Путешествие по ивановской области: семигорье, юрьевец, кинешма, плес, палех

Районы и городские округа[ | ]

Города областного подчинения, не входящие в состав районов, образуют городские округа (кроме г. Фурманов, входящего в одноимённый муниципальный район, а также города районного подчинения Кохма Ивановского района, наоборот, образующего городской округ). Районы образуют муниципальные районы.

Флаг Герб Название Площадь, км² Население, чел. Административный центр ОКАТО
1e-06 Районы (муниципальные районы)
1 Верхнеландеховский район 626,14 4590 пгт Верхний Ландех 24 202
2 Вичугский район 1 005,52 17 819 город Вичуга 24 201
3 Гаврилово-Посадский район 960 16 070 город Гаврилов Посад 24 203
4 Заволжский район 1 148,34 15 482 город Заволжск 24 205
5 Ивановский район 1 080 38 066 город Иваново 24 207
6 Ильинский район 1 360 8460 пгт Ильинское-Хованское 24 209
7 Кинешемский район 1 582,70 21 741 город Кинешма 24 211
8 Комсомольский район 1 199,86 20 135 город Комсомольск 24 213
9 Лежневский район 772,52 18 687 пгт Лежнево 24 214
10 Лухский район 955 8326 пгт Лух 24 215
11 Палехский район 852,60 9661 пгт Палех 24 217
12 Пестяковский район 1 119,28 6011 пгт Пестяки 24 219
13 Приволжский район 600 24 190 город Приволжск 24 220
14 Пучежский район 784,60 11 339 город Пучеж 24 221
15 Родниковский район 934,97 33 581 город Родники 24 223
16 Савинский район 861 10 966 пгт Савино 24 225
17 Тейковский район 1 290 11 312 город Тейково 24 229
18 Фурмановский район 763,2 40 636 город Фурманов 24 231
19 Шуйский район 1 064,54 21 841 город Шуя 24 233
20 Южский район 1 342,93 23 347 город Южа 24 235
21 Юрьевецкий район 859,72 13 408 город Юрьевец 24 237
21.000002 Городские округа
22 город Иваново 104,84 404 598 г. Иваново 24 401
23 город Вичуга 30 33 292 г. Вичуга 24 403
24 город Кинешма 49 80 950 г. Кинешма 24 405
25 город Кохма 12,6 30 161 г. Кохма 24 207
26 город Тейково 26,8 31 801 г. Тейково 24 407
27 город Шуя 33,29 57 039 г. Шуя 24 411

Палехские храмы и монастыри

Палех – это поистине святой край. Вся жизнь местных жителей на протяжении многих веков неотрывно была связана со служением Богу. Неудивительно, что в окрестностях этого небольшого города расположено большое количество монастырей, церквей и храмов.

Церковь Иконы Божией Матери «Взыскание Погибших»

Адрес: ул. Зиновьева, 44.

Небольшая деревянная церквушка была заложена в 1999 г. Строилась она в течение 6 лет на средства жителей Палеха, спонсоров и настоятеля Ильинского храма игумена Филарета. Уникальная церковь относится к типу кладбищенских часовен и используется для панихид и отпеваний.

По престольным праздникам и в дни поминовения усопших в ней совершается Божественная литургия. Особую красоту внутри церковного здания создает резной иконостас, выполненный в лучших традициях палехского творчества. Его изготовлением занимались мастера иконописной мастерской города А.В. Влезько и Ю.В. Федорова.

Церковь Илии Пророка

Адрес: ул. Горького, 6.

Небольшая кладбищенская церковь эта существует достаточно долгое время. Первоначально она была полностью деревянной, но в конце XVII века дерево заменили кирпичом, а кровлю покрыли сначала черепицей, потом и вовсе сделали металлической. Постройка выполнена в виде четверика с одной главкой. С западной стороны расположена трапезная, к которой примыкает колокольня.

Внутренние росписи, выполненные мастерами софоновской артели, были уничтожены в советское время, как и часть надгробий на прилегающем кладбище. Храм был отдан под склад, а часовня, стоящая рядом, полностью разрушена. Вернуть церковь удалось лишь в 1989 г., тогда же началось восстановление поруганного интерьера. Все работы по реставрации настенной росписи велись палехскими мастерами, в соответствии с древними традициями иконописи.

Преображенская церковь

Адрес: д. Большие Дорки.

Белоснежная каменная церковь с куполами, покрытыми лазурью, находится в деревне Большие Дорки. Ранее на ее месте располагался деревянный храм с приделами Николая Чудотворца и Святого апостола Никанора. Сегодня она стоит в центре деревенской площади, на пересечении двух главных улиц.

Часовня Александра Невского

Адрес: ул. Ленина, 59.

Сегодняшняя часовня — копия разрушенной дореволюционной. Восстанавливалась она в основном на средства прихожан и настоятеля Ильинского храма. Существует предание, что место для ее закладки было выбрано неспроста. Здесь останавливался сам князь Александр Невский, в честь которого она и получила свое имя. Впрочем, местные жители и сами путаются, иногда говоря, что в это место привозили мощи святого князя. Освящение часовни состоялось в 2008 г., провел его епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф.

Знаменская церковь

Адрес: с. Красное.

Находится неподалеку от Палеха, в селе Красное. Это единственная церковь в районе, которая на протяжении 200 лет не подвергалась уничтожению и обезглавливанию. Постройка относится к 1804 г. Ее возвели на месте старого погоста с деревянной часовней. Средства для строительства были предоставлены помещиком Бутурлиным.

Белоснежный храм имеет несколько пристроек и парадные арочные ворота, а в XIX веке к нему добавились паперть и портики с севера и юга. Храмовое здание окружено ажурной кованой оградой с кирпичными столбиками. За ней же располагается и дом священника. Интерьеры церкви полностью повторяют традиции русского православия. Сюжеты настенных росписей выполнялись мастерами палехской иконописи по мотивам Ветхого и Нового завета.

В начале XX века храм был отреставрирован во фряжском стиле, а для фресок использовались сюжеты французских мастеров. Поэтому на сегодняшний день Знаменский храм является уникальным памятником религиозной культуры, в которой гармонично сочетаются русское и европейское течения иконописи.

Полезная информация

Гостиница «Ковчег»

Расположена в центре поселка. Семь двухместных номеров. Номера со всеми удобствами (от 50 у.е. с учетом завтрака), кафе. Хорошая гостиница, интерьер стандартный, но все чистое, более или менее новое, достаточно просторно.

N56.80120 E41.85070
Кафе «Манхеттен» N56.80152 E41.85880
Гостевой дом «Вера. Надежда. Любовь»

3 зимние и 2 летние комнаты, оборудованная кухня, санузел. Проживание в этноатмосфере — деревянный деревенский дом с русской печью, народные костюмы для постояльцев, русская баня, пруд.

N56.78966 E41.84496
Ресторан

На 50 мест. Зал с художественным оформлением в палехском стиле. Изготовление фирменных блюд по-палехски.

N56.80456 E41.85063
Кафе «Ковчег»

Кафе при одноименной гостинице

N56.80120 E41.85070
Турбаза
Гостиница на Маяковской N56.79424 E41.85438
Мини-гостиница на Полевой

Экономичный вариант размещения в Палехе. 2-х этажное кирпичное здание на 26 мест.

N56.80242 E41.85078
Автостанция «Палех»

Автобус из Москвы (Центральный Автовокзал у метро «Щелковская», трижды в день, из них один ночной (обратно два), в пути восемь с половиной часов. Из Иванова — почти каждый час, в пути два часа (прямые и проходящие в Южу, Пестяки и Пучеж). Кроме того, из Иванова в Шую (это половина расстояния в сторону Палеха) автобусы идут постоянно с интервалом 10 минут…

N56.80459 E41.84915
Кафе «Закусочная»

Храмы

Крестовоздвиженская церковь

Ильинская церковь

  • Согласно источникам, начиная с XVII векa в cеле, при погосте, существовала деревянная Ильинская церковь, в 1790 году на её месте возвели однопрестольный каменный храм во имя святого пророка Илии. Является памятником русской церковной архитектуры второй половины XVIII века.
  • Крестовоздвиженский храм — построен в 1762—1774 годах в нарышкинском стиле мастером Егором Дубовым. Памятник русской церковной архитектуры XVIII века.
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» — деревянная кладбищенская церковь, построенная в 2004 году и освящённая в честь иконы Богоматери «Взыскание погибших».
  • Часовня во имя святого благовеpного князя Александpа Hевского — построена в 2006 году; восстановлена вместо утраченной в 1930-е годы одноимённой часовни.

От Чувиля до Плёса

Как рассказал нам заведующий кафедрой истории России ИвГУ Кирилл Балдин, самые древние города Ивановской области – Плёс и Юрьевец. Что интересно, оба топонима – явно славянские по происхождению.

Долгое время официальной датой основания Плёса (Приволжский район) считался 1410 год, когда, по летописным сведениям, «князь великий Василий Дмитриевич повеле рубити град Плесо». Само слово «плес» в древности имело значение «озеро» или «отрезок реки от поворота до поворота».

Но существует мнение, что город этот князь, сын Дмитрия Донского, велел тогда лишь отстроить вновь. Место удобное: во-первых, Волга на этом участке не петляет, предоставляя широкий обзор окрестностей; во-вторых, в ее русле проходил каменный лабиринт из Винной и Косой гряд, затрудняющий беспрепятственный проход судов. А местные лоцманы показывали дорогу лишь после предъявления пропускной грамоты или уплаты пошлины.

Директор плёсского музея Древнерусской семьи Павел Травкин считает, что Плёс намного древнее: основан в XII веке Юрием Долгоруким, как и Москва. Кандидат исторических наук также рассказывает (с этим мнением согласны не все его коллеги), что задолго до славянского города, еще с IV века до н. э. роль объединяющего центра округи играл известный по легендам «град Чувиль», крепость в местечке Алабуга, в 12 километрах ниже по течению Волги. Его основатели – поволжские финны, предки мерян. Легендарный Чувиль, считает Павел Травкин, просуществовал до XII века, передав эстафету северному форпосту Ростово-Суздальской Руси. Тогда, подобно тому как на южной окраине своих владений Великий князь Юрий основал Москву, на северной границе он срубил крепость Плёс. Упоминание о городе найдено в Новгородской летописи за 1141 год. Древность Плёса подтверждается и материалами археологических исследований.

После ордынского разорения 1238 года Плёс быстро восстановился, и в конце XIV века он фигурировал в «списке русских городов дальних и ближних» (принятое в исторической науке название особой статьи-приложения географического характера, помещаемой в русских летописях и рукописных сборниках). Но и Травкин согласен с тем, что «звездный час» Плёса пришелся всё же на 1410 год, когда здесь построили новую могучую крепость, возведенную по последнему слову военной техники того времени.

Общая информация

Следует начать с того, что Палех — поселок городского типа, а вовсе не город. Численность населения чуть менее 5000 человек. История населенного пункта, как полагают исследователи, началась в IX веке. И вряд ли название города произошло от сожженного леса, поскольку река называется Палешка (а по-старому — Палекша). Есть версия, что эти названия оставили финские племена, которые в древности жили на этой территории.

А о том, что местность была заселена задолго до татаро-монгольского нашествия, говорит тот факт, что иногда в этих местах при проведении строительных или земляных работ находят каменные изваяния. Впрочем, серьезных научных исследований таких находок не проводилось.

Есть и другая версия о том, что село принадлежало князьям Палицким (Палецким). Существовало даже удельное княжество Палецкое, в 1390-е годы выделившееся из Стародубского. Но просуществовало оно недолго, поскольку местные князья перешли на службу к московскому князю.

Как бы то ни было, а первые письменные упоминания о Палехе относятся к 1618 году, когда село уже было вотчиной Ивана Бутурлина. Уже тогда оно славилось своими искусными иконописцами, работы которых украшали Московский кремль, Троицко-Сергиеву Лавру и Новодевичий монастырь. Говорят, что две иконы из Палеха были отправлены в подарок великому Гёте, и будто поэт мечтал сам приехать в этот поселок, чтобы увидеть народных художников, способных создавать шедевры, которым позавидовали бы и мастера старой Византии.

После революции жители села стали искать другие способы применения своего мастерства. И вскоре они стали создавать:

  • необычные миниатюры;
  • броши;
  • шкатулки.

К слову, палехская миниатюра, изображающая современные сюжеты, включая спорт, космос и балет, — это, скорее всего, изделия из соседнего села Холуй. Там тоже живут художники, владеющие искусством лаковой миниатюры, но с самого начала местная артель выбрала другую тематику для росписи.

Сегодня Палех и область в целом стараются привлекать больше туристов. Действительно, добираться сюда стало проще. Чтобы доехать из Москвы, лучше всего сесть на автобус, идущий до Южи. Из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода лучше ехать по железной дороге до станции Шуя. От нее до Палеха 32 км, есть регулярное автобусное сообщение.

История

Точная дата основания Палеха неизвестна, по предположениям историков датировать возникновение поселения можно приблизительно IX веком. Первое документально-письменное упоминание относится к XVII веку.

По мнению учёных, Палехом, как и другими близлежащими селениями, в XIV—XV веках владели русские князья Палецкие (Палицкие) — Палех являлся центром удельного Палецкого княжества, как одного из уделов в составе Стародубского княжества.

По Писцовой книге Владимирского уезда Боголюбова стана 1628—1630 годов одна третья часть села Палех значится в вотчине воеводы Ивана Бутурлина и его детей: поместье дано было Ивану Бутурлину «за московское осадное сидение королевичево». Вплоть до 1861 года часть жителей села являлась крепостными людьми дворян Бутурлиных.

По данным Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел на 1859 год, в списках населённых мест Владимирской губернии (СПб., 1863) под № 1577 значится: «Палех, село владельческое, при речке Паштне (так в тексте); расстояние в верстах от уездного центра — 73, от становой квартиры — 27; число дворов 279; число жителей: мужского пола — 577 чел., женского пола — 322 чел. Церквей православных 2 (две); базар».

Иконопись и миниатюра

Интерьер Крестовоздвиженского храма с росписями начала XIX века

Начиная с XVII века Палех — один из центров иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков, где под влиянием различных русских школ иконописи (в их числе: ростово-суздальская школа, новгородская, строгановская и другие) сложился особый неповторимый палехский стиль иконописания, достигший своего расцвета в XVIII — начале XIX века.

Автором первой палехской лаковой миниатюры «Адам в Раю», написанной в уникальном палехском стиле в 1920 году, был знаменитый палехский художник Иван Голиков, именем которого названа одна из улиц Палеха.

При советской власти в Палехе была организована артель, объединившая сельских художников для совместной коллективной деятельности: 5 декабря 1924 года состоялось собрание творческого союза — «Артели древней живописи», в которую вошли более 30 палехских художников. В марте 1935 года артель была преобразована в «Товарищество художников Палеха» и передана в ведение Всекохудожника (Всероссийское кооперативное объединение «Художник»), а с 1954 года — «Палехские художественно-производственные мастерские» (ПХПМ) Художественного фонда СССР; ПХПМ были закрыты в 1989 году.

Народные ремесла и промыслы

Традиционные промыслы сделали Ивановскую область известной не только в России, но и во всем мире. И, пожалуй, самым известным из них является лаковая миниатюра, создаваемая палехскими мастерами. Палех и Холуй – одни из четырех российских центров искусства лаковой росписи. Своими уникальными иконописными промыслами эти села были известны издавна. Сегодня здесь работают несколько художественных мастерских и объединений, члены которых создают удивительные по красоте произведения искусства. Через лаковую миниатюру сохраняются традиции древнего иконописания темперными красками, а также способы декорирования изделий сусальным и твореным золотом. Палехские и холуйские шкатулки, иконы и пасхальные яйца высоко ценятся коллекционерами и стоят недешево.

В Ивановской области также существует несколько современных предприятий, на которых производятся изделия народных промыслов. Их товары давно стали желанными сувенирами и пользуются большим спросом у всех туристов, приезжающих в область.

Церковь Воскресения Христова в г. Вичуга

В поселке Перстяки на строчевышивальной фабрике изготавливают украшенные красивой вышивкой скатерти, постельное белье, полотенца и детские уголки. У профессиональных музыкантов и любителей популярны инкрустированные звучные гармони, баяны и аккордеоны, которые делают на фабрике города Шуя. Сразу несколько галантерейных фабрик в области занимаются художественной росписью по ткани. А ювелирный завод в городе Приволжске прославился высококачественными изделиями из драгоценных и цветных металлов. В его ассортименте удивительные по красоте столовые наборы, украшения, медальоны, кресты и иконки.

Памятники и архитектура города Палех

В этом древнем городе практически нет скульптур, памятников и арт-объектов. Все ценности сосредоточены в музейных экспонатах. Однако традиционные для всех российских городов мемориалы можно встретить и здесь, как и архитектурные здания.

Памятник погибшему солдату

Адрес: улица Ленина.

Обелиск высотой в 14 м в честь воинов-палешан, сложивших головы в Великой Отечественной Войне был установлен в 1968 г. Традиционно, по праздникам в честь Победы, вокруг него собираются жители и гости поселка, возлагают венки и цветы. В эти же дни около него пылает Вечный огонь, а солдат на высоком постаменте, одетый в форму советских войск, сжимает в руке меч. Весь его вид, словно говорит: «Не бойтесь, Родина под надежной защитой!».

Бюст В.И. Ленина

Адрес: Крестовоздвиженский сквер.

Бронзовый вождь мирового пролетариата — тоже в своем роде традиция для всех городов постсоветского пространства. Редко в каком городе нет памятника или бюста в честь этого великого человека, изменившего ход истории. В Палехе бюст Владимира Ильича Ульянова установлен в 1956 г. в поселковом сквере и относится к памятникам искусства местного значения.

Дом Котухиных

Адрес: л. Демьяна Бедного, 13.

Есть в Палехе и просто необычные и интересные архитектурные памятники, которые должны защищаться государством. К списку таковых относится двухэтажный особняк, где проживали заслуженные советские и российские художники Котухины – Владимир и Александр. Здание находится в удовлетворительном состоянии, хотя кое-где на фасаде видны трещины – ремонт ему не помещает. Выполнено оно из красного кирпича, окна оформлены выкрашенными в белый цвет окнами.

Статус

На протяжении четырёх веков — с первой трети XVII по первую половину XX века — старинное русское селение Палех, являвшееся центром церковного прихода, объединявшего несколько близлежащих деревень (Сверчина, Дерягина, Дягилева, Савина, Терехова, Маланьина, Выставки, Смертина, Ковшова, Киселева, и Медведникова), находилось на положении села.

После проведения первой административно-территориальной реформы в РСФСР, село Палех было признано «рабочим посёлком», а затем — указом Верховного совета РСФСР от 23 апреля 1947 года — ему был присвоен новый статус — посёлок городского типа.

C 2002 года Палех входил в перечень исторических поселений России (ИПР), но в 2010 году был лишён данного статуса.

Геральдика

Отдельного геральдического символа — герба пгт Палех нет. С 1991 года символом Палеха является герб Палехского муниципального района, описание которого гласит: «В чёрном поле золотая, с распростёртыми крыльями, жар-птица». В основу идеи герба положена палехская лаковая миниатюра, для которой характерны фольклорные и исторические сюжеты, выполненные яркими красками по чёрному фону; в то же время главным символом культурного наследия стала легенда о том, что Палех это родина Жар-птицы — сказочной птицы, знаменующей утончённую и изумляющую красоту.

Решением Палехского районного Совета от 6 ноября 2003 года № 53 утверждены рисунок герба и положение о гербе муниципального образования «Палехский район». Герб Палехского района (Палеха) внесён в Государственный геральдический регистр России № 1001—1500 под регистрационным номером 1343, Протокола № 18.

Государственный музей палехского искусства

Музей открылся для посещения в 1935 года в дни празднования 10-летнего юбилея артели палехских художников. Экспозицию представляли более 500 экспонатов — произведений лаковой миниатюры и графики. Большой вклад в пополнение коллекции внес Г. В. Жидков, который возглавлял музей до 1938 года. В этот период поступило множество работ на пушкинскую тему. Мастера применили этот жанр по совету самого Жидкова. Лучшими работами являются пластина «Сказка о рыбаке и рыбке», шкатулка с сюжетом из «Сказка о царе Салтане».

Чтобы сохранить иконы закрывающихся храмов, в 1930-е годы руководство музея договорилось с Наркомпросом РСФСР о передаче в фонды учреждения имущества Крестовоздвиженского храма. В последствие музей получил ценные иконы также из других закрытых церквей Палехского района.

Музей палехского искусства

Зал «Старый Палех» находился в Крестовоздвиженском храме вплоть до 1992 года. В 2014 году коллекция икон переехала в новое музейное здание.

На сегодняшний день экспонатов музея насчитывается более 1500. Они расположены в 3-ех залах. Большинство экспонатов представляют жизнь и работу художников

Внимание посетителей привлекают красивые шкатулки, расписанные сюжетами разных сказок. Большая часть экспонатов создана в начале прошлого века

На заметку! В состав музея входит несколько подразделений, которые расположены в разных местах города. Это Музей икон и дома, в которых проживали знаменитые художники: И. И. Голиков, Н. М. Зиновьев, П. Д. Корин,  Н. В. Дыдыкин.

Адрес: ул. Баканова, 50.Режим работы: Вт-Вс – 10:00-17:30, выходной — понедельник.

Официальный туристический портал Ивановской области

Палех — старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства, находящийся в 60 километрах от областного центра.

Палех до 1947 года был селом, затем на основании Указа Верховного Совета РСФСР от 23.04.1947 года был переименован в поселок.

История Палеха уходит в глубокую древность. Палех — название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племён. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех. «… Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от «молоньи». Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились ис тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то — Палихой. И село стали Палехом называть».

Есть и легенда: «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех.

Предположительно, с XIII (в составе Стародубского княжества) по XV век село принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. К середине XVI века род князей Палецких прекратился, и по Духовному завещанию Ивана Грозного в 1572 году село Палех было отдано в поместное владение его сыну, а в 1619 году пожаловано Ивану Матвеевичу Бутурлину за участие в ополчении Минина и Пожарского. Данные свидетельствуют, что по тем временам Палех уже был довольно большим селом. Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года. Затем село перешло к родственникам Бутурлиных — Грязевым, при этом оно было поделено пополам: дома на «красном», то есть солнечном порядке, стали принадлежать Грязевым, а на «темном» — Бутурлиным.

Через село проходил оживлённый торговый путь из Шуи и Южи в Нижний Новгород — Балахнинский тракт. В начале XIX века вблизи Палеха был проложен знаменитый «аракчеевский тракт» — кратчайшая дорога из Санкт-Петербурга через Нижний Новгород на Казань. Несмотря на близость оживлённых дорог, Палех жил замкнуто, сохраняя патриархальный крестьянский уклад, древние традиции устного народного творчества, фольклора. Наибольшую славу Палеху принёс иконописный промысел, возникший здесь в XVII веке. Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Иконы стараниями местных офеней расходились во все концы России, а также за границу, к сербам и болгарам, в турецкие и австрийские владения.

Палешане славились как мастера монументальных фресковых росписей. Известны их работы по возобновлению древних фресок во Владимирских соборах: Успенском и Дмитриевском, в Софии Новгородской, в соборах Московского Кремля и Троице-Сергиевой Лавры. Семья палехских иконописцев Белоусовых в 1882г. расписала Грановитую палату в Московском Кремле. Палешане украшали фресками и скромные провинциальные храмы в соседних городах и сёлах: Кинешме, Вичуге, Ярлыкове, Мугреевском и др.

После революции 1917 года промысел в Палехе прекратил своё существование. Иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского». В декабре 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали И.И.Голиков, И.М.Баканов, А.В.Котухин, В.В.Котухин, И.В.Маркичев, И.И.Зубков. Бывшие иконописцы не отказались от привычной для них техники письма яичными красками и творёным золотом и сохранили характерную для иконописи условность форм. Искусство лаковой миниатюры принесло Палеху мировую славу.

Кухня и рестораны Палеха

Палех — это не гастрономический образец старой России. Здесь занимаются иконами, а не кухней. Так что к услугам туристов — обычные едальни со стандартным набором еды: первое, второе и компот.

В поселке есть несколько кафе, столовая и ресторан. Основные посетители этих заведений — экскурсионные группы туристов, приезжающие посмотреть на здешние красоты. В обеденное время им предлагают комплексные домашние обеды, а вечером можно сделать заказ по меню. Из местной кухни славятся колбаски и жаркое по-палехски. Местная кондитерская торгует собственной свежей выпечкой, а в кафе с необычным для российской глубинки названием «Манхэттен» можно дешево перекусить фастфудом — пицца, шаурма. Цены приемлемые: средний обед или ужин обойдется в 200-300 RUB.

Музей иконы

  • Музей иконы
  • На выставке можно увидеть большое количество древних икон
  • Экспонаты оставались не тронутыми даже в советский период

Галерея впервые продемонстрировала коллекцию икон в 2014 году. Для удобства туристов пространство разделили на экспозиционный и художественный зал. На выставке можно увидеть большое количество древних икон, которые были доставлены с различных уголков Российской Федерации.
Экспонаты оставались не тронутыми даже в советский период. Сотрудники галереи успевали даже преувеличивать количество после многочисленных экспедиций. Благодаря этому удалось создать настоящий памятник иконописи. При этом просматривается собственный стиль творцов того времени.
Гете в преклонном возрасте хотел посетить Палех. Он мечтал увидеть художников-крестьян, которые создают уникальные иконы. Они могут составить достойную конкуренцию даже византийским экспонатам.

Крестовоздвиженская церковь

Храм построен в 1774 году в «нарышкинском» стиле на пожертвования крестьян из окрестных деревень. После революционных событий церковь была закрыта, а в помещении работал музей. Последний настоятель протоиерей Иоанн Рождественский был расстрелян.

В 1993 году церковь вновь вернулась под патронат епархии Кинешмы, а позже получила статус кафедрального собора.

Архитектура храма выполнена в стиле русского барокко. Колокольню украшает ромбовидный узор, также можно увидеть множество ярусов ниш с изразцами.

Интерьер храма украшает роспись начала XIX века с применением граффити. Над ней трудились не только палехские мастера, а и московские. В течение времени рисунки неоднократно обновлялись и реставрировались.

Иконостас выполнен в стиле барокко в начале XX века в мастерской братьев Белоусовых. Он стилизован под аналог XVIII века. Иконы здесь в основном позднего писания, но есть несколько старинных: «Спас в силах» XVIII века, «Благая весть». Также ценной реликвией является древняя скульптура «Христос в темнице».

Купола храма имеют небольшие размеры и окрашены в небесный цвет. Крыши трапезной и второстепенных построек имеют сиреневый тон.

Крестовоздвиженская церковь

Вокруг храма находится живописный сквер с большим количеством старых деревьев, дающих тень. Здесь любят прогуливаться как местные жители, так и туристы. В сквере установлена детская площадка, украшением территории является красивый фонтан «Колос».

Адрес: ул. Ленина, 16А. Режим работы: ежедневно с 8:00 до 16:00.

Государственный музей искусства

Это главная достопримечательность городка. Хотя палехская лаковая миниатюра — явление относительно новое, коллекция музея впечатляет. Открылся он в 1935 году, к 10-летнему юбилею палехской миниатюры. Немало поспособствовал этому писатель Максим Горький, который очень ценил искусство местных художников.

Итак, Палех — это целый музейный комплекс, в состав которого входит сразу несколько музеев — иконописи, лаковой миниатюры, мемориальные (то есть посвященные самым знаменитым художникам — И. И. Голикову, Н. В. Дыдыкину, П. Д. Корину и Н. М. Зиновьеву). Многие считают самой интересной частью музей лаковой миниатюры.

Действительно, в его фонде насчитывается более 7000 экспонатов, причем в основном изготовленных в советские времена, когда артель регулярно поставляла музею лучшие работы. В 1980-е годы поставки сократились.

Обязательно в этом комплексе стоит посетить музей иконы. Он считается сравнительно молодым, поскольку был открыт в 2014 году. К слову, многие художники старой школы жалуются, что талантливая молодежь больше не хочет работать с миниатюрой, предпочитая иконопись: это занятие приносит больше денег. Тем не менее, если посмотреть экспонаты в музее, то становится ясно, что палехский стиль иконописи оставляет мастеру достаточно пространства для творчества и самовыражения.

Палехская икона — это всегда множество мелких деталей, причем всегда очень тщательно прописанных. А еще она отличается смелой композицией. По традиции палехские мастера полностью пишут все детали — от лика и фигуры святого до элементов пейзажи и архитектуры. При этом фигуры святых у палехских живописцев всегда имеют очень естественную пластику.

Культура, достопримечательности

Фрагмент фронтона Дворца культуры

Дом-музей Ивана Голикова

Палех — русское поселение и уникальный культурный центр, рекомендуется для посещения группам туристского маршрута «Золотое кольцо России».

О культурной жизни Палеха середины 1930-х годов писал в романе «Созревание плодов» Борис Пильняк.

В конце 1980-х годов в Палехе образовался музыкальный коллектив — рок-группа «Сейф».

Главные достопримечательности и памятные места посёлка:

  • Мемориал в память односельчан — участников Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками, установленный в 1968 году. Автор мемориального комплекса скульптор-палешанин, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Дыдыкин.
  • Государственный музей палехского искусства (основан в 1935 году).
  • Дом-музей Ивана Голикова — одного из основоположников искусства палехской лаковой миниатюры и иконописи.
  • Музей-мастерская скульптора, заслуженного художника РСФСР, Николая Дыдыкина.
  • Музей-мастерская народного художника России Николая Голикова.
  • Крестовоздвиженская церковь с шатровой колокольней, XVIII век; резной иконостас, росписи ярославских мастеров, 1807.
  • Ильинская церковь с древним погостом, памятник архитектуры XVII века (1790).
  • Дом-музей художника Павла Корина; Дом Ивана Баканова; Дом Ивана Вакурова; Дом Михаила Петровича Вакурова; Дом братьев Солониных.
  • Центральный парк и сквер у Крестовоздвиженского храма, реконструированный в 2018 году; при реставрации фонтана впервые в мире применена технология строительной 3D-печати.

Юрьевец появился благодаря сну

Профессор Кирилл Балдин рассказал: «Датой основания Юрьевца часто называют 1225 год. Хотя документами она не подтверждается, но, судя по всему, город был основан именно в XIII веке, князем Юрием, третьим сыном Всеволода Большое гнездо». Город-крепость защищал северо-восточные границы Древней Руси. Кроме того, это  старинный торговый центр на пересечении Волжского торгового пути и Большой столбовой дороги из центра России в Сибирь.

По легенде, Юрий Всеволодович, возвращаясь от племянников, остановился отдохнуть в устье реки Унжи. Во время сна было ему видение об иконе Георгия Победоносца на горе, что стоит на противоположном берегу. Проснувшись и переправившись, князь икону обрел, а на этом месте основал город, назвав его по имени своему и угодника Георгиевском или Юрьевом-Повольским (Поволжским). По другой версии, город основан еще раньше другим князем Юрием – Долгоруким в 1150 году.

Сейчас в Юрьевце можно увидеть хорошо сохранившиеся валы и рвы его последней крепости, именуемой Каменным городом. Но и по сей день живет другое его название – Белый город, хотя теперь никаких следов от белых стен и башен не осталось. До наших дней, к сожалению, не сохранилась Георгиевская гора – место основания первой крепости (она была срыта для строительства защитной дамбы на берегу Волги).

Дом–музей Н.М. Зиновьева

  • Дом–музей Н.М. Зиновьева
  • Музей состоит из личных вещей и инструментов для рисования
  • Здесь можно увидеть книги, картины и другие памятные сувениры

В поселке Пелах работал советский художник Николай Михайлович Зиновьев. Музей состоит из его личных вещей и инструментов для рисования. Здесь также можно отыскать книги, картины и другие памятные сувениры.
В доме находится всего одна комната, которая одновременно использовалась в качестве спальни, столовой и личного кабинета. Украшением сооружения считается настоящая русская печь, которая украшена колоритной росписью. Приметным моментом стали также белые наличники, светелка и крыльцо. Напротив дома можно заметить колодец с конструкцией «журавель». Он является единственным источником воды во всей округе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: