Страницы истории Торжка и происхождение названия
Принято считать, что город основан в 9-10 веке, в 1139 году он упоминается в летописи. Конечно, места эти были заселены гораздо раньше, но разрозненными племенами. Археологические раскопки показывают, что Торжок основан минимум в 9 веке, но официально про возраст города принято судить по летописям.
В отношении развития и становления Торжка можно говорить о факторе нужности, востребованности государством, чтобы в этом месте был крупный город. Это не умаляет достоинств новаторов, но факт есть факт.
К 10-11 векам новгородцам было выгодно, чтобы Торжок был как крепость и торговая площадка, они его финансировали и поддерживали в этом направлении. В 12-14 веках у Торжка как города было две основные функции – торговая и оборонительная. История и название города (Новый Торг) говорит нам, что торговая функция превалировала.
Древний Торжок, стилизация
У города было выгодное местоположение со всех точек зрения. Торжок защищал Великий Новгород от набегов татар и грабителей с южных республик, а значит, выделялись деньги на его укрепление, развитие, строительство крепости. С другой стороны, он расположен на пересечении водных и пеших путей сообщения Древней Руси, все купцы поднимались по сети рек и озер к Новгороду, естественно, в Торжке они останавливались на отдых, продолжали торговать. Это была своеобразная перевалочная база, говоря современным языком, на хлебном пути, причем настолько большая, что в 15 веке у Торжка была своя собственная деньга!
Торжок часто разрушали, сжигали, в 1671 году он был почти вдвое крупнее Твери, пока не случился последний роковой пожар, уничтоживший почти весь город дотла. Но город выстоял, чтобы к 18-19 векам снова стать сильным, самостоятельным, независимым.
Далее Екатерина Вторая способствовала развитию города. Известный тракт Москва-Санкт-Петербург проходил через Торжок, и это не могло сказаться на его благосостоянии. Город рос, креп, формировался архитектурный облик из каменных купеческих особняков.
Панорамы Торжка с колокольни Новоторжского Борисоглебского монастыря
Сейчас колокольня Борисоглебского монастыря открыта для посещения, и всего за 100 рублей можно подняться на самый верх! Разумеется, я не могла упустить такую возможность!
Колокольня надвратная с церковью Спаса Нерукотворного Образа
В колокольне идут вялотекущие реставрационные работы. До революции она была выкрашена теплой бежевой краской «под мрамор», что придавало ей особую нарядность и подчеркивало конструктивные детали.
С.М.Прокудин-Горский. Борисоглебский монастырь. Лето 1910 годаРоспись внутри надвратного храма Спаса Нерукотворного образа в колокольне Новоторжского Борисоглебского монастыряВнутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного Образа
Наверх ведет временная, весьма крутая деревянная лестница. Несколько раз встречаются широкие деревянные площадки, где можно отдохнуть. Шутка ли — подняться на высоту более 40 метров!
Внутри колокольниВременная лестница внутри колокольниВнутри колокольниВнутри колокольни
По мере того, как поднимаешься выше и выше, открываются все более широкие панорамы Торжка. В очередной раз поражаешься красоте этого древнего города. Еще бы отреставрировать все его здания… Вот, виднеется территория бывшего Новоторжского кремля и древнего Посада, многочисленные храмы, подвесной пешеходный и автомобильный мосты, переброшенные через Тверцу.
Панорама Торжка
А вот Михайло-Архангельская (Благовещенская) церковь, построенная в середине XVIII века на месте сгоревших в 1742 году церквей Благовещения и Михаила Архангела XVII века. В 1849-1864 годах храм был перестроен в псевдорусском стиле. Колокольня возведена в 1864 году, надстроена в 1887 году. С 1931 по 1936 год здесь хранились мощи святых Ефрема и Аркадия. В советские годы церковь была переоборудована под пекарню.
Михайло-Архангельская (Благовещенская) церковьБорисоглебский собор и панорама реки Тверцы
Необычайно живописен уже упоминавшийся Соборный комплекс. За ним виднеется церковь Климента, папы Римского 1835 года постройки.
Входоиерусалимская церковь, Спасо-Преображенский собор и церковь Климента, папы РимскогоКирпичи внутри колокольниКирпичная кладка колокольниПанорама Торжка
С высоты вдали видна живописная Тверецкая набережная, ограниченная подвесным пешеходным и автомобильным мостами. Это одно из самых красивых мест в городе.
Река Тверца в Торжке
За Тверецкой набережной виднеется шпиль колокольни и купол церкви Ильи Пророка, построенной в 1822 году. К её приходу относился Императорский Путевой дворец в Торжке. 13 февраля (по старому стилю) 1826 года в ней на ночь был установлен гроб с телом императора Александра I, а 31 мая — императрицы Елизаветы Алексеевны.
Панорама Тверецкой набережной
С противоположной стороны за деревьями видна изящная деревянная Вознесенская (Тихвинская) церковь, поставленная в 1717 году на месте более древней деревянной церкви клетского типа.
Панорама Торжка в сторону Старовознесенской (Тихвинской) церкви
Необычайно интересен восьмигранный ярус звона. К началу XX века здесь насчитывалось 11 колоколов, самый большой из которых, отлитый на московском заводе А.Д.Самгина, весил чуть более 500 пудов. Над ярусом звона находился часовой механизм, который функционировал в течение длительного времени даже после закрытия Борисоглебского монастыря.
Ярус звона колокольни и купол Борисоглебского собораЯрус звона колокольниКолокольные хомутыХомут колокола
И снова путь наверх по узкой лестнице.
Кирпичная кладка колокольни
И вот, наконец я на самом верху колокольни, в огромной беседке-бельведере со сквозной колоннадой. Отсюда открываются самые широкие панорамы Торжка и окрестностей. От красоты пейзажа захватывает дух.
Беседка-бельведерПанорама Борисоглебского монастыряПанорама ТоржкаПанорама Торжка
Усадьба Знаменское-Раёк
Усадьба Знаменское-Раёк.
1
Великолепный архитектурный памятник находится под Торжком и окружен живописной природой. Основал усадьбу генерал Глебов, живший при Екатерине II. Построил он ее для своей жены Елизаветы. По спецзаказу Глебова усадьба должна была поражать красотой и величием, чтобы воздать должное его супруге. Надо признать, замысел удался.
Главное здание построено в классическом стиле. С двух сторон, подобно распахнутым крыльям, к нему примыкают колоннады в дорическом стиле, ведущие к флигелям. В усадьбе могли останавливаться и особы царской крови, с которыми супруги Глебовы состояли в родстве. Поместье окружает английский парк, гармонично переходящий в прилегающий ландшафт. На территории есть водоемы и часовня.
В XX в. усадьба Знаменское-Раёк служила госпиталем и профилакторием. Сейчас ее планируют переоборудовать в роскошный отель.
Адрес: Усадьба Знаменское-Раёк, Раек, Торжокский район, Тверская область, Россия.
Трудные времена и восстановление
В 1925 году Борисоглебский монастырь закрыли. 50 лет здесь содержали тюрьму строгого режима и лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков. В конце 1980 года бывший монастырь передали Всероссийскому этнографическому музею, работники которого начали восстанавливать изуродованные постройки.
В 1995 году на территории монастыря в одноэтажном корпусе, где жили прежде заключенные, поселились 5 монахов. 24 июня 1998 года, в день памяти преподобного Ефрема, в монастыре возобновилась литургическая жизнь.
Сейчас в обители живут 4 священнослужителя и один инок, 5 послушников и трудников. Монастырь входит в программу «Культура России», его восстанавливают. Отреставрирован старый братский корпус, который используют как паломническую гостиницу. Начались работы по реставрации трапезной и настоятельского корпуса.
Фото и описание
Борисоглебский монастырь был основан в 1038г. бывшим конюшим киевского князя Владимира боярином Ефремом. Трагическая гибель Бориса и Глеба, убитых их названым братом князем Святополком, настолько потрясла Ефрема, что он удалился навсегда от светской жизни, воздвигнув каменный храм на высоком берегу Тверцы и основав здесь монастырь. Первый каменный собор простоял около 700 лет. В 1577 году, при Иване Грозном, были пристроены два придела. Собор сильно пострадал в 1607 году при взятии Торжка поляками. Пожар 1742 года уничтожил деревянные стены Торжка.
Возрождение монастыря началось во второй половине XVIIIв. На месте древнего храма в 1785-1796 гг. был. построен новый Борисоглебский собор по проекту архитектора Н.А.Львова. Большой и величественный собор классически ясен. Фасады обработаны дорическими портиками. Широкий, слегка приплюснутый восьмигранный барабан и четыре малых купола по углам придают собору некоторую грузность.
Надвратная церковь-колокольня Борисоглебского монастыря заложена в 1804 г., через год после смерти Н.А.Львова, как предполагают исследователи, по его проекту. Строительство вел местный архитектор Ананьин
Многоярусная колокольня, увенчанная шпилем, возвышается над всем городом, привлекая внимание легкостью и красотой своего силуэта. В нижнем ярусе был арочный проем — главный вход в монастырь
Во втором ярусе размещалась церковь, в третьем расположены арки звона. Верхний ярус выполнен в виде круглой сквозной беседки.
В угловой башне монастырской стены, построенной в XIX веке, размещалась монастырская библиотека. Верхняя часть башни была восстановлена в ходе реставрации в 1970-х — 1980-х гг. и с тех пор не ремонтировалась.
Входо-Иерусалимская церковь построена в 1717 г. и находится между настоятельскими корпусами примерно того же времени.
Введенская церковь — самая древняя постройка Борисоглебского монастыря. Она построена в XVII в. на месте сожженной поляками древней деревянной церкви. В XIX в. было пристроено крыльцо. Колокольня, увенчанная восьмигранным шатром, видимо, построена в одно время с церковью.
Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем здесь был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью.
Настоятели, наместники
- Тихон (1533 — 1536)
- Киприан (1537 — 1551)
- Мисаил I (1552 — 1588)
- Иоаким (1589 — 1598)
- Никифор, келарь (1599)
- Константин (1600 — январь 1609)
- Евфимий (1637 — 1652)
Иоасаф (? — 1647)
- Феодосий (1653 — 1664)
- Кирилл (1665 — февраль 1669)
- Евстафий (20 августа 1669 — 1680)
- Сергий I (Велтахов) (1680 — сентябрь 1682)
- Тарасий (1682 — декабрь 1695)
- Варлаам I (1696 — 1697)
- Евфимий II (1697 — 1700)
Иона (1697 — 1700)
- Иоиль (1700 — 1701)
- Игнатий (1702)
- Боголеп (1703 — 1704)
- Герасим (1705 — 1712)
- Исаия (1713 — 1717)
- Никон (1719)
- Макарий I (1720 — 1726)
- Варсонофий (1726 — 1734)
- Иларион I (в конце 1734 — 1735)
- Викентий (1736 — 1744)
- Адриан (1745 — 1756)
- Иоасаф (1757 — февраль 1758)
- Наркисс (февраль 1758 — 5 сентября 1763)
- Феофилакт (1763 — 1764)
- Кирилл (Флоринский) (1764 — 1768)
- Варлаам II (Петров) (1768)
- Феофилакт II (1768 — май 1775)
- Стефан (май 1775 — 14 сентября 1776)
- Иларион (Копьев) (1776 — 22 ноября 1777)
- Палладий (1777 — июль 1785)
- Макарий II (1785 — июль 1791)
- Мисаил II (14 июля 1791- июль 1795)
- Евгений (Романов) (1795 — 1799)
- Никанор (1800 — 1819)
- Сергий II (1819 — 1831)
- Арсений (1831 — 1836)
- Платон (1837 — 1840)
- Сергий III (август 1840 — 1849)
- Христофор (Эммаусский) (1849 — 1 апреля 1850)
- Анастасий (Лавров) (май 1850 — 1864)
- Антоний (Диевский) (1864 — 1887)
- Макарий (Драницын) (19 августа 1887 — 11 декабря 1897)
- Арсений (Лебедев) (11 декабря 1897 — 26 декабря 1908)
- Феофан (Предтеченский) (20 января 1909 — 11 февраля 1913)
- Иоасаф (1920 — ?)
- Феодосий (? — 7 сентября 1928)
- Андрей (Комаров) (упом. 22 августа 1927 — упом. 2 января 1928)
- Сщмч. Захария (Лобов) (упом. февраль — 7 мая 1929 )
- Александр (Торопов) (1929 — 1931)
1931 — 1993 — монастырь закрыт
Воскресенский женский монастырь
Трудно не заметить, как с набережной куда-то ввысь уходили темные улочки. Там обязательно должно быть что-то интересное!
Опять свалка мусора. На этот раз прямо около подъезда.
На вершине холма нас поджидал женский Воскресенский монастырь. В летописи он впервые упоминался в 1625 году. После того, как в 1920-х гг. монастырь закрыли, его приспособили под фабрику. В таком состоянии монастырь пребывает до сих пор, в нем находятся цеха по пошиву пальто.
В свое время монастырь был очень богатым. Основной доход приносил рукодельный золотошвейный промысел. Монахини изготавливали приданное для богатых новоторочек. Также поступали благотворительные деньги от купцов.
Воскресенский собор, выстроенный в 1796 г. и обновленный в 1851 г.
В 1842 году на средства монастыря было основано училище для бедных девиц духовного звания, после окончания которого девицы могли учиться в церковно-приходских школах. Также монастырь был местом заключения женщин, куда сажали за кражи, бродяжничество и другие провинности.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи 1833–1840 гг.
А здесь, наверное, были когда-то кельи.
Частично сохранилась ограда.
Уголок отдыха рабочих фабрики.
Лучшее время для посещения Торжка: сезоны и мероприятия
Конечно, это не прямое указание, когда конкретно ехать в Торжок – в любое свободное время и обязательно! Но, стоит понимать, что холодная промозглая осень с унылым пейзажем и разухабистая весна могут во стократ усилить неприглядную картинку обшарпанных стен и остатков асфальта, а снежные сугробы искрящегося хрустящего снега и буйная зелень летом – два главных и естественных ретушера Торжка.
Торжок зимой
Но идеально, если поездку в Торжок запланировать не по погодным условиям, а приурочив к какому-нибудь культурно-массовому событию. Это будет поистине грандиозно и познавательно!
В Торжке проводится очень много праздников, фестивалей, шумных и ярких мероприятий, часть их для узкого круга, другая рассчитана на туристов. Конечно, широко празднуются и Масленица, и Пасха, майские и ноябрьские праздники, но есть и особенные. Из наиболее интересных и хорошо зарекомендовавших себя можно выделить:
- Праздник Пушкина – с конкурсом чтецов, приездом ученых, выставками, лекциями, экскурсиями по пушкинским местам, проводится неделю с 29 мая по 6 июня;
-
Фестиваль местной гастрономии – с мастер-классами, дегустацией, развлечениями, дата плавающая;
- День города – с салютом, народными выступлениями, ярмаркой, проводится в первую субботу июня ежегодно;
- Новоторжский кремль» — фестиваль, полностью посвященный культуре и истории средневековья, проводится в конце июня;
- День косы – конкурс кос, косищ, косичек, где выбирается самая толстая, самая длинная, самая необычная, проводится в середине июля под эгидой Историко-этнографического музея;
- «На Тверце» — фестиваль исполнителей и любителей авторской песни, проводится в августе в Василево (7 км. от Торжка);
- День Левши – кто самый смелый, ловкий, быстрый узнайте на народных гуляниях на Верхнем городище в середине августа;
-
Кузьминки – праздник кузнецов с мастер-классами, тематическими сувенирами, показательными выступлениями и народными гуляниями, проходит в середине ноября.
Конечно, в Торжке происходит в разы больше событий, но никто не может гарантировать, что какой-то праздник повториться на следующий год.
Обо всех мероприятиях можно узнать в администрации города или на официальном сайте города.
У Торжка есть несколько хороших особенностей, которые воспринимаются туристами на «ура!»:
-
-
Для знакомства с городом можно взять экскурсию (кстати, их десятки разнообразных, начиная от православных и исторических до Пушкина и современности), а можно гулять самостоятельно – здесь красиво, уютно и очень мило, ведь не обязательно знать, кто жил в этом особнячке, если эта картинка радует глаз и греет душу!
- Туристическая ориентированность – в Торжке полно сувениров (правда, надо еще поискать, где они продаются), есть много кафе, гостиниц, относительно низкие цены на услуги, здесь сложно заблудиться.
- В Торжок можно заехать на один день или даже несколько часов, чем активно пользуются экскурсоводы, в окрестностях много интересного и уникального.
-
Кстати! Фотографы особенно любят Торжок за уникальную особенность – практически каждый уголок города очень фотогеничен и с обязательной панорамой.
Торжок, вид с высоты птичьего полета
Дом Культуры и городской парк Кирова
Торжокский Дом культуры был построен в 1961 году. В нем проводятся праздники, концерты и выступления как местных, так и приезжих коллективов.
Вокруг Дома культуры раскинулся городской парк, хотя парком такое место трудно назвать. Местная пресса такого же мнения «Сейчас (и уже много лет, пара десятилетий точно) городской парк Кирова – это практически не используемая для отдыха и досуга горожан территория с едва сохранившимися контурами общественного променада советского времени.»
Досуг для детей:
Кировский сквер, с установленным здесь в 1936 году памятником С. М. Кирову, находится на месте старого гостиного двора, сильно пострадавшего от бомбежек фашистской авиации в 1941 году и разобранного в 1945 году. Здания гостиного двора состояли из галерей, бегущих внутри аркад, в них размещалось 111 маленьких лавочек.
В этом году Торжок победил во всероссийском конкурсе лучших проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, и на благоустройство восточной части парка Кирова выделят около 50 млн руб. Надеемся, что весь этот ужас скоро уйдет в историю.
Использованные материалы
-
«Торжокский Борисоглебский монастырь», — страница сайта Православные храмы Тверской земли:
-
«Торжок. Борисоглебский монастырь», — страница Народного каталога православной архитектуры:
-
«Борисо-Глебский мужской монастырь», — страница официального сайта Тверской епархии:
-
Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 454-455:
-
Историческо-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря, составленное Новоторжского Борисоглебского монастыря иеромонахом Илиодором, что ныне строителем Теребенской пустыни // типография Губернского правления, Тверь, 1861, с. 158 -176:
Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. – Тверь, 1903. с. 18:
Определение Св. Синода от 13 — 20 января 1909 года за № 126 // Церковные ведомости. 1909. № 5 (31 января), с. 29; Определение Св. Синода от 6-11 февраля 1913 года за № 1145 // Церковные ведомости. 1913. № 7/8 (21 февраля), с. 41.
Лопатина Нина А., Хроника Новоторжского Борисоглебского монастыря советского периода, 2013,
БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века»,
Старо-Вознесенская церковь
Построена в 16-17 веках, ранее называлась Тихвинской.
Это самая древняя деревянная церковь, которая сохранилась до наших дней. Построена без единого гвоздя, но и сейчас есть ощущение, что перестоит каменные соборы, настолько основательно и добротно она сделана. На верхних ярусах сохранилась настенная живопись.
Старо-Вознесенская (Тихвинская) церковь, Торжок
Кроме них, у туристов популярностью пользуются Климентовская церковь (ул. Луначарского, 12), Спасо-Преображенский собор (ул. Медниковых, 5), Георгиевская церковь (ул. Гражданская, 2), Никольская церковь (ул. Ст. Разина, 74), Благовещенская и Михайло-Архангельская церкви. Все они являют собой прекрасные памятники архитектуры 17-18 веков.
Ул. Грузинская, 7а
Спасо-Преображенский собор
Сразу с моста гостей города встречает Спасо-Преображенский собор в паре с церковью Входа Господня в Иерусалим. Это самый центр древнего Торжка.
Спасо-Преображенский собор был построен в 1822 году на месте более древнего собора 1364 года. Есть предположения, что еще ранее на этом месте стоял деревянный храм во имя Спаса, сожженный татаро-монголами в 1238 году.
Рядом с нарядным Спасо-Преображенским собором в 1842 была выстроена небольшая теплая церковь Входа Господня в Иерусалим.
До недавнего времени в архитектурном комплексе Спасо-Преображенского собора находился завод по изготовлению сердечных клапанов, и до сих пор снаружи можно увидеть остатки выведенных заводских труб.
Прыгая к калитке через лужи, видим объявление, уведомляющее, что вход в храм осуществляется по звонку настоятелю Герману (телефон указан). В настоящий момент храмы медленно, но верно реставрируются.
Сразу за Спасо-Преображенским собором находится гостиница Оникс, выстроенная на месте сгоревшей древней усадьбы XIII века. Дом принадлежал богатому горожанину, о чем свидетельствует найденный клад с 250 предметами серебряных женских украшений. Вероятнее всего, все ценное было спрятано в преддверии разорения города татаро-монголами в 1238 году.
На первом этаже гостиницы есть небольшой стенд с трагичной историей усадьбы, а также краткие исторические сведения о Торжке, помогающие приезжим быстро «войти в курс дела».
Дом пояса
Дом пояса.
3
Этот уникальный объект посвящен единственному экспонату – поясу с вышитой на нем защитной молитвой. Правда, такое изделие окажется велико даже богатырю: его длина – 12 м. Пояс вышит золотой нитью и декорирован кристаллами Сваровски, общим числом 6500. На создание этого удивительного экспоната потребовалось свыше двух лет.
Пояс в виде огромного кольца выложен в центре зала. Считается, что если обойти его трижды по внутреннему кругу, думая о чем-то хорошем, заветные мечты должны осуществиться. Вокруг музейного здания разбит красивый парк с видами на историческую часть Торжка, работает небольшое кафе с местной кухней.
Адрес: Дом ПОЯСА, улица Дзержинского, Торжок, Тверская область, Россия.
Церковь Георгия Победоносца
Сразу за площадью Пушкина находится очень красивая, но заброшенная церковь Георгия Победоносца.
Впервые храм упоминается в писцовой книге от 1625 года. Выстроенная на пожертвования деревянная церковь была совсем невысокой. К концу XVII столетия церковь обветшала, поэтому ее разобрали и в 1692 году возвели новую каменную. Свой настоящий вид Георгиевская церковь приобрела в 1805 году, когда к ней надстроили второй этаж, благодаря чему она стала выглядеть более торжественно.
В 1968 году город чуть было не лишился Георгиевской церкви, когда по проекту новой магистрали в Осташков, дорогу должны были проложить прямо по месту, где стоит церковь. Только вмешательство активистов и неравнодушных горожан помогло отстоять храм.
Гостиница Пожарских
Свою славу гостиница получила, когда перешла по наследству в умелые руки Дарьи Евдокимовны Пожарской. Благодаря предприимчивости и гостеприимству Дарья Евдокимовна могла угодить и простому постояльцу, и капризному иностранцу, и даже царской чете. Здесь останавливались многие путешественники: поэты, композиторы, А. С. Пушкин, Николай I с цесаревичем Александром.
Лакомой приманкой были знаменитые Пожарские котлеты, которые А. С. Пушкин упомянул в своем дорожном дневнике.
На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай
И отправься налегке.
Второй приманкой был сафьяновый магазин, который располагался на первом этаже. Пушкин, удивленный красотой расшитого золотом пояса, купил его для княгини Веры Федоровны Вяземской с посланием «Всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы»
Дом Пояса
На одном пяточке расположено сразу два музея: музей Пушкина и Дом пояса. Мы побывали в доме пояса, ведь именно тут можно увидеть кусочек древнего золотошвейного промысла Торжка, который был известен с XIII века.
Дом Пояса расположен в северном флигеле бывшей дворянской усадьбы Олениных–Балавенских, построенной в конце XVIII века.
В Доме Пояса небольшая выставка посвящена именно поясам: какую роль играли пояса в жизни новоторов, как их украшали, как носили. Помимо бытовой роли пояса (подпоясать одежду и прикрепить к ему сумочку или кошелек), пояс считался оберегом от злых сил. Предки рассуждали так: если идет человек с поясом, значит он под защитой, а если без пояса (распоясался) – значит он может совершить что-то плохое, и никто не хотел иметь с таким человеком дело.
Именно в этом музее находится самый большой 12-метровый пояс России. Отшивали этот пояс вручную на протяжении двух лет.
А если хочется больше узнать о золотошвейном промысле, тогда стоит сходить на выставку и мастер-класс предприятия «Торжокские золотошвеи», которое уже больше века создает различные изделия с золотыми вышивками: одежду, сумки, украшения и т.д.
Существует интересная легенда, гласящая, что одна из новоторочек расшивала платье для императницы Екатерины II. Платье получилось настолько великолепное, что императрица позволила себе дважды надеть его в свет. Конечно же, императрица пожелала увидеть мастерицу и, пригласив новоторочку к себе, была удивлена, почему столь прекрасное изделие было вышито столь нелицеприятной девушкой. После чего Екатерина II написала указ о том, чтобы направить в Торжок самых красивых девушек со всей России.
Неизвестно, насколько правдива легенда, но судя по картинам и зарисовкам в музее, новоторочки были очень миленькие и хорошо одевались, обильно украшая свои одежды золотой и серебряной вышивкой.
Так выглядит вблизи ручная вышивка (фрагмент с картины выше):
За Домом Пояса находится небольшой новенький парк «Любви и верности». Он расположился на месте бывшего дворянского парка Олениных–Балавенских.
Здесь же можно перекусить в кафе Лира, отведать те самые знаменитые Пожарские котлеты по старинному рецепту. Кафе расположено за музеем в глубине парка, с дороги его не видно.
Такая порция стоит 210 руб.
Ильинская церковь
Ильинская церковь впервые упоминается в Писцовой книге Торжка в 1625 г. Из документа следует, что в то время на месте современной церкви находились две деревянные. Каменный храм Илии пророка был построен в 1738 г. и перестроен в 1818 году, так как пришел в аварийное состояние.
На колокольне Ильинской церкви находится обзорная площадка за 100 р.
Вдалеке можно увидеть Спасо-Преображенский собор и Благовещенскую церковь.
Покровскую церковь на живописном холме.
А также очередные бараки и развалины.
Последнее место, которое мы планировали посетить – Дом Пояса. Отправляемся туда по улице Дзержинского. Реклама – бич русских городов, и Торжок не стал исключением. А ведь могло все выглядеть иначе.
Еще одна бомбическая остановка.
Общественный транспорт Торжка – тоже ничего приятного, маршрутки и пазики, в которые даже с коляской не зайдешь.
Благовещенский храм
По Старицкой улице идем до следующей достопримечательности.
На высоком холме, бывшем когда-то полуостровом меж трех ручьев (Вороньяк, Красный и Здоровец), возвышается Благовещенский (Михаило-Архангельский) храм.
Первое упоминание относится к 1609 году. Последняя перестройка была в 1864 году, тогда храм получил современный облик. В военное время храм не закрывался и с 1946 по 1994 гг. был единственным действующим в Торжке.
Под холмом в центре дорожного кольца в 2014 году был установлен памятник Ефрему Новоторжскому.
И все бы ничего, вот только пешеходных переходов нет ни на кольце, ни рядом с ним. Шутка такая?
Архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Василёво»
Архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Василёво».
1
Под Торжком лежит замечательная старинная усадьба, на территории которой расположен этнографический музей. Он основан в 1979-м и включает памятники деревянного зодчества XVIII-XIX вв. Экспонаты были доставлены сюда из разных частей области.
Наиболее интересные объекты – деревянная Преображенская церковь, Знаменский храм и часовня Михаила Архангела, все постройки датированы XVIII в. Еще одно примечательное сооружение – каменный арочный мост. Он знаменит тем, что «снялся» в нескольких отечественных фильмах. Например, именно на нем сражаются силы Света и Тьмы в кинокартине Бекмамбетова «Ночной дозор». На территории усадьбы также проходят народные гулянья и праздники. Василево однозначно входит в список того, что посмотреть в Торжке каждому туристу.
Адрес: Архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Василёво», Василево, Тверская область, Россия.
Герб, флаг и гимн
Торжок — город с более чем десятивековой славной историей имеет флаг, герб и гимны города и области.
Герб был написан Ф. Санти в 18 веке, тогда же и утвержден. Герб и флаг совпадают, на них изображены 6 летящих голубок (три белых, три золотых) на фоне лазоревого неба.
Герб Торжка
Каких-либо документальных свидетельств, почему был составлен именно такой герб, не сохранилось, каждый волен выдвинуть свою точку зрения. Из наиболее популярных пояснений выделяются два:
- город шесть (есть мнение, что семь) раз почти полностью разрушался, разорялся и горел, и вот голубки как символ вечной жизни и божьей милости охраняют город и показывают его несокрушимость перед врагами;
- золотой цвет – знак богатства, удачи, денег, белый – доброты, гостеприимства, чистого сердца новоторов, голубки же всегда были распространены в Торжке, особо почитались.
Гимны города и области восхваляют родной край, заверяют в любви и желают всяческого процветания. В обоих случаях это стихи, положенные на музыку.