История
Впервые о мемориальном музее Ахматовой заговорили 1988-м году, когда власти Ленинграда приняли решение создать особую комиссию по сохранению богатейшего литературного наследия. На волне перестроечных идей фигура поэта и её репрессированной семьи стала своего рода символом борьбы за справедливость и признания ошибок прошлого. Именно поэтому для будущих сотрудников открывались любые бюрократические двери, и уже через год первые экспозиции заработали.
Место для музея определилось сразу же — это квартира в Фонтанном доме, где Анна Андреевна жила с 1925-го по 1952-й год со своим третьим мужем — искусствоведом Николаем Пуниным. На тот момент здание освободил Институт Арктики и Антарктики, и стало возможным воссоздать исторический интерьер жилища на третьем этаже южного флигеля — так наследие постепенно начало возвращаться в стены, где прошла почти половина жизни поэта.
Перед создателями стояла нетривиальная задача — не только собрать сохранившиеся личные вещи, но и найти людей, связанных с периодом жизни Ахматовой в Петербурге. Что-то отыскалось через потомков современников и друзей, активно использовался самиздат с воспоминаниями. По крупицам восстанавливались интерьеры, фотографии, книги с автографами и письма, иногда — буквально из ящиков полузабытых столов и пыльных антресолей старых коммунальных квартир.
Елена Яхонтова
На момент открытия музея, приуроченного к 100-летию Анны Ахматовой, по всему миру гремели перемены — падение Берлинской стены позволило частично восстановить культурные связи с Европой, что благотворно отразилось на дальнейшей жизни экспозиций. Так, одним из официальных партнёров стало немецкое Общество по установлению связей с Восточной Европой. Всего же в списке людей, сохранивших семейные реликвии, и помогавших собрать первые фонды, несколько десятков фамилий.
В 2003-м году экспозиции обновили и условно поделили на две части — историческую и литературную тему. Вторая половина построена по принципу, сформулированному самой Ахматовой — «Я помню всё в одно и то же время…». Такая концепция легла в основу Белого зала — ротонды с колоннами, между которых собраны ценнейшие реликвии, связанные с разными периодами жизни поэта.
Сегодня в фондах музея хранится более 50 тысяч экспонатов — ни одной случайной вещи нет, всё напрямую связано с именем Анны Андреевны и её знаменитых современников — Мандельштама, Пастернака, Цветаевой, Хлебникова и других именитых творцов. С 2014-го года залы обновили мультимедийными инсталляциями с динамической подсветкой и другими технологиями, но основная идея осталась прежней — перенести гостей в начало XX века, во времена, когда на литературном небосклоне зажглось множество ярких звёзд.
Наталья Осипова, Официальная группа Музея Анны Ахматовой Вконтакте
Мемориальная квартира Анны Ахматовой
Расскажем подробнее об одной из частей экспозиции — мемориальной квартире поэтессы
Поднимаясь по ступеням в эту квартиру, обратите внимание на лестницу: это своеобразная граница, она отделяет роскошные дворцовые интерьеры минувших столетий от обычной ленинградской коммуналки середины XX века. Поднявшись по этой лестнице, вы увидите помещения мемориальной квартиры
— В прихожей посетители видят кафельную печь и обычную вешалку. Рядом — несколько саквояжей, стойка для зонтов… Именно так выглядели прихожие тех квартир, где в середине XX столетия проживала ленинградская интеллигенция. Интерьер позволяет сразу же после входа в квартиру начать погружение в атмосферу того времени.
— Кухня и коридор, которые вы увидите, изначально были предназначены для прислуги дочери графа Шереметева (напомним, что дворец строился в XVIII столетии для его семьи). В советское время ситуация, конечно, изменилась: кухней пользовались несколько жильцов коммунальной квартиры.
— В кабинете своего супруга Николая Пунина, историка искусства и художественного критика, поэтесса проводила немало времени: здесь она работала над статьями о творчестве Александра Пушкина. Здесь же она составляла биографию своего бывшего супруга Николая Гумилева, собирая воспоминания о нем, выдержки из писем… Воздух этого кабинета словно бы сохранил атмосферу тех далеких лет, когда Анна Ахматова склонялась здесь над письменным столом при свете неяркой лампы…
— Столовая когда-то была своего рода центром всей квартиры. В 20-е и 30-е годы XX века здесь звучал патефон, за большим столом играли в шахматы и принимали гостей. Столовая была известна среди друзей поэтессы как «розовая комната»: такое название она получила из-за цвета, в который были выкрашены ее стены.
— В мемориальной квартире вы можете увидеть интерьер комнаты, где поэтесса проживала в начале 40-х годов. Воспоминания друзей, посещавших квартиру в тот период времени, достаточно противоречивы. Кто-то называл комнату убогой, утверждал, что в ней царил полный «развал». Другие видели здесь множество красивых предметов, сохранившихся еще с дореволюционных времен. Некоторые друзья поэтессы даже рассказывали о «волшебном свете», наполнявшем комнату.
— Есть в квартире и другой «вариант» ахматовской комнаты — середины 40-х годов XX века. В ней восстановлена та обстановка, в которой поэтесса жила после возвращения в северную российскую столицу из эвакуации (из Ташкента).
— И, наконец, вы увидите так называемый «Белый зал». Там размещена литературная часть экспозиции. Название зала взято из «Поэмы без героя» (одного из самых известных произведений Анны Ахматовой). Эта комната перенесет вас из бытовых реалий коммунальной квартиры в удивительный мир поэзии — в котором, в сущности, и жила знаменитая поэтесса.
Экспозиции музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме
На 2020 год музейное пространство поделено на семь залов с постоянной экспозицией, собственный театр и галерею для временных выставок.
Мемориальная квартира Анны Ахматовой
Знакомство с домом начинается на лестнице, которая служит своеобразной границей между переломной революционной эпохой и дворянской усадьбой — старинные перила заканчиваются на площадке у двери с номером 44 — за ней начинается прихожая и центральная экспозиция. Вещи оставлены так, будто здесь до сих пор живут — пальто на вешалке, приготовленные чемоданы, телефон на стене и вычищенная до блеска белоснежная кафельная печь.
Отдельно восстановлен облик кабинета Николая Пунина. Рабочее место с бумагами и подарками студентов из Академии Художеств, а напротив — небольшой журнальный столик, за которым Анна Андреевна любила писать стихи и работать над исследованиями творчества Пушкина. На стене вывешены редчайшие фотографии семейных хроник, портреты и рисунки, а за стеклом шкафа — личная сокровищница, где украшения и дорогие сердцу мелочи бережно сохранены спустя десятилетия.
Центральная часть — столовая и комната Ахматовой — это хранилище главных реликвий и место, воссоздающее дух грозных довоенных годов. Тут и чемодан, купленный для поездки к сосланному Мандельштаму, и «сундук флорентийской невесты», где хранился личный архив записей. Пример изящных искусств — фарфоровая статуэтка, слепленная с натуры в 1924-м году. На столике рядом — коробок ленинградских спичек, которым сжигались рукописи «Реквиема».
Юлия Абрамова, Официальная группа Музея Анны Ахматовой Вконтакте
Американский кабинет Иосифа Бродского
Несмотря на то, что один из видных поэтов-шестидесятников в Фонтанном доме не гостил ни разу, экспозицию без его вещей представить трудно. Молодого литератора познакомили с Ахматовой только в 1961-м году, и именно с её помощью и рекомендаций началась поэтическая карьера Бродского. Ему не суждено было остаться на родине — спустя 20 лет, после громких дел о тунеядстве, он эмигрировал в США, где и прожил до конца дней.
Первые экспонаты появились в ахматовском музее в 2005-м году, когда вдова поэта передала на вечное хранение несколько личных вещей из дома в маленьком городке Саут-Хедли, там Бродский поселился в 1980-х годах и тут же стал профессором одного из колледжей. В основном это были фотографии, документы и некоторые предметы, которые в лучшей мере отражают богатейший внутренний мир и неординарный талант опального поэта.
Пополнилась экспозиция и в 2015-м году, и здесь уже появились предметы интерьера из квартиры в Нью-Йорке. На сегодняшний день — это единственная постоянная выставка в Петербурге, посвящённая Иосифу Бродскому. Музей «Полторы Комнаты» на Литейном проспекте, где будущий поэт жил с родителями, только готовится к открытию, и его экспонаты никак не будут связаны с реликвиями в Фонтанном Доме.
Музей-квартира Льва Гумилёва
С 2004-го года музей в Фонтанном доме получил филиал — мемориальную квартиру знаменитого сына Ахматовой — историка и этнолога Льва Гумилёва. Находится она на Коломенской улице, на втором этаже дома № 1/15 — здесь учёный прожил последние два года жизни, и место считается единственной собственной квартирой. Обстановка в ней сохранена вдовой — Натальей Гумилёвой-Симоновской, проработавшей личной стенографисткой и секретарём мужа.
Основная часть экспозиции здесь — это рабочий письменный стол из ореха, богатый книжный шкаф и каталог с картотекой, по которой писались ключевые монографии. Супруга, будучи профессиональной художницей, дополняла интерьер, расписывая вещи в азиатском стиле с учётом научных изысканий Гумилёва. Здесь угадываются «звериные узоры» степных народов, пейзажные зарисовки и репродукции портретов монгольских ханов и героев эпоса.
Другой важной темой выставок являются родители Льва Николаевича — даже сложные отношения с матерью никак не изменили трепетного отношения, как к ней самой, так и к её гениальному поэтическому дару. Грустным напоминанием является кованная металлическая роза, лежащая в центре письменного стола — её сделал тот же скульптор, который отвечал за изготовление металлического надгробного креста на могиле Ахматовой в посёлке Комарово
Официальная группа Музея-квартиры Льва Гумилёва Вконтакте