Музей народного деревянного зодчества витославлицы

Изба крестьянина среднего достатка

Крестьяне с невысоким доходом от хозяйства строили себе обычно более скромное жилье. Размеры этой избы на четверть меньше предыдущего дома – ведь здесь только три окна. Гораздо меньше использовано элементов украшения в виде резьбы, нет балкончика, гораздо меньше и площадь хозяйственных помещений. Подклеть вмещает хлев – помещение для домашней скотины, снабженное решеткой на дверном проеме для вентиляции от навозного запаха. Вход в избу в этом случае совмещен с входом крытого помещения хозяйственного назначения.

Слайдер подробно показывает конструктивные особенности крестьянского жилища. Особенно впечатляют мощные опорные конструкции, поддерживающие входную лестницу – диаметр колонн из бревен выбран с огромным запасом. Именно это обеспечивает гарантированную прочность перекрытия над пристройкой к дому при любых снеговых нагрузках зимой. Такая этажерка свободно держит промежуточное перекрытие с сеновалом и другими подсобными площадями. Подле лестницы хранится крестьянская дорожная техника – легкий летний возок и разного размера сани для зимних поездок.

Достаточно большой объем пространства под крышей крестьянской избы позволяет разместить разные складские и подсобные площади. Количество запасаемого сена должно обеспечить питание домашнего скота вплоть до появления свежей травы. Размещается здесь многочисленная домашняя утварь – бочки и кадушки, туеса и другие емкости.

Здесь же вполне комфортно осуществляются некоторые хозяйственные операции. Для иллюстрации использован женский манекен на лавочке, занятие легко угадывается, это заготовка капусты на зиму. Хранить квашеную капусту именно под крышей – значит обеспечить сохранность продукта.

Дом зажиточного крестьянина

В зависимости от доходности семейного промысла и количества едоков избы отличались в основном по своим габаритам. Существовали различия и по составу помещений, и по декоративному оформлению. Зажиточная семья могла позволить себе жилище достаточно просторное, имеющее и жилые комнаты, и подсобные помещения. Для таких изб характерно наличие крытого двора по одной стороне дома. Устраивались крытые навесы, иногда целые галереи по части периметра здания.

Чердачное помещение иногда обустраивали балконом, что было особым шиком. Самым распространенным декоративным элементом была резьба по дереву, иногда на уровне произведений искусства. Как пример можно рассмотреть резные наличники, конек крыши и карнизные планки осматриваемого  в музее Витославлицы просторного дома.

Для попадания в жилые помещения и осмотра устроенной там экспозиции нужно подняться по достаточно высокой лестнице. Ее высота косвенно характеризует высоту потолков цокольного этажа для хозяйственных помещений, дверь в которые расположена слева от входа.  Крыльцо прикрыто навесом, сбоку имеет ограждение с нехитрой резьбой.

Своеобразная массивная резьба использована для оформления входной арки, похожая украшает верхний угол распашных ворот крытого двора. Бросается в глаза добротность использованных в постройке бревен, особенно  примененных для  обрамления входа – именно это обеспечило стойкость во времени.

Жилые помещения

Весьма просторная горница осматриваемой избы содержит одну из экспозиций крестьянского быта музея в Витославлицах. Зажиточность семьи хозяев подтверждается керосиновой лампой под потолком, ведь более бедные избы освещались сжиганием деревянных лучин. Другой признак достатка – детская деревянная кроватка вместо обычной подвесной люльки.

Красный угол помещения содержит традиционную божницу с иконами и лампадой, украшенную расшитым полотенцем. Под божницей располагается обеденный стол, накрытый нарядной скатертью с бахромой, на нем различная посуда. Остальная меблировка представлена народной мебелью – лавками из толстых досок. О занятиях членов семьи рассказывают швейная машинка, инструменты сапожника и образцы изготовленной обуви.

Русская печь в крестьянском доме выполняла много функций, кроме обогрева сразу нескольких смежных комнат. На плите готовили нехитрые кушанья, на теплых лежанках коротали длинные зимние ночи

Внимательные посетители обращают внимание на полки и углубления в правой стенке печи, интересуясь их назначением

Оказывается, там хранились чугунки и кастрюли с едой, таким образом долго сохранявшейся в теплом виде. Вокруг печи, на ней и полках рядом расставлена посуда и утварь, лопатки и ухваты для обращения с горячими предметами. В сухом месте хранятся связки лука и чеснока, высушенные лесные грибы и другие пищевые заготовки для долгой зимы.

Цокольный этаж

Если крестьянские лошади обычно содержались в отдельных стойлах специальных конюшен, то упряжь и возки были всегда ближе к жилью. В просторной подклети (так называется цоколь избы) повозки и другие принадлежности конной тяги  сохраняются превосходно. Здесь они надежно укрытые от осадков и в то же время хорошо проветриваются, всегда под руками для использования и обслуживания.

Выставленная грузовая повозка остается неизменной очень долгие годы, у современных только колеса сменились на аналоги мотоциклетных. Просторный короб пригоден для множества работ по перевозке грузов разного типа. Здесь же хранятся запасные колеса, дуги, вожжи и хомуты. Кузов, когда не используется, служит для сохранения домашних припасов.

Устройство подклети  в этой избе музея Витославлицы хорошо просматривается на виде сверху. Сюда вполне можно въехать с повозкой для разгрузки, оставить на время телегу или сани, да и саму лошадь. На стенах подклети удобно размещаются сельскохозяйственные орудия больших габаритов, как пример – борона для полевых работ. Земляной пол в этом случае вполне устраивает, не требует какого-либо обслуживания. Для некоторого оживления музейной экспозиции использованы манекены членов семьи, зачем-то посетивших хозяйственное помещение.

История развития музея Витославлицы

Первым экспонатом комплекса стала церковь Успения, которую решили перенести из села Курицко – ввиду невозможности её дальнейшего сохранения на этом месте. Одновременно с этим решением был принят к исполнению приказ «Об улучшении хранения памятников деревянного зодчества», согласно которому, министерством культуры выдвинуто предложение о сооружении музейного центра под открытым небом. В 1965 г. после подписания приказа церковь переехала на свое новое местоположение.Идея эта встретила немало противоречивых мнений людей, считавших, что древние постройки следует сохранять на своих местах. Но должного ухода за старинными памятниками архитектуры не было: одни находились на грани гибели, другие и вовсе не успели перевезти, поэтому музей все же был открыт. Открытая при учреждении реставрационная мастерская начала заниматься перемещением и облагораживанием культовых зданий народной архитектуры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: