Мемориальный музей-квартира н.а. римского-корсакова

Татьяна Владимировна Римская-Корсакова

В 2015
году исполняется 100 лет со дня рождения Татьяны Владимировны
Римской-Корсаковой (30.01.1915, Петроград – 05.04.2006, Санкт-Петербург) –
внучки великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. 
В 1938 г. она окончила Ленингралский инженерно-строительний институт, работала
в Ленинградском филиале Академии Архитектуры СССР, Ленинградском Зональном
научно-исследовательском проектном институте типового и экспериментального
проектирования. Но главным делом ее жизни стало сохранение и развитие всего,
что связано с именем Н. А. Римского-Корсакова. С 1944 года деятельность Татьяны
Владимировны была неразрывно связана с подготовительной работой по созданию
Мемориального музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова в доме на Загородном пр.,
28. Ее профессиональные советы как архитектора были очень ценны при
восстановлении прежней планировки мемориальных помещений после капитального
ремонта дома. Предоставленные ею уникальные фотографии 1900-1908 гг., сделанные
в интерьере квартиры, помогли воссоздать подлинную обстановку комнат, а
переданные в дар многочисленные предметы и семейные реликвии стали частью
экспозиции музея. 
Татьяна Владимировна принимала участие во всех сферах жизни музея. Продолжая
традиции музыкальных собраний в доме Римских-Корсаковых, она открывала
концертные сезоны, ежегодно выступала на вечерах, посвященных дню рождения Н.
А. Римского-Корсакова и другим юбилейным датам. На многочисленных встречах с
посетителями музея на основании семейной переписки увлекательно рассказывала об
интересных неопубликованных фактах жизни семьи Римских-Корсаковых. Свободно
владея тремя иностранными языками, Татьяна Владимировна принимала в музее
многих выдающихся деятелей музыкального искусства, поддерживая и развивая
международные контакты. 
Ее деятельность не ограничивалась только Мемориальным музеем-квартирой в
Петербурге
. Она была тесно связана с Домом-музеем на родине композитора в
Тихвине (музей был открыт в 1944 г.). Последний большой проект – создание
архитектурного проекта и экспозиции для Музея-заповедника Любенск-Вечаша, где
была дача композитора.
Т. В. Римская-Корсакова – автор путеводителей по музею, ряда статей и двух книг
о композиторе: «Детство и юность» (СПб., «Композитор», 1995) и «Н. А.
Римский-Корсаков в семье» (СПб, «Композитор», 1999)..

Фото и описание

Государственный мемориальный дом-музей Н.А. Римского-Корсакова находится в городе Тихвин, на улице Римского-Корсакова, 12.

Семья будущего выдающегося композитора поселилась в Тихвине в 1836 году. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков был человеком необыкновенно честным, добрым и прогрессивным. Прибыв в Тихвин, он подарил свободу всем своим дворовым. Николай родился 6 марта 1844 года в Тихвине и жил здесь до 12 лет. Мальчик проявлял музыкальные способности, начиная с двухлетнего возраста. В 6 лет соседка-старушка Е.А. Унковская учила его музыке. Примерно через два года его наставником стала О.Ф. Фейль, заметившая в Николае недюжинные музыкальные способности. Затем он поступил в петербургский Морской корпус и до 18 лет приезжал в родной дом на каникулы.

Тихвинский период жизни Римского-Корсакова был непродолжительным, но влияние его велико. Тихвинские мотивы отражаются в его творчестве. Это – русские народные песни, являющиеся частью сборника русских народных песен; увертюра «Светлый праздник» с перезвонами местных колоколов; фрагменты опер «Царская невеста», «Снегурочка», «Псковитянка», «Сказ о царе Салтане» и другие.

После кончины отца здание стояло заколоченным до 1872 года, а затем какое-то время принадлежал частным лицам. В 1914 году местные жители выразили желание установить на доме памятную доску в честь 70-летия со дня рождения композитора. Но появилась она здесь только в 1923 году. Во время Великой Отечественной войны дом серьезно пострадал и требовал восстановления.

Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова был открыт 23 июля 1944 года по решению правительства к 100-летию со дня рождения композитора. Музей представляет собой памятник истории и культуры федерального значения. Основной фонд музея насчитывает более 10 000 единиц хранения.

Дом Римских-Корсаковых был сооружен в начале XIX столетия дедом композитора. Здание – деревянное, одноэтажное с мезонином, по основному фасаду проходит анфилада комнат. В доме сохранились парадные двери, лепные карнизы, полы, печи. В организации и декорировании музея большое участие принимали дети и внуки Николая Андреевича, передавшие в коллекцию музея более 200 мемориальных вещей. К музею примыкает приусадебный парк, имеющий площадь 1 га

В 1980-1984 годах была проведена реставрация, результатом которой стало восстановление интерьеров шести мемориальных комнат: передней, кабинета отца, столовой, двух гостиных, комнаты матери. Кроме того, была создана дополнительная экспозиция, которая была посвящена истории рода Римских-Корсаковых и старшему брату Николая Андреевича контр-адмиралу Воину Андреевичу.

В доме находятся семейные реликвии: шерстяная распашонка, крестильная рубашка, ленточка с отметками роста, детские лайковые перчатки. Во второй гостиной хранится подлинный рояль Н.А. Римского-Корсакова (фирма «Беккер»), который прослужил ему более трех десятилетий. На этом рояле играли Мусоргский, Чайковский, Бородин, Лядов, Глазунов, Стравинский, Скрябин, Танеев. У этого рояля исполнял музыкальные произведения Федор Иванович Шаляпин.

Мультимедийный зал.

Мультимедийная экспозиция располагается в экспозиционном зале музея, состоит из пяти интерактивных зон, аудио-зоны и экспозиционной части.

«Основы дирижирования» позволяют стать настоящим руководителем оркестра, послушать рекомендации дирижера, исполнить три сочинения Римского-Корсакова, попробовать держать темп, делать ауфтакт, включать группы инструментов и следить за динамикой.

«Цветной слух» при помощи пяти калейдоскопов наглядно иллюстрирует феномен синестезии, или, как называл его сам Н. А. Римский-Корсаков, «звукосозерцания».

«Световой орган» помогает исследовать собственные ассоциации между цветом и звуком и создать свою цветомузыкальную композицию.

«Основы оркестровки» дают представление о составе и звучании симфонического оркестра. Здесь можно послушать каждый инструмент, отдельные группы струнных и духовых, полнозвучный оркестр Римского-Корсакова, а также составить свою палитру инструментов на основе сочинения композитора и сравнить результат.

«Основы аранжировки» дают возможность создать новое произведение, опираясь на отрывки из сочинения Римского-Корсакова. К предложенным фрагментам можно будет применить эффекты обработки звука и на основе различных комбинаций сконструировать свой музыкальный коллаж.

По всему залу расположены зоны для прослушивания, в которых собраны сотни записей сочинений Н. А. Римского-Корсакова в различных интерпретациях.

Экспозиционная часть зала дополнена новыми фотоматериалами.
Проект выполнен по заказу Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Автор, куратор проекта – Лидия Адэр
Куратор, рецензент – Нина Костенко

Благотворительный проект «Я вижу музыку» 

Благотворительный проект «Я вижу музыку» ориентирован на детей с особенностями развития (синдром Дауна и аутизм). Проект существует с 2015 года и представляет собой серию интерактивных концертов для особых детей.
В 2016 году проект был отмечен почетным дипломом жюри на ежегодном конкурсе «Музейный Олимп» в номинации «Музей-детям».
Проект инициирован сотрудниками Мемориального музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова и осуществляется при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.Подробнее

Примечания[править | править код]

  1. ↑ . Музеи России (25 ноября 2014). Дата обращения: 12 марта 2015.
  2. ↑ . Дата обращения: 12 марта 2015.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 марта 2015.
  4.  (недоступная ссылка). ИА Северная Звезда (20 декабря 2011). Дата обращения: 12 марта 2015.
  5. . Дата обращения: 12 марта 2015.
  6. Ирина Абрамидзе. . Дата обращения: 12 марта 2015.
  7. Антон Ворожеев. . iPeterburg.ru. Дата обращения: 12 марта 2015.
  8. . Дата обращения: 29 марта 2015.
  9. ↑  (недоступная ссылка). Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Дата обращения: 12 марта 2015.
  10.  (недоступная ссылка). Iskusstvo.tv. Дата обращения: 23 декабря 2011.
  11. . Piterzavtra.ru. Дата обращения: 23 декабря 2011.
  12. Bgershman. . Живой Журнал (9 января 2010). Дата обращения: 12 марта 2015.
  13. . Дата обращения: 29 марта 2015.
  14. . Дата обращения: 29 марта 2015.
  15. . Дата обращения: 29 марта 2015.
  16.  (недоступная ссылка). Radario.ru (24 января 2015). Дата обращения: 29 марта 2015.
  17.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 марта 2015.
  18. . Музеи России. Дата обращения: 29 марта 2015.
  19. lidiader.  (недоступная ссылка). Фонтанка.ру (13 января 2010). Дата обращения: 29 марта 2015.
  20. Дмитрий Целикин. . ИД Время (22 сентября 2006). Дата обращения: 29 марта 2015.
  21. Дмитрий Целикин. . РИА Новости (4 сентября 2008). Дата обращения: 29 марта 2015.
  22. . BaltInfo.ru (10 ноября 2011). Дата обращения: 29 марта 2015.
  23. . Artnight.ru (2013). Дата обращения: 29 марта 2015.
  24. . Artnight.ru (2014). Дата обращения: 29 марта 2015.
  25. Ольга Викторовна Новосёлова. . Dnevnik.ru (1 ноября 2013). Дата обращения: 29 марта 2015.
  26. . Vashdosug.ru (31 октября 2014). Дата обращения: 29 марта 2015.

История открытия

На данный момент музей–квартира Н. А. Римского–Корсакова считается одним единственным музеем в северной столице, посвященным композитору. Он был открыт в конце 1971 года в той квартире, где проживал последние годы своей жизни композитор. Известно, что семья Римских-Корсаковых переехала в дом под номером 28 на Загородном проспекте еще осенью 1893 года. Внешний вид пятиэтажного флигеля ничем особым не выделялся и не имел в своем архитектурном ансамбле ничего примечательного. Он находился в глубине небольшого двора, вдали от мирской суеты и городского шума. Квартира номер 39, что на третьем этаже – это пристанище великого композитора его последние, необычайно плодотворные пятнадцать лет жизни. Очень интересно, что именно в этом месте, он создал одиннадцать из пятнадцати своих опер.

После того, как смерть забрала композитора, целых пятьдесят лет квартира имела статус коммунальной, но, невзирая на это, все подлинные уникальные предметы быта, а также мебель бережно сохранялись трудами потомков композитора.

Выставки и фестивали[править | править код]

Весной 2010 года в музее прошла первая выставка в рамках международной музыковедческой конференции «Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе». Были представлены документы, рукописи и фотографии из собраний музеев Петербурга, Москвы и коллекции Ионийского университета греческого острова Керкира. Кроме того, на выставке был представлен же эмиритон, электронный музыкальный инструмент, сконструированный в 1932 году под руководством Андрея Римского-Корсакова. По окончании выставки эмиритон был передан Музею музыки в Шереметьевском дворце.

В 2006 и 2008 годах музей участвовал в международном фестивале старинной музыки Earlymusic, принимая концерты и мастер-классы. 10 ноября 2011 года в рамках «Ночи музыки в Санкт-Петербурге» в музее проходили концерты с участием молодых вокалистов. В 2013 и 2014 года музей принимал участие в ежегодной международной акции «Ночь музеев». В рамках детских музейных фестивалей «Детские дни в Петербурге» и «Малыши в городе муз» в 2013 и 2014 годах соответственно в музее проходили творческие мероприятия и спектакли для юных посетителей.

Выставки музея

Мемориальная часть музея имеет четыре комнаты, среди которых его рабочий кабинет, столовая, гостиная, а также передняя. Другая часть квартиры подвергалась реконструкции, и там находится выставочный зал, в котором можно познакомиться с многочисленными документами, проливающими свет на жизнь и творческую деятельность композитора. Также здесь имеется и концертный зал на пятьдесят мест. Все вещи, находящиеся в экспозиционном зале, дают прекрасное представление о многогранной личности Н. А. Римского-Корсакова, который был не только уникальным композитором, но также обладал несравненными навыками педагога и дирижера. Множество документов говорят о ом, что он осуществлял работу в Бесплатной музыкальной школе, а также преподавал в Петербургской консерватории, которой отдал тридцать семь лет своей жизни. Прекрасное подтверждение педагогического таланта композитора – это его ученики, среди которых можно обозначить А.К. Глазунова, А.К. Лядова, А.Т. Гречанинова, С.С. Прокофьева и И.Ф. Стравинского. Среди экспозиций данного зала большую ценность имеет так называемое «Золотое перо», которое было вручено в дар композитору в 1880 году, когда состоялась премьера его оперы под названием «Майская ночь».

Отличительной особенностью музея является то, что он не только прекрасным образом воссоздает внешний облик квартиры композитора, но также и в том, что сохраняет царившую в ней атмосферу творчества. В течении многих лет данный дом считался одним из центров культурной деятельности северной столицы. Так, среди почетных гостей Римского-Корсакова можно отметить таких композиторов, как Глазунов и Рахманинов, Лядов и Танеев, таких художников, как Серов и Репин, певцов — Шаляпина и Забела-Врубеля.

Популярность небольшого, но такого уютного концертного зала музея набирает свои обороты не только в кругу начинающих музыкантов, но также и среди уже известных исполнителей

Открывшийся совсем недавно, этот концертный зал теперь располагается на первом этаже, и прекрасно позволяет значительно расширить функциональность музея, тем самым привлекая внимание и большой интерес широкой аудитории. Стоит знать, что в музее постоянно организуются субботние абонементы, предназначенные для школьников, устраиваются концертные выступления молодых исполнителей, представляющие собой цикл «Музыкальная юность Петербурга»

Три раза в год концерты даются непосредственно в мемориальной гостиной. Эти выступления приурочены к открытию и закрытию сезона, а также ко дню рождения композитора — 18 марта.

Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова: что рядом?

Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Тихвинский Успенский монастырь ~ 0,3 км

Введенский монастырь ~ 0,3 км

Мемориальный комплекс и Музей «Астрача, 1941» ~ 8,3 км

Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь ~ 12,8 км

Свято-Троицкий скит Успенского Тихвинского монастыря ~ 26,3 км

Бокситогорский центр истории и культуры родного края ~ 27,0 км

Пикалевский краеведческий музей ~ 39,5 км

Музей истории Пикалевского глиноземного завода ~ 40,2 км

Экспозиция[править | править код]

Музей разделен на три отдела: мемориальный, экспозиционный и концертный. Интерьеры мемориальных комнат были восстановлены по записям одного из сыновей композитора, составившего подробную опись мебели и вещей с их точным расположением. Убранство комнат было сохранено потомками в первозданном виде. В остальном пространстве были организованы экспозиционный и концертный залы. Коллекция музея насчитывает 505 экспонатов.

В мемориальный отдел музея входят прихожая, рабочий кабинет, гостиная и столовая. На стенах прихожей висят фотографии участников творческого объединения «Могучая кучка», на витринах представлены наброски неоконченной оперы «Стенька Разин», партитура оперы «Кащей Бессмертный» немецкого издания и некоторые личные вещи композитора. В кабинете на рабочем столе лежит рукопись оперы «Золотой петушок». Центральный экспонат гостиной комнаты — рояль фирмы Якоба Беккера, на котором во время «корсаковских сред» исполняли свои произведения Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Александр Глазунов, Игорь Стравинский и сам Римский-Корсаков. На стенах столовой размещены портреты предков Римского-Корсакова, а на обеденном столе — именные столовые приборы.

В экспозиционных залах представлены документы, рассказывающие о его работе композитором, дирижером и преподавателем музыки в Бесплатной музыкальной школе и Санкт-Петербургской музыкальной консерватории. Среди экспонатов находится ручка с золотым пером, подаренная композитору в день премьеры оперы «Майская ночь» в Мариинском театре 9 мая 1880 года. Этой ручкой Римский-Корсаков писал все свои дальнейшие произведения.

История создания музея

27 декабря 1971 года в его последнем петербургском доме был основан музей памяти композитора Николая Римского-Корсакова. Семья Римских-Корсаковых переехала на Загородный проспект, 28 в Санкт-Петербург осенью 1893 года. Это, казалось бы, ничем не примечательное пятиэтажное здание расположено посреди двора, в окружении зелени и в стороне от городской суеты. В квартире 39, на третьем этаже, Римский-Корсаков прожил свои последние пятнадцать лет.

После русской революции в вдове 1917 года , композитора, Надежда, была вынуждена покинуть квартиру и переехать ее сына Андрея в начале 1918 г. Долгое время в квартире на Загородном проспекте служил в качестве « коммуналка », или коммунальной квартире, где живут десятью семьями, всего более двадцати человек. Перед отъездом Надежда рассортировала и каталогизировала рукописи мужа, музыкальную библиотеку, плакаты, программы, фотографии, ценные подарки, дани и семейные реликвии. Эта большая коллекция впоследствии легла в основу музея. В начале 20-х годов прошлого века дети Римского-Корсакова передали творчество композитора в рукописный отдел Публичной библиотеки. Мечта о создании музея стала реальностью только в 1967 году, когда государство приняло решение о создании музея-квартиры после неустанных усилий трех поколений Римских-Корсаковых на протяжении более пятидесяти лет. Во всем доме сделан капитальный ремонт, квартира отреставрирована. Внутри сохранились оригинальные кафельные угловые печи, изящный мраморный камин, высокие складывающиеся двери и оконные фары с бронзовыми ручками и засовами. Рисунок и цвет оригинальных обоев проявились под последующими слоями настенного покрытия.

Концерты и мероприятия[править | править код]

В концертном зале, рассчитанном на 50 мест, продолжается традиция творческих вечеров по средам. В цикл «Вечера в доме на Загородном» входят выступления солистов оперных театров, петербургских певцов и музыкантов. Ежегодно 18 марта в честь дня рождения композитора концерты переносятся в мемориальную гостиную. C 2012 года в музее проходят концерты органной музыки, исполняемой на электронном органе.

Для школьников предназначен цикл концертов молодых музыкантов «Музыкальная юность Петербурга», проходящих по субботам. Историю жизни и творчества Римского-Корсакова рассказывает цикл интерактивных лекций.

Коллекция

Более 250 предметов, бережно хранимых семьей композитора, были переданы музею и возвращены на прежние места в кабинете, холле, гостиной и столовой. Полнота и подлинность этих залов делают музей особенно бесценным. Остальные комнаты в квартире были отремонтированы, чтобы создать выставочный зал и концертные залы в честь композитора. Материалы выставочного зала дают представление о разноплановой деятельности Римского-Корсакова как композитора, педагога и дирижера. Различные документы рассказывают о его работе в Свободной музыкальной школе, Придворной капелле и Санкт-Петербургской консерватории, где он проработал 37 лет. Калибр учеников композитора — Александра Глазунова , Анатолия Лядова , Антона Аренского , Александра Гречанинова , Николая Черепнина , Николая Мясковского , Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского — свидетельствует о его педагогическом таланте. Самый ценный экспонат — «золотое перо», подаренное композитору в 1880 году на премьере его оперы « Майская ночь» . С тех пор Римский-Корсаков этим пером писал все свои сочинения, письма и свой журнал «Моя музыкальная жизнь».

Последний период жизни Римского-Корсакова был для него наиболее творческим. За это время он написал одиннадцать из своих пятнадцати опер, в том числе « Сочельник» , « Садко» , « Моцарт и Сальери» , «Царская невеста» , « Кащей Бессмертный» , «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» , «Золотой петушок» и более 40 романсов. . В кабинете композитора нет фортепиано: Римский-Корсаков обычно работал за письменным столом, доверяя своему уникальному внутреннему уху. За другой партой сидела Надежда, верная помощница во всех музыкальных начинаниях мужа, вносящая поправки и фортепианные аранжировки его симфонических и оперных произведений. В юности Надежда сама сочиняла музыку и была блестящей пианисткой.

Музыкальные вечера проходили в гостиной. К 1905 году они стали такими регулярными, что получили название «Корсаковские собрания». Несмотря на то, что эти вечера не планировались заранее, они всегда были интересными. Композиторы Глазунов, Лядов, Стравинский, Танеев, Скрябин и Рахманинов дали премьеры собственных произведений, а певцы Федор Шаляпин , Надежда Забела-Врубель и Евгения Мравина выступили в сопровождении жены Римского-Корсакова. Фортепиано Becker, приобретенное Римским-Корсаковым в 1902 году, сейчас, как и тогда, стоит в гостиной. Традиционные «Корсаковские сходы» проходят и по сей день, и их привлекает теплая, интимная атмосфера.

Особый интерес в столовой представляют портреты предков Римского-Корсакова, написанные неизвестными художниками в XVIII — начале XIX веков. Композитор принадлежал к старинному дворянскому роду, происходящему от Венцеслава Корсака, который приехал в Россию из Литвы и потомки которого потом русифицировали свою фамилию на «Корсаков». В 1677 году царь Федор Алексеевич позволил нескольким Корсаковам высшую уступку прибавить к их фамилии приставку «Римский» (что в переводе с русского означает «римлянин») на том основании, что их древние предки были подданными Римского государства. Николай Римский-Корсаков принадлежал к четырнадцатому поколению потомков Венцеслава Корсака и был шестым потомком Римского-Корсакова.

Камерный концертный зал музея популярен как среди начинающих музыкантов, так и среди солидных исполнителей. Благодаря недавно открывшемуся новому концертному залу на первом этаже музей теперь привлекает большую аудиторию и значительно расширил свою деятельность.

История создания[править | править код]

В квартиру № 39 на третьем этаже доходного дома, принадлежавшего жене генерала Василия Николаевича Лаврова, Римский-Корсаков с семьёй переехал в 1893 году. Два раза в месяц по нечётным средам он проводил здесь творческие вечера, на которых собирались знаменитые композиторы, художники, певцы и музыканты. В квартире гостили Сергей Рахманинов, Александр Глазунов, Александр Скрябин, Игорь Стравинский, Илья Репин, Фёдор Шаляпин. Супруга композитора, пианистка Надежда Николаевна, аккомпанировала Шаляпину, Надежде Забела-Врубель и Евгении Мравиной на старинном рояле.

В этой квартире Римский-Корсаков написал 11 из 15 своих опер: «Садко», «Сказку о царе Салтане», «Царскую невесту», «Кащея бессмертного», «Золотого петушка», «Ночь перед Рождеством», «Моцарта и Сальери», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Боярыня Вера Шелога», «Сервилия» и «Пан воевода». После смерти композитора его супруга сохранила и систематизировала рукописи, нотную библиотеку, письма, фотографии, ценные подарки и семейные реликвии. Этот архив стал основой для экспозиции музея.

В 1908 году Надежда Николаевна была вынуждена переехать к сыну, Андрею Николаевичу, а просторная квартира композитора стала в 1918 году коммунальной. В 1971 году квартира была расселена, а 27 декабря 1971 года по инициативе потомков Римского-Корсакова Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства открыл в квартире первый филиал.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: