Фото Музея Анны Ахматовой (14 фото)

Архитектура

Туристов сможет привлечь не только экспозиция квартиры Ахматовой, но и архитектура старинного дома, который стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Здание построено в стиле барокко в 1750 году архитектором С. Чевакинский по заказу графа Шереметьева.

Основная часть дворца состояла из 8 огромных комнат. Окна смотрят в сад. Это отмечала сама Анна Ахматова в дневниках. На северной территории позже построили корпус, где расположился зал для танцев. Южный корпус отдали под придомовую церковь.

Фасады украсили:

  • лепниной
  • тематическими военными барельефами
  • большим числом колонн
  • статуями
  • цветочными вазами

За долгие годы в особняке происходило огромное количество перемен, но фасад всегда оставался неприкасаемым и дошел до нас в первозданном виде.

Высокий статус Фонтанного дома сформировался еще во время проживания здесь поколения Шереметьевых.

Знаменитый дом на Фонтанке посещали не менее знаменитые люди:

  • А. С. Пушкин
  • О. А. Кипренский
  • М. И. Глинка
  • Полина Виардо

После этого в доме в разное время находились государственные заведения, включая Арктический институт. Большую часть интерьеров безжалостно уничтожили, в зале танцев сотрудники института соорудили бассейн для проверок макетов ледоколов.

Настоящую популярность Фонтанный дом получил благодаря Анне Ахматовой, которая сделала из него часть целой литературной эпохи. Она жила в квартире под номером 44, которая находилась во владении ее третьего мужа Н. Пунина. Анна Андреевна прожила здесь 30 лет — с 1924 по 1954 года.

Гостями в ее доме были великие деятели искусств:

  • К. С. Малевич
  • В. В. Маяковский
  • О. Э. Мандельштам
  • Б. А. Пильняк

Отрадой для нее оставались те моменты, когда она читала свои стихи, вела беседы с гостями и слушала музыку. Несмотря на то, что супруги расстались еще в 1938 году, она продолжала жить в этом доме. Ей выделили комнату, которая раньше была детской. А квартира № 44 превратилась в коммунальную.

Как добраться до музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Достопримечательность находится в историческом центре города, и автобусная/троллейбусная остановка «Жуковского» — в 20 метрах от дома № 53 на Литейном проспекте. Именно здесь находится единственный вход — арка, ведущая во двор дворца Шереметевых. От метро идти дальше, почти километр, ближайшая станция — «Маяковская», на выходе из зала нужно выйти на Невский проспект, пройти до перекрёстка с Литейным, повернуть направо и идти, держась нечётной стороны.

На такси лучше выбирать официальные сервисы — мобильное приложение Uber, Yandex или Maxim — все три гиганта перевозок работают в Питере много лет, и пользуются достаточным авторитетом. Заказывать машину лучше за день до визита, чтобы получить выгодное предложение или скидку. Уличные таксисты — не вариант, на туристах они наживаются без угрызений, выставляя невменяемые расценки на поездку.

Для тех, кто едет на личном или арендованном автомобиле, нужно сразу выставлять координаты навигатора — 59.935838, 30.346926. Парковаться на Литейном проспекте можно, но стоянка платная — в 2021 году от 60 рублей в час. Ориентир — по терминалам, оплатить парковочное время можно с помощью банковской карты или мобильного телефона.

История

В 1712 году хозяином участка на набережной реки Фонтанки стал Шереметев. Он должен был построить на нем монументальный дворец. С этого момента заболоченный участок засыпали, и в начале 40-х годов построили дворец в один этаж, а через 10 лет был достроен и второй. В этом дворце жили и принимали знаменитых гостей — 5 поколений рода Шереметьевых.

Свое название Фонтанный дом получил в связи с тем, что находится рядом с рекой Фонтанкой. Его название сохранилось до сегодняшнего дня. Это дворянское имение, как и сотни других, было разгромлено и разграблено после революции. Немногая часть исторических ценностей дошла до Эрмитажа и Русского музея.

Фонтанный дом стал обителью для выдающейся Анны Ахматовой. Именно в нем тридцать лет прожила одна из самых знаменитых поэтесс России. В стенах этого дома навсегда осталась память о хороших и страшных днях её жизни. В 1989 году в квартире организовали и открыли музей. Целью экспозиции является представление личного мира Ахматовой, которая во времена жесточайшего тоталитаризма, пыталась его сохранить.

Американский кабинет Иосифа Бродского

Выдающийся поэт серебряного века, получивший признание благодаря своим русско- и англоязычным произведениям, был, как и многие несправедливо осужден и изгнан. Он построил блестящую карьеру в Америке, но никогда не терял связь с Анной Ахматовой.

После смерти поэта его жена передала личные вещи Бродского в дар музею Ахматовой. Здесь воссоздали его рабочий кабинет по описанию и фотографиям. Гости дома на Фонтанке могут увидеть предметы мебели и письменные принадлежности поэта, ощутить атмосферу, где происходил творческий процесс.

Более того, в кабинете можно послушать запись приговора, вынесенного поэту ленинградским судом в 1964 году, в исполнении друга Бродского Якова Гордина. Музей также предлагает посмотреть видеофильмы о жизни поэта и прослушать записи стихов в его исполнении.

Мемориальная квартира Анны Ахматовой

Расскажем подробнее об одной из частей экспозиции — мемориальной квартире поэтессы

Поднимаясь по ступеням в эту квартиру, обратите внимание на лестницу: это своеобразная граница, она отделяет роскошные дворцовые интерьеры минувших столетий от обычной ленинградской коммуналки середины XX века. Поднявшись по этой лестнице, вы увидите помещения мемориальной квартиры

— В прихожей посетители видят кафельную печь и обычную вешалку. Рядом — несколько саквояжей, стойка для зонтов… Именно так выглядели прихожие тех квартир, где в середине XX столетия проживала ленинградская интеллигенция. Интерьер позволяет сразу же после входа в квартиру начать погружение в атмосферу того времени.

Кухня и коридор, которые вы увидите, изначально были предназначены для прислуги дочери графа Шереметева (напомним, что дворец строился в XVIII столетии для его семьи). В советское время ситуация, конечно, изменилась: кухней пользовались несколько жильцов коммунальной квартиры.

— В кабинете своего супруга Николая Пунина, историка искусства и художественного критика, поэтесса проводила немало времени: здесь она работала над статьями о творчестве Александра Пушкина. Здесь же она составляла биографию своего бывшего супруга Николая Гумилева, собирая воспоминания о нем, выдержки из писем… Воздух этого кабинета словно бы сохранил атмосферу тех далеких лет, когда Анна Ахматова склонялась здесь над письменным столом при свете неяркой лампы…

Столовая когда-то была своего рода центром всей квартиры. В 20-е и 30-е годы XX века здесь звучал патефон, за большим столом играли в шахматы и принимали гостей. Столовая была известна среди друзей поэтессы как «розовая комната»: такое название она получила из-за цвета, в который были выкрашены ее стены.

— В мемориальной квартире вы можете увидеть интерьер комнаты, где поэтесса проживала в начале 40-х годов. Воспоминания друзей, посещавших квартиру в тот период времени, достаточно противоречивы. Кто-то называл комнату убогой, утверждал, что в ней царил полный «развал». Другие видели здесь множество красивых предметов, сохранившихся еще с дореволюционных времен. Некоторые друзья поэтессы даже рассказывали о «волшебном свете», наполнявшем комнату.

— Есть в квартире и другой «вариант» ахматовской комнаты — середины 40-х годов XX века. В ней восстановлена та обстановка, в которой поэтесса жила после возвращения в северную российскую столицу из эвакуации (из Ташкента).

— И, наконец, вы увидите так называемый «Белый зал». Там размещена литературная часть экспозиции. Название зала взято из «Поэмы без героя» (одного из самых известных произведений Анны Ахматовой). Эта комната перенесет вас из бытовых реалий коммунальной квартиры в удивительный мир поэзии — в котором, в сущности, и жила знаменитая поэтесса.

Экскурсии

Знакомство с музеем начинается со старинной лестницы. В 19 веке на ее пролеты уложили удивительную и прочную плитку. Сквозь окна на лестнице просматривается:

  • сад дома
  • фасад
  • флигель
  • театр

Квартира № 44 располагается на 3-ем этаже. Ее вход украшает высокая двойная деревянная дверь. На ней находится старинная ручка и ящик для почты.

Прихожая

Прихожая ничем не отличается от других прихожих советской интеллигенции.

Посетители увидят:

  • кафельную печь
  • вешалку
  • трюмо
  • дорожный сундук
  • маленькую картину

Между кухней и прихожей расположена комната для проявки фотоснимков. Она была создана супругом Ахматовой. Чтобы ничего не повлияло на создание фото, во всей квартире выкручивали лампочки.

Левушкин кабинет

В 1929 году в квартире поселился сын великой поэтессы – Лев Николаевич Гумилев от брака с поэтом-акмеистом Николаем Гумилевым. Поскольку в доме не хватало комнат, юному Леве выделили скромный угол в коридоре, где ему приходилось спать на сундуке. Жители квартиры назвали этот угол «Левушкин кабинет». Лев был крайне недоволен выделенной «комнатой», часто говорил о холоде и скудном питании.

В 1935 году он и Пунин были арестованы, после скорого освобождения он не захотел возвращаться в квартиру и снимал жилье в разных районах Ленинграда.

Комната поэтессы

Центральное место в музее Анна Ахматовой, несомненно, занимает ее комната, в которую она переселилась после расставания с супругом. После этого она не посещала семейные застолья. В комнате стоит большая двуспальная кровать, на ней находится красное покрывало и вышитая подушка. У стенки стоит итальянский сундук с резьбой ручной работы. Его Анне Ахматовой подарила подруга О. Судейкина. В нем поэтесса хранила свои бумаги.

На стуле сидит удивительная кукла в венецианском одеянии. Она стала любимой игрушкой Анны Андреевны. Куклу сделала ее подруга Судейкина, которая отличалась великолепным вкусом. На красном буфете находится фарфоровая статуэтка поэтессы. Она изображена с шалью на плечах с известным полуоборотом головы.

Самой Анне Андреевне комната не пришлась по вкусу. Она говорила, что самое ужасное в ней – растущее дерево за окном. Может быть, эти впечатления связаны с тем, что за время проживания в этой комнате она пережила одни из самых тяжелых событий ее жизни

  • дважды арестовывали Гумилева
  • арестовывали бывшего супруга
  • а также поэтесса постоянно ждала своего ареста

Посетители музея увидят еще много помещений:

  • кухню
  • столовую
  • кабинет Пунина

Интересные факты

По пути в Музей Ахматовой в Фонтанном доме можно увидеть необычный обелиск — это памятник легендарной русской оперной певице и актрисе Прасковье Жемчуговой. Женщина прославилась не только своими талантами, но и происхождением — её родителями были крестьяне, но после успеха постановок крепостного театра Прасковья получила вольную грамоту. Певческие способности Жемчуговой высоко ценила и сама императрица Екатерина II.

Кирпичный забор вокруг Фонтанного сада периодически покрывают «автографами» поклонники. Тут можно увидеть и цитаты знаменитых ахматовских строчек, и прямые зарифмованные послания кумиру, обращённые в вечность. Разумеется, такое творчество в форме откровенного вандализма не может одобряться, но само появление надписей на жёлтой штукатурке гласит ровно об одном — наследие поэта живо, востребовано среди молодёжи и актуально до сих пор.

Дворец Шереметевых больше века привлекал видных деятелей искусства. Считается, что в его Аванзале художник Кипренский написал хрестоматийный портрет Александра Сергеевича Пушкина. Репродукция в виде карандашного наброска выставлена в одном из залов музея. Ахматова всю жизнь чувствовала присутствие «солнца русской поэзии» в доме, и не раз повторяла, что место обладает особенной энергией, которая помогает ей писать.

В саду есть и несколько других не менее интересных достопримечательностей — например, памятник Осипу Мандельштаму в виде не то постамента, не то могильной плиты. Есть и «скамейка стукачей» с частично выломанной спинкой и едва заметными «кровоподтёками». Это напоминание о печальном факте из биографии Ахматовой — в 1946-м году за её квартирой организовали слежку, сотрудники НКВД, сменяя друг друга, дежурили на скамье под окнами.

На выставочной деятельности работа не ограничивается, проект «Музей + Театр» в Фонтанном доме уже много лет радует постановками для всей семьи. На небольшой сцене в течение всего года ставятся лучшие произведения от классиков литературы — Экзюпери, Андерсена, Кэрролла и других именитых писателей. С 2013-го года открыт собственный фестиваль «Златая цепь», на котором демонстрируются лучшие спектакли.

Не только Эрмитаж может похвастаться котами — хвостатые смотрители есть и в музее Ахматовой в Фонтанном Доме. Зовут их — Рыжий, Персик и Кеша — у каждого из животных своя история появления, но все трое так и остались жить в уютном здании. Некоторые посетители считают своим долгом пообщаться с котами, благо, большую часть времени они на виду, и даже иногда позволяют себя гладить.

Экспозиции музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме

На 2021 год музейное пространство поделено на семь залов с постоянной экспозицией, собственный театр и галерею для временных выставок.

Мемориальная квартира Анны Ахматовой

Знакомство с домом начинается на лестнице, которая служит своеобразной границей между переломной революционной эпохой и дворянской усадьбой — старинные перила заканчиваются на площадке у двери с номером 44 — за ней начинается прихожая и центральная экспозиция. Вещи оставлены так, будто здесь до сих пор живут — пальто на вешалке, приготовленные чемоданы, телефон на стене и вычищенная до блеска белоснежная кафельная печь.

Отдельно восстановлен облик кабинета Николая Пунина. Рабочее место с бумагами и подарками студентов из Академии Художеств, а напротив — небольшой журнальный столик, за которым Анна Андреевна любила писать стихи и работать над исследованиями творчества Пушкина. На стене вывешены редчайшие фотографии семейных хроник, портреты и рисунки, а за стеклом шкафа — личная сокровищница, где украшения и дорогие сердцу мелочи бережно сохранены спустя десятилетия.

Центральная часть — столовая и комната Ахматовой — это хранилище главных реликвий и место, воссоздающее дух грозных довоенных годов. Тут и чемодан, купленный для поездки к сосланному Мандельштаму, и «сундук флорентийской невесты», где хранился личный архив записей. Пример изящных искусств — фарфоровая статуэтка, слепленная с натуры в 1924-м году. На столике рядом — коробок ленинградских спичек, которым сжигались рукописи «Реквиема».

Юлия Абрамова, Официальная группа Музея Анны Ахматовой Вконтакте

Американский кабинет Иосифа Бродского

Несмотря на то, что один из видных поэтов-шестидесятников в Фонтанном доме не гостил ни разу, экспозицию без его вещей представить трудно. Молодого литератора познакомили с Ахматовой только в 1961-м году, и именно с её помощью и рекомендаций началась поэтическая карьера Бродского. Ему не суждено было остаться на родине — спустя 20 лет, после громких дел о тунеядстве, он эмигрировал в США, где и прожил до конца дней.

Первые экспонаты появились в ахматовском музее в 2005-м году, когда вдова поэта передала на вечное хранение несколько личных вещей из дома в маленьком городке Саут-Хедли, там Бродский поселился в 1980-х годах и тут же стал профессором одного из колледжей. В основном это были фотографии, документы и некоторые предметы, которые в лучшей мере отражают богатейший внутренний мир и неординарный талант опального поэта.

Пополнилась экспозиция и в 2015-м году, и здесь уже появились предметы интерьера из квартиры в Нью-Йорке. На сегодняшний день — это единственная постоянная выставка в Петербурге, посвящённая Иосифу Бродскому. Музей «Полторы Комнаты» на Литейном проспекте, где будущий поэт жил с родителями, только готовится к открытию, и его экспонаты никак не будут связаны с реликвиями в Фонтанном Доме.

Музей-квартира Льва Гумилёва

С 2004-го года музей в Фонтанном доме получил филиал — мемориальную квартиру знаменитого сына Ахматовой — историка и этнолога Льва Гумилёва. Находится она на Коломенской улице, на втором этаже дома № 1/15 — здесь учёный прожил последние два года жизни, и место считается единственной собственной квартирой. Обстановка в ней сохранена вдовой — Натальей Гумилёвой-Симоновской, проработавшей личной стенографисткой и секретарём мужа.

Основная часть экспозиции здесь — это рабочий письменный стол из ореха, богатый книжный шкаф и каталог с картотекой, по которой писались ключевые монографии. Супруга, будучи профессиональной художницей, дополняла интерьер, расписывая вещи в азиатском стиле с учётом научных изысканий Гумилёва. Здесь угадываются «звериные узоры» степных народов, пейзажные зарисовки и репродукции портретов монгольских ханов и героев эпоса.

Другой важной темой выставок являются родители Льва Николаевича — даже сложные отношения с матерью никак не изменили трепетного отношения, как к ней самой, так и к её гениальному поэтическому дару. Грустным напоминанием является кованная металлическая роза, лежащая в центре письменного стола — её сделал тот же скульптор, который отвечал за изготовление металлического надгробного креста на могиле Ахматовой в посёлке Комарово

Официальная группа Музея-квартиры Льва Гумилёва Вконтакте

Музей «Анна Ахматова. Серебряный век»

Музей был открыт в 1976 году в честь известной русской поэтессы и ее коллег — представителей поэзии Серебряного века. За время работы музея о них было собрано немало информации, документов и материалов. На сегодняшний день музейный фонд составляет более 23 000 экспонатов.

Согласно личным воспоминаниям поэтессы, первое стихотворение она написала в 11 лет. В 1912 году выходит ее первый поэтический сборник под названием «Вечер». С тех пор драматические и трогательные стихи принесли огромную популярность поэтессе. Поэзия Анны Ахматовой лаконично сочетает естественность и спокойствие. Она говорит простым и понятным языком о том, что близко каждому человеку.

Музей «Анна Ахматова. Серебряный век» предоставляет посетителям материалы о поэтессе, о ее жизненном пути и личной жизни. Музей разделен на девять выставочных залов, которые отражают определенные этапы жизни Ахматовой: «Царское» и «Слепнево», «Бродячая собака» и «Африканское путешествие Н. С. Гумилева», «Петербург» и «Реквием», «Комарово» и «Поэма без героя», «Комната памяти» — названия созвучны её стихам.

Кроме того, вы сможете детально осмотреть единственный портрет Анны Ахматовой, созданный А. Давыдовым

Особое внимание заслуживают автографы поэтессы, предметы быта, личные вещи. Посетителям интересны книги из личной коллекции Гумилева и сборники стихов с автографами поэтессы, их привлекают выставочные стенды, посвященные Осипу Мандельштаму и Борису Пастернаку

Помещение украшают скульптурные работы Г. Стамова и Г. Ястребнецкого, А. Коробова и Б. Турдалиева, полотна и графические работы А. Давыдова, В. Коровина и других художников.

Николай Гумилев прожил всего 35 лет (1886 – 1921), но оказал огромное влияние на поэзию Серебряного века. Его встреча с Ахматовой во многом предопределила развитие их творческих путей. Его личные вещи и предметы обихода можно увидеть в экспозиции. Музей имеет в своем активе прекрасную хронологическую разработку жизни поэтессы, Николая и Льва Гумилевых.

В музее проходят творческие встречи и камерные концерты, организаторы устраивают поэтические вечера и спектакли, педагогические чтения и концерты русского романса. Заведение славится своими благотворительными мероприятиями и научно-практическими конференциями.

При музее функционирует сувенирная лавка, в которой можно купить различные книги поэтов Серебряного века, буклеты, мультимедийную и сувенирную продукцию.

Стоимость входного билета для взрослых — 70 рублей, для льготных категорий и пенсионеров — 40 рублей.

Музейная коллекция

В настоящее время собрание музея насчитывает более пятидесяти тысяч единиц хранения. Особенно богата коллекция фотодокументов: в ней около тридцати тысяч экспонатов. В их числе фотографии и негативы, аудиоматериалы и видеозаписи. Основная часть коллекции — фотоснимки, запечатлевшие поэтессу, негативы таких снимков, а также несколько переснимков фотографий.

Около пятнадцати тысяч единиц хранения насчитывает коллекция книг. Начало ей было положено примерно за год до открытия музея. В коллекции не только книги стихов Анны Ахматовой, но и произведения ее современников. Наиболее ценные экспонаты коллекции были переданы музею вдовой библиофила Моисея Лесмана.

Часть коллекции, в которую входят различные рукописи и документы, насчитывает около четырех тысяч единиц хранения. Самые старые из рукописей и документов датированы второй половиной XIX столетия, самые новые относятся к началу XXI века. Здесь можно увидеть не только рукописи поэтессы, но и черновики произведений некоторых ее знаменитых современников.

Нужно сказать несколько слов и о коллекции изобразительных материалов (картин, набросков и т. д.). В ней около трех тысяч единиц хранения. Некоторые из экспонатов еще помнят удивительную атмосферу Серебряного века, другие появились значительно позже… Некоторые изобразительные материалы были созданы уже в наши дни. В коллекцию входит несколько портретов поэтессы, написанных при ее жизни.

Фонтанный дом

Дворец графов Шереметевых — огромный комплекс зданий на набережной Фонтанки. Фасад главного корпуса выходит на реку, а за ним между двумя четырехэтажными флигелями спрятан небольшой сад. Вход в него ведет не с парадной стороны, а с Литейного проспекта. Слева от ворот установлен памятник Анне Ахматовой в виде серой стелы с проступающим женским силуэтом.

Обыкновенная садовая скамейка, где постоянно дежурили топтуны, наблюдавшие за неблагонадежной писательницей, теперь тоже экспонат, украшенный соответствующей табличкой.

Квартира № 44

Музей находится в коммунальной квартире на третьем этаже, где поэтесса прожила 30 лет с перерывом на эвакуацию в Ташкент. До революции она принадлежала кому-то из многочисленного клана Шереметевых. В 1922 г. сюда вселился Н. Н. Пунин, искусствовед и гражданский муж Анны Ахматовой. Посетители поднимаются по ступеням каменной лестницы, из окон видны та самая скамейка и фасад Лиговского театра.

Подъезд оборудован подъемником для инвалидов-колясочников.

В углу прихожей высится монументальная каменная печь, рядом зеркало в резной раме, напротив сундук, на нем несколько чемоданов, на стене черный эбонитовый телефон. На вешалке висит серое пальто, оставленное Пуниным, когда его уводили отсюда сотрудники ГПУ. Предметы нехитрого быта начала прошлого века наполняют небольшое помещение кухни с топившейся дровами плитой и крохотной раковиной. Самовар, керогаз, жестяное корыто, бутыль с керосином, плетеная кошелка переносят посетителей в мир продуктовых карточек и коммунальных дрязг.

Из комнаты, где поэтесса жила в 1940 г., она уходила к воротам Крестов, куда заключили сына после ареста. Самые пронзительные строки «Реквиема» написаны за столиком для рукоделия, пока за окном мельтешили черные ветки старого клена. В другую комнату она заселилась после возвращения из эвакуации в 1945 г. Обстановка еще более аскетичная, мало что сохранилось от прежнего быта. Разгромное постановление ЦК едва не убило Ахматову, ко всему добавилась тяжелая размолвка с сыном. Но она выстояла.

Основная литературная экспозиция музея в Белом зале вводит гостей в мир поэтических образов и указывает путь к пониманию творчества Анны Ахматовой. Пространство зала разделено на 7 интерактивных инсталляций, обозначенных цитатами из ее стихов. Под стеклом лежат рукописи, фотографии и рисунки. Создатели экспозиции руководствовались принципами самой поэтессы, которая любила «сталкивать слова, никогда не стоявшие рядом».

История музея

Строительство дворца, в южном флигеле которого в настоящее время находится музей, было начато в первой половине XVIII века. Затем дворец и другие здания усадьбы достраивались и перестраивались на протяжении почти двух столетий. Говоря об авторе проекта дворца, невозможно назвать какое-то одно имя: фактически здание является плодом творчества нескольких архитекторов — Саввы Чевакинского, Андрея Воронихина, Джакомо Антонио Доменико Кваренги, Федора Аргунова, Ивана Старова. Дворец, в котором расположен музей, сам по себе является памятником архитектуры и истории.

С середины 30-х по начало 40-х годов XX века в здании размещалась экспозиция, посвященная научным открытиям. Она была создана с целью популяризации научных знаний того времени. В военные годы экспозиция была уничтожена. С середины 40-х по 80-е годы XX века во дворце размещался Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.

В конце 80-х годов было принято решение об открытии музея знаменитой поэтессы. Как ни странно, первоначально он был открыт как филиал музея Федора Достоевского: это упрощало многие организационные моменты. Со временем он превратился в самостоятельный музей.

Руководство города уделяло создаваемому музею огромное внимание: не было практически никаких бюрократических проволочек, все необходимые средства выделялись немедленно и в требуемом объеме. У некоторых деятелей культуры даже сложилось впечатление, что руководители города как бы старались искупить вину своих советских предшественников перед знаменитой поэтессой (судьба которой, как известно, была очень непростой)

Как уже было упомянуто выше, для размещения музейной экспозиции был выбран южный флигель: в нем, на третьем этаже, поэтесса жила с середины 20-х по начало 50-х годов XX века. В блокадное время она вместе со многими жителями города была эвакуирована, но после окончания блокады вновь вернулась во флигель.

Сбор экспонатов начался сразу после того, как было принято решение об открытии музея. Фотографии поэтессы, ее рукописи, книги, личные вещи, различные документы, имеющие отношение к ее биографией, начали поступать в музей. Был определен круг лиц, сохранивших различные реликвии, связанные с именем поэтессы. В советское время оно было фактически предано анафеме, но люди, знавшие ее или просто любившие ее творчество, бережно хранили попавшие к ним рукописи стихов, старые пожелтевшие фото, книги с ее пометками… Более пятидесяти человек помогли сотрудникам музея собрать коллекцию, подготовить экспозицию. Полный список этих дарителей был вывешен на стене музея в день его открытия.

Для многих людей новый музей стал ярким проявлением позитивных перемен, происходивших в то время в стране. Конечно, не все изменения, которые произошли тогда, носили позитивный характер, но открытие музея, безусловно, стало проявлением того положительного, что происходило в стране и в сознании людей.

В начале 2000-х годов экспозиция была разделена на две части — мемориальную и литературную. Первая разместилась в уже упомянутой выше ахматовской квартире (которой был во многом возвращен первоначальный облик), а вторая — в соседнем помещении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: