Архитектурный ансамбль монастыря
Архитектурный комплекс обнесен стенами с вышками, возведенными в 1734 году.
Церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы – самый старый каменный храм в городе, построенная в 1620 году на месте старой деревянной церкви. Церковь венчает восьмигранный шпиль, на котором установлен крест. В 1879 году на левой стороне церкви построили придел во имя святых праведных Иоакима и Анны.
Надвратная церковь Спаса Нерукотворного образа с колокольней – украшение Борисоглебского монастыря, построена в 1804-1811 годах. Большие ворота в виде арочного входа предназначены для торжественных процессий. Слева – малые ворота для прихожан.
Пять куполов церкви устроены в виде фонарей, последний – полусферической формы виден только изнутри.
Трехъярусная колокольня высотой 50 метров – самая высокая постройка в Торжке, на которой устроена смотровая площадка. Здесь были устроены часы, пострадавшие во время пожара.
Свечная башня возведена в русском стиле в 1860 году по проекту местного архитектора Степана Ивановича Гребенщикова. На шпиле нет креста – башню использовали для производства свечей и как библиотеку.
Двухэтажный настоятельский корпус и кельи выстроены из камня.
Борисоглебский собор
Борисоглебский собор со строгим спокойно-величавым фасадом построен по проекту Николая Александровича Львова на месте старого собора.
Внешний вид собора
Собор исполнен в форме куба с пятью возвышающимися главами. В центре соборного барабана – восьмигранный купол с полукруглыми окнами. По углам собора – купола полусферической формы с круглыми окнами, которые увенчаны золочеными шарами с возвышающимися на них крестами.
Фасады храма украшают колонны и портики, стены, покрытые штукатуркой, покрашены в желтый цвет. 4 крыльца, оформленные колоннами, выполнены из белого камня.
Внутреннее убранство
Интерьер собора выглядит строго, благородно и просто. По замыслу архитектора, главная роль в интерьере принадлежит пространству, залитому светом.
Внутренние стены отделаны гладкой штукатуркой, имитирующей мрамор. В нише – образ царя Давида. Чугунный пол украшен росписью. Под шарообразным куполом храма – изображения четырех Евангелистов. В нишах и на столбах – изображение пророков Исайи и Илии, Воскресения Христова и лобзания Иуды, Преображение Господне и Моление Спасителя о Чаше.
Купол собора поддерживают 4 столба, между ними арки с 12 колоннами, оштукатуренными под белый мрамор и украшенные живописью. На иконостасе 37 икон.
Первоначально в соборе было три престола: основной – Бориса и Глеба, справа – в память о преподобном Ефреме, слева – Екатерининский. Основной престол украшал трехъярусный резной иконостас, украшенный червонным золотом.
Обновление храма
Возрождение обители началось только во второй половине XVIII века. В 1785 году по распоряжению Екатерины II на прежнем месте заложили новый собор Бориса и Глеба.
Автор проекта – Николай Александрович Львов, автор 80 архитектурных сооружений. Инициативный и любознательный, он выполнил Борисоглебский монастырь в Торжке в стиле классицизма. Примечательно, что день рождения архитектора приходится на день памяти Бориса и Глеба – 15 мая.
9 июня 1785 года императрица положила первый камень в основание будущего Борисоглебского собора, на возведение которого выделила деньги. На память о событии Екатерине Великой вручили лопатку из серебра и золотой кирпичик. Главный собор освятили во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба.
Монастырский ансамбль, сформировавшийся в конце XVIII – начале XIX века, сохранился до наших дней, но нуждается в ремонте и реставрации.