Усадьба ольгово

Усадьба Тарычёво

Рекомендовать место

18

7

В былые времена некогда великолепной усадьбой владели многие знатные люди России, привнесшие в историю и развитие имения свой неоценимый на сегодня вклад. После Львовых владельцем стали Хитрово — Тарычёво было отдано в приданое дочери князя Львова, вышедшей замуж за Богдана Хитрово, именно им было инициировано строительство деревянной церквушки во имя Рождества Святой Богородицы, освящение которой привело к получению статуса села. Затем Головкины, которые были владельцами села в течение почти 20 лет (на время их владения приходится непосредственно основание усадьбы Тарычево и строительство Храма Рождества Богородицы), Козловы, Соймоновы (на времена их владения пришелся, по мнению исследователей, самый расцвет усадьбы). Последними владельцами числятся Расторгуевы, глава семьи внес в уже сложившийся усадебный ансамбль лишь незначительные дополнения в виде основания в селе церковно-приходской школы, манежа для выгула лошадей и небольшой конюшни.

В начале XIX века хозяева усадьбы Соймоновы, провели масштабную реконструкцию усадьбы, обновив её живописный облик. Был высажен великолепный липовый парк вместо популярного в то время регулярного сада, появились пруды, надворные постройки и жилые здания были перестроены в стиле популярного в то время классицизма.

Нельзя не сказать несколько слов о памятнике церковной архитектуры на землях усадьбы Тарычево – храме Рождества Богородицы, возведенном, как уже говорилось, во времена владения усадьбой графской семьей Головкиных. Уникальный образец елизаветинского барокко 1765 года постройки относится, по мнению специалистов, к редкому типу храмов. Говорят, что здесь пел великий Шаляпин, поскольку в храме создается великолепная акустика. Трагическая участь многих церквей в 1930-х годах постигла и это творение. Храм был закрыт, частично разрушен, ценнейшие старинные иконы сожжены. Русской Православной Церкви храм возвратили только в 1990 году. До этого момента он служил складом декораций Киностудии им. Горького. Чуть позже, в 1992 году были начаты восстановительные работы. Но, поскольку из-за отсутствия крыши, кладка имела аварийное состояние, храм просушивали в течение 10 лет.

Нужно учесть, что храм имеет архиважное значение в жизни Тарычево, поскольку при утрате храма оно стало называться и писаться деревней. Теперь же, когда бывшее имение обрело свой духовный ориентир, есть надежда вернуть Тарычево статус села

С течением времени, после революции, определившей участь многих ценностей России, некогда живописное имение, великолепный памятник Подмосковной усадебной архитектуры, пришел, как и большинство из них, в полнейший упадок и запустение. А большинство построек просто бесследно исчезло.

Архитектура

Начало двух въездных аллей отмечают парные обелиски, на въезде в
парадный двор перед усадебным домом располагалась две башни
(сохранилась только одна) в стиле псевдоготики. Двухэтажный на
высоком цоколе дом сложился за два строительных периода. В 1790-х
Ф. Кампорези капитально реконструировал старый усадебный дом,
достроил второй этаж, украсил фасад, добавил деревянные пристройки;
в 1880-х декор фасадов был изменён, фронтоны увеличены.


Vkontakte User @ Vkontakte

Северный флигель был построен Ф. Кампорези в 1790-х для театра.
Современный южный флигель построен в 1883 деревянным на месте
стоявшей здесь оранжереи архитектором Н.В. Набоковым, в 1980-х
перестроен в кирпиче. Флигели объединены с домом открытыми
переходами на арках, балюстрады которых раньше были украшены
вазами. У главного въезда, замыкая парадный двор полукружием,
расположены два жилых корпуса для дворовых людей: один — для
холостых, другой — для семейных. К дому также пристроены кухонные
корпуса начала XIX века, лишённые декоративной обработки.

Со стороны парка дом обработан мощным шестиколонным портиком,
поставленным на высокий, прорезанный арками, белокаменный выступ
цокольного этажа.


Vkontakte User @ Vkontakte

Центральная часть главного дома возведена около середины XVIII
века. В конце того же столетия дом был обстроен Ф. Кампорези,
причём обстройка его осуществлена в дереве, а затем оштукатурена и
обработана под камень.


Vkontakte User @ Vkontakte

Внутри дома имелись два больших зала, отделанных в классическом
стиле, из которых один выходит на парадный двор, а второй — в
сторону парка. Последний зал, большой и двухсветный, по размерам
немного уступает зеркальному залу в
Кусково. Стены его украшены парными пилястрами. Колонны
коринфского ордера поддерживают хоры. Всё в этом зале выполнено из
дерева, вплоть до колонн, раскрашенных под мрамор. В люнетах между
пилястрами помещены гипсовые барельефные изображения предков
Апраксиных. Зал был обставлен ампирной мебелью работы крепостных.
На стенах зала висели фамильные портреты как русских, так и
иностранных художников.

На дороге к селу в 1751 К. Л. Дружининым построена
Введенская церковь. В 1828 она была перестроена и приобрела черты
ампира. Рядом стояла церковно-приходская школа.


Vkontakte User @ Vkontakte

С редкой полнотой в Ольгово сохранился хозяйственный комплекс
начала XIX века, расширенный в 1880-х. В его состав входят
конторские флигели, конный и скотный дворы, манеж, службы, рига,
амбары,
ткацкие корпуса.


Vkontakte User @ Vkontakte

Парк, занимающий площадь 55 га, с многочисленными прудами
некогда был украшен «Храмом добродетели», триумфальной аркой,
обелисками, «Турецкой мечетью», беседками. В Ольгове имеется три
пруда, самый большой из которых размером 3.2 га. расположен в 400
метрах от дворца, дворец в настоящее время представляет собой
руины.

Усадьба Воскресенское

Рекомендовать место

20

7

В списке бесследно утраченных памятников архитектуры значится застройка усадьбы Воскресенское. От былого великолепия до наших дней сохранился только старый заброшенный парк, раскинувшийся на берегу реки Язвенки. Это имение в 1910 году приобрел крупный российский предприниматель Николай Карлович фон Мекк, занимавший пост председателя правления Общества Московско-Рязанской железной дороги. Имевший в своем распоряжении немалые средства фон Мекк начал масштабную перестройку усадьбы.

Новый владелец превратил заброшенное имение в крупную усадьбу, отвечавшую всем веяниям того времени. Были снесены все деревянные дачи, отреставрирован каменный дом, полностью обновлена обстановка внутренних помещений. На чердаке была установлена цистерна для хранения воды, проведен водопровод. Главный дом окружили пышные кусты сирени и великолепный розарий. Перестройка коснулась и хозяйственных помещений — строится здание, предназначенное под коровник, конюшню, свинарник и птичник, а также отдельные помещения для легковых автомобилей, каретный сарай, водонапорная башня и многое другое. В одном из зданий находилась динамомашина, служившая для выработки электричества.

Комплекс усадебных построек включал в себя около 50 строений. Все это великолепие дополнял обширный парк со старинными деревьями и тенистыми аллеями. Владельцы усадьбы активно занимались разведением лошадей брабасонской породы и породистого крупного рогатого скота. Однако, к сожалению, после революции усадьба была заброшена и в последующие годы постепенно разрушалась.

Координаты: 55.52927400,37.44134200

Усадьба Белая Колпь

Рекомендовать место

10

9

Усадьба Белая Колпь — это родовое поместье князей Шаховских, владевших им на протяжении почти трех столетий — с 1658 по 1917 год. Из обширного усадебного комплекса сохранилось несколько построек — построенный в 1806 году двухэтажный дом управляющего, церковь, фрагменты конюшни начала XIX века и живописный парк. История усадьбы начала 20-х годов XIX века хранит воспоминания о некоторых участниках восстания декабристов, которые нередко навещали своего преподавателя, В.М. Шаховского в его поместье.

Главный усадебный дом до наших дней не сохранился — он был разобран после революции. Доминантой и основной достопримечательностью сохранившейся части усадебного комплекса является возведенная в 1807 году Андреевская церковь. Это одноапсидный храм, основной объем которого венчает световая ротонда. Практически одновременно к западной части храма была пристроена трапезная, а спустя несколько лет — трехъярусная колокольня в стиле ампир. Богослужения в храме в настоящее время возобновлены, проведены реставрационные работы.

Статья «Министр изящных искусств»

Елизавета Петровна Янькова, владелица сельца Горки в Дмитровском уезде, так вспоминала об одном из посещений ее соседом – Степаном Степановичем Апраксиным. Заехав в Горки по пути из Ольгова в Москву, с незнакомым Яньковой спутником, Апраксин представил его следующим, образом; «А вот это – мсье Кампорези, министр всех ольговских построек и верховный учредитель всех наших празднеств». Приезд гостей оказался для хозяйки весьма кстати: архитектор дал консультацию о возможности надстройки колокольни усадебной церкви, которую намеревалась сделать Янькова. Кто же такой этот «мсье Кампорези» и каким образом он оказался «министром» архитектуры и художеств у Апраксина?

Франческо Кампорези, родившийся в 1747, году в Болонье, был одним из тех талантливых итальянских мастеров, приглашенных в Россию, что нашли здесь достойное применение своим знаниям и умениям. Для Кампорези, прибывшего в Россию в начале 80-х годов XVIII столетия, эта, поначалу загадочная страна стала второй родиной, и зваться он стал на русский лад – Франц Иванович. Несмотря на то, что после участия в достройке Екатерининского дворца сколько-нибудь значительных «державных» заказов Кампорези, судя по всему, уже не получал, тем не менее, без работы не остался. Н.П. Шереметьев приглашает его для работ в своем знаменитом подмосковном Останкине, получает он заказы и от других вельмож в Москве и Подмосковье. Но в лице С.С.Апраксина Кам-порези обрел и постоянного покровителя, и заказчика. Прежде всего, нашлась работа в Ольгове. Здесь был существенно перестроен и расширен главный дом, к которому пристроены галерея и флигели, возведены конный и скотный дворы и другие здания хозяйственного назначения, проведена перепланировка старого парка.

Автор очерка «Ольгово», вышедшего в 1925 году в серии «Подмосковные музеи», Ю. Анисимов довольно скептически относился к вопросу о степени участия Кампорези в перестройке усадьбы. Но, кроме приведенного выше свидетельства Яньковой, в пользу Кампорези говорит и наличие выполненных им акварелей с разрезами интерьеров главного ольговского дома.

На фронтоне последнего был в свое время установлен щит с гербом Апраксиных и датой – 1788 год, хранящийся в настоящее время в нашем музее. Можно предположить, что эта дата связана именно с перестройкой Ольгова.

Известно также, что в 1792 году Кампорези построил дом Апраксина в Москве на Знаменке (ныне улица Фрунзе).

Большинство известных нам построек Ф. Кампорези выполнены в стиле классицизма, однако, как чуткий к веяниям моды мастер, он не без успеха возводил постройки и в других стилях. В этом отношении интересна церковь Вознесения в Перемилове, приобретенном около этого времени С.С. Апраксиным. В трактовке объемного решения каменного храма, построенного в 1792 году, виден почерк оригинального мастера, каким, бесспорно, был Кампорези. В ряду интересных черт архитектуры перемиловской церкви следует отметить, в частности, отсутствие колокольни, ставшей в этот период почти непременным атрибутом русского храма. Ее здесь заменяет отдельно стоящая звонница, выполненная в стиле так называемой «казаковской готики». Черты этого стиля явно прослеживаются и в наружном декоре самого храма. В таком же стиле выполнены, между прочим, и въездные башни в Ольгове со стороны старой московской дороги, одна из которых сохранилась до наших дней.

Среди вероятных построек Кампорези – и церковь Покрова в Андреевском, воздвигнутая в 1803 году по заказу тогдашней владелицы села графини Е.Ф. Орловой и относящаяся к числу оригинальных произведений архитектуры раннего ампира на территории Подмосковья. Основная часть храма представляет собой ротонду без выступающей алтарной части, к ней примыкает трапезная с четырехколоиными портиками, а к последней – стройная трехъярусная колокольня.

Но собственно архитектура – это только одна из сторон творческой деятельности Кампорези. Бесспорна его ведущая роль в качестве художника и режиссера в организации празд-ников, которые часто устраивались С.С. Апраксиным в Москве и Ольгове. Известны и выполненные им в технике акварели виды Москвы и ее окрестностей, которые затем были переведены в гравюры и изданы.

В 1827 году умер главный покровитель Кампорези – С.С. Апраксин, а в апреле 1828 года А.Я. Булгаков сообщил, между прочим, в письме к брату:

Результаты этих хлопот неизвестны. В 1831 году Ф.И. Кампорези умер в возрасте 84 лет.

Р. ХОХЛОВ

Усадьба Дубровицы

Рекомендовать место

44

13

Усадьба Дубровицы располагается в одноименном поселке Подольского района, на расстоянии около 36 километров от Москвы. Ее история насчитывает почти 5 столетий и связана с такими знаменитыми личностями, как боярин Морозов и князь Голицын.

Центральное место в усадебном комплексе занимает действующая церковь Знамения Богородицы. Этот великолепный храм постройки конца 17 века является подлинным архитектурным шедевром. Грандиозное сооружение с элементами барокко стоит на высоком цоколе, имеет открытые галереи и расходящиеся веером лестницы. Высокую восьмигранную башню, возвышающуюся над четырёхлепестковым первым ярусом, венчает уникальный ажурный купол. Фасад и интерьер здания украшают барельефы, круглая скульптура и резьба по камню.

До наших дней сохранился и кирпичный дом 18 века, построенный потомком великого князя. Многократно перестраиваемый в дальнейшем, он из барочного превратился в образец классицизма. На парадной лестнице голицынского дворца восседают каменные львы. Также архитектурный интерес представляет конный двор, который выполнен в псевдоготическом стиле.

Усадьба Марьинка

Рекомендовать место

6

5

Усадьба Марьинка, (другое название — Воздвиженское) стала известна с начала XVIII века. Владелец Д.И. Бутурлине был известным масоном, и в 1780 годы он начал строительство грандиозного дворца по проекту архитектора В.И. Баженова. В наши дни, от большого усадебного комплекса сейчас остались только Воздвиженская церковь 1748  году с ампирной колокольней и конный двор со службами.

Сохранившиеся постройки усадьбы Марьинка теперь находятся за бетонным забором, на территории детского оздоровительного лагеря и не доступны практически для осмотра.

Воздвиженская церковь на данный момент реставрируется. А построена она была еще в 1748 году. Осмотреть в усадьбе можно также парк с лучевой системой посадки деревьев и несколькими разбитыми прудами.

Усадьба Владимирово

Рекомендовать место

13

10

Усадьба Владимирово находится в деревне Слащево Подольского района Московской области. Она была построена во второй половине XVIII века. Владельцами имения были Мансуровы, затем Бухвостовы и Прянишниковы, в конце XIX — начале XX века усадьбой владела купчиха З.Ф. Кудрявцева. Уцелевшие постройки представляют интерес как примеры усадебного строительства XVIII века.

В архитектурном ансамбле усадьбы не хватает главного усадебного дома, который так и не был построен. До наших дней во дворе прямоугольной формы сохранились 2 одноэтажных флигеля, 2 двухэтажных павильона, фрагменты парка и пруд. В настоящее время усадебные постройки используются как дачные дома и представляют собой частную собственность.

Усадьба Троицкое-Лобаново

Рекомендовать место

9

2

Усадьба Троицкое-Лобаново была основана на рубеже XVI-XVII веков, и на протяжении последующих столетий не раз переходила от одного владельца к другому. Этот список обширен и включает в себя весьма известные фамилии — это и князья Волконские, и сын Екатерины II и графа Григория Орлова граф Алексей Бобринский, и семья Азанчевских.

До наших дней от усадебного архитектурного комплекса сохранилось немало построек, несмотря на то, что главный дом и флигель сохранились лишь в виде развалин. Большой интерес представляет церковь Святой Троицы, построенная в конце XVI века. В XVIII веке рядом с церковью была возведена колокольня, которую в 1843 году соединили с основным объемом путем пристройки трапезной. От ограды церковного двора сохранились небольшие фрагменты с башенками. Однако главной жемчужиной усадьбы является обширный парк, разбитый в XVIII веке, состоящий из смешанных пород деревьев.

Троице-Лобановский парк по своим архитектурно-композиционным характеристикам обладал целым рядом достоинств, которые делали его весьма уютным и живописным. Он устроен просто и лаконично, не перегружен декоративными элементами, а планировка подчеркивает его масштабность.

Усадьба Растуново

Рекомендовать место

16

7

Усадьба Растуново на сегодняшний день – это церковь Иверской иконы Божией Матери, возведенная в традициях зрелого классицизма А.П.Демидовым, владельцем имения, в 1797 году. Примечательно, что церковь была отремонтирована, она является действующей по сей день.

Оригинальна композиция храма, представляющего собой постройку из красного кирпича с белокаменными деталями. Вероятно, над созданием церкви трудился талантливый зодчий московской школы.

В 1990-е годы к западной стене трапезной была пристроена трехарочная звонница стенообразного типа, которая стилистически выбивается из общей храмовой композиции.

Раннее близ храма можно было увидеть пятиярусную отдельно расположенную колокольню, которая не дошла до наших дней.

К северо-востоку от Растуново, на левом берегу речки Северка, до наших дней дошло славянское городище, относящееся к XII-XIII векам. К сожалению, название этого города до нас не дошло.

Усадьба Ольгово зимой

Но в наш нынешний приезд меня ждало приятное открытие: судя по всему, начались работы по восстановлению усадьбы. По крайней мере, убрали памятник Ленину, который стоял посередине парадного двора, установили информационные щиты, рассказывающие об истории усадьбы и ее владельцах. Забор, который стоял вокруг руин главного дома, тоже убрали. На пруду рыбаки ловили рыбу (там организована платная рыбалка), прогуливались люди.

Сначала со стороны парка мы подошли к руинам главного дома усадьбы. Сейчас, зимой, его можно было рассмотреть во всех деталях. Конечно, состояние ужасное. Но, насколько я помню, до своей реставрации Большой дворец в Царицыно* был в подобном состоянии.

* Царицыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы, построенный Баженовым и Казаковым для императрица Екатерины Второй в 70-80-е годы XVIII века; Большой дворец так и не был достроен, ныне восстановлен.

Руины главного дома усадьбы

За деревьями, посеребренными инеем, виднелся пруд.

Усадебный парк и пруд

Летом руины главного дома частично закрывала растительность.

Руины главного дома усадьбыРуины главного дома усадьбыРуины главного дома усадьбы — остатки портикаРуины главного дома усадьбы

Перед руинами установили информационный стенд со старыми фотографиями. Да, контраст ужасающий

Руины главного дома усадьбы и стенд со старинными фотографиями

Галерею, ведущую к северному флигелю (здание бывшего крепостного театра Апраксиных), надстроили.

ГалереяРуины главного дома усадьбы

Затем мы подошли к северному флигелю — бывшему крепостному театру. Стена была затянута полотнищем.

Здание бывшего крепостного театра (Северный флигель)Информация о крепостном театре АпраксиныхЗдание бывшего крепостного театра Апраксиных (Северный флигель)

Мы прошли вдоль Северного флигеля и оказались перед еще одним — Северным овальным флигелем, одним из двух зданий для дворовых людей. Перед ним, как и летом, стояло какое-то непонятное сооружение — то ли коптильня, то ли печка.

Северный овальный флигель

Дороги в парадном дворе были расчищены. Вообще, если летом было ощущение заброшенности, то сейчас все смотрелось несколько веселее.

Руины главного дома и Южный флигельРуины главного домаЗдание бывшего крепостного театра Апраксиных и галереяРуины главного дома усадьбыРуины главного дома усадьбы

Памятник Ленину убрали. Зато установили план-схему Ольговских построек.

План-схема усадьбыПарадный двор усадьбы

Затем мы снова подошли к руинам усадебного дома. На месте забора оказалась лишь строительная лента. Может, это свидетельство того, что дом все-таки начнут восстанавливать? Очень хочется в это верить…

Руины главного дома усадьбыРуины главного домаРуины главного дома и здание бывшего крепостного театра

Около Южного флигеля установлен еще один информационный стенд, рассказывающий о бывших владельцах усадьбы — Апраксиных.

Информационный стенд о владельцах усадьбы — Апраксиных

У стены зачем-то лежали старые козырьки.

КозырькиДверь в Южный флигельЮжный флигель

Около Южного овального флигеля — еще один информационный стенд.

Информационный стенд о бывших владельцах усадьбы — Апраксиных

Ну куда же по нынешним временам без котэ?

КошкаЮжные флигели усадьбы Ольгово

Покинув парадный двор, мы направились в сторону монументальных строений — хозяйственных построек конного двора и конторских флигелей.

Хозяйственные постройки конного двора и конторские флигели

Они стоят на некотором отдалении от усадьбы. Во времена Апраксиных здесь разводили орловских рысаков.

Постройки конного двораКонный двор и конторские флигелиБывший конный дворКонный двор

В одном из конторских зданий разместилась почта.

Конторские флигели усадьбы ОльговоПочта в здании бывшего конторского флигеля

А двери и окна последнего флигеля оказались заколоченными.

Одно из конторских зданий

И, о чудо, за ними показалась новая левада. Неужели в роскошных конюшнях снова появятся лошади?

Конторские флигели

Далее по дороге мы пошли в сторону усадебной Введенской церкви.

Берега сельского прудаВведенская церковь в ОльговоВведенская церковь в ОльговоВведенская церковь в ОльговоЖилые дома в ОльговоДома в ОльговоДом в Ольгово

Той же дорогой мы вернулись к усадьбе.

Здание манежа — «шайба»

Один из обелисков на въезде тоже отреставрировали.

Въездная аллеяСкотный двор и амбары

Еще раз хочу повторить, что Ольгово — это одна из самых больших и красивых усадеб Подмосковья. И очень хочется думать, что у нее есть будущее.

Усадьба Константиново

Рекомендовать место

21

7

Усадьба Константиново находится на высоком откосном берегу в окружении зелени. Словно маяк, возвышается церковь Смоленской иконы Богородицы, которая расположена на расстоянии 1 км от усадьбы.

Усадьбой в разное время владели: вотчинники Ромодановские – в XVII веке, Е.И.Головкина – вторая половина XVIII века, Р.Е.Татищев – в начале XIX века, далее – Похвиснев, Решетовы и Пржевальский, брат известного путешественника, исследователя Центральной Азии. Загоскин был последним владельцем усадьбы.

Усадебный дом выстроен в стиле ампир, он был сооружен в 20-е годы XIX века. Он построен из кирпича, украшен мезорнином и боковыми антресолями, его подвалы сооружены из белого камня. Украшает дом и тосканная колоннада, расположенная с парковой стороны, а также широкий балкон.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери была построена здесь в 70-е годы XVII века на средства князя Ромодановского.

В советское время церковь была перепрофилирована под фабрику игрушек, однако в 2004 году в нее снова вернулись верующие.

Усадьба Софрино

Рекомендовать место

8

4

В двух километрах от платформы Ашукинская, которая находится в Пушкинском районе расположена усадьба Софрино, увидеть усадьбу вам поможет стройная Софринская церковь, виднеющаяся издалека. В 70-х годах XVII века усадьба было «государевым селом», а в 90-х годах стало принадлежать боярину Ф.П.Салтыкова, дочь которого Прасковья вышла замуж за брата Петра I, царя Ивана Алексеевича. В середине XVIII века поместье принадлежало к личным вотчинам императрицы Елизаветы Петровны.

В Софрино, которое находилось на пути в знаменитую Троице-Сергиеву лавру, частенько останавливались венценосные особы, поэтому эта усадьба и стала достаточно известной.

Усадьба является прекрасным образцом архитектуры и, главное, сохранилась до наших дней. Прекрасная Смоленская церковь, сама усадьба и парк с прудом и фруктовыми садами — все это наполнено величественной древностью и оставит несомненно огромное впечатление от посещения

Особенно привлекает внимание храм в усадьбе, где покоятся в склепе останки графини Ягужинской, а изящество постройки здания храма не оставят никого равнодушным к такой красоте

Усадьба Михайловское

Рекомендовать место

5

Если в первое десятилетие 2000-х Михайловское кажется несколько дремучим, то во времена господ Лесли, владевших здешними угодьями в конце XVIII веке это был настоящий медвежий угол. Но несмотря на прошедшее количество лет, усадебный дом сохранился хорошо.

Дом в Михайловском настоящее палаццо – довольно большой, двухэтажный, прямоугольный с боковыми ризалитами, к которым примкнули циркумференции галерей, оканчивающиеся на концах небольшими флигелями.

«Вдоль галерей, обрамляя парадный двор и подчеркивая величавую торжественность здания, стояло по двадцать колонн с каждой стороны. Колонны же, видимо, украшали центральный фасад, поддерживая балкон второго этажа» — писал А.А. Галашевич.

Усадьба, к сожалению утратила все свои составляющие, в том числе хозяйственный комплекс и парковые сооружения (от фундаментов садовых сооружений кое-где видны заросшие травой холмики). Парк погиб, позади дома ещё видны сухие, устрашающего вида коряги, торчащие из земли – останки вековых деревьев, интерьеров дворца так же больше нет.

Координаты: 57.45605600,35.59488800

Статья «В Ольгово к Апраксиным»

Если такое решение принимал московский дворянин относительно летнего времяпрепро-вождения, он знал: будет отдых сытным и веселым и обойдется гораздо дешевле, чем на водах или за границей. Хлебосольный граф Степан Степанович как нельзя лучше устроил свою подмосковную усадьбу в Дмитровском уезде: от Москвы рукой подать, дом большой, просторный, есть в нем и зал для балов, и уютная гостиная, и богатая библиотека. Обширнейший английский парк с прудами украшен многочисленными гротами, беседками, искусственными руинами. Можно в окрестных лесах прекрасно поохотиться или же нанести визит соседям: Голицыным – в Сокольники, Яньковым – в Горки, Оболенским – в Храброво.

Но все же самым главным развлечением и хозяев, и гостей Ольгова был театр. Завзятым театралом слыл Степан Степанович и здесь, и по всей Москве. В начале прошлого века в его московском театре на Знаменке (теперь улица Фрунзе) давали представления не только апраксинские крепостные актеры, но и императорская труппа, и итальянцы. В феврале 1827 года Пушкин слушал у Апраксина «Сороку-воровку» Россини. Владелец театра не жалел расходов. Современники вспоминали: когда ставили оперу «Диана и Эндимион», зрители слышали звуки охотничьих рогов, раздавался лай собак, а на сцену выбегали живые олени.

А что же в Ольгово, или «Льгово», как называли его владельцы? Здесь театр размещался в специально отведенном флигеле, возведенном, как и другие усадебные постройки, по проекту Франческо Кампорези, архитектора-итальянца, которого сам хозяин называл «министром всех ольговских построек и верховным учредителем празднеств». На ольговской сцене выступали как сами хозяева, так и их гости. Екатерина Владимировна Апраксина была избрана почетным членом Петербургског филармонического общества, о чем свидетельствует диплом, представленный в экспозиции Дмитровского музея.

Многое исчезло после закрытия Ольговского музея в 1928 году. Музей изобразительных искусств, театральный музей имени Бахрушина увозили отсюда в Москву целыми подводами предметы усадебного быта, произведения искусства, библиотеку, театральный реквизит. Работник Ольговского музея Смирнов в своей рукописи «100 лет по предметам Ольгова» упоминает о машине, которая позволяла на сцене создавать эффект грозы, блеск молний, запах озона… Остается только догадываться, что же еще ушло от нас безвозвратно.

Немало сохранившихся предметов из Ольговского театра представлено в нашей экспозиции и на выставке «Ольгово»: ноты крепостных музыкантов, театральные шлемы, керамические головки фавнов, украшавшие, вероятно, вход в театр, эскизы декораций, книги.

В архиве музея имеется один очень интересный документ, который раскрывает истинные взгляды дворянина, такого же любители театра, как и Степан Степанович Апраксин, на крепостного талантливого музыканта.

«Милостивый государь, Степан Степанович! Относительно музыканта Семенова, выдуманными разглашениями расположившего в свою пользу московскую публику, приемлю уведомить, вас, что князь Борис Алексеевич никогда не делал ему никаких назначений и относительно его свободы и крайне удивляюсь принятому им намерению, обнаруживающему сей ложный его поступок и дерзкий образ мыслей.

Семенов имеет особенный дар к музыке, обратил на себя внимание князя Бориса Алексеевича, который еще в юных летах взял его к себе и желал образовать открывшиеся в нем таланты, единственно для его содержал у себя в доме профессора музыки, употребив на оное в течение нескольких лет не менее 20 тысяч рублей. Когда же Семенов получил усовершенствование в своем искусстве..

получил дозволение жить, где ему угодно. Но сей облагодетельствованный… музыкант Семенов, чуждаясь должного чувства благодарности, именем князя Бориса Алексеевича определяет цену за свою свободу и дошел до такой дерзости, что объявляет о том публике,.. огорчаясь таковым поступком Семенова, я имел намерение приступить к распоряжению о немедленной высылке его сюда для употребления в должность, приличную сыну официанта, но, убеждаясь неотступною просьбою князя Бориса Алексеевича, соглашаюсь оставить его при настоящих занятиях…»

Н. ТАБУНОВА

научный сотрудник музея

Усадьба Алёшково

Рекомендовать место

10

4

Имение Алешково, расположенное в Ступинском районе Московской области было создано в нач. XIX века при А.П. Новиковой, а потом принадлежало долгое время помещикам Кожиным и фабрикантам Щербаковым. Как пишут историки, это была очень богатая усадьба с огромным хозяйственным комплексом, обнесенное оригинальной оградой, украшенной парадными воротами и огромной аркой для проезда в карете.

Сегодня, к сожалению, из этого великолепия и красоты все утрачено. Только сохранились многочисленные полуразрушенные постройки 1800-х годов: нижний этаж господского дома с флигелями, конный двор (3 корпуса), три строения разных служб, Успенская церковь 1819 года. Успенская церковь постепенно сейчас восстанавливается.

Координаты: 54.89714400,38.32260100

Усадьба Никулино

Рекомендовать место

10

8

Усадьба Никулино расположена в Подольском районе Московской области. Ранее усадьба была родовой вотчиной Челищевых, затем ею владели Хитрово, после них она была собственностью помещицы Т.И. Рузиной, потом — А.Н. Усовой, Л.Н. Саниной. В настоящее время от усадебных построек уцелела только Спасская церковь, построенная в XVII веке.

В 1930 году Спасская церковь была закрыта. В 1996 году была начата реставрация храма, закончившаяся в 2001 году. В настоящее время Спасская церковь является действующей. Храм имеет трапезную и колокольню. Колокольня с двумя ярусами была пристроена к церкви позднее. Церковь окружена сельским кладбищем. Сохранились также пруд и остатки парка.

Усадьба Красное

Рекомендовать место

29

19

Усадьба Красное, расположенная в Подольском районе Московской области, была основана в начале XVII века. Ею владели Черкасские, Милославские, царевич Александр Арчилович из рода Багратидов. Отца царевича, грузинского царя Арчила Вахтанговича, считают основателем церкви Иоанна Богослова 1706 года постройки. С 1756 по 1762 год здесь жила известная своей жестокостью помещица Д.Н. Салтыкова, вошедшая в историю под прозвищем Салтычиха. После 1801 года усадьбой владели князья Салтыковы.

В настоящее время от усадьбы сохранились усадебный дом, церковь Иоанна Богослова, парк и пруд. Усадебный дом и флигель в середине XIX века подверглись капитальной перестройке. Кирпичная церковь имела южный придел и трапезную. В XIX веке к ней были пристроены северный придел и притвор в стиле ампир с двумя колокольнями. В наши дни от колоколен остались только нижние ярусы. Из всех усадебных построек только церковь открыта для свободного посещения. Регулярный парк из двухсотлетних лип площадью 4.5 гектара находится в запущенном состоянии. Небольшой круглый пруд является украшением парка.

Усадьба Царёво

Рекомендовать место

7

3

Усадьба Царево расположена в Пушкинском районе Московской области. История усадьбы начинается с XVII века. Первым хозяином усадьбы был Н.И.Шереметев. Затем усадьбой владели Ф.А.Голицын, П.Н.Щербатов, А.И.Дурасова, А.Ф.Закревская,В.И.Смирнов. Самым удивительным, прекрасно сохранившимся сооружением усадьбы является Никольский храм. Он был возведен в 1812-1815 годах. Стиль храма — псевдоготический.

Внутри Никольский храм просто впечатляет своим необыкновенным пространством, огромным основным объемом, храм великолепно освещается высокими окнами ротонды и нижнего яруса, также очень величественно смотрится хорошо сохранившийся старинный иконостас с красивой резьбой и иконами. Всем любителям русского зодчества обязательно стоит посетить это место.

Координаты: 56.08355300,38.09778100

Усадьба Поярково

Рекомендовать место

10

4

Сделав поворот с Ленинградского шоссе на Пикино и Лунево можно доехать до усадьбы Поярково в Солнечногорском районе Подмосковья. К сожалению, самой усадьбы практически нет. Поярково когда-то принадлежало боярину А.С. Матвееву, первые сведения об имении получены из 1581 года.В 1665 году боярин Артамон Матвеев в селе Пояркове на церковной земле построил церковь Рождества Пресвятыя Богородицы. С этих самых пор село и получило второе свое название — Рождествено.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы и колокольня, построенная позднее, не претерпели изменений со времени своего возведения, частично были повреждены лишь дверные проёмы. Храм на данный момент действующий. В 1998 году на церковный праздник состоялось первое богослужение в церкви. Внутреннее убранство все новое.

Усадьба Салазкино

Рекомендовать место

26

2

Исторические свидетельства об усадьбе Салазкино, расположенной в городе Видное, крайне скупы и отрывочны. Известно, что она была основана на рубеже XIX-XX веков купцом Салазкиным, от фамилии которого и получила свое название. После смерти первого владельца усадьба вплоть до революции 1917 года принадлежала его ближайшим родственникам. До наших дней в обветшавшем состоянии сохранились фрагменты главного дома, некоторые хозяйственные и служебные постройки, часть липового парка на берегу реки Журавенки. Все ценные вещи были разграблены после революции.

Остатки некоторых усадебных построек до недавнего времени находились в эксплуатации, несмотря на свое ужасающее состояние. В литературе сохранились краткие характеристики усадебного комплекса. Главный купеческий дом был устроен весьма оригинально. К началу ХХ века традиционные элементы внешнего оформления в виде портиков с колоннами уже вышли из моды, а популярность обрели детали в стиле романтизма. Над угловыми лопатками дома когда-то возвышались небольшие шпили, оформленные в едином стиле с украшавшей главный вход башней. Сейчас всю эту красоту можно воссоздать только благодаря воображению и книгам…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: