Спасо-евфимиева мужская обитель

Основание

В середине XIV века суздальско-нижегородские князья Борис и Андрей Константиновичи решили основать в Суздале монастырь во имя Преображения Господня. Место для обители они выбрали на левом берегу Каменки на окраине Суздаля, где архиепископ Суздальский Иоанн поставил крест. В 1452 году на этом месте были построены кельи, ограда и каменный Спасо-Преображенский собор.

По просьбе князей, настоятель Нижегородского Печерского монастыря преподобный Дионисий прислал в Суздаль своего 36-летнего ученика Евфимия. Молодой, но опытный Преподобный Евфимий стал игуменом обители и в течение пятидесяти двух лет до самой смерти, в 1404 году, исполнял эту обязанность. В честь своего наставника обитель получила имя Спасо-Евфимиев монастырь.

Успенская трапезная церковь

К Архимандритскому корпусу примыкает шатровая Успенская трапезная церковь, построенная, по некоторым данным, около 1525 года. Это один из самых ранних памятников шатровой архитектуры в истории древнерусского зодчества. В храме и трапезной палате сохранились фрагменты настенных росписей XVI века.

Здесь проходили литургия с колокольным звоном, молебен святому Евфимию, общая трапеза. В нижнем этаже трапезной палаты размещались различные хозяйственные службы: кухни, хлебные и др. По монастырским преданиям, одно из помещений представляло собой каменный мешок для заключения колодников. Сейчас в здании размещается экспозиция наивного искусства.

Успенская трапезная церковьУспенская трапезная церковь

Монастырская тюрьма в XVIII веке

Интересна судьба этого места в период правления императрицы Екатерины II. В 1766 г. она повелевает учредить в крепости тюрьму для «безумствующих колодников». Метровые стены, небольшие комнатки и окно, выходящее на арестантское кладбище, — вот и весь скудный мир для попавших сюда на долгие годы людей. А сроки здесь были иногда очень большие — 25, 40, 45, бессрочно… Ссылались сюда преимущественно религиозные преступники, неугодные власти или проповедовавшие сектантские ценности. Многие сходили с ума, их душераздирающие крики были слышны и днем, и ночью. Один из арестантов после двадцати проведенных здесь лет, выйдя на свободу, полностью потерял способность говорить по-человечески.

Смоленская церковь в быв. слободе Скучилихе

Церковь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы была построена в 1696–1706 годах в слободе Скучилихе, принадлежащей Спасо-Евфимиеву монастырю и расположенной на северной окраине Суздаля, непосредственно к востоку от стен монастыря. Слобода была населена ремесленниками, многие из которых трудились на монастырских стройках. Церковь была приходским летним храмом для жителей слободы, рядом с ней позднее была построена и зимняя церковь Симеона Столпника. Обе церкви выстроены на месте существовавших ранее деревянных. Позднее рядом с церквями построена колокольня в классическом стиле. В настоящее время бывшая слобода вошла в черту города и церкви располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина.

Смоленская церковь в Суздале

Четверик пятиглавого храма имеет небольшую паперть. Широкие плоскости стен имеют по три высоко расположенных окна, обрамленных декором из полуколонок и килевидного фронтона. Колонки наличников на северной стороне имеют более изящный рисунок. Главки установлены на тонкие и высокие глухие барабаны. В верхней части стен карниз из зубчиков, балясин и измельченных кокошников.

«Золотая кладовая»

Золотая кладовая — экспозиция, разместившаяся в стенах Никольской больничной церкви, входящей в состав Спасо-Евфимиева монастыря. Здесь собраны различные произведения древнерусского декоративно-прикладного искусства: украшения, иконы, посуда. Всего в «кладовой» выставлено более 500 экспонатов.

Все предметы выставки обладают редкой ценностью, причём не только исторической (возраст некоторых изделий составляет более 1000 лет). Многие изделия изготовлены из серебра и золота или богато украшены природными камнями. Каждый гость монастыря может посетить выставку и увидеть, как жили состоятельные люди прошлых веков и на что были способными руки древних мастеров.

История создания и развития монастыря

Заложена обитель была в середине ХV века и изначально носила название Спасо-Преображенского монастыря, а позже была переименована в честь памяти первого игумена, прославленного в лике святых — Евфимия Суздальского.


Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале

Построенный из дерева монастырский комплекс не выдержал испытания временем — не удалось сохранить и донести до потомков аутентичных построек. Всем известный внешний вид обители сформировался в каменных постройках XVI — XVII в. Значительный размах строительства стал возможен благодаря серьезной финансовой поддержке знати и князей.

Интересно! Помимо духовного наследия, обитель имеет и историческое значение — именно подле ее стен в 1445 году русский князь Василий II проиграл битву с казанским ханом и попал в пленение.

Конечно же, самое большое внимание привлекает центральный собор монастыря, который носит название Спасо-Преображенского. Это пример классической для древних веков суздальской архитектуры — здание выглядит строго, величественно и даже немного грозно

Настоящим украшением и историческим наследием можно считать уникальные церковные фрески XVI века на стенах, а также настенные росписи таких известных художников, как Силы Савина и Гурия Никитина, датируемые серединой XVII века.

Не обходили вниманием монастырь и царские персоны. Так, в середине XIX века в обитель приезжал цесаревич Александр Николаевич, а в 1913 году в связи с празднованием памятного дня 300-летия дома Романовых в монастырь пожаловал сам царь и будущий святой страстотерпец Николай Второй вместе со своими дочерьми

Прибавил известности Спасо-Евфимиеву монастырю тот факт, что в 1766 году царицей Екатериной Второй тут был обустроена тюрьма. Чаще всего в ней отбывали заключение особы, которых Священный синод объявлял сектантами, а их учение — опасной ложью и ересью. Так, среди заключенных этой тюрьмы были следующие лица:

  • Монах-предсказатель Авель, который предрек смерть Екатерины Второй и оставил еще множество прорицаний о будущем России. Он умер в тюрьме и похоронен за алтарем Никольской церкви;
  • Кондратий Селиванов, известный как глава секты скопцов;
  • Федор Шаховский, декабрист;
  • Максим Рудометкин, известный лидер распространенной секты прыгунов. Во время заточения написал более десятка вероучительных книг, которые позже стали использовались в работе секты;
  • священники-старообрядцы, учение которых осуждалось долгое время.

Годы советской власти

Участь большинства духовных заведений в советское время была незавидной. Активно насаждался атеизм, верующих людей сильно притесняли, преследовали. Именно в годы советской власти сонм православных святых пополнился большим количеством новомучеников, принявших смерть за веру Христову. Конечно же, новые руководители страны не могли не обратить своего внимания на такой значимый духовный центр, как Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.


Спасо-Евфимиев монастырь окружен каменными стенами

И снова история повторяется — в стенах монастыря вновь создают тюрьму. Только теперь осужденными в ней оказываются не сектанты и еретики, а, напротив, истинные служители православной веры. Впрочем, наравне с исповедниками христианства, в тюрьму сажали и других лиц, неугодных власти.

Так, в политизоляторе, а позже и в тюрьме особого назначение, отбывали заключение епископы и священники, обвиняемые в антисоветской пропаганде. Рядом с ними сидели коммунисты и пропагандисты, не оправдавшие ожиданий большевиков.

В 1930 году около монастырской ограды был разобран склеп, где, вероятно, находилась могила известного полководца Пожарского Д.М. Позже на могиле будет установлен каменный крест, а после развала Союза восстановят и весь склеп.

С началом Второй мировой войны в стенах монастыря открывают лагерь для военнопленных. Изначально в нем содержались солдаты польской армии, а позже был создан фильтрационный лагерь для военнослужащих красной армии, вернувшихся из плена врага. В этом лагере советские солдаты проходили проверку на возможную вербовку противником.

Сразу после окончания войны вместо обычной тюрьмы в монастыре организовали исправительно-трудовую колонию для малолетних преступников, а с 1968 года обитель получила статус музея.

Архитектура собора

Суздаль всегда был интересен людям, увлекающимся изучением русского зодчества. Над постройкой многочисленных храмов трудились талантливейшие мастера того времени. Некоторые до сих пор приезжают в это место не только для того, чтобы полюбоваться красивыми зданиями, но и чтоб научиться мастерству древних строителей.

Одним из таких неповторимых сооружений является Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря. Суздаль уже в XVI веке был богат на прекраснейшие образцы архитектурного искусства. Его центральный кремль — Собор Рождества Богородицы — ведет свою историю аж с 1222 г. и был заложен еще Юрием Долгоруким.

Когда более четырехсот лет назад первый Преображенский храм сгорел, за основу постройки взяли именно стиль старейшего Суздальского кремля. Но впоследствии, неоднократно перестраиваясь, собор все больше обретал аскетичный вид. Он представляет собой белокаменное монументальное сооружение. По периметру расположены окна, декорированные арками с колоннами, а вдоль стен — галерея XVIII века.

Рядом с алтарем на столбах выгравированы изображения представителей династии Романовых и русских князей. Много фресок внутри здания рассказывают историю первого игумена монастыря — святого Евфимия. В советское время каменные плиты, под которыми покоился Дмитрий Пожарский, были разобраны, и только в 2008 году федеральные власти профинансировали восстановление часовни над его могилой.

История

7 июля 1445 года рядом с обителью произошло сражение между войском московского великого князя Василия II (Темного) и казанскими татарами под руководством царевичей Якуба и Мануша, сыновей хана Улу-Мухаммеда.

Василий II с полуторатысячным войском нанес поражение воинам царевичей и они отступили, но когда князь стал их преследовать, татары неожиданно повернули назад и нанесли сокрушительный удар по русскому войску.

В бою Василий II сражался смело, но получил ранение и в результате он и его двоюродный брат Михаил Верейский, сын Андрея Пожарского, были взяты в плен. В соответствии с кабальным договором 1 октября 1445 года они были освобождены. Видимо, по условиям договора была заплачена немалая сумма, а также несколько городов были отданы на кормление.

Предположительно, по этому договору, в Мещере было создано Касимовское ханство, первым ханом которого стал сын Улу-Мухаммеда — царевич Касим.

Одержав победу, татарские царевичи останавливались в Спасо-Евфимиевом монастыре, но обитель не сожгли и не ограбили.

Интересные факты

Со Спасо-Евфимиевым монастырём связана история сражения между войском московского великого князя Василия II (Темного) и казанскими татарами. Произошло это в июле 1445 года рядом с обителью. Когда Василий II обратил в бегство татар и стал их преследовать, они резко развернулись и нанесли ответный разгромный удар.

Храбро сражавшийся Василий II был ранен, и вместе с двоюродным братом Михаилом Верейским, сыном Андрея Пожарского, оказался в плену. Освободили пленников согласно кабальному договору, условия которого предусматривали немалую сумму.

В Мещере было создано Касимовское ханство. После победы татарские царевичи Якуб и Мануш остановились в Спасо-Евфимиевом монастыре. Однако обитель не ограбили и не сожгли.

Стены и башни активно реставрируют

Множество преданий относятся к монастырской тюрьме — одному из самых суровых мест заключения в России.

В 1826 г. сюда заточён предсказатель Авель, который был через 15 лет был похоронен за алтарём Никольской церкви.

В 1841 г., после долгих пыток, в монастырской камере скончался известный декабрист, князь Ф. П. Шаховской. В темнице завершил земной путь и монах-прорицатель Василий Васильев.

В XIX в. в тюрьме находились старообрядцы Аркадий, Конон и Геннадий. Летописи свидетельствуют о том, что священнослужителям помог освободиться писатель Л. Н. Толстой.

Спасо-Преображенский собор

На протяжении 1507-1511 гг, был возведен храм, вместо церкви, пострадавшей от пожара, располагавшейся над Евфимовской могилой. Через 83 года рядом с монастырём построили здание больших размеров, и на фоне новой постройки церковь стала не такой величестенной.

Первоначально, храм был очень похож на собор Суздальского кремля. Перестройки изменили облик монастыря на более строгий, больше напоминающий монумент. Пилястры разделили стены на несколько частей. Очень грамотно выстроена галерея у стен собора, а красивая четырехскатная кровля из пяти барабанов завораживает.

Барабаны декорированы с помощью резьбы по камню с узкими и высокими окнами. Приделы храма также выполнены с куполами, только меньшего размера. Периметр храма задекорирован колонками.

Живопись на стенах храма сохранилась и по сей день. Потому и сегодня любой желающий может полюбоваться прекрасной работой иконописцев из Костромы, которых возглавили прекрасные мастера Гурий Никитин и Сила Савин.

Недалеко от алтаря нанесены изображения князей и царей России (династия Романовых), деяния которых церковь рассматривала как божественные. Стены в Евфемиевском приделе украшены расписными фресками с изображением жития его основателя.

На востоке захоронен Пожарский. Позже мавзолей разобрали, на его месте установили крест из камня. Восстановить часовню удалось в 2009 году, освящение которой состоялось в ноябре с участием первых лиц страны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: