Шутов камень или прикосновение к чуду

1. Описание

Киндяковский камень является мегалитом. По внешнему виду его определяют как серый кварцит. Приблизительные размеры камня: 0.6 на 1.3 метра. Происхождение камня, скорее всего, ледниковое. Есть предположения, что поверхность камня могла быть обработана человеком выровнена и отшлифована.

Жители окрестных деревень и сел сообщают, что традиция почитания камня сохранялась вплоть до второй половины XX века. Новая волна интереса к камню приходится на 90-е годы XX века. За эти годы камень оброс многочисленными легендами, большинство из которых довольно противоречиво. Тем не менее, все они сходятся на том, что камень связан со здоровьем.

Согласно Ю. М. Золотову, Киндяковский камень «имел славу целителя от всяких болезней, но более всего — от детских. Сюда несли тяжелобольных детей и проделывали следующее. Набирали из ручья ковшиком воду и «скатывали», то есть обливали ею Камень, собирая стекавшую воду в особую посудинку. Этой водой, считавшейся целительной, чудодейственной, обмывали больное дитя, надевая после этого на него новое бельё, а старое обычно развешивали на растущих вокруг деревьях. Народная молва утверждала, что результаты такой процедуры могут быть двоякого рода что вообще характерно для памятников такого типа: «Если ребенку суждено жить, то он сразу после омовения пойдет на поправку, а коль суждено умереть — быстро зачахнет».

Звенигородский чудо-камень

Самый большой чудодейственный камень лежит неподалеку от Звенигорода в деревне Лызлово, Рузского района Подмосковья. Высота волшебного валуна составляет около трех метров, а вес его превышает 50 тонн. Нашли его относительно недавно в песчаном карьере и по инициативе настоятеля храма Иконы Божьей Матери в деревне Лызлово перевезли на территорию церкви. Говорят, что именно возле этого камня молился в один из засушливых годов преподобный Савва, основатель Саввино-Сторожевского монастыря и что по окончании молитвы валун сдвинулся с места и из-под него забил чудодейственный источник, который, к слову, существует и по сей день. Сам же камень до поры до времени исчез и появился лишь в наши дни, чтобы снова помогать людям. Сейчас вокруг камня в любую погоду толпятся босые паломники, уверенные, что именно голые ступни способствуют лучшей связи со священным предметом. Кто-то садится, прислонившись к нему спиной, и рассказывает о своей жизни, другие же забираются наверх по специально сооруженной деревянной лесенке и просят камень выполнить их желания.

Мои впечатления и фотографии

Место это очень интересное. В болотистый лес ведет тропинка. Затем – мостик через Кимершу. В наш июньский приезд он был разобран, пришлось перебираться по опорам. Во второй раз было проще – мост починили. За мостом тропинка продолжается. Несколько десятков метров, крутой поворот – и за деревьями открывается небольшая полянка с камнем. Здесь царит зеленый полумрак, гудят полчища комаров. На камне лежат монетки, на деревьях и кустарниках рядом повязаны разноцветные ленточки. Тут же и православная икона Богородицы – наглядное подтверждение двоеверия.

По теме: Киндяковский камень зимой

В окрестностях Шутова леса, пожалуй, одни из самых красивых мест Подмосковья. Пейзаж создан отрогами Клинско-Дмитровской гряды. Дорога вьется между холмами.

Дорога к Киндяковскому камню, август 2013

Впереди за поворотом показывается и сам Шутов лес.

Дорога к Киндяковскому камню, август 2013

Вдалеке, на холме — Турбичево. В нем есть церковь.

Деревня Турбичево около Киндяковского камня, август 2013

Стеной вдоль дороги возвышается Шутов лес.

Дорога около Киндяковского камня и Шутов лес, июнь 2013

Внизу — речка Кимерша. Сейчас она мелководна, более напоминает ручеек.

Речка Кимерша, июнь 2013

В сторону Кимершинского святилища ведет тропинка — мимо нее пройти невозможно.

Тропинка к Киндяковскому камню, август 2013

Когда мы были в июне, от мостика через Кимершу остался лишь остов. Впрочем, путь к святыне не может быть легким.

Мост через Кимершу, июнь 2013

А вот к августу положили новый настил. Об этом месте заботятся.

Мостик через Кимершу, август 2013

Входим под сень леса. Между деревьями таинственно поблескивает вода Кимерши. Вокруг — стаи голодных комаров.

Речка Кимерша в Шутовом лесу, июнь 2013

Еще немного по тропинке — и впереди показывается оно, святилище и Камень. Через безымянный ручеек переброшены мостки, на болотистую почву уложены бревна — ноги не замочить.

Мостик через ручеек и Киндяковский камень, август 2013

На Камне рассыпаны монетки. Впрочем, это недавний обряд — в древности подобного не существовало.

Киндяковский камень

На дереве около Камня кто-то прикрепил икону Богоматери с Младенцем. Может, это священник Турбичевской церкви? Или кто-то из православных, дабы освятить нечистое место? В первый наш приезд ее здесь не было.

Икона Богоматери у Киндяковского камня

Весь ирис (аир) в ленточках и резинках для волос. Считается, что нужно у камня оставить какую-то часть своей одежды, смоченной в стекающей с камня воде (воду нужно предварительно набрать в ручье). По мере того, как будет истлевать лоскут, будут пропадать и болезни.

Ленточки на аире около Киндяковского камня, август 2013Ленточки на деревьях перед Камнем

В траве прячется деревянный идол. Когда-то он был высоким, судя по фотографиям тех, кто побывал здесь раньше. Но кто-то подрубил идола — рядом валяется свежеспиленный ствол.

Идол у Киндяковского камня, июнь 2013

Приходит время возвращаться назад.

Шутов лесКиндяковский камень и ленточки на растениях около негоМостик через Кимершу, август 2013

Таинственно поблескивает вода Кимерши.

Кимерша, август 2013Кимерша, август 2013Кимерша, август 2013

А вот и опознавательный знак — именно на него надо ориентироваться, чтобы не пропустить дорожку к Камню — она начинается прямо от него.

Дорожный знак у тропинки к Киндяковскому камню

Если внимательно приглядеться, в Подмосковье можно найти немало следов язычества и древних культур. Многие православные храмы стоят на месте древних святилищ. Почитание родников также идет с дохристианских времен. Орнаменты наличников, узоры ручников сохранили традиционные мотивы. Сохранились языческие курганы. Так что старая вера никуда не ушла.

Языческое святилище

Устроившийся у места слияния трёх вод – реки Золотухи, реки  Кимерши и безымянного ручья — ритуальный, Шутов Камень представляет собой мегалит, предположительно из серого кварцита.

Несмотря на то, что эта полутораметровая плита естественного происхождения лежит на болотистой местности, она по странному стечению обстоятельств не погружается в трясину, а на протяжении столетий притягивает паломников для ритуального поклонения.

Почитая Шутов Камень как место силы, люди организовали вокруг него импровизированное святилище: все обрамляющие валун кустарники и деревья увешаны лентами и предметами одежды посетителей, верящих в чудодейственное воздействие этой древней достопримечательности. Происходит это, потому что с языческих времён Шутов Камень наделяли животворящими свойствами.

Исследовавший валун в 80-х годах XX века Ю. Золотов в статье «Остатки древнего святилища на реке Кимерше» отмечал, что в старину Киндяковский камень, возможно, почитался людьми как воплощение бога Велеса, однако прославился он как целитель от всяких, но прежде всего детских, болезней. К нему, проделывая сложный и местами опасный путь, приносили тяжелобольных ребятишек, чтобы излечить их от недугов.

Для этого необходимо было набрать в любую емкость воду из протекающих здесь речек и «скатив» её по Шутову Камню, то есть облив ею валун, снова собрать в посуду. Зарядив таким образом воду чудодейственной силой, паломники омывали ею хворающее чадо, переодевали его в чистую одежду, а старую развешивали на окружающих Киндяковский камень деревьях.

По поверью, если ребёнку предначертано было поправиться, то он после ритуального омовения быстро исцелялся, в противном же случае стремительно умирал.

Иные паломники полагали, что терзающие их болезни будут побеждены тогда, когда привязанные ими на ветки ленточки или предметы одежды истлеют.

В наши дни к Шутову Камню приходят и для того, чтобы загадать желание, а в качестве «благодарности» оставляют у его основания продукты питания, монеты и сувениры.

Верящие в чудодейственную силу этого валуна стараются приехать к нему в день летнего солнцестояния, когда согласно поверьям его магические свойства и энергетика значительно усиливаются.

2. Упоминания

Легенда о Киндяковском камне сходна с легендами о многих сильных камнях — в ней прослеживается мотив «плавания святого камня». Согласно преданиям, в день летнего солнцестояния Киндяковский камень приплыл против течения реки Кимерши и остался на месте, которое он сейчас занимает.

Упоминание Киндяковского камня приписывают российскому историку В. Н. Татищеву с отсылкой к Иоакимовской летописи «Однажды по реке Кимерше приплыл к людям камень. Он приплыл против течения и стал почитаться у народа как священный. Вокруг него стали устраиваться ритуалы. Со временем он прославился как исцеляющий и дарующий силы» и немецкому ученому и путешественнику Адаму Олеарию, однако ни в Иоакимовской летописи, ни в работах В. Н. Татищева и Адама Олеария нет упоминаний об этом камне. Предположительно, данное заблуждение могло появиться после выпуска телевизионной программы «Искатели» ведущий Андрей И., в одном из выпусков которой «Княжеский камень», рассказывали об этом камне и как раз приводили ссылки на В. Н. Татищева и Адама Олеария, скорее всего, для придания значимости и исторической ценности камню. Вероятнее всего, после выхода передачи интерес к камню резко увеличился, а затем увеличилось и число упоминаний о нём в различного рода интернет-блогах, в которых авторы, кроме личных впечатлений, приводили информацию из программы «Искатели», разнося тем самым этот миф по интернету.

Тихонов камень

Пристроившийся в Большесельском районе Ярославской области Тихонов камень, в отличие от своих многочисленных собратьев, был довольно почитаем православной церковью. Дело в том, что именно на нем в конце XVII века была найдена большая икона с изображением святых, главное место на которой занимал Тихон Амафутинский. С тех пор, на протяжении нескольких веков ежегодно 15 июня к камню совершался крестный ход в честь обретения иконы. Увы, в начале прошлого века выстроенная неподалеку часовня разрушилась от времени, а само место поросло почти непроходимым лесом и травой. Однако камень все еще лежит в лесу, в трех-пяти километрах от почти заброшенной деревни Березино и, говорят, собранная в его углублении вода способна исцелить любые глазные болезни и сделать зрячим человека, уже давно потерявшего надежду на излечение. Правда, найти его нелегко, скорее всего, придется потратить на поиски целый день.

Киндяковский камень (Шутов камень)

Не менее древний камень скрывается в Шутовском лесу, неподалеку от деревни Турбичево в Дмитровском районе Московской области. Говорят, что когда-то он приплыл на свое нынешнее место у слияния трех рек абсолютно самостоятельно да еще против течения. В старые времена вокруг камня совершали всевозможные ритуалы и даже делали жертвоприношения. Люди верили, что он способен исцелять больных детей, надо было лишь принести хворого ребенка к камню и омыть его водой, которую предварительно «скатили» по камню. Кроме того, считалось, что прикосновение к святыне защищает от любых врагов. Как бы то ни было, все, кто приходит в эти укромные места, неизменно удивляются, что такой большой валун столетиями лежит на болотистой почве, по которой и ходить-то временами трудно, и не уходит под землю. Сейчас паломников у камня бывает мало, хотя вокруг него и можно обнаружить языческие картины и деревья, украшенные разноцветными ленточками.

Синь-камень

Синь-камень — легендарный валун, находящийся неподалеку от села Городище под Переславль-Залесским. Согласно древним русским преданиям, в этом камне живет некий дух, исполняющий мечты и желания. В начале XVII века церковь вступила в борьбу с языческой религией. Дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий велел выкопать большую яму и скинуть в нее Синь-камень. Но через несколько лет валун загадочным образом выглянул из-под земли. Через 150 лет церковные власти Переславля решили заложить «волшебный» камень в основание фундамента местной колокольни. Камень погрузили на сани и повезли по льду Плещеева озера. Лед проломился, и Синь-камень затонул на глубине пяти метров. Вскоре рыбаки стали замечать, что валун медленно «перемешается» по дну. Через полвека он оказался на берегу у подножия Ярилиной горы, где и лежит до сих пор… Этот и подобные ему камни и загадали ученым загадку, над которой они тщетно бьются уже не одно десятилетие. Какие выдвигаются предположения по этому поводу? Мистики говорят, что тут и думать нечего, — в «блуждающих камнях» живут потусторонние сущности.
Этот 12-тонный валун на берегу Плещеева озера является, пожалуй, самым известным современникам исполнителем желаний. Свое название камень получил благодаря синему оттенку, которые приобретает его намокшая от дождя поверхность. То, что гигант обладает мистической силой, было известно еще древним славянам, которые справляли вокруг него различные обряды. Впоследствии, поборники христианства решили бороться с языческими культами и в 1788 году попытались увезти камень по льду Плещеева озера, чтобы заложить его в фундамент строящейся неподалеку церкви. Однако, у валуна были другие планы и в нескольких метрах от берега сани, на которых лежал столь тяжелый груз, проломили лед и ушли под воду. Спустя 70 лет камень загадочным образом «выполз» на берег и с тех пор лежит на одном и том же месте, медленно погружаясь под землю. Приходящие к нему люди верят, что если загадать желание, прикоснувшись к шершавой поверхности, то оно обязательно исполнится. Более разрушительным для святыни является вера некоторых в то, что для излечения от болезней надо принимать внутрь размешанный в воде толченый монолит. В результате валун постоянно долбят, ковыряют и царапают адепты нетрадиционной медицины. Так что неудивительно, если рано или поздно они съедят его целиком.

Камень в Белокурихе

В Алтайском крае, близ курорта Белокуриха, на горе Церковка лежит волшебный камень, исполняющий желания. На него достаточно лишь положить руку и помечтать о сокровенном. Правда, согласно поверью, желание должно быть не сиюминутным, а потому обращаться к валуну можно лишь раз в год. Говорят, здесь дважды бывал Владимир Путин. В первый раз, еще будучи в ранге премьер-министра он попросил камень сделать его президентом России, а во второй раз действующий президент поднимался на гору перед избранием его на второй срок.
Верить ли в чудодейственную силу камней, каждый решает самостоятельно

Возможно, то, что приходящие к ним люди, может быть впервые в жизни, задумываются о том, что же действительно для них важно, и дает силу в исполнении любых желаний

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: