Достопримечательности Балашихи: TOP-5
В каждом городе есть несколько знаковых достопримечательностей, которые принято считать его визитными карточками. Есть такие объекты и в Балашихе. Некоторые из них созданы руками человека, другими подмосковный полис щедро одарила природа.
Усадьба Пехра-Яковлевское
Адрес: Леоновское шоссе, 2. Остановка транспорта «РГАЗУ».
Первыми владельцами усадьбы на берегу реки Пехорка были бояре Яковлевы. В 1591 г. поместье перешло во владение княжеского семейства Голицыных. После этого здесь началось масштабное строительство, которым руководили в разные времена известные архитекторы А. Менелас, Ф. Казне, К. Бланк. Благодаря их стараниям к середине XIX в. небольшое село превратилось в одну из лучших усадеб Подмосковья. Сегодня здесь можно полюбоваться сохранившимися элементами прекрасной архитектурно-ландшафтной композиции. Среди них стоит выделить Преображенский храм, торжественное главное здание комплекса, флигеля, соединенные с особняком колоннадой, корпус оранжереи в стиле ампир, полукруглую лестницу, охраняемую сфинксами.
Николо-Архангельская церковь
Туристы, приехавшие в Балашиху, смогут увидеть уникальный памятник архитектуры XVII в. – единственный сохранившийся в Подмосковье храм, возведенный в оригинальном стиле московского барокко. Одноглавая церковь, освященная в 1773 г. во имя Архангела Михаила, выглядит нарядно и даже празднично. На синем фасаде основного объема здания колоритно выделяются изящные вставки из белого кирпича. Восьмерик второго яруса декорирован лепниной. Купол верхнего барабана, луковка с крестом, возвышающаяся над ним, блистают позолотой. Интересно, что даже в годы гонений на религию имущество храма не подверглось конфискации. Поэтому под его сенью и сегодня можно увидеть старинные иконы, написанные почти 300 лет назад.
Усадьба Горенки
Адрес: ул. Горенки, корпус 6. Остановка транспорта «Санаторий Красная Роза».
Период процветания усадьбы, принадлежавшей в разные исторические эпохи князьям Хилковым и Долгоруким, продолжался с середины XVIII в. до конца первой половины XIX в. Именно тогда ею владел фаворит всемогущей императрицы граф К. Разумовский и его потомки. В это время здесь был построен великолепный дворец по проекту А. Менеласа, каменный храм Спаса Всемилостивого, несколько хозяйственных корпусов, оранжерея. Вокруг главного здания сформировалась восхитительная архитектурно-ландшафтная композиция. Ее составляли каскады прудов и замечательный ботанический сад, для которого собирали образцы флоры со всей России. После смерти графа А. Разумовского наследники выставили Горенки на продажу. До революции поместье сменило нескольких владельцев, а позже стало государственной дачей. Одно время здесь проживал В. Мейерхольд. Сегодня в Горенках можно полюбоваться главным зданием усадьбы, элегантной колоннадой, флигелями, фрагментами парковой композиции.
Хлопкопрядильная фабрика
Адрес: ул. Советская, 36. Остановка транспорта «Хлопкопрядильная фабрика».
Балашиха привлекает туристов не только своими роскошными усадьбами или колоритными храмами. Здесь есть достопримечательности и совсем другого рода. Комплекс зданий Хлопкопрядильной фабрики, к примеру, считается историческим памятником индустриальной архитектуры Федерального значения. Предприятие было основано в 1830 г. Вскоре возле промышленных корпусов начали возводить гражданские здания. Позднее этот архитектурный ансамбль стал центром полиса. Вплоть до начала Перестройки фабрика входила в число ведущих профильных предприятий страны. В эпоху зарождения капитализма производство стало сокращаться. Сегодня многие здания комплекса переживают упадок. Часть помещений передано в аренду коммерческим структурам.
Кучинская лесопарковая зона
Адрес: шоссе «Энтузиастов». Станция пригородной электрички «Железнодорожное».
Балашихинский район занимает часть живописной Мещерской низменности, красоты которой воспеты замечательным русским писателем К. Паустовским. Именно здесь находится самый большой в Подмосковье Кучинский лесопарк, занимающий площадь более 2000 га. На территории рекреации произрастают липы и березы, деревья хвойных пород, разнотравье, характерное для Средней полосы России. На многочисленных озерах и прудах гнездятся водоплавающие птицы. Путешественникам предоставляется возможность пройти по одной из экологических троп к самым интересным местам парка.
Спасская (или Преображенская) церковь
Преображенская церковь
При создании Спасской (или Преображенской) церкви использовался обычный кирпич, однако во многих ее деталях присутствует прекрасный белый камень. Многие эксперты, блистая знаниями, приписывают авторство этого культового сооружения Баженову. К такому мнению их склоняет оригинальность храма, при проектировании которого чувствуется рука большого мастера. Однако предание гласит, что строительством церкви занимался К.И. Бланк. Храм построен в виде двусветной ротонды, увенчанной большим барабаном. Он опирается на внутреннее кольцо стен храма. До разорения храмовые иконы, старинные картины представляли большую ценность. Они относились к итальянской школе, высоко ценимой любителями живописи. Среди полотен имелись работы Торели. В центре храма располагался роскошный иконостас.
Ротонда храма
Современный иконостас храма
[править] История
Преображенский храм
В первой половине XVI века поместьем владели бояре Яковлевы.
С 90-х годов XVI века по конец 20-х г.г. XIX века поместье принадлежала роду Голицыных, потом неоднократно меняло владельцев. Планировочная структура усадьбы сложилась в 1750-х — 1760-х годах при генерал-поручике П. М. Голицыне, который был коллекционером живописи и создателем первого московского музеума. В 1775 году владение перешло к его сыну Михаилу, опекуном которого стал брат покойного П. М. Голицына — вице-канцлер А. М. Голицын. он провел реконструкцию построек и парка и стал считаться создателем архитектурного облика усадьбы.
Первая деревянная церковь в Пехре-Яковлевском была построена в конце XVII века и была посвящена одной из главных икон — образу Спаса Нерукотворного.
Каменное здание храма было построено в 1770-х — 1780-х г.г. Храм стал Преображенским только в 1996 году, поэтому во всех ранних документах он упоминается как церковь Спаса Нерукотворного Образа.
Дальнейшее обновление усадьбы продолжил Михаил Петрович Голицын (1764—1848), окончательно сформировавший ее парково-архитектурный комплекс. Во время Отечественной войны 1812 года усадьба пострадала, но была вскоре восстановлена.
Усадьбу и церковь посещали в 1817 году здесь побывала императрица Мария Феодоровна и Елизавета Алексеевна, а в 1826 году — Великая княгиня Елена Павловна.
В 1828—1832 годах Пехра-Яковлевское принадлежало князю Ивану Алексеевичу Гагарину, в 1832—1835 г.г. — А. Д. Нарышкиной, потом — князю Борису Александровичу Лобанову-Ростовскому.
Перед революцией 1917 года Пехра-Яковлевское принадлежало семье Роопов.
С 1871 года в Пехра-Яковлевском находилось правление Пехорской волости Московского уезда, возникшее после отмены крепостного права и реформ Александра II. После Февральской революции 1917 года, летом этого года в усадьбе размещался гражданский комиссар Временного правительства.
В 1918 году имение было национализировано, а а начале 1920-х годов здесь была размещена колония для беспризорных.
В 1922 году в Спасском храме было произведено изъятие церковных ценностей, а в 1933 году он был закрыт и разграблен. Всё внутреннее убранство было уничтожено, включая иконы, картины и колокола. В здании храма было размещено производство гуталина, затем склад, впоследствии — библиотека института.
С 1930 года до 1955 года в имении располагался Институт пушного звероводства, а с 1955 года — Сельскохозяйственный институт заочного образования, ныне — Российский государственный аграрный заочный университет.
В 1990 году храм был передан Русской Православной Церкви и восстановлен в 1991—1996 годах, освящён 4 августа 1996 года и сейчас называется Преображенским храмом.
Описание усадьбы Пехра-Яковлевское
Планировочная структура поместья сложилась на рубеже 1750-х ― 1760-х гг. при генерал-поручике, коллекционере живописи и создателе первого московского «музеума» П.М. Голицыне. В дальнейшем, при перестройке усадьбы в 1770―1810 гг., она, по-видимому, осталась неизменной.Дуэль 1775 г. оказалась для князя Петра Михайловича роковой, и владение перешло к его сыну Михаилу, опекуном которого назначили родного брата покойного – вице-канцлера А.М. Голицына. Александра Михайловича, жившего здесь подолгу и занимавшегося реконструкцией построек и парка, по праву считают создателем (творцом?) архитектурного облика имения.
Голицынский дворец 1786 г. в стиле раннего классицизма, до Октябрьской революции 1917 г. двухэтажный и с мезонином над средней частью, сохранил свой пилястровый наряд, но частично утратил изначальное объемно-пространственное решение, фронтоны по центру и отдельные элементы декора. После пожара 1924 г. дом небрежно перестроили, сгубив его художественную индивидуальность.Парадная часть формировалась последовательно. В 1790-х гг. по проекту П.Ф. Казие к парковому фасаду дома примкнули вогнутые колоннады, плавно растекающиеся от дворца к флигелям, весьма сдержанным по отделке. В 1800-е гг. архитектор А.А Менелас замыкает композицию жилой части по флангам протяженными корпусами оранжереи и театра. Два этих превосходных образца ампира получили со стороны реки торжественные глубокие колонные лоджии римско-дорического ордера.
Безупречно хороша, стоящая несколько особняком церковь-ротонда Спаса Нерукотворного (1777―1782). Круглая в плане постройка перекрыта широким куполом со шпилем, по сторонам ее притвора высятся парные граненые колокольни. Декоративное убранство храма, с применением в отделке белого камня, бесконечно изысканно. Поверхности стен украшают лепные гирлянды и розетки
Приковывают внимание намеренно перегруженные завитки валют на пилястрах, похожие на распустившиеся бутоны роз
Вполне аргументировано авторство церкви приписывают архитектору К.И. Бланку. Обширный парк, состоящий из нижней и верхней частей, скомпонован на основе регулярной и пейзажной планировок. Живописный лесной массив, пробитый долгими лучами аллей, подводит к плотине пруда. Наиболее старая часть парка, созданная в 1760-х гг. на принципах регулярности, прилегает к дому. Парковый фасад дворца открывается на заглубленную площадку-буленгрин, которая по прямой оси имеет террасообразную барочную лестницу, подымающуюся к парку.
Лестница украшена известковыми скульптурами львов и сфинксов, оригинальных по своим иконографическим типам и, несомненно, имеющих связь с крепостным искусством. «У лестницы валяется мраморный амур, когда-то весело бросавший вверх струю фонтана. В самом парке – фонтан “Три грации”. Женские фигуры, несколько грубоватые по фактуре, имеют одинаковое происхождение с лестничными скульптурами. В парке, совершенно запущенном, встречаются опрокинутые вазы и следы былых парковых затей…» ― из отчета ОИРУ 1925 г. Одна из этих «затей» ― грот, выложенный из дикого камня, находился совсем близко от дороги. Нижний парк, высаженный на склоне берега Пехорки, не сохранил дорожек и аллей. Оставленный без ухода, он постепенно зарос самосевом.Судьба усадьбы Пехра-Яковлевское, которую сегодня занимает Российский Государственный аграрный заочный университет, кажется вполне благополучной на фоне брошенных и разоренных дворянских гнезд…
Парк
Верхний парк, где много лип и сосен, очень живописен. Даже в том заброшенном виде, в котором он сейчас находится. Впечатления от усадьбы не могут испортить следы местных жителей, которые облюбовали это место для распития спиртных напитков, а особо шаловливые безжалостно уродуют скульптуры сфинксов различными надписями. Темные люди, не понимают, что находятся в таком интересном месте, а не около «развалин каких-то».
Множество элементов паркового искусства было утрачено, например пропали скульптуры фонтана «Три грации» в парке, рядом со сфинксами на постаментах располагались львы, подобные тем, которых мы видели у бывшего театра.
Сфинксы в усадьбе
Я попыталась представить былую красоту парка, когда он был украшен вазами и изысканными мраморными статуями, а посреди парка бил фонтан. Сейчас такого великолепия наблюдать не приходится. А нижний парк, располагавшийся когда-то по береговому склону Пехорки, и вовсе был утрачен.
Усадебный парк
Пехра-Яковлевская. Усадьба основана в 1770—1810 гг. близ с. Яковлевского, принадлежавшего с 1591 по 1828 г. роду князей Голицыных. В XIX в. усадьбой владели князь И. А. Гагарин (1832—1835 гг.), Шелашников (1835 г.), Рооп (с 1870 г.). Усадьба расположена на высоком берегу запруженной р. Пехорки вблизи бывшего Владимирского тракта. Центральная часть дворца была сооружена архитектором К. И. Бланком, возможно, по проекту Баженова.Пейзажный парк площадью 40 га со свободной планировкой разбит на склоне к реке во второй половине XVIII в. Меньшая часть парка, примыкающая к дворцу, имела регулярную планировку, осталась заглубленная площадка партера перед дворцом. Пейзажный парк с длинными, звездообразно сходившимися аллеями значительно вырублен, его планировка искажена.В ассортименте парка имеются 32 вида деревьев и кустарников, в том числе 11 местных и 21 интродуцент. Заслуживает внимания дуб черешчатый (высота 25 м, диаметр ствола 120 см). Среди интродуцированпых растений десять видов деревьев, десять кустарников и стелющийся почвопокровный кустарничек — барвинок малый.Деревья высажены рядами, аллеями, кустарники образуют живописные группы и живые изгороди. Хорошего развития достигли: пихта сибирская (высота 11 м, диаметр ствола 15 см), каштан конский (высота 12 м, диаметр ствола 22 см) и лиственница сибирская (высота 14 м, диаметр ствола 24 см). Уход удовлетворительный. Необходимо убрать заросли малоценных растений (бузины, малины) и больные экземпляры ели обыкновенной.
Легенды усадьбы Пехра Яковлевское
Старожилы утверждают, что еще в 30-х годах прошлого века на территории усадьбы еще были подземные ходы. Так, один из них вел от господского дома к церкви, второй — от дома к театру. Даже если они и были, то наверняка уже все обвалились, а входы туда заколочены. Местные очень это место не любят, говорят, что здесь плохая энергетика и частенько случаются неприятные вещи. Одна из легенд гласит, что в 25-30-х годах 20-го века в главном доме был расположен приют. Произошел пожар и много людей погибло. Говорят, что темной ночью иногда можно с верхних этажей стоны и мольбы и увидеть дым из окон. А кто-то утверждал, что у фонтана в парке перед домом видели грустный призрак девушки. В общем, верить в легенды или нет — дело ваше, но посетить комплекс рекомендую.
Лестница в старом парке
Загадочные сфинксы
Как добраться до Пехра-Яковлевское
Усадьба находится на юго-восточном направлении от Москвы. Если ехать на машине, то следует выбрать трассу М7. Вам нужен указатель на «Железнодорожный», следуйте ему и съезжайте с шоссе направо. Едете около 200 метров и видите указатель на Церковь Преображения Господня, которая является частью усадьбы Пехра-Яковлевское.
На общественном транспорте можно добраться от метро «Шоссе Энтузиастов» на маршруте 291, от метро «Партизанская» на маршруте 322,444, остановка называется «РГАЗУ» или «ВСХИЗО». Кроме того, вы можете доехать с курского вокзала на электричке до станции «Кучино» (около 30 минут в пути), а дальше сесть на автобус 29.
Природа
Национальный парк «Лосиный Остров» Городской округ Балашиха находится в пределах Мещерской низменности и представляет собой песчано-галечную равнину ледникового происхождения с уклоном к востоку. Почвы в основном песчаные, дерново-подзолистые, местами подзолисто-болотные.
Основная река городского округа — левый приток Москвы-реки Пехорка, образующая в пределах городской черты несколько обширных и живописных прудов. В неё впадает речка Горенка (в результате неправильной установки дорожного указателя на Горьковском шоссе в последние годы ошибочно именуется Чернавкой), вытекающая в настоящее время из расположенного к северо-западу от города Мазуринского озера. Речка связана специальным каналом с водохранилищем-«ковшом» при Восточной водопроводной станции. По этому каналу сбрасываются излишки волжской воды, поступающей на станцию с Акуловского гидроузла, обводняя при этом Пехорку и Москву-реку.
Помимо рек на территории городского округа находятся многочисленные озера:
- Озеро Бабошкино
- Озеро Марьино
- Озеро Юшино (второе)
- Озеро Безменовский карьер (Козлово, третье)
- Мазуринское озеро (в 2010 год произошел сброс вод из отстойников расположенных рядом)
- Несколько более мелких озёр
Балашиху окружают леса, в основном смешанные. С запада — елово-широколиственные, с востока — сосново-широколиственные. Много древесной растительности и в пределах самого города: лесные массивы вклиниваются во все основные районы Балашихи.
Вокруг города, кольцом, расположились старинные усадебные парки. С юга — парки Горенок и Пехры-Яковлевского, Салтыковки, на севере — парк усадьбы Пехра-Покровское. В каждом из этих парков высаживались растения, в диком виде не встречающиеся в здешних местах. Многие из них хорошо прижились на новом месте. До сих пор вокруг Балашихи встречаются интродуценты — растения, привнесённые сюда человеком.
Господский дом
Господский дом первоначально строился в 1783-1786 гг. Предполагают, что его архитектором стал К. Бланка. Оно было исполнено в стиле раннего классицизма. Это здание, состоящее из двух этажей, завершалось красивым куполом, а стены были украшены пилястрами, воссевшими на высокие пьедесталы.
Господский дом
Вдоль парадных комнат на первом этаже висели многочисленные портреты многочисленных Голицыных, любивших увековечить себя на холсте, стояли дорогие вазы, мраморные камины. Роскошность помещения дополняли изразцовые печи и зеркала. Здание неоднократно перестраивалось. После пожара оно было восстановлено, но не идеально. Реставраторов мало интересовал процесс воссоздания дома в прежнем виде. Его формы, продуманные планировки не учитывались. Декор сохранился лишь фрагментами. Его реставрацией занимаются с 1978 года, однако по разным причинам эта работа ведется неспешно.
Элементы старинной кладки
Бывший театр
Парадную группу строений дополняют два одинаковых корпуса. В одном из них располагалась оранжерея, а в другом, скорее всего, находился открытый театр. Сооруженные уже в эпоху ампира, они являются прекрасными образцами этого архитектурного стиля. Эти оштукатуренные здания украшены белокаменными деталями. На их фоне выделяется лоджия, оформленная колоннами римского ордера. Оба здания не раз подвергались переделкам и перепланировкам. Не все они пошли им на пользу. Например, в здании театра неудачно изменили уровень окон. А различные пристройки нарушили когда-то продуманную композицию оранжерей.
У здания бывшего театра