Музей колоколов в Валдае — подробная информация с фото

Почему колокола начали отливать именно в Валдае

Возникает закономерный вопрос: почему именно Валдай становится своеобразным центром колокольно-литейного дела? Для этого достаточно полистать страницы истории города и его окрестностей.

Страницы истории

В 1478 году, чтобы присоединить Новгород к Москве и лишить его самостоятельности,  Иван III захватывает город. Он приказывает снять вечевой колокол, символ Новгорода, и отвезти его в Москву. По преданию, новгородский колокол до Москвы не добрался. Он разбился под Валдаем, в деревеньке Зимогорье, на множество маленьких колокольчиков.

В 1656 году мастер московского царского Пушечного двора Александр Лыков по указу патриарха Никона отливает на Валдае самый большой колокол Иверского монастыря, стопудовый «Никон». Оставшуюся бронзу мастер отдает валдайским кузнецам. Из нее кузнецы и отливают первые валдайские колокольчики.

Во второй половине XVIII века в России начали приводить в порядок «государевы дороги» и почтовую службу. Валдай в то время стоял на одной из самых оживленных российских дорог, Московско-Петербургском тракте. В городе находился крупная почтовая станция. И ямщикам нужны были подвесные колокольчики, которые к тому времени уже отливали в Валдае.

Видите, насколько всё взаимосвязано?

А теперь давайте зайдем в музей.

Повозка со спецсигналом

Именно в Валдае впервые в мире колокол определили не в арку церковной звонницы, а под дугу конской упряжи. Новой стала и технология литья валдайских колокольчиков, сильно отличавшаяся от производства церковных. Взятые на вооружение учрежденным в 1802 г. Министерством внутренних дел, ямские колокольчики становятся своеобразным спецсигналом для почтовых и полицейских экипажей. Повозке с колокольчиками в упряжи предоставлялось приоритетное право передвижения по тракту, в том числе на повышенной скорости. Некоторое время даже существовал запрет на использование колокольчиков неслужебными видами транспорта. Такой спецсигнал не просто так появился именно в Валдае. Ведь первая русская шоссейная дорога, соединявшая Москву с Петербургом, проходила прямо через центр этого небольшого города и его жители, как никто, были заинтересованы в безопасном движении.

Однако валдайские колокольчики оберегали не только прохожих от лихих «водителей кобыл», но и сам экипаж – от диких зверей, не терпящих колокольного звона

Поэтому мастерам так важно было рассчитать параметры звучания – «ультразвук», которым славится валдайский колокольчик. Слышно его за многие версты вперед – и в лесу, и на постоялом дворе, где гостям уже заранее ставили самовар

Сегодня люди жалуются на городской шум, но и полтора века назад тишины на улицах не было. Дальняя дорога тем более была своеобразным испытанием звуком – колокольчики и бубенцы не умолкали на протяжении всего пути из Петербурга в Москву, который с остановками занимал неделю. Единственным спасением от назойливости звона была ямщицкая песня. При этом надо было в определенном ритме выталкивать из себя по слогам тексты песен, что позволяло пульсировать барабанным перепонкам и защищало слуховой аппарат от аудиальных перегрузок. Но эти колокольные шумы нарушали тишину городской среды, в связи с чем был издан указ, обязывающий извозчиков «завязывать языки» своих колокольчиков в черте населенных пунктов, развязывая их для обеспечения дорожной безопасности только за околицей.

В Музейном колокольном центре выставлены наспинные часы ямщика, позволяющие пассажирам наблюдать за временем в пути, а также дорожный прейскурант с расценками обязательной оплаты за версту прогона, а также указанием на чаевые.

Услышать экспонаты

Возрождаться колокольное искусство начало лишь в конце 1980-х годов, когда в стране вновь стали отливать колокола. А первая экспозиция, посвященная валдайскому колокольчику, была открыта к Олимпийским играм 1980 года. Готовила её тогда Надежда Яковлева, которая до сих пор работает в музее старшим научным сотрудником. Постепенно собранная ею колокольная коллекция в 1995 году была выделена в отдельный Музей колоколов, который разместился в историческом здании Екатерининской церкви и стал первым в России музеем такого рода. Сегодня здесь можно не только увидеть, но и услышать экспонаты – на трёх колокольных звонницах, – а также познакомиться со звонарной техникой и попробовать себя в качестве звонаря.

Со временем коллекция настолько разрослась, что в Валдае был открыт и Музейный колокольный центр (2015 г.), в котором сегодня представлено 1000 подлинных экспонатов. Это и древние колокольные предметы, обнаруженные в ходе археологических раскопок; и русские церковные, сигнальные, подарочные колокола; поддужные колокольчики; бубенцы; ритуальные барабаны; гонги; била и др

В экспозицию включены и исторические предметы, позволяющие ощутить дух того времени, когда колокольчики были важной частью жизни русского человека: детский тарантас, театральная шаль Шаляпина и проч. Сердце посетителей особо откликается на такие трогательные вещи

С редкими колокольными артефактами соседствуют и мультимедийные технологии. Например, с помощью интерактивного сенсорного стола посетитель может даже сам запрячь тройку.

Колокольные звоны

Наверняка вы хоть раз в жизни слышали звон колоколов и колокольчиков. И прекрасно понимаете, что школьный или надвратный колокольчик будут звучать иначе, чем огромный церковный колокол.

А вы знаете, что европейские и русские колокола звучат по-разному?

На звучание колокола влияют самые разные факторы, в том числе и способ звона.

В Европе колокола было принято раскачивать. А на Руси издавна существовал и сохранился до сих пор особый способ звона «в языки», когда раскачивают не сам колокол, а его язык.

Говорят, что европейские колокола «поют», а русские «говорят». Уже предвижу вопрос: как это «говорят»? Сейчас объясню.

Чтобы вызвонить ритмичные мелодии, звонари пользуются особыми «звонарскими» проговорами. Это своеобразные речитативы, которые проговариваются по слогам во время исполнения звона.

Звонницы в музее установлены не просто так. В Валдае можно не только любоваться колоколами, но и с упоением слушать звоны в исполнении сотрудников музея.

Для меня экскурсию по музею проводил один из валдайских гидов Евгений Яковлев. Сколько же он всего знает!

Евгений рассказал, что в Валдае существовал особый вид колокольного звона, который получил название Рябинового. А еще показал, как можно задавать ритм при помощи разных проговоров. Например, такого: «Вал-дай, Вал-дай, Вал-дай, Вал-дай, Вал-дай за-зво-нил, Вал-дай за-зво-нил…».

Евгений поделился ещё одним интересным речитативом, чтобы показать, как «разговаривают» между собой колокола разных размеров и с разным звучанием. Попробуйте почитать вслух по слогам — и вы обязательно уловите и ритм, и регистр каждого колокола.

Начинает средний колокольчик, словно покупатель на деревенской ярмарке:

— По-чём-тре-ска, по-чём-тре-ска?

— Две-ко-пей-ки-с-по-ло-ви-ной, две-ко-пей-ки-с-по-ло-ви-ной, — тараторит крохотный колокольчик.

— Врё-ё-ё-ё-ёшь, – басит протяжно огромный колокол.

Вот это и есть «разговор» колоколов!

Здание музея

Музей колоколов был открыт в Валдае в 1995 году.

Экспозиция разместилась в очень интересном здании в виде ротонды. Это дворцовая церковь во имя великомученицы Святой Екатерины. Храм был возведен по проекту архитектора Н.А. Львова в 1793 году.

Церковь окружена колоннами, которые образуют открытую галерею. На здании есть  интересная надпись о том, что постройка отличается простыми гармоничными формами, стройными пропорциями и изящными деталями. Впервые вижу, чтобы подобные характеристики были указаны прямо на самом памятнике!

Капители (верхние части колонн) украшены ионическим ордером.

Кстати, постройка интересна не только как архитектурное сооружение.

Исторические события, с которыми связана Екатерининская церковь

В феврале 1826 года через Валдай проезжал траурный кортеж. Он сопровождал  в Санкт-Петербург гроб с телом Александра I, который скончался в Таганроге. И одну ночь гроб с телом покойного императора как раз находился в Екатерининской церкви.

12 марта 1861 года именно в этой церкви была совершена служба по случаю выхода знаменитого царского манифеста об отмене крепостного права.

Даже урна рядом с музеем украшена «колокольными» рельефами!

Экспонаты музея

В музейном зале по всей окружности располагаются витрины с экспонатами. А еще здесь установлены звонницы с большими и малыми колоколами.

Вот пастушьи колокольчики. Их подвязывали на шею животным. Считалось, что колокольчики не только позволяли следить за пасущимся стадом, но и оберегали животных от злых духов. На Руси такие колокольчики назывались боталами

Обратите внимание на колокольчик-ботало справа: он сделан в 1941 году из гильзы от снаряда. 

Еще были подгарки или ожерелки, то есть наборы из колокольчиков и бубенцов. Их подвешивали лошадям на шею.

В витринах музея можно увидеть колокола самой разной формы. Иногда изумляют даже их названия. Присмотритесь к фотографиям в левом нижнем углу: слева изображен колокол типа «сахарная голова», а справа — типа «улей».

Каких только колокольчиков нет в музее! Поддужные, наддверные, почтовые и многие-многие другие.

Очень интересны фрагменты из летописей и старинных книг, в которых упоминаются колокола.

Через музейные колокола незримо проступают, словно негатив на пленке, разные исторические события. И те, которые произошли несколько веков тому назад, и те, что разворачивались у нас на глазах совсем недавно.

На фото слева мы видим знаменитую посадницу Марфу Борецкую, которая склонилась над разбитым вечевым колоколом древнего Новгорода. Это фрагмент знаменитого памятника «Тысячелетие России», установленного на территории Новгородского Кремля.

А справа — узнали? — колокол, выполненный в виде здания Всемирного торгового центра  в Нью-Йорке. Да-да, того самого, который был разрушен в результате теракта 11 сентября 2001 года.

В музее есть колокола, отлитые на разных литейных заводах. Вот колокол с завода валдайского предпринимателя Василия Усачева. Это был последний русский колокольный завод, который работал до 1930 года.

А вот колокол с завода Оловянишниковых в Ярославле.

«Купи, денег не жалей…»

В 1802 году появляются надписи на колокольчиках. На них ставились имена мастеров, место производства, дата отливки, различные фразы и символические изображения. Считалось, что колокольчик говорит то, что на нем написано. При этом самой популярной была фраза: «Кого люблю того и дарю». По традиции жених невесте должен был к свадьбе отлить именно такой колокольчик. Если он не был готов, то свадьба отменялась. В коллекции музея представлено все многообразие напутственных надписей: «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей», «Подай голосок тому предмету, которого милее нету», «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «Мчится тройка удалая, колокольчик – Дар Валдая» и проч. Последняя фраза, взятая из известной песни, постепенно укорачиваясь, во второй половине XIX в. преобразовалась в самую знаменитую колокольную надпись «Дар Валдая». Её, как знак качества, ставили на своих изделиях мастера различных литейных центров России, Польши, Финляндии, пытаясь повторить оригинал. Колокольчики с этой надписью до сих пор не только самые популярные, но и самые подделываемые в мире.

Открытие Николаевской железной дороги в 1851 году (с 1923 она переименована в Октябрьскую) сделало главное шоссе невостребованным и больно ударило по колокольной отрасли в Валдае. Производства с трудом выживали за счёт литья церковных и сигнальных колоколов – для железной дороги, пожарных экипажей и кораблей. Окончательную же точку поставила революция. Колокольный звон, размерявший каждый день русских городов и сел, смолк на рубеже 1920–30-х годов, в разгар варварской антирелигиозной кампании. Колокола сбрасывали со звонниц, разрушали, переплавляли. В Музейном колокольном центре есть специальная экспозиция «Колокольные трагедии ХХ в.», а панорамная видеостена позволяет реально увидеть и осознать роковые события того времени.

Маршрут

Туристический маршрут по городу Валдай совсем небольшой — его реально пройти за 1,5–2 часа. Маршрут начинается у Троицкого собора и далее следует по Народной улице. От Народной улицы он выглядит так: часовня Иакова Боровичского — памятный знак в честь 500-летия основания города — церковь Екатерины II — Дом культуры — Комсомольский проспект.

Вторую половину дня можно посвятить визиту в Иверский монастырь на острове или прогулке по одной из эко-троп национального парка «Валдайский». Туризм — одно из главных направлений развития региона. Поэтому вариантов для досуга здесь очень много. Можно взять на прокат лодку и отправиться изучать водные просторы озера. Это самый популярный вариант, что посмотреть на Валдае за 1 день осенью или летом.

Валдайское озероФото: Sonic_off

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: