Дворец меншикова в санкт-петербурге

А подарю-ка я тебе, Алексашка,… остров Васильевский!

Вскоре после основания Петербурга Петр Алексеевич подарил своему приближенному не какой-нибудь кусочек земли, а целый Васильевский остров. Отхватив такой воистину царский подарок, оставалось лишь обосноваться в нем с размахом. Меншиков начал с обустройства подворья, заложив сад и огород. А так как у князя, понятное дело, все должно было быть на высшем уровне, то для обустройства сада пригласили мастера, знающего толк в этом деле – голландца Яна Эйка. Садовник сформировал сетку дорожек, вырыл пруды, украсил сад скульптурными композициями, а для развлечений «закрепил» все это дело лабиринтами. Даже Нева была призвана в помощь диковинным обустройствам: от реки выкопали канал с бассейном, служащий своеобразным парадным подъездом к дворцу.

Летом 1704 года в глубине участка начали возведение деревянного дворца. Документы свидетельствуют: спустя два года в нем приступили к отделке помещений, завершив ее лишь в 1710 году. А так как шведы продолжали недобро посматривать на желанные земли, князь побеспокоился об оборонительных сооружениях вокруг поместья.

Итак, необыкновенной красоты меншиковский дворец по своей внешности и лоску скорее был «итальянцем», нежели домом с русской душой. Подобную красу в то время мог сотворить лишь Доменико Трезини. Сам дом был выстроен в форме буквы «П», а украшало его высокое крыльцо, ведущее на второй этаж. Думается, государственному деятелю княжеского ранга было не стыдно в подобном великолепии устраивать официальные торжества и приемы гостей.

Первым запоминающимся таким празднеством стала свадьба Анны Иоанновны – племянницы Петра Алексеевича.

Еще полностью не достроив дворец деревянный, в 1710 году мастера приступили к возведению каменного. Работами руководил зодчий Франческо Фонтана, в помощь которому Меншиков отправил своих крепостных, а также лучших плотников, штукатуров и многочисленную армию наемных рабочих. Успев возвести лишь первый этаж нового дворца, Меншиков уже вовсю гулял в нем новоселье. Спустя всего год были построены боковые корпуса, а также обустроен центральный ризалит. А так как большинство влиятельных лиц тогдашнего Санкт-Петербурга не имели еще личных владений, то они с готовностью пользовались гостеприимством Меншикова: в стенах его дворца, к примеру, играли свадьбы боярин Яков Долгоруков и полководец Борис Шереметев.

Интересные факты

Во время экскурсий сообщаются интересные моменты из истории дворца:

в шкафах хранится подлинная одежда Петра I. Настоящие костюмы первого императора России не любят сквозняков, яркого света. Их смогли сохранить в отличном состоянии;
в кабинете Меншикова стоит макет первого корабля, собранного специалистами верфи Санкт-Петербурга
сохранилась интересная часть действующего водопровода дворца
в Большой палате установлен популярный предмет искусства XVII столетия в Италии «Нога колосса»

Его пальцы ювелирно изготовлены из оникса
на столе кабинета привлекает внимание серебряный корабль. Он стоит на специальной подставке

Для опоздавших гостей в нее наливали штрафное количество водки — около 1л. Водрузить корабль на место можно было только после опустошения подставки

Любоваться городом можно круглый год во многих его местах. В том числе и, гуляя по мраморной плитке пола, по которой ступал Петр I, разглядывая подлинный документ, подписанный Меншиковым, вдыхая аромат времени рождения города среди покоев роскошного дворца.

Фотографии парадных залов дворца Меншикова

В гостиной все пышет роскошью. Европейские шкафы, дорогущий стол и стулья, старинные скульптуры.

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Фишкой комнаты является странный предмет мебели – нога.

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Во дворце неплохо сохранился вестибюль, раскрашенный под мрамор. В то время мрамор в нашей стране еще не добывали, а привезти такое количество материала из Италии было дорого даже для Меншикова (чуть позже я расскажу, на что он спустил целое состояние при декоре своих комнат).

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Из вестибюля можно было выйти в сад, а можно было подняться по парадной лестнице. Смотрители музея берегут историческую лестницу, поэтому поднимались мы по обычной. И вот мы в так называемых сенях. По моде того времени дворец был разделен на две части: хозяина и хозяйки, объединял который парадный зал. Туристам доступны помещения хозяина, так как комнаты его жены не сохранились. К слову, прислуга и деть (4 сына и 3 дочери) жили на третьем этаже, там интерьеры также не восстановлены.

Парадная лестница Меншиковского дворца

Парадная лестница Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Экскурсовод обратила внимание на решетку перилл, на которой, если присмотреться, выведены инициалы Петра I и Меншикова. Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

В мужской половине князя Меншикова комнаты отделаны таким богатым материалом, которому могла позавидовать царская семья. И это отнюдь не золото — это керамическая плитка ручной работы.

Спальня в Меншиковском Дворце

Спальня в Меншиковском Дворце

Вот такой шикарный потолок.. также выложен плиткой, что считалось непомерной роскошью.

Потолок из плитки

Потолок из плитки

Вопреки тому, что для Питерского климата плитка — не самый лучший материал, который не сохраняет тепло, а летом нагревается, ей отделывали ради пафоса даже спальни. Чтобы согреть кровать, использовали вот такие грелки.

Спальня Меншиковского дворца

Спальня Меншиковского дворца

Вот ее пример комнат с плиткой.

Кабинет Меншиковского дворца

Кабинет Меншиковского дворца

А вот подарочный кубок, который если перевернуть, то из него можно пить.

Кабинет Меншиковского дворца

Кабинет Меншиковского дворца

Еще один потолок, выложенный плиткой.

Полоток

Полоток

Поражает роскошью мебель хозяйских комнат.

Мебель в Меншиковском дворце

Мебель в Меншиковском дворце

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец

Мебель в Меншиковском дворце

Мебель в Меншиковском дворце

Анфилада залов Меншиковского дворца

Анфилада залов Меншиковского дворца

Прекрасна ореховая комната, названая так по отделке стен.

Ореховый кабинет

Ореховый кабинет

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

На стене висят подлиные двери, на которые экскурсовод обратила внимание: с одной стороны они отделаны орехом, чтобы не портить дизайн комнаты, с другой в стилистике парадного зала. Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Чуть не забыла упомянуть зал кордегардии на нижнем этаже — помещение для почетной охраны и приема военных посетителей и курьеров. Это помещение сохранило архетектурную отделку палат 17 века: арка и свод поддерживаются опорами, разделяя палату на две неравные части.

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Но вернемся к параным залам Меншиковского дворца. Мужская и женская половины соединялись парадным залом.

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Танцевальный зал

Танцевальный зал

В женской половине интерьеры более нежные, преобладают теплые цвета, шелк, изящные аксессуары.

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Синий кабинет.

Синий кабинет

Синий кабинет

Потолок в синем кабинете.

Полоток

Полоток

Сказать, что мы были в восторге от посещения дворца — это ничего не сказать! Огромное спасибо экскурсоводу и всем людям, которые берегут и выставляют те сокровища, благодаря которым можно приоткрыть зановес на моду и нравы времен основания Санкт-Петрбурга. Мы были очень рады, что начали маршрут по Петербургу именно с этого места.

А в качестве бонуса — напротив него находятся знаменитые Сфинксы, охраняющие Неву и город.

Сфинксы Санкт-Петербург

Сфинксы Санкт-Петербург

Описание дворца

Меншиковский петербургский дворец находится на Университетской набережной. К зданию прилегает небольшой двор с открытой галереей, огромный сад с фонтанами, скульптурами в виде античных статуй и оранжереями. Украшает главный портал высокое крыльцо с ведущей на второй этаж дубовой лестницей, которая сохранилась до наших дней, но для посетителей она закрыта. На втором этаже расположен большой «Ассамблейный зал». Здесь Петр I устраивал ассамблеи. Приходить на «петровскую ассамблею» требовалось в европейской одежде, а мужчины обязательно брили бороду.

Ассамблейный зал дворца

Кроме большого зала, на втором этаже находились покои князя и его семьи. Этаж разделен большим залом на женскую и мужскую половины. Здесь располагался кабинет, который получил название «Ореховый» из-за своего оформления. Стены кабинета отделаны ореховым деревом, а пол — из наборного паркета.

На третьем этаже находятся комнаты для обслуживающего персонала. Первый этаж был предназначен для государственных дел хозяина. Здесь были комнаты для приема, зал для проведения официальных мероприятий, комната для дежурных матросов и гребцов, различные мастерские и парадная кухня. Цокольный этаж содержал погреба и жилые помещения для прислуги.

Все убранство дворца выполнено по последним меркам европейской моды того времени. Невысокие комнаты с большими окнами и дверями, украшенные живописью и отделкой из китайского шелка, картинами знаменитых художников. Стены отделаны керамической плиткой из Голландии, присланной князю купцами в качестве презентов. Меншиков был очень богат, не жалел денег на строительство, и в результате его хоромы по роскоши превзошли Летний дворец самого царя. На то время в Петербурге было всего два каменных дворца Летний и Меншикова, но жилище царя имело всего один этаж и было выстроено раньше. Возле дворца находилась своя пристань.

Во дворе рядом с домом выстроили церковь, но после ссылки Меншикова, когда его имение перешло Кадетскому корпусу, ее разрушили. На том месте сделали манеж для обучения кадетов верховой езде.

Сегодня музей принимает посетителей. Для экскурсий открыто 30 комнат дворца, три из которых выглядят как 300 лет назад. В музее собраны коллекции старинных каминов, часов, одежды царя Петра I и самого князя Ижорского, которые время от времени выставляют для посетителей.

Подсобные помещения

На первом этаже главного здания резиденции располагались подсобные помещения, где готовили пищу, а также занимались различными работами в мастерских. Кухонь во дворце было несколько, восстановили интерьер одной из них.

В так называемой Поварне готовили мясные блюда и разливали хмельные напитки. Выставлен деревянный разделочный стол, посуда на полках, лавки для отдыха поваров.

Розлив пива и кваса вели из бочек с помощью огромного ковша с двумя ручками, изготовленного из отрезка ствола древней липы с отходящими от него корнями. Часы-ходики на стене, несмотря на возраст, в рабочем состоянии.

Главным сооружением в кухонном помещении является длинная печь на три очага. Для удаления горячего воздуха и водяного пара от приготовления пищи устроена вытяжка, соединенная с трубой. На плите и полках стеллажа у стены расставлена посуда для варки и запекания, в основном изготовленная из меди.

Экскурсоводы обращают внимание посетителей дворца Меншикова на оставленный при реставрации без отделки участок стены над дверью Поварни. Этот фрагмент был вскрыт при обследовании здания с целью определения объема реставрационных работ

Здесь можно визуально оценить состояние старинного кирпича, увидеть приемы кладки в исполнении старых каменщиков.

Другое подсобное помещение отведено под токарную мастерскую, где работал и хозяин дворца и часто гостящий у него Петр Первый. Царь научился токарному ремеслу в зарубежных поездках и обладал достаточными навыками работы на станке с ручным приводом.

На стене Токарни вывешены некоторые изделия, и не исключено, что сам Петр их и выполнял. В объемистом шкафу размещены токарные приспособления и различные резцы.

Искусно изготовленный сундук возле станка был, очевидно, предназначен для хранения чего-то ценного. Такое предположение возникает при внимательном рассмотрении изделия, в котором установлено не меньше тридцати потайных замков.

Проходить к парадным и жилым помещениям дворца Меншикова нужно через так называемые Большие сени, обустроенные с использованием многих архитектурных элементов. Несколько рядов колонн в подражание античным соединяются продольными и поперечными арками, стоящими на их капителях.

В стенных нишах расставлены статуи, копирующие известные работы старинных мастеров, возможно, некоторые из них подлинные и завезены в Россию по заказу светлейшего князя. На невысоком постаменте вдали расположена скульптура, для рассмотрения которой требуется подойти поближе.

При обзоре с близкого расстояния на мраморной подставке предстает прекрасная скульптура. Обнаженная женщина возлежит на ткани, расстеленной в громадной раковине моллюска. Так изображается обычно нимфа речных и озерных вод – наяда, которых древние считали покровительницами водных источников.

Однако догадка неверна, это работа французского скульптора Гийома Кусту, названная автором Венера в раковине. Речь идет о Кусту – старшем, у которого были сыновья Никаля и Гийом, оба также скульпторы.

Строительство дворца

«Родовое гнездышко» Светлейший князь начал строить в 1710 году, в разгар Северной войны. В 1709 Россия разгромила шведов под Полтавой. В знак благодарности за заслуги в этой баталии Петр I пожаловал Меншикову крупнейший Васильевский остров площадью 11 квадратных километров.

Петербург в тот период только-только возник как город. А поодаль развернулось грандиозное строительство, в короткий срок князь построил богатейший дом в Санкт-Петербурге.

Каковы же заслуги Меншикова перед царем, если государь, считавший каждый положенный камень в болотистое основание новой столицы, предпочел не заметить сверхрасточительства князя! Летом 1714 года князь с семьей вселился во дворец, самое высокое здание Петербурга. Внутренняя отделка покоев продолжалась до 1727 года.

Особенности строительства

Строительством руководили архитекторы Джованни Фонтана и Иоганн Шедель. На подаренной царем территории Меншиков построил усадьбу с цветниками и садом, протянувшуюся через весь Васильевский остров. Одновременно строили комплекс зданий: церковь Воскресения, деревянный Посольский дворец и каменные палаты, дворец Меншикова.

Фасад Посольского дворца украшала балюстрада на крыше. Двухэтажное здание с высоким крыльцом в центре дома с башенками, ведущее сразу на второй этаж. Со стороны Невы, возле крыльца – деревянная пристань, раскрашенная под кирпич, к которой причаливали лодки и гондолы с гостями. По центру здания проходила деревянная галерея, с которой музыканты встречали подъезжающих гостей «живой» музыкой.

Возведение каменных палат

Место для строительства дворца на Васильевском острове выбрано не случайно. Здесь, на острове, Петр I задумывал создать центр будущей столицы. Зная о желании государя видеть в столице каменные здания, Меншиков построил дворец, который одновременно стал и административным зданием. Здесь первый помощник царя Александр Данилович устраивал дипломатические приемы и заседания.

В строительстве дворца для князя участвовали все зодчие и строители Петербурга того времени. Каменщики и керамисты, художники и крестьяне, солдаты, даже каторжники трудились здесь, создавая дворец. На фронтоне здания красуется цифра «1710» – дата основания дворца светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова.

Экскурсии в Меншиковский дворец

Обзорные экскурсии по дворцу проходят каждые полчаса. Экскурсии для групп туристов организуются по предварительной заявке. До начала можно воспользоваться гардеробом, получить защитную обувь, самостоятельно окунуться в петровскую атмосферу роскошного, изысканного интерьера здания.

Меншиковский дворец занимает небольшую часть дворца, поэтому интерес вызывает осмотр красивого макета всего комплекса, размещенный недалеко от входа.

Экскурсия начинается рядом с величественной статуей Аполлона и проходит по:

  • Большому залу
  • Большим сеням
  • Палатам
  • Семейным покоям
  • Ореховому кабинету
  • Парадной лестнице

При этом поражают подлинные образцы живописи, гравюры, мебель, скульптуры, предметы быта в виде посуды. Элементы декораций — белоснежная голландская плитка, шпалеры XVII столетия с изображением сюжетов из жизни македонского царя Персея.

Открытые для просмотра помещения дворца позволяют представить жизнь сподвижников Петра I, понять в каких условиях формировался великий город.

Экспозиция

Большие работы, проведенные во время последней реставрации, позволили открыть посетителям интересные экспозиции филиала музея русской художественной культуры начала XVIII столетия.

Предметы первоначального убранства дворца, имущества царей, богатых семей России представлены в постоянных выставках музея.

Среди них коллекции живописи, образцы оружия, старинные приборы. Особенно ценными экземплярами музея считаются портрет императора, уникальный шахматный столик с фигурами из янтаря, зеркало в янтарной рамке.

Атмосфера петровского времени чувствуется во всех помещениях. В том числе в знаменитом Ореховом кабинете Меншикова, стилизованном под каюту корабля. Овальный стол для работы, часы, старинный плафон с военными сюжетами, вид на Неву, Зимний дворец, Адмиралтейство полностью передают атмосферу времени появления столицы на берегах Балтики.

В тридцати залах музея организовано много постоянных, временных экспозиций из предметов, принадлежащих русским царям, дворцов влиятельных семейств, вошедших в историю России.

История создания дворца

История дворца началась в 1710 году. После победы над шведами князь занялся постройкой дома и для этого пригласили архитекторов Фонтана и Шейдена, которые закончили основную часть работ к 1714 году. Отделочные растянулись до 1727 года. В этом же году, после смерти царя, Меншикова обвинили в измене государству, краже денег из казны и выслали из Петербурга вместе с семьей. По приказу Петра II Меншикова сослали в поселок Берёзов, где он провел остаток жизни.

При Петре I в доме Меншикова проводились различные пиры и праздничные обеды, царские особы играли свадьбы, царьустраивал приемы иностранных послов, в связи с чем дворец называли Посольским дворцом. Когда хозяина усадьбы отправили в ссылку, дом перешел в казну, и в последствии передан Кадетскому корпусу. Здание перестроили под его нужды, изменили фасад и крышу. Во времена Светского Союза в нем располагалось Военно-Политическое училище. В 1966 году Меншиковский дворец решено отреставрировать, вернуть первоначальный вид и сделать филиалом Эрмитажа. Реставрационные работы были закончены в 1981 году, с тех пор он служит музеем.

Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге

Архитекторы, принимавшие участие в строительстве и реставрации дворца

Первыми архитекторам, начавшим строить дворец Меншикова в Санкт-Петербурге, был итальянец Джованни Фонтана, который не выдержал петербургский климат и был вынужден покинуть город.

Далее вызвали немца Иоганна Шеделя. Фонтана и Шедель были российскими архитекторами и работали в стиле барокко. В помощь привлекались другие архитекторы: Трезини, Растрелли, Матаронни, Леблон. Для перестройки здания под Кадетский корпус приглашали русских архитекторов И. Старова, В. Баженова, Ю. Фельтена. Они изменили фасад со стороны Невы, сделали двухскатную крышу вместо мансарды и заменили декоративную стену со скульптурами на лучковый фронтон. В 1932 году помещения в доме переделаны под нужды кадетов. Занимался проектом архитектор Земцов. В советское время реставрировал дворец российский архитектор Александр Гнессин. Это он вернул дому его первоначальный облик. За время своего существования он достраивался и перестраивался, но в конце концов его решили сохранить в первозданном виде.

Дворец на службе государства

Сразу после опалы светлейшего князя Меншиковский дворец конфисковали и передали сначала в казну, а в 1731 году — Сухопутному шляхетскому корпусу (с 1800 года его стали именовать Кадетским корпусом).

Архитектору Доменико Трезини было поручено перестроить дворец под нужды военного заведения. Он изменил невский фасад, придав ему более лаконичный и классический вид. В начале ХХ века была сделана легкая реставрация дворца.

В довоенные годы в здании располагалось военно-политическое училище имени Ф. Энгельса. Когда же началась война и блокада — здание подвергалось бомбежкам, но интерьеры уцелели.

В послевоенные годы советской власти (с 1966 г.) началась масштабная реставрация дворца. Было принято решение придать дворцу первоначальный облик. После завершения реставрационных работ в 1981 году здание перешло в ведение Эрмитажа, и сейчас здесь располагается экспозиция «Культура России первой трети XVIII века».

Архитектура

Во внешнем облике дворца и архитектурном стиле здания отражены дух, настроение, заложенные Великим царем при рождении города.

В соответствии с действующими традициями, планировка дворца выдержана в строгом симметричном варианте с размещением помещений по анфиладному способу. Это были светлые, уютные комнаты небольших и невысоких размеров с большими стеклянными окнами.

Крыша была раскрашена яркими ромбами, расположенными в шахматном порядке. У парадного входа находились деревянные колонны, поддерживающие балкон, предназначенный для музыкантов во время праздничных мероприятий. К входу примыкала нарядная пристань.

Проход из Больших сеней вел во внутренний двор, в центре которого находилась античная статуя бога солнца Аполлона и дорожка, ведущая в сад.

В усадьбе имелось несколько помещений для кухонь — Поварни.

С восточной стороны Больших сеней находилась Кордегардия — Меншиков имел свой гвардейский полк.

Были комнаты для почетной охраны, гостей, ожидающих приема. Все подсобные помещения имели сводчатые потолки, белые стены, дощатые полы.

К ним же примыкали Большие палаты. В них проходили основные приемы. Зал был украшен коврами, уникальными итальянскими шпалерами, мебелью из редких пород дерева.

Дубовая парадная лестница вела в личные покои семьи. Многие комнаты восточной анфилады имели уникальные интерьеры — аналогов в Европе им не было. Для их создания использовалась дорогостоящая голландская плитка, изразцы.

Особое место отведено прихожей. Она использовалась Меншиковым в роли приемной, кабинета, столовой. В цоколе находились винные погреба, кладовые, пивные.

Наиболее важные дела решались в помещении Орехового кабинета, где владелец хранил уникальные редкости.

Во дворце отдельно был оформлен «Варварин покой» — спальня сестры-горбуньи супруги князя. Она управляла хозяйством, воспитывала детей Меншикова.

В этих покоях в дальнейшем разместилась дирекция Кадетского корпуса. В 1988 году они были отданы первому музею кадетов. В дальнейшем экспонаты из его богатых коллекций перешли в разные музеи.

Как добраться на машине, общественным транспортом

Чтобы попасть в музей, необходимо доехать до станции метро «Василеостровская», перейти в троллейбус 11, 10, 1, или автобус №7,187, 24 и ехать до ост. «Университет».

От Василеостровской станции метро лучше по пешеходной 9-й линии добраться пешком до набережной Большой реки Невы, повернуть в правую сторону, и пройти до Румянцевского сада, следом за которым уже начинается дворцовый комплекс. От стрелочки Васильевского острова следует пройти до Университетской набережной. От Дворцового моста длина пути составляет 500 м.

Меншиковский дворец в культурном центре России Санкт-Петербурге стал крупнейшим каменным зданием петровской эпохи. Он был построен по личному вкусу губернатора, и одобрен императором Петром I, который не имел подобное резиденции, и все важнейшие мероприятия проводил у соратника.

Сейчас любой желающий сможет лично познакомиться с условиями быта дворян, а также по достоинству оценить эксклюзивные строительные материалы, современные техники и особый дух величественного здания.

Оформление статьи: Владимир Великий

История Меншиковского дворца

Он расположен на Васильевском острове, который в петровские времена предполагалось прорезать каналами, сделав из него подобие Амстердама. М.И.Пыляев в своей книге «Старый Петербург» указывает, что «название Васильевского острова произошло не от имени командира батареи острова, Василия Корчмина, как полагали многие, но еще гораздо ранее, а именно в 1640 году, в писцовых новгородских книгах этот остров носил название Васильевского».

Дворец Меншикова построен в стиле петровского барокко. В его создании приняли участие такие знаменитые архитекторы, как Д.М.Фонтана в 1710-1712 гг., И.Г.Шедель в 1713-1727 гг., Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, Б.К.Растрелли в 1717-1719 гг. и др. Его архитектура перекликается с Зимним дворцом Петра I.

Дворец Меншикова, гравюра А.Зубова, 1714 г.

Дворец принадлежал Александру Даниловичу Меншикову (1673-1729), ближайшему сподвижнику Петра I, первому генерал-губернатору Санкт-Петербурга, президенту военной коллегии. Полный перечень титулов и званий Меншикова такой: Светлейший князь Российской империи, Священной римской империи и герцог Ижорский, первый член Верховного Тайного Совета Российской империи, президент Военной коллегии, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга, первый российский сенатор, полный адмирал, генерал-фельдмаршал, генералиссимус морских и сухопутных войск.

Во дворце Светлейшего князя устраивались ассамблеи, приемы, проводились торжества в честь окончания Северной войны. Иностранцы называли дворец «великолепнейшим во всем Петербурге», помещения расположены «великолепно, все здесь просторно, пропорционально, обстановка исключительно изысканная».

Неизвестный художник. Портрет А.Д.Меншикова. Между 1716-1720

Здесь также решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков был одним из тех, кто провозглашал европейские ценности, вводил в России новый уклад жизни и этикет. Поэтому во дворце появились такие помещения, как зал для приемов и ассамблей, парадные приемные и спальни, кабинеты, кухни, токарни, комнаты для секретарей и др.

Интерьеры дворца были отделаны в соответствии с модой того времени: использовалось наборное и резное дерево, расписная голландская плитка и изразцы, кожа и ткани.

Парадная лестница из дуба с двумя маршами ведет в парадные покои. Она в целом сохранила архитектурно-декоративное решение петровского барокко.

Многие помещения декорированы изразцами, что было одной из диковин дворца. Часть изразцов была привезена из Голландии, другие выполнены на кирпичных заводах Петербурга, Стрельны, Ямбурга, Копорья. Комнаты производят впечатление уюта и богатства.

Покои Варвары Михайловны Арсеньевой, свояченицы Меншикова, пожалуй, наиболее выразительны. Здесь плитками выделены целые сюжетные линии: голландские пейзажи, пасторальные сценки, морские пейзажи. Эти интерьеры первой трети XVIII века являются единственными в нашей стране.

Одним из самых запоминающихся помещений Меншиковского дворца является Ореховый кабинет. Кабинеты предназначались для хранения раритетов и коллекций. В 1717 году стены были декорированы фанерованным орехом, в их создании приняли участие европейские и русские мастера.

Центральным парадным помещением дворца является Большой зал. Здесь состоялась одна из первых ассамблей в России. После ссылки и смерти А.Д.Меншикова парадный зал и две приемные были перестроены под церковь устроенного во дворце Кадетского корпуса. Однако зодчие сохранили первоначальную отделку стен пилястрами, лепной орнамент и бело-золотую окраску.

Ряд помещений дворца выполнены в китайском стиле, в соответствии с модой того времени.

В 1727 году, после опалы Меншикова и его ссылки в Березов, дворец был передан Первому кадетскому корпусу. До 1924 года здесь существовал музей кадетского корпуса, открытый еще в 1880-х годах.

Меншиковский дворец, фото сделано между 1863-1887 годами

В 1960-х годах во дворце начались реставрационные работы, в ходе которых был открыт первоначальный облик дворца. С 1981 года во дворце функционирует музей.

История

Любимый многими, величественный Санкт-Петербург стал символом власти России на берегах Балтийского моря, символом огромного труда людей, создавших сказку среди болот, рек, озер, многочисленных островов местности. Можно часами бродить по его набережным, слушать волшебные звуки каналов, прокатиться по ним на кораблике, восхищаясь дворцами, архитектурными творениями совсем не старого города.

Получив для строительства усадьбы почти весь Васильевский остров, начиная от Большой Невы до Малой Невы, высокопоставленный владелец стал возводить удобный для жизни комплекс.

Вид дворца предложили зарубежные архитекторы Г. Фонтана, Г. Шедель. Реализация осуществлялась русскими специалистами: каменщиками, столярами, плотниками, художниками.

При этом использовались все лучшие достижения технологий строительства каменных построек, применяемые в то время. Это отразилось в общем стиле строения, где вместе с исконно русскими приемами нашли место новые архитектурные предложения в способах укладки каменных элементов, вариантах росписи. В начале строительства одновременно возводилось два дома: каменный и из дерева, называемый Посольским дворцом. В нем встречали иностранных послов, проводили торжественные мероприятия, свадьбы.

Вместе с этими постройками появились дом для управляющего усадьбой и церковь Воскресения Христова. В XVIII столетии церковь снесли и на её месте построили манеж для обучения верховой езде воспитанников кадетского корпуса. На площадях усадьбы разбили большой сад с огородами, прудами, украшенный скульптурами. Медоварня, бани, кузница, пекарня.

На первом этаже размещались служебные помещения. Семья проживала на втором этаже.

Несмотря на сложный период своей деятельности, он постоянно достраивал свой дом. Рядом появилось двухэтажное западное крыло. В нем разместились «Наугольные палаты» для проведения заседаний Военной коллегии.

Возведение второго крыла началось в 1727 году. В этот период Меншиков был отправлен в ссылку. В конце строительства план дворца имел вид четырёхугольника, сформированного четырехэтажным главным зданием, двумя двухэтажными пристройками и строениями со стороны сада.

Внешний вид дворца гармонично сочетается с его внутренним убранством. После ухода из жизни Меншикова в 1729 году усадьба перешла в государственную казну. До 1731 года в ней работали канцелярии многочисленных ведомств. В дальнейшем судьба здания прошла следующие этапы:

  • Размещение первого Кадетского корпуса. В нем получили образование выдающиеся деятели, полководцы XVIII, XIX столетий. В том числе А. В. Суворов.
  • В XIX столетии здесь размещался Совет Главного управления российских военно-учебных заведений.
  • В 1917 году многие помещения дворца были отданы под государственные учреждения. Среди них функционировало Ленинградское Военно-политическое училище.
  • С 1956 года дворец был сдан в аренду университету Ленинграда.
  • Передача дворца Государственному Эрмитажу в 1967 году. С этого времени началась грандиозная реставрация, возрождение дворца, продолжающаяся и сейчас.

На всех этапах дворец перестраивался, дополнялся новыми зданиями с учетом новых требований. Некоторые строения были разрушены, например, Воскресенская церковь. В церковь Кадетского корпуса был превращен Ассамблейный зал.

Значение Дворца в современном мире

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге ведет историю с 1710 года. Его хозяин Александр Меншиков сделал блестящую карьеру, и долгое время оставался одним из самых преданных побратимов Петра I. При скандальной репутации капризного и прижимистого чиновника, князь всегда находился в почете у императора Петра, который называл его просто «Алексашка».

После успешного участия в Северной войне Меншиков в 1703 году был назван губернатором Санкт-Петербурга, и вскоре происходит строительство «палат», а именно так на то время назывался дворец.

Особенности стройки:

  • Помещение было построено за год с использованием новейших строительных материалов и техник, а после еще 17 лет расширялось и модернизировалось внутреннее убранство помещения. Дворец получился настолько роскошным, что сам император выбирал именно Меншиковский для приема иностранных послов, устройства ассамблей, и даже для проведения свадеб. Высокие почести обязывали хозяина поддерживать здание в надлежащем виде.
  • К 1727 году постройка сооружения окончилась, и здание выглядело как 4-угольник замкнутого типа с парой внутренних двориков, проходными воротами на западную сторону, север и восток, а также аркадами с переходными галереями на высоте второго этажа.
  • После смерти императора при Петре II князь Меншиков был объявлен государственным изменником, обвинен в краже денежных средств из казны, и остаток дней провел в изгнании в поселке Березане. Дворец был передан государственной казне, а вскоре перешел во владение Кадетского корпуса. В этот период частично были реставрированы крыша с фасадом. Во времена СССР в строении располагалось Военно-Политическое училище. Только в 1966 году Меншиковский дворец был отреставрирован полностью, стал относиться к Эрмитажу, и работать как музей.
  • Дворец под кодом 7810176001 был внесен в список Объектов культурного наследия Российской Федерации.

Краткое описание

Бывшая резиденция знаменитого Александра Даниловича Меншикова, уютно вписавшаяся в архитектурный вид Васильевского острова — один из первых каменных домов города, построенных в стиле петровского барокко в период 1710 — 1714 годов. Меншиковский дворец считается самым большим жилым зданием прошлой эпохи из сохранившихся.

Мнение эксперта

Алексей

Каждый день ищу интересное в Петербурге. Снимаю обзоры на музеи, экскурсии и развлечения. Добавляйся в инстаграм, чтобы не пропустить новости и не потеряться.

Перейти в Инсту

Меншиковский дворец на Университетской Набережной — маленький, ободранный снаружи, но хранящий остатки былой роскоши внутри. Я не пожалел, что сходил — людей мало (конец февраля), музей — самобытный, классная экспозиция старинных печек из запасников эрмитажа, которую обещают сделать постоянной.

Закладывайте на посещение один час — думаю будет достаточно.

Ресторан

Во дворце Меншикова действует ресторан «Mein Herz».

Стиль оформления залов ресторана соответствует царскому типу дворца. Атмосфера аристократического общества старого города присутствует в любом уголке ресторана во время демократичного обеда или роскошного ужина.

Меню ресторана состоит из блюд классической русской кухни и современной европейской. Это изысканные, колоритные блюда. Летом можно обедать на уютной террасе, расположенной в защищенном от ветра месте, в окружении зелени, скульптур.

По предварительной договоренности можно заказать ужин на небольшую компанию вместе с проведением экскурсии по дворцу после его закрытия.

Работает ресторан ежедневно с 11 до 23 часов. Выходной день — понедельник.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: