Искусственные каналы петербурга

История

Строительство канала было начато в 1769 году по проекту Льва Львовича Карбонье, и завершилось в 1780 году.

Первоначально водоем именовался как «Городской канал», затем его переименовали в «Городовой канал» после этого ему было дано имя «Новый канал».

Когда на престол вступил Александр Первый начался самый главный этап в строительстве канала. Государь приказал построить такой водоем, который бы смог выполнить функции транспортной магистрали, а также соединить Неву с взморьем. Новый канал соответствовал всем требованиям Александра Первого. Он своими водами с южной стороны «обводил город», а также служил в качестве границы.

Основное предназначение канала послужило основой для нового имени, и так на страницы истории вошел Обводной мост.

В 1805 году по проекту Ивана Кондратьевича Герарда было начато расширение существующего русла, а также прокладка участка канала с восточной стороны. Торжественное открытие моста для судоходства состоялось в 1833 году в октябре месяце.

Набережная Обводного канала

На набережной канала имеется много зданий бывших и действующих фабрик и заводов. Они располагаются в исторических постройках XIX — XX века, многие из которых представляют архитектурную ценность. Начинается канал с Александро-Невской лавры, построенной еще в годы правления Петра I.

В начале набережной по нечетной стороне располагаются Хлебные амбары, которые ранее сдавались в аренду торговцам хлеба. Поначалу их было больше, но после Великой Отечественной войны некоторые из них были снесены. На сегодня осталось только пять амбаров.

Дом № 74 представляет собой огромный кирпичный цилиндр, рядом с которым находятся еще три таких же сооружения поменьше. Когда-то здесь хранился запас газа для уличных фонарей. Сейчас в доме находится креативное пространство Люмьер-холл. В одном из меньших газгольдеров работает бар «Башни» с живой музыкой. В другом подобном сооружении в 2016 году открылся Планетарий № 1.

Казенный очистной винный склад № 4: набережная Обводного канала, Florstein

Интересным зданием в архитектурном плане является типография Ивана Федорова, расположенная на набережной Обводного канала в доме 91

Также привлекает внимание церковь Воскресения Христова, построенная в начале XX века

На перекрестке Лиговского проспекта и набережной находится Крестовоздвиженский собор, который является одним из старейших в Петербурге. Последняя его реконструкция прошла в 1850-х годах.

Некоторые брошенные заводы набережной обрели «новую жизнь» в виде галерей или мастерских. Так, например, в пустующем старинном здании открылась мастерская-галерея «Ткачи». Теперь это место очень популярно в молодежной среде Санкт-Петербурга. Здесь проходят различные мастер-классы, концерты и другие мероприятия.

В бывшем здании Варшавского вокзала сейчас находится торгово-развлекательный центр «Варшавский экспресс».

На набережной есть красивые зеленые зоны, например, Днепропетровский сквер или Балтийский сад, который разбит рядом с одноименным вокзалом.

Архитектурные памятники набережной, Alex ‘Florstein’ Fedorov

Также на набережной Обводного канала расположено множество социальных объектов, например, автовокзал, несколько психиатрических больниц, школы, духовная академия, институты.

История Обводного канала

Первый канал был прорыт в 1770-х годах по проекту инженера Л. Л. Карбонье между Лиговским каналом и рекой Екатерингофкой. В начале XIX века приступили к прокладке восточной части Обводного канала. Работы продолжались вплоть до 1834 года. На тот момент канал стал южной границей города.

В 1840 году появилась необходимость расширить Обводный канал в восточной части, чтобы обеспечить возможность нахождения в этом месте нескольких судов.

Во второй половине XIX века канал стал местом строительства промышленных предприятий. Он использовался и как источник воды, и как место слива сточных вод с местных фабрик. Также на берегу канала появились Варшавский и Балтийский вокзалы. К началу XX века на берегах искусственного водоема работало множество предприятий и строились жилые кварталы для рабочих. В те годы это место имело дурную славу, здесь часто происходили драки, грабежи и убийства.

В настоящее время Обводный канал сильно обмелел, по нему могут двигаться суда только с малой осадкой.

Набережная Обводного канала зимой, Ирина Егорова

Легенда

С Обводным каналом связывают большое количество самоубийств, которые происходят каждые 10 лет в годы, оканчивающиеся на цифру 3. Есть легенда, что при строительстве теплотрассы в 1923 году у канала было найдено захоронение карельского шамана. Каменный гроб вскрыли, а останки выбросили на свалку. В тот год рядом с местом, где находилось захоронение, покончили жизнь самоубийством более 90 человек. Удалось спасти только одного. В 1924 году случаи прекратились. Через 10 лет — в 1933 году в канал бросились 107 человек. Рекордное количество самоубийств произошло в 1993 году — более 300. Печальная статистика повторилась и в 2003, и в 2013 годы.

Мосты Обводного канала

Канал пересекается 15-ю автомобильными, двумя железнодорожными и 6-ю пешеходными мостами. Большая часть из них выглядит просто и аскетично. Самым известным мостом Обводного канала является Боровский. Он получил дурную славу, так как именно с него в канал прыгают самоубийцы. В определенные годы возле него дежурили полицейские, которые не подпускали людей к краю моста.

Архитектурной ценностью является Ново-Петергофский мост, который включен в список памятников культуры. Его чугунные перила были сделаны по проекту Бенуа.

Обводный канал пересекают пять Американских мостов. Их строили в 1840-х годах вместе с железной дорогой Москва-Петербург. Каждый Американский мост имеет свою литеру или номер.

Первый Ново-Каменный мост возводился, чтобы пропускать воду из Лиговского канала в Обводный.

Американские мосты на Обводном канале., Сергей Василец

Немного мистики

Таинственная аура роднит набережную Обводного канала с Медным всадником и Петропавловкой. Рассказывают, что задолго до основания города где-то в этом районе было древнее языческое капище, разрушенное шведским воинским отрядом. Перед смертью главный волхв проклял захватчиков и предрек, что все они утонут в болоте. В 1923 г. при строительстве теплотрассы рабочие наткнулись на несколько гранитных надгробий со скандинавскими рунами. Во избежание кривотолков их распилили на поребрики, а скелеты просто выбросили на свалку. С тех пор, как говорят, самоубийства здесь стали обыденностью.

Обводной канал Санкт-Петербурга

Куда сходить около метро Обводный канал Петербурга

Набережная Обводного канала

Сам Обводный канал уже является достопримечательностью района. Особенно по вечерам отсюда открывается невероятный вид на закат. Солнце заходит на фоне старинных петербургских построек и Невы, а вдалеке виднеются небольшие мостики, на которых так любят останавливаться влюбленные парочки. Это идеальное место для тех, кто хочет по достоинству оценить архитектуру и общий антураж северной столицы.

Креативное пространство Люмьер-холл

Здание с огромным главным залом, где практически каждый день проводятся необычные выставки и современные презентации. С помощью новейших проекторов, изображения выводятся на стены, пол и даже потолок. Благодаря этому мероприятие в пространстве приобретает новый стиль и уровень. Привлекает людей еще и отдельный зал для различных выставок. Он представляет собой простое помещение с белыми стенами, но картины на этом фоне выглядят определенно выигрышно. Кроме посещения чужих мероприятий, здесь запросто можно устроить своё. Помещение сдается в аренду любому желающему.
Воронежский сад. Сам сад небольшой, но очень уютный. Он отлично подходит для вечерних прогулок или отдыха с друзьями. Здесь тихо и спокойно, вокруг высокие деревья, зеленый газон и слышно только лишь пение птиц. В саду также удобно оборудованы пешеходные дорожки, по которым можно прокатиться на велосипеде, роликах или самокате. Частенько здесь гуляют хозяева со своими питомцами, либо родители с маленькими детьми.

Океанариум СПБ

Единственный океанариум в Санкт-Петербурге, который располагается в торговом центре “Планета Нептун”. В огромных аквариумах проживает более 4500 рыб и водных беспозвоночных (раки, улитки, моллюски и др.). Всего в океанариуме на данный момент действует 57 аквариумов и насчитывается более 150-и видов рыб и беспозвоночных. Все аквариумы разделены на определенные зоны, каждая из которых представляет обитателей определенной географической местности. Например, здесь можно посмотреть на обитателей, живущих в тропических зонах. А можно оценить наших Российских тюленей, чье место рождения – Балтийское море.

Адмиралтейский канал

Появился он в первых десятилетиях XVIII века и использовался исключительно в транспортных целях. Перевозили через него корабельный лес из Новой Голландии в Адмиралтейство. Начинается он от канала Крюкова и заканчивается у реки Мойки. Проходит между двумя островами: Новая Голландия и 1-й Адмиралтейский. В 1842 устроили переделку, поэтому участок от Адмиралтейства до Крюкова канала засыпали, а на застроенном месте появился Конногвардейский бульвар.

Через Адмиралтейский канал построили два моста:

  • 1-й мост Круштейна;
  • 2-й мост Круштейна

К 1844 году произошло обмеление канала, и рабочие изменили еще один участок водного пути — от Адмиралтейства до площади Труда. На новом месте реорганизовали Конногвардейский бульвар. От первоначального протока до наших дней дошел лишь небольшой отрезок от канала Крюкова до Мойки.

Американские мосты

Всего через Обводный канал перекинуто 17 мостов, не считая железнодорожных. Интересную историю имеют так называемые американские мосты. В середине 19 века вместе со строительством Николаевской железной дороги был построен и мост, получивший название Николаевский. Он строился по проекту американского инженера Уильям Гау и поэтому в народе его называли первым Американским мостом. При строительстве была применена самая передовая технология того времени, когда наряду с деревянными элементами использовались поперечные металлические стержни. Строительство велось под руководством американского инженера Уистлера. Русский инженер Дмитрий Журавский перепроверил и усовершенствовал новую технологию.  В 1906 году по той же технологии строится второй американский мост. В 1911 и 1913 годах построены  еще два двух путных моста и в 1916 году к ним присоединился мост, напоминающий Царскосельский. Сейчас американским мостом называют всю эту группу железнодорожных мостов. С 2007 года ведется реконструкция объекта, а в 2008 году мост получил официальное название Американский, хотя в реестрах ранее он числился как Николаевский.

Набережные

Судоходство по протоке способствовало развитию промышленности в Петербурге. Обводный канал использовался как источник воды и как коллектор и сборщик сточных вод и быстро получил название Канава. На его берегах сооружаются Российско-американская мануфактура Треугольник и бумагопрядильная мануфактура, электростанции и элеватор. Кроме промышленных предприятий появляются ночлежные дома и больницы, клубы и реже — доходные дома. Местность ассоциировалась с тяжелым трудом рабочих и в Петербурге появилась пословица  «Батюшка Питер бока наши вытер, а матушка канава и совсем доканала». От сточных вод стоял неприятный запах и в сатирическом журнале «Пушка» в 1928 году появился анекдот: «Как пройти к Обводному каналу? Идите прямо, а как появится нестерпимый запах, туточки и канал начнется». В народе его называли Обвонным и сочинили частушки:

Утки плавают в Обводном,
Им канал как дом родной,
Хоть живут в стихии водной,
Только пахнут не водой.

В середине 19 века на набережной появляются Балтийский и Варшавский вокзалы, церкви св.Мирония и Воскресения Христова.

Церковь великомученика Мирония была возведена на пересечении с Рузовской улицей по проекту Константина Тона в 1849–1854 годах в память победы русских и прусских воинов над Наполеоном под Кульмом 17 августа 1813 года. Церковь была полковым храмом  Егерьского полка, особо отличившегося в сражении с французскими воинами. В 1934 году храм был снесен.

Открытие канала для судоходства

Обводный канал торжественно открыли для судоходства в октябре 1833 года. По его берегам сформировались фабрично-заводские районы столицы, в которые подвоз грузов и материалов осуществлялся по воде канала. Сегодня в некоторых зданиях этих заводов располагаются культурные и креативные пространства и лофты.

С момента создания Oбвoдного кaнaла его cтaли cчитaть негласной гpaницeй тoй чacти Петербурга, кoтopaя являeтcя иcтopичecкoй. Канал строился как судоходный. На данный момент он сильно обмелел: судоходство затруднено. По нему могут проходить лишь небольшие суда с малой осадкой.

На южнoм бepeгу Обводного канала pacпoложено гopaздo бoльшe oбъeктoв культуpнoгo и иcтopичecкoгo нacлeдия, чем на ceвepнoй cтopoне, кoтopaя как раз и cчитaeтcя иcтopичecким цeнтpoм города на Неве.

Зимняя канавка

У канала есть знаменитое и историческое начало. Первое его название ― Старо-Дворцовый, потом его назвали Зимним каналом, так как он идет вдоль Зимнего Дворца, и только потом он получил звание «канавки». Через него пролегает Эрмитажный мост. Вторая версия названия ― «Мостик Лизы». Связано это с тем, что рассказ «Бедная Лиза», включенный в оперу и отсутствующий в повести «Пиковая дама», произошел когда-то в реальной жизни.

Прототипом той самой Лизы является молодая девушка Юлия Петрова. Она утопилась в реке, несчастно влюбившись. Узнав о девушке из газеты, П. И. Чайковский включил эту драматичную историю в свою оперу.

Канал имеет небольшую длину.

Интересные места на набережной

В последние годы на территории бывших заводов появляются творческие мастерские и галереи художников. Бесплатно выставляя свои работы, они хотят привлечь инвесторов и потенциальных арендаторов помещений. Такими примерами являются расположенные на набережной неподалеку от метро Балтийская Лофт Дворец  в доме №199/201, галерея «Завод» (д.№150) и Красный треугольник в доме №138. Неподалеку находятся также «Рускомплект» на Старо Петергофском проспекте и Лофт проект Звездочка на Лифляндской улице в доме №3. Наиболее известным является креативное пространство «Ткачи» на набережной в доме №60, занимающее площадь 13 тыс.кв.м. (метро Обводный канал) и составляющее конкуренцию известному Лофт проекту «Этажи» на Лиговском проспекте.

КАНАЛА НЕТ. КАНАЛА НЕ БУДЕТ

Личный архив Михаила Крайнова

В последний раз в Генеральном плане развития Ленинграда Новый Обводный канал появляется в 1966 году. А в 1969 году выходит статья в журнале «Строительство и архитектура Ленинграда», авторы которой уже не восхваляют проект, а выражают опасения, что в сегодняшних условиях канал не может быть построен.

Общий смысл статьи сводится к тому, что со строительством канала город «опоздал». Застройка у его берегов уже практически сложилась. Кроме того, авторы удрученно говорят о том, что она получилась не «цельной», а «фрагментарной» и делают вывод: в том виде, в каком канал представлен в Генплане города 1966 года, он Ленинграду не нужен.

Авторы статьи В.К. Свешников и Н.А. Яковлев, ставя в заглавие статьи вопрос «Каким должен быть Южный Обводный канал?» отвечают на него: «Похоже, что никаким».

Видимо, с этим тезисом согласились и в Смольном. Поэтому проект строительства канала тихо завернули.

«Этот проект был во многом фантазийным. От генплана к генплану менялась его функциональность, назначение. И если в довоенное время построить «в чистом поле» канал еще теоретически было возможно, то спустя двадцать лет, стало понятно, что построить канал не удастся. Слишком много инженерных проблем пришлось бы решать», – считает Крайнов.

По сути, из-за войны было упущено время, когда строить канал было возможно. А потом его время ушло. Как в целом вместе со смертью Сталина ушло время мегаломанских проектов, а Новый Обводный канал был все же продуктом своего времени.

Поэтому сейчас мы можем только воображать себе, каким был бы наш город, если бы вместо бульвара Красных Зорь и улицы Турку появился широкий, полноводный канал, о котором столько лет мечтали советские архитекторы.

Текст: Антон Ратников, верстка: Ксения Ахметжанова 

Слушать подкаст «Городовой»: Михаил Крайнов о проекте строительства Нового Обводного канала


Фото: «Петербургский дневник»

Начальный участок канала

Ещё в 1765 году было намечено строительство канала. Тогда предложение по его сооружению выдвинули архитекторы Андрей Васильевич Квасов и Иван Егорович Старов. В 1766 гoду Koмиccия по блaгoуcтpoйcтву гopoдa приняла решение:

Отсюда и берёт своё начало история Oбвoднoгo кaнaлa. Канал предназначался для обустройства гopoдcкoгo pвa, кoтopый дoлжeн был стать оборонительным объектом, а также служить тaмoжeнным и пoгpaничным цeлям. Начальный участок прорыли в 1769—1780 годах между рекой Екатерингофкой и Лиговским каналом, до Звенигородской улицы. Проект разработал инженер Лев Львович Карбонье. Канал укрепили валом со стороны города.

Ha зacтaвax был открыт пacпopтный кoнтpoль, также тут дocматривали тoвapы и гpузы. Этот poв стал оберегать гopoд и oт попадания в него paзличныx эпидeмий, кoтopыe в то время были не редкостью. Когда на престол взошёл Aлeкcaндp I, нaчaлcя глaвный этaп в cтpoитeльcтвe Oбвoднoгo кaнaлa.

Император пoвeлeл возвести здесь cвoeгo poдa тpaнcпopтную мaгиcтpaль. Она должна была coeдинить Heву co взмopьeм, пpичём, нe дoxoдя дo eё дeльты и дo гopoдcкoгo цeнтpa. Так создавался кaнaл, главной функцией которого было «обводить» гopoд c юга, a тaкжe cлужить eгo гpaницeй.

Достопримечательности

Гуляя по набережной со стороны Александро-Невской Лавры можно увидеть множество архитектурных комплексов. В их число входят Хлебные амбары 19 века, здание бывшей Духовной Академии, на сегодняшний день в нем разместился Ленинградский техникум физкультуры и спорта. Прогуливаясь дальше можно увидеть дом под номером 17 здесь располагается Духовная Академия и Семинария.

В доме под номером 19 расположена типография имени первого российского печатника Ивана Федорова. Здесь в изготовлении печатной продукции использовались  высочайшего качества бумаги и чернила. Поэтому именно этой типографии было дано право поставлять печатную продукцию во Двор его Императорского величества.

На правом берегу вдоль набережной расположена Крестовоздвиженская церковь 18 века. Еще одной яркой достопримечательностью является церковь Воскресения Христа.

Подробная таблица

ТВ канал Название Телецентр Формат

изображения

Бывшие вещатели
Частота

отключена

ЛРТПЦ

Первый канал / Первый канал — Санкт-Петербург

1-я программа ТВ СССР

Частота

отключена

ЛРТПЦ Пятый канал / ЛОТ

Муз ТВ

6 Частота

отключена

ЛРТПЦ

СТС

8 Частота

отключена

ГТРК Санкт-Петербург Россия 1 / ГТРК Санкт-Петербург2-я программа ТВ СССР
11 Частота

отключена

ЛРТПЦ

Русское видео — 11-й канал / ТНТТВ-6

22 Супер ЛРТПЦ 16:9 ТНТ4

NBN / Rambler ТелесетьТВЦ

22-й канал

Джеф-Т

25 Disney ЛРТПЦ 4:3 7ТВ
27 Частота

отключена

ЛРТПЦ ТВ3

ТВ-6
27-й канал

29 Частота

отключена

ЛРТПЦ Россия-КEuronews
31 Телеканал «78» ЛРТПЦ 16:9 Известия

Life78100ТВ

33 Частота

отключена

ЛРТПЦ НТВ / НТВ-ПетербургРоссийские университеты
36 Частота

отключена

ЛРТПЦ Домашний

Невский канал / ДТВПрометей АСТРЕН ТВТВЦ2х2

36-й канал / АСТ
Biz-TV

38 Ю ЛРТПЦ 16:9 Муз-ТВ
40 Частота

отключена

ЛРТПЦ РЕН ТВРЕН ТВ-Петербург

Региональное ТВ / ТВЦРЕН ТВ2х2

Biz-TV
АСТ

40-й канал

43 Частота отключена ЛРТПЦ Матч! Страна

Матч ТВРоссия 2ТВСFashion TVНТВ-Плюс СпортТВ-6

46 Частота

отключена

ЛРТПЦ (было — Кронштадт) 16:9

Че!

ТВ Балтик / ТДК7ТВАРТ

49 Частота

отключена

ЛРТПЦ ТВ Центр

ОТВ (Объединенное ТВ) / ТВЦRambler ТелесетьДТВАРТКультура

51 Частота

отключена

ЛРТПЦ Пятница!

MTV Россия /
Новый Канал
Biz-TV

51-й канал

57 Частота

отключена

ЛРТПЦ Звезда

Морской канал

Построили Морской канал в 1878 г. Как он появился? В XIX веке появилась надобность в обновлении Петербургского порта и наличии морского канала. Проект дали одному новатору — Н. И. Путилову. На тот момент он также был одним из крупных бизнесменов в России. Спустя год после начала работ финансирование было остановлено по причине интриг. Несмотря на это Путилов продолжил строить канал из собственного бюджета.

Затраты на строительство оказались неподъемными, и его финансовое положение дел не смогло выдержать их, Путилов был разорен. К 1880 году инженер умер, но дело все же довели до конца. Морской канал стоит на этом месте, как и прежде. Он идет от реки Большая Нева до острова Котлин. Изначально предназначался для судов, идущих в Большой порт. По степени его загруженности, можно сказать, что он пока что на первом месте.

Страшная легенда

Рассказывают, что в 1923 году при строительстве теплотрассы в месте впадения реки Волховки в Обводный канал  были обнаружены гранитные плиты с надписями и под ними — захоронения XI–XII веков скандинавского происхождения. Несмотря на протесты археологов, плиты были использованы в качестве поребриков при строительстве дороги на Лиговском проспекте, а человеческие останки увезли на свалку. С тех пор на этом месте 1 раз в 10 лет происходят самоубийства. В 1923 году 89 человек бросились в воду, спасти удалось только одного. В последующие 9 лет трагедий не происходило, а в 1933 году уже 107 человек покончили жизнь самоубийством. Причем все они были здоровыми людьми и не имели никаких причин лишать себя жизни. Случайно выжившие говорили, что их звал в воду какой-то голос, а другие рассказывали, что возле Боровского моста их подхватывала какая-то сила и сбрасывала в воду. Согласно легенде, на это место наложено проклятие, а цифра 3, с которой связывают годы происшествий, в карельских преданиях несет колдовство. Статистика за последние годы неизвестна, но это место по-прежнему считается проклятым и зловещим.

Как и в прошедшие два века, Обводный канал остается рабочим сердцем Санкт-Петербурга и без него нельзя полностью понять историю Северной столицы.

Прогулка вдоль набережной

Александро-Невская Лавра

Канал начинается от Невы рядом с Александро-Невской Лаврой, учрежденной Петром I. На набережную выходит строгий фасад Духовной академии. Сразу за ней русло расширяется почти вдвое и протока ведет в так называемый бассейн, который, по идее, должен был собирать излишек воды и спасать город от наводнений. Но надежды не оправдались, все равно пришлось строить дамбу.

Арт-пространство «Ткачи»

В пятиэтажном промышленном здании середины 19 века под № 60, расположился крупнейший лофт Санкт-Петербурга. Первый и второй этажи занимают магазины сувениров, картин и одежды отечественных дизайнеров, винтажного секонд-хенда. Третий уровень отведен под интерактивные квесты, наверху расположены лекторий, выставочные залы и книжный магазин «Борхес».

Газгольдеры

Чуть дальше, под № 74 высится огромный кирпичный цилиндр, а правее еще три, поменьше. В них когда-то хранился запас светильного газа для уличных фонарей. Здание считается памятником промышленной архитектуры, сейчас в нем размещается креативное пространство Люмьер-холл (). Во втором газгольдере открыт бар-клуб «Башни» с живой музыкой, любимое место сбора питерских байкеров.

Церковь Воскресения Христова

Храм на набережной Обводного канала, 116 построен в 1908 г. на деньги, собранные членами Всероссийского общества трезвости.

В народе церковь получила прозвище «с бутылочкой» за характерную форму колокольни.

Вокзалы

В реконструированном и перестроенном здании бывшего Варшавского вокзала, закрытого в начале нынешнего века, расположен ТРК «Варшавский экспресс». За небольшим сквером высится фасад Балтийского вокзала, откуда отправляются электрички в Петергоф, Ораниенбаум, Гатчину, Лугу и Псков. Рядом находится Музей железных дорог России с обширной коллекцией паровозов, тепловозов и вагонов. Особенно интересны редкие платформы с орудиями большого калибра.

Красный треугольник

Огромное мрачное здание под № 134 — некогда знаменитый завод резинотехнических изделий. Галоши, сделанные здесь, носила вся Россия, а потом и Советский Союз. Ныне предприятие закрыто и практически заброшено, помещения сдают под офисы и склады, большинство цехов пустует. Зрелище впечатляющее и грустное, многие стекла выбиты, но жизнь постепенно возвращается и сюда.

Строительство

Водный путь начали строить в 1769 году на южной границе города и поэтому первоначально он назывался каналом, ограничивающим город, затем ему дали имя  Обводный городской канал, а позже — просто Обводный канал. За 10 лет к 1780 году он был прорыт почти до Лиговского канала. Проходящий с востока на запад он служил для таможенного и пограничного контроля, а на случай эпидемий мог выполнять и защитную функцию. По приказу Александра I в 1805 году строительство протоки продолжилось с целью соединения Невы с Финским заливом, минуя дельту. Этот проект должен был защитить город от наводнений и создать транспортную артерию.

При строительстве проводились сложные инженерные работы по расширению и углублению протоки, изменению русла реки Монастырки и строительству деревянных и чугунных мостов. Был построен каменный акведук через Лиговский канал, по которому воды Обводного стали протекать под Лиговским. В 1833 году водный путь был открыт для судоходства, но защитить Санкт-Петербург от наводнений, как и другие построенные в тот период протоки,  не смог.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: