Не ради коммерции
Чтобы решить проблему с затягиванием сроков реконструкции, как заявили эксперты, необходимо избавиться от ряда белых пятен, которые, несмотря на выстроенную систему работы с объектами культурного наследия, всё ещё есть в правовой сфере. По мнению Михаила Мильчика, городу нужен утверждённый список исторических зданий (которые не являются объектами культурного наследия и культурными памятниками), и сформулировать правила работы с этими объектами. «Согласен, что нельзя всё, что более-менее в городе составляет ценную среду, превращать в памятники, Это дискредитация самого понятия объекта культурного наследия», — заявил Мильчик.
«Причём это касается не только объектов дореволюционной эпохи, но и застройки советского периода, — считает руководитель Архитектурного бюро «Студия 44″ Никита Явейн. — Необходимо сделать так, чтобы объекты вне зоны охраны нельзя было сносить. Иначе мы потеряем всё наследие 1960-1980 годов. СКК мы уже потеряли, и мы можем потерять ещё много важных для города объектов, что может дискредитировать всю систему охраны архитектуры в городе».
Архитектор также посоветовал городским властям поумерить свои аппетиты в части доходов от реставрируемых зданий. Он подчеркнул, что большая часть таких проектов из-за плохого состояния объектов имеет для девелоперов нулевую или даже отрицательную рентабельность.
Что касается замораживания проектов уже во время работы девелоперов, по мнению Татьяны Новицкой, необходимо выстроить систему таким образом, чтобы все дискуссии проходили до момента начала реконструкции.
«Всему своё время. Все экспертизы вывешены на сайте КГИОП, и времени на то, что оспорить её и вынести на совет, достаточно много. А те истцы, которые остановили стройку и проиграли суд, должны компенсировать ущерб инвестора. Люди должны нести ответственность за то, что они делают», — уверен Эдуард Тиктинский.
Чтобы сохранить исторические здания Петербурга и создавать новую архитектуру без ущерба для города, необходима выстроенная коммуникация между властями, бизнесом и населением, чего добиться пока до конца не получается. Городу нужно оперативное решение архитектурных проблем, в противном случае есть риск потерять десятки архитектурных сооружений без шанса на восстановление.
История строительства города
В далеком 1703 году на острове в месте разделения реки Невы на 2 рукава – Большую и Малую Неву – была заложена крепость Санкт-Петербург, строительство которой проводилось в спешке, так как война затянулась, а на берегах Финского залива требовалось закрепиться любым способом.
Болотистые земли замедляли возведение стен крепости и унесли жизни тысяч людей, не выдержавших непомерных физических усилий и тяжелых условий труда. Во дворе строения были сооружены первые деревянные здания: церковь Петра и Павла, Сенат, арсенал и Главная аптека. Почти 300 лет потребовалось, чтобы эти места стали тем, что входит в исторический центр Санкт-Петербурга.
Спустя 3 года земляные стены постепенно стали заменяться каменными, на что ушло почти 35 лет. Изначально Петр I желал, чтобы город был полностью в пересечении каналов, по примеру Венеции, но застройка пошла по другим архитектурным планам. В современном Петербурге каналы занимают всего 10% площади, что составляет около 300 км.
Санкт-Петербург гордится также своими мостами, которых в городе более 300 самого различного размера и вида. Разрастаясь, город постепенно приобретал черты, которые хорошо известны сегодня петербуржцам.
В наше время гостям северной столицы гиды рассказывают, как выглядит исторический центр Санкт-Петербурга и почему именно такое у него расположение.
Мариинский театр
Один из ведущих музыкальных театров ведёт свою историю с конца XVIII века, а указ о его строении издала императрица Екатерина Великая. Изначально театр звался Большим и представлял собой огромное строение в стиле ампир. Своё название музыкальный театр получил в честь императрицы Марии Александровны. Здание было спроектировано архитектором Антонио Ринальди, внутренней отделкой занимался Тома де Томон, однако в 1811 году большая часть театра была уничтожена пожаром. Современная отделка Мариинского театра — результат трудов Альберто Кавоса, который внёс изменения в устройство здания — изменил форму зрительного зала, увеличил его величину и убрал колонны. Долгое время театр был императорским. Первый театральный сезон после реконструкции был открыт в 1860 году, а через несколько десятилетий театру вновь суждено было перестроиться по проекту Шретера: к основному зданию был присоединён новый корпус, деревянные конструкции заменились металлическими, и здание приобрело более строгий, деловой вид. В Мариинском театре служили и выступали артисты, чьи имена известны всему миру: Фёдор Шаляпин, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова и многие другие. С 1920 года Мариинский театр стал академическим. Узнать расписание, ознакомиться с составом труппы и афишей мероприятий вы можете на сайте и в группе театра.
Адрес: Театральная площадь, дом 1.
Источник фото culture.ru
Особняк З.И. Юсуповой на Литейном
Литейный дом княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой был построен под руководством архитектора Людвига Бонштедта в 1858 году, однако проект строительства разработал Гаральд Боссе в 1852 году. Двухэтажное здание выполнено в архитектурном стиле необарокко, и выполнено в духе итальянского Возрождения. Интерьеры дворцовых залов отличаются особой роскошью. Княгиня проявляла особый интерес к искусству: в особняке была собрана редкая коллекция живописи Западной Европы, а плафоны по её просьбе оформил известный живописец Н.А. Майков. Здание полностью облицовано песчаником, фасад особняка отделан колоннами. Последним полноправным владельцем дома был Феликс Юсупов, а уже в 1908 году особняк стал арендоваться театральным клубом. В военное время тут размещался госпиталь, Польский дом просвещения Ю.Ю. Махлевского и Дом политического просвещения. В настоящее время в здании проводятся театральные и музыкальные вечера, выставки и экскурсии. Дворец включает в себя несколько гостиных и роскошных залов, в том числе театральный зал с бельэтажем. Ознакомиться с афишей и стоимостью билетов можно здесь и здесь.
Адрес: Литейный проспект, дом 42.
Источник фото: spb.kassir.ru
Стрелка Васильевского острова
Чтобы разобраться, как выглядит исторический центр Санкт-Петербурга, достаточно приехать на Васильевский остров. Еще во времена Петра I было решено произвести застройку «стрелки» Васильевского острова.
По проекту, здесь должны были быть построены «Двенадцать коллегий» (высшее госучреждение), Биржа, Собор и Гостиный двор, но строительство по задумке осуществилось лишь частично. Были построены Кунсткамера и дворец царицы Прасковьи Федоровны, ставший в последствие Академией наук.
С южной стороны образовался академгородок, а с северной стороны «стрелки» были причалы для разгрузки кораблей и Биржа, где заключались сделки. Также здесь расположились Гостиный двор и жилые дома.
В конце 18 века было решено произвести перестройку Биржи и постройку новых корпусов академии. Благодаря этому на острове появились величественные колонны-маяки, которые сегодня являются «визитной карточкой» острова.
Немного об истории создания
Зимний дворец Петра I является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Строительство свадебных палат Петра I осуществлялось в 1712 году, на одном из участков Адмиралтейского острова, который находился рядом со двором мастера корабельных дел Феодосия Скляева. Этот участок находился между современной улицей Миллионная и невской набережной. В то время расположение описываемого Свадебных Палат императора Петра I относилось к середине Верхней набережной. Спустя 4 года после этого строительства Дворец Петра I был существенно расширен в северном направлении. Что бы иметь представление, о чем идет речь, смотрите видео и фото в статье. Для этого была сооружена новая набережная. На ней-то и был построен новый зимний Дом Петра I, который правитель считал своей личной резиденцией. В ней всё было оформлено в соответствии со вкусами и предпочтениями императора.
В 1716 году был создан проект Дворца архитектором Георгом Маттарнови, и началось строительство объекта. Уже в 1721 году было завершено строительство 2-го Зимнего Дворца, из которого открывались прекрасные виды на Неву. Позднее сооружённая царская резиденция была потеряна потомками, однако археологические раскопки 1976-1986 годов позволили получить исследователям удивительные результаты. Ими были обнаружены несколько помещений центрального здания царского дворца, фрагменты обходных галерей и парадного двора, а также – несколько жилых помещений.
Главный вход
Главный вход фото
Вид сверху
Вид сверху
древний Питер
древний Санкт-Петербург
Проводимые в 1989-1992 годах реставрационные работы помогли восстановить некоторые интерьеры царского дворца. Среди них – Конторка, Токарня, Чулан истопника, Сени, Столовая. В ходе реставрации мастера восстановили камины, изразцовые печи, стенные панели, окошки с дубовыми наличниками, паркеты и даже первоначальное покрытие фасада слоем серой извести. Оставшиеся две комнаты теперь пересечены стеной театра. Смотрите на фото и видео в статье
Посещая Зимний дворец Петра I, многие туристы обращают внимание на большую высоту конторки, которая демонстрирует, насколько огромен был рост Петра I
дворец ночью
Зимний дворец ночью
подсвеченный дворец
Дворец великого князя Владимира Александровича (Дом учёных)
Дом учёных имени М. Горького — это бывший дворец Великого князя Владимира Александровича. Он был создан по проекту архитектора А.И. Резанова. Архитектор начал работу на месте расположения бывшего особняка, а работы велись на протяжении нескольких лет с 1867 года. Дворец стал художественным показателем архитектурного стиля историзм, а его изысканные парадные были выполнены в стиле рококо. Гостиные дворца соединили в себе несколько стилей: готический, мавританский, русский и ренессанс. С 1920 года дворец стал занимать дом учёных. Первые научные заседания стали здесь организовываться после 1930 года. В военные годы дом учёных продолжал поддерживать свою деятельность. В настоящее время здесь регулярно проводятся концерты, музыкальные вечера, театральные постановки, работают детские студии. Если же вы хотите подробнее узнать об истории здания, то рекомендуем вам посетить экскурсию.
Адрес: Дворцовая набережная, дом 26.
Источник фото: gopiter.ru
Архитектурно-художественный декор
Сохраняя традиции классицизма, ведущий архитектор решил вопрос касательно архитектурно-художественного убранства здания несколько по-своему. В итоге, Исаакиевский собор – замечательный образец не только монументального, но и декоративного искусства.
В девятнадцатом веке для украшения зданий широко использовалась скульптура, и Исаакий не стал исключением. Грамотное расположение скульптурных композиций сглаживает переходы от одних частей сооружения к другим, усиливая при этом впечатление от отдельных элементов.
Устройство собора стандартно для православных церквей восемнадцатого столетия: входы расположены с южной, западной и северной сторон; восточная часть отведена под алтарь и иконостас. Все внутреннее пространство делится на три нефа с помощью внушительных пилонов. Высота центральной части составляет шестьдесят девять метров, крайних – двадцать восемь метров.
В иконостасе сделаны три арки. Центральная украшена двумя лазуритовыми колоннами, через нее осуществляется вход в главный алтарь святого Исаакия Далматского. Алтарное окно украшено одним крупнейших европейских витражей: его площадь составляет двадцать восемь квадратных метров. Он создан немецким мастером Айнмиллером, и характеризуется тщательным подбором цветов, их яркостью и глубиной.
Витражи крайне редко используются в православных сооружениях, однако в данном случае они не только отлично вписываются в окружающую обстановку, но придают ей особенно торжественный вид. Боковые арки ведут в приделы с малыми иконостасами святого Александра Невского и святой Екатерины.
Богато украшен и барабан центрального купола: золоченые скульптуры двенадцати ангелов-кариатид чередуются с живописными изображениями двенадцати апостолов. Свет из многочисленных окон отражается от позолоченных скульптур, и в сочетании с богатой живописью они производят на посетителя потрясающий эффект.
К внутреннему оформлению собора приложил руку живописец Карл Брюллов – он расписал плафон площадью восемьсот шестнадцать квадратных метров. Рисунок идет по кругу, центр художник оставил свободным – это придает ощущение легкости и бесконечности небесного пространства. Нижний край плафона оформлен таким образом, чтобы смягчить переход от строгих архитектурных форм к пышным и торжественным художественным изображениям.
Под самим куполом парит запечатленный в скульптуре голубь, символизирующий собой Святой Дух
Важное значение имеют позолоченные люстры-паникадила, весом по три тонны каждая – они удачно поддерживают ощущение торжественности и величия
В целом собор являет собой яркий образец эклектики: в его убранстве сливаются воедино строгость форм и холодность гранита и мрамора, округлость куполов и богатство позолоты, яркость витражей, сверкание люстр и насыщенность красок росписи.
Эль Греко посвящается. Рельефные картины Никоса Флороса (Греция)
Греческий скульптор Никос Флорос в год 400-летия со дня смерти Доменико Феотокопулоса, известного как Эль Греко (1541, Кандия – 1614, Толедо), желая отдать должное замечательному художнику греческого происхождения, создал две превосходные монументальные работы в уникальной технике. Скульптор был вдохновлен работами Эль Греко, маньеризмом художника венецианской школы, следующего византийской традиции, в которой цвет преобладает над линиями.
В 1563 Эль Греко в возрасте 22 лет уже имел титул «маэстро», то есть официально занимался профессией художника, будучи популярным и дорогостоящим. В 26-летнем возрасте критянин посетил Венецию, где был принят на обучение в мастерскую Тициана, некоторое время жил в Риме, и в 1577 году на 36-м году жизни переехал в Толедо. Расцвет его творчества приходится в основном на годы его жизни в Испании, в течение которых он сумел объединить всю полученную информацию и все впитанные им художественные влияния в свой собственный убедительный стиль, с внутренним смыслом и ритмом. Его стиль – сознательно ненатуралистичный, с долговязыми и острыми фигурами, серьезными и отстранёнными лицами, которые относят нас к подвижникам византийской иконописи. Анатомическая эластичность фигур, особая работа со светом (каждая фигура будто излучает свет), их спиральные движения и их иррациональная интерпретация подчеркивают духовный и мистический характер его творчества.
Известный греческий скульптор Никос Флорос, имеющий многочисленные награды и экспонирующий свои работы в музеях всего мира, воспроизводит две работы Эль Греко, используя редкое для произведений искусства современное сырье – цветной алюминий. Результат впечатляет: работы демонстрируют взрывную драматическую плотность, выразительность и излучение. Скульптор аккуратно следует геометрической и цветовой стилизации Эль Греко. Так диалектически развиваются отношения между работами обоих художников, а также между работами и зрителем. Скульптор создал две несравнимых по красоте мозаично-рельефных картины (для создания монументальных пропорций понадобилось более 10 тысяч кусочков цветного алюминия), повторяя потусторонний, трансцендентный и таинственный характер работ Эль Греко и добившись эффекта нарисованной картины. Впервые в мировой практике картины Эль Греко «Снятие одежд с Христа» и «Воскресение Христа» были воспроизведены в такой уникальной скульптурной технике вручную из мельчайших кусочков цветного алюминия. Через работу с алюминием Флорос выражает свою душу, превращая обыденный материал, символизирующий современную культуру, в нечто, превосходящее воображение и возвышенное, совсем не похожее на его первоначальное применение.
Произведения скульптора ранее были представлены в крупных музеях мира: в Национальном музее женщин в искусстве в Вашингтоне, во дворце Hofburg в Вене, в музее американского искусства Whitney, а также в музее Metropolitan в Нью-Йорке, в Археологическом музее в г. Салоники, дворце Мела Национального банка Греции в Афинах, во Дворце Великого Магистра на Родосе.
Никос Флорос награжден за вклад в искусство Первой премией музея костюмов Metropolitan за костюм RedQueen Elizabeth, Первой премией общества «Французское наследие» (костюм Silver Elizabeth I), Золотой медалью искусств и наук Фонда Альберта Швейцера в Вене. Образовательная система Бразилии включила работы скульптора в школьные учебники.
После успешных выставок Никоса Флороса в России, прошедших под эгидой Департамента культуры Правительства Москвы и Министерства культуры Греции, скульптор получил приглашение от Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» в Санкт-Петербурге и Министерства культуры Греции представить две уникальные работы в этом величественном православном храме.
Это предложение явилось для скульптора настоящим вызовом, потому что его скульптуры должны были выразить уважение и трепет не только перед Эль Греко, но и перед именем Иисуса Христа.
Быть представленным в залах такого музея как Исаакиевский собор – огромная честь для скульптора, тем более что это первая в истории выставка греческого автора в данном соборе, являющемся одним из самых важных религиозных музеев России и крупнейших исторических государственных музеев-памятников, который посещает огромное количество туристов.
Мараи Георгус,
историк искусств
Master I & II SORBONNE-Paris IV, по теме «История искусств»
Образование в Лувре по гравюре и музееведению
Доктор наук по истории искусств
Член Греческой организации истории искусств
Пожар во дворце
Страшное несчастье случилось в 1837 году, когда из-за неисправности печной трубы во дворце начался пожар. Усилиями двух рот пожарных пытались купировать огонь внутри, закладывая дверные и оконные проемы кирпичами, однако на протяжении тридцати часов остановить злые языки пламени так и не удалось. Когда пожар закончился, от прежнего здания остались только своды, стены и орнаменты первого этажа – огонь уничтожил все.
Работы по восстановлению начались сразу же и были закончены только через три года. Так как с первой постройки чертежи практически не сохранились, реставраторам пришлось экспериментировать и придавать ему новый стиль. Как итог, появилась так называемая «седьмая версия» дворца в бело-зеленых тонах, с многочисленными колонами и позолотой.
С новым обликом дворца в его стены пришла цивилизация в виде электрификации. На втором этаже была построена электростанция, которая полностью обеспечивала потребности в электричестве и на протяжении пятнадцати лет она считалась самой большой во всей Европе.
Множество происшествий выпало на долю Зимнего дворца за время его существования: пожар, штурм и взятие 1917 года, покушение на жизнь Александра II, заседания Временного правительства, бомбардировки времен ВОВ.
Барокко
Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.
Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.
В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.
Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.
Петровское барокко
При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.
Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.
Елизаветинское барокко
Елизаветинское барокко также называют «расстрелиевским» — по имени главного архитектора этого недолгого, но яркого периода. Для него характерна большая пышность, богатая на изящные декоративные элементы как на фасаде, так и в интерьере, зачастую переходящая в рококо. Всего за двадцать лет в этом стиле были построены знаковые петербургские достопримечательности, значительно сформировавший облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский и Большой Петергофский дворец.
Уличный метод
По каждому объекту, которому требуется реконструкция, проводится историко-культурная экспертиза. Разрабатывается проект будущего облика здания и прилегающих территорий, который согласуется с властями города и профессиональной комиссией. Но практика показывает, что соблюдение всех формальных требований не спасает девелоперов от судебных разбирательств, которые являются также одной из причин затягивания процесса реконструкции исторических зданий в Петербурге.
«Застройщики не хотят идти в центр, потому что сталкиваются постоянными скандалами. По документам всё можно, но общественники считают, что нельзя. Опаснее всего для бизнеса, когда власти останавливают работу с объектом из-за обращений граждан», — заявил президент группы RBI Эдуард Тиктинский.
Как рассказала генеральный директор «Городъ» Татьяна Новицкая, на полтора года из-за судебных разбирательств была затянута реконструкция дворца Нарышкиных-Шуваловых (Шуваловский дворец) на набережной Фонтанки, который занимает Музей Фаберже. Несмотря на то, что проектная документация прошла все согласования, девелопер не мог вести работу на объекте. Эксперты отмечают, что подобные истории сильно влияют на инвестиционный климат в городе, а в результате и на архитектурный облик Петербурга.
Пока что предотвратить подачу исков даже после прохождения согласования проектов не удается. Не исключается, что компании, которые уже согласовали строительство новых объектов или реконструкцию исторической застройки, с подобными сложностями столкнутся и в будущем, предположил руководитель Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Андрей Ермаков.
Показательна в этом отношении история с памятниками Охтинского мыса. Споры с градозащитниками о границах объектов культурного наследия на этом участке дошли до Верховного суда, несмотря на поддержку историко-культурной экспертизы профессиональными археологами.
«Профессиональное обсуждение этого документа состоялось. Его обсудили в институте археологии РАН. Куда уж более профессиональный орган для обсуждения археологических вопросов!», — отметил глава КГИОП Сергей Макаров. Его поддерживает Татьяна Новицкая.
«Эта экспертиза была обсуждена на археологическом совете при ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест). Там профессиональные археологи рассматривали её и обсуждали. Там очень много профессиональных вещей, связанных именно с археологией. Может быть, мы всё же позволим профессиональному археологическому сообществу принимать решения, что охраняется, что не охраняется?», — предлагает гендиректор компании «Городъ».
Все участники дискуссии согласились с выводом, что история с археологическими памятниками на Охтинском мысе прошла долгий путь и после решения Верховного суда РФ она завершена.
«На сегодняшний момент решение принято, и оно окончательное . Точка поставлена, и одним проблемным пятном будет меньше», — подытожил дискуссию Андрей Ермаков, руководитель Управления Министерства культуры РФ по СЗФО.
Здание Академии художеств
Здание Академии художеств
Адрес: Университетская набережная, 17
Здание Академии художеств — одно из самых выдающихся произведений русского зодчества XVIII века, глубокое по замыслу и по оригинальности планового решения
В архитектурном пейзаже Университетской набережной ему принадлежит очень важное место. Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы — с Английской набережной
Построенное в 1764–1788 годах, оно является одним из первых в России сооружений, созданных в архитектурных формах раннего классицизма. В начале XVIII века участок на Васильевском острове между 3-й и 4-й линиями занимали дома петровских вельмож — Г. И. Головкина, В. Л. Долгорукова и А. Г. Долгорукова. После основания Академии эти дома были переданы в её пользование, а затем снесены для постройки нового здания по проекту, разработанному архитекторами А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Валлен-Деламотом.
Кунсткамера
1714 год – год основания музея Кунсткамера. Он стал первым бесплатным музеем в России.
Свои первые экспонаты Петр I купил, когда путешествовал по Европе, где и заинтересовался идеей основать кунсткамеру в России. Это были птицы, рыбы, насекомые и уродцы, хранящиеся заспиртованными в сосудах.
В 1704 году вышел царский указ, по которому всех родившихся и умерших детей-уродцев должны были доставлять в Москву на хранение. Сюда же отправлялись необычные животные, растения.
В 1714 году всю накопленную коллекцию из Москвы перевезли в Санкт-Петербург, и первый общественный музей открыл свои двери посетителям.
Буквально через пару лет музей так разросся, что новые экспонаты уже некуда было складывать. Было принято решение о переносе музея в дом вельможи Александра Кикина.
Очень часто Петр I сам лично проводил экскурсии для своих гостей, рассказывая о каждом экспонате подробно.
В 1747 году случился сильный пожар, сгорело огромное число экспонатов, на пополнение коллекции ушло 20 лет.
К 1830 году экспонатов накопилось такое количество, что их распределение заняло целых 7 лет.
Кунсткамера во время блокады и Великой Отечественной войны была закрыта и сохранена.
Сегодня Кунсткамера имеет название «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».
Объекты Петропавловской крепости и другие
Музею истории Ленинграда в 1954 году передали ряд объектов Петропавловской крепости. В них разместилась большая часть фондов. Значительное расширение получили прежние фонды, также были созданы новые. Для сравнения: в конце 1930-х фонды насчитывали 121 356 единиц хранения, сейчас в них хранится более 1,3 миллиона экспонатов.
Филиалами музея стали Исаакиевский собор в 1963 году, через 2 года Шлиссельбургская крепость Орешек, Смольный собор и Пантелеймоновская церковь в 1974-м. В Инженерном доме Петропавловской крепости в 1971 году состоялось открытие экспозиции «Архитектура Петербурга XVIII — начала XX веков».
В Иоанновском равелине в 1973 году была открыта мемориальная экспозиция «Музей газодинамической лаборатории. К истории советского ракетостроения» (с 1999 года — Музей космонавтики и ракетной техники имени Валентина Петровича Глушко). В Комендантском доме в 1975-м открылась экспозиция «История Петербурга-Петрограда. 1703—1917».
В том же 1975 году в музейный комплекс вошёл Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. В 1976—1986 годах филиалами Музея истории Ленинграда стали краеведческие музеи, расположенные в таких городах, как Пушкин, Ломоносов и Зеленогорск. В 1983 году музею передали экспозицию «Владимир Ильич Ленин и газета «Правда» (ныне — Музей печати).
Доходный дом Ш.З. Иоффа
Наверняка вы помните высокую башню с куполообразной крышей на легендарных пяти углах: знаменитый дом с башенкой, выполненный в стиле неоклассицизм, — это и есть доходный дом купца Иоффа. На данный момент облик Петербурга нельзя представить без него, но свой окончательный утончённый вид строение приобрело лишь в прошлом веке. Это великолепное здание было построено по проекту Александра Лишневского в 1913 году. В XIX веке на месте доходного дома было поместье купцов Лапиных, а позже его владельцем стал Ш.З. Иофф, который приобрёл помещение в деловых целях. В этом доме располагалось шесть квартир, в одной из которых проживал сам владелец. Первый и второй этажи, предназначенные для торговых залов, перерастают в следующие, более утончённые и причудливые. Верхние этажи украшены венецианскими окнами, карнизами, кариатидами. В этом доме жили такие известные люди как Н.А. Некрасов, Лидия Чуковская, учёный Матвей Бронштейн, а частой гостьей Лидии Чуковской была сама Анна Ахматова. Кроме того, дом Иоффа прославился тем, что на втором этаже раньше располагался крупнейший для начала XX века кинотеатр. В настоящее время в здании расположены отели, рестораны и магазины.
Адрес: Улица Рубинштейна, 40/11.
Источник фото: fiesta.city.ru
Советский модернизм
Советский модернизм является логическим продолжением конструктивизма и также часто использует, например, ленточное остекление и цилиндрические формы. Но обычно проекты соцмодернизма более смелые и новаторские — с грубыми формами, зачастую переходящими в брутализм (гостиница «Русь») и использованием новейших на тот момент технологий (СКК).
Чаще в соцмодернизме строились административные учреждения, спортивные стадионы, промышленные предприятия и жилые дома. Самые яркие проекты второй половины XX века, которые часто вызывают полярные чувства у жителей, относятся как раз к этому стилю (БКЗ, дома на Смоленской набережной).
Подробнее: Социалистический модернизм
Петропавловская крепость
Крепость, ставшая первым строением будущей столицы и сегодня известная как Петропавловская, получила свое название от церкви, находящейся на ее территории. Сегодня это исторический центр Санкт-Петербурга, который петербуржцы ласково называют «Петропавловка» и привычно ожидают с ее стен полуденного выстрела из пушки.
В состав крепости входят такие архитектурные памятники, как Комендантский и Инженерный дом, Казначейство и Петропавловский собор. Уже в начале 18 века бастион стал тюрьмой для политических преступников, а одним из первых узников стал сын царя Петра I царевич Алексей.
Постепенно каменные стены начали ветшать, поэтому было принято «одеть» Неву и стены бастиона в гранит. Именно так выглядит сегодня Петропавловская крепость, ставшая самым большим в России музеем истории.
Как попасть внутрь Зимнего дворца
Искать Зимний дворец долго не придётся: он находится в сердце города, на Дворцовой площади. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билеты в Эрмитаж, коллекция которого выставляется во дворце уже больше ста лет.
Если всё-таки боишься пройти мимо, рассмотри Зимний дворец на фото.
Пока что билеты можно купить только онлайн, но на ближайший месяц всё уже распродано.
Сейчас в связи с эпидемиологической обстановкой билеты в Эрмитаж можно купить только онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. При этом все билеты на ближайший месяц уже раскуплены, а новые надо караулить. Тем не менее, надеемся, что такой режим долго не продлится и скоро мы снова сможем посещать любимый музей когда захочется, а в первый четверг месяца ещё и бесплатно.
Неовизантийский стиль
Невизантийский — или псевдовизантийский — стиль был не так популярен в Петербурге, однако оставил несколько выдающихся примеров. В первую очередь это Морской собор Николая Чудотворца в Кронштадте, богато украшенный как снаружи, так и изнутри. Также следует отметить церковь Милующей иконы Божией Матери на Васильевском острове, Иоанновский монастырь на Карповке и Казанскую церковь Новодевичьего монастыря. Один из самых ярких примеров не сохранился — это Греческая церковь, снесённая в середине XX века.
За основу стиля был взят собор Святой Софии в Константинополе/Стамбуле и другие элементы средневековой византийской архитектуры. В России он получил особую интерпретацию, смешавшись с традициями русского зодчества. При этом сохраняются главные черты: низкие купола, где главный купол больше других, единый церковный зал, широкое использование мозаики в декоре.