Что посмотреть еще?
Древнейшая часть городка находится на его западе. Именно здесь располагаются вырубленные в скалах хозяйственные постройки. Все пещеры отличаются друг от друга не только предназначением, но и архитектурными решениями.
В усыпальнице – восьмигранном сооружении с черепичной крышей – покоится прах дочери Тохтамыша, являвшейся прямой наследницей Чингисхана. Как известно, она не захотела бороться за власть, а ведь могла стать предводительницей Золотой Орды. Джанике переселилась в Кырк-Ер, на родину своей матери, где ее уважали. Дочь хана погибла, защищая крепость от неприятеля, а ее отец повелел возвести мавзолей на том самом месте, где ее убили.
Неподалеку от усыпальницы находится древнее кладбище. Это целый город мертвых, где нашли последний приют более 10 тысяч караимов. Поскольку некрополь располагается в верховье долины, многие надгробия на могилах, датированных X веком, сползли.
Уголок, окутанный мрачной атмосферой, был окружен священной дубовой рощей. Сейчас остались не более двух десятков вековых деревьев, которые берегут покой мертвых.
Кроме того, можно посмотреть на отреставрированные кенассы – молитвенные дома крымских караимов, расположенные недалеко от южных ворот. В прошлом веке их восстановили и даже положили крышу.
Внутреннее устройство кенасс, в которых собирались старейшины каримов, напоминает устройство синагог. Женщины молились на втором этаже, а мужчины в просторном зале на первом.
Отели рядом
Эфсане
Цены и наличие свободных номер отеля «Эфсане» на Букинге вы можете посмотреть по этой ссылке.
Гостевой дом «Эфсане» расположен в 2 км от Чуфут-Кале. К услугам отдыхающих общая кухня, Wi-Fi, организация трансфера.
- Стоимость размещения – от 2600 ₽.
- Местоположение: ул. Басенко, 32, Бахчисарай.
Kiartal Kaia
Цены и наличие свободных номер отеля «Kiartal Kaia» на Букинге вы можете посмотреть по этой ссылке.
Гостевой дом «Къартал Къая» («Орлиное гнездо») расположен в 3 км от пещерного города. К услугам отдыхающих общая кухня, терраса, трансфер, Wi-Fi, велоспорт.
- Стоимость размещения – от 2500 ₽.
- Местоположение: ул. Басенко, 3, Бахчисарай.
Лисьи сны
Цены и наличие свободных номер отеля «Лисьи сны» на Букинге вы можете посмотреть по этой ссылке.
Хостел «Лисьи сны» находится в 3 км от Чуфут-Кале. Постояльцам доступна общая кухня, общий лаундж, Wi-Fi, прокат велосипедов.
- Стоимость размещения – от 1700 ₽.
- Местоположение: ул. Островского, 26, Бахчисарай.
Бакла
Пещерный город Бакла расположен на склоне Внутренней гряды Крымских гор, в 2,5 км от села Скалистое. Его история похожа на другие пещерные города. Первоначальный сторожевой пост развивается в укрепленную крепость, становящуюся затем градообразующим объектом. В X–XII вв. поселение вело оживленную торговлю со всеми городами тогдашнего Крыма. Как и для нескольких других пещерных городов, для Баклы роковым стало нашествие золотоордынского правителя Ногая в 1299 г.
Название было дано турками в Средние века. Бакла занимает площадь более 2 га. Город имел двухъярусную структуру. На первом ярусе располагались оборонительные сооружения, а второй был жилым. Существовавшие на территории Баклы наземные сооружения – замок и крепостная стена – не сохранились. От храма остался только фундамент. А вот некоторые фрагменты пещерного храма дошли до наших дней.
В пещерном городе можно увидеть и подсобные каменные ямы – для давления винограда, хранения воды и зерна. Обнаружено целых 50 зернохранилищ. И совсем неожиданно на территории пещерного города Бакла можно наблюдать множество бывших морских обитателей Крыма в окаменелом состоянии. Крабы, моллюски и ракушки существовали десятки миллионов лет назад, когда территория Крыма была морским дном.
История происхождения
Одна из исторических теорий говорит о том, что примерно в VI столетии византийцы построили на горной вершине крепость для аланов, своих союзников. Поселение было названо Фуллы. А в X веке здесь находилось гото-аланское княжество, партнер Византийской империи. Качественных сведений об этом государстве не сохранилось, но есть упоминания о набеге татар в третьем веке и разграблении города ордой Нагая в 1299 году.
Через какое-то время город ненадолго стал столицей Крымского ханства – и такая веха была в его истории. Здесь была резиденция Хана Наджи Герая. Через какое-то время столицу перенесли в Бахчисарай, татары начали покидать город. Когда же здесь господствовали татары, в городской крепости заключенными держали высокостатусных пленников. Был тут и монетный двор.
Утрата столичного могущества и оттока местного населения привела к тому, что в городе остались лишь одни караимы. Их передвижение регламентировалось татарскими законами. И вот с этой самой поры именоваться город стал Чуфут-Кале. Это не просто «еврейская скала», это «жидовская скала», если уж быть точным – такой оскорбительный оттенок неслучаен.
В 1774 году сюда пришли русские, и это ознаменовалось еще одним оттоком местных жителей. Крымчаки и караимы начали покидать поселение, в XIX столетии здесь осталась лишь семья смотрителя. Широкую известность городу принесла горькая слава места для содержания особых военнопленных.
Историки предполагают, что тюрьма располагалась в пещерном комплексе в квартале Нового города, что расположился почти рядом со Средней крепостной линией, у пропасти. Так, взят был на крымской границе опричник Василий Грязной. Он, находясь в заточении, переписывался с правителем – с Иваном Грозным. Татары вели разговоры на обмен Грязного на Дивея-Мурзу, крымского полководца. И хоть Грязной слезно молил об освобождении, царь его спас только в 1577 году.
Был в плену и Николай Потоцкий, его тюремная жизнь закончилась освобождением после битвы под Корсунем. Боярин Василий Шереметев также побывал в крепости в Чуфут-Кале. В заключении узник провел 21 год, за время его заточения сменилось четыре правителя. В 1681 году был подписан Бахчисарайский мирный договор между Крымским ханством и Россией, узники, в числе которых был и Шереметев, были выкуплены. Но на воле прожил боярин всего год – съеденное тюрьмой здоровье дало о себе знать.
Одна из исторических загадок заключается в том, была ли все же в Чуфут-Кале Екатерина Великая. Многие специалисты склоняются к мысли, что сведения о ее приезде ошибочны, это не более чем легенда. Но зато доподлинно известно, что эти места посещали выдающиеся литераторы – Мицкевич, Грибоедов, Жуковский, Леся Украинка, Горький, Толстой. Побывал здесь и Джеймс Олдридж, и Андрей Битов.
Видели собственными глазами пещерный город и художники Репин, Серов, Крамской. На сегодняшний день большая часть территории находится в руинах. Но многие, интереснейшие, крайне ценные объекты сохранились неплохо – остов мечети, мавзолей Джаныке-ханым, караимские храмы, жилая усадьба, некоторые хозяйственные. Если вы едете сюда туристом, будьте уверены – экскурсия не будет спекуляцией на выжженном пепелище некогда легендарного места. Здесь есть на что посмотреть и чем впечатляться.
Жизнь в «пещерном» городе
Что же приходит на ум, при упоминании «пещерного города»? У большинства всплывают образы подземелий, туннелей и даже первобытных людей, сидящих у костра. Так ли это на самом деле?
К сожалению, реальность оказывается гораздо прозаичнее. Вопреки расхожему мнению, в пещерах селились лишь монахи. С их уходом пещеры были переоборудованы под складские помещения и хозяйственные постройки. Также они использовались при обороне города.
Люди же селились в домах, возводимых над пещерами. Нелишним будет упомянуть, что пещеры приходилось вырубать в монолитной скале.
В период расцвета в Чуфут-Кале одновременно проживало около 5 тыс. человек, для удобства которых даже было организовано двухстороннее движение (для повозок, запряженных быками). Однако, получив возможность перебраться в более благоприятные для жизни районы (идеальное для обороны поселение, оказалось неудобным в плане водных ресурсов), караимы разобрали и перенесли большинство домов в Бахчисарай.
В память о былом величии остались лишь мощенные камнем дороги, фундаменты домов, угадываемые на древних улицах, и серия нежилых построек. Слишком мало, чтобы визуализировать образ некогда огромного селения с кипящей в нем жизнью…
Коротко об истории города
Поселение было основано по различным данным от 6 до 10 века.
Историческое название города не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что это был город Фуллы, который существовал уже в 576 г. Построен во времена Юстениана I для укрепления византийского влияния в Крыму.
В эпоху господства кыпчаков в Крыму город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер. В 1299 году ордынская армия эмира Ногая взяла Кырк-Ер штурмом, и город был разграблен. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы, и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города.
Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик и ханская столица была перенесена туда. Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.
Чуфут-Кале и его достопримечательности
Несмотря на то, что большая часть пещерного городища лежит в руинах, Чуфут-Кале может похвастаться наличием:
Со временем в здание малой кенасы переоборудовали под школу.
- усадьбы, состоящей из двух жилых домов – пристанище караимского ученого, учителя и общественного деятеля Авраама Самуиловича Фирковича, коллекционирующего старинные рукописи;
- крепостного рва и сквозного колодца;
- руин мечети, с четырьмя круглыми углублениями – гнездами, для колонн, на которые опиралась кровля.
Проводя раскопки, ученые пришли к выводу, что мечеть стоит на месте древней христианской церкви. В поддержку этой гипотезы говорит использование при строительстве мечети таких архитектурных элементов, как изящная византийская капелла и прочие мраморные обломки, безусловно принадлежащие ранне-византийскому храму (добыча проконнесского мрамора прекратилась в VIII столетия). К слову, построенная в 1346 году (хан Джанибек) мечеть подверглась основательной реконструкции во времена правления Хаджи-Гирея, о чем говорится в арабской вязи, обнаруженной при раскопках на обломках входной плиты (1928 год).
Отдельного внимания заслуживает превосходно сохранившийся мавзолей Джаныке-Ханум, резко выделяющийся на фоне развалин средневекового городища. Надгробие, установленное внутри восьмиугольного дюбре, гласит – здесь покоится первая государыня крымского народа Джанике-Ханум, дочь хана Тохтамыша, скончавшаяся в 841 году.
Следует отметить, что эта монументальная гробница, окружена легендами, как и имя самой ханской дочери. Одна из них рассказывает о недозволенной любви Джаныке и татарское бея (или генуэзца). Спасаясь от отцовского гнева, девушка бросилась с обрыва, у которого и была похоронена…
Впрочем, есть и менее романтичные версии гибели Джанике-Ханым:
вследствие тяжелой болезни, для лечения которой необходим был целебный воздух Кырк-Ера (одно из названий пещерного города);
от рук вражеской армии, во время отважной защиты крепости наравне с отцом (хотя образ дерзкой воительницы не вяжется с положением мусульманских женщин).
Примечателен и тот факт, что народ опоэтизировал кыркорские корни Джаныке-Ханым, связав их с историей о потайном колодце, благодаря которому крепость могла выдержать длительную осаду.
И напоследок, несколько фотографий монастыря
Свято-Успенский пещерный монастырь по данным историков, был основан наследниками скифов в 8 веке. Однако многие пещерные помещения существовали и ранее. Монастырь ныне действующий.
Успенский пещерный монастырь. Мостик
Вид на монастырь
Это видимо хлев.
Это вырезано на стене монастыря
Поездка в Бахчисарай и Чуфут-Кале потребовала много времени и сил, потому следующий день было решено провести в Ялте, отдыхая перед новым броском к самому мистическому месту Крыма — горе Ильяс-Кая.
Автопробегом из Н.Новгорода на Алтай и обратно (или приключения дикого городского жителя). Часть 2. …
Козьмодемьянск и загадки Горномарийского района
Царский курган в Керчи, Крым. Проход в потустороннее.
Новый Свет и тропа Голицына – неповторимая красота крымской природы
Путешествие на озеро Рица, дачу Сталина и Молочный водопад
В Крым по единому билету. На разведку!
А не полезть ли мне в горы? Мой поход по юрскому вулкану Кара-Даг
Дворец Ольденбургских в Рамони. Возрождение истории
Как добраться
Чуфут-Кале находится в непосредственной близости от Бахчисарая — всего в 2,5 километрах. Оттуда до пещерного города можно быстро доехать на автобусе № 2. Выходить нужно на остановке «Староселье», затем подняться по тропе.
Расписание автобусов в Крыму
Тем, кому расстояние в 2,5 километра не кажется пугающим — можно пройтись до Чуфут-Кале пешком, минуя улицу Ленина, Р. Люксембург и Старосельскую.
До городища с ветерком вас может домчать и такси. Вызвать машину можно как по телефону, так и воспользовавшись специальным приложением. Среди самых популярных и бюджетных служб — Яндекс.Такси Бахчисарай.
Вы можете домчаться с ветерком и сами — на арендованном автомобиле. В таком случае на путь у вас уйдёт около 30 минут.
От Севастополя до Чуфут-Кале тоже не очень далеко — 55 километров. Преодолеть это расстояние можно на том же арендованном авто, такси или на электричках до Бахчисарая № 6942, 6934 и 6938.
Расписание поездов в Крыму
Если вы находитесь в Евпатории, вам сперва нужно добраться до автовокзала. Там сесть на автобус или маршрутку, следующую до Бахчисарая. Выйти на конечной остановке, там пересесть на уже знакомый автобус № 2.
Из Евпатории на авто: двигайтесь по трассе «Р25», доехав до города Саки, сверните и езжайте по «Т0104» или «Т0106» до Табачного. После этого населённого пункта поверните в сторону Бахчисарая и езжайте до кольца. Дальше следуйте указателям, и вы окажетесь на месте.
Чуфут-Кале на панораме Google
Видео про Чуфут-Кале
Свято-Успенский пещерный монастырь.
Итак, монастырь православный. Опять же несколько версий по поводу времени его основания существует. По одной версии, был основан на границе 8 и 9 века и практически был центром христианства в Крыму. В то время, Крым находился под татарским влиянием, христианам приходилось очень нелегко, их всячески притесняли, облагали огромными непосильными налогами. И они укрылись от этого притеснения в горных расщелинах. Затем на некоторое время монастырь прекратил свою деятельность, но в 14 веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. И с 15 века
Другие считают, сто монастырь появился где-то в 15 веке. Но как бы то ни было, Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма, начиная с 15 и вплоть до 18 века. Он вполне успешно пережил русско-турецкие войны. В Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.
Но от советской власти он не спасся. Как гласят первоисточники, «в 1921 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, монахи расстреляны». Уж кто бы сомневался… Во время Отечественной войны на территории Успенского монастыря разместили военный госпиталь, а после войны открыли самую настоящую психлечебницу. И только в 1993 году монастырь снова возродился.
Для того, чтобы увидеть сам монастырь, придётся немного потрудится — наверх идёт крутая лестница. Но зато вид оттуда открывается весьма достойный:
Фотографий внутри мы не делали, там это запрещено. Но я опишу. Внутри храм очень маленький. Народа много. Один поток идёт наверх, внутрь храма, другие вниз — на выход. Основное помещение храма невелико. Меня поразил потолок этого небольшого помещения: он каменный, и видно, что его усердно тесали, так как он весь испещрён каким-то специальным долотом. Прямо по центру, конечно, иконостас, а за ним алтарь. А если посмотреть направо, там есть небольшая комнатка, где находиться икона Матери Божией Бахчисарайской, называемая Панагией.
Туда люди заходили по очереди, молча стояли у иконы и молча выходили. И прямо здесь же, на выходе из комнатки, сидела шустрая бабуля и к каждому (!) человеку обращалась с просьбой о пожертвовании. Честно, меня это коробило. Сидела бы она молча, или где-то уже на спуске, и глядишь — было бы и не так …слово не могу подобрать нужное…Нарочито, что-ли… А так, человек выходит, погруженный в свои мысли, а тут ему поперёк дороги — дайте-подайте на храм! Меня как-то покоробила такая прямолинейность… Или я слишком чувствительная?
Вообще, меня больше впечатлил наружный вид монастыря. Нависающие каменные карнизы, иконы, нарисованные прямо на скалах… Это была последняя точка съёмки. Делаем пару фоток ( а на большее у нас времени уже не остаётся). И отправляемся обратно на место парковки нашего автобуса.
Тут же расположена стоянка для многочисленных автомобилей, есть кафе и даже гостиница.
А у нас предусмотрительно заказан обед в одном из этих кафе. Который к нашему возвращению уже готов. Желаем себе приятного аппетита (а уж с этим у нас после 3-х часовой прогулки под дождиком проблем нет!) и принимаемся за еду
Отправляемся в обратный путь сытые и довольные. Автобус плавно едет, гид рассказывает…Я проваливаюсь в сон.
В общем, подведём итог этой экскурсии. Чуфут-Кале однозначно стоит увидеть. Подъем в гору не такой уж страшный (мне после покорения краснополянских горных маршрутов он и вовсе показался лёгкой прогулкой), только вот с совсем маленькими детьми, наверно, не стоит туда лезть. Хотя дети тоже разные бывают…
О монастыре впечатление сложилось как-то по остаточному принципу. Ну, если учесть, что мы с утра ещё и >>Ханский дворец<< посмотрели, то это понятно — эмоциональный перегруз имеет место быть.
А в целом, Крым продолжал удивлять, покорять нас своими красотами и…Стоп. Об этом — в следующих постах. На этой ноте закончу свой рассказ.
До встреч на блоге!