Государственный музей эрмитаж, санкт-петербург

Экспонаты в Эрмитаже

Территория Главного комплекса огромна, поэтому рекомендуется взять бесплатную цветную карту музея у входа, в которой вы найдете информацию о самых популярных произведениях искусства и комнат.

На сайте музея также есть виртуальная экскурсия, вы можете увидеть комнаты одну за другой в своем виртуальном туре.

Существует также планировщик маршрутов через музей, если вы хотите сделать свой собственный маршрут, хотя он может быть немного сложным в использовании.

Эрмитаж имеет три этажа для прогулок. Чтобы не заблудится, в комнатах всегда есть сотрудники, которые помогут вам найти дорогу.

Первый этаж

На первом этаже расположены выставки первобытного искусства, находок, сделанных на территории древней Руси, восточного искусства и культуры, египетских и классических древностей.

Есть также Галерея сокровищ (Золотая кладовая и Бриллиантовая кладовая), которую можно посетить только с экскурсией.

Второй этаж

Большинство экскурсий с гидом начинаются в вестибюле Зимнего дворца, через который на второй этаж можно попасть по главной лестнице дворца (ослепительное творение 18 века из мрамора, гранита и золота).

Одна из первых комнат, проходящих через второй этаж — Малахитовая комната, где выставлены личные вещи императорской семьи.

На этом этаже находится Рыцарский зал, и здесь можно увидеть различные доспехи. Также здесь расположено много комнат, которые поддерживаются в том состоянии, когда императорская семья жила в Зимнем дворце.

Павильонный зал, расположенный также на втором этаже, известен своими чудесными павлиньими часами.

Помимо эффектных номеров на этом этаже вы найдете большое количество произведений русского и европейского искусства. Среди произведений итальянского искусства XVIII века — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (комната 214), скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик или сидящий на корточках ребенок» (комната 230), две работы Рафаэля, восемь Тициано и работы Тинторетто, Липпи, Караваджо и Каналетто.

В Эрмитаже также хранится великолепная коллекция испанского искусства, включающая работы Эль Греко, Веласкеса, Мурильо и Гойи. Существует также впечатляющая коллекция фламандского и голландского искусства с работами Ван Дейка, включая портреты, сделанные в Англии в качестве камерного художника Карла I, более 40 картин Рубенса (комната 247) и столь же впечатляющее количество картин Рембрандта (комната 254). Здесь же находится необыкновенная коллекция картин французских и британских художников.

Третий этаж

На этом этаже вы найдете коллекцию азиатского и ближневосточного искусства музея, а также комнаты с медалями и монетами.

История Дворцовой площади кратко

Возникновение и формирование площади напрямую завязано на истории возведения Адмиралтейства, которое создавалось по законам военного времени как крепость-верфь. А это значит, что территория Адмиралтейской верфи была окружена валами и рвами, перед которыми была организована открытая эспланада (ровное пространство) для лучшего наблюдения за наступающим врагом. 

Но адмиралтейская крепость вскоре утратила свою военную актуальность, и часть ровного пространства стала использоваться для складывания адмиралтейского оборудования, часть же постепенно зарастала травой, превращаясь в Адмиралтейский луг.

Во времена Анны Иоанновны на луговых землях иногда проводились праздники для простого народа – строились временные павильоны для развлечений, организовывались распития вин и скармливание зажаренных быков народу. Затем, во время строительства третьего и пятого Зимних Дворцов, луговое пространство использовалось для складирования строительного материала. Здесь также проводились иногда военные учения, и пасся императорский скот.

Идея организации площади перед достраивающимся пятым Зимним дворцом принадлежит Ф.Растрелли. Он создал первый проект  замкнутой придворцовой территории, с колоннадой, окружающей памятник Петру Первому, в центре ее. В 60-е годы 18 века проводится архитектурный конкурс генерального плана застройки города, по итогам которого утверждается архитектурное проектирование А.Квасова по благоустройству Дворцовой площади.

Дворцовая площадь в конце 18 века

Отталкиваясь от доминанты Зимнего Дворца, в котором прорезаются арочные выходы на площадь, Квасов дал основную геометрическую границу площадного пространства на западе, закруглив ее на северном направлении.  Постепенно околодворцовое пространство оформляется строениями Южного павильона Малого Эрмитажа (арх.Фельтена) и Вольного экономического общества (арх. Валлен-Деламота), а также Глазовским домом и особняками А. Ланского и Я. Брюса. 

Арки Зимнего дворца

Все эти сооружения распределяются по дугообразной линии намеченной А.Квасовым, окружая Зимний дворец подобием амфитеатра. На образовавшемся площадном пространстве в конце 18 века проходили смены гвардейских караулов и народные гуляния, аналогичные гуляниям при Анне Иоанновне.

В начале 19 века происходит последняя перепланировка площади (арх.А.Модюи), которая сохранилась до наших дней. Здания напротив Зимнего сносятся и заменяются Главным штабом, состоящим из двух корпусов (арх.К.Росси), связанных между собой Триумфальной аркой. Это фундаментальное строение — торжественное и монументальное —  придало площади логическую завершенность.

Здание Главного штаба на Дворцовой площади

Позже строение Экономического общества будет стилизовано под Главный Штаб, а восточную сторону придворцового пространства замкнет Штаб Гвардейского корпуса (арх.А.Брюллов). Довершит общую картину установленная в центре площади Александрийская колонна(арх.О.Монферран). После окончательного оформления, придворцовая площадь стала местом проведения войсковых смотров и парадных военных шествий.

Дворцовая площадь в 19 веке

Эта площадь помнит день Кровавого воскресенья 1905 годаи ночь 1917 года, когда вооруженными матросами был захвачен Зимний дворец. Помнит она и проводимые в советский период парадные и демонстрационные шествия, многотысячные театрализованные представления на социалистическую и другие тематики. Например, в 1924 году бойцы Красной армии выступали здесь в роли шахмат. 

Живые шахматы — фото 1924 года

После октябрьских событий 1918 года, когда в залах Главного штаба был убит Урицкий, площадь получила его имя. В том же году в Зимнем садике устанавливается памятник А.Радищеву из гипса, однако, он простоял недолго – опрокинутый ветром, разбился.

В последний период Великой Отечественной войны площадь, как и многие другие петербургские объекты, получает назад свое историческое название. В конце 70-х была проведена реконструкция площади, на которую уложили диабазовую брусчатку. Также установили воссозданные фонарные столбы.

Сегодня территория площади не только место проведения парадных торжеств. Здесь проходят различные городские события – День города, спортивные марафоны, музыкальные концерты, Дни бардовской песни и прочее.

«Детский» подъезд

Этот подъезд так же располагался со стороны Невы и предназначался для выхода членов императорской семьи из личных комнат. Свое название он получил в 40-х годах XIX века, когда на первом этаже северо-западного ризолита от «Детского» до «Иорданского» подъезда располагались комнаты дочерей Императора Николая I. Впоследствии на том же месте поселили детей Николая II.

«Детский» подъезд гораздо менее заметен, чем «Иорданский» и представлял собой проходной тамбур с тремя дверями. Предназначался он исключительно для выхода из личных покоев на Дворцовую набережную. Во время реконструкции 1920-х годов подъезд был заложен и до наших дней не сохранился.

Интересные факты

Во время массовых городских праздничных мероприятий Дворцовая площадь способна вместить до 35 тысяч человек.

«Алые паруса»

Праздник петербургских выпускников «Алые паруса», единственный в своём роде и неповторимый, основанный на Невских берегах, проводится на Дворцовой площади – здесь происходят самые главные концерты и мероприятия.

В 2021 году знаменитый фестиваль «Алые паруса» собрал на Дворцовой площади более 30 000 участников этого грандиозного торжества мечты и надежды молодёжи.

Звёзды на Дворцовой

На Дворцовой площади давали концерты звёзды не только отечественной, но и мировой эстрады:

  • Группа «ДДТ» (27 мая 1993 года);
  • Джо Кокер (15 сентября 2005 года);
  • Оперный тенор Пласидо Доминго (16 июня 2001 года);
  • Пол Маккартни (20 июня 2004 года);
  • Элтон Джон (6 июля 2007 года);
  • Группа «The Rolling Stones» (28 июня 2007 года);
  • Группа «Scorpions» (13 июня 2007 года);
  • Эдита Пьеха (4 августа 2007 года);
  • Группа «Машина Времени» (23 сентября 2007 года);
  • Роджер Уотерс (6 июня 2008 года);
  • Группа «Duran Duran» (4 июня 2009 года);
  • Анастейша (4 июня 2009 года);
  • Мадонна (2 августа 2009 года).

Фундамент флигеля Анны Иоанновны

В 2001 году во время реставрации Дворцовой площади были проведены археологические исследования. В результате раскопок реставраторы обнаружили фундамент флигеля Анны Иоанновны. В период её царствования – это был трёхэтажный дворец, построенный в 1746 году по проекту Растрелли.

По плану реставрации Дворцовой площади специалисты изучили и сфотографировали фундамент, а также заново засыпали землёй. Существовала такая задумка – оставить фрагмент фундамента для просмотра, покрыв его толстым, прочным стеклом. Но эта идея не была реализована.

Каток с искусственным льдом

На Дворцовой площади в 2007 году решили соорудить платный каток с искусственным льдом. Против его строительства сразу же выступили многочисленные общественные организации города. Несмотря на это, уличная ледовая арена появилась в ноябре.

Каток ограничивал доступ к части Дворцовой площади и подход к Александровской колонне. А к этим великим достопримечательностям доступ должен быть постоянно свободным. Каток закрыли в марте 2008 года.

Зеркальный куб

На Дворцовой площади в сентябре 2015 года установили Зеркальный куб — павильон кубической формы, в фасадах которого отражались все здания ансамбля Дворцовой площади: Зимний дворец, Александровская колонна и арка Главного штаба.

В зеркальном павильоне была организована и прошла частная презентация новой модели BMW. Спустя некоторое время Зеркальный куб обрушился под натиском сильного ветра и его демонтировали.

История с конкой

Рядом с Дворцовой площадью начиналась история общественного транспорта Санкт-Петербурга: 27 августа 1863 года здесь открыли 1-й маршрут конно-железной дороги (конки) — от Николаевского (сейчас Московского) вокзала — вдоль Дворцовой площади и — до Стрелки Васильевского острова.

Потом конки стали ходить — от Дворцовой площади — до 6-й линии Васильевского острова, — через Николаевский (Благовещенский) мост.

Первый трамвай

Первый рейс Санкт-Петербургского сухопутного трамвая начал свой путь 29 сентября 1907 года. Первая линия прошла — от Главного штаба — до 8-й линии Васильевского острова. К 1914 году электрический трамвай ходил уже практически по всем основным улицам города. Но начинал он свой маршрут здесь — на Дворцовой площади.

По площади ездили автобусы

При советской власти 24 декабря 1926 года от площади возобновили движение автобусов по маршруту площадь Урицкого (Дворцовая площадь) — Загородный проспект — площадь Восстания.

Сейчас никакой общественный транспорт через Дворцовую площадь не проходит.

Ростральные колонны

Две грандиозные колонны, установленные невдалеке от Биржи в 1810 году, играли роль фонарей, которые зажигались ночью и при тумане. Почему колонны названы Ростральными? На носовой части древних судов устанавливали ростры (в переводе с латинского означает клюв). Они играли роль тарана во время боя с кораблями противника. В античные времена их использовали и как декоративные элементы различного назначения — украшали трибуны, парадные колонны. В Петербурге они символизируют могущество России как державы военной и торговой. Украшены четырьмя парами ростр в память в войне со Швецией за выход к Балтийскому морю, которую Петр Первый вел на протяжении 20 лет. Они декорированы фигурами русалок, рыб, головами крокодилов, водяных и изображениями морских коньков.

В нижней части колонн установлены статуи, символизирующие морских божеств. Утверждение, что фигуры являются аллегориями крупнейших российских рек (Невы, Волхова, Волги и Днепра) появилось недавно и, согласно документам, не соответствует действительности. Проектировал колонны архитектор Томон, используя различные строительные материалы. Ростры на стволе выполнены из металла. Скульптуры в нижней части сооружения автор хотел отлить из бронзы, но никто не взялся за сложную работу. Их вытесали из камня, добываемого в каменоломнях, расположенных недалеко от Гатчины.

Фонари использовались до 1885 года ночью и когда на город опускался туман. Внутри каждого сооружения находится крутая винтовая лестница, наверху установлен треножник по образу античных жертвенников, на котором установлена чаша светильника. Сначала жгли смолу, смоляные факелы, затем конопляное масло, но раскаленные частицы попадали на прохожих, обжигая их. В 1896 г. было проведено электричество. В 1957 г. установили газовые горелки, в настоящее время огонь зажигают по праздничным дням.

Реконструкция площади

Основная заслуга создания площади и ее архитектурного ансамбля принадлежит архитектору Карлу Росси. Перед ним была поставлена задача разработать проект площади, которая примыкала к Зимнему дворцу с южной стороны. Основная концепция проекта – увековечить славу русского оружия и победу в войне с Наполеоном. Работы начали в 1819 году.

Смотрите так же: Обзор достопримечательностей России

Архитектору было необходимо гармонично объединить часть старых зданий с новыми постройками. Задача была непростая, но Росси сумел с ней справиться, ему пришлось строить новые здания, повторяя линию фасадов уже существующих строений. Чтобы улучшить пропорции, к некоторым старым зданиям пристроили портики.

Росси возвел ряд сооружений в восточной части площади, и она стала симметрична западному участку. Часть домов, построенных при Екатерине, были снесены, на их месте был сооружен Главный штаб. Две части этого здания соединены триумфальной аркой, которую венчает скульптурная композиция – шесть коней, запряженных в колесницу.

Это интересно. Во время строительных работ на площади, в 1824 году произошло сильное наводнение. Все пространство площади было залито водой. Затопило улицы, расположенные рядом, была сорвана обшивка с Главного штаба. Когда вода сошла, потребовалось немало времени, чтобы восстановить здание.

Если на начальном этапе строительство щедро финансировалось, то при Николае I велось в режиме экономии. Так цоколь МИД, выходящий на площадь, декорирован дорогим гранитом, а часть, которую строили при Николае, отделана недорогим камнем. В 1834 году в центре площади была установлена колонна, как памятный знак о победе в войне с французами. Идея установки монумента принадлежала Карлу Росси, а воплотил ее Монферран (архитектор, построивший Исаакиевский собор).

Для того, чтобы Дворцовая площадь стала такой, как сегодня понадобилось 15 лет.

Стрелка Васильевского острова

Стрелка – это небольшой мыс в юго-восточной части Васильевского острова, омываемый Большой и Малой Невой. Огромное водное пространство позволяет увидеть во всем великолепии ансамбль стрелки. По замыслу Петра I, Петербург должен был стать одновременно и морской крепостью и торговым портом. Первоначально центр новой столицы возник на Петроградской стороне, но порт у Петропавловской крепости не мог развиваться из-за мелководья. Тогда Петр решил перенести центр Петербурга на Васильевский остров, и, в частности, на его восточную оконечность.

По проекту архитектора Доменико Трезини в юго-восточной части острова планировалось создание площади, застроенной по береговой дуге жилыми домами. Он даже сделал деревянный макет этой площади. С запада площадь должна была быть ограничена протяженным зданием Двенадцати коллегий, за которым предусматривался канал, соединяющий Большую и Малую Неву. Кроме того, с запада на восток Васильевского острова, по замыслу Трезини, проходил судоходный Большой канал. Таким образом, он делил стрелку на две неравные части. В южной части планировалось строительство главной площади. Большой канал заканчивался гаванью, около которой намечалось создание величественной церкви. С севера, на берегу Малой Невы, находились мытный и гостиный двор с жилыми домами. Мыто – это пошлина, налог за ввоз и вывоз товара, а мытный двор, соответственно, — место, где хранились привозимые товары и взималась пошлина. За исключением каналов и церкви, все остальные сооружения по проекту Д. Трезини были построены.

Так, в течение двух десятилетий на стрелке Васильевского острова появились здания Двенадцати коллегий (1722 – 1742), Кунсткамера (1718 – 1734), Новобиржевой гостиный двор (1722 – 1735) и дворец царицы Прасковьи Федоровны (жены брата Петра – Ивана), другие постройки. Морской порт прочно обосновался на стрелке: десятки кораблей и лодок перевозили по акватории людей и грузы. В 1781 году на стрелке Васильевского острова под руководством Дж. Кваренги началось строительство здания биржи. Однако своим главным фасадом оно выходило на Зимний дворец, и, таким образом, не вписывалось в полной мере в ансамбль площади. Поэтому через четыре года здание разобрали. Проект новой биржи разработал французский архитектор Ж.Ф. Тома де Томон. Здание, выполненное по типу храмов Древней Греции, построили в 1804 – 1816 годах. Аттик фасада украшен скульптурной группой «Нептун с двумя реками», а с противоположной стороны биржи – скульптурная группа «Навигация с Меркурием и двумя реками». С 1940 года здесь располагается Центральный военно-морской музей – один из старейших в Петербурге.

В 1826 – 1832 годах по проекту архитектора И.Ф. Лукини с обеих сторон от здания Биржи построены южный и северный пакгаузы – закрытые складские помещения. Сейчас в южном пакгаузе размещается Зоологический музей. За северным биржевым пакгаузом симметрично зданию Кунсткамеры (по отношению к ансамблю стрелки) находится здание Таможни, построенное также архитектором И.Ф. Лукини в классическом стиле. С 1927 года здесь размещается Институт русской литературы – Пушкинский дом. В ансамбль стрелки входит также Главное здание Академии наук, которое расположено между Кунсткамерой и зданием Двенадцати коллегий.

По проекту Тома де Томона в ансамбль стрелки Васильевского острова также были включены две ростральные колонны-маяки. Колонны установили на стрелке в 1810 году. Одна из них служила долгое время маяком для судов на Малой Неве, а другая – указывала путь в Большую Неву. Колонны-маяки действовали вплоть до 1885 года. Колонны являются памятником военно-морской славы, символом морского могущества России. Колонны украшены рострами, причем каждый ростр декорирован фигурой наяды (речного божества). У подножия обеих колонн – две мужские и две женские фигуры из пудожского камня, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву. Биржевая площадь образовалась после того, как стрелка была поднята подсыпкой грунта, а Нева «отодвинута» на сто метров. Стрелка Васильевского острова была и остается популярным местом народных гуляний. Ансамбль стрелки органично связан со шпилем колокольни Петропавловского собора, со зданиями на набережных Большой и Малой Невы.

Структура Эрмитажа

Основные корпуса Главного музейного комплекса «Эрмитаж» расположены на Дворцовой площади, дом 2:

  • Зимний дворец (1754-1762);
  • Малый Эрмитаж (1764-1775);
  • Большой (Старый) Эрмитаж (1771-1787);
  • Новый Эрмитаж (1842-1851).

Главный музейный комплекс Эрмитажа дополняют здания Эрмитажного театра и Запасного дома. Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Д. Кваренги) – стиль русский классицизм XVIII века. Эрмитажный театр находится по адресу: Дворцовая набережная, дом 32. Сохранившаяся часть Зимнего дворца Петра I (1720-1725, архитекторы Тренизи и Маттарнови) входит в экспозицию Эрмитажного театра.

Запасной дом Зимнего дворца (1877-1878, архитектор Н. Беккер) возведен над уцелевшей частью Зимнего дворца Петра I и зарегистрирован по адресу: Дворцовая набережная, дом 30 А. Флигель Запасного дома – улица Миллионная, дом 31. С сентября 2012 года это сооружение внесено в список культурного наследия Санкт-Петербурга как объект «Дом Ф.М. Скляева (особняк Г.Ф. Менгдена, Запасной дом Зимнего дворца).

Основные здания Главного музейного комплекса Эрмитажа расположены вдоль набережной реки Невы. Их можно отлично разглядеть со Стрелки Васильевского острова. Соединенный переходами комплекс зданий Государственного Эрмитажа хорошо просматривается и с акватории Невы: зеленое здание Эрмитажного театра, Эрмитажный мост, желтое сооружение Большой (Старый) Эрмитаж, Малый Эрмитаж и величественный Зимний дворец изумрудного цвета (Новый Эрмитаж стоит за Большим).

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Вид с акватории Невы.

Главный музейный комплекс Эрмитажа работает: вторник-суббота с 10:30 до 18:00, воскресенье с 10:30 до 17:00. Понедельник-выходной. Есть льготы. День бесплатного посещения для всех индивидуальных посетителей (кроме экскурсий) – первый четверг каждого месяца.
Главный вход в Государственный Эрмитаж – через арки Зимнего дворца с Дворцовой площади. Кроме Главного музейного комплекса в структуре Эрмитажа находятся:

  • Восточное крыло Главного Штаба;
  • Дворец Меншикова;
  • Музей фарфора;
  • Реставрационный центр «Старая деревня» (Фондохранилище).

История Эрмитажа началась с 1754 года во время правления Елизаветы Петровны. Императрица Екатерина II приобрела в частное владение коллекцию живописи в 220 картин из Берлина и этим дала старт образованию эксклюзивных павильонов Эрмитажа.
7 декабря 1764 года – дата основания Эрмитажа. 1852 год – открытие Эрмитажа для посетителей. Современный музей «Государственный Эрмитаж» — богатейший музей мира по числу представленных коллекций.

«Комендантский» подъезд

На южном фасаде Зимнего Дворца, обращенном к Дворцовой площади, ближе к Миллионной улице расположен еще один вход, названный «Комендантским» подъездом, так как здесь на первом этаже жил «майор от ворот» — комендант дворца. Помимо прочего этот подъезд был открыт для высших военных чинов.

Над «Комендантским» подъездом располагались застекленные балкончики (эркеры), так называемые «фонарики», которых не было в первоначальном проекте Растрелли. Именно с одного из этих эркеров Екатерина II после свержения Петра III произносила свою речь перед гвардейцами, собравшимися на площади.

Во время реконструкции эркеры были разобраны и до наших дней, к сожалению, не сохранились.

Кроме перечисленных, после восстановительных работ, устранявших последствия пожара 1837 года, по проекту архитектора Стасова в Большом дворе Зимнего Дворца появился еще один парадный подъезд – «Посольский». Сейчас именно через него туристы проходят внутрь дворца.

История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.

В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село.

В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.

К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию  знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.

Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Кановой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица».

Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.

К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова продолжались до 1840 года.

До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.

Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.

После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.

В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в 1945 году.

Музей постоянно расширяется. В 1981 году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века. В 1992 году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище.

В настоящее время

Музейный комплекс Эрмитаж

Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

  • Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;
  • Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;
  • Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;
  • Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце,  В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;
  • Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

  • Запасной дом Зимнего дворца;
  • Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: