Здания эпохи классицизма в Санкт-Петербурге
Несомненно, эпоха классицизма наложила огромный отпечаток на архитектуру Северной столицы. И по сей день в городе осталось множество прекрасных зданий того периода, каждое из которых имеет впечатляющую историю.
Каменноостровский дворец
Был построен в период между 1776 и 1781 годами. Автор шикарного творения неизвестен, однако строительство велось под контролем архитектора Фельтена. Архитектурное решение дворца – богатая загородная усадьба второй половины XVIII века. Здание — один из выдающихся памятников легендарного стиля.
Особняк Лаваль
В начале XIX века здание после долгих пертурбаций перешло во владение графини А. Г. Лаваль. По ее приказу архитектор Тома де Томон полностью реставрировал особняк, придав ему внешней монументальности. Не менее удачно и интерьерное решение особняка: суровое и лаконичное оформление вестибюля с дорическими колоннами, богатая и вычурная обработка парадной лестницы, большой зал, украшенный колоннами и зеркальным сводом.
Важен особняк Лаваль и с исторической точки зрения. Именно в нем собирались декабристы перед восстанием зимой 1825 года.
Мраморный дворец
Построен по проекту известного итальянца Антонио Ринальди. Он был возведен персонально для Григория Орлова – фаворита Екатерины II. Строгая внешность здания — коронный признак раннего классицизма. В 1937 году во дворце разместился музей Ленина. В 90-е годы минувшего века стал филиалом Русского музея. Мраморный дворец — жемчужина петербургской архитектуры, один из самых ценных ее элементов.
Таврический дворец
Был построен для Григория Потемкина – еще одного фаворита Екатерины II. Являлся самой большой и богатой усадьбой в Петербурге конца XVIII века. Дворец прост снаружи, что отвечает принципам строгого классицизма, а вот внутреннее убранство поражает воображение и полностью противопоставляется внешнему облику.
Здание Старого Эрмитажа
Исторический памятник принадлежит рукам архитектора Фельтена, который построил здание «в линию с Эрмитажем». Для этого он применил фундамент и стенки старых построек, которые стояли здесь многие годы. В XIX веке это строение стали именовать Старый Эрмитаж, оно превратилось в место хранения предметов искусства, которые ныне содержатся в Государственном Эрмитаже.
Старый Эрмитаж благополучно пережил перестройку и получил название «запасной половины» Зимнего дворца.
Таврический сад
Прямо за Таврическим дворцом на обширной территории раскинулся один из самых живописных петербургских общедоступных парков – Таврический сад (ул. Таврическая, 8).
Над обустройством этого сада в конце XVII в. трудился знаменитый садовый мастер Уильям Гульд, создавший здесь неповторимый мир искусственных прудов и горок, фонтанов и мостиков. Дом садовника Гульда до сих пор стоит на Потёмкинской улице (дом 2). Здание построено в 1793 г. по указу Екатерины II архитектором Ф.И. Волковым.
На живописном холме у пруда 10 ноября 1962 г. торжественно открыт монумент пионерам-героям. Это был первый подобный памятник в нашем городе. Красивая белая стела высотой около 5 метров из каранчеевского песчаника работы скульпторов В.С. Новикова и И.Н. Костюхина изображает полуразрушенную стену. В монолите вырублен горельеф «Группа юных бойцов со знаменем» из четырёх фигур пионеров. Памятник напоминает нам о подвиге юных горожан в годы Великой Отечественной войны.
В октябре 1995 г. в саду открыли памятник известному русскому поэту Сергею Есенину работы мастера А.С. Чаркина. Скульптура из белого карельского мрамора установлена к 100-летию со дня рождения поэта. Недалеко от памятника Есенину, ближе к ограде Таврического сада, стоит памятник П.И. Чайковскому. Бюст композитора установлен здесь к 150-летнему юбилею в 1990 г. Автором памятника выступил скульптор Б.А. Пленкин.
Ранний классицизм в архитектуре Петербурга
Этот период начался примерно в 1760 году и завершился спустя приблизительно 20 лет. Это время нередко именуют эпохой «просвещенного абсолютизма» из-за весьма спорных способов правления Екатерины Великой. Внешне архитектурный классицизм выделялся на общем фоне применением античных орденов, также стилю была присуща монументальность конструкций.
В число первых построек данного периода в Петербурге вошел дворец графа Разумовского. Он был создан в период с 1762 по 1766 года. Авторы — А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот. В проекте использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы. Тем не менее, при взгляде на фасад еще можно заметить черты барокко, не желавшего уходить в историю.
дворец графа Разумовского
Валлен-Деламот возвел также Северный павильон и Висячий сад Малого Эрмитажа, откуда и пошел знаменитый музей. Участником строительства Малого Эрмитажа был и Юрий Фельтен. Несколько рукотворных творений принадлежат гению Антонио Ринальди. Среди них монументальный Мраморный дворец и складской комплекс Тучков буян.
Фотогалерея пешеходного маршрута #17
Новогодний проспект Чернышевского Хлебозавод Арнаут (слева), Управление протопресвитера армии и флота
Фурштатская улица
Главное управление и Штаб отдельного корпуса жандармов Фурштатская улица зимней ночью Особняк статского советника Н.С.Петелина (слева), следующее здание — Община сестер милосердия во имя Христа Спасителя Доходный дом купцов Кононовых Фурштатская улица летом Дворик на Фурштатской, 50 Доходный дом А.В.Малова Дворец бракосочетания №2 (особняк К.А.Варгунина) Доходный дом И.Я.Мюргеда (в центре), доходный дом С.Н.Герке (правее) Дворик на Фурштатской улице Дворец Малютка (особняк Н.В.Спиридонова) Фурштатская улица Доходный дом Н.В.Спиридонова Дом Боткиных на перекрёстке Фурштатской и Потёмкинской
Императорский выставочный зал Ленинград Центр Ленинград Центр ночью Доходный дом графини Н.В.Толстой (розовый) Каток в Таврическом саду Экономический факультет СПбГУ (особняк А.С.Дубасовой) Улица Чайковского Казармы Кавалергардского полка Дом В.Гульда
Захарьевская улица
Доходный дом К.А.Шрейбера на Захарьевской Три грации дома Шрейбера Захарьевская улица Военный инженерно-технический институт Особняк Нейдгарта Доходный дом Н.М.Нельговской
Воскресенская набережная
Памятник кораблю «Полтава» на Воскресенской набережной Музей кофе Памятник жертвам политических репрессий Кресты Памятник Анне Ахматовой
Шпалерная улица
Пальмовая оранжерея Шпалерная улица Главная водопроводная станция Зенитки на Водоканале Центральная водопроводная станция Водоканала Санкт-Петербурга Труженикам «Водоканала», погибшим во время блокады Ленинграда Осколок снаряда, застрявший в циферблате часов Бронированная будка, в которой прятались работники водоканала во время бомбёжек Памятник Водовозу Музей «Вселенная воды» Таврический дворец Таврический дворец
Таврическая улица
Особняк А.С.Обольянинова Доходный дом А.С.Обольянинова на перекрёстке Таврической и Тверской Доходный дом И.И.Дернова на перекрёстке Таврической и Тверской Экономический факультет СПбГУ на Таврической Жилой дом начсостава ВМФ на Таврической
Таврический сад
Таврический сад Вид на Таврический дворец из Таврического сада Таврический сад Каналы Таврического сада Памятник пионерам-героям в Таврическом саду Остров в Таврическом саду Таврический сад Таврический сад зимой Музей Суворова
Кирочная улица
Церковь Елены Царицы при Медицинском университете имени Мечникова Кирочная улица Музей Суворова Фасад музея Суворова
Шпалерная улица
Памятник Ф.Э.Дзержинскому Жилой дом Памятник Ф.Э.Дзержинскому Кикины палаты Ленинградский научно-исследовательский радиотехнический институт Смольный собор Смольный собор
Это интересно: Что посмотреть в Санкт-Петербурге за 1 день? (видео)
Открытие Таврического сада для горожан
В 1815 году в Таврическом саду прошли испытания первого в России парохода «Елизавета», сконструированного путём установки на обыкновенной лодке парового двигателя. В 1822 году архитектором Людвигом Ивановичем Шарлеманем вдоль Таврической улицы была сооружена ограда с каменными воротами. Она отделила участок, примыкавший к апартаментам владельцев усадьбы. Этот пятачок называли «Государевым двориком».
На Большом пруду Таврического сада водилась стерлядь и плавали лебеди, близ него — по газонам бродили павлины. Сюда часто водили на прогулку иностранных гостей. Принц Персии — Хосров-Мирза в 1829 году подарил Таврическому саду морского тюленя, которого выпустили в Большой пруд. В 1861 году газета «Северная пчела» писала:
Таким образом, Таврический сад открыли для доступа общественности. В беседке «Адмиралтейство» купцами Сольвьёвым и Макаровым был открыт ресторан. В 1875 году вместо сгоревшей беседки построили двухэтажный павильон. Зимой в Таврическом саду петербуржцы катались на коньках и ледяных горах.
Оранжерея Таврического сада
Оранжерея исторически является частью Таврического садово-паркового ансамбля — царства лета, тропических цветов и величественных деревьев. Первая оранжерея в саду была спроектирована английским мастером садоводства Уильямом Гульдом по личному распоряжению императрицы Екатерины Великой и является одной из доминант дворцово-паркового ансамбля Таврического сада и памятником архитектуры регионального значения.
Раньше здесь была также Пальмовая оранжерея, но в конце 1920-х годов из-за сильного запустения была разобрана и перевезена в Ботанический сад. Вместо неё в 1935 году была обустроена новая оранжерея, привезённая из Царскосельского садоводства, которая работает по настоящее время в Таврическом саду.
Сегодня в оранжерее Таврического сада можно отдохнуть от городской суеты и капризной петербургской погоды, провести необычное романтическое свидание и фотосессию среди тропической зелени, а также посетить выставки, концерты, мастер-классы и творческие вечера. На втором этаже работает уютное кафе «Orangery» c видом на пространство оранжереи. Здесь же можно выпить кофе, перекусить десертами и сытными пирогами.
Архитектурные шедевры Петербурга эпохи классицизма
Самые знаменитые здания в Санкт-Петербурге, которые построены в стиле классицизм.
Здание Главного Адмиралтейства
Говоря о шедеврах, на ум сразу же приходит здание Главного Адмиралтейства. Его считают одним из высочайших творений всей архитектуры русского классицизма. Адмиралтейство — это первая кораблестроительная верфь на Балтийском море в России, которая была заложена 5 ноября 1704 года по личному чертежу Петра I. Облик здания с течением времени претерпевал заметные изменения и определился лишь в конце первой четверти XIX столетия.
В годы Великой Отечественной войны здание существенно пострадало от обстрелов. Однако к окончанию военных действий архитектура этого шедевра была восстановлена.
Казанский собор
Был построен и освящен в 1811 году в честь иконы Казанской Божьей Матери. Строительство велось 10 лет, приказ о начале работ отдал император Павел I. Здание оказалось крайне самобытным, хотя и напоминало некоторыми чертами собор Святого Петра в Риме.
В 1813 году в нем был погребен великий полководец Михаил Кутузов.
Александринский театр
Входит в архитектурный ансамбль площади Островского. Построен по проекту К. И. Росси в 1828-1832 годах. В здании размещен Российский государственный академический театр драмы им. Пушкина.
Исаакиевский собор
Это последнее значимое сооружение эпохи русского классицизма. Его грандиозность подчеркивается внушительными размерами: более 100 метров в высоту и более 110 в длину. Исаакиевский собор — второе после Под завалами дома в Магнитогорске сделана важная находка: власти обратились к пострадавшим строение периода русского классицизма, при внешней отделке которого применялись полированные гранитные колонны и мрамор.
В России классицизм в архитектуре начал прививаться в Петербурге при Екатерине II, а затем охватил Москву и другие города. Ему характерны простота и строгость черт, поэтому многие государственные и общественные здания исполнялись в этом стиле. Появившиеся великолепные строения стали символами России.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 3 141 times, 15 visits today)
Выставки и экскурсионные программы для школьников
Гости резиденции могут ознакомиться с постоянными экспозициями, в ходе которых узнают историю сооружения и его обитателей, особенности возникновения парламента и другие интересные факты:
- «Первый день Государственной Думы (27 апреля 1906 года)»
- «Парламентаризм: история и современность»
- «В Думе»
- «Думский зал Таврического дворца»
- «Таврический дворец вчера и сегодня»
- «Таврический дворец в 1917 году»
- «Тема Государственной думы на страницах газет и журналов»
- «Воспоминание о Таврическом дворце…»
Для школьников организованы игровые экскурсии, в виде деловых игр и квестов:
- «Дума в „зеркале“ прессы»
- «Заседание Государственной думы»
- «Об отмене военно-полевых судов»
- «Сад Таврический прекрасный!»
- «Легенды Таврической усадьбы»
- «Первый день Государственной думы»
- «Поиск пропавшей шкатулки»
История создания дворца
За всю историю существования, Зимний дворец претерпевал 5 различных перестроек. Сегодня мы можем увидеть последний вариант этого шедевра зодчества. А первым вариантом здания был, построенный Петром Великим, деревянный дом, где он жил со своей семьей. В 1711 году здание на месте деревянного терема был возведен большой каменный дом и закончилось строительствоперед самым венчанием Петра I с будущей императрицей Екатериной.
В 1716 г. Петр Великий решает перестроить и расширить дворец, так появился 2й вариант здания. А в 1720 г., императорская чета покидает летнюю резиденцию навсегда и переезжает жить вЗимний дворец. Здесь же и провел свои последний дни жизни император.
Третий вариант Зимнего дворца появился, благодаря восхождению на престол императрицы Анны Иоанновны. Она же вернула столицу в Петербург, статус которой Петр II бесцеремонно отобрал угорода. Царская особа решает жить в Зимнем дворце, но только после перестройки под ее личные вкусы. И в 1731 г. она решает начать строительство нового дворца и поручает эту задачуархитектору Трезини, которого вскоре сменила на Растрелли. Именно последнему удалось угодить императрице и создать роскошные палаты, пышущие роскошью.
По проекту архитектора был построен большой придворный театр. Фасад самого дворца не претерпел изменений, только была переделана крыша дворца, которая соединила основное здание спристроенными покоями императрицы. Теперь все сооружение насчитывало приблизительно 70 залов, 100 спален и массу караульных, служебных и подсобных помещений. Перестройказакончилась в 1735 г., и более 20-ти лет служило главной царской резиденцией.
После смерти царицы Анны Иоанновны, власть в свои руки берет дочь Петра Великого Елизавета. Она жаждала еще большего шика и богатого убранства резиденции и по ее указу отделяюткомнаты, расположенные в южной части Световой галереи. Перестроить Зимний дворец на свой манер императрица поручает Растрелли, который начинает строительство новых зданий в гармониис уже существующими. Однако, через год после начала работ, Елизавета Петровна захотела сделать Зимний дворец выше и архитектор советует перенести весь комплекс на другое место. Такойсовет был отклонен и в 1754 г. издается указ о начале строительства на месте прежнего дворца, который был разобран к тому времени.
Не желая покидать столицу, Растрелли возводит новый Зимний дворец в 1755 г. для императрицы, который считается 4-м вариантом. Это была временная резиденция, пока строился новыйроскошный Зимний дворец для дочери Петра I, который ей так и не удалось увидеть, и в 1762 г. его разобрали до основания
Петр III продолжает строительство и уделяет огромное вниманиевнутренней отделке. Первый этаж был похож на кружево от большого количества арок, а галереи, занимающий центральную часть, представляли собой светлые и просторные помещения
По обестороны от галерей были отведены всевозможные служебные и складские помещения.
Главные залы разместились в угловых зонах здания и 2-х анфиладах. Петр III особо выделял отделку Тронного зала в стиле барокко, который остался на прежнем месте, но вырос в размерах. Кслову сказать, все жилые комнаты были выполнены в роскошном, поражающем воображение, стиле русского барокко. Множество огромных зеркал в золоченых витых рамах, окна на всю стенупридавали Зимнему дворцу ощущение бесконечного пространства и особого богатого убранства. Свои покои Петр III расположил около дворцовой площади, а комнаты своей фаворитки обустроил ваккурат под своими, на первом этаже. А вот собственную жену поселил ближе к Адмиралтейству. Весь комплекс теперь насчитывал более 1500 комнат и имел более 2-х километров периметра.
После убийства Петр III, на престол взошла Екатерина II и именно при ее правлении было окончено строительство Зимнего дворца. Однако, и она внесла свои коррективы в постройку и приказаласделать дворец еще больше и просторнее за счет пристройки нового здания, именуемого Малый Эрмитаж. Императрица решает разместить в нем коллекцию произведений искусства, а немногопогодя дополнительно были достроены Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Немного позже был создан новый тронный зал, который в последствии назовут Георгиевским залом.
В 1826 создается Военная галерея, приуроченная войне 1812 г., а уже в 19-м веке возводится новое здание, которое знакомо нам как Эрмитаж. С 1852 г. музей открывает двери для посетителей.
Залы и вестибюль
«Простой» Таврический дворец создавал все условия для пышной жизни. Очень богато его внутреннее оформление.
Отделка помещений и меблировка – все в полной мере соответствует изысканности и богатству быта Потемкина.
При входе – двойная колоннада главного портика. Три входа ведут в просторный вестибюль. Главный из них выделялся величественными яшмовыми и гранитными столпами Триумфальных врат.
Купольный зал
Ворота располагаются в Купольном зале, который украшают оригинальные колонны, фаянсовые печи, декорированные глазурью и золотом
Этот пышно оформленный зал подготавливает к восприятию великолепного колоссальных размеров Екатерининского зала и Зимнего сада.
Большая галерея (Екатерининский зал)
Екатерининский зал – центральное помещение всего Таврического дворца. В его устройство зодчий внес элементы античной архитектуры – монументальность, строгость и изящество пропорций. При этом он сумел вдохнуть в строгие формы жизненную человеческую теплоту.
Это огромное помещение, во время торжеств и праздников оно может вместить до 5 тысяч человек. Длина зала 74,5 метра, ширина 14, 9 метра.
Богато расписан потолок. Для его подпора здесь поставили 6 покрытых лубками деревьев в виде кокосовых пальм с выкрашенными в зеленый цвет жестяными листьями.
Камины, фигурные печи, причудливая роспись плафонов и стен создают неповторимый колорит огромного зала.
Двойная ажурная колоннада отделяет его от Зимнего сада. Это создает иллюзию бесконечности дворцовых покоев. В самом центре на постаменте возвышается статуя Екатерины II работы русского скульптора Ф.И. Шубина.
Зимний сад
Все убранство сада призвано напомнить о величии и красоте окружающего мира. Разнообразные сельские пейзажи на стенах сада усиливали впечатление безграничных далей.
За множеством зеркал одинаковой величины были скрыты печи, обеспечивающие живительным теплом пространство сада.
В сочной высокой траве виднелись большие стеклянные шары, наполненные водой. В них плавали золотые и серебряные рыбки. Редкие экзотические растения пленяли взор.
Просторные долины с виднеющимися холмами, искусственные тихие водоемы, многочисленные широкие аллеи напоминали о величии природы.
Другие парадные помещения
К парадным помещениям Таврического дворца относятся:
- Картинная галерея.
- Гобеленовая гостиная.
- Китайский зал.
- Диванная.
В Белом купольном зале, в помещении с прекрасной акустикой, при Потемкине был установлен орган.
В феврале 2010 года органная фирма Барселоны по заказу изготовила и установила в Белом купольном зале Таврического дворца большой орган.
Инструмент высотой 6 метров и шириной 5 метров имеет 23 регистра. Он подходит для исполнения как старинной французской и немецкой музыки, так и органной музыки современных авторов.
Архитектурные особенности Таврического дворца
Архитектор построил дворец в новом для Петербурга стиле – классицизме.
Эталон русской дворцовой усадьбы
В основе здания – четыре помещения. Это Купольный зал, Большая галерея (Екатерининский зал), вестибюль и Зимний сад. По размерам здание площадью 65700 квадратных метров являлось в то время одним из самых крупных в Европе.
В основу проекта Старов положил традиционную усадебную схему – главный корпус и крылья, соединенные галереями. Они охватывают большой парадный двор.
После окончания строительства архитектора осаждали многочисленные желающие заказать ему проект своего дома. Всех поражала и привлекала простота и удобство постройки.
Простота и оригинальность внешнего вида
Снаружи дворец выглядел совсем просто: нет ни наличников на окнах, ни скульптуры на самом здании. Это придавало строгий, классический, почти аскетический облик, лишенный излишних украшений.
Архитектурный ансамбль Таврического дворца состоит из основного, центрального 12-метрового двухэтажного корпуса с шестиколонным портиком. Его венчает барабан с плоским куполом.
Два боковых флигеля придают зданию П-образную форму. Фасад корпуса растянут в длину на 260 метров. Гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами.
С боковых сторон к зданию Таврического дворца подходят одноэтажные, более скромные галереи, которые объединяют дом с флигелями, увенчанными купольными башнями. Здесь располагались небольшие гостиные, танцевальные комнаты, концертный зал.
В архитектурный комплекс Таврического дворца входит дом садового мастера В. Гульда, который в 1800 году заложил Таврический сад.
Преддворцовая панорама
Панорама первоначально открывалась со стороны Невы. Перед дворцом – цветочный партер и круглая гавань, соединенная каналом с Невой. На берегу гавани находилась гранитная пристань, где стояли суда потемкинской прогулочной флотилии.
Позади здания – Таврический сад. На его территории располагаются невысокие холмы, небольшие искусственные водоемы, проточные каналы, деревянные мостики, большие цветочные клумбы, оранжереи, теплицы для экзотических растений.
Как добраться
Таврический дворец находится по адресу: улица Шпалерная, 47. Располагается он в Таврическом саду, рядом с которым находятся и другие достопримечательности Санкт-Петербурга — Музей А. В. Суворова, Музей Оловянного солдатика, Оранжерея и Музей Вселенная воды.
Добраться до дворца не сложно, станция метро «Чернышевская» находится в 17 минутах ходьбы.
Схема метро Санкт-Петербурга
На перекрестке находится остановка общественного транспорта «Шпалерная (ул. Таврическая)», где ходят автобусы № 46, 54, 136; и маршрутка № 76.
Из центра Северной столицы можно доехать до дворца на машине примерно за 10 минут.
Для поездки можно заказать такси через мобильные приложения Яндекс.Такси, Таксовичкоф, Везет, Конкорд, Maxim, Gett, Uber.
Таврический дворец: видео
Поздний классицизм в петербургской архитектуре
Данный период в архитектурном развитии Петербурга еще называют «Александровским». Колоссальное влияние на архитектуру Северной столицы тогда оказали мастера из Западной Европы, которых лично приглашал Александр I. Для позднего классицизма характерна монументальность и пафосность образов, присущи строгие линии и простота композиции.
Одно из первых зданий позднего классицизма в Петербурге – Горный институт Екатерины. Однако самым известным строением времен позднего классицизма стал Казанский собор. Его постройку задумал еще император Павел, предлагавший «слепить» здание по образу Собора Святого Петра в Ватикане. Однако итоговый результат был лишь отдаленно похож на тот прототип.
Горный институт Екатерины
Во времена позднего классицизма было возведено обновленное здание Большого театра, дом графини А. Г. Лаваль и целый комплекс Васильевского острова. Здание Смольного института также было создано в эти годы.
История
Таврический дворец был построен в последней четверти 18-го века по личному приказу Екатерины Великой в качестве ее подарка светлейшему князю Потемкину. Однако сам Потемкин не жил здесь постоянно, большую часть времени находясь в Новороссии. Проектировал здание зодчий Иван Старов.
«Таврический сад 18 века», картина Бенджамина Паттерсона
Когда князь скончался, поместье разграбил Гарновский, работавший на него вместе с Грибовским (тот служил у Зубова). Они вывезли отсюда все: от мебели и статуй до строительных материалов. Наследникам Потемкина при помощи полиции удалось остановить их. Лишь при Павле I грабителей предали суду, все имущество из дворца перенесли в Михайловский замок, а в здании организовали казармы Конногвардейского полка.
После наказания грабителей Таврического дворца и возвращения награбленного, в его здании были созданы казармы Конногвардейского полка
После смерти Павла архитекторы Росси и Стасов восстановили изначальное внутреннее убранство, и дворец стал императорской резиденцией. Весь 19-й век у здания не было конкретного назначения, время от времени здесь останавливались разные члены императорской семьи и другие влиятельные лица.
Государственная дума Российской империи, винтажное фото
В первое десятилетие 20-го века здание слегка модифицировали, чтобы разместить в нем Государственную думу. В годы Февральской революции здесь работал Временный комитет и позднее Временное правительство. В советские времена в этом месте проводили съезды Советов, а затем перестроили помещение под Ленинградскую высшую партийную школу.
В помещениях дворца часто проводились партийный съезды и выступления значимых государственных лиц
Сейчас здание занимает Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ, иногда проводятся заседания Государственной думы. С 2010 года здесь идут концерты, объединенные в проект «Потемкинские вечера».
В наше время в Таврическом дворце проводятся различные встречи. Здесь собираются политики, влиятельные и успешные люди, а также проводятся Рождественские вечера
Как появилось название
Главнокомандующий русско-турецких войск, руководитель при создании Черноморского флота, основатель городов Херсона, Николаева, Севастополя, он был первым владельцем Таврического дворца.
В 1783 году после присоединения к России древней Тавриды (Крыма) Потемкин получил титул «светлейшего князя Таврического».
Шикарный дворец Екатерина II подарила всесильному фавориту за взятие турецкой крепости Исмаил. Первоначально он назывался Конногвардейским домом по наименованию слободы, в которой когда-то служил Потемкин.
Сам Потемкин жил здесь наездами, потому что должность генерал-губернатора Азова, Архангельской губернии не позволяла задерживаться на долгое время.
Свое современное название Таврический дворец получил после смерти Потемкина по распоряжению Екатерины II, желавшей увековечить память о присоединении Тавриды к России.
Это интересно: Прогулка по Петропавловской крепости
История строительства, реконструкции и использования
Величественный дворец построил для князя архитектор Иван Егорович Старов, однокурсник Потемкина по гимназии Московского университета. Дворец возведен на Шпалерной улице на левом берегу Невы. На его постройку и отделку потрачено 400 000 рублей золотом.
Зодчий построил не просто дом, а уникальную загородную виллу, не имевшую себе равных как по смелому архитектурному решению, так и по богатству внутреннего оформления. Строительство велось в период 1783-1789 годы, хотя внутренняя отделка продолжалась еще несколько лет.
После смерти Потемкина архитектор Федор Волков отреставрировал его по своему проекту. На месте Большого зала возвели церковь, к главному входу пристроили портик – крытую галерею, перекрытие которой опирается на колонны.
Екатерина II стала часто проводить здесь время. По ее высочайшему разрешению здесь жил полководец А. Суворов, затем – историк Николай Карамзин, проведший в нем последние годы жизни.
Концертный холл новый архитектор превратил в театр, у входа к которому был прорыт канал, соединяющий с Невой, чтобы к Таврическому могли подплыть небольшие суда. При Павле I здесь устроили манеж и казармы.
В начале 20 века дворец передали Государственной Думе. После Октябрьской революции в нем размещалось Временное правительство. Впоследствии обосновался Петроградский Совет рабочих депутатов. До 1990 года – Ленинградская Высшая партийная школа.
Сегодня дворец – штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи стран-участниц СНГ. В нем заседает Совет Законодателей – особый совещательный орган обеих палат Российского Парламента.
В наши дни Таврический дворец выполняет культурно-просветительную функцию. Здесь открыты временные и постоянные экспозиции. Проводятся интересные экскурсии, научные конференции. Регулярно проходят концерты органной и оркестровой музыки.
Таврический дворец
Таврический дворец в Санкт-Петербурге
Таврический дворец считается одним из лучших архитектурных памятников русского классицизма, был подарен Екатериной II своему фавориту – князю Григорию Потемкину, с именем которого были связаны многие начинания и события, прославившие екатерининскую эпоху. Он был участником, а потом и главнокомандующим в Русско-турецких войнах, руководил созданием Черноморского флота, основанием городов Херсона, Николаева, Севастополя, Новороссийска (Екатеринослава). После присоединения Крыма (тогда он назывался Тавридой) к России в 1783 г. Потемкин получил титул «светлейшего князя Таврического». Поэтому и строившийся дворец стал называться Таврическим.
Общая информация
Построил дворец, предназначенный в дар Потемкину, замечательный русский архитектор Иван Старое. Здание было возведено по классической схеме того времени: от его центрального фасада в разные стороны симметрично расходились два крыла. Зато отделка здания была не совсем обычной – кроме портиков с дорическими колоннами Таврический дворец украшал еще и огромный купол на крыше.
Величавая простота и даже суровость внешней архитектуры дворца контрастировала с великолепием его парадных залов. За главным вестибюлем находилась богато украшенная лепниной ротонда, объединенная широким проемом с Белоколонным залом, за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад. Парадные помещения (картинный зал, гобеленовая гостиная, диванная, китайский зал) частично сохранили до сих пор свою художественную отделку (полихромную роспись стен и плафонов, камины, фигурные печи). В этих залах князь Потемкин любил устраивать празднества в честь императрицы Екатерины и победы над турками.
У дворца был разбит прекрасный парк в английском пейзажном стиле, считавшийся одним из лучших в Петербурге (Таврический сад). Его украшала античная статуя Венеры, известная с того времени как Венера Таврическая (ныне находится в Государственном Эрмитаже). Сюда любила приезжать Екатерина II. В честь императрицы устраивались грандиозные праздники, а зимой – катания с ледяных гор. Искусственный пруд, каналы с мостами, холмистый рельеф местности, живописные группы деревьев и кустарников сохранились до наших дней.
Светлейший князь недолго пользовался этим подарком: через два года после завершения его строительства он умер, и дворец вернулся в казну. Спустя несколько лет император Павел велел вывезти оттуда все ценное убранство в Михайловский замок, а дворец отдал под казармы Конногвардейского полка. После смерти Павла дворец был реставрирован и стал одной из императорских резиденций. Его внутренняя отделка сильно изменилась, хотя и осталась столь же роскошной, как и при Потемкине.
Таврическому дворцу была отведена значительная роль в событиях русской истории XX в. В 1906 г. он был приспособлен для заседаний Государственной думы. До июля 1917 г. здесь проходили заседания Временного правительства, здесь возник Петроградский Совет рабочих депутатов, здесь неоднократно выступал Ленин. До перестройки в нем размещалась Ленинградская высшая партийная школа. Сейчас в Таврическом дворце проходят заседания Межпарламентской ассамблеи СНГ различные форумы, конференции и симпозиумы, так что войти внутрь неорганизованным туристам не получится – можно только осмотреть его снаружи и прогуляться по Таврическому саду.
Главный фасад этого дворца выходит на Шпалерную улицу (она так называется, потому что до середины XIX в. на ней находились мастерские придворной шпалерной мануфактуры). Чтобы добраться до него, нужно доехать на метро до станции «Чернышевская», свернуть направо и по проспекту Чернышевского выйти на Шпалерную. Адрес Таврического дворца – Шпалерная ул., 47.
Светлое настоящее Зимнего
Дворец получился поистине шедевральным. Крылья здания, обращенные к Адмиралтейству, образуют парадный вход. Фасад, выходящий на Неву, украшен белыми колоннами, составляющими два яруса, чтобы подчеркнуть высоту здания и придать массивному сооружению легкость. Расстояние между колоннами различно, этот прием создает игру света и тени. Наличники окон украшены элементами, присущими барокко.
Масштабы здания весьма впечатляют:
- высота — 23,5 метра;
- длина со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175;
- общее количество залов — 1050;
- окон — 1945;
- больших и малых лестниц — 117;
- дымовых труб — 329;
- крышу украшают 176 скульптур, которые чередуясь с вазами, оживляют строение.
Николай Первый издал указ, регулирующий высоту столичных жилых домов, которая не должна была превышать 11 саженей (23,47 метра). Хотя это не говорилось прямо, но каждый знал, что царь не желает, чтобы в столице появились дома, выше его резиденции.
Каждый император, восходивший на престол, вносил свои коррективы в облик Зимнего дворца или в его внутреннее убранство. При Николае Первом он стал поистине символом могущества Империи.