Музей колоколов

Фото и описание

На протяжении длительного времени, исчисляемого веками, колокола сопровождали звоном всю жизнь народа. Они не только привносили новое в обычное течение дней, но и возвещали о времени отдыха и труда, радости и скорби, а также об общей молитве. Колокола оповещали о наступлении стихийных бедствий, о приближении врага; именно колокола встречали свои громким звоном народных героев и дорогих гостей, призывали к соборности и единению.

Желание ответить на вопросы: когда именно появились колокола, а также как они рождаются и насколько долго они живут – приводит в музей немалое количество посетителей. В музее есть возможность увидеть русский колокол 16 века до н. э., древнекитайский колокольчик 16 века до н.э., итальянский кампан 12 века, ветровой буддийский колокольчик 17 века, корабельную рынду 20 века или валдайский ямской колокол начала 20 веков. Именно благодаря данным экспонатам становится ясно, что именно колокола были тем самым, что тесно связывало людей различных стран, культур и верований. Пастуший колокольчик, созданный в 16 веке до н.э., родом из Китая, ничем особенно примечательным не отличается от сделанного в кузнице в селе Едрово в 1930 году коровьего ботала. По аналогии с китайским, едровский колокольчик скован из железа и склепан и имеет неяркий и глухой голос. И хотя оба колокольчика внешне непритязательны, они имеют четко выверенную внутреннюю суть, состоящую в функции оберега, который отпугивает зло. Во все времена Восток всегда считал своей главной функцией создавать колокола, способные отпугивать зло, а Запад создавал колокола, которые привлекали своей красотой голоса и формы.

Предания гласят, что христианские колокола появились в Италии, а именно в провинции Кампана и были придуманы Святым Павлинием по образу полевых цветов, которые явились ему в видении словно голос самого неба. Именно такие металлические «цветы» стали приспосабливать на крышах храмов, а звонили они только при дуновении ветра.

В то время как появились колокола в Европе, сложила манера звона в очапные, которая пришла на Руси с появлением самих колоколов и удерживалась вплоть до 17 века, пока не был введен особенный русский звон.

Можно сказать, что Византия дала Руси православие, но завещала не использовать колокола, а звонить только в било. Только в музее можно узнать: чем отличается византийское било от новгородского или гражданского, в чем их различие или схожесть. Кроме того, здесь можно увидеть самый первый колокол, выполненный псковским мастером П. Григорьевой и Т. Андреевой в 1536 году. В Германии колокола появились только в 1680 году, а в Швеции трофейные колокола появились в 1692 году. В Петербурге, Ярославле, Устюжне, Валдае, Вятке отливались колокола для церквей, кораблей, железных дорог. Помимо этого, колокола были настольные, ямские, подарочные; небольшие колокольчики вешались на шею скоту, на дверях они выполняли функцию звонка. Особенность экспонатов такова, что их можно не только смотреть, но и слушать. Колокола, размещенные на трех звонницах, дают уникальную возможность услышать колокольный звон в профессиональном исполнении сотрудников музея, увидеть звонарные приемы и технику исполнения и попробовать позвонить посетителям. При звоне колоколов словно оживают легенды, звуки колоколов будто пронзают душу и тело, невидимой нитью связывая Землю и Небо, как Бога с человеком. Именно в этот момент становится ясно, что этот звон – голос Неба.

В музее колоколов можно узнать: как поют европейские колокола, что говорят русские, что значит малиновый звон и кто такой Йо Хаазен – мастер малинового звона, в чем общность «ямской гармони», баньчжуна и карильона, как слышалась русская дорога почти полтора века назад, а также есть ли вечевой новгородский колокол.

Музей располагает материалами по истории колоковедению, а также современному состоянию звонарного искусства и колокольного ремесла. Здесь можно узнать о том, кто были крупнейшими коллекционерами и исследователями, какими были крупнейшие заводы-производители колоколов и кто такие мастера, создающие колокольные музейные сувениры.

История колокола

По преданию первые христианские колокола появились в Италии, в провинции Кампана, поэтому и в России изначально колокола называли кампанами. А изготовил первые колокола святой Павлиний и сделал их похожими по форме на полевые цветы, которые явились ему во сне как небесный голос. Такие «цветы» из металла стали вешать на крыши храмов, а звон в них получался самопроизвольно от дуновения ветра.

После того, как в Европе появились церковные колокола, возникла и довольно интересная манера звона с помощью раскачивания колокола, а не языка. На Руси подобным образом звонили в колокола до второй половины 17 столетия, пока повсеместно по стране не утвердился особый, русский способ звона при помощи удара языком по корпусу колокола. Примечательно, что в православной Руси вообще были колокола, так как греческая церковь, например, колокольный звон не использовала. А византийцы, от которых и пошло православие на Руси, заповедовали русским князьям использовать не колокола, а било. Било – брус или доска, по которой стучали специальной колотушкой, использовались в Великом Новгороде и в некоторых других княжествах.

Било

Клепало

Изготавливали деревянные била из клена, бука, ясеня, которые придавали звучанию особенную мелодичность. Хотя встречались и металлические била, которые тогда имели название – клепало. Клепало нередко изготавливалось в виде доски или коромысла, что своей дугообразной формой должно было символизировать небесный свод, а звук его уподоблялся грому небесному. Интересно, что на разных краях било звучит по-разному.

Экспонат музея

Считается, что обычай звонить в колокола русичи переняли у западных соседей, где колокола были особо почитаемы, а искусство литья колоколов относилось к священным профессиям. Нередко на Западе при изготовлении колокола подвергались обряду крещения и получали собственные имена. Каким именно путем западный обычай звонить в колокола попал в русские земли доподлинно неизвестно. Одни исследователи полагают, что в распространении этого обычая немалую роль сыграли западные славяне с их католицизмом, другие склонны считать, что колокола были заимствованы у балтийских немцев. Об этом всем можно узнать из экспозиции Валдайского музея колоколов, и не просто узнать, а увидеть своими глазами самый первый русский колокол, который отлили в 1536 году псковские мастера, немецкие колокола второй половины 17 столетия, шведские колокола, которые были взяты в трофей во время баталий, колокола различных российских городов (Вятка, Ярославль, Петербург, Устюжна), колокола для церквей и железных дорог, для кораблей и ямские, колокольца-ботала для скота и дверные звонки-колокольчики.

Экспозиции Валдайского музея колоколов

Экспозиции Валдайского музея колоколов

Описание колокольни

На строительство этого здания повлияла итальянская архитектура и традиции построения колокольных башен не вместе с церковью, а отдельно от нее. В этом помещении насчитывалось раньше 33 колокола.

Основными считаются:

  • Царь-колокол;
  • Реут, или Ревун.

Самый крупный и массивных из колоколов – Успенский. Его вес составляет 65320 кг. На всех колоколах представлены украшения в виде орнаментов и надписей. Практически все они были созданы знаменитыми литейщиками из сплава, в состав которого входили медь и олово.

На сегодняшний день в рабочем состоянии находится всего 22 колокола, а остальные помещены в Музее Московского Кремля, который располагается внутри этого здания. Экспозиция демонстрирует посетителям и туристам историю Кремля и Москвы.

Здесь рассказывается о ее многочисленных укреплениях, расширении территорий и строительстве новых зданий в столице государства. В качестве экспонатов тут можно найти каменные куски первых сооружений, возникших здесь более 500 лет назад.

Высота колокольни — 81 метр.

На сегодняшний день здесь проводят экскурсии, а все желающие могут подняться на колокольню, чтобы посмотреть с высоты птичьего полета на Кремль. Билеты имеют фиксированную стоимость – 250 рублей.

Из истории

Расположена колокольня на Соборной площади. Свою историю она ведет уже многие века, начиная с 1329 года. В то время бразды правления были у Ивана Калиты, а на этом месте находилась церковь святого Иоанна Лествичника.

Спустя практически два столетия каменную церковь снесли, а на ее месте была построена новая в честь Ивана III, которая стала основой будущей колокольни. Ее возведением занимался архитектор Бон Фрязин.  В 1508 году при Василии III у колокольни появляется второй ярус.

Со временем колокольню начали окружать новые постройки. В 1552 году рядом с ней возникла Успенская звонница, которую спроектировал и возвел Петрок Малый. Через 80 лет Бажен Огурцов пристроил к ансамблю Филаретовую пристройку.

Во время правления Бориса Годунова в 1600 году это место также претерпело изменения: был пристроен 3 ярус колокольни, что придало ей уже современный вид. Об этом также свидетельствовала золотая надпись, располагавшаяся под куполом. После этого события высота этой башни достигала 81 метр, и это здание считалось самым высоким в Москве до XVIII века.

Во время Отечественной войны, когда войска Наполеона заняли Москву, французский император приказал убрать с колокольни позолоченный крест. Но его солдатам сделать этого не удалось. Врагам помешала тогда стая ворон, которая с остервенением набрасывалась на мародеров.

Когда армия Наполеона отступала из Москвы, она взорвала многовековую конструкцию. Чудесным образом сохранился только столп здания, все остальное – звонница и пристройка – были полностью уничтожены. Восстановили их былой вид только по истечению трех лет.

Архитекторы колокольни Ивана Великого

В 1532 году к северной стороне храма зодчим из Италии Петроком Малым была пристроена звонница с храмом Вознесения Господня, в ней разместили колокол «Благовестник» в тысячу пудов. Сама святыня занимала третий ярус, чтобы войти в нее, построили лестницу.

Постройка подобных башен-кампанилл является итальянской традицией, которую в ансамбль московского Кремля привнес архитектор Бон Фрязин, до того момента большое количество времени проработавший в Венеции. Бон Фрязин сохранил замысел первого храма-колокольни из дерева и стал создателем новой каменной колокольни с пространством для совершения служб. Он занимался постройкой двух нижних восьмигранных ярусов и частью третьего. В конструкции первого яруса он заложил балки из металла.

Площадь, находящаяся к востоку от святыни, получила название ИвановскойИменно здесь во всю мощь, «во всю Ивановскую», оглашались указы царя и наказывали провинившихся.

В 1600 году зодчий по имени Федор Конь органично дополнил композицию и надстроил колокольню, не испортив замысел Бон Фрязина. В качестве заказчика выступил царь Борис Годунов.

В XVII веке церковь сделали звонницей, она получила название Успенская. В годы, когда на престоле был Михаил Романов, к северной стороне архитектор Важен Огурцов пристроил еще одно сооружение — Филаретовскую пристройку, имеющую белокаменные пирамидки и черепичный шатер.

Отечественная война 1812 года привела к разрушению звонницы и пристройки, целой осталась лишь колокольня. С нее сняли крест, который до сих пор числится утерянным, в настоящее время на позолоченный купол колокольни разместили железный восьмиконечный крест, его покрывают медные позолоченные листы. Верхняя перекладина дополнена вырезанными на ней словами «Царь Славы».

Сергей Кузнецов

В 1819 году разрушенную звонницу и Филаретовскую пристройку восстановили и вернули им прежний вид, в основу работ был положен проект архитектора Доминико Жилярди, также в восстановлении были задействованы архитекторы Луиджи Руска и Иван Еготов. Строения были дополнены элементами архитектуры XIX века.

На протяжении долгого времени колокольня оставалась наиболее высоким и значительным зданием в столице. Она служила дозорным пунктом и помогала страждущим объединиться в вере. Тем не менее из-за революционных событий привычный ход истории пошатнулся.

В 1918 году территорию московского Кремля превратили в общежитие, ставшее ночлегом для более чем двух тысяч человек. Начавшаяся Великая Отечественная война привела к размещению командного пункта Кремлевского полка на территории Успенской звонницы. В рядом расположенном Царь-колоколе поместили узел связи.

Уже после войны церковь начала превращаться в музей.

Ольга Державина

Колокола «Ивана Великого»

«Иван Великий» служит колокольней для всех больших кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского, которые своих звонниц не имеют.

Отсюда начинался колокольный звон по всей Москве. Этот негласный обычай был утвержден митрополитом Платоном в XVIII веке. Владыка особо указал, чтобы до удара большого Успенского колокола никто в Москве не начинал праздничного звона. Таким образом, праздничный перезвон от центра Кремля плавно раскатывался по городу, постепенно набирая силу и создавая всеобщее величавое звучание.

Успенский колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам

В центральном проеме Успенской звонницы висит самый большой колокол — Успенский, весом 4000 пудов (свыше 65,5 тонны). Он был отлит в 1817-1819 годах 90-летним колокольным мастером Яковом Завьяловым и пушечным мастером Русиновым из старого колокола, разбившегося при взрыве звонницы в 1812 году. При этом на колоколе были повторены изображения Спасителя и Богоматери, а также царей Алексея Михайловича и Петра I и добавлены изображения императора Александра I и членов императорской семьи. На нижней части колокола — надпись в пять рядов об изгнании из России войск Наполеона и отливке колокола. Колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам.

Висящий в соседнем проеме колокол «Реут» был отлит в 1622 году по повелению патриарха Филарета. Его, как и Царь-пушку, создал мастер Андрей Чохов. Вес колокола до сих пор точно не определен. Некоторые источники указывают 1200 пудов (19,6 тонн), другие — 2000 пудов (32,6 тонн). «Реут» (в просторечии — «Ревун») имеет очень низкий звук, который оттеняет звон прочих колоколов. После падения при взрыве в 1812 году ему восстановили отколотые уши, и «Ревун» не изменил своего тона.

В 1855 году во время торжественного звона в честь восшествия па престол Александра II колокол сорвался н при падении проломил своды звонницы, при этом погибло несколько звонарей. Это событие посчитали плохим предзнаменованием для императора. Действительно, после пяти покушений на его жизнь, Александр II, как известно,был убит террористами-народовольцами.

В Филаретовской пристройке висит Семисотный колокол, отлитый в 1704 году. Название происходит от его веса — 798 пудов (13 тонн). Его отлил известный мастер Иван Моторин, создатель Царь-колокола. Первые удары этого колокола ознаменовали начало Великого поста, когда замирали прочие колокола.

В нижнем ярусе колокольни «Иван Великий» висят шесть колоколов ХVII-ХVIII веков: «Медведь», «Лебедь», Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский. Новгородский колокол 1556 года Иван Грозный вывез из Софийского собора покоренного Новгорода. В 1730 году мастер Иван Моторин перелил его и, сохранив древние надписи, добавилизображение петербургской Петропавловской крепости.

Самый тяжелый колокол — «Лебедь» — весит около 7,5 тонны. Такое имя давали колоколам с резким «птичьим» звучанием. Колокол «Медведь» получил свое название по низкому ревущему звуку. Оба этих колокола были перелиты из старых колоколов мастером Семеном Можжухиным в 1775 году.

Слободской колокол также был отлит из старого в 1641 году. Только это и известно о нем из надписи на боку.

Трехсотпудовый (4,9 тонны) колокол Широкий отлит в 1679 году братьями Василием н Яковом Леонтьевыми. Его двухметровый диаметр больше высоты почти на 30 см. Обычно у русских колоколов эти размеры одинаковы.

Ростовский колокол, отлитый в конце XVII века знаменитым литейщиком Филиппом Андреевым, привезли из Ростовской епархии, которая славилась своими «ростовскими звонами».

На среднем ярусе висят 10 колоколов ХVI-ХVII веков. Среди них есть Мариинский колокол с изображением св. Марии Египетской, отлитый на помин душ бояр Морозовых, родственников царя Алексея Михайловича. Основатель знаменитой династии колокольных мастеров Федор Моторин отлил в 1678 году Даниловский колокол с изображением св. князя Даниила Московского и шестикрылых серафимов, которые напоминают о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб.

На верхнем ярусе колокольни находятся три небольших колокола XVII века.

В наше время обследованные и пригодные для звона колокола начали использовать во время служб в соборах Кремля. А когда-то одновременный перезвон всех колоколов «Ивана Великого» в дни больших праздников производил незабываемое впечатление на горожан и гостей Москвы.

  • Назад

  • Вперед

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: