Древний суздаль — сакральное место на руси. город создателя

Святыни

Мощи преподобной Софии Суздальской

Высоко чтимая святыня Покровского монастыря — мощи преподобной Софии Суздальской. Соломония Юрьевна Сабурова, в постриге София, была одной из насельниц обители. Боярская дочь и первая супруга Василия III была пострижена в Московском Богородице-Рождественком монастыре, а после переведена в Покровский собора.

Причиной ссылки послужила бездетность. В браке они прожили 20 лет. Спустя 17 лет монашества, 18 декабря 1542 года она скончалась и была захоронена в усыпальнице Покровского монастыря. Спустя 8 лет после смерти ее канонизировали. Сохранилась ее чудотворная икона XVII века. 14 августа 1995 года состоялось обретение мощей преподобной Софии. Сейчас они на хранении в Покровском соборе.

Мощи Софии Суздальской

Иконы

В монастыре хранятся иконы и частицы мощей, к которым можно прикоснутся:

  • Великомученика и целителя Пантелеимона;
  • Святых преподобных Петра и Февронии Муромских;
  • Святителя Луки Крымского;
  • Святителя Николая Чудотворца;
  • Святой блаженной Матроны Московской.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь

Статья: Спасо-Евфимиева мужская обитель — монастырь-крепость

Спасо-Евфимиев монастырь с высоты птичьего полёта

Христианскую обитель основал в городе князь Суздаля и Нижнего Новгорода Борис Константинович, и произошло это в середине XIV века. Монастырь стоит на высоком левобережье Каменки, откуда древний Суздаль открывается как на ладони. Названа эта обитель в честь своего первого настоятеля – преподобного Евфимия, почитаемого всеми суздальцами святого. Архитектурные памятники монастыря уникальны и не имеют аналогов в русском зодчестве, и поэтому ЮНЕСКО внесло эту обитель в список Всемирного наследия.

Первоначально монастырь выполнял функции крепости, призванной защищать город от врагов. А со времен Екатерины II его использовали как тюрьму для инакомыслящих. Здесь провели свои последние дни декабрист Федор Шаховской, предсказатель Авель, несколько лидеров церковных сект и старообрядческие священнослужители. С 1923 по 1939 год обитель превратили в политизолятор, где отбывали наказание православные священники и противники советской власти.

Вид на постройки Спасо-Евфимиева монастыря

Позже в стенах монастыря содержали военнопленных. В 1943 году в обители находился немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс, плененный в битве за Сталинград. После войны монастырь отдали под воспитательно-трудовую колонию, в которой содержали несовершеннолетних преступников. В конце 1960-годов монастырские памятники отреставрировали и открыли здесь музей.

Главный храм обители – Спасо-Преображенский собор возвели в XVI веке, и его архитектура традиционна для белокаменного суздальского зодчества. Много путешественников приезжают сюда, чтобы увидеть уникальные фрески, сохранившиеся в этом соборе с XVII века. Их авторами являются знаменитые русские изографы Сила Савин и Гурий Никитин. Местом паломничества стал также мраморный склеп, установленный над местом захоронения князя Дмитрия Пожарского.

Вид на Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря

К архитектурным памятникам монастыря, помимо главного собора, относят также Благовещенскую надвратную церковь, трапезную церковь Успения и Никольский храм. Гости монастыря ежедневно могут слышать мелодичный колокольный перезвон, который раз в час звонари устраивают на высокой колокольне. Кроме храмов, туристы имеют возможности посетить старый тюремный корпус, где со времен Екатерины II до середины прошлого века содержались заключенные.

Монастырь находится на пл. Ленина. Музеи на его территории открыты для гостей ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.

Кремль: встреча веков и стилей зодчества

Суздаль выстроен на берегах реки Каменки, притока Нерли. Он старше Москвы: первое письменное упоминание о нем относится к 999 году. Хотя официально годом основания все же считается 1024 год, когда запись о нем появляется в летописях. В августе 2018 года город Суздаль отметит свой 994-й день рождения.

Исторический центр Суздаля – всего девять квадратных километров. Можно исходить его пешком вдоль и поперек. И на каждом шагу встретятся музеи, древние монастырские стены и церкви, архитектурные памятники и внезапно открывающиеся виды – как подарок города лично тебе.

Начать прогулку стоит с Кремля. Когда-то Кремль был мощной крепостью, с кольцом земляных валов, на которых возвышались бревенчатые стены и башни. Он был построен в XI—XII вв. Внутри Кремля помещались городской собор, жилища князя и епископа. А еще там жила дружина князя, княжья свита и ближайшее окружение епископа.

Деревянные постройки Кремля сгорели во время пожара в 1719 году. От кремлевского комплекса укреплений остались земляные рвы и валы, поросшие травой, по которым сейчас гуляют туристы и на которых сидят подростки с мольбертами, поскольку виды оттуда открываются потрясающие! Но главный интерес представляют ансамбль архиерейского двора с собором Рождества Богородицы и церкви, относящиеся к комплексу Кремля.

Каменные Архиерейские палаты внутри Кремля начинали строиться в XV веке, а потом многократно перестраивались вплоть до XVIII века. Сейчас они выглядят как целый комплекс построек. Приковывает взгляд собор Рождества Богородицы – древнейшее здание Суздаля. Собор этот уникален тем, что, многократно перестроенный, он совмещает нижнюю часть, построенную в XIII веке, с верхней XVI века, причем внутри сохранились росписи разных столетий.

Каменные Успенская, Никольская и Христорождественская церкви завершают исторически сохранившийся архитектурный ансамбль Кремля. Еще один небольшой храм, стоящий на территории Кремля – деревянный Никольский (1766 г.) – был перенесен сюда в 1961 году из села Глотово Юрьев-Польского района, как образец деревянного зодчества.

Успенская же церковь построена в редком в здешних местах архитектурном стиле московского барокко. Раньше она была деревянной, но после пожара в XVII веке была восстановлена в камне, а в XVIII в верхней своей части перестроена, поэтому ее низ и верх имеют очертания, характерные для разных эпох.

Никольская церковь также построена взамен своей сгоревшей предшественницы в 1720—1739 годах. Это одноглавый храм с колокольней и соединяющей их трапезной. Гладкие стены основного объема-четверика просто и изящно украшены резными узорами. Это так называемая «летняя» церковь, имеющая парную «зимнюю»: маленькую церковь Рождества Христова (1775 год). Та и вовсе имеет самую скромную форму, напоминающую прямоугольный сруб с двускатной кровлей. Никольская и Христорождественская церковь вместе фигурируют в качестве декораций в популярном некогда фильме «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным в главной роли.

Ограда

Первая ограда была деревянной, а каменное ограждение было построено в XVI веке и представляло собой невысокие белоснежные каменные стены с девятью башнями.

В течение трех столетий башни и стены перестраивались, а самая последняя реставрация прошла в 1958 году. Сейчас в ограде сохранились фрагменты XVI, XVII и XVIII веков.

Старые башни XVII века расположены в северной части и напоминают крепостные стены, хотя ограда для обороны никогда не предназначалась и имеет чисто декоративный характер.

Главный вход располагался с южной стороны и выходил на старинную московскую дорогу «Стромынку».

Покровский монастырь является одним из лучших памятников архитектуры и истории Суздаля. Обитель находится под охраной Юнеско.

Монастыри Суздаля

Суздаль, древнейший город-заповедник, знаменит благодаря огромному количеству историко-архитектурных памятников. Монастыри и храмы Суздаля притягивают тысячи туристов и паломников со всех уголков России. Мы же расскажем о святых обителях — монастырях Суздаля.

Покровский женский монастырь в Суздале

Покровский женский монастырь растянулся на правом берегу реки Каменки в северной части города. Он был основан в 1364 году с целью содержания подстриженных в монахини женщин из аристократических семей, чаще всего насильно (например, жени Василия III Соломония Сабурова, жени Ивана IV Анна Васильчикова и других). Монастырский комплекс, на территории которого возвышаются величественный трехглавый Покровский собор, Святые врата с надвратной церковью, Шатровая колокольня и Трапезная палата, окружен каменной оградой с башнями.

Васильевский монастырь в Суздале

Васильевский мужской монастырь располагается в восточной части Суздаля на дороге, которая ведет к селу Кидекша. Комплекс, сооруженный для оборонительных целей в XIII веке, постепенно превратился в монастырскую обитель. Главный храм комплекса – собор Василия Великого – был сооружен в 1662 -1669 годах в классическом стиле без каких-либо элементов декора. Так же скромно выглядят и другие постройки – Сретенская церковь, Святые ворота, каменная ограда с башнями.

Александровский монастырь

По преданию, Александровский женский монастырь в Суздале был основан в 1240 году Александром Невским. Многие постройки были разрушены в результате пожара. В 1695 году тут строят нарядную Вознесенскую церковь с необычной восьмигранной шатровой колокольней. В XVIII веке комплекс огораживают кирпичной стеной, строят Святые врата с аркой и башенкой.

Ризоположенский монастырь в Суздале

Из действующих монастырей Суздаля эта обитель – самая древняя в городе. Монастырь был основан в 1207 году стараниями суздальского епископа Иоанна. Первые сооружения комплекса были деревянными, но они не сохранились. Самое древнее здание комплекса, Ризположенский собор XVI века, – это первое каменное сооружение. Имеются и нарядные двухшатровые Святые ворота, построенные в 1688 году, трехъярусная Преподобенская колокольня и остатки Сретенской трапезной церкви.

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале был основан в 1350 году первоначально в качестве форпоста. Первые постройки комплекса были из дерева. В XVII веке монастырь огораживают мощными стенами с бойницами и башнями. На территории комплекса находятся величественный Спасо-Преображенский собор, нарядная Звонница, Успенская трапезная церковь, Архимандритский корпус, Никольская церковь и даже Тюремный замок. Сейчас архитектурный комплекс монастыря входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Насельницы

С XVI века здесь постригали в монахини знатных царских и боярских особ за провинности или добровольно избравших такую участь. Самым первым, кто сослал свою жену в монастырь, был князь Василий III. Его потомки последовали его примеру.

Так здесь, помимо Соломонии Сабуровой монашествовали такие знатные персоны, как:

  • царица Анна Григорьевна Васильчикова — пятая жена Ивана Грозного;
  • царевна Ксения Борисовна Годунова была насильно пострижена по указанию Лжедмитрия I;
  • царица Евдокия Федоровна Лопухина, в постриге Елена — первая жена Петра I, последняя русская царица;
  • царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская, в постриге Елена — торая супруга Василия Шуйского, была насильно пострижена после свержения мужа с трона.

В усыпальнице Покровского собора покоится прах более 20-ти
монахинь, бывших знатными особами того времени.

Покровский собор

Собор был возведен в 1510–1518 годах на месте старой деревянной церкви. Храм является главным зданием обители и представляет собой трехкупольное сооружение на высоком цоколе, окруженное двухэтажной галереей, на которую ведут две лестницы.

Внешнее убранство храма скромное, но строгий его вид смягчают мелкие детали, храм украшен белокаменной резьбой, напоминающей резьбу по дереву.

В 1958 году проведена реставрация собора, вернувшая ему первоначальный вид.

Внутри храм не имел стенной росписи, а пол его был покрыт черными керамическими плитками. В ризнице находились подаренные Иваном Грозным драгоценности и утварь.

История

Монастырь основан в XIV веке и продолжал достраиваться вплоть до XIX века. С момента основания, монастырь — мужской. Своё название он получил в честь первого игумена — святого преподобного Евфимия Суздальского, призванного в Суздаль основателем монастыря, князем Борисом Константиновичем.

Его деревянные стены стали защитой от врагов. В XVI—XVII вв. собор реконструировали: сделали белокаменным — в таком виде он и сохранился до наших дней. Правда, новые стены уже не знали боевых сражений: набеги на город прекратились. Соответственно, нынешние стены ансамбля монастыря стоят уже около IV–V веков, помнят многих и многое.

Возведение новых масштабных построек в XVI—XVII вв. оказалось возможным только при помощи больших пожертвований состоятельных жителей страны. Свой материальный вклад в обновление монастыря внесли даже Иван Грозный и его отец, великий князь Василий III.

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор. Сейчас с трудом верится, что он постепенно вырастал из маленькой церквушки. Особенно интересно то, что по сей день стены собора хранят фрески XVI века с фасадов здания и росписи XVII века от знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина.

В 1642 г. с восточной стороны собора в фамильном некрополе был похоронен князь Дмитрий Пожарский, наиболее известный как герой борьбы с польско-литовскими войсками

Его род делал вклад в развитие местных территорий.
Романовы тоже не обделили вниманием это место. В 1837 году монастырь посещал цесаревич Александр Николаевич, а 16 мая 1913 года в честь празднования 300-летия дома Романовых сюда заезжали Николай II и великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия

Затем случилась революция 1917 года. Эти времена оказались самыми сложными для религиозных сооружений. Спасо-Ефимовскому собору повезло: его не снесли, а адаптировали под современные нужды. Так началась новая история монастыря.

После революции здесь размещались в разное время и воинские части, и тюрьма для политзаключенных (она была возведена еще при Екатерине II), и даже концлагерь. Во время Великой Отечественной войны здесь был оборудован лагерь для военнопленных. После победы в 1945 году в стенах храма основали колонию для девочек. Историю об этих заключениях рассказывают сейчас на экскурсиях в тюремном корпусе.

В 1967 году монастырь, наконец, вновь признали культурным памятником, и начали реставрировать. Последняя глобальная реставрация ансамбля пришлась на 2001—2008 гг. Сейчас он часть Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

В 1991 г. белокаменный Спасо-Евфимиев монастырь включили в список мирового наследия ЮНЕСКО. В наши дни любой желающий может добраться до Суздаля и прикоснуться к богатой и противоречивой русской истории.

Дополнительная информация

На территории Свято-Покровского собора располагается трапезная, которую могут посетить паломники и гости монастыря. Рядом с ней располагается небольшая Зачатьевская церковь в стиле польской архитектуры. Трапезная палата работает ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 16:30. Из меню полностью исключено мясо, всё меню полностью составлено по уставу. Во время постов в трапезной готовят исключительно постные блюда. Телефон трапезной и более подробную информацию можно найти на сайте комплекса.

Здесь также находится церковная лавка, работающая ежедневно. В церковной лавке можно приобрести сувениры, иконы, религиозную литературу, свечи, крестики и т. д. Помимо этого, тут можно заказать молебны, панихиды и поминовения.

Несмотря на то, что раньше на территории монастыря располагался туристический комплекс, на данный момент тут нет гостиницы. Поэтому руководство монастыря подчеркивает, что у комплекса нет возможности принимать на ночь паломнические и туристические группы.

Ludvig14

История Покровского монастыря

В Суздале эта православная святыня была выстроена князем Андреем Суздальско-Нижегородским. Изначально она была возведена из дерева. Те постройки до наших дней не сохранились. Расцвет обители пришёлся на век XVI. Василий III в ту пору пожертвовал суздальскому монастырю огромные средства. Эти деньги были использованы для того, чтобы построить каменный Покровский собор и Святые врата, которые сохранились до текущего времени. Также в тот период были возведены:

  • Надвратная церковь;
  • храм Происхождения Честных Древ Креста Господня;
  • колокольня.

В Покровский монастырь часто заточали узниц, в том числе из знатных родов. Среди первых была Соломония Сабурова — супруга Василия III. Она была обвинена в бесплодии и насильно пострижена в монахини. В монастыре она приняла имя София

Соломония вела подвижнический образ жизни и привлекла к обители внимание боярских и княжеских родов. Благодаря этому, строительство каменных сооружений продолжалось

Иван Грозный после смерти своей годовалой дочери выстроил на территории обители Зачатьевскую церковь — в честь зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. А после взятия Казани царь даровал Свято-Покровскому женскому монастырю города Суздаля чудотворную икону Богоматери Одигитрии, которая была богато украшена золотом и драгоценными камнями.

Пребывала в Покровском монастыре (Pokrov monastir) в заточении и первая супруга Петра I — Евдокия Богдановна Лопухина. Царь отправил её сюда за несогласие с его реформами. Она ежедневно посещала службы, щедро жертвовала монастырю материальные средства и выстроила небольшой храм с приделом в честь святого преподобного Алексея — покровителя её сына.

Жизнь обители нарушила революция 1917 года. Представители новой власти разорили монастырь, расстреляли настоятельницу и нескольких сестёр. В 1923 году обитель была закрыта, а монахини — выселены. После этого церковные помещения были переданы музею. Дома монахинь были сданы для проживания, ветхие постройки были сломаны.

С 1933 года в обители расположилась военная биолаборатория особого назначения ОГПУ, в которой шла разработка биологического оружия. Интересный факт — именно в этой лаборатории была разработана вакцина против туляремии. После того как лаборатория съехала, монастырь был отдан детскому дому, а через некоторое время его место заняла воинская часть.

В 50—60 годы XX столетия обитель была отреставрирована и в ней был открыт музей. В 80-е годы монастырь отдали под туристический комплекс, в котором функционировали:

  • ресторан;
  • гостиница;
  • бар;
  • концертный зал.

В 1992 году монастырь был возрождён к монашеской жизни. Он стал одним из первых возрождённых во Владимирской области. Первая служба совершилась в обители в пасхальную неделю. Некоторые постройки были отреставрированы, другие же — выстроены заново. Освящение собора состоялось в 1994 году. В 1995 г. покровцы вновь стали почитать преподобную Софию Суздальскую (в миру Соломония Сабурова) и обитель обрела её мощи, которые помещены в усыпальницу собора.

Сегодня при монастыре работает воскресная школа, открыты иконописная и швейная мастерские, в селе Менчаково было построено монастырское подворье, в обители воспитываются девочки-сироты. Монастырь стал одним из мест, куда стремятся православные паломники. Люди приезжают из разных регионов нашей страны и даже из других стран, чтобы поклониться святыням обители.

Спасо-Евфимиев монастырь


Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Вид с Зачатьевской трапезной церкви Покровского монастыря. Фото: Павел Сухов, 2020 год.

Монастырь основан в 1350 году Суздальско-Нижегородским князем Константином Васильевичем. Расположен в северной части города Суздаля на высоком левом берегу реки Каменки. На территории монастыря сосредоточено множество разноплановых памятников. Двенадцать башен ограды, из которых одна двадцатидвухметровая – входная – с двумя пролетами, представляют уникум в архитектуре Суздаля. В настоящее время монастырь используется как большой музейный комплекс.

Александровский мужской монастырь

Статья: Александровский мужской монастырь

Общий вид Александровского монастыря

По легенде, основателем Александровской обители считается князь Александр Невский, и датой создания монастыря считается 1240 год. Долгое время эта обитель находилась под покровительством московских князей и называлась «Большой Лаврой». Но от тех времен сохранились лишь два надгробия второй половины XIV века, надписи на которых свидетельствуют, что здесь нашли упокоение суздальские княгини Мария и Агриппина.

С момента основания монастырская жизнь не затихала здесь до 1764 года, когда по указу императрицы Екатерины II обитель упразднили, сделав собор обычным приходским храмом. А в 2006 году, благодаря усилиям Владимирско-Суздальской епархии, на территории древнего монастыря вновь возникла монашеская община.

Вид на святые ворота Александровского монастыря

Сегодня самый старый архитектурный памятник обители — это храм Вознесения Господня с колокольней, который был выстроен в конце XVII века на деньги матери Петра I – царицы Натальи Кирилловны.

Церковь Вознесения очень красива. Она состоит из кубического двухярусного четверика, увенчанного пятью изящными главами. Окна обоих ярусов декорированы живописными резными наличниками.

Рядом расположенная шатровая колокольня имеет в основании восьмигранный столп. Стены ее практически не декорированы, что делает эту колокольню уникальной среди других памятников русского зодчества древнего Суздаля. От каменной ограды, некогда окружавшей монастырскую территорию, остался только небольшой фрагмент и Святые ворота, отреставрированные в 1947 году.

Обитель расположена за Покровским мостом, на левобережье Каменки, на ул. Гастева.

Покровский собор Покровского монастыря: что рядом?

Покровский собор Покровского монастыря находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Покровский монастырь ~ 0,0 км. Приказная палата Покровского монастыря ~ 0,1 км

Приказная палата Покровского монастыря ~ 0,1 км

Благовещенская надвратная церковь Покровского монастыря ~ 0,1 км

Петропавловская и Никольская церкви ~ 0,1 км

Александровский монастырь ~ 0,3 км

Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиевского монастыря ~ 0,4 км

Памятник Д.М. Пожарскому ~ 0,4 км

Звонница Спасо-Евфимиевского монастыря ~ 0,5 км

Аптекарский огород и фруктовый сад

Пройдя через проездную башню, мы оказываемся на огромной монастырской территории. Справа за невысокой оградой — Аптекарский огород, где монахи выращивали лекарственные растения. За ним — фруктовый сад. Растениеводство было одним из видом монашеского послушания. В наши дни Аптекарский огород и сад воссозданы заново. Здесь произрастает более 70 видов лекарственных трав, плодовые и ягодные деревья и кустарники. Рядом с ними у крепостной стены находится детская площадка.

Аптекарский огород и монастырская башня. За ними виднеется колокольня церкви Смоленской иконы Божией Матери

Аптекарский огород

Аптекарский огород

Фруктовый сад

Колодец

Основание монастыря: от легенды — к истории

Легенда первая. XIV век. До Куликовской битвы — пятьдесят лет. Влиятельный вельможа, татарский мурза Чет направляется из Золотой Орды в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. Держит путь по Волге, по дороге тяжело заболевает. Кораблям приходится причалить к берегу. Место удобное и красивое: дубовая роща, место впадения реки Костромы в Волгу. Мурза — при смерти. Но тут ему в чудесном явлении предстают Пресвятая Богородица, святой апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский. Чет усердно молится Божией Матери и святым, получает исцеление от недуга и принимает крещение с именем Захарии. На месте видения он основывает монастырь, строит в нем каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, а в память своего чудесного исцеления повелевает написать икону, изображающую удивительное явление. До революции это была широко распространенная версия (см. Описание Костромского Ипатьевского монастыря. М., 1832).

Явление Богоматери с предстоящими апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету. Икона XVI века

Легенда вторая представляет основание обители немного иначе. Тот же Чет, знатный мурза, принял крещение еще в Орде от рук митрополита Петра (впоследствии причисленного к лику святых) и уже потом, прознав, что великий князь Московский собирает в свое княжество на службу именитых людей, отправился по рекам в Москву к Ивану Калите. Не доезжая до Костромы, очарованный пейзажами, причалил к берегу передохнуть. Место его остановки — Мерский стан (от названия местных племён — «меря»). Здесь случилось Чету-Захарии видение Богородицы и святых Филиппа и Ипатия, и, желая просветить светом Христовой веры местных язычников, он основал здесь обитель.

Существуют и другие версии, например, что мурза получил крещение и благословение на основание монастыря уже в Москве. И даже такое: не был Чет никаким мурзой, а был или одним из местных — костромским мерянином, или русским боярским сыном, прибывшим на Кострому из галицких земель.

В 40-х годах прошлого века известный историк, академик С. Б. Веселовский подверг сомнению эти легенды. Он утверждал, что Чет — фигура мифическая, а основан монастырь был в конце XIII века — скорее всего, костромским князем Василием Ярославичем, братом князя Александра Невского (см. Веселовский С. Б. Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Александровича Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы) // Исторические записки. Т.18. М., 1946).

Ипатьевский монастырь, вид около 1613 г. Реконструкция XIX века

Некоторые современные историки полагают, что монастырь основали новгородцы и еще раньше — в первой половине XIII века. Обосновывают это, в частности, тем, что на тот момент нигде на Руси, кроме Великого Новгорода, не было храмов в честь святого Ипатия Гангрского, значит, считают они, монастырь, скорее всего, основал какой-то богомольный новгородский боярин.

Как бы то ни было, в первой половине XIV века у впадения Костромы в Волгу уже стояли бревенчатые строения, в том числе первая деревянная церковь Живоначальной Троицы, их обнесли дубовыми стенами, а от основателя Ипатьевского монастыря пошли несколько значимых для истории Российского государства боярских и даже царских родов. В пятом поколении рода Чета-Захарии (один Бог знает, существовавшего в действительности или нет) родились два брата, принявшие разные фамилии — по прозвищам: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. От них пошли знаменитые роды — Сабуровы и Годуновы. Многие их представители погребены в стенах Ипатьевского монастыря, некоторые приняли здесь монашеский постриг. Кроме того, от того же костромского корня пошли знатные русские фамилии Зерновы, Шеины, Вельяминовы… Потомки Захарии-Чета дали России двух царей — Бориса и Федора Годуновых, царицу Ирину Годунову, великую княгиню Соломонию Сабурову и царевну Евдокию Сабурову.

2

Экскурсии в Покровский монастырь

На территорию Свято-Покровского монастыря можно заказать экскурсию, чтобы ознакомиться с постройками комплекса, приложиться к святыням (мощам преподобной Софии Суздальской и множеству икон), а также посетить усыпальницу именитых монахинь и молельню преподобной Софии Суздальской.

Экскурсия по монастырю длится 45 минут с 11:00 до 16:00. Ее проводят сестры монастыря и сотрудники экскурсионной службы. Заказать экскурсию можно в экскурсионной службе до 16:00, по телефону 8-915-792-43-84. В монастыре нет фиксированной стоимости экскурсии, она проводится за пожертвования комплексу.

dim525264

Суздаль — достопримечательности

Спасо-Евфимиев монастырь

Я не случайно начинаю с него. Это, пожалуй, самая главная достопримечательность Суздаля. Это целый город в городе, обнесённый высокой крепостной стеной с 12 башнями и длиной 1160 метров! Внутри — на территории около девяти гектаров — церкви, соборы и часовни, звонница, жилые и хозяйственные постройки, захоронения, тюремный корпус, сады и огороды! Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот мужской монастырь был основан аж в 14 веке. Сейчас он недействующий, теперь здесь целый музейный комплекс.

Будьте внимательны!Спасо-Евфимиев монастырь закрыт по понедельникам! Также он не работает и каждый последний четверг месяца. Мы были в Суздале всего один день, и так вышло, что именно в понедельник. Было очень обидно. Поэтому и фото нет:( Время работы с 10.00 до 18.00, в летнее время по субботам территория открыта до 20.00. Если музейный комплекс закрыт, вам не удастся даже попасть на территорию. Вы не только не зайдёте в музеи, вы не увидите храмы даже снаружи.

Покровский монастырь

Возведён напротив Спасо-Евфимиева монастыря, на противоположном берегу реки Каменки. На данный момент это действующий женский монастырь. Он начал набирать известность с 16 века благодаря пострижению в него женщин из аристократических семей: Рюриковичи, Романовы, Шуйские, Годуновы — едва ли не все царские династии России отметились здесь. Фактически речь идёт о месте заточения постриженных в монахини знатных представительниц этих династий.

Вид на монастырь с моста через реку Каменку. Вдали — стены Спасо-Евфимиевого монастыря.

В центре архитектурного ансамбля — трёхглавый Покровский собор 16 века. Под зданием собора находится усыпальница, где погребены инокини и старицы монастыря, ссыльные княгини, царицы, знатные женщины аристократического происхождения.

В отличие от Спасо-Евфимиевского монастыря, на территорию Покровского монастыря можно зайти в любое время, даже тёмным вечером. Правда, далеко вас не пустят;)

Суздальский кремль

Это место в излучине реки Каменки, откуда начинался город Суздаль. Первая крепость появилась здесь примерно в начале 10 века. Сейчас по сути это уже не кремль, ведь кремлём называли укреплённую часть города: главный признак кремля — это наличие крепостных стен. Крепости и крепостных стен здесь уже нет, они были деревянными и давно сгорели, остались только земляные валы. Каменные постройки восстанавливали, а деревянные стены — не стали.

Собор Рождества Богородицы — старейший храм Суздаля, построен из белого камня и украшен резьбой в 1222-1225 годах. Режим работы с 10.00 до 18.00, кроме последней пятницы месяца.

Собор и Архиерейские палаты внесены в список наследия ЮНЕСКО. Музейные экспозиции в Архиерейских палатах открыты с 10.00 до 18.00, кроме вторника и последней пятницы месяца.

Музей деревянного зодчества

Сюда мы не попали тоже. Напишу лишь, что здесь собраны около 20 уцелевших деревянных построек — памятников архитектуры 18-19 века, которые были привезены из разных сёл Суздальского района. Две церкви, жилые крестьянские дома, мельницы, колодец, амбары и другие хозяйственные постройки.

Режим работы: с 9.00 до 16.00, кроме среды и последнего вторника месяца. Летний период — до 19.00, по субботам территория открыта до 21.00.

Александровский монастырь

В 1240 году Александр Невский основал этот монастырь для сирот и вдов, назвав его в честь своего небесного покровителя.

Ризоположенский монастырь

Древнейший из пяти ныне существующих монастырей города и один из древнейших монастырей всей Руси. Основан в 1207 году. Первые постройки монастыря были деревянными и не сохранились до наших дней. Монастырь известен благодаря св. Преподобной Евфросинье, дочери князя Михаила Черниговского.

Особенно нам понравились нарядные необычные Святые врата (1688 г.), украшенные изразцами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: