Самый знаменитый остров петербурга: пять фактов о васильевском острове, о которых вы не знали

Архитектурный ансамбль

Основа ансамбля Стрелки — это здание Биржи и пакгаузы, Биржевой сквер, и, конечно же, Ростральные колонны.

Интересует многих старинный якорь-памятник. Он был установлен в Биржевом сквере в 2003 г. Надпись на нем гласит — «1723 год. Олонец», а значит якорю тоже исполнилось три века, как и самому городу на Неве. Якорь был найден рядом с Галерной гаванью, где ремонтировали и строили галеры.

Здание Биржи

Биржа — центральное здание архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. Строение выполнено в стиле классицизма и выглядит как античный храм: гранитный подиум, мраморная колоннада, широкие лестницы. Фронтоны украшены изображениями античных божеств Нептуна и Меркурия. Есть интересная легенда о том, что купцы и биржевики собрали деньги, купили слитки золота и заложили их под фундамент будущего строения. Считалось, что это обеспечит процветание и невероятные финансовые успехи городу и всему государству.

Здание Биржи, Ярослав Глухов

После Октябрьской революции здание Биржи опустело, оно не было востребовано вплоть до окончания Великой Отечественной войны. В 1941 г. Биржу занял Центральный военно-морской музей, который в 2003 г. переехал на площадь Труда. А с 2013 г. и по сей день строение принадлежит Эрмитажу.

Биржевая площадь и сквер

Перед зданием Биржи по проекту Тома де Томона соорудили искусственную насыпь. Чтобы ее укрепить, в дно реки вбили сотни свай. Естественный берег таким образом сместился чуть больше чем на 100 м. Так образовалась полукруглая площадь и гранитная набережная, которую поначалу использовали как парадную пристань.

Здесь спуск к воде украшают огромные каменные шары, создается ощущение простора и легкости всего ансамбля, открывается потрясающая панорама на противоположный берег: Дворцовую набережную, Петропавловскую крепость.

Биржевой сквер, Елена Самусева

Северный и Южный пакгаузы

Пакгауз, по сути, это складское помещение. У здания Биржи и раньше были склады, но наводнение 1824 г. разрушило их, сделав непригодными для хранения товаров. Поэтому с 1826 по 1832 г. велось строительство, результатом которого стали современные Северный и Южный пакгаузы. Идея планировки была взята из проекта архитектора А. Д. Захарова, а руководил строительством уже И. Ф. Лукини. Чтобы реализовать задуманное, потребовалось снести старое здание Академии наук (на месте южного пакгауза) и ряд жилых домов на берегу Малой Невы (на месте северного пакгауза). Одновременно строилось и здание таможни, в котором сейчас находится Литературный музей.

Пакгаузы расположились симметрично по обе стороны от здания Биржи. Их стилистика очень схожа, есть лишь небольшие отличия. Фасады зданий обращены к набережной, украшены портиками с полуколоннами. В Южном пакгаузе в 1829 г. провели Первую русскую промышленную выставку, масштабное мероприятие, в котором приняли участие больше 300 фабрик и заводов. Вскоре пакгаузы отдали в распоряжение Академии наук. Сейчас в южном здании находится Зоологический музей и Кунсткамера, а северное занимает Центральный музей почвоведения.

Северный пакгауз — Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева, Ярослав Глухов

Ростральные колонны

Самый узнаваемый памятник Стрелки Васильевского острова — Ростральные колонны высотой 32 м. Свое название они получили благодаря украшениям в виде носовых частей кораблей — рострам. Идею таких декоративных элементов архитектор Тома де Томона позаимствовал у зодчих Римской империи.

Считается, что до 1885 г. Ростральные колонны выполняли роль маяков, ночью или в туманные дни они направляли движение судов по Малой и Большой Неве. Однако историки не согласны с этим, утверждая, что сооружения были скорее символом мощи Государства Российского и его флота. Внутри колонн винтовые лестницы, по которым можно подняться к чашам-факелам. Сегодня факелы газовые, их зажигают только в дни праздников.

Основание колонн украшают статуи работы Самсона Суханова: 2 фигуры у южной колонны и 2 у северной. Даже среди жителей Петербурга довольно распространено ошибочное мнение, что эти скульптуры символизируют четыре великие реки России — Неву, Днепр, Волгу и Волхов. Когда возникла такая городская легенда неизвестно, документальных подтверждений тому нет. Зато есть цитаты из записей архитектора Тома де Томона, в которых он говорит, что скульптуры изображают морских божеств и покровителей коммерции.

Ярослав Глухов

Музей Эрарта

Даже небольшой прогулки по Васильевскому острову достаточно, чтобы оценить высокую степень концентрации музеев на Васильевском острове самой разнообразной тематики, буквально на любой вкус.

Отдельно хочу рассказать о музее современного искусства Эрарта, который произвел на меня сильное впечатление. Я не большой любитель современного искусства, но этот музей меня просто поглотил, я провела там почти четыре часа.

Находится он в глубине острова между Большим и Средним проспектом (посмотреть на карте).

Перед ним лежит огромная площадь Собчака, с южной стороны застроенная безликими серыми бизнес-центрами, которым «противолежит» на северной стороне низкое, массивное здание ДК Кирова.

Здание Эрарты тоже немаленькое. Для частного музея – огромное, 5 этажей. Выглядит оно не столь монструозно, как его соседи, это, пожалуй, самое симпатичное здание на площади.

В музее есть постоянная экспозиция и временная.

Билет дороговат, 600 рублей. Но любопытство взяло свое, и отзывы были воодушевляющие. Не пожалела ни минуты.

В продаже есть абонементы, 1000 руб. за год. Выставки там меняются часто. К сожалению, расположен музей не очень удобно, на задворках острова. Выбираюсь я в Питер редко, и хочется другие музеи посмотреть. Это у питерцев есть великолепная возможность за тысячу рублей в течение года посещать разнообразные выставки Эрарты.

Мне многие работы понравились. Авторы для меня совершенно незнакомые (кроме Сергея Шнурова, там были и его картины).

Тайная вечеря

В конце зашла в кафе, которое оформлено с замечательным вкусом.

Можно выйти на балкон, посидеть за столиком между колонн.

Стрелка Васильевского острова

Стрелка – это небольшой мыс в юго-восточной части Васильевского острова, омываемый Большой и Малой Невой. Огромное водное пространство позволяет увидеть во всем великолепии ансамбль стрелки. По замыслу Петра I, Петербург должен был стать одновременно и морской крепостью и торговым портом. Первоначально центр новой столицы возник на Петроградской стороне, но порт у Петропавловской крепости не мог развиваться из-за мелководья. Тогда Петр решил перенести центр Петербурга на Васильевский остров, и, в частности, на его восточную оконечность.

По проекту архитектора Доменико Трезини в юго-восточной части острова планировалось создание площади, застроенной по береговой дуге жилыми домами. Он даже сделал деревянный макет этой площади. С запада площадь должна была быть ограничена протяженным зданием Двенадцати коллегий, за которым предусматривался канал, соединяющий Большую и Малую Неву. Кроме того, с запада на восток Васильевского острова, по замыслу Трезини, проходил судоходный Большой канал. Таким образом, он делил стрелку на две неравные части. В южной части планировалось строительство главной площади. Большой канал заканчивался гаванью, около которой намечалось создание величественной церкви. С севера, на берегу Малой Невы, находились мытный и гостиный двор с жилыми домами. Мыто – это пошлина, налог за ввоз и вывоз товара, а мытный двор, соответственно, — место, где хранились привозимые товары и взималась пошлина. За исключением каналов и церкви, все остальные сооружения по проекту Д. Трезини были построены.

Так, в течение двух десятилетий на стрелке Васильевского острова появились здания Двенадцати коллегий (1722 – 1742), Кунсткамера (1718 – 1734), Новобиржевой гостиный двор (1722 – 1735) и дворец царицы Прасковьи Федоровны (жены брата Петра – Ивана), другие постройки. Морской порт прочно обосновался на стрелке: десятки кораблей и лодок перевозили по акватории людей и грузы. В 1781 году на стрелке Васильевского острова под руководством Дж. Кваренги началось строительство здания биржи. Однако своим главным фасадом оно выходило на Зимний дворец, и, таким образом, не вписывалось в полной мере в ансамбль площади. Поэтому через четыре года здание разобрали. Проект новой биржи разработал французский архитектор Ж.Ф. Тома де Томон. Здание, выполненное по типу храмов Древней Греции, построили в 1804 – 1816 годах. Аттик фасада украшен скульптурной группой «Нептун с двумя реками», а с противоположной стороны биржи – скульптурная группа «Навигация с Меркурием и двумя реками». С 1940 года здесь располагается Центральный военно-морской музей – один из старейших в Петербурге.

В 1826 – 1832 годах по проекту архитектора И.Ф. Лукини с обеих сторон от здания Биржи построены южный и северный пакгаузы – закрытые складские помещения. Сейчас в южном пакгаузе размещается Зоологический музей. За северным биржевым пакгаузом симметрично зданию Кунсткамеры (по отношению к ансамблю стрелки) находится здание Таможни, построенное также архитектором И.Ф. Лукини в классическом стиле. С 1927 года здесь размещается Институт русской литературы – Пушкинский дом. В ансамбль стрелки входит также Главное здание Академии наук, которое расположено между Кунсткамерой и зданием Двенадцати коллегий.

По проекту Тома де Томона в ансамбль стрелки Васильевского острова также были включены две ростральные колонны-маяки. Колонны установили на стрелке в 1810 году. Одна из них служила долгое время маяком для судов на Малой Неве, а другая – указывала путь в Большую Неву. Колонны-маяки действовали вплоть до 1885 года. Колонны являются памятником военно-морской славы, символом морского могущества России. Колонны украшены рострами, причем каждый ростр декорирован фигурой наяды (речного божества). У подножия обеих колонн – две мужские и две женские фигуры из пудожского камня, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву. Биржевая площадь образовалась после того, как стрелка была поднята подсыпкой грунта, а Нева «отодвинута» на сто метров. Стрелка Васильевского острова была и остается популярным местом народных гуляний. Ансамбль стрелки органично связан со шпилем колокольни Петропавловского собора, со зданиями на набережных Большой и Малой Невы.

Что посмотреть на Васильевском острове с детьми

Если поездка планировалась, как семейный отпуск с детьми, то стоит задуматься, где будет интересно ребенку:

  • Музей кукол. Место, которое любят за созданный в ручную мир сказок.
  • Музей оптики. Интересные явления света, кривые зеркала и история оптических аппаратов сделают день ребенка интересным и познавательным.
  • Ледокол «Красин». Особенно мальчикам будет интересно посмотреть на настоящий ледокол внутри и снаружи.
  • Зоомузей. Здесь находятся не только живые животные, но останки вымерших животных.

  • Анти кафе «Невзрослые». Можно провести время, наблюдая за фокусами или смотря спектакли, сделанные специально для детей.
  • Кунсткамера. Гигантский музей антропологии и этнографии.

Кроме музеев и развлекательных центров, можно найти много различных кафе и замечательно провести время.

Биржа на Васильевском острове

Центральным зданием архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова является здание Биржи, построенное по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томон в стиле классицизма.

Фасады Биржи украшают скульптурные группы, символизирующие океан, реки и навигацию (авторы И. П. Прокофьев и Ф. Ф. Щедрин). Перед Биржей мы видим знаменитые ростральные колонны (скульпторы И. Камберлен и Ж. Тибо).

С двух сторон Биржи построены здания Северного и Южного пакгаузов (проект И. Ф. Лукини).

11 февраля 2010 года было открыто новое здание биржи. Кроме биржи, в здании разместились бизнес-центр и банк. Из-за превышения высотного регламента после вмешательства властей города верхние этажи здания были демонтированы.

Университетская набережная

От Биржи отправляемся вдоль Большой Невы по Университетской набережной.

Сразу за скромным зданием южного пакгауза (ныне – Зоологического университета) следует парадное здание музея Антропологии и Этнографии (кунсткамеры), старейшего музея России. В этом же здании находится музей Ломоносова.

Проходим мимо Академии наук (желтое здание с колоннадой, архитектор Джакомо Кваренги). Далее вдоль Университетской набережной идут строения, которые занимает Санкт-Петербургский университет.

Самое старое из них – красно-белое здание Двенадцати коллегий (1744 года постройки) – было построено по проекту Трезини для размещения коллегий (прообраза теперешних министерств). Оно стоит перпендикулярно к набережной вдоль Менделеевской линии. Менделеев в этом здании преподавал, здесь находится его музей, а также Палеонтологический музей и Петропавловская церковь.

Следующее здание – Ректорский флигель.

За ним следует бывший Дворец Петра II (ныне филфак и восточный факультет университета). Во дворце имеется большой внутренний двор с любопытными скульптурами (чтобы пройти через университетскую проходную, надо иметь с собой паспорт).

Манеж Кадетского корпуса, сейчас ресторан Беллини

Дворец Меншикова – все, что осталось от огромной усадьбы. Первое каменное здание Санкт-Петербурга.

Усадьба Меньшикова простиралась от Большой до Малой Невы. Она была построена очень быстро, за 4 года (1710-1714) и включала в себя несколько зданий, хозяйственные постройки, сады. Во дворце был проведен водопровод. Для отделки комнат выписали голландские изразцы и китайский шелк.

Впоследствии в здании располагался Кадетский корпус, а в советское время – Военно-политическое училище. Сейчас это филиал Эрмитажа, его можно посетить. Роскошные интерьеры Меншиковского дворца постарались воссоздать в прежнем виде.

От Дворца Меншикова начинается отсчет линий Васильевского острова: за дворцом проходят Кадетская и Первая линии.

На другой стороне Невы возвышается золоченый купол Исаакиевского собора. Вдоль Английской набережной выстроились дома.

Проходим тенистый сквер Румянцева. В центре сквера стоит обелиск в честь победы наших войск в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Кстати, сам фельдмаршал Румянцев-Задунайский учился в том самом Кадетском корпусе, рядом с которым разбит сквер.

От сквера вглубь острова отходит покрытая брусчаткой улица Репина – одна из самых первых улиц Санкт-Петербурга и самая узкая улица города (шириной 5,5 — 6 м).

В сквере Румянцева стоят памятники художникам Репину и Сурикову, а набережная продолжается еще одним представительным зданием в стиле классицизма, в котором размещена Российская Академия художеств и музей Академии.

Академия художеств, вид с Благовещенского моста

Напротив Академии художеств на набережной находятся два египетских сфинкса.

За Академией раскинулся Академический сад (сад – громко сказано, просто сквер). В его глубине стоит  общежитие Академии, а сбоку — мозаичное отделение.

В дальнем углу сада внимательный путник обнаружит памятник Клодту (который специализировался на скульптурах коней).

Напротив памятника Клодту стоит интересный дом в стиле модерн (2-я линия ВО, дом 9)

Проходим мимо Благовещенского моста. Он был построен в 1850 году и стал первым постоянным мостом через Неву.

Мост упирается в площадь Трезини. На площади стоит памятник Доменико Трезини, автору первоначального плана застройки Санкт-Петербурга. Памятник установлен перед домом Трезини, где итальянский архитектор жил вместе с семьей и где у него была мастерская. Сейчас там роскошный пятизвездочный бутик-отель Trezzini Palace.

Церкви и Храмы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Монументальное здание, вмещающее до 2 тысяч прихожан. С 1956 по 1991 в здании церкви действовал ледовый каток, при обустройстве которого были уничтожены и напольное покрытие, и настенная живопись. После передачи его Оптину монастырю начались работы по восстановлению, которые были полностью закончены к 2013 году.

Сейчас церковь ведёт обширную просветительскую и социальную деятельность.:

  • при храме открыта библиотека, содержащая больше 20 тысяч книг;
  • открыт Институт религиоведения и церковных искусств;
  • ведётся активная благотворительность.

Службы проходят под пение мужского хора, певчие которого являются постоянными участниками российских и зарубежных фестивалей и постоянно выступают в главных концертных залах Санкт-Петербурга.

Святыни:

  • Святой крест с частицами мощей разных святых и Животворящего Креста Господня;
  • Икона Скоропослушница;
  • частицы мощей преподобного Амвросия Оптинского, Великомученика Пантелеймона и мн. др.

Андреевский собор

Один из старейших храмов в мире, строительство которого было задумано ещё Петром I. На протяжении целого века в храме постоянно производились перестройки, достройки и ремонты. К середине 19 века это был уже целый храмовый комплекс.

Как и все церкви страны, он пережил трудные времена революции, войны и послевоенного времени. Благодаря Патриарху Алексию II, постепенно здание собора было возвращено Церкви. В 2000-х гг. были произведены восстановительные работы, и перенесены сюда святые мощи Андрея Первозванного.

В соборе также хранятся уцелевшие старинный иконостас и часть икон – образы Александра Невского и Николая Чудотворца.

Церковь Милующей иконы Божией матери

Старинная каменная церковь, построенная в конце 19 века, имеет необычный внешний вид. Древневизантийский стиль позволяет сравнивать её с константинопольским Софийским собором.

Название она получила в честь иконы «Милующая» Божией Матери, которая была прислана с Афона.

Церковь Св. Екатерины

Старинный храм начала 19 века. На его куполе располагался серебряный ангел – один из трёх ангелов, которые по легенде оберегают Санкт-Петербург от бед и несчастий.

За время своего существования претерпел множество достроек и перестроек в связи с революционными и военными событиями 20 в. Многие десятилетия здание церкви использовалось не по назначению, там располагались исследовательские институты.

С начала 21 в. церковь частями возвращается прихожанам, ведутся восстановительные работы, в том числе и скульптуры Ангела.

Часовня Святой блаженной Ксении Петербургской

Адрес: ул.Камская, 24БТелефон: 8 (812) 3050126Режим работы: 8:00-19:00 ежедневно

Духовное место, куда приезжают на поклон страждущие со всех уголков России. Часовня была построена на территории Смоленского кладбища, на месте захоронения святой Ксении, ради сохранения самой могилы, потому что поток паломников просто сравнивал могильные холмы с землёй.

По легенде, среди своих современников блаженная служила символом удачи: извозчики были рады её подвезти, а торговцы угощали едой, так как весь день после этого был денежным, а у кого блаженная бывала в гостях, там воцарялись мир и согласие. Но принимала она дары не от всех, а только от добрых людей, и тут же отдавала всё бедным.

Музей Ксении Петербургской

Адрес: ул.Камская, 22Телефон: 8 (921) 6548007Режим работы: 10:00-17:00 ежедневноСтоимость: бесплатно

В небольших выставочных залах представлены старинные вещи, документы и житие Блаженной в картинах современного художника А. Простева.

Если вы еще не выбрали, где будете жить и хотите сэкономить при бронировании — советуем воспользоваться сервисом RoomGuru. Во-первых, там собраны отели, апартаменты и гостевые дома от множества разных систем бронирования, и вы не упустите стоящий вариант. Во-вторых — сразу сможете сравнить цены на одно место в разных сервисах и забронировать там, где дешевле (не всегда это Букинг!).

Известные памятники и скульптуры острова

Интересными достопримечательностями выступают и скульптурные композиции Васильевского острова. Некоторые из них служат украшением улиц, другие заключают в себе память о выдающихся личностях прошлого.

Памятник М.В. Ломоносову

Адрес: Менделеевская линия.

В 1975 году в честь 250-летия Академии наук СССР на Университетской набережной был заложен камень с надписью «Здесь будет установлен памятник М.В. Ломоносову». Однако исполнения данного обещания пришлось ждать несколько лет.

В 1986 году за работу по созданию памятника принялись художники Борису Петрову и Валентину Свешникову. Они изобразили великого ученого в сидячем положении. Его задумчивое лицо обращено в сторону Невы, а на коленях лежит развернутая рукопись. Скульптура помещена на постамент из красного гранита. Вокруг нее обустроена площадка с клумбами и скамейками.

Памятник И.Ф. Крузенштерну

Адрес: набережная Лейтенанта Шмидта.

Иван Федорович Крузенштерн — великий адмирал, возглавлявший первое русское кругосветное плавание.

Памятник ему был установлен на набережной Лейтенанта Шмидта в 1873 году. Это один из старейших монументов Санкт-Петербурга. Скульптор И.Н. Шредер изобразил адмирала в полный рост. Его руки сложены на груди, украшенной многочисленными орденами.

Большее внимание художник уделил мелким деталям: свернутой в руке карте, висящему сбоку кортику, бахроме на погонах, а также выражению лица. На нем отражается твердость характера капитана и в то же время отеческая забота, которую он проявлял к членам экипажа

Старинная скульптура многократно реставрировалась, благодаря чему по сей сохранила достойный памяти Крузенштерна вид.

Памятный знак «Раскрытая книга» («Послание через века»)

Адрес: Университетская набережная.

Гуляя по Университетской набережной, можно увидеть необычный памятник — огромную гранитную книгу, на страницах которой выгравированы строки поэмы Пушкина «Медный всадник». Открытие памятника состоялось в 2002 году – в честь 265-ой годовщины Василеостровского района.

Парк современной культуры

Адрес: Университетская наб., 7-9-11О.

Парк современной культуры — это настоящий музей скульптур под открытым небом. Зеленая территория исчерчена мощеными тропками, вдоль которых установлены самые разные фигуры. Здесь можно увидеть:

  • книжных персонажей,
  • животных,
  • древних богов,
  • скульптуры, олицетворяющие человеческие чувства,
  • необычные памятники, например, «Нос майора Ковалева».

Детям понравятся местные аттракционы в виде лабиринтов. Парк является прекрасным местом для прогулок и фотосессий.

Что обязательно посмотреть на Васильевском острове

На Васильевском острове есть места, знаменитые не меньше, чем Исаакиевский собор и Зимний дворец. Они составляют лицо и гордость этого района Петербурга.

Стрелка Васильевского острова

Адрес: Биржевая площадь.

Стрелка Васильевского острова — это мыс, являющий собой выдающийся пример гармонии городской архитектуры и пейзажей берегов Невы. Застройка Стрелки началась в середине XVIII столетия с создания подковообразной площади, которая в дальнейшем украшалась зданиями разных архитектурных стилей и назначений. Самыми знаменитыми объектами Стрелки являются:

  1. Здание новой биржи, сооруженное французским архитектором Тома-де-Томоном в 1810 году. Оно выполнено в стеле позднего классицизма. Его фасад выделяется за счет крытой галереи с колоннами, увенчанной группой скульптур греческих божеств. Данное здание изображено на 50-рублевой российской купюре.
  2. Ростральные колонны — еще одно творение архитектора Тома-де-Томона. Высокие каменные сооружения украшены рострами кораблей, а у подножий установлены человеческие фигуры, олицетворяющие великие реки России: Волгу, Дон, Неву и Волхов. В туманные дни и непроглядные ночи на вершинах колонн зажигались фонари, служившие маяками для судов русского флота. Фонари действовали до 1885 года, сегодня вместо них установлены факелы типа «вечный огонь».

К сожалению, многие здания Стрелки Васильевского острова не сохранились до нашего времени. Сейчас места, где они некогда располагались, обозначены памятниками.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

Адрес: Университетская наб., 3.

Кунсткамера — первый музей в России, основанный Петром I. При императоре он носил название «Кабинет редкостей» и служил хранилищем для коллекции предметов этнографии различных народов, а также образцов анатомических аномалий и уродств.

Экспозиция поделена на несколько разделов:

  1. «Северная Америка». Раздел посвящен культуре и быту коренных жителей североамериканского континента, начиная с древности и заканчивая XIX веком.
  2. «Япония». Большая часть коллекции относится к рыболовному промыслу. Здесь представлены крючки, сети, ловушки. Отдельное место занимают экспонаты, рассказывающие о самурайской культуре. Гвоздь выставки — самурайские доспехи, поражающие сложностью конструкции.
  3. В раздел «Африка» представлены орудия труда, талисманы и предметы быта африканских племен.
  4. «Китай и Монголия» — обширная коллекция, охватывающая особенности культур всех национальных меньшинств данных стран. Главным экспонатом является юрта — жилище кочевника с монгольским орнаментом.
  5. «Индия и Индонезия» — самая богатая и яркая экспозиция. Здесь собрано большое количество декоративных изделий: вышитые ткани, расписные маски, резные предметы и кинжалы в виде языков пламени.
  6. «Анатомический раздел» — экспозиция не для слабонервных. Ее составляют забальзамированные тела людей и животных, рожденных с различными патологиями. Здесь можно увидеть циклопов, сиамских близнецов, двухголового ягненка, скелеты и мумии младенцев, родившихся с уродствами.

Музей располагается в здании «Палат Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры», построенном в первой половине XVIII века. Оно заметно издалека благодаря высокой вальмовой кровле с башней, на вершине которой установлена скульптура в виде глобуса.

Дворец князя А.Д. Меншикова

Адрес: Университетская наб., 15.

Меншиковский дворец — первое каменное здание Санкт-Петербурга. Оно было построено в 1720 году для губернатора Александра Даниловича Меншикова. Над его возведением трудились зодчие Д.М. Фонтана и Г.И. Шедель. Впечатляющее здание в стиле барокко отличается изысканностью и характерной для Петровской эпохи помпезностью. Его фасад эффектно подчеркивают пилястры, капители, аттик и вычурные боковые розалии.

Двери дворца открыты для туристов, но далеко не все залы и комнаты доступны для посещений. Экскурсия затрагивает несколько помещений, в которых воссоздана обстановка середины XVIII столетия. Особый интерес представляет Ореховый кабинет — просторная комната с отделкой из орехового дерева.

На стенах сохранились старинные декоративные росписи. Убранство помещения отличается богатством: мебель высоко качества сверкает позолотой, широкие окна завешаны алыми портьерами, повсюду расставлены дорогие подсвечники, а над бюро висит портрет А.Д. Меншикова.

Помимо Орехового кабинета экскурсанты допускаются на кухню, занимающую цокольный этаж, в Спальню Меньшикова, будуар и Варварин покой — комнату, в которой жила воспитательница детей Александра Даниловича.

Васильевский остров детям: развлечения и отдых

Массу развлечений найдут для себя маленькие гости Васильевского острова. Здесь их ждут веселые аттракционы и увлекательные мероприятия.

Аквапарк «Вотервиль» («Питерлэнд-2»)

Адрес: ул. Кораблестроителей, д.14.

«Вотервиль» — первый в городе и любимый всеми аквапарк. Его инфраструктура включает в себя водные горки различных конфигураций, фонтаны, бассейны с морской водой, резиновые айсберги и джакузи. Для посетителей предоставляется прокат плавательных средств, полотенец и лежаков. При аквапарке также есть душевые и кафетерии.

Театр кукол «Некабусик»

Адрес: Волжский переулок, 5.

В театре «Некабусик» устраиваются кукольные представления для детей младшего возраста. Симпатичные куколки, управляемые опытными кукловодами, рассказывают детям добрые сказки. В стенах этой достопримечательности царит уютная атмосфера, помогающая зрителям чувствовать себя как дома.

Представления часто включают в себя интерактивную программу, в ходе которой дети приглашаются на сцену для участия в спектакле. Интересно посетить театр и в «День открытых дверей», когда он превращается в настоящий музей, а у детей появляется возможность увидеть театральную жизнь изнутри и попробовать себя в роли кукловода.

На Васильевском острове некогда скучать. Здесь есть развлечения на любой вкус, а найти их можно буквально на каждом шагу. Для посещения этого района Санкт-Петербурга стоит выделить день, а то и больше, ведь суток едва ли хватит, чтобы увидеть все его сокровища.

Скульптуры старше города

Если ехать по Васильевскому вдоль Большой Невы, можно увидеть самые старые скульптуры в Петербурге. Им около трех с половиной тысяч лет. Да-да, городу всего триста с хвостиком, а они в 10 раз старше. И родом они из Египта. Скульптуры нашли в 1820 году в городе Фивы. Оттуда перевезли в Александрию на продажу. Где их и увидел путешественник Андрей Муравьев. Хотел было приобрести, но опоздал – уже продали французам. Однако русскому поэту и драматургу повезло – во Франции произошла революция, было как-то не до сфинксов, и тут Муравьев с разрешения императора, конечно, быстро перекупил каменные изваяния.

Сфинксы явно не хотели покидать теплое побережье Нила и переезжать к северной холодной Неве. Когда скульптуры поднимали на борт, они упали в воду, но их все же «усадили» и отправили в путь. Говорят, всю дорогу от Средиземного моря до Балтийского судно, везущее скульптуры, преследовали жуткие шторма. Их сначала поставили в саду Академии Наук, а потом, в 1834 году, перенесли на набережную. Позже компанию им составили другие мифологические существа – грифоны. Вместе они исполняют мечту. Для этого нужно одной рукой схватиться за зуб грифона, второй гладить по голове и на ушко прошептать желание, смотря в глаза сфинксу, и тогда оно обязательно сбудется.

ФОТО автора

Кстати, археологи предполагают, что лица сфинксов полностью совпадают с образом фараона Аменхотепа III. Как поняли? Прочли высеченную на основании надпись – это его имя. Человек с зеркалом, сова, восход солнца, бык и сокол….

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: