Отроки во вселенной: как и кого воспитывали в царскосельском лицее

Пушкин – в числе первых лицеистов

Императорский указ о создании Лицея в Царском Селе был подписан Александром I летом 1810 года, тогда же и объявили о наборе в него. Желающие отозвались быстро – Малиновский получил прошения о зачислении в Лицей от 38 петербургских семей. Это число превосходило и ожидания, и возможности. Для решения вопроса был проведен «кастинг» среди желающих и медкомиссия.   Прямых шансов попасть в Лицей у будущего поэта России А.Пушкина было маловато. Влиятельную поддержку мальчик получил в рекомендациях А. Тургенева (известного писателя и друга семьи) и своего дяди В.Л.Пушкина.
Начало октября 1811 года – стало датой начала учебы.

Подробнее о друзьях Пушкина, о жизни поэта в Царскосельском Лицее мы рассказала здесь.

В 1817 императорский Лицей выпускал своих первых воспитанников. По ведомостям ими стали:

  • 9 человек – чин 9 класса
  • 8 человек – чин 10 класса
  • 7 человек – офицеры гвардии
  • 5 человек – офицеры армии

Александр Сергеевич не проходил в числе «отличников»…

История Лицея после Пушкина

Императорский Лицей просуществовал 33года, за это время военными в нем стало 14.6% выпускников (52человека). Всего же окончивших это учебное заведение было 286 лицеистов.

1820 год ознаменовался крупным пожаром Большого дворца, который, перекинувшись на здание Лицея, значительно его повредил. Восстановлением флигеля опять занялся В.Стасов, сооружение удалось полностью восстановить до пред пожарного вида.

В 1822 году Лицей передается от Министерства образования ведомству генерала-адъютанта Голенищева-Кутузова, т.е. входит в систему кадетских и Пажеского корпусов. А в 1929 году, напротив, военную кафедру в нем закрывают, и он начинает готовить лишь чиновников статской службы. Изменяют и структуру обучения; так, при Пушкине обучались 6 лет (2 класса по 3 года каждый), позже их трансформировали в 4 класса по полтора года.

С 1832 года расширяется количество лицеистов – теперь их число доведено до сотни. Половина из них идет за казенный счет, вторая – «своекоштно» (2тыс. руб. за год). Тогда же для поступающих лицеистов вводят и вступительные экзамены.

В 1843 году Лицей переводится в число общих учебных заведений, воспитанников перемещают в столицу. Здание лицеистского флигеля тогда же отдано для проживания в нем служащих правления дворцовой службы.

Советская власть национализирует помещения Лицея и начинает использовать их как фонд жилья. Интересно, что в комнатах императорского Лицея в разные годы проживали:

  • 1930 – К.Петров-Водкин, российский художник
  • 1927\28 – О.Мандельштам, российский поэт

Во время войны зданию удалось избежать крупных разрушений, но его фонд был существенно разграблен. А уже после Победы Лицей передают Пушкинскому Дому (Институту русского языка при АН). С 1949г  в нем открывают Мемориальный музей.

Факты о лицее Пушкина. Лицейские годы Пушкина — интересные факты

Летом 1811 года в Царском селе открылось новое элитное учебное заведение, обучение в котором приравнивалось к университетскому. Среди первых  лицеистов был и двенадцатилетний Александр Пушкин, который позже называл лицей «отчизной для его души». На церемонии открытия присутствовала царская семья. Нравственным ориентиром на все время обучения стала речь профессора нравственных наук Куницына А.П., который в напутственной речи молодым дворянам призывал их чтить законы, любить свободу, славу и отечество. Представляем интересные факты о лицейских годах Пушкина.

Учеба

Юный Александр Пушкин приехал поступать в лицей вместе со своим дядей, который, чтобы обеспечить мальчику место в элитном заведении воспользовался своими связями с основателем лицея министром Сперанским, с которым Василий Львович был хорошо знаком. Тетка будущего лицеиста собрала ему на дорогу 100 рублей, которые для сохранности вручила Василию Львовичу. Однако из этих денег Пушкину вернулось всего 3 рубля.
Чтобы лицеисты не отвлекались от занятий, в первое время им запрещено было писать стихи. Однако Пушкин продолжал писать даже во время уроков

Позже, когда воспитатели поняли, что запрет не дал результата, они организовали литературный журнал, где юные дарования могли публиковать свои произведения.
Пушкин уделял внимание только тем предметам, которые ему нравились, поэтому числился среди плохо успевающих лицеистов. Преподаватели отмечали, что юноша обладает острым умом при полном отсутствии каких-либо признаков старательности

Так, например, прозвище «француз» Александр получил за владение в совершенстве французским языком. Язык Пушкин выучил еще в девятилетнем возрасте. Тогда же он пристрастился к французской литературе. Любимыми предметами в годы учебы стали русская и французская словесность, история. Преподаватели отмечали гибкий острый ум юноши при полном отсутствии прилежания.
При выпуске из лицея в 1817 году Пушкин оказался 26 по успеваемости из 29 выпускников. По итогам 15 экзаменов отличные результаты были только по фехтованию, российской и французской словесности.

Предыстория

Музей-лицей А. С. Пушкина расположен близ Екатерининского дворца в Царском селе. Открыли его в послевоенное время к 150-летию поэта в здании прежнего Императорского Царскосельского Лицея. Заведение сие, созданное по инициативе императора Александра I, было известным в своё время как место для повышения знаний детей дворян.

Так в этом учебном заведении 6 лет воспитывался отрок Александр Пушкин: братство, организованное в лицее молодыми дворянами, стало местом, где зародилась крепкая юношеская дружба. Первый выпуск лицеистов вошёл в отечественную историю: с Пушкиным учились и будущие декабристы, и поэты, и дипломаты, адмиралы, и многие другие блистательные личности.

По архивным материалам специалисты смогли восстановить комнаты тех времён – Большой зал и Газетную комнату, Библиотеку, в которой сохранены уникальные подлинники, а также учебные классы, спальни учащихся и квартиру, занимаемую гувернером и учителем рисования Сергеем Гавриловичем Чириковым. 40 лет своей жизни педагог посвятил Царскосельскому Лицею.

Среди раритетов музея – стихи и рисунки, написанные собственноручно великим поэтом и его соучениками. Стоит отметить, что среди своих коллег-лицеистов Пушкин был на предпоследнем месте по успеваемости, отличаясь лишь в тех предметах, которые были ему по душе – русской и французской словесности и фехтовании.

В здании лицея нижний этаж отводился под канцелярию и лазарет, а последний этаж занимали спальни, сравниваемые Александром Сергеевичем с монастырскими кельями.

Современный Музей-Лицей в Пушкине передаёт обстановку, в которой жили и учились лицеисты первого выдающегося выпуска. А постоянная экспозиционная выставка «Живём мы памятью Лицея», развернутая на 2-м этаже, раскрывает посетителям историю знаменитого учебного заведения.

Первый раз в лицейский класс

12 августа 1810 года Александр I подписал указ об учреждении лицея для образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной, а 31 октября 1811 года были открыты двери Императорского Царскосельского лицея. Как и было положено в те времена, все началось с молебна, а уж потом начались протокольные мероприятия. На открытии присутствовал император с супругой и матерью, высшие сановники государства. Сегодня спросите любого гражданина, вряд ли кто-то вспомнит, что открывал лицей Александр I, зато всякий помнит, что там учился Александр Пушкин. В памяти народной Лицей  так и остался «пушкинским».

Так вот, лицеисты вставали в шесть утра и шли на молитву. Евангелие читали по очереди. До завтрака, который начинался в девять утра, проходили уроки. И как нам не вспомнить старую русскую поговорку: «Сытое брюхо к учебе глухо». Да и завтрак, состоящий из белой булки с чаем, не очень отвлекал от занятий. После завтрака обязательной была прогулка в любую погоду. Погуляли – и снова за учебу, пообедали – и снова на занятия. Отдельный час был выделен на чистописание и рисование. Никакого тихого часа – до 17 часов вновь усвоение наук в классах. После полдника и прогулки – повторение уроков. В 20.30 – ужин, а в десять – вновь молитва и отход ко сну. Четкого расписания лицеисты придерживались каждый день. Главные развлечения – по средам и субботам, в эти дни можно было заняться танцами и фехтованием. А еще все должны были посещать занятия по духовному пению. По-моему, все очень симпатично и понятно, но, боюсь, не все со мной согласятся.

Для нормального существования лицей был укомплектован специальным штатом преподавателей и обслуживающего персонала. За образование отвечали семь профессоров, два адъюнкта, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, три надзирателя и три гувернера. А к организации жизнеобеспечения был приставлены бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, сторожа, кухарки и прачки. То, что образование ставилось во главу угла, подтверждает тот факт, что профессорами становились только известные отечественные и зарубежные ученые. Лицеисты должны были читать литературу в подлинниках, а между собой и с преподавателями общаться на французском языке. Известно, что за свое знание французского языка Пушкин получил прозвище Француз, правда, он имел еще одно прозвище – Сверчок, но это другая история, и мы рассказывали вам о ней в нашей ранней публикации. На последнем курсе обучения в программу образования ввели верховую езду и плавание. Плаванию обучали в большой купальне в царском саду, занятия проводили матросы. И каждую субботу лицеисты ходили в баню.

Рассказ был бы неполным, если мы не упомянем замечательную библиотеку, основу которой составили книги из юношеской библиотеки Александра Первого. В лицей поступали все новые отечественные и зарубежные издания, осуществлялась подписка на газеты и журналы. Сегодня мы остановились на том, как создавался Царскосельский лицей, какие организационные меры принимались, чтобы он стал одним из лучших вузов и мог готовить нужных специалистов. К сожалению, в одной статье мы не можем рассказать обо всех людях, о событиях, происходящих в лицее. Это тема наших будущих публикаций.

Учебная программа, педагоги и занятия в пушкинском Лицее

Помимо директора, а этим человеком в период обучения там А.Пушкина был выпускник Московского Университета, статский советник, граф В. Малиновский, в «штате» педагогов числилось:

  • Профессоров – 7 чел
  • Адъюнктов (ассистентов; лиц, проходящих научную стажировку) – 2 чел
  • Священник – 1
  • Учителей  (гимнастика и изящные искусства) —  6 чел
  • Надзирателей – 3 чел
  • Гувернеров – 3 чел
  • Писцов – 5 чел

Также полагался штат обслуживающего персонала: врач, два парикмахера, бухгалтер, сторожа, кухарки, прачки, швейцар и т.д.
Профессоры, которые заведовали кафедрами, должны были иметь 7 классный чин, им устанавливался оклад 2тыс. руб. за год и выделялась квартира в Царском Селе.

Методы преподавания дисциплин были выбором самих педагогов, ограничения распространялись лишь на некоторые требования:

  • Ученики не должны были отставать – с «неуспевающими» велись дополнительные занятия
  • Новый материал давался лишь при условии полного усвоения предыдущей темы  всеми лицеистами

Вот сокращенный список «педсостава» и дисциплин императорского Лицея времен Пушкина:

  • Н.Ф.Кошанский – д-р философии и свободных наук, проф.  – русский язык (дополнительно – латынь. Ученики читали античные подлинники)
  • Д.И. де Будри – проф. (был приглашен из Швейцарии) – французский язык (Требование Лицея – общение по-французски как с учителями, так и среди учеников)
  • Ф-Л. де Гауеншильд – проф.  – немецкий язык
  • И.К.Кайданов – проф. – исторические науки
  • А.П. Куницын – проф. – логика, нравственность, психология, политэкономия, право
  • Я.И.Карцев – проф. – физика, математика, военные науки

Для изящных искусств и гимнастики были приглашены учителя:

  • Ф.Калинич — чистописание
  • С.Чириков — рисование
  • Ф.Гальтенгоф – музыка, вокал
  • И. Эбергардт – танцы
  • Вальвиль – фехтование
  • Верховая езда – полковник А.Крекшин (занятия 3 раза в неделю)

Проводились также и занятия по плаванию в купальне сада, их проводили матросы.
Лицей существовал как закрытый учебный пансион, который находился под личным патронажем императора. Воспитанники жили по строжайшему распорядку,  в течение года отлучаться из Лицея было и вовсе запрещено, для посещений родителями были выделены лишь дни праздников.

Режим лицеиста состоял из почасовых обязанностей:

  • Подъема –  в 6 утра
  • Молитвы, подготовки к занятиям – до 8 утра
  • Класса – в 8-9 утра
  • Завтрака – в 10-11 утра
  • Класса – в 11-12 утра
  • Обеда – в 13-14
  • Занятия (рисование, чистописание) – с 14
  • Классов – в 15-17
  • Отдыха, гимнастики, игр – до 20
  • Ужина – в 20
  • Молитвы и отбоя  — в 22

Подобная насыщенность занятиями и предметным отдыхом должна была исключить главное зло, по мнению руководителей Лицея, а именно – праздность его воспитанников, как одного из главных пороков.

Для воспитательных целей использовали Табель об успехах лицеиста – в нем также указывались сведения об его дарованиях и прилежании – такую «ведомость» заполняли и подавали педагоги раз в полгода. Все сведения об успехах или недостатках учащегося затем становились темами для общего обсуждения.

Все воспитанники этой элитной российской школы имели форменный лицейский мундир (темно-синий кафтан с красным стоячим воротником), носили его и директор (с полным шитьем на воротничке, клапанах и обшлагах), и  преподаватели (шитье соответственно рангу). Кафтан лицеиста имел также две петлицы, младший курс  — петлицы вышиты серебром, старший – золотом.

Античная идея совершенного воспитания

Почти не вызывает сомнения, что подобная идея в России – создание элитной или особой  школы для молодых дворян – могла родиться в голове самой просвещенной монархини страны – у Екатерины Великой. И поместить такую школу императрица хотела рядом со своим дворцом – тому есть подтверждения в различных исторических преданиях. Якобы самый «вольнолюбивый республиканец» мсье Лагарп, который был приглашен самодержицей для воспитания её старшего внука, и разработал проект такой школы. Однако, увы, все задуманное Екатериной II по этому поводу, осталось реализованным лишь в бумажном виде.

Впрочем, возрождением этой идеи занялся тот самый её старший внук – император Александр I, вступивший на престол после гибели отца Павла I.

К работе  над проектом нового учебного заведения он привлекает как Сперанского, известного почитателя Наполеона, так и Разумовского, отличающегося «реакционными взглядами».  В данную школу должны были поступить также и великие князья  — Михаил и Николай, но этого не случилось.

Идеей Лицея было образование и воспитание дворянского юношества, составленного из сынов знатнейших российских фамилий, к важной государственной службе.  Античные традиции такого гармоничного  «возделывания юных душ» начинались здесь с самого названия – Лицей, отсылающего к греческой истории. А именно – так именовалась роща бога Ликея, которая располагалась неподалеку Афин, где в те времена существовала школа, воспитывавшая Александра Македонского, в которой его учителем был сам Аристотель

Атмосферу греческой рощи в данном случае должны были «реализовать» парки Царского Села, его водоёмы и сады.

Корпус Лицея – история здания пушкинского периода

Для помещения лицеистских занятий был отдан великокняжеский флигель Екатерининского дворца. Это было протяженное здание в 4 этажа, соединенное с Церковным флигелем специальной аркой. 

Оно было сооружено  в 1789\92 гг. (проект И.В.Неелова) для великокняжеских внучек Екатерины.

В 1810 году здание флигеля передается Министерству в целях размещения там задуманного императорского Лицея. Работы над переустройством корпуса под учебный поручаются В.Л.Стасову, который проводит перепланировку и обустраивает главный вход от Певческого переулка.

Перестроенный флигель должен был содержать  в себе все требуемые службы – учебные классы, кухню, больницу, хозяйственные и прочие помещения, а также комнаты для проживания воспитанников и чиновников.

Расположение всех означенных мест было следующим:

  • Первый, нижний этаж – отдавался правлению учебного заведения и его больнице
  • Второй – предназначался для классов младшего курса
  • Третий – соответственно – старшим курсам
  • Последний – подготовлен для спален лицеистов

Галерея, расположенная в арке, была отдана под библиотеку. Интересно, что составлен этот «книжный и учебный фонд» был из личных книг императрицы Екатерины и юношеской библиотеки основателя Лицея здравствующего самодержца Александра I. (О библиотеке можно добавить, что она содержалась весьма ответственным человеком. Этот библиотекарь лично закупал необходимые для учебы воспитанников пособия и книги, описывал периодику (журналы и газеты), следил за сохранностью фонда. К имеющимся изданиям вскоре стало добавляться и лучшее из новинок современной литературы, а также выписываться самые лучшие печатные издания столицы).

Церковь располагалась во дворе, а квартира директора – в отдельном строении. К слову, в обязанность директора Лицея входило обязательное проживание рядом с воспитанниками и постоянная «информированность» обо всём происходящем во вверенной ему школе.  Директор имел звание главы Лицея и статус его главнокомандующего, поэтому должен был присутствовать на всех экзаменах, посещать различные занятия, а также знать пофамильно каждого воспитанника.

Великокняжеский флигель был отдан Лицею со всеми имеющимися в нем вещами. Так, парадный зал был уставлен дорогой царской мебелью, в помещениях висели хрустальные люстры и множество картин. Столовая изобиловала посудой из Гостиного двора – английские фаянсовые сервизы, серебряные столовые приборы и т.д.  

     
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: