Что здесь было, когда еще ничего не было: предыстория Петровского завода
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник КНЦ РАН Максим Пулькин:
— Поиск места для строительства завода был делом долгим и тяжелым. Была организована экспедиция специалистов Патрушева и Блюэра, которые должны были все прояснить и узнать. Должны были совпасть три важных фактора. Первый из них – это транспортные пути, то есть провоз продукции до будущего Петербурга должен быть простым и удобным. Также необходимы были запасы железной руды. И третий момент – это реки, которые могли бы вращать механизмы завода — в то время это был единственный способ. Все это совпало у нас.
Потребность в строительстве завода была очевидна. Битва под Нарвой для русского оружия оказалась в высшей степени печальной: разгром русской армии, Петр бежал, утратил всю артиллерию. Нужно было компенсировать эту потерю и создавать армию, прежде всего, артиллерию, буквально с нуля.
Справка «Республики»
Северная война продолжалась с 1700 по 1721 год. Противоборствующими сторонами в ней выступали Россия, Дания и Польша, с одной стороны, и Швеция — с другой. В результате, несмотря на первоначальные победы шведского короля Карла XII, Швеция лишилась значительных территорий, а Россия при Петре Великом стала господствующей державой на Балтийском море.
Россия в Северной войне выступала страной нападающей, а Швеция была в то время государством довольно-таки миролюбивым. Ту территорию, которую они хотели и могли захватить, они уже захватили. Петра Первого же положение, когда не было выхода к Балтийскому морю, совершенно не устраивало. Историки спорят до сих пор, почему у Петра Великого со всеми его странностями было такое маниакальное желание иметь выход к Балтике. Конечно, могли быть и прагматические цели — торговля. Но могут быть и другие объяснения психологического характера.
Фото: «Республика»/Николай Смирнов
Фото: «Республика»/Николай Смирнов
Фото: «Республика»/Николай Смирнов
Начало города Петрозаводска – это история интересная и захватывающая. Здесь нужны какие-то моральные оценки, исходя из ситуации военного времени, когда то, что кажется аморальным в обычное время, перестает таким быть.
Был такой «заводчик» Бутенант фон Розенбуш. Он производил замечательную продукцию, но у него были свои «вольности» — нарушения, в некоторых случаях объяснимые. Например, он устанавливал свои цены, какие считал нужным. И тут появляется Александр Данилович Меншиков. Он эти заводы у Бутенанта, если помягче выразиться, конфискует – «отписаны в казну». Бутенант жаловался Петру Первому. Петр был крайне недоволен: что это за безобразие, притесняют фабриканта. Меншиков же выступал в роли этакого негодяя: отбирал предприятия, казнокрад. А Петр повсюду замечательный и хороший.
Александр Данилович Меншиков
Меншиков основывал заводы. Он первым приехал сюда и решал все вопросы. Он рисковал собой, испытывал большие неудобства, напрягал свои силы, старался. Что касается Петра, то он впервые приехал в наши места только в 1718 году.
В истории с Бутенантом Меншикову была уготована некрасивая роль: отнять предприятия. Оборудование для новых заводов взяли как раз с фоймогубских заводов. Бутенант, конечно, был недоволен, жаловался, но потом внезапно скончался. Так вот случилось. Его сын пытался решить этот вопрос, но у него ничего не получилось.
Это, конечно, история некрасивая, «рейдерский захват», но тогда нужно было решать проблему быстро, радикально, предельно дешево и очевидно другого пути просто не было.
Появилось предприятие, которое дало жизнь городу. Читая документы того времени, мы видим, насколько люди были поглощены, увлечены проблемой: как можно лучше, как можно быстрее наладить производство, сделать его более эффективным. Все население было поглощено общей целью. Но местные жители по этой части испытывали совсем другие эмоции: перегородили плотинами речку, приписали к заводам, тяжелый труд за минимальную плату — ужасная картина.
Вопрос ведущего: Мог ли административный центр Карелии вырасти не на месте современного Петрозаводска, а в Фоймогубе, где находились заводы Бутенанта?
Максим Пулькин: — История не знает сослагательного наклонения. Были разные попытки, разных людей перенести столицу. В Вытегру, например. Были и другие варианты. Но Петрозаводск расположен уж очень удачно, с Фоймогубой не сравнить. Да и планов таких никогда ни у кого не было. Мне думается, что Фоймогуба административным центром в этой ситуации стать не могла.
История музея
Здесь царит особенная атмосфера, располагающая к диалогу современников со славным прошлым. Как уже говорилось, в здании располагались различные учреждения, в основном, учебного характера. Многие выпускники Олонецкой губернской мужской гимназии (одна из ипостасей здания) составили славу русской культуры: В.Г.Бенедиктов – известный поэт, современник А.С.Пушкина; В.А.Дашков – директор Московского Румянцевского музея; В.Д.Поленов – прославленный мастер русской живописи; Ф.Ф.Фортунатов – крупнейший ученый-языковед.
Олонецкая губернская мужская гимназия
Кроме гимназии зданию суждено было побывать и Главным народным училищем, и Дворцом труда, и Публичной библиотекой, и Дворцом пионеров, и Училищем культуры. Зная такое богатое историческое прошлое, тем более, кажется символичным, что именно здесь теперь располагается музей.
Официальный возраст музея пятьдесят лет, но коллекции, хранящиеся в нем, начали формироваться намного раньше. История их создания тесно переплетена с историей города, с судьбами собирателей, исследователей и музейных работников, которые своей деятельностью дали возможность нынешнему поколению лучше узнавать искусство и культуру родной страны.
Самые трудные и самые радостные первые пятнадцать лет становления и развития музея неразрывно связаны с именем первого директора Музея изобразительных искусств – Марией Васильевной Поповой. Основой музейных фондов стали экспонаты, переданные Карельским государственным краеведческим музеем, а также поступления произведений из частных коллекций Ленинградской области, в приобретении которых оказывали содействие и активное участие специалисты Государственного Русского музея. Позже пополнение музейных коллекций стало возможным благодаря безвозмездной передаче экспонатов рядом известных музеев, в частности Эрмитажем, Государственной Третьяковской галереей, экспонатов из запасников Министерства культуры.
Картина музея
В 60-70-х годах двадцатого столетия музейные коллекции существенно расширили экспедиционные привозы экспонатов древнерусского и народно-прикладного искусства. В течение двадцати лет, с 1960 по 1980 г.г., также проводилась планомерные работы, связанные с формированием собраний российских и карельских произведений искусств различным путем: скупкой у художников, наследников и владельцев частных собраний, принятием в дар от населения.
Рождение: заводская церковь
История собора началась в XIX веке, когда двигателем жизни в городе был Александровский пушечный завод. Его в 1774 году основала Екатерина II, и до середины XIX века предприятие было крупнейшим в России производителем корабельной и крепостной артиллерии. В отдельные периоды там работали больше тысячи человек.
Мастеровые селились на правом берегу реки Лососинки: создавали семьи, растили детей, вели нехитрое хозяйство и, конечно, ходили в храм — в то время они были приписаны к Троицкой церкви на Зареке.
«Начальство завода бдительно следило, чтобы рабочие были людьми религиозными, ходили на службы, вовремя исповедовались, — рассказывает доктор исторических наук, профессор ПетрГУ Александр Пашков. — Но мастеровые вместе с членами семей — это уже несколько тысяч человек. Понятно, что маленькая и отдаленная Троицкая церковь (которая к тому же уже была очень ветхой) не вмещала всех прихожан».
Александр Пашков. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова
Модель цеха Александровского завода. К концу века производство стало более технологичным, но принципиально не изменилось. Фото: «Республика» / Любовь Козлова
В начале XIX века решили строить новую заводскую церковь. Деньги собирали, что называется, всем миром: поучаствовала и императорская казна, и благотворители, и сами рабочие. Последние выкраивали из жалования буквально по копейке.
Из книги «Александро-Невская церковь г. Петрозаводска: сборник документов и материалов»:
Предписание горного начальника Олонецких заводов А.В. Армстронга: «Препровождая при сем собранную от мастеровых подписку о вычете из получаемого ими ежемесячного награждения по две копейки с каждого рубля на строение церкви, предписываю вашему благородию при выдаче такового награждения удерживать оные деньги у всех тех артелей, которые изъявили на то свое согласие».
Проект здания будущего храма создал Александр Посников, архитектор департамента горных и соляных дел из Санкт-Петербурга.
«Были и другие проекты, один из них предложил знаменитый Монферран, который в то время как раз сооружал Исаакиевский собор, — рассказывает Надежда Басова, историк и главный архивист отдела использования и публикации документов Национального архива Карелии. — Но этот проект не прошел: посчитали, что для Петрозаводска такой храм будет слишком большим, дорогим и пышным — решили выбрать проект скромнее».
Надежда Басова. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев
Фрагмент утвержденного плана Александро-Невской заводской церкви, выполненного заведующим чертежной Александровского завода инженером-технологом М.И. Марковым. 19 декабря 1877 г. Фото: Национальный архив Карелии
Строительные работы под руководством итальянца Карло Мадерни шли семь лет и обошлись в 134 334 рубля — сумму по тем временам весьма немаленькую. Иконы для храма писал петербургский художник Александр Чижов. Причем по пути из Петербурга в Петрозаводск они чуть не погибли: лодка, в которой их везли, опрокинулась, и ящик пропал. Потом, правда, чудесным образом нашелся.
Из книги «Александро-Невская церковь г. Петрозаводска: сборник документов и материалов»:
Из рапорта управляющего Олонецкими заводами Р.А. Армстронга: «…ящик сей с иконами найден… на одном из кижских островов, и иконы от десятидневного в воде пребывания нимало не пострадали».
В 1832 году храм освятили, начались регулярные богослужения.
Центр Шунгита
Своеобразный музей, объединивший производство, выставку и комнату отдыха из элитного камня. Центр знакомит с особенностями шунгита — необычного природного минерала, обладающего множеством целебных свойств. Аналогов этого камня на нашей планете нет, они встречаются только в космосе возле углеродных звёзд.
В старину шунгит именовали «Царевниным камнем», а официальное название он получил в честь карельского посёлка Шуньга. Необходимо восстановить внутренние резервы организма или купить неповторимый сувенир из Карелии? Тогда вам в Центр Шунгита, где своей энергией и дарами делится сама природа.
*Адрес: г. Петрозаводск, ул. Тракторная, д. 20А. *
Летний кинотеатр в Парке культуры и отдыха
Это замечательное здание было сооружено почти целиком из дерева в 1949 году по проекту архитектора Марины Старченко, которая создала еще несколько уникальных зданий в городе. Например, жилой дом с вогнутым внутрь фасадом на углу К. Маркса и Дзержинского. Летний кинотеатр стал самой национальной, самой народной постройкой Марины Старченко. В нем удачно сочетались и материал, и ландшафт, а воспроизведенные архитектором национальные мотивы не воспринимались лишь как декор, который можно удалить безболезненно.
Фото: gazeta-licey.ru
Фото: gazeta-licey.ru
К сожалению, здание летнего кинотеатра было безвозвратно утрачено во время пожара. Восстанавливать его не стали, а уцелевшую будку проекторской переоборудовали в общественный туалет. В последние годы постройка не используется, постепенно разрушаясь.
Петрозаводские соборы и церкви
Храмы Петрозаводска, вне всяких сомнений, порадуют почитателей несколько аскетичной северорусской культовой архитектуры. За состоянием соборов и церквей в городе тщательно следят, своевременно выполняя реставрационные работы.
Крестовоздвиженский собор
- График работы: ежедневно, с 7:00 до 21:00.
- Телефон.
- Адрес: ул. Волховская, 1. Остановка транспорта «Улица Промышленная».
Церковь во имя Креста Христова существовала в городе с начала XIX в. Со временем деревянное строение обветшало. Его снесли, а на этом месте построили и освятили в 1852 г. каменный храм. Пятиглавая церковь с голубыми куполами, возведенная на 4 столпах, сразу вошла в число главных достопримечательностей Петрозаводска. Она закрывалась на короткое время всего лишь раз, непосредственно перед фашистской оккупацией города. После реставрации, проведенной в 2007 г., здание выглядит великолепно. В церкви сохранился резной иконостас, выполненный в стиле ампир. Недалеко от входа в храм находится Поклонный крест, установленный в 1725 г. в память о посещении города Петром Великим.
Сретенская церковь
- График работы: ежедневно, с 8:00 до 19:00.
- Телефон.
- Адрес: Ялгубское шоссе, 1А. Добираться лучше от вокзала на маршрутном такси №4 или №8.
Старейший городской храм, освященный в 1780 г. во имя Сретения Господня, повидал на своем веку немало. Страшные пожары наносили зданию ужасный урон в 1790 г. и 1906 г., но всякий раз оно отстраивалось заново. В период гонений на религию церковь закрывали. Со временем здание пришло в ужасное состояние. Для его восстановления понадобилась масштабная реставрация, завершенная в 2003 г
Во время посещения храма стоит уделить особое внимание восхитительному иконостасу, расписанному палехскими мастерами
Екатерининская церковь
- График работы: ежедневно, с 8:00 до 19:00.
- Телефон.
- Адрес: ул. Вольная, 2. Остановка транспорта «Городская больница».
Небольшая церковь, возведенная в 1878 г., внесена в реестр памятников зодчества регионального значения. Деревянный одноглавый храм является замечательным образчиком русского провинциального классицизма, популярного в России конца XIX в. По существовавшей тогда традиции колокольня церкви, накрытая шатровым куполом, размещена над объемом трапезной. Главными святынями храма считаются образа Божией Матери Тихвинской, Владимирской, частицы мощей Елисея Сумского и великомученицы Екатерины.
Протоиерей Иоанн: служение
С тех пор прошло 20 лет. Разоренный когда-то храм вновь наполнили святынями. Иконы художника Чижова пропали, так что для собора написали новые: образы Ксении Петербургской, Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца, Матроны Московской и других святых.
«Когда собор восстановили, ко мне пришел директор Онежского тракторного завода и спросил: «Что мы можем сделать для храма как преемники Александровского завода?» — рассказывает настоятель собора протоиерей Иоанн. — Я предложил заказать икону Александра Невского. Рабочие собрали деньги, торжественно эту икону привезли, а я им сказал: «Помните, этот храм не мой, не епископа. Этот храм — всех нас, и ваш в том числе. И вы для него сделали великое дело».
Отец Иоанн (Тереняк). Фото: “Республика” / Леонид Николаев
Икона святого благоверного князя Александра Невского. Фото: “Республика” / Леонид Николаев
Совершенно уникальна и находящаяся в одноименном приделе храма икона «Собор Карельских святых»: здесь запечатлены фигуры 34 карельских подвижников, хотя в карельских землях их было гораздо больше: Олонецкий край много веков считался местом особенных молитвенных подвигов для монахов-отшельников, его даже называли Северной Фиваидой, по аналогии с египетской пустыней, где зародилось монашество. Кстати, образ «Собор Карельских святых» владыка Мануил заказал специально к открытию восстановленного собора Александра Невского в 2000 году, и, более того, 3 июня, день освящения храма, стал одним из главных православных праздников республики — Днем Карельских святых.
Одна из особо почитаемых святынь Собора — образ Фаддея Петрозаводского — покровителя карельской столицы. И не только образ: возле храма стоит плита с могилы святого, когда-то находившейся в часовне на Соборной площади (сегодня — площадь Кирова). В ближайшее время эту утраченную часовню планируют восстанавливать: фундамент ее уже нашли, а после празднования Дня республики можно будет начинать строительные работы, говорят в управлении по охране объектов культурного наследия.
Отец Иоанн совершает службу. Фото: Леонид Николаев
Певчие собора. Фото: Леонид Николаев
В праздники собор посещают сотни горожан. Фото: Леонид Николаев
Фото: «Республика»/Николай Смирнов
Приходят люди и не в праздничные дни: помолиться за близких, попросить помощи, поблагодарить Господа. Фото: «Республика» / Леонид Николаев
Убранство собора. Фото: «Республика» / Леонид Николаев
У иконы карельских святых всегда горят свечи: на ней — сразу 34 покровителя нашего края. Фото: «Республика» / Леонид Николаев
Икона Божией Матери «Казанская». Фото: «Республика» / Леонид Николаев
«Собор Карельских святых», кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского, Петрозаводск. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев
В соборе Александра Невского. Фото: «Республика» / Леонид Николаев
«Сегодня храм живет той жизнью, которой жил до закрытия. Удалось восстановить то, что было прервано после революции, — говорит отец Иоанн. — Богослужения совершаются каждый день, крещения, венчания, отпевания. При храме есть воскресные школы — детская и взрослая, миссионерский отдел».
Сколько у храма прихожан, никто не считает. Да и как посчитать, говорит отец Иоанн: одни ходят на службы каждую неделю, другие — по великим праздникам, третьи заходят изредка — посидеть в тишине и подумать. Прихожане они? Прихожане, уверен настоятель собора.
Отец Иоанн стал священником около 40 лет назад: сначала служил в храме в Сортавале, потом был настоятелем Екатерининской церкви в Петрозаводске. Он был одним из священнослужителей, начинавших в Карелии дело социального служения.
«Ко мне как к священнику люди всегда приходили с проблемами, и я старался помочь: исправить семейные отношения, определиться с целью в жизни, спасти от излишнего винопития, — рассказывает отец Иоанн. — Но в советское время церковь не имела права заниматься социальной помощью. А в 90-х это изменилось, и владыка Мануил назначил меня руководителем отдела социального служения: мы стали помогать нуждающимся».
Наладить работу помогли иностранные партнеры: финские церкви православная и лютеранская, священнослужители из Дании. Причем помогли не только советом, но и деньгами.
«На эти средства мы покупали продукты и раздавали сотням людей, которые в тяжелые 90-е нуждались в помощи. Кормили на эти деньги детей в школах, и некоторые ребята, которые часто прогуливали уроки, специально приходили на занятия, чтобы как следует пообедать».
Почему Петрозаводск — место сакральное?
Научный сотрудник Национального музея, заслуженный работник культуры Карелии Михаил Данков:
— Слобода при заводах — так назывался Петрозаводск при Петре Первом. Походные дневники — «юрналы» — Петра Великого и Александра Меншикова как раз и говорят о приездах «на заводы». Хотя мне представляется, что более грамотно называть эту территорию заводским посадом.
Исходя из карты Матвея Витвера начала 20-х годов XVIII столетия, мы имеем дело с шестью слободами. На карте мы можем видеть солдатскую слободу: она располагалась чуть ниже современной Национальной библиотеки. Была слобода у редута, там жили, очевидно, военнослужащие. Была слобода тульских мастеров. На начальном этапе этот комплекс слобод справедливо называть «заводской посад». Такие посады были разбросаны по территории России.
Красным на карте отмечены дома Петра Первого. На плане Витвера их почему-то два
Так получилось, что за год до начала работы первых цехов Петровского завода, в 1702 году, Петр Великий прошел с командой лейб-гвардейцев и кремлевской свиты по знаменитому пути — Осударевой дороге. При этом, как выяснилось, сложилась интересная ситуация. В момент выхода войск и свиты из города Архангельска в августе 1702 года там освятили церковь Петра и Павла. Этот храм был обнаружен недавно, и я впервые его публикую.
В момент прохода по Осударевой дороге по ее линии и по линии границы со Шведским королевством возникла совершенно четкая череда новоманерных, по западному стилю строенных храмов Петра и Павла. Это и Петропавловский храм в Новодвинке, и Петропавловский храм на острове Янисаари на реке Неве. Через некоторое время, очевидно, через полтора года, не менее, на территории заводского посада — у нас — возникает третий храм, который также несет имя Петра и Павла.
Церковь Петра и Павла в Новодвинской крепости
Фасад церкви Петра и Павла в Петропавловской крепости 1703 года
Петропавловский храм в Петровской слободе
Кстати говоря, в момент движения по Осударевой дороге был построен и четвертый храм, также Петра и Павла, который был освящен в начале сентября 1702 года на реке Свирь. Тогда это место называлось Мокришвицы, а сейчас это город Лодейное Поле.
Таким образом, четыре храма Петра и Павла выстроились вдоль границы со шведами. Это все, конечно, говорит о некоей сакральности нашего края и того места, где возник завод, где возникла слобода. Эти знаковые сооружения, с одной стороны, стали некой защитой от католичества, от лютеранства, сохраняя православие. С другой стороны, они промаркировали сам маршрут Осударевой дороги, промаркировали границу со шведами.
St Martin-in-the-Fields, 1720, Трафальгарская площадь
А это храм в Лондоне, который построен, как это ни парадоксально, масоном. Тема Петропавловских новоманерных храмов уходит далеко за пределы нашего края. Эти соборы, конечно, отличались от византийской архитектуры.
Константин Савандер: — Я соглашусь с Михаилом Юрьевичем в том, что Петр Первый, несмотря на некий скепсис в отношении религии, все-таки был верующим человеком. И запустить свое благое начинание, не получив благословения свыше, он не мог. Что касается шпилей, то в старину на Руси была очень популярна шатровая архитектура. Архитектура шпиля на шатровую архитектуру в некотором смысле похожа.
Мне кажется, что Петр Первый действительно внес какое-то новшество в архитектуру, но нельзя сказать, что это было что-то совершенно новое. Все-таки шатровая архитектура очень нравилась русским людям, и со стороны церковного начальства, когда приводили все к канонам Византии, подвергалась даже неким гонениям. И в этом отношении, мне кажется, какая-то демократичность Петра прослеживалась, хотя он, конечно, был самодержец.
Максим Алиев: — Если не ошибаюсь, еще до Петропавловской церкви в Петровской слободе была походная палаточная церковь Петра. По некоторым данным, алтарный камень этой церкви сохранился в Петрозаводске, на нем сейчас установлена скульптура обнаженной девушки.
Скульптура «Юность» Людвига Давидяна в Парке культуры и отдыха
Михаил Данков: — Это легенда, это городская мифология, и слава богу, что она живет. В реальности брезентовые походные церкви действительно существовали в начале XVIII века. Скорее всего, до того, как построили Петропавловский храм, была какая-то церковь. Вероятно, что для тех иностранных специалистов, которые прибыли сюда с заводов Бутенанта, был выстроен какой-то храм, связанный с лютеранским вероисповеданием.