящихся от центральной поляны в форме шестиконечной звезды. Аллеи парка разбиты на французский манер. Сохранившийся до наших дней «верхний» парк, был создан во второй половине XVIII — начале XIX века. Перед парковым фасадом дома до сих пор сохранилась несколько заглубленная в землю площадка — буленгрин с полукруглой каменной лестницей. В цоколе лестницы устроены гроты, парапеты украшены круглой скульптурой. До нашего времени сохранился насыпной холм «катальной горки», которая, в настоящее время, в обиходе называется «Заячьей» или «Лисьей» горкой, к которой вдоль берега Пехорки ведет парковая аллея. Так называемый «нижний» парк, находившийся на берегу Пехорки, до нашего времени не сохранился.

План | код

План усадьбы Пехра-Яковлевское

  1. Трасса старой Владимирской дороги.
  2. Селение Пехра-Яковлевское.
  3. Храм (1777—1782 гг.).
  4. Главный корпус (1763—1785 гг.).
  5. Вогнутые парные галереи (1790 г.).
  6. Боковые квадратные флигели.
  7. Манеж-театр (1810—1815 гг.).
  8. Оранжерея (1802 г.).
  9. Игровая площадка — цветник.
  10. Полукруглая лестница со скульптурами «сфинксов».
  11. Декоративная (катальная) горка.
  12. Площадка с фонтаном «Трёх нимф».
  13. Центральная поляна.
  14. Шесть лучевых аллей.
  15. Главная продольная аллея парка, ведущая к главной поперечной аллее верхнего парка и декоративной горке.
  16. Центральная поперечная аллея.
  17. Пруд на Пехорке (сооружён примерно в 1799 г., спущен в 1918 г.).
  18. Старая плотина.

Архитектурно-парковый ансамбль[править | править код]

В состав архитектурного комплекса входили особняк с двумя флигелями, церковь, театр и оранжерея. Перед домом был разбит сад. Хозяйственная часть усадьбы находилась в значительном удалении от её главного корпуса, и её постройки до нашего времени не сохранились. Главный корпус усадьбы, предположительно, был построен в период с по  гг. По версии историков, автором проекта был известный архитектор К. И. Бланк.

Рядом с главным корпусом по проекту Ф. П. Казие были построены двухэтажные флигели. Фасады, обращенные к реке, были украшены четырёхколонными тосканскими портиками с фронтонами. Главный корпус и флигели были объединены галереями-колоннадами. Центральную группу зданий дополняли два похожих корпуса, в одном из которых, предположительно, помещалась оранжерея. Данные двухэтажные здания, сооруженные в -х годах, относятся к образцам стиля ампир. Их создателем был известный зодчий А. А. Менелас.

Курдонёр Зимняя оранжерея Восточный флигель

Обширный живописный парк усадьбы представляет собой систему аллей, расходящихся от центральной поляны в форме шестиконечной звезды. Аллеи парка разбиты на французский манер. Сохранившийся до наших дней «верхний» парк, был создан во второй половине XVIII — начале XIX века. Перед парковым фасадом дома до сих пор сохранилась несколько заглубленная в землю площадка — буленгрин с полукруглой каменной лестницей. В цоколе лестницы устроены гроты, парапеты украшены круглой скульптурой. До нашего времени сохранился насыпной холм «катальной горки», которая, в настоящее время, в обиходе называется «Заячьей» или «Лисьей» горкой, к которой вдоль берега Пехорки ведет парковая аллея. Так называемый «нижний» парк, находившийся на берегу Пехорки, до нашего времени не сохранился.

Планправить | править код

План усадьбы Пехра-Яковлевское

  1. Трасса старой Владимирской дороги.
  2. Селение Пехра-Яковлевское.
  3. Храм (1777—1782 гг.).
  4. Главный корпус (1763—1785 гг.).
  5. Вогнутые парные галереи (1790 г.).
  6. Боковые квадратные флигели.
  7. Манеж-театр (1810—1815 гг.).
  8. Оранжерея (1802 г.).
  9. Игровая площадка — цветник.
  10. Полукруглая лестница со скульптурами «сфинксов».
  11. Декоративная (катальная) горка.
  12. Площадка с фонтаном «Трёх нимф».
  13. Центральная поляна.
  14. Шесть лучевых аллей.
  15. Главная продольная аллея парка, ведущая к главной поперечной аллее верхнего парка и декоративной горке.
  16. Центральная поперечная аллея.
  17. Пруд на Пехорке (сооружён примерно в 1799 г., спущен в 1918 г.).
  18. Старая плотина.

Как добраться до Пехра-Яковлевское

Усадьба находится на юго-восточном направлении от Москвы. Если ехать на машине, то следует выбрать трассу М7. Вам нужен указатель на «Железнодорожный», следуйте ему и съезжайте с шоссе направо. Едете около 200 метров и видите указатель на Церковь Преображения Господня, которая является частью усадьбы Пехра-Яковлевское.

На общественном транспорте можно добраться от метро «Шоссе Энтузиастов» на маршруте 291, от метро «Партизанская» на маршруте 322,444, остановка называется «РГАЗУ» или «ВСХИЗО». Кроме того, вы можете доехать с курского вокзала на электричке до станции «Кучино» (около 30 минут в пути), а дальше сесть на автобус 29.

Бывший театр

Парадную группу строений дополняют два одинаковых корпуса. В одном из них располагалась оранжерея, а в другом, скорее всего, находился открытый театр. Сооруженные уже в эпоху ампира, они являются прекрасными образцами этого архитектурного стиля. Эти оштукатуренные здания украшены белокаменными деталями. На их фоне выделяется лоджия, оформленная колоннами римского ордера. Оба здания не раз подвергались переделкам и перепланировкам. Не все они пошли им на пользу. Например, в здании театра неудачно изменили уровень окон. А различные пристройки нарушили когда-то продуманную композицию оранжерей.

У здания бывшего театра

Усадебный парк

Пехра-Яковлевская. Усадьба основана в 1770—1810 гг. близ с. Яковлевского, принадлежавшего с 1591 по 1828 г. роду князей Голицыных. В XIX в. усадьбой владели князь И. А. Гагарин (1832—1835 гг.), Шелашников (1835 г.), Рооп (с 1870 г.). Усадьба расположена на высоком берегу запруженной р. Пехорки вблизи бывшего Владимирского тракта. Центральная часть дворца была сооружена архитектором К. И. Бланком, возможно, по проекту Баженова.Пейзажный парк площадью 40 га со свободной планировкой разбит на склоне к реке во второй половине XVIII в. Меньшая часть парка, примыкающая к дворцу, имела регулярную планировку, осталась заглубленная площадка партера перед дворцом. Пейзажный парк с длинными, звездообразно сходившимися аллеями значительно вырублен, его планировка искажена.В ассортименте парка имеются 32 вида деревьев и кустарников, в том числе 11 местных и 21 интродуцент. Заслуживает внимания дуб черешчатый (высота 25 м, диаметр ствола 120 см). Среди интродуцированпых растений десять видов деревьев, десять кустарников и стелющийся почвопокровный кустарничек — барвинок малый.Деревья высажены рядами, аллеями, кустарники образуют живописные группы и живые изгороди. Хорошего развития достигли: пихта сибирская (высота 11 м, диаметр ствола 15 см), каштан конский (высота 12 м, диаметр ствола 22 см) и лиственница сибирская (высота 14 м, диаметр ствола 24 см). Уход удовлетворительный. Необходимо убрать заросли малоценных растений (бузины, малины) и больные экземпляры ели обыкновенной.

Спасская (или Преображенская) церковь

Преображенская церковь

При создании Спасской (или Преображенской) церкви использовался обычный кирпич, однако во многих ее деталях присутствует прекрасный белый камень. Многие эксперты, блистая знаниями, приписывают авторство этого культового сооружения Баженову. К такому мнению их склоняет оригинальность храма, при проектировании которого чувствуется рука большого мастера. Однако предание гласит, что строительством церкви занимался К.И. Бланк. Храм построен в виде двусветной ротонды, увенчанной большим барабаном. Он опирается на внутреннее кольцо стен храма. До разорения храмовые иконы, старинные картины представляли большую ценность. Они относились к итальянской школе, высоко ценимой любителями живописи. Среди полотен имелись работы Торели. В центре храма располагался роскошный иконостас.

Ротонда храма

Современный иконостас храма

Наши дни

После революции внутреннее убранство дома и церкви было разграблено и разрушено. Сильно пострадала церковь. Иконостас был полностью утрачен, пропали иконы, картины, редкие документы, хранившиеся в храме, сняты колокола. Внутри церкви в 1930 году пытались наладить гуталиновое производство, но дело не пошло.

В здании церкви до 1990 года располагалась институтская библиотека. Это в какой-то мере спасло ее от окончательного разрушения. Сейчас храм находится в ведении Православной Церкви. Он отреставрирован, освещен, в нем проходят службы.

Господский дом с флигелями, здание оранжереи и театра находятся в более плачевном состоянии. Перестройки главного здания поменяли его облик, колоннады обветшали, элементы паркового ансамбля сохранились лишь частично. Реставрацией усадьбы начали заниматься еще в 1978 году, но дело движется крайне медленно.

Единственное, что еще напоминает о замысле прекрасного некогда усадебного комплекса – это парк. И хотя нижний склон к Пехорке утрачен полностью, весь верхний парк еще хранит былую красоту. В нем и сейчас любят гулять жители Балашихи, а зимой парк превращается в трассу для любителей лыжного бега.

Архитектурно-парковый ансамбль

В состав архитектурного комплекса входили особняк с двумя
флигелями, церковь, театр и оранжерея. Перед домом был разбит сад.
Хозяйственная часть усадьбы находилась в значительном удалении от
её главного корпуса, и её постройки до нашего времени не
сохранились. Главный корпус усадьбы, предположительно, был построен
в период с 1783 по 1786 гг. По версии историков, автором
проекта был известный архитектор К. И. Бланк.


IMG_0347 — Alexey Nikulnikov @ Flickr

Рядом с главным корпусом по проекту Ф. П. Казне были
построены двухэтажные флигели. Фасады, обращенные к реке, были
украшены четырёхколонными тосканскими портиками с фронтонами.
Главный корпус и флигели были объединены галереями-колоннадами.
Центральную группу зданий дополняли два похожих корпуса, в одном из
которых, предположительно, помещалась оранжерея. Данные двухэтажные
здания, сооруженные в 1800-х годах, относятся к образцам стиля
ампир. Их создателем был известный зодчий
А. А. Менелас.

Курдонёр Зимняя оранжерея Восточный флигель

Обширный живописный парк усадьбы представляет собой систему
аллей, расходящихся от центральной поляны в форме шестиконечной
звезды. Аллеи парка разбиты на французский манер. Сохранившийся до
наших дней «верхний» парк, был создан во второй половине
XVIII — начале XIX века. Перед парковым фасадом дома до сих
пор сохранилась несколько заглубленная в землю площадка -буленгрин
с полукруглой каменной лестницей. В цоколе лестницы устроены гроты,
парапеты украшены круглой скульптурой. До нашего времени сохранился
насыпной холм «катальной горки», которая, в настоящее время, в
обиходе называется «заячьей». Так называемый «нижний» парк,
находившийся на берегу Пехорки, до нашего времени не
сохранился.

План

1. Трасса старой Владимирской дороги. 2. Селение
Пехра-Яковлевское.

3. Здание Храма (1777—1782 гг.). 4. Главный корпус
(1763—1785 гг.).


stair — inside_no @ Flickr

5. Вогнутые парные галереи (1790 г.). 6. Боковые квадратные
флигели.

7. Манеж-театр (1810—1815 гг.). 8. Оранжерея.
(1802 г.).


Пехра-Яковлевское — kot_ucheniy @ Flickr

9. Игровая площадка — цветник. 10. Центральная поперечная
аллея.

11. Полукруглая лестница — в верхней её части со
скульптурами «сфинксов». 12. Декоративная (катальная) горка.

13. Площадка с фонтаном «Трех нимф». 14. Центральная поляна. 15.
Шесть лучевых аллей.

16. Главная продольная аллея парка, ведущая к главной поперечной
аллее верхнего парка и декоративной горке.


Vkontakte User @ Vkontakte

17. Пруд на Пехорке. Сооружен примерно в 1799 г. Спущен в
1918 г. 18. Старая плотина.

История усадьбы Пехра-Яковлевское

Первыми хозяевами усадьбы были бояре Яковлевы. Но не они сделали ее известной, это была средняя усадьба, каких сотни. Какой-либо интересной информации о временах их владения имением не осталось, поэтому мы перенесёмся на несколько веков вперед.

В описи 1704 года усадьба Пехра-Яковлевское появляется впервые. На протяжении 235 лет она принадлежала роду Голицыных (называемых в народе Михалычи), которые стали владельцами усадьбы в 1591 году. При них была построена основа архитектурного комплекса. Для его создания из Петербурга был выписан архитектор. Он соорудил деревянные покои, построил к ним два флигеля, а площадку перед домом превратил в прекрасный сад. Несмотря на то, что усадьба впоследствии не раз перестраивалась, можно оценить задумку архитектора.

Со временем деревянные хоромы в старорусском стиле заменил красивый дом, выполненный в стиле модного тогда классицизма. Это произошло в тот период, когда в имении хозяйничал государственный человек, вице-канцлер А.М. Голицын, то есть в конце 18-го столетия. Именно он считается основателем этой прекрасной усадьбы, которая относительно сохранилась до наших дней.

На сто лет раньше в усадьбе была построена первая церковь. Она была из дерева и посвящалась Нерукотворному Образу Спасителя. Напомним, что до революции именно наличие церкви отличало село от деревни. В селе храм был, а в деревне — нет. Каменной церковь стала лишь во второй половине 18 в. С 1996 года храм стал именоваться Преображенским.

Преображенский собор

В период войны с Наполеоном имение пострадало, но достаточно быстро было восстановлено, военные «шрамы» исчезли из ее облика. Усадьбу с удовольствием посещали даже царствующие особы. В 1817 году сюда приезжала императрица Мария Федоровна, в доме слышался звон бокалов, смех и музыка. Добиралась до этих чудесных мест и Великая княгиня Елена Павловна.
После Голицыных ни один собственник имения не владел им так же долго. Владельцы часто менялись, передавая друг другу эстафету по поддержанию усадьбы в должном состоянии. Среди них были князья И.А. Гагарин и Б.А. Лобанов-Ростовский. После отмены крепостного права в усадьбе расположилось волостное правление, а после Февральской революции — комиссариат Временного правительства.

С 30-х годов на территории усадьбы располагались различные учебные заведения — Институт пушного звероводства, сельскохозяйственный институт, аграрный заочный университет. Спасский храм был разграблен. Что-то было изъято на дело революции, что-то просто похищено. В 1933 году церковь закрыли, уничтожив все ее внутреннее убранство, колокола, картины, иконы. В храме наладили производство гуталина, потом организовали склад, а затем учебную библиотеку института. Только в 1990 году этот православный храм вернулся в лоно Русской Церкви, был восстановлен, освящен и переименован. Поруганный нечестивцами, Спасский храм стал называться Преображенским, что очень символично. Ведь он действительно преобразился, обрел новую жизнь, вновь став местом служения Богу.

Парк

Верхний парк, где много лип и сосен, очень живописен. Даже в том заброшенном виде, в котором он сейчас находится. Впечатления от усадьбы не могут испортить следы местных жителей, которые облюбовали это место для распития спиртных напитков, а особо шаловливые безжалостно уродуют скульптуры сфинксов различными надписями. Темные люди, не понимают, что находятся в таком интересном месте, а не около «развалин каких-то».

Множество элементов паркового искусства было утрачено, например пропали скульптуры фонтана «Три грации» в парке, рядом со сфинксами на постаментах располагались львы, подобные тем, которых мы видели у бывшего театра.

Сфинксы в усадьбе

Я попыталась представить былую красоту парка, когда он был украшен вазами и изысканными мраморными статуями, а посреди парка бил фонтан. Сейчас такого великолепия наблюдать не приходится. А нижний парк, располагавшийся когда-то по береговому склону Пехорки, и вовсе был утрачен.

Архитектурно-парковый ансамбль[править | править код]

В состав архитектурного комплекса входили особняк с двумя флигелями, церковь, театр и оранжерея. Перед домом был разбит сад. Хозяйственная часть усадьбы находилась в значительном удалении от её главного корпуса, и её постройки до нашего времени не сохранились. Главный корпус усадьбы, предположительно, был построен в период с по  гг. По версии историков, автором проекта был известный архитектор К. И. Бланк.

Рядом с главным корпусом по проекту Ф. П. Казие были построены двухэтажные флигели. Фасады, обращенные к реке, были украшены четырёхколонными тосканскими портиками с фронтонами. Главный корпус и флигели были объединены галереями-колоннадами. Центральную группу зданий дополняли два похожих корпуса, в одном из которых, предположительно, помещалась оранжерея. Данные двухэтажные здания, сооруженные в -х годах, относятся к образцам стиля ампир. Их создателем был известный зодчий А. А. Менелас.

Курдонёр Зимняя оранжерея Восточный флигель

Обширный живописный парк усадьбы представляет собой систему аллей, расходящихся от центральной поляны в форме шестиконечной звезды. Аллеи парка разбиты на французский манер. Сохранившийся до наших дней «верхний» парк, был создан во второй половине XVIII — начале XIX века. Перед парковым фасадом дома до сих пор сохранилась несколько заглубленная в землю площадка — буленгрин с полукруглой каменной лестницей. В цоколе лестницы устроены гроты, парапеты украшены круглой скульптурой. До нашего времени сохранился насыпной холм «катальной горки», которая, в настоящее время, в обиходе называется «Заячьей» или «Лисьей» горкой, к которой вдоль берега Пехорки ведет парковая аллея. Так называемый «нижний» парк, находившийся на берегу Пехорки, до нашего времени не сохранился.

Планправить | править код

План усадьбы Пехра-Яковлевское

  1. Трасса старой Владимирской дороги.
  2. Селение Пехра-Яковлевское.
  3. Храм (1777—1782 гг.).
  4. Главный корпус (1763—1785 гг.).
  5. Вогнутые парные галереи (1790 г.).
  6. Боковые квадратные флигели.
  7. Манеж-театр (1810—1815 гг.).
  8. Оранжерея (1802 г.).
  9. Игровая площадка — цветник.
  10. Полукруглая лестница со скульптурами «сфинксов».
  11. Декоративная (катальная) горка.
  12. Площадка с фонтаном «Трёх нимф».
  13. Центральная поляна.
  14. Шесть лучевых аллей.
  15. Главная продольная аллея парка, ведущая к главной поперечной аллее верхнего парка и декоративной горке.
  16. Центральная поперечная аллея.
  17. Пруд на Пехорке (сооружён примерно в 1799 г., спущен в 1918 г.).
  18. Старая плотина.

Легенды усадьбы Пехра Яковлевское

Старожилы утверждают, что еще в 30-х годах прошлого века на территории усадьбы еще были подземные ходы. Так, один из них вел от господского дома к церкви, второй — от дома к театру. Даже если они и были, то наверняка уже все обвалились, а входы туда заколочены.
Местные очень это место не любят, говорят, что здесь плохая энергетика и частенько случаются неприятные вещи. Одна из легенд гласит, что в 25-30-х годах 20-го века в главном доме был расположен приют. Произошел пожар и много людей погибло. Говорят, что темной ночью иногда можно с верхних этажей стоны и мольбы и увидеть дым из окон.
А кто-то утверждал, что у фонтана в парке перед домом видели грустный призрак девушки.
В общем, верить в легенды или нет — дело ваше, но посетить комплекс рекомендую.

Лестница в старом парке

Загадочные сфинксы

Описание усадьбы Пехра-Яковлевское

Планировочная структура поместья сложилась на рубеже 1750-х ― 1760-х гг. при генерал-поручике, коллекционере живописи и создателе первого московского «музеума» П.М. Голицыне. В дальнейшем, при перестройке усадьбы в 1770―1810 гг., она, по-видимому, осталась неизменной.Дуэль 1775 г. оказалась для князя Петра Михайловича роковой, и владение перешло к его сыну Михаилу, опекуном которого назначили родного брата покойного – вице-канцлера А.М. Голицына. Александра Михайловича, жившего здесь подолгу и занимавшегося реконструкцией построек и парка, по праву считают создателем (творцом?) архитектурного облика имения.

Голицынский дворец 1786 г. в стиле раннего классицизма, до Октябрьской революции 1917 г. двухэтажный и с мезонином над средней частью, сохранил свой пилястровый наряд, но частично утратил изначальное объемно-пространственное решение, фронтоны по центру и отдельные элементы декора. После пожара 1924 г. дом небрежно перестроили, сгубив его художественную индивидуальность.Парадная часть формировалась последовательно. В 1790-х гг. по проекту П.Ф. Казие к парковому фасаду дома примкнули вогнутые колоннады, плавно растекающиеся от дворца к флигелям, весьма сдержанным по отделке. В 1800-е гг. архитектор А.А Менелас замыкает композицию жилой части по флангам протяженными корпусами оранжереи и театра. Два этих превосходных образца ампира получили со стороны реки торжественные глубокие колонные лоджии римско-дорического ордера.

Безупречно хороша, стоящая несколько особняком церковь-ротонда Спаса Нерукотворного (1777―1782). Круглая в плане постройка перекрыта широким куполом со шпилем, по сторонам ее притвора высятся парные граненые колокольни. Декоративное убранство храма, с применением в отделке белого камня, бесконечно изысканно. Поверхности стен украшают лепные гирлянды и розетки

Приковывают внимание намеренно перегруженные завитки валют на пилястрах, похожие на распустившиеся бутоны роз

Вполне аргументировано авторство церкви приписывают архитектору К.И. Бланку. Обширный парк, состоящий из нижней и верхней частей, скомпонован на основе регулярной и пейзажной планировок. Живописный лесной массив, пробитый долгими лучами аллей, подводит к плотине пруда. Наиболее старая часть парка, созданная в 1760-х гг. на принципах регулярности, прилегает к дому. Парковый фасад дворца открывается на заглубленную площадку-буленгрин, которая по прямой оси имеет террасообразную барочную лестницу, подымающуюся к парку.

Лестница украшена известковыми скульптурами львов и сфинксов, оригинальных по своим иконографическим типам и, несомненно, имеющих связь с крепостным искусством. «У лестницы валяется мраморный амур, когда-то весело бросавший вверх струю фонтана. В самом парке – фонтан “Три грации”. Женские фигуры, несколько грубоватые по фактуре, имеют одинаковое происхождение с лестничными скульптурами. В парке, совершенно запущенном, встречаются опрокинутые вазы и следы былых парковых затей…» ― из отчета ОИРУ 1925 г. Одна из этих «затей» ― грот, выложенный из дикого камня, находился совсем близко от дороги. Нижний парк, высаженный на склоне берега Пехорки, не сохранил дорожек и аллей. Оставленный без ухода, он постепенно зарос самосевом.Судьба усадьбы Пехра-Яковлевское, которую сегодня занимает Российский Государственный аграрный заочный университет, кажется вполне благополучной на фоне брошенных и разоренных дворянских гнезд…

Господский дом

Господский дом первоначально строился в 1783-1786 гг. Предполагают, что его архитектором стал К. Бланка. Оно было исполнено в стиле раннего классицизма. Это здание, состоящее из двух этажей, завершалось красивым куполом, а стены были украшены пилястрами, воссевшими на высокие пьедесталы.

Господский дом

Вдоль парадных комнат на первом этаже висели многочисленные портреты многочисленных Голицыных, любивших увековечить себя на холсте, стояли дорогие вазы, мраморные камины. Роскошность помещения дополняли изразцовые печи и зеркала. Здание неоднократно перестраивалось. После пожара оно было восстановлено, но не идеально. Реставраторов мало интересовал процесс воссоздания дома в прежнем виде. Его формы, продуманные планировки не учитывались. Декор сохранился лишь фрагментами. Его реставрацией занимаются с 1978 года, однако по разным причинам эта работа ведется неспешно.

Элементы старинной кладки

[править] История

Преображенский храм

В первой половине XVI века поместьем владели бояре Яковлевы.

С 90-х годов XVI века по конец 20-х г.г. XIX века поместье принадлежала роду Голицыных, потом неоднократно меняло владельцев. Планировочная структура усадьбы сложилась в 1750-х — 1760-х годах при генерал-поручике П. М. Голицыне, который был коллекционером живописи и создателем первого московского музеума. В 1775 году владение перешло к его сыну Михаилу, опекуном которого стал брат покойного П. М. Голицына — вице-канцлер А. М. Голицын. он провел реконструкцию построек и парка и стал считаться создателем архитектурного облика усадьбы.

Первая деревянная церковь в Пехре-Яковлевском была построена в конце XVII века и была посвящена одной из главных икон — образу Спаса Нерукотворного.

Каменное здание храма было построено в 1770-х — 1780-х г.г. Храм стал Преображенским только в 1996 году, поэтому во всех ранних документах он упоминается как церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Дальнейшее обновление усадьбы продолжил Михаил Петрович Голицын (1764—1848), окончательно сформировавший ее парково-архитектурный комплекс. Во время Отечественной войны 1812 года усадьба пострадала, но была вскоре восстановлена.

Усадьбу и церковь посещали в 1817 году здесь побывала императрица Мария Феодоровна и Елизавета Алексеевна, а в 1826 году — Великая княгиня Елена Павловна.

В 1828—1832 годах Пехра-Яковлевское принадлежало князю Ивану Алексеевичу Гагарину, в 1832—1835 г.г. — А. Д. Нарышкиной, потом — князю Борису Александровичу Лобанову-Ростовскому.

Перед революцией 1917 года Пехра-Яковлевское принадлежало семье Роопов.

С 1871 года в Пехра-Яковлевском находилось правление Пехорской волости Московского уезда, возникшее после отмены крепостного права и реформ Александра II. После Февральской революции 1917 года, летом этого года в усадьбе размещался гражданский комиссар Временного правительства.

В 1918 году имение было национализировано, а а начале 1920-х годов здесь была размещена колония для беспризорных.

В 1922 году в Спасском храме было произведено изъятие церковных ценностей, а в 1933 году он был закрыт и разграблен. Всё внутреннее убранство было уничтожено, включая иконы, картины и колокола. В здании храма было размещено производство гуталина, затем склад, впоследствии — библиотека института.

С 1930 года до 1955 года в имении располагался Институт пушного звероводства, а с 1955 года — Сельскохозяйственный институт заочного образования, ныне — Российский государственный аграрный заочный университет.

В 1990 году храм был передан Русской Православной Церкви и восстановлен в 1991—1996 годах, освящён 4 августа 1996 года и сейчас называется Преображенским храмом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: