Картины, скопированные сыном с работ отца: Питер Брейгель Младший, «Ярмарка с театральным представлением» (1562), «Проповедь Иоанна Крестителя» (1604), «Поклонение волхвов» (вторая половина XVI в.)
«Ярмарка с театральным представлением» (1562)
Младший Брейгель — гений копий с работ отца с небольшими правками, видными в мелких деталях. Благодаря эскизам, оставленным в мастерской отцом, художественному дарованию и смекалке он создавал картины, показывающие жизнь народа.
Людмила Фролова: «В Эрмитаже ведется большая работа по реставрации старой нидерландской школы и по ее изучению. «Проповедь Иоанна Крестителя» вновь стала доступна для публики после такого рода работ. Так как существует оригинал работы Брейгеля Старшего, реставраторы сделали выводы, что в мастерской тогда сохранился картон или подготовительный рисунок, который был переведен Младшим Брейгелем на новую доску, потому что фигуры очень уж сильно повторяют оригинал — только цвет отличается. Или, например, «Поклонение волхвов» переносится в небольшой нидерландский городок XVI века — эта зимняя сцена у Брейгеля Старшего дополнена снегопадом, а у младшего — нет. С «Ярмаркой с театральным представлением» не все так все просто — мы не знаем, была ли у Брейгеля Старшего такая картина. Возможно, это просто копия с оригинала, который до нас не дошел, а может быть, такой картины и не было вовсе, поэтому «Ярмарка» вообще представляет собой картину по мотивам многих разных работ».
Структура Эрмитажа
Основные корпуса Главного музейного комплекса «Эрмитаж» расположены на Дворцовой площади, дом 2:
- Зимний дворец (1754-1762);
- Малый Эрмитаж (1764-1775);
- Большой (Старый) Эрмитаж (1771-1787);
- Новый Эрмитаж (1842-1851).
Главный музейный комплекс Эрмитажа дополняют здания Эрмитажного театра и Запасного дома. Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Д. Кваренги) – стиль русский классицизм XVIII века. Эрмитажный театр находится по адресу: Дворцовая набережная, дом 32. Сохранившаяся часть Зимнего дворца Петра I (1720-1725, архитекторы Тренизи и Маттарнови) входит в экспозицию Эрмитажного театра.
Запасной дом Зимнего дворца (1877-1878, архитектор Н. Беккер) возведен над уцелевшей частью Зимнего дворца Петра I и зарегистрирован по адресу: Дворцовая набережная, дом 30 А. Флигель Запасного дома – улица Миллионная, дом 31. С сентября 2012 года это сооружение внесено в список культурного наследия Санкт-Петербурга как объект «Дом Ф.М. Скляева (особняк Г.Ф. Менгдена, Запасной дом Зимнего дворца).
Основные здания Главного музейного комплекса Эрмитажа расположены вдоль набережной реки Невы. Их можно отлично разглядеть со Стрелки Васильевского острова. Соединенный переходами комплекс зданий Государственного Эрмитажа хорошо просматривается и с акватории Невы: зеленое здание Эрмитажного театра, Эрмитажный мост, желтое сооружение Большой (Старый) Эрмитаж, Малый Эрмитаж и величественный Зимний дворец изумрудного цвета (Новый Эрмитаж стоит за Большим).
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Вид с акватории Невы.
Главный музейный комплекс Эрмитажа работает: вторник-суббота с 10:30 до 18:00, воскресенье с 10:30 до 17:00. Понедельник-выходной. Есть льготы. День бесплатного посещения для всех индивидуальных посетителей (кроме экскурсий) – первый четверг каждого месяца.
Главный вход в Государственный Эрмитаж – через арки Зимнего дворца с Дворцовой площади. Кроме Главного музейного комплекса в структуре Эрмитажа находятся:
- Восточное крыло Главного Штаба;
- Дворец Меншикова;
- Музей фарфора;
- Реставрационный центр «Старая деревня» (Фондохранилище).
История Эрмитажа началась с 1754 года во время правления Елизаветы Петровны. Императрица Екатерина II приобрела в частное владение коллекцию живописи в 220 картин из Берлина и этим дала старт образованию эксклюзивных павильонов Эрмитажа.
7 декабря 1764 года – дата основания Эрмитажа. 1852 год – открытие Эрмитажа для посетителей. Современный музей «Государственный Эрмитаж» — богатейший музей мира по числу представленных коллекций.
Ювелирная реставрация: малахитовая квадратная чаша на ножке, Россия, Петербург (1850)
Возможно, каменные чаши — это не то, на что вы обратите внимание при посещении Эрмитажа. А зря
Это уникальные примеры русского камнерезного искусства первой половины XIX века.
Из каталога выставки «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени» 2014 года следует, что восстановление чаши было долгим и трудным: «На плите, постаменте, ножке и чаше имелись значительные утраты, отслоения, осыпи наборных пластин малахита и резных деталей. <…> В местах утрат присутствовали грубые доделки из эпоксидной смолы. <…> Малахитовый набор чаши в местах отслоений укреплен с применением расплавов мастик на основе натуральных бальзамов и смол. Многочисленные утраты малахитового набора восполнены в технике русской мозаики, с учетом особенностей рисунка сохранившихся участков мозаичного набора, для чего подобран малахит, из которого выпилены и наклеены по месту недостающие элементы набора. <…> Выполнены тонкая шлифовка и полировка восполненных при реставрации участков. Нанесен и располирован слой воска, предохраняющий поверхность малахита от загрязнений и усиливающий декоративный эффект полировки. Все детали чаши собраны воедино».
Картина, реставрации которой Пушкин посвятил стихи: Рафаэль (Рафаэль Санти), «Святое Семейство. Мадонна с безбородым Иосифом» (1483−1520)
Это одна из двух работ Рафаэля в коллекции Эрмитажа. Примечательна она не только своей уникальной художественной ценностью, но и тем, как ее реставрировали.
Ольга Махо: «Это одна из картин, которые попали в Эрмитаж в составе коллекции Кроза (масштабная частная коллекция искусства, собранная французской семьей финансистов Кроза в XVIII веке. — Esquire). Во времена Екатерины II — работу тогда уже очистили от лака реставраторы. Такая процедура делается и сейчас.
Вот у Пушкина есть стихотворение:
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Оно связано именно с историей «Святого семейства» Рафаэля — Пушкин знал об этой процедуре снятия лака, это было важным событием, поэтому он посвятил ему стихотворение.
В технике данного произведения (справка, на чем и как исполнено произведение. — Esquire) указано «Перевод с дерева» — это не редкая для XVIII и XIX века техника. Перенос живописного произведения с дерева на холст выполнялся, если с деревянной основой происходили катаклизмы — например, по этой работе пошла трещина. Тогда живописный слой обклеивали тонкими полосками ткани или папиросной бумаги, потом картину переворачивали краской вниз и срезали доску прямо до живописного слоя. После чего брался загрунтованный холст и соединялся с живописью с обратной стороны, потом бумажки снимались — и картина фиксировалась на новой основе. Получалось, что то же самое изображение вместе с мазками, выполненными маслом, переносилось просто на более комфортную для хранения основу».
С чего начать осмотр в Эрмитаже? — Берём Зимний
Не пытайтесь объять необъятное: определитесь со своими предпочтениями. Заранее изучите схему залов Эрмитажа и спланируйте маршрут по наиболее интересным для вас залам, также можно воспользоваться услугами гида. Для любителей изобразительного искусства подойдёт следующий маршрут.
Сразу, войдя в Эрмитаж, пройдите к Иорданской лестнице и поднимитесь на 2-й этаж (1 этаж Древний мир) и поверните направо; держитесь правой стороны, пройдите в Павильонный зал Малого Эрмитажа и далее в Большой Эрмитаж. Справа будет Советская лестница, следуя по которой, попадёте на экспозицию картин эпохи Возрождения.
Поначалу будут итальянские иконы и картины XV века, потом дойдёте до зала Леонардо да Винчи, обязательно посмотрите на знаменитое полотно «Мадонна Литта». Двигаемся по залам прямо и вы окажетесь в самой дальней точке Эрмитажа, откуда открываются удивительные Лоджии Рафаэля. Здесь Джакомо Кваренги разместил копии рафаэлевских фресок.
Далее можно осмотреть галереи Нового Эрмитажа, куда можно войти с лоджии. Там размещены полотна Рубенса, Ван Дейка, и многих других европейских живописцев. На обратном пути можно зайти в залы Малого Эрмитажа и полюбоваться видами из окон на сад. По переходу вернитесь в Зимний Дворец, где находятся залы с французской живописью. Если идти прямо, то можно попасть на выставку прикладного искусства Франции.
Проделав этот путь, вы уже отлично освоитесь в музее. Если останется время, можно заглянуть на 3 этаж Зимнего дворца. Здесь размещена коллекция прикладного искусства Индии, Китая и Японии.
Представительства Эрмитажа в других городах
Эрмитаж создал особую форму своего присутствия в регионах России и за рубежом — это постоянно действующие культурные и выставочные центры.
Так центры есть в Казани (центр «Эрмитаж-Казань»), Выборге (центр «Эрмитаж-Выборг»), Омске (центра «Эрмитаж-Сибирь»), Екатеринбурге (центр «Эрмитаж-Урал»), Амстердаме (выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» / Hermitage Amsterdam).
Научный и культурный центр «Эрмитаж-Италия» был открыт в 2007 году в Ферраре, с целью осуществления совместной научной работы по изучению коллекций итальянского искусства и российско-итальянских культурных связей. С 2013 года центр «Эрмитаж-Италия» находится в Венеции: в его пользование были переданы помещения на площади Святого Марка в здании Старых Прокураций.
История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.
Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.
Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.
В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село.
В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.
К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.
Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Кановой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица».
Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.
К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова продолжались до 1840 года.
До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.
Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.
После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.
В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в 1945 году.
Музей постоянно расширяется. В 1981 году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века. В 1992 году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище.
Лайфхаки на закуску
Качественные селфи внутри музея получатся, если ваша одежда не будет затмевать блеском шедевры Эрмитажа. Оденьтесь попроще.
В Эрмитаж нужно приходить подготовленным, если хотите сохранить деньги и нервы. В бесплатный день очень большие очереди, не для слабонервных. Не забудьте паспорт!
Чтобы не тратить время на очередь в кассу, можно приобрести заранее электронный билет на сайте Эрмитажа. Тогда он обойдётся вам в 2 раза дороже, чем тот же билет в кассе.
Мало кто знает, что помимо касс в самом Эрмитаже, кассы есть в здании напротив, так называемом Главном штабе «Крыло России». И пока все стоят в очереди, вы можете туда зайти и сказать на входе, что вам нужны билеты и вас пустят.
Когда билет будет в кармане, следует вернуться на Невский проспект и там подкрепиться, если вы планируете быть в Эрмитаже целый день. В музее есть буфет, но цены там очень кусаются.
Лучше идти в Эрмитаж в будний день, народа в разы меньше. В среду и в пятницу музей работает до 21:00 (ещё в среду заводят Часы Павлин). Это самое удачное время для посещения.
Экскурсии продаются только в главном здании Эрмитажа, приобрести невозможно ни онлайн, ни в Главном штабе, нигде. Предлагаем аудиогиды по Эрмитажу вам в помощь и другую информацию «Петербург.Центра»:
- Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге: режим работы, стоимость билетов, как добраться, аудиогид
- Гид по Эрмитажу: лучшие советы и рекомендации перед посещением
- Аудиогиды по Эрмитажу в Санкт-Петербурге
- Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2
- Ближайшее метро: «Адмиралтейская», «Невский проспект», «Гостиный двор»
Залы Эрмитажа
Каждый из императоров, под чьим покровительством находился музей во время правления, подарил Эрмитажу частицу той эпохи
По словам туристов, некоторым залам и экспонатам Государственного Эрмитажа стоит уделить особое внимание.
Например, Иорданская лестница, с которой, собственно, и начинается экскурсия по музею. Также ее принято называть Посольской — именно по ней во дворец прибывали самые знатные гости императоров. Территория вокруг лестницы отделана золотом, а поверх лестницы уложена ковровая дорожка.
Также среди туристов очень популярна Галерея портретов императорской династии Романовых, располагающаяся в Зимнем дворце
Все портреты выполнены максимально детально, императорская семья изображена на них в полный рост.
Туристу стоит обратить внимание и на Лоджии Рафаэля, расположенные в здании Большого Эрмитажа. Это величественная галерея с большими окнами и восхитительными стенами и потолками, покрытыми копиями фресок Рафаэля, на создание которых ушло больше 10 лет
На фресках Лоджий представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового заветов.
Кроме того, стоит уделить внимание двум из четырнадцати сохранившихся картинам Леонардо да Винчи — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».
Еще раз напомним, вашему вниманию представлено более 3 млн экспонатов в 400 залах. Именно поэтому стоит ознакомиться с расположением нужных залов и нахождением интересующих вас экспонатов заранее. Сделать это можно на официальном сайте объекта.
На первом этаже музея в интернет-кафе находятся терминалы, при помощи которых можно найти справочную информацию о музее и его экспонатах. Такие же терминалы располагаются и в экспозиционных залах музея. Благодаря инновационным технологиям появились цифровые путеводители и электронные коллекции, которыми можно воспользоваться в музее.
Как добраться до Эрмитажа?
Эрмитаж имеет несколько зданий, главные из которых соединены переходами, так что путешествовать можно по нему, не выходя из музея, по всем его зданиям, а можно посетить по отдельности.
- Адрес Эрмитажа — Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34. Его здания:
- Зимний дворец (Большой Эрмитаж) — Дворцовая площадь, 2;
- Главный штаб — Дворцовая площадь, 6-8;
- Малый Эрмитаж — Дворцовая набережная, 36;
- Новый Эрмитаж (с атлантами) — Миллионная ул., 35;
- Дворец Меншикова — Университетская наб., 15А.
До Главного музейного комплекса Эрмитажа, который находится на Дворцовой площади, можно доехать на метро. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская», от неё до Эрмитажа — 700 м. При выходе из станции нужно добраться до улицы Малой Морской, зетам повернуть направо, пройти несколько метров до Невского проспекта. Далее потребуется прогуляться по главной и самой красивой магистрали города — Невскому проспекту, чтобы вскоре оказаться на Дворцовой площади и у входа в Эрмитаж.
Также можно добираться до Эрмитажа от станции метро «Невский проспект», которая удалена от его Главного комплекса на 900 м. От станции метро «Гостиный Двор» Эрмитаж находится в 1,3 км. В обоих случаях нужно выйти на Невский проспект, следовать в сторону Адмиралтейства до Большой Морской улицы. На пересечении Большой Морской улицы с Невским проспектом будет видна арка Главного штаба. Пройдя под ней, попадаешь на Дворцовую площадь. Вход в Главный музейный комплекс с Дворцовой площади.
Можно добраться до Эрмитажа наземным транспортом. Автобусы №№ 7, 10, 24, 191, а также троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11 идут до Дворцовой площади. Нужно доехать до одноимённой остановки, от которой до Эрмитажа необходимо пройти всего 300 м.
До Нового Эрмитажа от Московского вокзала на автомобиле всего — 15 минут, на автобусах №№ 7, 24, 191, на троллейбусах №№ 1, 7, 10, 11 до остановки «Дворцовая площадь».
Где поесть в Эрмитаже?
В залах Эрмитажа запрещается употреблять любую пищу и воду. Проносить в Эрмитаж ни еду, ни воду нельзя. Любые жидкости (в любом виде) запрещено брать с собой в залы музея. Запомните: любой напиток будет изъят перед входом в музей. Что касается перекуса, то можно захватить с собой пару конфет, и всё. Чего-то большее возьмёте, изымут.
Поесть можно в зоне, где расположены кафетерии. Можно запланировать ранний обед, когда ещё нет очередей, а выбор блюд достаточно большой. В Зимнем дворце, на 1-м этаже, в галерее Растрелли работает кафе, где можно перекусить и купить напитки. Туалеты находятся на первом этаже в зоне Главного гардероба и рядом с лестницами.
Откуда начать осмотр в Эрмитаже? — С Главного штаба
Можно начать осмотр экспозиции с Главного штаба, чем сократите время на ожидание в очередях. На заметку: основная масса посетителей сразу идёт к Зимнему дворцу. Через пару часов очередь в Главный музейный комплекс Эрмитажа — Зимний дворец рассосётся и вы быстрее и без труда попадёте внутрь.
Можно начать осмотр экспозиции, взобравшись сразу на 4 этаж Главного штаба, и далее спускаться вниз по этажам. На 4-м этаже — шедевры импрессионизма. Для любителей этого неподражаемого жанра искусства не ничего приятнее, чем провести утро среди полотен Анри Матисса, Пабло Пикассо, Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и многих других.
Этажом ниже находятся залы, посвящённые европейскому искусству XIX века, работы Фаберже и Малевича, а также залы об истории МИД России. Если нравится прикладное искусство, тогда 2-й этаж — для вас. На нём собраны подарки Императорскому двору. Здесь увидите всю роскошь — от ваз и статуэток до мебели и платьев. В Восточное крыло Главного штаба осмотрено. Можно пообедать.
Предостережение алчным правителям: Паулюс Поттер, «Наказание охотника» (ок. 1647)
Работа, состоящая из четырнадцати четырехугольников, показывает охотничьи сценки в непривычном ключе — тут животные ловят и убивают человека, а не наоборот.
Людмила Фролова: «Подобная раскадровка для голландской живописи — не то чтобы самое распространенное явление, но нельзя сказать, что такая картина только одна.
На картине изображена не сатира над теми, кто увлекается охотой, как можно было бы подумать, и это не жест в сторону защиты прав животных. Благодаря тому, что сохранились гравюры на подобные темы (для гравюр это более характерная техника) и в них есть подписи к изображениям, мы знаем, что эта картина — предостережение правителю о том, чтобы он не был чрезмерно жестким, иначе взбунтовавшийся народ может с ним поступить так, как поступают звери с охотником. Голландия XVII века — это республика, которая совсем недавно с оружием в руках получила независимость. Это был популярный сюжет. Поттер примерно в это время работает в Делфте и Гааге. Гаага в это время — столица, а Делфт — небольшой городок, где, как правило, отдыхает аристократия, знать.
Супруга штатгальтера Амалия покровительствовала Поттеру и заказывала у него картины, а еще мы знаем, что принц Иоганн Мориц, который управлял голландскими владениями в Новом Свете, высоко ценил его картины. В общем, такой сюжет мог быть много кому по душе в то время».
Анонимная картина, оказавшаяся шедевром Веласкеса: Диего Веласкес, «Завтрак» (1617)
Знаменитая картина не менее знаменитого Веласкеса была написана художником, когда ему было всего 18 лет. В коллекции Эрмитажа она оказалась как картина без автора — и много лет спустя после покупки оказалось, что приобрели ее совсем не зря.
Ольга Махо: «По этикету того времени мужчины должны были снять в публичных пространствах шляпу и воротник. На полотне в воротниках сидят молодые, а самый старший персонаж снял и шляпу, и воротник. Это значит, он ведет себя прилично, чтит правила, а ребята ведут себя как типичные молодые люди — «не хочу и не буду».
На столе лежит самая естественная еда для стола в Испании того времени — ничего дешевле, чем хлеб и вино, там не было, а гранаты растут рядом прямо на дереве. Рыба плавает рядом в реке. Лук, который у старика в руках, тоже неприхотлив и хорошо растет. Есть разные интерпретации натюрморта на столе — например, некоторые говорят, что рыба — это отсылка к Христу, а хлеб и вино — символ евхаристии. Но не стоит слишком увлекаться стремлением расшифровать каждую деталь.
В XVIII веке эта картина считалась работой неизвестного фламандского мастера, потому что испанскую живопись за пределами Испании знали довольно мало, а уж тем более очень молодого Веласкеса. Автор «Завтрака» был определен только в конце XIX века».
Что ещё посмотреть в Эрмитаже
По средам в 20:00 в Малом Эрмитаже заводятся знаменитые часы «Павлин» в Павильонном зале. В Новом Эрмитаже можно посмотреть античную коллекцию — Древний Рим, Древняя Греция, статуи богов и богинь, амфоры и украшения — все это расположено в прекрасном антураже. Здесь же стоит знаменитая огромная Колыванская ваза.
Второй этаж Нового Эрмитажа тоже насыщен великолепными экспонатами: тут находятся скульптуры и полотна мастеров эпохи Возрождения: Рафаэля, Да Винчи и Микеланджело, Рембрандта, Тициана и Рубенса.
Но учтите: к некоторым картинам бывают даже очереди. Европу средних веков представляет живопись голландских и фламандских мастеров. Металлическим блеском лат и конной композицией пленяет рыцарский зал.
Счастливый обычай: крайний правый Атлант, который смотрит в сторону Марсова поля, считается наделенным чудодейственной силой. Стоит прикоснуться к нему, чтобы получить частичку его магической везучести.
Дань величию Венеции: Джованни Баттиста Тьеполо, «Призвание Цинцинната к власти диктатора» (1727−1729)
Ольга Махо: «Одна из десяти картин, написанных для палаццо Дольфин в Венеции и одна из пяти картин этой серии, хранящихся в Эрмитаже. Еще две хранятся в Художественно-историческом музее Вены, другие три — в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. А в 1997 году в Метрополитене выставлялись вместе семь работ из этой серии.
Серия собиралась скорее не как наглядная иллюстрация истории Древнего Рима (те, кто ходил в палаццо Дольфин, знали эту историю прекрасно) — эпизоды были выбраны скорее для того, чтобы говорить именно о Венеции. Это были эпизоды героические. Импульсом для того, чтобы выбрать именно их, стало то, что Венеция в XVIII веке была единственным независимым государством на Апеннинском полуострове — остальные или принадлежали другим странам, или находились под их сильным влияниям. Венеция же участвует в объединениях по поводу борьбы с турками и победу над турками воспринимает как свою победу, поэтому здесь представлен пафос величия Венеции».