Музей деревянного зодчества

Туристы

Помимо собственно экспонатов музея достаточно интересно понаблюдать за самими туристами. Сначала, когда мы только что вошли на территорию, народу почти не было. Лишь редкие случайные посетители бродили от строения к строению.

Но через некоторое время в музей посетила делегация… а вот кто это был, мы так и не поняли. Варианты — японцы, китайцы, буряты… Одним словом откуда-то с дальнего востока, или из Поднебесной империи, или из Страны восходящего солнца, или еще откуда-то из тех краев.

Вели они себя просто удивительно и очень необычно. В отличие от других туристов, которые, попав на территорию музейного комплекса, сразу разбегаются кто куда под неистовые крики экскурсовода «граждане, не расходимся», японцы (давайте так их будем называть) двигались организованной группой, не шумели, слушали экскурсовода и, что самое поразительное, фотографировали лишь тот объект, о котором шла речь! Невероятно!

Уж на что я сам человек спокойный, и то попав на территорию музея деревянного зодчества сразу бессистемно нащелкал около 50 фотографий всего того, что видел, не переставая вертеться и удивляться. Только потом в последовательности моих съемок появилась какая-то логика, последовательность и осмысленность. Но в присутствии «японцев» мы с братом как-то невольно присмирели, приосанились и начали говорить друг с другом более спокойно и рассудительно, как подобает взрослым культурным людям, находящимся в приличном обществе.

Было еще несколько небольших групп «наших». Там ситуация была тоже небезынтересная. Как только туристы, а это в основном были семьи с детьми, попали на территорию, дети тот час же узрели качели. Это были самые обычные качели, которые стоят во дворах городских многоэтажек. В музее специально сделали такой детский городок, чтобы маленькие посетители не елозили по экспонатам, а занимались привычным для них делом.

Одним словом дети тут же оккупировали качели, а те, которым не досталось, начали или реветь или вступили в схватку с уже катающимися за право обладания местом на качели. Видимо они понимали, что никогда в жизни им больше не суждено покачаться на детских качелях, поэтому в городке разыгралась нешуточная сцена, полная страстей.

В результате группа разделилась. Отцы семейств и родители более взрослых чад, которым качельки были до лампочки, побрели самотеком по территории, а мамаши с детьми погрузились в увлекательное приключение на детской площадке. Возможно потом они поменялись ролями, но мы этого уже не видели, поскольку уже ушли.

Деревянные ветряные мельницы

Вот этого точно каждый день не увидишь. На достаточно обширном свободном пространстве стоят две вполне нормально сохранившиеся ветряные мельницы. Величина этих гомадин впечатляет. Не берусь сказать точнее, но по высоте они сопоставимы с пятиэтажным жилым домом, а длина лопасти пропеллера, думаю, примерно 5-6 метров. Самое удивительное, что верхняя часть мельницы — поворотная. Ее поворачивают по ветру, поскольку если он дует сбоку, то пропеллер не будет вращаться

Обратите внимание на длинные оглобли позади сооружения (на последующих фото их будет видно лучше). Именно за них поворачивают верхнюю часть, ориентируя ее по ветру

Очень интересно и необычно выглядит сруб. Он не имеет форму прямоугольного параллелепипеда, как в обычных домах, а представляет собой восьмигранник, постепенно сужающийся к верху. Зачем так сделано? Не знаю. Не специалист. Может быть за счет такой формы достигается большая прочность и устойчивость конструкции. Ведь одно дело построить дом, который будет стоять неподвижно, и совсем другое — мельницу, у которой будет вращаться огромный пропеллер.

Ведь отцентрировать его идеально все равно не поучится, поэтому при вращении он будет расшатывать конструкцию то влево, то вправо (вверх и вниз — это не так страшно, а вот в стороны, это уже серьезнее).

Наверное, если бы мы имели дело с прямоугольной конструкции, она сложилась бы в самый первый день. Восьмерик, сужающийся кверху, видимо, более оправдан с точки зрения устойчивости.

Увы, зайти внутрь мельницы тоже не удалось — дверь закрыта решеткой. Но через решетку видно внутреннее пространство мельницы. К сожалению самих механизмов там нет, зато имеется деревянный макет, по которому можно понять, как все это устроено и работает.

На земле у самой мельницы можно увидеть круглый камень — жернов, на котором мололи муку. Не хотел бы я сам попасть под эти жернова :)

Зато, живя в прежние времена, я не отказался бы иметь такую мельницу на своем подворье. Сами посудите: многие односельчане и жители ближайших деревень захотели бы смолоть свое зерно на моей мельнице. Думаю, было бы справедливо установить некую таксу за помол.

Знаю-знаю! Сейчас некоторые из читателей посчитают меня стяжателем, любителем поживиться за чужой счет. Но… давайте на время отложим эти ярлыки и посмотрим на дело с практической точки зрения.

Во-первых: мне надо было бы построить эту мельницу. А это, сами понимаете, и стройматериалы и услуги мастеров, которые (вот стяжатели) бесплатно работать вряд ли стали бы. Значит, пришлось бы или идти на поклон к помещику или долго копить денежки, во всем себе отказывая.

Во-вторых: пришлось бы постоянно ремонтировать мельницу, поскольку а) мастера не всегда бывают экстра класса (хоть и называют себя так), и делают свою работу по принципу тяп-ляп.б) в процессе работы все равно происходит физический износ деталей, которые надо периодически менять.

Поэтому можно, конечно, быть «хорошим парнем» и всем молоть муку совершенно бесплатно, затрачивая свои собственные средства на вышеперечисленные расходы. Но, как показывает практика, такие люди очень плохо живут. Более того, со временем обнаглевшие односельчане начнут требовать чего-то большего, обвинять в недостаточно хорошем отношении, нежелании работать в воскресение и т.д. В худшем случае твою мельницу просто спалят в одну прекрасную ночь.

Поэтому установка платы за помол представляется мне вполне разумным шагом. Ведь не зря на Руси издавна существует пословица: «Не хочешь зла — не делай добра». Она работает до сих пор. Не раз убеждался, что сначала люди благодарят за проявленную доброту, потом воспринимают ее как должное, а потом начинают роптать, требовать чего-то большего, сплетничать, распускать слухи-небылицы или вообще «сжигают мельницу». Вам не приходилось сталкиваться с такими ситуациями?

Главная мысль таких людей — «он хорошо живет, он обязан делиться с бедными».

Но почему это вдруг зажиточный крестьянин, который долго копил деньги, иногда недоедал, иногда «чарочки не выпивал», построил мельницу, работает в поте лица и все такое прочее… почему он должен делиться с непутевым пьянчужкой, который настрогал «семеро по лавкам», а кормить их не научился? Да, я рассуждаю с позиции «недобитого кулака». А они, как теперь выясняется, были самими трудолюбивыми и рачительными хозяевами. И детей своих к этому же приучали.

Неужели вы симпатизируете пьянчуге, который не просыхает, все деньги тратит на увеселения, лупит свою жену и раздает зуботычины вместо куска хлеба свои детям, а потом заваливается на печь и требует к себе уважения? Да? Вам нравятся такие типы? Лично мне — НЕТ!

Они даже на колодец сами не сходят — ниже их достоинства. Кстати о колодце.

Фото и описание

Идея создания музея, посвященного изделиям из дерева и предметам крестьянского быта, возникла в 1960-е годы. Автором разработанного проекта стал Анисимов В.М. – один из сотрудников реставрационного отдела мастерской. Музей разместился на берегу речки Каменка, что на самой окраине города Суздаль, на месте ранее действующего Димитриевского монастыря – наиболее раннего во всем городе.

Музей деревянного зодчества повествует не только о развитии сельской культуры, но также и о бытовой жизни русских крестьян. В город Суздаль были привезены: двухэтажный дом одного богатого крестьянина из селения Лог, что в Вязниковском районе, изба крестьянина из деревни Илькино, что в Меленсковском районе, а также роскошно украшенная изба из селения Каменево Камешковского района.

В представленных избах были выставлены экспозиции, которые подлинно отражают крестьянскую жизнь самого различного достатка – и богатых, и середняков, и бедных. По периметру вокруг изб были выставлены хозяйственные постройки, например, сараи, амбары, овины, колодцы и бани. Не так давно сюда была привезена из Судогородского района мельница, по причине чего состоялось открытие новой экспозиции, представляющей многочисленным туристам неотъемлемую часть составляющей крестьянского деревенского быта.

К музею зодчества относится выстроенная в 1756 году в селении Козлятово, что в Кольчугинском районе, Преображенская церковь. Данная церковь является величественной постройкой в три яруса, центральная часть которого состоит из нескольких восьмериков, расположенных друг на друге. Венчание храма сделано очень лаконично, хотя луковичная главка смотрится очень изящно; при этом она покрыта лемехом. Имеющиеся два боковых придела также завершаются главками, только значительно меньшими по размеру. Вокруг Преображенского храма находятся различные хозяйственные постройки, красиво украшенные при помощи бочарного покрытия. Есть и галерея, несколько приподнятая над уровнем земли и закрепленная к стеновой панели пристройки – на нее ведет просто оформленное, но изящное крыльцо.

При музее действует еще один храм – Вознесенский, привезенный сюда из селения Потакино Камешековского района. Храм был выстроен в 1776 году, когда было выстроено множество церквей подобного типа, особенно во Владимирской губернии. Церковь представляет собой постройку по типу «восьмерик на четверике»; покрытие сделано в виде дощатой кровли, увенчанной миниатюрной главкой. Храм выстроен по форме, напоминающей корабль, что обусловлено наличием трехчастно-осевой композиции: к главному объему относится трапезная комната, с западной стороны к которой прирублена шатровая колокольня, оснащенная крыльцом. Завершение колокольни выполнено при помощи тесового широкого шатра с полицей, а также небольшой главкой, по традиции покрытой лемехом.

К музею деревянного зодчества относится и расположенная за его пределами, в зоне расположения кремля, церковь святого Николы из поселка Глотово Юрьев-Польского района. Она относится к 1766 году постройки — именно с этого храма начался процесс формирования и последующая организация музея.

Зимой в 2012 году к музею был присоединен дом, в прошлом принадлежащий купцам Агаповым, в здании которого была размещена экспозиция под названием «Купечество Суздаля. Портрет в интерьере». Кузница находится на первом этаже здания; в ней представлены необходимые для кузнеца рабочие инструменты, а также изделия и предметы кузнечного промысла. Второй этаж дома полностью воссоздает интерьерное оформление купеческого дома конца 19 столетия. Здесь расположены кабинет и гостиная, имеются подлинные предметы быта и документы.

Где находится музей деревянного зодчества в Суздале

Признаюсь, будучи в городе не один раз, я каждый приезд не мог выкроить время сходить в этот музей, а однажды, когда принял такое решение, не смог его найти. Правда, не слишком-то искал, поскольку был уже изрядно утомлен осмотром остальных достопримечательностей, ноги уже издавали характерное гудение, а желудок намекал на необходимость скорейшей дозаправки.

Все эти факторы сыграли против посещения музея. Думаю, если бы даже я знал, где он находится, то в тех обстоятельствах все равно решил бы отложить посещение на потом, поскольку Музей деревянного зодчества в Суздале находится немного в стороне от туристического центра. Если бы я был на машине, проблемы бы не возникло, но пешком пришлось бы идти несколько километров.

Музей находится на улице Пушкарской на берегу тихой речки Каменки. Координаты музея: 56.413107,40.440471 

Если будете на машине, то от въезда в город со стороны Владимира надо двигаться по улице Ленина до перекрестка с улицей Пушкарской. Там надо повернуть налево и уже через минуту — другую вы будете у «парадного подъезда». Учтите, если двигаясь по улице Ленина вы переехали реку по мосту, значит вы уже «проскочили» поворот. Надо возвращаться.

Краткая история

К сожалению, деревянные памятники в Суздале не сохранились. Этот пробел в архитектурном ансамбле города призван восполнить Суздальский музей деревянного зодчества.

Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта с высоты птичьего полёта

Проект экспозиции разработал в 1960-х годах сотрудник научно-реставрационной мастерской В. М. Анисимов. Основатели музея свезли в Суздаль деревянные постройки из различных уголков Владимирской области.

Так и появился на окраине города, на берегу Каменки уникальный архитектурный заповедник, воссоздающий атмосферу русской деревни XVIII — XIX вв.

Вход в Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта

Улицы деревушки заполнили деревянные избы и амбары, овины, бани, ветряные мельницы и деревянные храмы с устремлёнными ввысь куполами.

Интерьеры зданий дополнены домашней утварью и предметами быта того времени. Музей деревянного зодчества стал местом проведения фольклорных торжеств. В июне на территории деревянного городка проводится Праздник ремёсел, а в июле — Праздник огурца с песнями, плясками и угощением.

Рублённые жилые дома

Колодец

Почти в середине территории музея можно увидеть колодец. Правда, это всего лишь макет. Воды в нем нет. Необычным в его конструкции является огромное колесо, при помощи которого можно было крутить ворот, поднимая наверх бадью с водой.

Наверное вы видели обычный колодец. Там ворот устроен немного иначе. К нему приделана ручка, за которую нужно вращать барабан-бревно. При вращении на него наматывается цепь, к которому привязано ведро. Так гораздо легче поднимать груз, чем просто руками тащить его вверх за цепь.

В колодце в суздальском музее вместо ручки к бревну приделано большое колесо. Зачем?

Мысль о том, что люди не могли достать железных ручек «не прокатывает». Железки тогда уже вовсю использовались.

Думаю, в те времена в колодец спускалось не металлическое ведро, как сейчас, а деревянная бадья, которая сама по себе весила немало

Принимая во внимание что мокрая бадья должна весить еще больше, а вода в бадье еще сильнее утяжеляла груз, становится понятно, что простым кручением ручки здесь было не обойтись. Не все тогда были былинными богатырями

Чтобы поднять такую тяжесть надо было что-то более серьезное. Поэтому когда крестьянин шел за водой на колодец, он опускал бадью внутрь, а сам крутил колесо. А вот для подъема наверное приходилось самому забираться внутрь конструкции и работать «белкой в колесе». Иначе тяжелый груз было просто не поднять.

Так и представляю себе современную хозяйку, которая обычно заказывает воду с доставкой прямо в квартиру, залезающей внутрь деревянного колеса и начинающая перебирать руками и ногами, пытаясь крутить его чтобы поднять бадью с водой :)

Интересно, но в Нижегородском музее деревянного зодчества тоже есть такой колодец. Так что это, видимо, не какой-то частный случай, или особенность быта Владимиро-Суздальского княжества, а общепринятая практика в русской деревне XIX века.

Кошка

Живым талисманом суздальского музея деревянного зодчества является кошка Муська. Это совершенно обычная кошка — не сиамская и не персидская. Но повадки у нее такие, как будто бы она является не менее, чем главным смотрителем экспозиции. Мой брат, Артем Кашканов, с которым мы ездили в эту поездку, узнал ее. Когда он несколько лет назад посещал музей, видел, как огромный туристический автобус корячился, объезжая эту кошку по обочине. А кошка надменно и неприступно стояла в самом центре подъездной дорожки ко входу в музей, грозно мякала и не собиралась уходить:)

Она не откликается ни на какие панибратские «кис-кис» и прочие «мусь-мусь». Считает это ниже своего достоинства. Сначала мы подумали, что она, может быть, глуховата, но потом, стало понятно, что она прекрасно слышит, просто мы сами были, как говорится, «не того калибра».

Потом выяснилось, что это действительно местная кошка, которая уже 11 лет живет в музее и за это время стала почти полноправным сотрудником.

После того, как мы узнали правду, стало даже как-то неудобно за свое отношение к этому зверю: мы-то предлагали ей играть, подставляли пальцы, на которые она нехотя и даже с какой-то надменной ленцой пыталась охотиться.

Одним словом, если будете в музее, попросите показать вам кошку Муську. Вы увидите существо, исполненное значимости от порученной ей миссии, достоинства и вселенского спокойствия. Погладьте ее, она иногда позволяет посетителям такую вольность. Но постарайтесь не встревожить ее покой. И не стойте рядом, когда кто-то тревожит. А то заодно тоже попадете «под раздачу» :)

На этой лирической ноте буду заканчивать свой длинный рассказ. Если вы дочитали до этого места, то, наверное, тоже уже поняли, что музей деревянного зодчества в Суздале — очень необычное место. В идеале надо приезжать туда одному и просто бродить среди старинных деревянных строений, сидеть на лавочках, любоваться мельницами и деревянными церквями. Просто удивительно но там в голову начинают приходить совершенно неожиданные мысли. Наверное потому, что сам ритм современной жизни остается за высокой деревянной оградой, и вы попадаете в удивительно спокойную атмосферу, где можно немного притормозить, расслабиться, неторопливо побродить, посмотреть, поразмыслить…

Я не получаю никаких комиссионных от музея за привлечение туристов и это никакая не заказная статья, как может показаться.

Основная мысль здесь такова: это просто здорово — иметь возможность своими глазами увидеть такие замечательные места, как Суздаль, Музей деревянного зодчества, поехать туда когда захочется, а не когда отпустят на работе или в выходной, когда там толпы народу. Правда, чтобы стать таковым, надо сначала много и плодотворно трудиться.

Но, говоря словами героя романа Александра Дюма, «благословен будь любой труд, который ведет к свободе». Если вы готовы встать на эту тернистую тропу, просто спросите меня, что вам нужно делать. Приготовьтесь трудиться как стадо буйволов, на несколько лет забыть о таких пустяках, как выходные… И тогда в вашей жизни тоже настанет день, когда мы сможем вместе поехать в Суздаль в будний день, когда там поменьше народу, погулять по музею деревянного зодчества и вспомнить, с чего начался путь к вашей свободе.

Вы готовы к этому?

  • Назад

  • Вперёд

Никольская деревянная церковь (церковь Николы из села Глотово)

Как это ни странно, но экспонат, положивший начало музею деревянного зодчества в Суздале, находится за пределами основной его территории. Никольская деревянная церковь была привезена и установлена в 1960 году на территории кремля, невероятно органично вписавшись в окружающий пейзаж, как будто всегда здесь и находилась. Храм входит в число редких памятников деревянной архитектуры.

Никольская деревянная церковь из деревни Глотово

Храм был возведен в 1766 году в деревне Глотово Юрьев-Польского района, и как было принято в то время, строилась она полностью из дерева. О таких зданиях говорят, что они построены «без единого гвоздя», но не учитывают тот факт, что в строительстве используются деревянные средства крепления, что фактически является теми же самыми гвоздями, просто деревянными.

Церковь стала первой постройкой музея зодчества в Суздале

Туристы

Помимо собственно экспонатов музея достаточно интересно понаблюдать за самими туристами. Сначала, когда мы только что вошли на территорию, народу почти не было. Лишь редкие случайные посетители бродили от строения к строению.

Но через некоторое время в музей посетила делегация… а вот кто это был, мы так и не поняли. Варианты — японцы, китайцы, буряты… Одним словом откуда-то с дальнего востока, или из Поднебесной империи, или из Страны восходящего солнца, или еще откуда-то из тех краев.

Вели они себя просто удивительно и очень необычно. В отличие от других туристов, которые, попав на территорию музейного комплекса, сразу разбегаются кто куда под неистовые крики экскурсовода «граждане, не расходимся», японцы (давайте так их будем называть) двигались организованной группой, не шумели, слушали экскурсовода и, что самое поразительное, фотографировали лишь тот объект, о котором шла речь! Невероятно!

Уж на что я сам человек спокойный, и то попав на территорию музея деревянного зодчества сразу бессистемно нащелкал около 50 фотографий всего того, что видел, не переставая вертеться и удивляться. Только потом в последовательности моих съемок появилась какая-то логика, последовательность и осмысленность. Но в присутствии «японцев» мы с братом как-то невольно присмирели, приосанились и начали говорить друг с другом более спокойно и рассудительно, как подобает взрослым культурным людям, находящимся в приличном обществе.

Было еще несколько небольших групп «наших». Там ситуация была тоже небезынтересная. Как только туристы, а это в основном были семьи с детьми, попали на территорию, дети тот час же узрели качели. Это были самые обычные качели, которые стоят во дворах городских многоэтажек. В музее специально сделали такой детский городок, чтобы маленькие посетители не елозили по экспонатам, а занимались привычным для них делом.

Одним словом дети тут же оккупировали качели, а те, которым не досталось, начали или реветь или вступили в схватку с уже катающимися за право обладания местом на качели. Видимо они понимали, что никогда в жизни им больше не суждено покачаться на детских качелях, поэтому в городке разыгралась нешуточная сцена, полная страстей.

В результате группа разделилась. Отцы семейств и родители более взрослых чад, которым качельки были до лампочки, побрели самотеком по территории, а мамаши с детьми погрузились в увлекательное приключение на детской площадке. Возможно потом они поменялись ролями, но мы этого уже не видели, поскольку уже ушли.

Вместо заключения

Казалось бы, ничего необычного в музее нет — типичный музей, которых довольно много по всей России (тот же Костромской может похвастаться гораздо более богатой коллекцией экспонатов), но так получилось, что мы посетили этот музей уже, наверное, раз пять.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Мы часто привозим иностранных друзей в Суздаль, и все они остаются в полном восторге именно от посещения музея деревянного зодчества. Видимо, есть в нем какой-то свой особенный шарм, притягивающий туристов.

Территория музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале

История возникновения

Оригинальный комплекс экспонатов – деревянный музей в Суздале – возник в середине 60-х годов прошлого века. Уникальный проект предложил специалист реставрационной студии Валерий Михайлович Анисимов. Его идея состояла в создании на окраине Суздаля экспозиции, задача которой – максимально отразить архитектурные особенности, присущие зодчеству Владимирской губернии периода древней Руси. Кроме того, проект предполагал воссоздать не только характерные черты сооружений тех времен, но быт крестьян разного достатка и атмосферу помещичьей жизни.

На месте будущей экспозиции когда-то действовал Димитриевский монастырь, возведенный еще в конце XI века. Его постройки сохранились не все. О монастыре напоминали, разрушенные в годы революционных преобразований, Георгиевский храм и отдельно стоящая колокольня при Димитровской церкви.

В итоге на выбранное место Музея деревянного зодчества в Суздале начали свозить со всей области старинные деревянные постройки, или те, что выжили после пожара или были разобраны на дрова. Из них и собрали крестьянские срубы, хозпостройки, колодцы, храмы и ветряные мельницы. Так и получилась исконно русская деревня – непревзойденный объект в стиле национального зодчества.

Деревянные церкви

Безусловным великолепием среди экспонатов выделяются две деревянные церкви. Причем это не маленькие часовни, а огромные сооружения под красивыми деревянными куполами.

Войти внутрь было невозможно, поэтому пришлось довольствоваться только внешним созерцанием. Просто удивительно как в старые времена ухитрялись строить такие громады без применения современной строительной техники. Конечно, еще более удивительными с этой точки зрения являются египетские пирамиды, но и эти деревянные церкви тоже надо было суметь возвести.

Попробуйте у себя на даче построить из обычных необработанных бревен хотя бы баню! Думаю, если вы не специалист по срубам и прочим аспектам строительства из дерева, у вас вряд ли получится что-то пристойное, по крайней мере с первого раза.

Вид церквей немного портят молниеотводы, установленные на крестах и нарушающих их привычный вид. Понятно, что это необходимо, поскольку церкви, пожалуй, самые высокие объекты в округе, и в случае удара молнией от них мало что останется. Тем не менее вид как-то сразу меняется, причем, увы, не в лучшую сторону.

Когда я обрабатывал фотографии, хотел убрать молниеотводы, но потом подумал, что от этого мой репортаж потеряет свою правдивость. Знаете, одно дело подправить цветопередачу, яркость картинки, чтобы она стала больше похожей на реальный вид, и совсем другое — вносить свои коррективы в реальные фото. Решил оставить как есть. Так что если решите посетить музей, увидите именно то, что видели на фотографиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: