История дворца
Уникальное строение в стиле барокко расположено в самом центре Санкт-Петербурга. Его история началась в 1742 году, когда барон Сергей Строганов купил у портного Неймана недостроенный деревянный дом на Невском проспекте, вблизи Зеленого моста.
Изначально планировалось на месте старой деревянной постройки возвести большой каменный дом. Единственной проблемой стал очень маленький участок. Барон Строганов умолял своего соседа Шестакова – повара императора – продать ему свою часть земли вместе с домом, но тот наотрез отказывался. Не дождавшись положительного ответа, Строганов достроил купленный дом и прожил в нем более 10 лет.
По стечению обстоятельств, пожар на Невском уничтожил большинство построек, в том числе строгановский дом и постройки участка Шестакова. Тогда всего за 6 недель на месте сгоревших руин возвысился помпезный каменный дворец. Проектированием Строгановского дворца занялся придворный архитектор Франческо Растрелли. Посмотреть на архитектурный шедевр, состоявший из 50 комнат, приехала сама царица Елизавета Петровна.
Греческая комната
Греческая комната перестраивалась владельцами четыре раза, и в ней сохранилось несколько исторических слоев. Ради наглядности во время реставрации 2005–2007 годов была разрушена стенка между гостиной и темным коридором. История зала стала особенно заметна по рисунку паркета на полу, где можно видеть сразу три его вида.
Первоначально в этом пространстве была Проходная гостиная, интерьер которой выполнил Растрелли. Затем А.Н. Воронихин перестроил комнату в приемную Софьи Владимировны Строгановой. Паркет был уложен в виде ромбов с кругами. Позже интерьер обновил Карл Росси, и тогда появился паркет с эллипсами и восьмиугольниками.
В 1840-х годах Петр Садовников выполнил перестройку Греческой комнаты в стиле классицизма для Елизаветы Павловны Строгановой (в девичестве Салтыковой), дочери Строганова Павла Александровича и Софьи Владимировны. В оформлении использовался мрамор желтого цвета и барельефы в псевдогреческом стиле. Поэтому зал и назвали Греческим.
В 1860-х годах Гаральд Боссе сменил убранство, но не уничтожил прежний интерьер, а закрыл его тканью.
В Греческой комнате можно увидеть мраморный камин с гирляндами и амурчиками. На стене — портрет Сергея Григорьевича Строганова работы К.Е. Маковского. Бюсты Андрея Воронихина и его супруги Марии выполнил Алексей Воронихин, племянник архитектора.
Пройдя через Греческую комнату, можно попасть в Большой и Малый кабинет графини Софьи Владимировны Строгановой, супруги Павла Александровича.
Малый кабинет графини С.В. Строгановой
Малый кабинет графини С.В. Строгановой имеет и второе название — Малая библиотека. Он оформлен А.Н. Воронихиным в 1804–1805 годах, а позднее, в 1818 году, архитектором И. Ф. Колодиным.
Андрей Воронихин представил этот зал как миниатюрный античный храм с ложным углубленным цилиндрическим сводом с розетками и орнаментальной росписью «под лепку». Колодин выполнил новые коринфские колонны из искусственного мрамора и пилястры.
Под потолком сохранился интересный скульптурный барельеф, изображающий Ивана Грозного, поящего водою простого раненого воина во время осады Казани. Под барельефом, за колоннами — ваза, подаренная графу Строганову членами комиссии по строительству Казанского собора в память о завершении работ.
Здесь же можно видеть исполненный из мрамора Луи-Мари Гишаром скульптурный портрет А.А. Воронихина, старшего сына архитектора.
Вернувшись в Греческую комнату, можно пройти в Большую гостиную.
Русский музей в Строгановском дворце
В стенах Строгановского дворца можно видеть некоторые восстановленные помещения и залы дворца.
— экспозиция «Русский ампир. Декоративно-прикладное искусство времени царствования императора Александра I (1801–1825)» в которой представлены изделия из фарфора, посуда, вазы и т.д.;
Каннелированные колонны коринфского ордера, выполненные из искусственного мрамора, поддерживают своды, на которые опираются хоры второго яруса кабинета. Первый ярус декорирован четырьмя аллегорическими барельефами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Перспективная роспись купола помещения была исполнена в начале 19 века, предположительно П. Гонзаго.
Прочие интерьеры Строгановского дворца
Большой зал (или зал Растрелли), предназначавшийся для балов и концертов.
Главной достопримечательностью зала является большой плафон, занимающий всю поверхность потолка. Плафон был выполнен в 1750-е годы итальянским художником Джузеппе Валериани. В центре композиции плафона изображена богиня мудрости Минерва, поражающая пороки, справа от нее представлены аллегории искусств, которым покровительствовали Строгановы, слева — добродетели.
Парадная столовая (или Угловой зал) созданная в 1750-х годах Андреем Воронихиным на месте Зеркальной галереи.
В интерьере помещения использованы большие цельные зеркала, которые визуально расширяют комнату.
В восточном корпусе дворца находится Картинная галерея, считающаяся одним из лучших творений Андрея Воронихина и представляющая собой уникальный русский интерьер рубежа 18-19 веков.
Многочисленные картины, преимущественно западноевропейских мастеров, обрамленные золоченым багетом, занимают большую часть плоскости стен галереи.
Вдоль стен расположены шесть диванов и четырнадцать кресел, обитых зеленым шелком. Мебель была отреставрирована Русским музеем.
Малая гостиная дворца является подлинным примером творчества Воронихина. Интерьер гостиной имеет лишь незначительные позднейшие добавления.
Большая гостиная дворца была восстановлена реставраторами в соответствии с тем периодом, когда она была отделана — конец 1850-х годов. Предположительно Большую гостиную отделал архитектор М.А. Макаров.
В те же годы, что и создание Большой гостиной и, возможно, при участии того же архитектора, в северном корпусе дворца появились Большой и Малый кабинеты, а также связанная с ними Арабесковая гостиная, которая была необычный для середины 19 века и до настоящего времени экспонирует копии фресок учеников Рафаэля для так называемых «Лоджий Рафаэля».
Большой кабинет
Арабесковая гостиная
Обзор залов и помещений
Со временем интерьеры переделывали с требованием меняющейся моды и потребностями владельцев. Над внутренним убранством дворца работали 20 архитекторов, в том числе Растрелли, Воронихин, Садовников, Иван Колодин, Карл Росси.
Большой двусветный зал – для проведения балов и концертов. Зал площадью 128 квадратных метров с высоким потолком и хорами для оркестра, огромными зеркалами, украшенными лепным растительным орнаментом, кажется воздушным. Большие декорированные окна, расположенные в два яруса по пять в каждом, занимают стену.
Фигуры атлантов и кариатид поддерживают карниз, опоясывающий зал по периметру. Возле балконов – амуры с гирляндами белых цветов. Потолок покрывает живописный плафон «Триумф героя» площадью 125 квадратных метров. Выполнен итальянским художником Джузеппе Валериани на 13 отдельных холстах, обрамлен роскошной колоннадой с нишами и скульптурами. Стены оформлены лепкой по рисункам Растрелли. Убранство зала дополняет наборный паркет из экзотических пород дерева.
Парадная лестница украшена лепниной и железными вызолоченными перилами.
Картинная галерея создана скульптором Воронихиным. Помещение протяженностью 28 метров делится на три части – центральную и две лоджии, расположенные в начале и в конце галереи.
Центральная часть выделена колоннами из искусственного мрамора, на барельефах – аллегории Живописи и Скульптуры. Стены, обитые шелком, занимают картины, обрамленные золоченым багетом. Для удобства гостей расставлена дорогая резная мебель: 6 диванов и 14 кресел, обитых зеленым шелком. Украшает Галерею малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см.
Искусствовед и критик Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» строгановского дворца. Здесь знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов собирал 40 лет. Президент Академии художеств, он использовал коллекцию как учебный класс. По воскресеньям Галерея с картинами прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена, открывалась для любителей искусства Санкт-Петербурга.
Жемчужина парадного интерьера – Минералогический кабинет, который первоначально предназначался для экспонирования коллекции минералов, собранных Строгановыми, но затем их вытеснили книги. Поэтому Минералогический кабинет двухъярусный, в первом – огромное собрание книг, во втором – минералов.
Первый ярус декорирован в античном стиле барельефами четырех стихий: Земли, Воздуха, Огня и Воды. Потолок оформлен плафоном, пол – из редких видов дерева. Своды, на которые упирается второй ярус, поддерживают мраморные колонны.
Арабесковая гостиная украшена живописными панно с гротескными изображениями животного мира – копиями ватиканских фресок Рафаэля. Над входом в гостиную – копии изображений, украшавших виллу Цицерона.
Парадная столовая, небольшая по площади, выглядит просторно, благодаря огромным зеркалам, помещенным в простенки между полуколоннами.
Перестройки Строгановского дворца
Сергей Строганов прожил во дворце всего два года. После его кончины здание перешло его единственному сыну Александру, самому известному из рода Строгановых, коллекционеру и меценату. По словам поэта К. Батюшкова, граф Александр Сергеевич был «просвещенным покровителем и другом наук и художеств», «любезнейшим и добрейшим из людей».
В середине 1780-х годов А.С. Строганов начинает перестройку дворца.
Наибольший вклад в оформление залов внесли архитекторы Андрей Воронихин и Фёдор Демерцов. Среди их работ — зал Гюбера Робера, Минералогический кабинет, Картинная галерея, Парадная лестница, Малая гостиная и Парадная столовая.
В петербургских салонах ходили слухи, что бывший крепостной Андрей Воронихин — внебрачный сын Строганова, об этом говорили такие факты: воспитывался он во дворце, пользовался покровительством графа, вместе с его сыном Павлом совершал путешествия по России и Европе, получал архитектурные заказы и продвигался по службе.
В 1818 году несколько интерьеров здания в южном и западном корпусах были перестроены учеником Андрея Воронихина архитектором Иваном Колодиным.
В 1820 году оформление анфилады западного корпуса выполнено Карлом Росси. В 1842 году Петр Садовников создал южный корпус, фасады которого были «скопированы» с корпусов XVIII века. В барочном стиле был изменен и восточный корпус.
Так завершилось оформление фасадов Строгановского дворца.
Залы западного корпуса в очередной раз были перестроены в 1860-х годах, предположительно, архитектором Михаилом Макаровым. Особенно красиво он оформил Большую гостиную.
Единственный сохранившийся интерьер, созданный Растрелли, — Большой зал Строгановского дворца. Все остальные помещения были перестроены в более поздний период.
Дворец Строгановых был известен тем, что в его внутреннем дворе устраивались открытые обеды, где мог поесть любой прилично одетый человек. Отсюда и произошло слово «бефстроганов», означающее «мясо по-строгановски» (bœuf в переводе с французского означает «говядина»). Рассказывают, что некто более 20 лет приходил сюда на обеды, а когда однажды он не пришел, все заговорили о его смерти, хотя никто не мог вспомнить его имени.
К 1917 году все Строгановы выехали за границу, здание было национализировано, часть коллекций передали музеям страны, несколько экспонатов было продано за границу. В 1988 году дворец Строгановых стал филиалом Русского музея.
Начало научной реставрации музея относится к 1990 году. В следующие двадцать с лишним лет проводился ремонт коммуникаций, восстановлена отделка в залах дворца.
Одной из первых была оформлена Парадная столовая. После почти десяти лет реставрации зеркала и люстры, лепные десюдепорты, двери и паркет приобрели облик, задуманный архитектором.
В 2010–2012 годах была отреставрирована Картинная галерея, интерьер которой требовал больших усилий. Более ста лет назад А.Н. Бенуа назвал этот зал душой здания.
Большой кабинет графини С.В. Строгановой
Большой кабинет графини С.В. Строгановой больше похож на малую картинную галерею. Здесь экспонируются картины, связанные с событиями Отечественной войны с Наполеоном. Живописец В.И. Мошков в своей картине воссоздал сражение под Лейпцигом, в котором участвовали пятеро Строгановых.
На противоположной стороне зала — картина Полидора Бабаева «Подвиг гренадера лейб-гвардии Финляндского полка Леонтия Коренного в битве под Лейпцигом». Раненый 18 раз богатырь оказался в плену, но был отпущен после представления французскому императору.
В войне с Наполеоном Софья Владимировна потеряла мужа и сына.
Строительство Строгановского дворца
Старинный род Строгановых пользовался при дворе заслуженным почетом и уважением. Поэтому, когда барон Сергей Строганов захотел построить дворец, Елизавета Петровна сразу выделила небольшой участок земли на углу Невского проспекта и реки Мойки (сейчас это адрес Невский пр., дом 17). Она с радостью дала бы ему больше земли, но рядом уж были построены дома придворного повара и портного. После долгих уговоров Строгановым удалось приобрести соседние постройки и начать строительство.
Франческо Растрелли
Архитектором был приглашен знаменитый Ф.Б. Растрелли. Наконец-то неукротимый мастер получил полную свободу и воплотил все планы, которые не удавалось реализовать при дворе капризной Елизаветы. Каждая деталь в архитектурном облике дворца: капители колонн, ажурные решетки, скульптура, маскароны, гербы рода на фронтонах — все должно было свидетельствовать о богатстве и знатности рода Строгановых, история которого насчитывала около 500 лет.
Строительство велось чрезвычайно быстрыми темпами. Одни источники пишут о том, что дворец был построен за 6 недель — с 1 ноября по 15 декабря 1753 г., другие — в течение года. Но в любом случае, такие темпы строительства в XVII веке не были исключительными. Богатейшие сановники могли позволить себе быстрое и качественное возведение дворцов. Да и сам Растрелли обладал кипучей энергией и работоспособностью. Он умел строить быстро. Проект трехэтажного дворца с двумя фасадами — один выходил на Невский проспект, другой — на Мойку был представлен в течение нескольких недель.
Описание Зимнего дворца
Фотография. Зимний дворец с Петропавловской крепости.
Строительство Зимнего дворца в Петербурге началось в 1754 году и продолжалось до 1762 года под руководством архитектора из Италии Бартоломео Франческо Растрелли.
Зимний дворец — старейший памятник архитектуры в стиле Петербургского барокко.
До окончания строительства зимней резиденции царский двор менял своё местоположение пять раз. Первый и второй зимние дома Петра Первого примыкали к Зимней канавке, третий дворец принадлежал Анне Иоанновне, четвёртый дворец находился на Невском проспекте. В новом дворце императрица Елизавета Петровна, младшая дочь императора Петра I и императрицы Екатерины I, хотела видеть роскошь и величие апартаментов и хозяйственных помещений. Зимний дворец строился, словно великий и могущественный город в городе со своими кухнями, конюшнями, прачечными и своей личной армией – дворцовыми гренадёрами и караулом из гвардейских полков. Все здания Зимнего дворца связывались между собой висячими переходами и залами, украшенными золоченой резьбой и бессчётным количеством зеркал.
В 1837 году в Зимнем дворце в Петербурге проживало около четырёх тысяч служащих. 17 декабря 1837 года случился грандиозный пожар, который считался самым масштабным по причинённому ущербу внешнему и внутреннему убранству дворца. Во время пожара полностью выгорели 2 и 3 этажи Зимнего дворца вместе с интерьерами, оформленными Б.Ф. Растрелли, Д. Кваренги, О. Монферран и К.И. Росси. Воссозданием дворца занимались русские архитекторы В.П. Стасов и А.П. Брюллов, справились они со своей работой за 2 года.
Фотография. Вид на Зимний дворец с Дворцовой площади Санкт-Петербурга.
На этом в Зимнем дворце не закончились происшествия. Так, спустя 43 года в 1880 году народоволец С.Н. Халтурин произвёл взрыв с целью убийства Александра II. Впрочем, задуманное не было исполнено: император и не один член его семьи не пострадал, погибло 11 солдат из караула и около 50 человек получили ранения. 9 января 1905 года во время шествия была расстреляна мирная демонстрация рабочих. События 1905 года послужили стартом Революции, продлившейся с 1905 по 1907 год. Октябрьская Революция 1917 года для Зимнего дворца завершилась пушечной атакой из Петропавловской крепости и свержением Временного правительства.
30 октября 1917 года народный комиссар А.В. Луначарский объявил Зимний Дворец — Эрмитаж государственным музеем.
Описание Строгановского дворца
Строгановский дворец включён в перечень дворцов и музеев, входящих в состав Русского музея в Санкт-Петербурге. Строгановский дворец расположен на углу набережной реки Мойки и Невского проспекта в окружении других достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Фотография Строгановского дворца. Вид с Невского проспекта.
Строгановский дворец — памятник архитектуры 18 века, спроектированный и воздвигнутый по проекту архитектора Бартоломео Франческо Растрелли для графа С.Г. Строганова в 1752-1754 годах. Дворец представляет собой трёхэтажное здание, вытянувшееся от набережной реки Мойки в сторону Казанского собора. Внешний облик дворца сохранился в первозданном виде, практически не изменившись за более чем два с половиной века истории.
Главный фасад Строгановского дворца в Санкт-Петербурге был спроектирован и выполнен в строгом стиле с приставными стройными высокими колоннами, опирающимися на рустованные постаменты и поддерживаемые лучковыми фронтонами с гербом графа Строганова. Впечатление от внешнего осмотра этой достопримечательности Санкт-Петербурга усиливает дуэт скульптуры на уровне второго этажа в центре фасада, смотрящего на Невский проспект. Скульптура обрамляет центральное окно дворца над парадной аркой, ведущей во внутренний двор здания.
Интерьеры Строгановского дворца
Внутренние залы дворца были выполнены в духе классицизма. В начале 90-ых годов 18 века интерьеры Строгановского дворца претерпели некоторые изменения, выполненные по проекту А.Н. Воронихина. Русский зодчий создал уникальную Картинную галерею, в которой размещалась лучшая в России коллекция коллекция живописи. Коллекция живописи была представлена известными картинами Боттичелли, Бронзино, Ван Дейка, Лоррена, Рембрандта, Рубенса и других живописцев. В первые годы Гражданской войны в России в 1918 году уникальная коллекция живописи была изъята из дворца с целью частичной продажи и частичной передачи в Зимний дворец — Эрмитаж.
Фотография внутреннего убранства Строгановского дворца в Санкт-Петербурге
В настоящее время Строгановский дворец — филиал Государственного Русского музея, достопримечательность Санкт-Петербурга, рекомендованная сайтом AllPeterburg.ru к посещению. Внутренние интерьеры дворца имеют многовековую историю и частично сохранили внутреннее убранство XVIII века. Помещения первого этажа дворца отданы под музей шоколада и музей восковых фигур Санкт-Петербурга. Верхние этажи Строгановского дворца открывают свои двери не только для осмотра интерьеров дворца, но и уникальных произведения живописи и скульптуры, размещённой в парадных помещениях.
Фотография Парадной залы Строгановского дворца в Санкт-Петербурге.
Обилие зимних дворцов
Свадебные палаты Петра I
Первый в Петербурге. На участке между Невой и Миллионной улицей,там где сейчас базируется Эрмитажный театр. Именно здесь в 1708 году построили первый в городе так называемый «Зимний дом» — небольшой по своим размерам,двухэтажный,из дерева и с высоким крыльцом.
Спустя 4 года к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны губернатор Санкт-Петербурга Александр Меншиков построил каменный дворец — Свадебные палаты Петра I.
Первый дворец — Свадебные палаты
Public domain/wikipedia.org
Дворец Петра I
В 1716 году царь Петр I отдал приказ построить новый Зимний дворец. Его возведением занялся архитектор Георг Маттарнови. Сооружение решили возвести на «Зимнедомном канале» — на углу Невы и Зимней канавки. Уже к 1720 году император со всем своим семейством переехал в новый дворец. Там же в 1725 году он умер.
Второй дворец -Зимний дворец Петра I
Public domain/wikipedia.org
Дворец Анны Иоанновны
После своего восхождения на престол в 1730 году,императрица Анна Иоанновна задумалась о расширении дворца. На следующий год после коронации она поручила его перестройку Франческо Растрелли.
По проекту архитектора,дворец занимал бы территорию собственности графа Апраксина,Морской Академии и некоторые другие существующие постройки. Все эти здания выкупили и снесли. Строительство началось в 1732 году и завершилось спустя 3 года. Императрица переехала туда на постоянное жительство.
Третий дворец -Анны Иоанновны
Public domain/wikipedia.org
Фасады здания были направлены на Неву,Адмиралтейство и Дворцовую площадь. На четырех этажах уместились 70 парадных залов,более 100 спален,галерея,театр,большая капелла,служебные и караульные помещения,комнаты дворцовой канцелярии. Почти сразу после своего переезда Анна Иоанновна начала пристраивать к дворцу технические помещения,конюшни и сараи.
Сооружать пристройки продолжили и при следующей императрице,Елизавете Петровне. К 1750 году дворец стал пестрым и грязным. Только 1 января 1752 года императрица приказала создавать пристройки в едином стиле.
Чтобы уместить их все,пришлось вновь выкупать участки по соседству. Архитектор пристраивал новые корпуса,а в конце 1752 года Елизавета Петровна загорелась идеей увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Проект Зимнего дворца нужно было переделать настолько,что архитектор предложил строить его в новом месте с нуля.
Последний Зимний дворец
Императрица подписала новый проект 27 июня 1754 года.
К тому же,9 марта 1755 года Сенат постановил выслать в Петербург дополнительную рабочую силу: каменщиков,плотников,столяров,литейщиков и других. Для повышения спроса на должности потенциальным кандидатам сулили три рубля. Но по приезду людям приходилось соглашаться на любые условия — вернуться обратно самостоятельно не представлялось возможным.
Елизавета Петровна до окончания строительства не дожила. Частично работу принимал Петр III — 6 апреля 1762 года. Однако летом 1762 года правителя свергли с престола,строительство закончилось только при Екатерине II.
Общая площадь дворца составила порядка 60 тысяч кв.м. В самом здании уместилось около 1,5 тысяч комнат. Архитектора Растрелли,который занимался проектированием,с работы сняли. Отделкой интерьеров дворца при новой императрице занимались уже другие иностранные архитекторы под руководством Бецкого. По окончанию строительства дворец имел желтые оттенки в окраске. В середине XIX века появились красные оттенки.
Интересные факты
- Именно около Строгановского дворца впервые в Санкт-Петербурге появились сфинксы. Все еще неизвестно, кто их создал. Однако известно, что он стремился создать нечто новое, а не воспроизвести копию египетских.
- По четвергам в замке проходит музыкальное мероприятие, на котором выступают представители старинной музыки.
- Дворец был построен за срок менее 2 лет, что является немыслимым для того времени.
- Именно здесь появился на свет любимого блюда тысяч россиян — бефстроганов. Придворные повара А.Строганова придумали рецепт специально для него.
- На гербе Строгановых изображены два соболя, герб украшает фасад замка.
- Граф любил ночевать в разных местах, это стало причиной, что в замке не было спальни.
История Строгановского дворца в Санкт-Петербурге
Начинался Строгановский дворец с двух зданий. Одно из них — одноэтажный дом — был поставлен в первой четверти XVIII века на набережной Мойки недалеко от Зелёного моста.
Второе здание в форме буквы «Г» (на углу Мойки и Невского проспекта), принадлежавшее портному Иоганну Нейману, почти полностью выходило на Невский проспект. Оно было построено по проекту архитектора Михаила Земцова.
В 1742 году эти участки купил барон Сергей Строганов. Для строительства дворца он приглашает Франческо Растрелли, придворного архитектора императрицы Елизаветы Петровны.
Трехэтажное здание, строительство которого проходило в 1753-1754 годах, скрыло, как чудесный футляр, старые дома.
Корпус по Невскому проспекту (северный фасад) стал пьедесталом для герба баронов Строгановых. В этом здании находились покои барона Строганова. Западный корпус, на набережной Мойки, отстроенный практически заново, готовился для молодого барона Александра Сергеевича, отправившегося в то время в большое образовательное путешествие.
19 сентября 1754 года родился наследник престола князь Павел Петрович. Сергей Строганов решил, что это хороший случай угодить императрице и представить публике свой новый дом.
25 октября состоялся большой бал, официально посвященный важному событию — рождению Павла, но, по сути, этот праздник стал презентацией Строгановского дворца. Замысел барона удался — новость о новом роскошном доме на набережной Мойки была напечатана в «Санкт-Петербургских новостях» и в европейских газетах
Окончательная отделка интерьеров, правда, уже без участия Растрелли, продолжалась еще несколько лет. Строительство дворца стало первым случаем в России, когда придворный архитектор создал здание для частного лица
Замысел барона удался — новость о новом роскошном доме на набережной Мойки была напечатана в «Санкт-Петербургских новостях» и в европейских газетах. Окончательная отделка интерьеров, правда, уже без участия Растрелли, продолжалась еще несколько лет. Строительство дворца стало первым случаем в России, когда придворный архитектор создал здание для частного лица.
Строгановский дворец: история создания
Из исторических фактов известно, что участок на Невском проспекте, под строительство будущего дворца, изначально принадлежал портному Иоганну Нейману. Он то и начал отстраивать дом из камня, к которому примыкали строения жилищ придворного повара Шестакова и адъютанта генерала Салтыкова – Янкова.
Недостроенный дом Неймана и был куплен братьями Строгановыми, примерно в 1942 году. Так как изначально он был единым комплексом для трех семей, Неймана, Шестакова и Янкова, то фасады спроектировали в едином стиле, что немало огорчало барона Строганова, который хотел все переделать по своему вкусу.
Но в то время существовала строгая дисциплина по градостроению в центре города. Известный факт, что Барон никак не мог договориться с соседом поваром о выкупе его части дома. Шестаков не желал расставаться с ним, по причине того, что дом находился в сердце Санкт-Петербурга.
Строительство было начато в 1753 году и окончено в 1754. В некоторых источниках указывается, что дворец был возведен за 6 недель. Это строительство назвали стремительным. Оно облегчалось тем, что строилось на конструкциях предыдущих домов.
В средине ХVIII Невский проспект активно застраивался дворянскими домами. И после окончания строительства, Сергей Григорьевич Строганов, принадлежавший к роду Новгородских купцов, разбогатевших за счет Уральских солеварен, поселился в своем новом дворце вместе с супругой Софьей Кирилловной и сыном Александром. Последний и стал самым знаменитым представителем строгановского рода и владельцем родового гнезда.
Были вхожи Фонвизин, Державин, композитор Бортнянский. Сама императрица Елизавета Петровна, почтила честью Строгановых церемонией празднования своего дня рождения. Александр был образованным человеком и искусствоведом.
После смерти отца, продолжил собирать коллекцию произведений искусства: картин, скульптур. Так же во дворце была обширная минералогическая и нумизматическая коллекция.
Семья Строгановых слыла богатейшими людьми. Они часто устраивали благотворительные обеды во внутреннем дворе, на которые могли прийти все желающие горожане. Строгановы держали приличный штат прислуги, в исторических документах упоминается о более 600 человек обслуживающего персонала.
Сфинксы строгановского дворца
Одна из визитных карточек Санкт-Петербурга — это сфинксы. Строгановские были самыми первыми из установленных. Их разместили у парадного входа.
Хотя вначале они украшали спуски к воде на Строгановской даче построенной по проекту А.Н. Воронихина на берегу реки Большая Невка.
О том, что они действительно украшали эту лестницу, ведущую к воде свидетельствует, картина Воронихина написанная маслом «Вид Строгановской дачи», их можно отчетливо там разглядеть.
В 1908 году дача была перестроена, а гранитные сфинксы переехали и украсили дворец. Автор их неизвестен и выглядят они довольно наивно, но именно после их появления, гранитные стражи стали появляться по всему городу.