Система обеспечения безопасности на морской ледостойкой платформе «приразломная»

Технологии добычи

Приразломное — единственное месторождение в Арктике, разрабатываемое в условиях замерзающего моря. Ледяной покров здесь сохраняется в течение 7 месяцев, высота торосов достигает 2 м. МЛСП «Приразломная», созданная для реализации проекта, приспособлена к работе в таких условиях и рассчитана на максимальные прогнозные ледовые нагрузки, которым может подвергнуться. Она обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение скважин, добычу, подготовку, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии.

Жилой модуль платформы рассчитан на круглогодичное проживание до 200 человек. Благодаря небольшим глубинам (19,2 м) сооружение, размером с два футбольных поля (126×126 м) и весом 500 тыс. тонн, установлено прямо на морском дне и укреплено защитной щебне-каменной бермой объемом свыше 45 тыс. куб. м и весом 120 тыс. тонн. За счет этого куст эксплуатационных скважин не имеет непосредственного контакта с водной средой.

8,1
км
достигает длина скважин на месторождении Приразломное

Весь эксплуатационный фонд платформы составляют горизонтальные скважины. Всего планируется пробурить 32 скважины — 19 добывающих, 12 нагнетательных и одну поглощающую. 11 наклонно направленных скважин будут иметь глубину более 6 тыс. м по стволу, с горизонтальными участками до 1 тыс. м и со смещением от центра скважин до 4 тыс. м. К декабрю 2019 года на месторождении введены в эксплуатацию 19 скважин. В 2020 году планируется построить еще три.

Риск фонтанного выброса нефти при бурении и эксплуатации скважин сведен к минимуму за счет установки двойной системы защиты: клапана-отсекателя и дублирующего гидравлического клапана, входящего в состав фонтанной арматуры. Это уникальное оборудование было специально разработано для условий Приразломного нефтяного месторождения и учитывает специфику и особые требования к проведению работ именно в этом регионе.

2,5
км
средняя глубина залегания продуктивных горизонтов месторождения

Хранение и отгрузка

Танки для хранения добытой нефти расположены в нижней части платформы — кессоне. Для большей устойчивости к коррозии и износу его стены выполнены из четырехсантиметрового слоя плакированной стали, трехметровое пространство между стенами заполнено сверхпрочным бетоном.

Опасность взрыва устраняется за счет «мокрого» способа хранения, который исключает попадание кислорода в нефтехранилище. Балластная вода, используемая при «мокром» хранении, поддерживает постоянное давление в танке с нефтью, обеспечивая таким образом не только 100-процентную заполняемость резервуара, но и подпор насосам, задействованным при отгрузке.

Об отгрузке нефти с платформы «Приразломное» в программе «Транспорт» на телеканале «России24».

Перекачка нефти из нефтехранилища платформы на танкеры происходит с помощью двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). Для предотвращения разлива нефти в процессе перекачки отгрузочная линия оснащена системой аварийной остановки, позволяющей прекратить подачу сырья в течение 7 секунд.

Перед началом отгрузочных операций челночные танкеры, оборудованные носовой загрузочной системой, осуществляют бесконтактную швартовку. Удерживать танкер на месте, несмотря на ветер и волны, позволяет система динамического позиционирования.

Нефтеналивные танкеры усиленного ледового класса с двойным корпусом и дедвейтом (допустимой массой груза) 70 тыс. тонн — «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» — были созданы специально для работы на Приразломном.

124
тыс. м3
Объем резервуаров для хранения нефти на «Приразломной»

Правила без исключений

Если продолжать сравнение с авиацией, то можно сказать, что так же, как пилоты в самолете действуют строго согласно протоколу, для всех ответственных работ на платформе существует четко прописанный порядок действий. Разрабатывается он в центральном офисе «Газпром нефть шельфа» на основе, в том числе, анализа инцидентов на других объектах. Например, существует правило — после окончания огневых работ должно быть организовано наблюдение за местом происшествия. Это нужно для того, чтобы убедиться: ни в каком скрытом от глаз месте не началось возгорание из-за повышенной температуры (именно так начался большой пожар на нефтяной платформе Piper Alpha).

В нашей стране, как говорится, строгость законов компенсируется их неисполнением. Для того чтобы изменить взгляд работников платформы на безопасность, были внедрены так называемые стоп-карты. Суть в следующем: каждый работник, обнаружив нарушение правил безопасности, имеет право остановить работу на этом участке и попросить устранить проблему. Само нарушение он фиксирует в карточке, с разбора которых начальник платформы начинает каждую утреннюю планерку.

В нашей ментальности фискальничать считается делом недостойным. Но сотрудников платформы все-таки удалось со временем убедить в том, что дело здесь не в наказании виновных, а в том, чтобы уберечь всех от беды. Уже в 2015 году работники «Приразломной» воспользовались стоп-картами более 1,6 тыс. раз, в то же время статистика происшествий на платформе пошла на спад.

Цель — ноль

«Человеческий фактор» — даже в авиации, где все максимально автоматизировано и регламентировано, это наиболее частая причина происшествий. Для его исключения на «Приразломной» предпринимаются исключительно серьезные меры. Никакого русского «авось», «может быть», «обойдется как-нибудь».

Например, вахтовые рабочие, прибывающие с Большой земли на работу на месяц, могут быть здоровы только на сто процентов — не меньше. Они проходят трехэтапные медосмотры. Первый — в одной из клиник Архангельска. Шансов «купить справку», договориться по знакомству — никаких. Второй осмотр — предполетный, в лицензированном медпункте на территории аэропорта. Здесь делают тест на алкоголь, меряют давление и температуру. Если у кого-то результаты не идеальны — заворачивают назад. После прилета на платформу — еще один осмотр, по результатам которого врач выдает допуски на опасные виды работ.

Андрей Патрушев,заместитель генерального директора «Газпром нефти» по развитию шельфовых проектов:

Конечно, заболевание может проявиться уже на платформе. На такой случай есть отработанная схема транспортировки больного в стационар специальным санбортом. Однако даже в случае нелетной погоды квалификация врачей «Приразломной» позволит решить достаточно серьезные проблемы со здоровьем.

Огонь не пройдет

Чтобы свести на нет возможность возгорания углеводородов, на «Приразломной» применяется «мокрый» способ хранения нефти. В принципе, все просто: свободный объем танка с нефтью заполняется водой, которая вытесняется по мере наполнения танков сырьем. Таким образом, кислород вообще не проникает в нефтехранилище и взрывоопасная ситуация возникнуть просто не может.

На случай, если все-таки ЧП случится и где-то проскочит искра, тоже все предусмотрено: система пожаротушения на платформе способна предотвратить взрыв газа, распылив в воздухе инертное вещество — хладон. А стены танков с нефтью могут выдержать температуру более 1000°C в течение двух часов. Также на различных конструкциях платформы используются специальные огнестойкие изоляционные материалы, огнезадерживающие заслонки в системе отопления и вентиляции, конструктивные огнестойкие преграды. Поэтому, даже если возгорание и возникнет, огонь будет быстро локализован.

Приразломное месторождение

В Арктике добывается десятая часть общемировых объемов нефти и четвертая часть природного газа. На российском Крайнем Севере сосредоточено 80% всей арктической нефти и практически весь арктический газ. На территории России также находится 80% всех видов живых организмов, обитающих в Заполярье.

Между тем арктический шельф России — одна из самых сложных для освоения территорий. Целенаправленные поисково-разведочные работы здесь начались лишь в конце 1970-х годов. Приразломная структура в Печорском море была выявлена в 1977 году и за последующее десятилетие подготовлена к глубокому бурению. В 1989 году специалисты объединения «Арктикморнефтегазразведка», проводившие разведочное бурение, подтвердили наличие здесь промышленных запасов нефти, а к 1991 году была сформирована геологическая модель Приразломного месторождения.

Месторождение расположено на шельфе Печорского моря, в 60 км к северу от поселка Варандей. Извлекаемые запасы углеводородов Приразломного оцениваются в 70 млн т.н.э., что позволит эффективно эксплуатировать месторождение более чем 35 лет. Всего к 2023 году здесь планируется пробурить 32 скважины — 19 добывающих, 12 нагнетательных и одну поглощающую. 11 наклонно направленных скважин будут иметь глубину более 6 тыс. м по стволу с горизонтальными участками до 1 тыс. м и со смещением от центра скважин до 4 тыс. м. Уже сегодня длина некоторых скважин на месторождении превышает 8 километров.

Подход к безопасности на «Приразломной» на самом деле всеохватный. Для всех ответственных работ существует четко прописанный порядок действий. Подобные инструкции составляются в том числе и с использованием анализа различных происшествий на похожих объектах. Так, трагический инцидент на британской нефтяной платформе Piper Alpha в 1988 году, когда в результате взрыва и последующего пожара погибли 167 человек, был учтен при появлении следующего правила — после окончания огневых работ должно быть организовано наблюдение за местом происшествия. Это нужно для того, чтобы убедиться: нигде незаметно не началось возгорание из-за повышенной температуры.

Каждый месяц службы по предупреждению и ликвидации разливов нефти проводят около 30 учебно-тренировочных занятий. Кроме этого, ежегодно проходят командно-штабные и тактико-специальные учения и не реже чем раз в три года — комплексные учения, на которых отрабатывают весь комплекс действий в условиях, максимально близких к реальным.

Если вдруг…

С учетом всех продуманных технологий, многоступенчатых, дублирующих друг друга систем безопасности можно с уверенностью утверждать, что вероятность такого инцидента, как разлив нефти, крайне низка — всего несколько секунд потребуется, чтобы полностью перекрыть скважину при любых сбоях в системе. Однако и на этот маловероятный случай есть план. Он так и называется — план предупреждения и ликвидации разливов нефти (ЛРН). План учитывает различные сценарии развития событий, вплоть до крупной аварии — если произойдет разлив объемом 10 тыс. тонн. Для этого компанией «Газпром нефть шельф» закуплено уникальное морское и береговое оборудование, которое позволит быстро ликвидировать разливы нефти в арктических условиях. А также обеспечено постоянное патрулирование акватории профессиональными аварийно-спасательными службами, аттестованными для работ по ликвидации разливов нефти.

Чтобы план ликвидации разливов нефти поддерживать в состоянии «боеготовности», в районе «Приразломной» проводятся ежемесячные учебно-тренировочные занятия и ежегодные тактико-специальные учения, а не реже, чем раз в три года, — .

Запас прочности

Учитывая, в каких условиях работает платформа «Приразломная», возникают логичные вопросы: как вообще она может устоять на месте при подобных внешних нагрузках и есть ли вероятность ее разрушения? Ответы кроются в инженерных решениях и технических характеристиках стального острова: квадратная платформа шириной 126 м и высотой 141 м стоит прямо на дне моря (глубина здесь небольшая, всего 20 метров) под тяжестью собственного веса, составляющего 506 тыс. тонн. Чтобы обеспечить дополнительную устойчивость и защитить грунт под платформой от подмыва, по периметру платформы сделана щебне-каменная отсыпка объемом больше 45 тыс. куб. метров и весом 120 тыс. тонн. Кстати, за счет островного расположения платформы куст эксплуатационных скважин не имеет непосредственного контакта с морской средой — скважины начинаются внутри платформы и сразу уходят в грунт.

Морская вода и коррозия не в силах нанести ущерб стенам основания платформы (кессону). Они сделаны из особой стали толщиной в 4 см, на них нанесено специальное антикоррозионное покрытие и электрохимическая (катодная) защита (). Трехметровое пространство между стенками кессона заполнено сверхпрочным бетоном. И это еще не все.

Катодная защита

Электрохимическая защита от коррозии основана на наложении отрицательного потенциала на защищаемую деталь. Добиться необходимого эффекта удается за счет подключения к защищаемой металлической поверхности постоянного тока. В результате сама поверхность становится катодом и перестает корродировать, а обуславливающий коррозию анодный процесс переносится на вспомогательные электроды, так называемый жертвенный анод. Катодная защита широко применяется для защиты от коррозии наружной поверхности больших металлоемких объектов энергетического комплекса, таких как подземные и наземные магистральные и промысловые трубопроводы, металлических свайных фундаментов в грунте, морских причалов, оснований нефтегазовых платформ, опор мостов или любых других металлических конструкций, в том числе судов, находящихся в морской воде. Впервые на судах катодная защита была применена в 1824 году.

Скважинный контроль

Все скважины на «Приразломной» обеспечены двойной системой защиты от аварийных выбросов: клапаном-отсекателем и дублирующим гидравлическим клапаном, входящим в состав фонтанной арматуры. Это уникальное оборудование было специально разработано для условий Приразломного нефтяного месторождения и учитывает специфику и особые требования к проведению работ именно в этом регионе.

Клапан-отсекатель предназначен для отсечения нижней части скважины при возникновении нештатной ситуации. Он устанавливается на глубине около 150 м от устья скважины. Гидравлическая система соединяет клапан-отсекатель с системой аварийного останова на поверхности. Как только на гидравлическое оборудование приходит сигнал от системы безопасности, давление жидкости на клапан прекращается и он автоматически устанавливается в закрытое положение, изолируя таким образом скважину.

В целях безопасности на устье скважины во время бурения устанавливается противовыбросовое оборудование, включающее в себя универсальный превентор, сдвоенный плашечный превентор и превентор со срезающими плашками, а перед началом добычи его заменяют на фонтанную арматуру, в том числе включающую в себя дистанционно управляемую гидравлическую задвижку. Эта задвижка дублирует функции клапана-отсекателя в случае его неисправности. Работа всех этих систем завязана на автоматизированную систему управления и безопасности (АСУБ). Все устьевое оборудование способно выдержать давление до 35 МПа (примерно 350 атмосфер).

От бушующей стихии платформу «Приразломная» ограждает дефлектор — специальная конструкция высотой 16,4 м из высокопрочной стали, верхняя часть которой имеет наклон для того, чтобы волны не могли перелиться через край. Дефлектор в состоянии выдержать десятиметровые волны и атаку ветра со скоростью 183 км/ч — согласно шкале Бофорта, это 12 баллов из 12, то есть ураган. Хотя такие явления здесь и случаются, согласно статистике, не чаще чем раз в сто лет, в деле безопасности ничего не бывает слишком, поэтому запас прочности основания платформы многократно превосходит реально существующие недетские нагрузки. Оно способно выдержать даже прямой торпедный удар!

Неблизкий путь

Из Северодвинска до Мурманска платформе предстояло пройти по морю около 450 миль или более 800 км. В операции по транспортировке этого многотонного сооружения принимали участие 6 мощных буксиров под российским флагом: транспортно-буксирное судно (ТБС) «EEMS», многофункциональное ледокольное судно «Владислав Стрижов», ТБС «Пасвик», ТБС «Нефтегаз 57», ТБС «Нефтегаз 61» и ТБС «Капитан Мартышкин». Буксировка такого крупного объекта, габаритная длина и ширина которого составляет около 140 метров, а масса (без бетонного балласта) — около 120 тыс. тонн, в России осуществлялась впервые.

Увеличенная фотография (JPG, 967,8 КБ)

Специалистам нужно было успеть доставить платформу до установления льда, поэтому времени было в обрез — интенсивное ледообразование в акватории порта Северодвинска начинается уже в середине ноября. Транспортировку было решено не переносить на весну, так как бетонирование платформы в Мурманске займет 1,5–2 месяца, примерно столько же времени потребуется на обсыпку бермы щебнем и каменной наброской для предотвращения размыва грунта уже после установки на точку бурения. По расчетам специалистов, за один навигационный сезон, до начала штормов и появления льда, осуществить весь объем морских операций, было бы невозможно.

Увеличенная фотография (JPG, 692,4 КБ)

Операция по буксировке платформы «Приразломная» началась 18 ноября 2010 года. Для швартовых операций и буксировки были задействованы 4 морских и 4 портовых буксира в порту Северодвинска. По выходу из канала к 4 морским буксирам присоединились еще два. Проект буксировки был разработан ФГУП «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова», а подготовку «Приразломной» к морским операциям провели специалисты ООО «Газпром нефть шельф» совместно с ОАО «ПО „Севмаш“». Специалисты ООО «Газпром нефть шельф», а также ООО «Газпром добыча шельф» приняли участие и в самой транспортировке этого объекта.

До начала работ потребовалось получение разрешений на проведение морских операций от Российского морского регистра судоходства, администраций портов Архангельска и Мурманска, страховых компаний и Северного флота. Проведены были также работы по обследованию и подготовке акватории 35-го судоремонтного завода в месте будущей установки платформы.

Увеличенная фотография (JPG, 4,6 МБ)

Отсечь и обезвредить

Система безопасности «Приразломной» построена на принципе failsafe — «безопасный при отказе». То есть какой бы инцидент ни случился, какая бы ни возникла внештатная ситуация, система сама обеспечит безопасность без вмешательства человека. Все процессы автоматизированы и продублированы, а задача персонала — следить за тем, чтобы автоматизированная система управления и безопасности (АСУБ) была в рабочем состоянии.

АСУБ контролирует технологические процессы на «Приразломной», систему пожарной и газовой сигнализации и систему аварийного останова. На предотвращение каких инцидентов на платформе нацелена система безопасности в первую очередь? Безусловно, это стопроцентное предотвращение аварийных выбросов нефти. На случай нештатной ситуации система аварийного отключения обеспечена клапанами-отсекателями, установленными во всех скважинах. При регистрации датчиками понижения или повышения давления сверх нормативных значений срабатывает предупредительная сигнализация. А если давление продолжает снижаться или повышаться до критического уровня, скважинный насос автоматически отключается, а клапаны, способные справляться с мощнейшим давлением, закрываются, перекрывая скважину.

Самое ответственное впереди

Зимой предстоит достроить платформу и ранней весной 2011 года начать балластировку бетоном. В конце июня-начале июля, после того как в районе месторождения сойдет лед, начнется не менее сложная операция по буксировке платформы из Мурманска до Приразломного месторождения, расположенного на шельфе Печорского моря. До прибытия на точку бурения ей предстоит проделать еще более длинный путь — примерно в 550 миль или почти 1 000 км. При этом транспортировать платформу будут уже с увеличенной осадкой. 

Увеличенная фотография (JPG, 764,8 КБ)

После установки платформы на точку — глубина моря в районе месторождения составляет около 19 метров — вокруг нее будет устроена защитная берма. Одновременно с этим процессом начнется подготовка к бурению. Начать добычу нефти на Приразломном месторождении предполагается в IV квартале 2011 года. МЛСП «Приразломная» позволит круглый год выполнять все необходимые технологические операции: вести бурение скважин, добычу, хранение, осуществлять отгрузку нефти на танкеры, вырабатывать тепловую и электрическую энергию.

Увеличенная фотография (JPG, 1,8 МБ)

Учиться и еще раз учиться

Всем известно, что самое губительное в нештатной ситуации — это паника. Не поможет никакая самая передовая техника, если не знаешь, как действовать. «Знаю, но забыл» здесь не пройдет. По-этому учения на «Приразломной» проходят еженедельно. По громкой связи звучит сигнал тревоги, и каждый сотрудник начинает действовать согласно своему «протоколу». Причем в учениях участвуют все, кто находится в данный момент на платформе: хоть журналист, хоть президент. При прилете на «Приразломную» каждый проходит обязательный инструктаж по правилам поведения на платформе. Например, везде, кроме жилых отсеков, запрещено пользоваться любым фото- и видео-оборудованием, включая мобильный телефон — оно может вызвать искру. Фотографы должны использовать только специальное взрывозащищенное оборудование. Находиться на платформе (за исключением жилого модуля) можно только в полном комплекте спецодежды, обеспеченном защитой органов дыхания, каской и очками. Все работники платформы «Приразломная» знают — в безопасности мелочей не бывает.

История

Шельф, а тем более арктический шельф — одна из самых сложных для освоения территорий, поэтому целенаправленные поисково-разведочные работы здесь начались лишь в конце 1970-х годов. Приразломная структура в Печорском море была выявлена в 1977 году и за последующее десятилетие подготовлена к глубокому бурению.

В 1989 году специалисты объединения «Арктикморнефтегазразведка», проводившие разведочное бурение, подтвердили наличие здесь промышленных запасов нефти, а к 1991 году была сформирована геологическая модель Приразломного месторождения.

Для разработки месторождения на производственном объединении «Севмаш» в Северодвинске была построена специальная морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП), которая в 2011-м была доставлена в Печорское море и заняла свое место в 60 км от берега. Добычу нефти на Приразломном «Газпром нефть шельф» — дочернее общество «Газпром нефти» — начал в декабре 2013 года, а спустя еще пять месяцев, в апреле 2014 года, первая партия арктической нефти сорта ARCO отправилась к европейским потребителям.

Платформа «Приразломная». Она такая одна.

Нулевой сброс

Если за безопасность людей и техники на «Приразломной» можно не волноваться, то возникают другие важные вопросы: как работа платформы влияет на экологию Арктики в целом и Печорского моря в частности? А если нефть все-таки разольется?

120 минут способны сдерживать распространение огня стены эвакуационных коридоров платформы

Нулевой сброс — принцип, на котором основан подход к экологической безопасности на «Приразломной». Ровно столько вредных веществ попадает в окружающую среду — ноль. И никаких компромиссов. В Печорское море попадает только чистая вода для пожаротушения и очищенные бытовые стоки. Что происходит с отходами? Использованный буровой раствор и шлам закачиваются в специальную поглощающую скважину. Дождевую воду, которая, попадая на платформу, загрязняется, собирает дренажная система, а потом эта вода закачивается в пласт. Остальные отходы отправляются для утилизации на берег.

Что касается разлива нефти, то на этот случай есть специальный план. Он описывает порядок действий для каждого из возможных вариантов развития событий вплоть до крупной аварии. Причем описание подкреплено конкретными инструментами: всегда наготове, в режиме stand-by, уникальное морское и береговое оборудование, позволяющее быстро ликвидировать разливы нефти в арктических условиях. Акватория постоянно патрулируется профессиональными аварийно-спасательными службами, аттестованными для работ по ликвидации разливов нефти. Для поддержания всех потенциальных участников мероприятий ликвидации разливов нефти в состоянии боеготовности в районе платформы регулярно проводятся учения.

Уникальность проекта

Уникальность проекта в том, что первая в мире добыча нефти в арктическом поясе ведется со стационарного объекта. «Приразломная» платформа осуществляет разработку полезных ископаемых в условиях дрейфующих льдов и сложнейших климатических условиях.

  • высокотехнологичная система переработки стоков в условиях нулевого сброса обеспечивает высокую чистоту производства;
  • наличие струйных рыбозащитных фильтров на патрубках водозаборных устройств, что предотвращает гибель мальков и планктона;
  • возможность бурения скважин в вертикальном, наклонном и горизонтальном направлении длиной до 7 км;
  • способность хранить до 131 тыс. куб. м нефти, при ежегодной добыче свыше 6,5 млн. тонн.

Уникальной можно назвать и технологию строительства объекта. «Приразломная» платформа собиралась из двух частей – кессона и верхнего – непосредственно в море, а затем доставлялась к месту разработки углеводородного топлива.

Добрые соседи

Воздействие на экологию опасных отходов на «Приразломной» исключено. Но как реагирует арктическая природа на соседство с таким сложным технологическим объектом, как нефтедобывающая платформа?

Дело в том, что флора и фауна в Арктике отличаются повышенной уязвимостью: организмы, обитающие здесь, обладают низкой способностью к адаптации. Местную экосистему ученые признают очень хрупкой. Чтобы свести влияние антропогенного фактора к абсолютному минимуму, на платформе «Приразломной» действует целый комплекс мер. Например, вода для технологических нужд забирается исключительно через специальные рыбозащитные устройства. Таким образом оберегаются от гибели мальки и планктон. Вертолеты, которые доставляют на платформу сотрудников, специально летают на высоте не ниже 500 метров, чтобы не беспокоить шумом местных обитателей.

У огня шансов нет

Еще одна опасность, вероятность возникновения которой на «Приразломной» сводится к минимуму благодаря жестким мерам безопасности, — это риск взрыва и пожара. А пожар в подобных условиях может привести к страшным последствиям. История знает такие примеры: 6 июля 1988 года в результате взрыва и последующего пожара на британской нефтегазодобывающей платформе Piper Alpha погибли 167 человек, а платформа была полностью уничтожена огнем.

За пожарной ситуацией на «Приразломной» одновременно следят порядка 1800 штук различных датчиков — это тепловые датчики и датчики пламени, дымовые датчики, датчики обнаружения углеводородов. Если хотя бы один из них показывает выход параметра за критическую отметку, система аварийного останова прекращает работу скважинного насоса, клапаны-отсекатели закрываются по всей технологической цепи добычи и подготовки нефти и газа. Производство полностью останавливается. Способ хранения нефти на платформе продуман так, что исключает возникновение взрывоопасной ситуации. Решение простое и эффективное: свободный объем танка с нефтью заполняется водой, которая вытесняется по мере наполнения танков сырьем. Таким образом, в нефтехранилище перекрыт доступ кислорода, который «отвечает» за взрывоопасность.

Среди других технических решений, позволяющих максимально снизить риск ЧП на платформе, — стены, выдерживающие температуру более 1000 °C в течение двух часов, система пожаротушения, способная предотвратить взрыв газа за счет распыления в воздухе инертного вещества — хладона, пассивная противопожарная защита, включающая в себя использование огнестойких изоляционных материалов на различных конструкциях, огнезадерживающие клапаны в системе отопления и вентиляции, конструктивные огнестойкие преграды. Проще говоря, если что-то где-то загорится, то огонь будет быстро локализован.

Без сложностей не обошлось

Перед началом всех подобных операций — особенно в таких климатически неустойчивых регионах, как Белое и Баренцево моря — необходимо иметь долгосрочный благоприятный прогноз погоды — на 5–10 суток. Для получения максимально точного прогноза сводки получают не менее чем от трех независимых гидрометеорологических центров. Согласно полученным прогнозам, условия были подходящими для начала операции. Однако прогноз есть прогноз, а фактическая погода — фактическая погода.

Увеличенная фотография (JPG, 5,6 МБ)

На третьи сутки операции — 21 ноября, когда платформа находилась на выходе из горла Белого моря, погода резко ухудшилась. Ветер усилился до 15–17 метров в секунду, его порывы достигали 25 метров в секунду, и, предположительно, могли усилиться до 35 метров в секунду. Руководителем буксировки было принято решение об укрытии судов от шторма. Платформа и сопровождавшие ее суда легли на обратный курс. Платформу укрыли от ветра у берега Кольского полуострова в районе Кандалакши, и уже на следующие сутки, после ослабления ветра и получения благоприятных прогнозов погоды, участники операции вновь взяли курс на Мурманск.

Увеличенная фотография (JPG, 6 МБ)

Через пару дней произошла еще одна неприятность — у буксировочного судна ТБС «Нефтегаз 57» отказал двигатель, и ему пришлось выйти из состава буксировочного ордера. Однако помощи не потребовалось — 5 оставшихся буксиров, перераспределив тяговые усилия, с успехом продолжили транспортировку «Приразломной».

Увеличенная фотография (JPG, 2,5 МБ)

Через 9 суток после начала операции — 27 ноября — платформа прибыла в г. Мурманск, а 29 ноября была установлена на 10 якорных линий в районе 35-го судоремонтного завода.

Увеличенная фотография (JPG, 5,7 МБ)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: