Музей масштаба вселенной. наше семейное путешествие в русский музей

«Масленица» — Борис Кустодиев

Картина «Масленица» русского художника Бориса Кустодиева, созданная в 1916 году, не единственное полотно, посвященное этому замечательному и самобытному празднику, поскольку также есть версии, созданные живописцем в 1917 и 1921 году.

На этой картине мы можем видеть последние дни зимы, когда люди веселятся и готовятся сжигать на костре чучело-символ Масленицы, чтобы положить конец холодному и самому морозному времени года. И вот небо уже окрашивается в теплый голубой цвет, что предвещает приход долгожданной весны. Художник намеренно использует палитру нежных светлых оттенков, чтобы передать все эмоции людей, причастных к этому празднику, а именно радость и счастье. Что примечательно, все города, написанные Борисом Кустодиевым безликие, в них мы не можем угадать конкретного российского города. Это сделано потому, что Масленица праздновалась и широко празднуется сейчас в каждом городе обширной и необъятной России. Несмотря на суровую зиму иногда на Масленице бывает очень жарко, если вы хотите увидеть всю красоту и самобытность праздника, то можете посмотреть некоторые видеосюжеты, которые запечатлели людей во время этого веселого праздника в Санкт-Петербурге в 2017 году.

Картины Семирадского

Генрих Семирадский – талантливый живописец конца 19 века – один из классиков академической живописи. В основе его творчества – библейские, античные и исторические сюжеты.

«Фрина на празднике Посейдона» — шедевр, принесший ему мировую известность. Ради написания картины художник ездил в Грецию, чтобы окунуться в атмосферу юга и античности.

Полотно поражает своими гигантскими размерами. Картина стала самым популярным экспонатом, и сразу после выставки была выкуплена за 30000 рублей императором Александром III и размещена в коллекции музея. Сам Семирадский за заслуги в искусстве был принят в ряды членов Академии художеств.

«Прогулка» — Марк Шагал

Произведение Марка Шагала «Прогулка», созданное в 1917 году, демонстрирует нам две незамысловатые фигуры –мужчины и женщины. Что весьма необычно, у этих фигур есть настоящие прототипы- тот мужчина — это сам автор картины, а женщина — его жена Белла. Художник невероятно сильно любил жену и на своих полотнах рисовал только ее даже после того, как она скоропостижно скончалась (хотя он пытался завести отношения с другими женщинами после этого).

Марк Шагал попытался донести до зрителя, что для влюбленной пары нет абсолютно ничего невозможного. Мы видим, что художник изобразил жену парящей над ним, при этом они держат друг друга за руки, что несомненно является символом, через который выражается их взаимная любовь. Некоторые люди предполагают, что во время работы над картиной автор думал об известной русской поговорке: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе.». Но это полотно наоборот пытается показать, что иногда совсем необязательно делать выбор в пользу чего-то одного, поэтому на картине мы видим, как мужчина одновременно держит как маленькую птичку, так и руку своей парящей над землей возлюбленной.

«Девятый вал» — Иван Айвазовский

«Девятый вал», картина художника Ивана Айвазовского, является величайшим произведением российского искусства 19 века. Эта картина была написана в 1850 году.

В 19 столетии большинство моряков видели в так называемом девятом вале по-настоящему злое предзнаменование, поскольку это было масштабное по размерам и самое разрушительное по последствиям явление в море. На полотне мы как раз видим 6 моряков, которым не посчастливилось встретиться лицом к лицу с этой катастрофой. Видно, что от их судна ничего не осталось и что они в любую секунду могут погибнуть. По правде говоря, все искусно нарисованные художником волны не такие уж и устрашающие по своим размерам, поэтому у героев этой картины, наверняка есть шанс спастись, на что нам также намекают весьма теплые тона, в которых создано это произведение. Иван Айвазовский по праву считается гениальным и выдающимся художником-маринистом известным по всему миру. Его «Девятый вал» демонстрирует всю красоту и в то же время мощную разрушительную силу морской стихии.

Сотрудники музея:

Директор: Тарасова Вера Михайловна, тел. 8(831) 411-82-47

Заместитель директора: Вершинина Ольга Борисовна, тел. 8 (831) 411-82-47

Главный хранитель: Ронжина Ирина Николаевна, тел. 8(831)434-25-23

Главный бухгалтер: Минеева Елена Александровна, тел. 8(831)430-90-24

Руководитель фотостудии «МиГ»: Тарасов Алексей Гурьевич, тел. 8(831)411-82-47

Заведующий экспозиционно-выставочным отделом: Карасева Ольга Васильевна, тел. 8(831)437 37 43

Научный сотрудник: Ерёмина Людмила Алексеевна, тел. 8(831) 437 37 43

Специалист по связям с общественностью: Гаврилов Олег Вадимович, тел. 8(831) 437 37 43

«Черный квадрат» — Казимир Малевич

Картина «Черный квадрат» является поистине самой известной работой художника Казимира Малевича и, возможно, самым узнаваемым и противоречивым произведением во всем мире. И, наверняка, для вас окажется неожиданным тот факт, что существует 4 версии этого шедевра русской авангардной живописи. Самая ранняя из них была написана художником в 1915 году. Относительно окончательной версии многие искусствоведы полагают, что она была создана в период между 20 и 30 годами прошлого столетия.

«Черный квадрат» Казимира Малевича по праву считается одной из самых таинственных и загадочных картин 20 века. По словам многих художников, это произведение искусства написано не одним цветом, как мы все думаем и, конечно же, видим своими глазами, когда любуемся этой картиной. Удивительно, что в этой работе есть все самые базовые оттенки и цвета… за исключением черного! Также на самом деле изображенная фигура по факту не является квадратом, поскольку в ней отсутствуют параллельные друг другу линии, присущие этой геометрической форме. Но, к сожалению, теперь навсегда останется загадкой, какого цвета был этот квадрат в самом начале его создания. Известно, что Казимир Малевич пытался нарисовать картину в стиле кубизма, но впоследствии принял решение изобразить лишь черный квадрат, расположив его в верхней части полотна.

Картины Малевича

Музей обладает уникальной по своей величине коллекцией работ знаменитого Казимира Малевича: в собрании более 100 картин живописью и 40 – графикой.

«Голова крестьянина» — эскиз к утерянному большому полотну «Крестьянские похороны», написанный в оригинальной манере супрематизм. Своим стилем картина отдаленно напоминает икону, но написанную в очень примитивной манере. Также в музее хранится большое полотно «Скачет красная конница» — единственная признанная в Советском союзе абстрактная работа Малевича.

Никто не знает точных дат никаких картин Малевича, так как художник-провокатор намеренно неправильно их датировал.

В корпусе Бенуа среди коллекции Казимира Малевича хранится скандально-известный «Черный квадрат» — один из четырех написанных. Шедевр одновременно выражает идею, что современное искусство больше не требует изображения предметов («нуль форм» или «ничто») и символизирует икону нового времени – пустоту, без бога (на выставке картина висела в красном углу). «Черный квадрат», хранящийся в русском музе, — второй по счету из написанных. Первый, с которого делались авторские копии остальных, находится в Третьяковской галерее. Вариант в Русском музее готовился для выставки в Венеции и отличается от первого квадрата размерами и пропорциями.

Мастер-классы и семинары

В рамках выставок, конкурсов и фестивалей музеем организуются мастер-классы и семинары по теории и практике фотодела. Вход на все мастер-классы и семинары свободный. В 2006 году на базе музея было организовано 11 семинаров, мастер-классов, творческих встреч с ведущими фотографами из Москвы, С.-Петербурга, Минска, Дюссельдорфа, Сан-Диего, Стокгольма.

Благодарственные письма, грамоты, премии, которыми награждался музей:

Диплом участника Московского международного фестиваля «Интермузей» (1999, 2009) Благодарственное письмо Министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области (2003) Благодарственное письмо Центрального Выставочного Зала «Манеж» и ИВЦ «Реал» (2005) Благодарственное письмо Законодательного собрания Нижегородской области (2005) Почетная грамота Комитета по культуре Нижегородской области (2007) Благодарственное письмо Законодательного собрания Нижегородской области (2007) Медаль «За вклад в наследие народов России» Российского союза исторических городов и регионов (2007) Благодарственное письмо «Городец. Музейная столица» (2008) Премия города Нижнего Новгорода (2008, 2010, 2015)

Благодарность Губернатора Нижегородской области (2012) Благодарственное письмо Законодательного собрания Нижегородской области (2012) Почетная грамота Директора департамента культуры, спорта и молодежной политики администрации г.Нижнего Новгорода (2012)

Сертификат VII Международной туристской выставки «ИНТУРМАРКЕТ-2012» (2012) Благодарственное письмо Администрации г.Нижнего Новгорода (2014)

Ге. Тайная вечеря. 1863 г.

Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы Леонардо да Винчи.  Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

«Последний день Помпеи» — Карл Брюллов

Картина «Последний день Помпеи» была написана известным русским художником Карлом Брюлловым в 1833 году.

Изначально полотно было вывешено в Риме, и немного позднее оно было перевезено в Лувр во Франции. В России, а именно в Санкт-Петербурге эта выдающаяся во всех смыслах картина появилась только в 1834 году, когда Александр Демидов (русский предприниматель 19 века) продемонстрировал ее российскому императору Николаю 1. Сам сюжет полотна был придуман художником в то время, когда он путешествовал неподалеку от горы Везувий. Ученые полагают, что как раз рядом с этой местностью располагался печально известный город Помпеи, который был стерт с лица земли в ходе катастрофичного для этого места извержения вулкана Везувий. Мы видим, что все люди, изображенные на этой картине, находятся на грани смерти и что кто-то из них даже пытается молиться, искренне веря в то, что гибель минует их и они обязательно спасутся

Большинство искусствоведов утверждает, что большое внимание привлекают именно два, по их мнению, ключевых, персонажа, изображенных на полотне — мертвая женщина и ее оставленный на растерзании стихии маленький ребенок

Исследования и издательская деятельность

Научными сотрудниками проводятся научные исследования по истории возникновения и развития фотографии, фотографического процесса, совершенствования и использования фототехники. Разрабатывается тема «Фотографы Нижнего Новгорода XIX-XX веков». Опираясь на эти исследования, постоянно совершенствуется историческая экспозиция, создаются и реализуются проекты на основе фондов РМФ. Например, в музее создана небольшая экспозиция «Фотолаборатория ХХ века», которая знакомит посетителя со сложной техникой проявки пленки и ручной печати фотографий.

В 2006 году было 2 публикации научных исследований. Ретроспективный обзор по фотографии XIX века «Застывшее мгновение» был опубликован в фотоальбоме «Нижегородская фотография. 1843-1917», изд. «Деком», Н.Новгород, 2006 год. Статья «Сумел подчинить себе те условия, которые до него считались непобедимыми…» опубликована в каталоге «Андрей Карелин. Портрет в интерьере», Москва, 2006 год.

К 15-летию Русского музея фотографии, которое отмечалось в сентябре 2007 года, был издан презентационный буклет, рассказывающий об истории музея и о наиболее интересных и ценных предметах экспозиции.

Периодически музеем издаются каталоги фестивалей и конкурсов. Выпущен каталог международного фотофестиваля «Волжское биеннале», проходившего в 2004, 2006 и 2008 г, каталог Российского фотографического фестиваля молодежи 2007, 2009. Каталоги издаются и на цифровых носителях.

Контактная информация

Время работы Русского музея: с 10 до 17, во вторник он не работает.

Если боитесь очередей, то лучше не ходите туда в понедельник. В этот день закрыт Эрмитаж и все туристы идут сюда.

По словам сотрудников музея, в эти дни меньший поток туристов.

Еще одна маленькая хитрость: со стороны корпуса Бенуа есть еще одни билетные кассы, но о них почему-то мало кто знает. Там очередь значительно меньше. Но экспозицию музея придется смотреть в обратном хронологическом порядке (то есть от авангардистов к древним иконам).

Стоимость билета для взрослых граждан РФ— 250 рублей, для студентов — 150 рублей.

За 600 руб. (льготный — 300) можно купить билет на три дня. В его цену входит посещения всех пяти корпусов.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: