Посещение для паломников
Посетить обитель могут как организованные группы, так и одиночные паломники и путешественники. Паломнические центры организуют поездки из разных городов России.
Экскурсии в Псково-Печерский монастырь
При монастыре работает экскурсионная служба, проводящая экскурсии для групп и одиночных паломников в течение дня с 9 до 19 часов, для участия необходима предварительная запись. В ходе нее паломников знакомят с историей обители, экспозицией Ризницы и музея Старцев.
Одиночным паломникам следует учитывать, что группы на посещение Ризницы формируются в 14:00, музея Старцев — в 14:30.
Архитектурный ансамбль монастыря, Shish_ka
Можно также посетить Богом зданные пещеры, для поддержания в них естественного температурного режима доступ туда ограничен, поэтому обязательно необходимо оставлять предварительную заявку на их посещение. Они открыты во вторник, среду, четверг, субботу, воскресенье с 9 до 16:00, по понедельникам и пятницам они закрыты. Для одиночных путешественников группы на посещение пещер формируются по будням в 12:00, в воскресенье и праздничные дни — в 13:00.
Кроме того, паломническая служба при подворье Псково-Печерского монастыря организует поездки по святым местам Пскова и области.
Гостиницы при Псково-Печерском монастыре
Паломники, приехавшие в обитель на несколько дней, могут разместиться в одной из монастырских гостиниц. Две из них расположены в шаговой доступности от монастырского комплекса и имеют номера разной вместимости и категорий. Также путешественники могут остановиться в паломническом центре, который находится примерно в 2 км от обители, доехать от него до монастыря можно на автобусе, он совершает рейсы несколько раз в день. При паломническом центре работает трапезная, пообедать можно и в монастырском кафе, расположенном перед входом в монастырь.
Никольский храм, Виктор Башкир
Оборона во время Северной войны
К началу XVIII века крепость была усилена земляными валами и бастионами, причем, один из бастионов заложил сам Петр Первый. Кроме того, были выполнены земляные насыпи и рвы. На земляных бастионах было установлено новое орудие.
Шведы нападали на Псково-Печерский монастырь в 1701, а затем в 1703 году, но благодаря хорошему укреплению, все вражеские походы были отражены, причем, неприятель понес значительные потери.
В 1709 году русские воины под предводительством Петра Первого одержали победу под Полтавой и опасность для обители уменьшилась.
Некоторое время крепость еще продолжает играть роль важного форпоста у западных границ Российского государства, но после заключения в 1721 году Ништадтского мира Псково-Печерский монастырь начинает утрачивать военное значение и остается лишь важным религиозным центром на северо-западе страны
История монастыря
В 50 км от Пскова располагается один из самых знаменитых мужских монастырей — Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Тысячи людей стекаются сюда со всех уголков Родины, чтобы воочию насладиться красотой небезызвестной достопримечательности. Не только внешней красотой притягивает Псково-Печерский монастырь, но и своей историей.
Основан Псково-Печерский монастырь в 1473 году, в том же году, в день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы была освящена Успенская церковь. Оба события связаны с именем преподобного Иона. Бывший псковский священник обосновался в пещере под названием «Богом зданная», а позже основал церковь Успения Пресвятой Богородицы, вблизи которой и началась история монастыря. Любопытно, что само название города Печоры происходит от слова Печоры (печеры) и дословно означает «пещеры».
Фото: Псково-Печерский монастырь вид сверху
Обитель находилась рядом с Ливонией, где на тот момент царствовали немцы. Монастырь подвергался нападениям со стороны лифляндцев, немцев, поляков, шведов. Деревянные постройки сжигались, монастырь грабили и разрушали. Набеги и разруха продолжались до 20-х годов XVI века. При монахе Корнилии начинается новый этап в истории монастыря — он становится укрепленной крепостью, заменяя Изборск. Кроме того, был крещен обитавший в этой местности народ — чудь. Появившись на чужой земле, монастырь смог принести сюда частицу русской души.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь является единственным монастырем, который ни разу не переставал работать за всю историю своего существования. В XX веке активно проводилась политика суровых гонений на церковь и воинствующего атеизма. К счастью, в то время монастырь располагался вне Советского Союза. В 1920 году Большевики подписали перемирие с Эстонией и подарили помимо всего прочего Печоры. В 1940 году Эстония присоединяется к СССР, но это не помешало монастырю и дальше жить своей обычной жизнью. Он входил в небольшое число монастырей, действовавших на территории Советского Союза в то время. В XX веке Псково-Печерский монастырь становится центром возрождения православия и традиций старчества.
Путеводитель по монастырю
На территории Псково-Печерского монастыря находится множество построек со своей историей, которые стоит посетить.
Расписание богослужений
Понедельник и пятница
- утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
- вечерняя служба в 17:00.
Вторник
- утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Корнилиевский храм);
- вечерняя служба в 17:00.
Среда
- утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Сретенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Успенский храм);
- вечерняя служба в 17:00.
Четверг
- утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Никольский храм);
- вечерняя служба в 17:00.
Суббота
- утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
- молитва к Божьей матери в 11:00 (Сретенский храм);
- всенощное бдение в 17:00 (Михайловский храм).
Воскресенье
- исповедь в 6:00, литургия в 7:00 (Успенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Михайловский храм);
- вечерняя служба в 17:00.
Псково-Печерский монастырь — памятники
Среди сохранившихся памятников можно отметить следующие:
- Церковь Николы Вратаря со звонницей 1565 года
- Михайловский собор, расположенный на высоком месте, построен в классическом стиле в 1827 году. Это крупнейшее здание, купол которого виден еще на подъезде к обители
- К востоку от Успенской церкви в 1523 году построена двухъярусная звонница с 17-ю колоколами
- Благовещенская церковь, построенная преподобным Корнилием в 1540 году, в 1870 году к ней была пристроена Сретенская церковь
- Ризница XVII века, трехъярусная постройка имеет праздничный нарядный вид: ее стены окрашены в красный цвет, а наличники окон и пояски белые.
- Успенский пещерный собор — главный и древнейший соборный храм, освященный 15(28) августа 1473 года, в день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Уцелели каменные крепостные стены с девятью мощными башнями:
- Тайловская
- Башня Верхних решеток, выделяющаяся стройными пропорциями и высотой почти 25 метров. Всего она имеет шесть боевых ярусов, а другие башни — по четыре-пять ярусов
- Тарарыгина башня, разрушенная шведами в 1615 году, была восстановлена уже в несколько измененном виде
- Изборская башня интересна тем, что ее ворота защищены устройствами, подобными захабам некоторых крепостей Северо-Западной Руси (захабы — это длинный коридор, защищавший крепостные ворота)
- Благовещенская
- Башня Нижних решеток
- Никольская воротная башня построена рядом с Никольской церковью, возведенной во времена игумена Корнилия
- Проездная Петровская башня была построена уже после Смуты, в 30-х годах XVII столетия, тогда пришлось переделать ближайший к ней участок крепостных стен
- Тюремная башня.
На территории обители сохранились также старинные зубцы стен и бойницы, боевые ходы и остатки земляных укреплений, возведенные при Петре I.
Игумены, настоятели, наместники
Игумены
- Прп. Иона
- Селиван, иером.
- Иона
- Сергий
- Симон
- Дорофей
- Герасим
- Прмч. Корнилий (1529 — 20 февраля 1570)
- Савва (1570)
- Сильвестр (1572 — ?)
- Трифон
- Тихон
- Никон I
- Мелетий
- Иоаким (1593 — не позднее 1611)
Архимандриты
- Иоаким (не позднее 1611 — 6 июля 1616)
- Антоний I (1617 — 1621)
- Иоасаф I (3 февраля 1621 — 1627)
- Иов (1627 — 1634)
- Порфирий (1634 — 1639)
- Рафаил (1639 — 1643)
- Макарий (июль 1643 — 4 ноября 1649)
- Митрофан (1650 — 1656)
- Зосима (1656 — 1663)
- Герасим (1663 — 1669)
- Паисий (1669 — 1682)
- Иоасаф II (1682 — 1686)
- Паисий II (1686 — 1699)
- Корнилий II (1699)
- Аарон (1706 — ?)
- Феодосий (1711 — 1724)
- Маркелл (1724 — 1726)
- Филарет (1726 — 1729)
- Вениамин (Сахновский) (1730 — 1731)
- Кирилл (1731 — 1732)
- Игнатий (1732 — 1745)
- Геннадий (Андреевский) (1746 — 1753)
- Иосиф (1753 — 1785)
- Варлаам (1785 — 1792)
- Петр (1792 — 1800)
- Венедикт (1800 — 1835)
- Антоний II (1835 — 1844)
- Антоний (Шокотов) III (24 января 1845 — 1850)
- Никон II (1850 — 1856)
- Аполлос (Беляев) (26 октября 1856 — 1864)
- Феогност, еп. (1864 — 1868)
- Павел, еп. (1868 — 1882)
- Нафанаил, еп. (1882 — 1885)
- Павел (1885 — 1890)
- Иннокентий (1890 — 1894)
- Мефодий (Холмский) (1894 — 1906)
- Никодим (Воскресенский) (26 апреля 1906 — 26 августа 1914)
- Августин (Синайский) (1914 — 1917)
- Сщмч. Александр (Петровский) (1917 — 1918)
- Аркадий (Чанк) (1918 — 20 февраля 1920)
- Иоанн (Булин) (октябрь 1920 — 1932)
- Николай (Лейсман) (1932 — 1940)
- Парфений (Шатинин) (1940 — 1941)
- Павел (Горшков) (декабрь 1941 — 1944)
- Агафон (Бубиц) (1944 — 1946)
- Никон (Мико) (1946)
- Нектарий (Григорьев) (1946 — 1947)
- Владимир (Кобец) (1947 — 30 декабря 1949) еп. Порховский, Изборский
- Пимен (Извеков) (кон. 1949 — кон. 1953)
- Сергий (Гаврилов) (1954 — 1956)
- Августин (Судоплатов) (13 июля 1956 — 1 октября 1959)
- Алипий (Воронов) (28 июля — 3 сентября 1959, 6 октября 1959 — 12 марта 1975)
- Гавриил (Стеблюченко) (7 апреля 1975 — 1988)
- Павел (Пономарёв) (26 августа 1988 — март 1992)
- Роман (Жеребцов) (1992 — 6 октября 1995)
- Тихон (Секретарёв) (17 августа 1995 — ?) и/о
Тихон (Секретарёв) (? — 22 мая 2018)
Филарет (Кольцов) (с 22 мая 2018) старший
День Успения Пресвятой Богородицы
Икона «Успение Божией Матери»
В конце августа, в День Успения Пресвятой Богородицы в монастыре совершается Крестный ход.
Монахи выносят чудотворную икону Успения Божией Матери и несут её по дорожке из живых цветов, созданной местными жителями и гостями.
С самого утра в монастырь несут цветы разные люди, потом на основу из свежескошенной травы укладывают головки цветов так, чтобы получались красивые узоры.
Каждый год узоры на цветочном ковре – разные, цветов всегда хватает и всегда получается очень красиво. Этот ковёр считается чудом, сделанным руками верующих. Тысячи паломников ежегодно стремятся поучаствовать в празднике и посмотреть на настоящее чудо.
Укрепление монастыря
Обитель находилась на границе между Россией и Ливонией и не раз подвергалась нападению со стороны немцев, шведов и поляков
Учитывая такое важное стратегическое значение, Московские власти усиливают обитель крепостными стенами
Самые крупные работы по укреплению крепости были выполнены при Иване Грозном, в 1552–1565 годах. В этот же период над Святыми воротами при участии Павла Заболотного (в иночестве Пафнутий) была возведена Никольская церковь с колокольней.
Крепостные стены и башни Псково-Печерского монастыря построены из местного известняка, причем башни имеют различную форму и размер.
Земля, на которой размещается обитель, неровная и по ней протекает ручей. Сооружение стен велось с учетом этих природных факторов — две башни крепости стоят над ручьями, протекающими через специально установленные решетки.
В 1570 году в обители произошли кровавые события. Иван Грозный у Святых ворот убил настоятеля игумена Корнилия и одного из его учеников — Вассиана Муромцева.
По преданию, Иван IV заподозрил игумена в связях с боярской оппозицией, по другой версии, в своих сочинениях Корнилий осуждал жестокость царя. В связи с трагическими событиями дорога, ведущая в обитель, получила название «Кровавый путь», поскольку она была залита кровью, когда иноки несли убитого игумена от Святых ворот до пещеры, в которой его похоронили.
В обители постоянно находился военный гарнизон, также, в случае опасности, здесь могли укрыться местные жители.
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление»
В этом месте есть несколько чудотворных икон. Так например:
- Образ Успения Богоматери
- Божья Матерь «Умиление»
- Лик Святителя Николая
Наибольшую известность обители принесли разговоры об исцелениях, которые проходили под заступничеством Божьей Матери. Именно в Успенской церкви находится список Псково-Печерской Божьей Матери «Умиление», который и сотворил большое количество различных чудес.
Этот лик был написан по заказу иеромонахом Арсением с Владимирского образа Богоматери. Игумен Корнилий принес ее во время своего наставничества в обитель. А вот царь Феодор Иоаннович приказал украсить ее драгоценными камнями, жемчугом. После чего она отправилась к защитникам Пскова. Именно в то время осада Псковского Кремля продолжалась 5 месяцев, но закончилась неудачно. В память об этом событие ежегодно в седьмую неделю после Пасхи носили крестным ходом из монастыря в Псков.
В нынешнее время такой крестных ход совершают внутри обители. Такое же событие происходит и 7/20 октября в честь праздника Псково-Печерской иконы «Умиление».
Этот святой образ известен теми чудесами, которые происходили рядом с ним:
- исцеление слепцов, сведения сухожилий, прочих хворей;
- защита от военных нашествий;
- препятствие разрушений.
Большинство людей излечивали свои болезни, решали различные проблемы рядом с этим ликом, а после этого разносили славу об этом. С каждым годом количество паломников растет.
Многие обращаются к ней за:
- прошениями защиты,
- дарованием здоровья,
- принесением мира,
- обретением семьи,
- материнством,
- избавлением от гордыни,
- благополучным исходом беременности.
Приезжать можно в обитель в любое врем и приклонится к святому лику, но есть определенные дни празднования его. Празднование этой иконы происходит:
- 7/20 мая,
- 21 мая/3 июня,
- 23 июня/6 июля,
- 26 августа/8 сентября,
- 7/20 октября.
Именно в эти дни Псково-Печерскую обитель посещают сотни паломников.
Святые Псково-Печерского монастыря — собор преподобных отцов
В честь святых Псково-Печерской Успенской обители совершается день памяти их всех в 4 неделю после праздника Святой Троицы. Он установлен в 1980-е годы по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена, бывшего в свое время настоятелем Псково-Печерского монастыря. Также в обители при его настоятельстве был составлен акафист всем Псково-Печерским святым.
В Соборе Псково-Печерских святых прославлены:
Святые основатели обители — преподобные Марк, Иона, Васса (XV век).
Преподобномученики Корнилий (погибший от руки Ивана Грозного) и Вассиан Муромский.
Преподобный Дорофей Югский, имевший видение Богородицы, которая благословила его выйти из Псково-Печерской обители и основать новый монастырь на реке Юг.
Преподобный Лазарь, схимник прозорливый — он известен своим воскресением. Этот святой впадал в состояние, возможно, клинической смерти, а затем на третий день пришел в себя и жил еще 16 лет. С ним встречался с целью получить духовный совет император Александр I — святой скончался в один год с ним, 1824 году. Известно, что старец наставлял его быть примером для подданных, предупреждая о недолгой жизни.
Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик, погибший от безбожников в 1940 году.
Иеросхимонах Симеон (Желнин), скончавшийся в 1960 г. и проживший в обители около 70 лет. Он исцелял и душевные, и телесные болезни, а также его молитвой отдалялся срок кончины.
Не прославлены в лике святых, но почитаются и известны следующие Псково-Печерские старцы:
Схиигумен Савва (Остапенко), долгие годы работавший в светских учреждениях, а в 1945 году, после войны, ушедший с работы, с хорошей должности инженера, в монашество. Он известен как духовный писатель, оставивший большое письменное наследство, например «Слеза покаяния», «Пути спасения» и другие.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), также родившийся в начале века, прошедший длинный путь, работая и служа в церкви, прошедший пять лет лагерей и тюрем. Он стал наставником для многих людей и скончался в 2006 году. Наиболее известные его сочинения — «Опыт построения исповеди», «Чадцам Божиим», множество писем и сочиненных самим старцем молитв.
В 2000-х годах появилась книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) — он ныне епископ Егорьевский, викарий Патриарха, управляющий Западным викариатством города Москвы. В них описаны случаи и чудеса из жизни старцев Псково-Печерского монастыря. Так, описаны духовные наставления, реальные чудесные события из жизни наместника монастыря, архимандрита Тихона и схиархимандрита Никона Печерского.
Недавно, 28 апреля 2018 года, скончался 94-летний старец обители, архимандрит Адриан (Кирсанов), подававший благодатные советы всем, посещающим его
Важное значение старец придавал воспитанию детей, благословляя относиться к этому с особым вниманием. Другими простыми советами старца является благословение меньше смотреть телевизор, чаще бывать в храме и больше молиться — тогда человек становится более внимателен к себе и более близким к Богу
Важнейший дар, объединяющий всех старцев Псково-Печерских, да и всех православных святых — любовь к людям. Сам Господь сказал, что главная заповедь — любить ближнего, как себя, и любить Бога. В этих заповедях — «весь закон и пророчества».
Псково-Печерский монастырь — памятники
Среди сохранившихся памятников можно отметить следующие:
- Церковь Николы Вратаря со звонницей 1565 года
- Михайловский собор, расположенный на высоком месте, построен в классическом стиле в 1827 году. Это крупнейшее здание, купол которого виден еще на подъезде к обители
- К востоку от Успенской церкви в 1523 году построена двухъярусная звонница с 17-ю колоколами
- Благовещенская церковь, построенная преподобным Корнилием в 1540 году, в 1870 году к ней была пристроена Сретенская церковь
- Ризница XVII века, трехъярусная постройка имеет праздничный нарядный вид: ее стены окрашены в красный цвет, а наличники окон и пояски белые.
- Успенский пещерный собор — главный и древнейший соборный храм, освященный 15(28) августа 1473 года, в день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Уцелели каменные крепостные стены с девятью мощными башнями:
- Тайловская
- Башня Верхних решеток, выделяющаяся стройными пропорциями и высотой почти 25 метров. Всего она имеет шесть боевых ярусов, а другие башни — по четыре-пять ярусов
- Тарарыгина башня, разрушенная шведами в 1615 году, была восстановлена уже в несколько измененном виде
- Изборская башня интересна тем, что ее ворота защищены устройствами, подобными захабам некоторых крепостей Северо-Западной Руси (захабы — это длинный коридор, защищавший крепостные ворота)
- Благовещенская
- Башня Нижних решеток
- Никольская воротная башня построена рядом с Никольской церковью, возведенной во времена игумена Корнилия
- Проездная Петровская башня была построена уже после Смуты, в 30-х годах XVII столетия, тогда пришлось переделать ближайший к ней участок крепостных стен
- Тюремная башня.
На территории обители сохранились также старинные зубцы стен и бойницы, боевые ходы и остатки земляных укреплений, возведенные при Петре I.
Пещеры Псково-Печерского монастыря
Полное название монастыря — Свято-Успенский Псково-Печерский, а такое особое название он имеет благодаря древнему слову «печеры», то есть пещеры. В Пскова-Печерском монастыре они носят название «Богом зданные», то есть «созданные».
Это уникальное природное образование. Первый и главный храм монастыря носит название Успенского и был освящен в честь этого праздника в 1473 году преподобным Ионой, основателем обители. Он пришел сюда из земель современной Эстонии (Тарту) скрываясь от нападений немцев-католиков на православных. Святой Иона был женатым священником и жил поначалу вместе с женой. Вскоре оба они приняли монашество — гроб супруги святого Ионы также находится в «Богом зданных» пещерах. Она канонизирована в лике святых как преподобная Васса.
Они жили и молились в найденных ими пещерах, а после основания храма и мужского монастыря святым Ионой гора, в которой находятся пещеры, получила название «Святая». Традиционно окончивших свой земной путь насельников обители хоронят в пещерах. Сегодня здесь насчитывают более десяти тысяч захоронений всех веков существования обители.
Уникальной особенностью пещер является их чистый и сухой воздух: здесь нет запаха тления. Многие тела похороненных в пещерах стали святыми мощами: от них происходят чудеса.
Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних, подобно Киевским лаврским пещерам: — Ближние, длина которых составляет лишь около 15 метров. Сюда перенесены мощи прославленных и почитаемых святых. — Дальние, из семи длинных галерей протяжённостью примерно 200 метров. Именно здесь находится основное монастырское кладбище. На 5 и 6 галереях похоронены монахи, а на других улицах есть место и захоронениям мирян — благодетелей монастыря. Некоторые части галерей закрыты для посещения: здесь открыто стоят гробы похороненных. В конце 6-й улицы к ним примыкает пещерная церковь Воскресения Христова — удивительный храм, где под землей возносят молитву Богу.
Гробы, хранящиеся в пещерах, помещают в стены, а не засыпают землёй.
Архитектурные достопримечательности
Комплекс Псково-Печерского монастыря радует цветовым разнообразием: если рассматривать его на фото, видны переливы желтого, белого, красного и вновь желтого оттенков. И кроме цвета, глазу есть на чем удержаться.
- Источники святой воды. Корнильевский покрыт куполом, а Живоносный даже спрятан в стенах часовни начала XX в.
- Успенский храм. Основан в 1473 г., буквально выкопан в горе. Его своды поддерживают 13 столпов, а внутри хранятся останки игумена Корнилия, у которых ежедневно совершаются службы в его память. Покровский храм был надстроен сверху уже в XVIII в. и выделяется 5 луковичными куполами, выдержанными в той же барочной стилистике, что и купола Киево-Печерской Лавры.
- 2-ярусная каменная звонница. Тут висят в башне часы XVI в., которые и заставляют звучать в определенное время коллекцию не менее старинных колоколов. Говорят, раньше часы выдавали мелодию «Боже, царя храни». Сейчас колоколов 17, самые большие из них – «Праздничный» с иконами (1690 г.), «Полиелейный» со звериным орнаментом (1598 г.) и «Часовой» с молитвами (1765 г.). Над ними висят маленькие колокола «Тиньки», а средними колоколами («Бурлаками» и «Переборами») управляют звонари. Среди этих колоколов встречаются творения литейщиков XVI в.
- Сретенский трехглавый храм, 1870 г. Это белое кирпичное строение хранит иконы Богоматери, мощи монаха Симеона и принимает службы.
- Михайловский собор. Был закончен в 1827 г. в память очередного освобождения Пскова от врагов, получив название в честь покровителя православных воинов архангела Михаила. Самое большое здание, купол которого виден издали, отличается и тем, что внутри него сберегаются сразу две святыни монастыря – икона Богородицы «Умиление» и десница Татианы.
- Богом зданные пещеры. Именно такие слова обнаружили на их своде в 1392 г. Позднее надпись заложили кладкой, но название осталось. Существуют Ближние пещеры, где лежат останки первых монахов, и Дальние пещеры, которые по сути являются пещерными улицами-кладбищами с рядами памятных плит (керамидами). Тут захоронены воины, иноки, паломники, праведные миряне и старцы Псково-Печерского монастыря. К последним люди с давних времен приходят за помощью и заступничеством. В их числе иеросхимонахи Лазарь, симеон, Агапий, Пимен и Иоанн (Крестьянкин).
- Святая гора. Здесь раскинулся сад, находится камень, у которого по преданию молился первый монах монастыря, и здесь стоит небольшая традиционная клетская церковь, похожая на простую деревянную избу.
- Никольский храм. Эта каменная церковь была основана еще Корнилием над святыми воротами, от которых берет начало «Кровавый путь» Псково-Печерского монастыря. По легенде, именно от этих ворот к Успенскому храму тело игумена нес царь Иван Грозный, обезглавивший Корнилия из ярости, но раскаявшийся.
- Стены и башни крепости. Из-за опасения вражеских набегов и разрушений каменная ограда охватила обитель в 1565 г. Стоит воочию увидеть мощные стены длиной в 810 м, посреди которых высятся 9 именных башен.
Каменные стены и башни
В 1523 году при игумене Дорофее монастырь укрепили каменными стенами с 6 башнями и 3 воротами для защиты от врагов: Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда польских войск Стефана Батория в 1581 году.
На дне оврага с протекающим по нему ручьем стоит Башня верхних решеток, самая высокая из башен монастыря, ее верхняя точка на высоте 25 метров. В нижней части башни – каменная арка, которая закрывается железной решеткой, чтобы осаждающие не проникли в крепость по ручью. Решетка и дала наименование.
Башня нижних решеток также стоит в овраге ниже по течению ручья и замыкает крепостную стену. В башне – 4 боевых яруса, что позволяет контролировать все направления возможных атак неприятеля. Над воротами крепостной стены – Боцницы, между которыми помещен киот с изображение Спаса. В настоящее время крепостные монастырские стены длиной 810 метров укреплены 9 башнями.
Успенский пещерный храм и Богом зданные пещеры
Успенский храм на август 2019 находится на косметическом ремонте. Чтобы попасть в Богом зданные пещеры нужно записываться заранее, но я их посещала в детстве. В классе 3-5. И было довольно крипово для детской психи.
Каким-то образом мы с подругой оказались в начале очереди из всего класса. И нам в руки дали по церковной свечке и сказали: “Идите!“. Что? Куда? Через секунду приходит осознание, что путь-то один, и надо идти вперед.
Пещеры на то и пещеры, и они никак не освещаются. И вот ты идёшь такой 8-летний ребёнок с тоненькой восковой свечой в полной темноте… Узкий проход от темноты кажется еще уже, словно ты еле-еле проникаешь вовнутрь, касаясь плечами стен. А до этого вспоминаешь, как тебе рассказывали, что по бокам в пещерах есть захоронения служителей монастыря… Даже вроде кто-то из рода Пушкиных там лежит.
Идёшь ты по зыбучему песку. А тебе кажется, что в этой обстановке тебя засасывает вглубь всё больше и больше. А сзади еще мальчишки-шутники из класса, которые начинают изображать приведения, крича тебе вслед: “Буууу!!!”.
Эти 200-300 метров темной пещеры кажутся маленькому ребенку километрами. Ты идешь в ужасном страхе, освещая путь церковной свечкой… И тут в очертаниях огня свечи тебе начинает мерещиться… огромный крест! А еще иконочки такие по бокам.
В тот момент, когда земля начинает уходить из-под ног, ты слышишь голос из ниоткуда: “Дети мОи, идите сюда!”. %^&*()^&*(#$%^&*($%^&*()%:??*(%;*?
Это оказался какой-то служитель, который ждал наш класс в финальной точке чтобы рассказать, чем знамениты эти пещеры……………
Слушала ли я дальше? НЕТ. Это самый страшный мой триггер из православия. Думаю, в зрелом возрасте всё воспринимается совсем иначе. Но мне было лет 8-9 тогда. Больше я туда не хочу.
Ну а дальше я поднялась уже к выходу.
Из истории
Согласно древнему преданию, недалеко от Пскова, в пещере жили выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в эти земли из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена отшельников неизвестны, сохранилось лишь имя одного из них — преподобного Марка. Однако, обитель на этом месте была основана значительно позже, после смерти инока.
В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма города Юрьева (ныне город Тарту), который устроил в песчаном холме у ручья Каменца церковь Успения Пресвятой Богородицы. Датой основания храма считается 1473 год, когда построенная церковь была освящена.
Вскоре владелец земли, на которой находились пещеры, подарил подвижнику этот участок для основания обители. Так, у западных границ Руси, в 20 километрах от Ливонской крепости Нейгаузен, появился знаменитый Псково-Печерский монастырь.
В 1510 году, когда Иона уже умер, Псковские земли, а вместе с ними и монастырь, перешли в состав Московского государства. С этого времени начинается новый этап существования обители.
Иконы
Одной из святынь обители является чудотворная икона Успения Божией Матери (старая), явившаяся в пещере в 1472 году. Годом позднее во время освящения Успенского собора, от образа получила исцеление слепая женщина. Иконе братия обители приписывали чудесное избавление от войска польского короля Стефана Батория, осаждавшего стены обители.
Также в монастыре хранится образ Успения Божией Матери в житии — по ее сторонам можно увидеть изображения значимых событий в жизни Богоматери. Многократно она демонстрировала чудеса исцеления людей от различных недугов. Кроме того, считается, что и эта икона послужила спасением обитателей монастыря от польской армии Батория.
Другие почитаемые святыни — два чтимых списка с чудотворного образа Божией Матери «Умиление». Ей также приписывается множество чудес и избавление от завоевателей.
Паломники имеют возможность поклониться и точной копии чудотворного образа Святителя Николая Великорецкого. Все эти иконы находятся в Успенском пещерном храме.
Михайловский собор, Алексей Бучанов