История происхождения
Одна из исторических теорий говорит о том, что примерно в VI столетии византийцы построили на горной вершине крепость для аланов, своих союзников. Поселение было названо Фуллы. А в X веке здесь находилось гото-аланское княжество, партнер Византийской империи. Качественных сведений об этом государстве не сохранилось, но есть упоминания о набеге татар в третьем веке и разграблении города ордой Нагая в 1299 году.
Через какое-то время город ненадолго стал столицей Крымского ханства – и такая веха была в его истории. Здесь была резиденция Хана Наджи Герая. Через какое-то время столицу перенесли в Бахчисарай, татары начали покидать город. Когда же здесь господствовали татары, в городской крепости заключенными держали высокостатусных пленников. Был тут и монетный двор.
Утрата столичного могущества и оттока местного населения привела к тому, что в городе остались лишь одни караимы. Их передвижение регламентировалось татарскими законами. И вот с этой самой поры именоваться город стал Чуфут-Кале. Это не просто «еврейская скала», это «жидовская скала», если уж быть точным – такой оскорбительный оттенок неслучаен.
В 1774 году сюда пришли русские, и это ознаменовалось еще одним оттоком местных жителей. Крымчаки и караимы начали покидать поселение, в XIX столетии здесь осталась лишь семья смотрителя. Широкую известность городу принесла горькая слава места для содержания особых военнопленных.
Историки предполагают, что тюрьма располагалась в пещерном комплексе в квартале Нового города, что расположился почти рядом со Средней крепостной линией, у пропасти. Так, взят был на крымской границе опричник Василий Грязной. Он, находясь в заточении, переписывался с правителем – с Иваном Грозным. Татары вели разговоры на обмен Грязного на Дивея-Мурзу, крымского полководца. И хоть Грязной слезно молил об освобождении, царь его спас только в 1577 году.
Был в плену и Николай Потоцкий, его тюремная жизнь закончилась освобождением после битвы под Корсунем. Боярин Василий Шереметев также побывал в крепости в Чуфут-Кале. В заключении узник провел 21 год, за время его заточения сменилось четыре правителя. В 1681 году был подписан Бахчисарайский мирный договор между Крымским ханством и Россией, узники, в числе которых был и Шереметев, были выкуплены. Но на воле прожил боярин всего год – съеденное тюрьмой здоровье дало о себе знать.
Одна из исторических загадок заключается в том, была ли все же в Чуфут-Кале Екатерина Великая. Многие специалисты склоняются к мысли, что сведения о ее приезде ошибочны, это не более чем легенда. Но зато доподлинно известно, что эти места посещали выдающиеся литераторы – Мицкевич, Грибоедов, Жуковский, Леся Украинка, Горький, Толстой. Побывал здесь и Джеймс Олдридж, и Андрей Битов.
Видели собственными глазами пещерный город и художники Репин, Серов, Крамской. На сегодняшний день большая часть территории находится в руинах. Но многие, интереснейшие, крайне ценные объекты сохранились неплохо – остов мечети, мавзолей Джаныке-ханым, караимские храмы, жилая усадьба, некоторые хозяйственные. Если вы едете сюда туристом, будьте уверены – экскурсия не будет спекуляцией на выжженном пепелище некогда легендарного места. Здесь есть на что посмотреть и чем впечатляться.
Что посмотреть еще?
Древнейшая часть городка находится на его западе. Именно здесь располагаются вырубленные в скалах хозяйственные постройки. Все пещеры отличаются друг от друга не только предназначением, но и архитектурными решениями.
В усыпальнице – восьмигранном сооружении с черепичной крышей – покоится прах дочери Тохтамыша, являвшейся прямой наследницей Чингисхана. Как известно, она не захотела бороться за власть, а ведь могла стать предводительницей Золотой Орды. Джанике переселилась в Кырк-Ер, на родину своей матери, где ее уважали. Дочь хана погибла, защищая крепость от неприятеля, а ее отец повелел возвести мавзолей на том самом месте, где ее убили.
Неподалеку от усыпальницы находится древнее кладбище. Это целый город мертвых, где нашли последний приют более 10 тысяч караимов. Поскольку некрополь располагается в верховье долины, многие надгробия на могилах, датированных X веком, сползли.
Уголок, окутанный мрачной атмосферой, был окружен священной дубовой рощей. Сейчас остались не более двух десятков вековых деревьев, которые берегут покой мертвых.
Кроме того, можно посмотреть на отреставрированные кенассы – молитвенные дома крымских караимов, расположенные недалеко от южных ворот. В прошлом веке их восстановили и даже положили крышу.
Внутреннее устройство кенасс, в которых собирались старейшины каримов, напоминает устройство синагог. Женщины молились на втором этаже, а мужчины в просторном зале на первом.
Мой дом — моя крепость
Горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, привлек внимание людей еще 7 тысяч лет тому назад. Для первобытного человека он служил надежным убежищем, а возможно и храмом
Поначалу люди просто прятались в каменном доме, а затем стали строить укрепления. Исследователи до сих пор спорят по поводу того, когда именно появилась самая первая крепость на Чуфут-Кале. Одни считают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.
Однозначно известно, что одним из первых народов, поселившихся в живописных горах были ближайшие родственники скифов — сармато-аланы. Этот воинственный народ симпатизировал христианам, это объясняет то, что аланы добровольно взяли на себя роль защитников Херсонеса от непрошеных гостей.
Судя по летописям, первое поселение и крепость называлась Фуллы. Возможно, строительство ее происходило во времена Юстениана I и было связано с укреплением византийского влияния в Крыму. В VIII-IX веках, в период хазарского господства в Крыму, город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей». В это время укрепление уже соответствовало новому грозному названию.
История показала, что город еще не раз поменяет хозяев и имя. Уже в конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынцы под предводительством эмира Ногая. Быстро взять штурмом «сорок крепостей» оказалось непросто. Поэтому хитроумные монголы пошлина обман. Согласно легенде, эмир повелел подчиненным собрать музыкальные инструменты и медную посуду со всей округи. Три дня и три ночи колотили татары в сковородки и барабаны, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, не сомкнув глаз ни днем, ни ночью, сидели напряженно в ожидании вторжения. Но на четвертое утро даже самые стойкие не выдержали и уснули прямо с оружием в руках. В этот самый момент в город победоносно вошли татары.
Вот так Кыркор стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Позже на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик основали новый город. Ханская столица была перенесена, а крепость стала привилегированной тюрьмой и государственным монетным двором заодно.
Присматривать за Кыркором пригласили местных караимов — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда. Постепенно горная цитадель стала чисто караимским городом и получила еще одно название — Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».
К середине XIX века на Чуфут-Кале проживало более тысячи людей, однако вскоре город опустел. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. Связано это было с привилегиями, дарованными российскими царями. Теперь древнему народу было позволено селиться по всей империи и поступать на государственную службу.
Еще в конце XIX века на Чуфут-Кале было много домов. Вот такое описание сделал в конце прошлого века караимский гахам С.М. Шапшал: «Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид; дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами — тандурами, устроенными в земле посреди комнаты. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадалось в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступенек, и опять тянулась голая белая стена».
К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. По словам путешественника Евгения Маркова: «иные дома стоят совсем целые, со ставнями, дверями, балкончиками, лавки с запертым входом».
В настоящее время большая часть города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения. Также хорошо сохранились две кенассы караимских храма и усадьба Фирковича, состоящая из двух домов. Весьма интересны руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, древняя тюрьма и осадный колодец…
Словом, на Чуфут-Кале можно найти множество интересных и загадочных достопримечательностей. О некоторых из них хочется рассказать подробнее.
Гробница Джанике-ханым
На территории Чуфут-Кале находится почти полностью сохранившийся мавзолей XV века — уникальный образец «сельджукской» архитектуры. Оно представляет собой восьмигранное сооружение под черепичной крышей, украшенное резными колонками. К нему примыкает покрытый резьбой портал с массивной аркой. В глубине мавзолея на ступенчатом возвышении стоит надгробие, украшенное изящной арабской надписью: «Это гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года (1437)».
С этим памятником связана романтическая легенда. Согласно одной из них Джанике погибла, защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей. Вторая версия повествует о тяжелой болезни любимой дочери хана, которой для лечения потребовался здоровый воздух Кыркора. Третья история рассказывает о недозволенной любви девушки к татарскому бею или генуэзцу. Преследуемая отцом, непокорная дочь бросилась в пропасть с места, близ которого была похоронена как самоубийца, т.е. вдали от родных могил.
Но история разрушает все версии этой легенды. На самом деле, отец Джанике, легендарный хан Золотой Орды Тохтамыш, приведший в 1382 году несметное войско под стены Москвы, был впоследствии разбит Тимуром. Впоследствии он бежал в Киргизские степи, где и погиб. Таким образом, дочь пережила отца на 32 года.
На памятной доске в мавзолее написано, что Джанике-ханым была знаменитой государыней, историки же утверждают, что именно она предоставила убежище Хаджи-Гирею, который воевал с крымскими беями. Там также говорится, что эта достойная дама, жена могущественного эмира ногайской орды Едигея, совершила паломничество в Мекку, заслужив всеобщее уважение в мусульманском мире.
Мой дом — моя крепость
Горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, привлек внимание людей еще 7 тысяч лет тому назад. Для первобытного человека он служил надежным убежищем, а возможно и храмом
Поначалу люди просто прятались в каменном доме, а затем стали строить укрепления. Исследователи до сих пор спорят по поводу того, когда именно появилась самая первая крепость на Чуфут-Кале. Одни считают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.
Однозначно известно, что одним из первых народов, поселившихся в живописных горах были ближайшие родственники скифов — сармато-аланы. Этот воинственный народ симпатизировал христианам, это объясняет то, что аланы добровольно взяли на себя роль защитников Херсонеса от непрошеных гостей.
Судя по летописям, первое поселение и крепость называлась Фуллы. Возможно, строительство ее происходило во времена Юстениана I и было связано с укреплением византийского влияния в Крыму. В VIII-IX веках, в период хазарского господства в Крыму, город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей». В это время укрепление уже соответствовало новому грозному названию.
История показала, что город еще не раз поменяет хозяев и имя. Уже в конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынцы под предводительством эмира Ногая. Быстро взять штурмом «сорок крепостей» оказалось непросто. Поэтому хитроумные монголы пошлина обман. Согласно легенде, эмир повелел подчиненным собрать музыкальные инструменты и медную посуду со всей округи. Три дня и три ночи колотили татары в сковородки и барабаны, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, не сомкнув глаз ни днем, ни ночью, сидели напряженно в ожидании вторжения. Но на четвертое утро даже самые стойкие не выдержали и уснули прямо с оружием в руках. В этот самый момент в город победоносно вошли татары.
Вот так Кыркор стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Позже на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик основали новый город. Ханская столица была перенесена, а крепость стала привилегированной тюрьмой и государственным монетным двором заодно.
Присматривать за Кыркором пригласили местных караимов — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда. Постепенно горная цитадель стала чисто караимским городом и получила еще одно название — Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».
К середине XIX века на Чуфут-Кале проживало более тысячи людей, однако вскоре город опустел. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. Связано это было с привилегиями, дарованными российскими царями. Теперь древнему народу было позволено селиться по всей империи и поступать на государственную службу.
Еще в конце XIX века на Чуфут-Кале было много домов. Вот такое описание сделал в конце прошлого века караимский гахам С.М. Шапшал: «Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид; дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами — тандурами, устроенными в земле посреди комнаты. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадалось в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступенек, и опять тянулась голая белая стена».
К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. По словам путешественника Евгения Маркова: «иные дома стоят совсем целые, со ставнями, дверями, балкончиками, лавки с запертым входом».
В настоящее время большая часть города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения. Также хорошо сохранились две кенассы караимских храма и усадьба Фирковича, состоящая из двух домов. Весьма интересны руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, древняя тюрьма и осадный колодец…
Словом, на Чуфут-Кале можно найти множество интересных и загадочных достопримечательностей. О некоторых из них хочется рассказать подробнее.
Экскурсия в Чуфут-Кале
Пещерный оборонительный комплекс сегодня представляет огромный интерес, как для путешественников, так и для историков, археологов. По факту это огромная каменная книга, состоящая из отлично сохранившихся скальных и наземных строений, выполнявших в свое время то или иное предназначение. По типам зданий, планировке предоставляется возможность определить все этапы развития, падения, народы, проживающие на территории когда-то великого города.
С южной стороны обнаруживаются античные поселения, предположительно первых веков нашей эры. В основном это скальные полости, на территории которых четко просматриваются черты храмовых комплексов, помещений жилого и подсобного назначения. В общей сложности это порядка 150 гротов, пещер разного размера, формы, качества обработки стеновых поверхностей, «оконных» и «дверных» проемов.
С первого взгляда все они напоминают пчелиные соты. Располагаются они в скалах, друг над другом в несколько ярусов. С другой стороны их вполне можно назвать своеобразным «высотным домом». Что касается наземных строений, то практически все они разрушены, практически полностью. Правда есть и уцелевшие экземпляры – мавзолей Ненекеджан-Ханым. Его возвели примерно на 1000 лет позже, чем пещерные сооружения.
Пещерный город Чуфут-Кале
На восточной стороне расположились строения, относящиеся к 6 – 8 столетиям. В основном все они наземного типа, как правило – человеческие дома, кенассы караимов. Стоит отметить примечательную особенность: Граница Нового и Старого города – внушительная десятиметровая крепостная стена, массивными, к сожалению, сегодня частично разрушенными башенными возвышениями, воротами, выполненными в форме арки (Орта-Капу).
Среди так называемых «новых построек» можно встретить и достаточно древние строения, например, погребение, до сих пор остающееся загадкой для ученых. Состоит из огромных каменных плит. Большинство туристов главной достопримечательностью этого места считают Мавзолей Джаныке-Ханым, с прахом наследницы хана Тохтамыша.
Экскурсию по античному пещерному городу Чуфут-Кале можно организовать самостоятельно, но я рекомендую воспользоваться услугами опытного гида и купить экскурсию. Поверьте, так будет намного интереснее, время, проведенное здесь, не пройдет даром. Возможно, успеете посетить и другие, близлежащие достопримечательности. Например, пещерный монастырь Качи-Кальон.
Пещерный город Чуфут-Кале
Экскурсионные объекты старинного города
На территории Чуфут-Кале сохранились исторические объекты, которые дают возможность увидеть каким был город в разные этапы истории. Самой старой постройкой считается оборонительная стена, которую можно увидеть в ходе экскурсии. Она была построена в X-XI веках. Фрагменты трехслойной средневековой стены прекрасно сохранились до наших дней. Кроме того, туристам демонстрируют остатки водопроводной системы, сделанной из гончарных керамических труб. Именно после ее открытия был найден колодец, снабжавший весь город водой.
Гости города могут увидеть хорошо сохранившийся мавзолей, два караимских молитвенных дома, жилая усадьба караимского ученого, которая позволяет увидеть, как жили люди в то время.
Все эти объекты можно посмотреть в ходе экскурсий и узнать более подробно историю возникновения Чуфут-Кале.
Качи-Кальон
Пещерный город Качи-Кальон прежде всего известен своим одноименным монастырем. Он был покинут своими обитателями позже, чем в других пещерных городах, поэтому степень его сохранности относительно велика. В сравнении с другими пещерными городами Крыма к Качи-Кальон добраться проще всего.
В переводе название означает «Крестовый корабль». При наблюдении с расстояния дейсвительно возникает ассоциация с носом корабля. Что касается крестов, то их нетрудно усмотреть в расщелинах скал.
Предполагается, что поселение с крепостью Качи-Кальон возникло для контроля важного торгового пути, связывающего юг и запад полуострова. О монастыре известно с VIII в
На протяжении дальнейшей истории он и поселение несколько раз разрушались и возрождались. После очередного восстановления монастырь действовал до 1932 г.
В нынешнем городе Качи-Кальон осмотру доступны четыре грота, церковь Св. Софии, Бисерный храм и источник св. Анастасии. Согласно легенде, он забил после гибели от диких зверей набожной девушки. Источник находится рядом с четвертым гротом, в котором сохранились детали действовавшего в нем храма.
В первом и частично втором гротах делали вино. В них сохранились каменные давильни винограда и фрагменты керамических изделий, в которые разливали вино. При посещении третьего грота угадывается жилое, культовое и хозяйственное предназначение его пещер.
Гробница Джанике-ханым
На территории Чуфут-Кале находится почти полностью сохранившийся мавзолей XV века — уникальный образец «сельджукской» архитектуры. Оно представляет собой восьмигранное сооружение под черепичной крышей, украшенное резными колонками. К нему примыкает покрытый резьбой портал с массивной аркой. В глубине мавзолея на ступенчатом возвышении стоит надгробие, украшенное изящной арабской надписью: «Это гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года (1437)».
С этим памятником связана романтическая легенда. Согласно одной из них Джанике погибла, защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей. Вторая версия повествует о тяжелой болезни любимой дочери хана, которой для лечения потребовался здоровый воздух Кыркора. Третья история рассказывает о недозволенной любви девушки к татарскому бею или генуэзцу. Преследуемая отцом, непокорная дочь бросилась в пропасть с места, близ которого была похоронена как самоубийца, т.е. вдали от родных могил.
Но история разрушает все версии этой легенды. На самом деле, отец Джанике, легендарный хан Золотой Орды Тохтамыш, приведший в 1382 году несметное войско под стены Москвы, был впоследствии разбит Тимуром. Впоследствии он бежал в Киргизские степи, где и погиб. Таким образом, дочь пережила отца на 32 года.
На памятной доске в мавзолее написано, что Джанике-ханым была знаменитой государыней, историки же утверждают, что именно она предоставила убежище Хаджи-Гирею, который воевал с крымскими беями. Там также говорится, что эта достойная дама, жена могущественного эмира ногайской орды Едигея, совершила паломничество в Мекку, заслужив всеобщее уважение в мусульманском мире.
Описание пещерного города
По крутой извилистой тропинке из балки пролегает туристический маршрут к Чуфут-Кале. Тропа подводит к Южному входу в городище, представляющему собой двустворчатые дубовые ворота, обитые полосами кованого железа. Ворота носят название Кучук-Капу (малые), устроены они в Южной крепостной стене, перекрывающей большую уступчатую расселину в скале. Внешний вид этой стены и ворот создает впечатление надежной защиты и неприступности города, вызывает ассоциации с защитниками, обстреливающими неприятеля сверху. За воротами с помощью дополнительной внутренней стены устроен узкий и длинный коридор, настоящий каменный мешок, куда попадал прорвавшийся противник и где его особенно интенсивно обстреливали защитники — все соответствует классической системе обороны античных и средневековых городов.
Сразу за Южными воротами Кучук-Капу вымощенная камнем дорога ведет из мрачного тоннеля наверх, где в ярком солнечном свете возвышается первобытная скала, вся изрытая пещерами — завораживающее романтичное зрелище. Выйдя на площадку, мы попадаем в настоящий пещерный мир: справа и слева, со всех сторон, нас окружают пещеры, расположенные в непостижимом хаотичном беспорядке. Этот комплекс включает 28 отличных по форме помещений. В последнее время в литературе за этим комплексом прочно закрепилось определение «христианский монастырь». Историки не могут точно определить, был ли здесь монастырь на самом деле. Чуфут-Кале уникальный пещерный город в том смысле, что здесь не выявлено остатков ни одного христианского пещерного или наземного храма. Каждая из двадцати восьми пещер предполагаемого монастыря интересна для осмотра.
Следующий наземный объект, который не минует ни один посетитель — это дворик, где стоят караимские храмы кенасы. Религия караимов является ветвью иудаизма, последователи ее чтут Тору, как Священное Писание и не признают Талмуд. Кенаса существенно отличаются от синагог. Это здания прямоугольной формы с двумя наклонными черепичными скатами крыши. Большая кенаса отстроена более основательно, вход окружен каменной аркадой, поддерживающей навес и образующей веранду.
Две оригинальные башни можно осмотреть на восточной окраине города. Встроены они крепостную стену, плотно застроенную караимами. Несмотря на их неприступный вид, это одни из самых поздних сооружений Чуфут-Кале, и носили они, скорее всего, декоративный и представительский характер, чем боевой.
Из наиболее сохранившихся построек древнего города представляет интерес мавзолей Джанике-Ханым дочери хана Тахтамыша, которая скончалась в 1437 году. Это небольшое восьмигранное здание с черепичной крышей и искусно вырезанной на портале арабской вязью.
Пещерный комплекс
Изначально оборонительная стена проходила на 20 метров выше, по самой кромке плато. Сегодня она пересекает пещерный комплекс, появившийся здесь гораздо раньше. Перед южной стеной имеются 10 самых древних пещер, расположенных в три яруса. За воротами есть еще пещеры, идущие по обе стороны дороги, ведущей вглубь городища. Они также образуют ярусы. Всего здесь насчитывается 32 каменных комнаты. Все они различны по форме, качеству отделки и архитектурным деталям. По-видимому, помещения эти строились с разными целями. В некоторых сохранились следы вырубленных лестниц, когда-то соединявших ярусы.
В архивных источниках упоминается о том, что в одной из пещер была церковь со следами росписи, а также усыпальница с костями. В 70-е годы XX века действительно была раскопана усыпальница, которой были найдены человеческие останки. Первоначальный облик храма не сохранился, однако на стенах пещерного комплекса можно найти процарапанные кресты. Вероятно, монастырь времен аланского Кыркора опустел после того, как крепость была захвачена татарами. Стена пронзила пещерный комплекс, и часть помещений стали использоваться в качестве оборонительных.
Столица княжества Феодора — Мангуп-Кале
Последним в списке «Пещерный город» Мангуп-Кале в Крыму расположен на плато возвышенности, сохранившейся от разрушения, под названием Баба-Даг в Бахчисарайском районе вблизи села Хаджа-Сала. В Крыму его считают самым крупным «Пещерным городом». Сама гора представляет собой возвышение, которое резко обрывается к югу. С севера у горы имеются четыре мыса: Чамны-бурун, Чуфут-Чеарган-Бурун, Элли-бурун, Тешкли-бурун. На его территории находятся два больших родника с необычным названием: Мужской и Женский.
Изначально в первом тысячелетии до н.э. плато заинтересовало таврские племна, они то и дали ему название — Мангуп. Следом его населяли скифы, аланы, готы и сарматы. Но только в V веке здесь стали появляться первые укрепления, и уже в VII веке убежище разрослось. Была возведена крепостная стена, а следом базилика.
Сам город стал центром Готской епархии в Крыму, но ненадолго. В конце VII века приходит Хазарский каганат и подчиняет Мангуп, что послужило толчком к началу восстания. С XII по XV века город стал столицей православного княжества Феодора, который находился под влиянием Византии. С этого века сохранились многие пещеры, стены и руины. В 1475 году территория подверглась захвату османскими войсками. Они перестроили крепость и назвали её Мангуп-Кале, которая вплоть до 1774 года была центром самой мелкой административно-территориальной единицы Османского государства. Затем она была брошена турецким гарнизоном, а в 1790 году полностью опустел.
Так как Мангуп-Кале расположен на высоте 583 м, а плато площадью около 900 тыс. м2, он впечатляет своими размерами и потрясающими видами, которые открываются с него. Поэтому этот «Пещерный город» пользуется большой популярностью у туристов.
Все перечисленные «Пещерные города» Крыма находятся в г. Бахчисарай
Туристам на заметку
Туристы, отправляясь в Крым ради того, чтобы самим лицезреть данные чудеса природы и архитектуры, должны понимать, что такие путешествия будут достаточно не просты и надо будет подготовиться к большим расстояниям и трудностям в передвижении по скалистым горным вершинам. Но это однозначно стоит того.
Чаще всего посещают в Крыму «Пещерные города» Бахчисарайского района и Севастополя, также для их посещения выбирают самые благоприятные месяцы, а именно сентябрь и октябрь. Удачно вам посетить «Пещерные города» и монастыри Крыма, а также приятного отдыха.
История Чуфут-Кале
Если не включить воображение, то трудно представить, что когда-то на месте этих руин жили и трудились люди. Поселенцы выращивали фрукты на расположенных поблизости плодородных землях. Особенно было развито виноградарство. Также они занимались различными ремеслами, в частности — чеканкой монет. А в 1731 г. именно в Чуфут-Кале начала работать первая на полуострове Крым типография. Были хорошо налажены и торговые связи с Бахчисараем.
Что можно увидеть на Чуфут-Кале? В первую очередь — пещеры.Стоянка авто у подножия гор: место начала экскурсии
Когда-то эти пещеры использовались в качестве жилых домов, хозяйственных, рабочих и складских помещений. Город никогда не страдал от эпидемий чумы, тифа и холеры, так как находился на большой высоте. Целебный воздух гор в буквальном смысле спас жизни тысячам жителей Чуфут-Кале. И сегодня его посещение — не только увлекательный исторический экскурс, но и полезная оздоровительная прогулка.
История этой крымской достопримечательности очень богата. Есть в ней и мрачные периоды. Несколько пещер в 16-17 вв. использовались как тюремные камеры, где томились в ожидании своей участи многие узники, в число которых входили польский гетман Андрей Потоцкий, литовский посол Лез и Василий Грязной — опричник Ивана Грозного, впавший в немилость кровавого царя. Больше двадцати лет в пещерном заточении провел В. Шереметьев — полководец, проигравший в 1660 году сражение с татарами. На свободу он вышел полностью ослепшим, измученным старцем и скоро скончался.
До сих пор в тюремных пещерах можно увидеть углубления, где были закреплены цепи, которыми сковывались узники. Каменная скамья в одном из подземелий имеет полукруглую выемку. Это говорит о том, что скамья использовалась для обезглавливания приговоренных к смертной казни.
Другой способ увидеть Чуфут-Кале — купить организованную экскурсию из Ялты, Севастополя, Евпатории и других городов Крыма. Минус в этом случае только один — ограничение по времени, как это нередко бывает на экскурсиях.