Мариинский дворец (санкт-петербург)

Биография

Рождение

Великая княжна Мария Николаевна родилась 6 (18) августа 1819 года в Павловске. Она была старшей дочерью и вторым ребёнком в семье великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Фёдоровны, урождённой принцессы Шарлотты Прусской. Рождение девочки не стало радостным событием для отца. Александра Фёдоровна писала:

Её родители уделяли много внимания воспитанию своих детей и дали им прекрасное образование. В конце 1820-х годов Мария живёт вместе со своими сёстрами в обращённых окнами в Большой двор помещениях западного корпуса Зимнего дворца (ныне залы 160—165). Отдельные апартаменты в южной части западного корпуса дворца (ныне залы № 170, 169, 168, 945), с видом на Адмиралтейство, Мария Николаевна получила в 1836 году.

Внешность и характер

Современники отмечали похожесть великой княгини на отца как внешностью, так и характером. Полковник Ф. Гагерн, который сопровождал нидерландского принца Александра в Россию, отзывался о ней в своём дневнике:

Астольф де Кюстин, присутствовавший на свадьбе великой княжны, так описывал её:

Великая княгиня россии

Великая княгиня Мария Николаевна в молодости. Дагерротип , 1840-е гг.

Великая княгиня Мария Николаевна отличалась грозным характером, остроумием и сильным характером. Ее сестра великая княгиня Ольга в своем девичьем дневнике писала, что Мария была «вспыльчива, внимательна и щедра по отношению к бедным, сочувствовала добрым делам, но не выносила притворства принуждения. Она в сто раз добродетельнее меня, более динамична. чем все семеро из нас; ей не хватает только чувства долга ».

Мария Николаевна была смелой и изобретательной, ценила новизну и была почти безразлична к мнению высшего общества. Она была живая, энергичная, талантливая и импульсивная. Внешне и характером она была похожа на своего отца. Она была любимым ребенком Николая I и больше всего напоминала его внешностью и характером. Как и он, она выглядела серьезной и суровой. Ее взгляд также напомнил грозный взгляд ее отца. Физическое сходство с ее отцом было отмечено на портретах и ​​фотографиях, которые предпочитали изображать ее в профиль, как и ее отца.

Императрица Александра Федоровна беспокоилась о том, чтобы найти подходящего мужа для своей самой одаренной и эмоциональной дочери. Со своей стороны, Мария Николаевна не хотела покидать Россию после замужества или менять религию.

Свадьба

За руку Марии женились разные женихи. Граф Петр Андреевич Шувалов , друг императора Александра II, осмелился ухаживать за своей племянницей, но получил строжайший выговор. 11 февраля 1863 года в Большом церкви в Зимнем дворце в Санкт — Петербурге , она вышла замуж за принца Вильгельма Баден . Он был младшим сыном Леопольда, великого герцога Баденского , и его жены, принцессы Швеции Софи .

Узнав о свадьбе, президент Соединенных Штатов Авраам Линкольн направил письмо старшему брату Вильгельма Фредерику I, великому герцогу Баденскому, в котором Линкольн заявил: «Я участвую в удовлетворении, доставленном этим счастливым событием, и прошу Ваше Королевское Высочество принять мои искренние слова. поздравляю с праздником и заверяю в моем самом высоком уважении ».

У них было двое детей:

  • Принцесса Мария Баденская (Баден, 26 июля 1865 г. — Баден, 29 ноября 1939 г.); вышла замуж за Фридриха II, герцога Ангальта .
  • Принц Максимилиан Баденский (Баден, 10 июля 1867 г. — Констанц, 6 ноября 1929 г.); женился на принцессе Мари Луизе Ганноверской (Гмунден-ам-Траунзее, 11 октября 1879 г. — Шлосс-Салем, 31 января 1948 г.); была проблема. Максимилиан стал наследником в Великом княжестве Бадене 28 сентября 1907 года.

Герцогиня Лейхтенбергская[править | править код]

Дагеротипное изображение Марии Николаевны (1840)

В отличие от многих принцесс того времени, чьи браки заключались по династическим соображениям, Мария Николаевна вышла замуж по любви. Со своим избранником, герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, младшим сыном Евгения Богарне и внуком императрицы Жозефины она познакомилась летом 1837 года, во время своего пребывания с родителями в Баварии. Молодые люди понравились друг другу и в сентябре принц был приглашён в Херсон на кавалерийские манёвры. Год спустя он вновь приехал в Петербург и 23 октября 1838 года в Царском Селе был помолвлен с великой княжной Марией Николаевной. 5 декабря состоялось их торжественное обручение в церкви Эрмитажа. Несмотря на происхождение Максимилиана и его вероисповедание (он был католиком), Николай I дал согласие на брак с ним своей дочери, пожелавшей жить с мужем в России, а не за границей.

Свадьба состоялась 2 июля 1839 года и проходила по двум обрядам: православному и католическому. Венчание состоялось в часовне Зимнего дворца. Перед благословением в церковь были выпущены два сизых голубя, которые уселись на карнизе над головами молодых и находились там в течение всей церемонии. Венец над Марией держал её брат — цесаревич Александр, над герцогом — граф Пален. По окончании церемонии хор исполнил «Тебя, Бога, хвалим», а пушечные выстрелы возвестили о совершившемся бракосочетании. Позднее в одной из дворцовых зал, специально приспособленной для этой цели, состоялось брачное благословение пары католическим священником. Несмотря на огромное число присутствующих, в том числе дипломатов и их супруг, на бракосочетании не присутствовали родственники герцога Лейхтенбергского, а также принцы родственных Романовым домов. Граф Сухтелен заметил в разговоре с Фридрихом Гагерном:

Поселились молодожёны в южном корпусе Зимнего дворца в специально отделанных арх. А. П. Брюлловым помещениях надворной анфилады, получивших впоследствии наименование Первая запасная половина (ныне залы № 290—301), где пребывали до окончания отделки Мариинского дворца. Так же среди свадебных подарков императора дочери было имение Сергиевка в Петергофе, где супруги возвели великолепный дворец. Указом от 2 (14) июля 1839 года император пожаловал Максимилиану титул Его Императорского Высочества, а указом от 6 (18) декабря 1852 года даровал потомкам Максимилиана и Марии Николаевны титул и фамилию князей Рома́новских. Дети Максимилиана и Марии Николаевны были крещены в православие и воспитывались при дворе Николая I, позднее император Александр II включил их в состав Российской Императорской фамилии.

Брак Марии Николаевны, заключённый по любви, с годами превратился в формальность. По словам А. Ф. Тютчевой, герцог Максимилиан был «красивый малый, игрок и кутила», страдавший от властного характера жены. Сама Мария Николаевна занималась благотворительностью и уделяла много времени светской жизни. Она курила сигары и кокетничала с кавалерами. Порой она вела себя неприлично, и её излишне свободные манеры заставляли домысливать то, чего в действительности не было. Всё это служило источником сплетен. В обществе ходили слухи о романе Марии Николаевны с князем А. И. Барятинским и А. Н. Карамзиным. К 1847 году герцог Лейхтенбергский был уже тяжело болен чахоткой, от которой безуспешно лечился в Эстляндии и на Мадейре. Он умер 1 ноября 1852 года в Петербурге.

Мариинский театр в наши дни

Репертуар Мариинского театра включает произведения золотого фонда оперной и балетной классики. Одновременно ведутся поиски новых форм балетного и оперного искусства. В последние годы театр осуществил совместные постановки с крупнейшими театрами мира: Ковен Гарден, Опера де Бастиль, Ла Скала, Ла Фениче. Под руководством В. Гергиева Мариинский театр стал лучшим музыкальным театром России. Оперная и балетная труппы — сильнейшие среди отечественных и зарубежных коллективов. В театре работают талантливые артисты, многие из которых стали мировыми звёздами: певицы О. Бородина и А. Нетребко, балерины У. Лопаткина и Д. Вишнева и др. Купить билет в Мариинский театр не просто, но возможно, лучше — заранее (стоимость билетов от 400 до 2500 рублей, на отдельные спектакли до 6000 рублей).

Вторая сцена Мариинского театра была построена в 2013 году. Это современное здание расположено за старым зданием, на другом берегу Крюкова канала.

В 5-ти минутах ходьбы от Театральной площади, по адресу ул. Писарева 20, расположен Концертный зал Мариинского театра, который отличается потрясащей акустикой.

В настоящее время (2017 г.) часть площади отгорожена, там ведется строительство вестибюля станции метро «Театральная».

  • Подробно про Мариинский театр (главное здание)
  • Подробно про Мариинский-2 (новое здание)
  • Подробно про Концертный зал
  • Театры Санкт-Петербурга — практическая информация

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Фасад Мириинского театра, в основном, создан архитектором В. А. Шретером. Внутренний интерьер практически не изменился: роскошный занавес, великолепная царская ложа, хрустальная люстра. Сохранена и цветовая гамма — голубой цвет с золотом. Оформление театра отличается богатством архитектуры. Витые колонны, разорванные фронтоны, лепные украшения в виде женских головок, масок. Мы можем видеть разнообразные орнаменты, фигуры атлантов, кариатиды, украшающие ложи. Особенно привлекателен плафон с изображением танцующих девушек и амуров (выполнен Э. Франчиоли по эскизам Х. Дузи).  Окружают плафон портреты русских драматургов. В оформлении театра приняли участи такие замечательные русские художники как А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев.

С театром связаны такие мировые имена как Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Ф.И. Стравинский, Э.Ф. Направник, М.И. Петипа, А.П. Павлова, Г.С. Уланова, Р. Нуриев, М.Н. Барышников.

Помещения в особняке

Большой театральный зал

Предназначен для театральных представлений. Стиль оформления — рококо. Восстановлен плафон, сохранены зеркала. Зрительный зал вмещает 173 зрительских места. После завершения полной реставрации, театр готов ежедневно ослеплять зрителей своим великолепием. На спинках театральных кресел — монограмма барона фон Дервиза. Огромные зеркала на стенах — подлинные, конца XIX века, покрыты серебряной амальгамой.

Над сценой возвышается крылатый Гений с лирой, расположены музы трагедии и комедии. В центре композиции — Гений Музыки с лирой в руках. Слева от него Мельпомена — муза трагедии, сжимающая в руках кинжал и трагическую маску. Справа муза комедии Талия.

Сцена камерная, ширина составляет 6 метров. Камерный зал позволяет зрителю ощутить себя ближе к происходящему на сцене, а оригинальные находки режиссёра Юрия Александрова подразумевают активное вовлечение публики в действие оперных спектаклей, разрушение «четвёртой стены».

Мавританская гостиная

Одна из самых красивых и роскошных гостиных особняка. Потолок и стены зала покрыты позолоченным арабесковым орнаментом. В декоре стен использованы элементы герба барона фон Дервиза.

Комната выполнена в стиле «Людовика XVI».

На панелях из клена с тонкой резьбой вставлены пейзажи на шёлке работы художника Пенон.

Красная гостиная

Стиль — итальянский ренессанс. Часть зала — галереи, соединяющие дом на Галерной улице с корпусом на набережной, где за перегородкой сохранилась другая часть зала.

Здесь находится настоящий буфет конца XIX века – результат творчества талантливых столяров, а дизайн был проработан самим архитектором Шрейбером. Венчает буфет крылатый шлем – символ гильдии, к которой принадлежало семейство Визе, когда проживало в Ганновере: напоминание для потомков о корнях фамильного генеалогического древа.

Красная гостиная была задумана изначально как картинная галерея. В зале продумано множество источников освещения, призванных избавить картины от бликов и тёмных пятен.

Однако картинам так и не было суждено там появиться…

Грот

Зимний сад со стеклянным потолком, выполненный в виде причудливого грота. Сейчас здесь проходят вечера камерной музыки.

Дворец великой княгини Марии

Мария Николаевна, герцогиня Лейхтенбергская с сыном Сергеем, 1872 год.

В день свадьбы царь Николай I решил подарить Марии ее собственный дворец. Он выбрал место в центре Санкт-Петербурга, стратегически расположенное напротив Исаакиевского собора, на берегу реки Мойки. Не пожалели средств на то, чтобы обустроить его для молодой пары по специальному заказу архитектора Андрея Штакенснайдера и расположенного достаточно близко от Зимнего дворца, чтобы царь мог ежедневно навещать свою дочь. К концу 1844 года дворец был достроен и получил название Мариинский дворец , в честь Марии Николаевны. Пока строился дворец, Мария родила троих детей. Пара жила во Воронцовском дворце в ожидании завершения строительства собственной резиденции.

Великая княгиня сыграла ведущую роль в украшении своего дома, продемонстрировав свой вкус и чувство элегантности. Поскольку у Марии Николаевны были проблемы с кровообращением ног, Мариинский дворец был спроектирован с установкой лестницы без ступенек в правом крыле, соединяющей все три этажа вдали от основных помещений. Дворец был наполнен произведениями искусства и семейными реликвиями, некоторые из них унаследованы от императрицы Жозефины. Мария устраивала пышные вечеринки, театральные постановки и концерты. У Марии Николаевны была и усадьба Сергиевка, купленная у Нарышкиных и подаренная ей на свадьбу. Вилла Сергиевка, расположенная к западу от Петергофа в небольшой бухте напротив Кронштадта , стала излюбленным местом семейного отдыха. Великая княгиня и ее муж провели здесь свой медовый месяц, и в период с 1839 по 1842 год они поручили Штакенснайдеру восстановить его. Он был преобразован из старинной усадьбы в летний дворец в стиле римской патрицианской виллы. Летом они обычно жили в Гатчине и Царском Селе .

Интерьер

Во избежание пожара, все перекрытия были выполнены из металла. А благодаря стенам из песчаника в помещениях здания всегда было тепло. Фасад был выполнен в классическом стиле, а вот внутренне убранство отошло от тогдашних традиций. Архитектор Мариинского дворца в Санкт-Петербурге сделал второй в России ансамбль интерьеров, знаменующий переход от классицизма к эклектике. Первым было здание Зимнего дворца.

Парадные анфилады были выполнены в форме позднего классицизма. Главная лестница располагалась слева от вестибюля, а не перпендикулярно главному фасаду, как в других дворцах. Это решение позволило уменьшить потери тепла. На втором этаже было расположено две анфилады, перпендикулярные друг другу. На месте их пересечения была организована зала-ротонда. За ней следовал Помпейский зал, окруженный овальной столовой и гостиной. После Помпейского зала шел Зимний сад, который являлся завершением центральной анфилады. По центру Зимнего сада был установлен фонтан с 8-метровой струей. Слева от Ротонды был расположен Танцевальный (Концертный) зал. Его окна выходили на внутренний двор. Библиотека и Помпейская галерея примыкали к центральной анфиладе.

В правом крыле постройки были расположены жилые покои. Комнаты Марии Николаевны располагались в таком порядке: приемная зала, гостиная (кабинет), спальня, будуар, туалетная, угловой (овальный) кабинет. Также в первом крыле был пандус. С его помощью хозяева могли попасть на любой этаж. Благодаря всевозможным растениям, украшающим наклонный проход, он напоминал горную тропу. Прогулки по пандусу благоприятно влияли на здоровье хозяев дворца. Согласно наиболее распространенной версии, строительство пандуса было вызвано болезнью ног Марии. По этому проходу она могла передвигаться на коляске.

Супруг Марии жил в комнатах с видом на Исаакиевскую площадь. В его распоряжении были: парадная приемная, гостиная, бильярдная, кабинет и турецкий кабинет. Специально для него на первом этаже сделали капеллу с витражом, привезенным с его родины – города Мюнхена. По окончании строительства Мариинский дворец (Санкт-Петербург) открыли для свободного посещения, что было весьма необычным явлением для того времени. На аттиковом этаже расположилась церковь Николая Чудотворца. Это объясняет укрупненный аттик.

На первом этаже дворца располагались детские комнаты и комнаты воспитателей. Самой крупной комнатой здания стал рекреационный зал, который был приспособлен для активных игр и занятий спортом. Придворные проживали на верхнем этаже и двух флигелях – Офицерском и Гофмейстерском.

Герцог Максимилиан ушел из жизни в 1852 году, а его супруга прожила до 1876 года. До самой смерти Мариинский дворец (Санкт-Петербург) был ее основным жилищем. После смерти Марии дворец перешел по наследству ее детям. Позже, из-за долгов, Георгий и Евгений Лейхтенбергские решили продать его.

История создания

Достаточно сложно с уверенностью сказать, когда именно Мариинский дворец появился на картах Петербурга. Такая неопределённость датировок связана, прежде всего, с тем, что на месте современного дворцового ансамбля ранее размещалось иное здание – примечательное изяществом и совершенством форм. В конечном счёте, Штакенштайнейдер, который был ответственен за составление и реализацию проекта, решил не разрушать до основания бывший дворец графа Чернышова – многие стены остались в прежнем виде, что также наложило определённый отпечаток на облик дворца.

Собственно Мариинским его стали называть не сразу, хотя это название и полностью соответствует действительности. Дворец должен был стать свадебным подарком для любимой дочери императора – Николая I. Ситуация складывалась довольно своеобразная и, к сожалению или к счастью, не в пользу для жениха – после самого бракосочетания Великая княжна объявила, что не намерена покидать Санкт-Петербург. Спорить с императорской дочерью долго не стали. Вместо этого – также довольно быстро – взялись за сооружение резиденции, в которой должны были поселиться молодожёны.

Дальнейшая история тесно связала Мариинский дворец с чисто политической стороной жизни страны – в его залах находились многочисленные ведомства и министерства, от чьей работы зависело будущее процветание России.

Площадки

Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:

  • Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
  • Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
  • Владивостоке – 1 (приморская)

Основное здание Мариинского театра

Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.

Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:

  • Э. Фрачиоли
  • А. Головин

Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.

Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:

  • ширина – 30 м
  • глубина – 20 м
  • высота – 24-25 м

Вторая сцена

Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:

  • вместимость зала – 2 тыс.чел
  • площадь – 80 тыс.кв.м
  • этажей – 7

Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.

Концертный зал (третья сцена)

Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.

Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:

  • архитектор К.Фабр (Франция)
  • инженер Тойота (Япония)

Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:

  • объем -1,3 тыс. куб.м
  • вместимость – 1110 мест
  • длина – 52 м
  • ширина – 24 м
  • высота – 14 м

В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.

Приморская сцена

Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.

Корпус имеет 2 зала:

  • Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
  • Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.

В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.

Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания

Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.

Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:

  • ширина – 14 м
  • высота – 12 м

Северо-Осетинская государственная филармония

С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.

Где находится и как добраться

Театр занимает в Санкт-Петербурге 3 здания, расположенные по разным адресам:

  • основная сцена (Мариинка-1)- Театральная площадь, 1
  • 2-ая сцена (Мариинка-2) – ул. Декабристов, 34
  • 3-ая сцена (концертный зал или Мариинка- 3) – ул. Декабристов, 37

В театр можно удобно доехать, воспользовавшись наземным или подземным транспортом:

  • метро – ст. «Садовая» (Фрунзенско-Приморская линия), ст. «Сенная площадь» и «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия), ст. «Гостиный двор» (Невско-Василеостровская линия), ст. «Спасская» (Правобережная линия)
  • автобусом –No 2, 3, 6, 22, 27, 70
  • маршрутным такси – No 1, 2, 62, 124, 154,169, 180, 186, 350

Герцогиня Лейхтенбергская

В отличие от многих принцесс того времени, чьи браки заключались по династическим соображениям, Мария Николаевна вышла замуж по любви. Со своим избранником, герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, младшим сыном Евгения Богарне и внуком императрицы Жозефины она познакомилась летом 1837 года, во время своего пребывания с родителями в Баварии. Молодые люди понравились друг другу и в сентябре принц был приглашён в Херсон на кавалерийские манёвры. Год спустя он вновь приехал в Петербург и 23 октября 1838 года в Царском Селе был помолвлен с великой княжной Марией Николаевной. 5 декабря состоялось их торжественное обручение в церкви Эрмитажа. Несмотря на происхождение Максимилиана и его вероисповедание (он был католиком), Николай I дал согласие на брак с ним своей дочери, пожелавшей жить с мужем в России, а не за границей.

Свадьба состоялась 2 июля 1839 года и проходила по двум обрядам: православному и католическому. Венчание состоялось в часовне Зимнего дворца. Перед благословением в церковь были выпущены два сизых голубя, которые уселись на карнизе над головами молодых и находились там в течение всей церемонии. Венец над Марией держал её брат — цесаревич Александр, над герцогом — граф Пален. По окончании церемонии хор исполнил «Тебя, Бога, хвалим», а пушечные выстрелы возвестили о совершившемся бракосочетании. Позднее в одной из дворцовых зал, специально приспособленной для этой цели, состоялось брачное благословение пары католическим священником. Несмотря на огромное число присутствующих, в том числе дипломатов и их супруг, на бракосочетании не присутствовали родственники герцога Лейхтенбергского, а также принцы родственных Романовым домов. Граф Сухтелен заметил в разговоре с Фридрихом Гагерном:

Поселились молодожёны в южном корпусе Зимнего дворца в специально отделанных арх. А. П. Брюлловым помещениях надворной анфилады, получивших впоследствии наименование Первая запасная половина (ныне залы № 290—301), где пребывали до окончания отделки Мариинского дворца. Так же среди свадебных подарков императора дочери было имение Сергиевка в Петергофе, где супруги возвели великолепный дворец. Указом от 2 (14) июля 1839 года император пожаловал Максимилиану титул Его Императорского Высочества, а указом от 6 (18) декабря 1852 года даровал потомкам Максимилиана и Марии Николаевны титул и фамилию князей Романовских. Дети Максимилиана и Марии Николаевны были крещены в православие и воспитывались при дворе Николая I, позднее император Александр II включил их в состав Российской Императорской фамилии.

Брак Марии Николаевны, заключённый по любви, с годами превратился в формальность. По словам А. Ф. Тютчевой, герцог Максимилиан был «красивый малый, игрок и кутила», страдавший от властного характера жены. Сама Мария Николаевна занималась благотворительностью и уделяла много времени светской жизни. Она курила сигары и кокетничала с кавалерами. Порой она вела себя неприлично, и её излишне свободные манеры заставляли домысливать то, чего в действительности не было. Всё это служило источником сплетен. В обществе ходили слухи о романе Марии Николаевны с князем А. И. Барятинским и А. Н. Карамзиным. К 1847 году герцог Лейхтенбергский был уже тяжело болен чахоткой, от которой безуспешно лечился в Эстляндии и на Мадейре. Он умер 1 ноября 1852 года в Петербурге.

Ранний период жизни

Царь Николай I и его дочь великая княгиня Мария Николаевна

Великая княгиня Мария Николаевна родилась 18 августа 1819 года в Красном Селе в Санкт-Петербурге . Она была второй из семи выживших детей и старшей дочерью. Ее родители, царь Николай I и императрица Александра Федоровна , урожденная принцесса Прусская Шарлотта, были преданы друг другу и своим детям. Они были теплыми и ласковыми родителями, но старались не баловать их. По вечерам Александра Федоровна играла с детьми в игры, в том числе в загадки и шарады. Царь любил петь с ними хор. Братья и сестры выросли в дружной семье, оставаясь в хороших отношениях всю жизнь.

Мария Николаевна воспитывалась в компании своих сестер Ольги и Александры . Их комнаты, расположенные на первом этаже Зимнего дворца , были скромными и лишенными роскоши. Девушкам в любое время года прописывали свежий воздух, а врачи контролировали их питание. Занятия начались в 8:00. Образование Марии проходило под присмотром либерального тайного советника и поэта Василия Жуковского , который до этого был учителем русского языка Александры Федоровны. Жуковский до самой смерти оставался в близких отношениях со своими царственными подопечными. Мария и ее сестры получали уроки танцев, музыки и рисования. Ее детский альбом для рисования (1826–1830) сохранился и находится в руках ее потомков, живущих в Соединенных Штатах. Великая княгиня Мария, неплохо рисовавшая, позже стала рисовать акварелью. Она никогда не теряла любви к искусству, становясь благотворительницей и коллекционером произведений искусства. Художественно одаренная, она рано проявила интерес к дизайну интерьера, украсив свои комнаты в своем личном стиле. Позже она сделает свой дворец в Санкт-Петербурге одним из самых красивых в городе. Все три сестры обладали музыкальными способностями и занимались благотворительностью. С 1835 года великая княгиня Мария была активным членом общества патриотов, основанного императрицей Елизаветой Алексеевной . Время от времени общество собиралось на заседания в комнате Марии в Зимнем дворце.

Второй брак

Великая Княгиня Мария Николаевна России. Флоренция начала 1870-х годов.

Второй брак Мария Николаевна вышла замуж в 1854 г. за графа Григория Строганова (16 июня 1824 г. — 13 марта 1879 г.). Это был морганатический союз, и он держался в секрете, пока жил ее отец. Официально брак не состоялся до 16 ноября 1856 года, после смерти Николая I. Анна Тютчева прокомментировала: «Бывший царь послал бы Машу в монастырь, а графа сослал бы на Кавказ», но ее более нежный брат царь Александр , как новый глава семьи, предпочел не говорить, что он знал о тайный брак. Мария умоляла брата признать ее второй брак и разрешить им жить в России, но он не осмелился разрешить этого; вместо этого он предложил ей продолжать жить за границей, пока он не знал об их браке

Поскольку он не мог признать ее брак, он уделял особое внимание ее детям от первого брака, которые жили в Санкт-Петербурге без матери.

В 1862 году Мария Николаевна поселилась во Флоренции на вилле Куарто, принадлежавшей Жерому Бонапарту , и назначила своим советником художника и коллекционера Карла Липара. Они почти ежедневно ходили в музеи, частные коллекции и антикваров. В Италии великая княгиня усердно покупала картины, скульптуры и мебель для полного ремонта своей резиденции.

Великая княгиня Мария, вероятно, страдала либо от варикозного расширения вен, либо от какой-либо болезни костей, и к концу своей жизни она стала инвалидом. Она умерла 21 февраля 1876 года в Санкт-Петербурге в возрасте 56 лет.

Предки[править | править код]

Мария Николаевна (дочь Николая I) — предки
Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский (1700 — 1739)
Пётр III (1728 — 1762)
Анна Петровна (1708 — 1728)
Павел I (1754 — 1801)
Кристиан Август Ангальт-Цербстский (1690 — 1747)
Екатерина II (1729 — 1796)
Иоганна Елизавета Гольштейн-Готторпская (1712 — 1760)
Николай I (1796 — 1855)
Карл Александр Вюртембергский (1684 — 1737)
Фридрих II Евгений Вюртембергский (1732 — 1797)
Мария Августа Турн-и-Таксис (1706 — 1756)
Мария Фёдоровна (1759 — 1828)
Фридрих Вильгельм Бранденбург-Шведтский (1700 — 1771)
Фридерика Доротея София Бранденбург-Шведтская (1736 — 1798)
София Доротея Мария Прусская (1719 — 1765)
Мария Николаевна (1819 — 1876)
Август Вильгельм Прусский (1722 — 1758)
Фридрих Вильгельм II (1744 — 1797)
Луиза Амалия Брауншвейг-Вольфенбюттельская (1722 — 1780)
Фридрих Вильгельм III Прусский (1770 — 1840)
Людвиг IX Гессен-Дармштадтский (1719 — 1790)
Фридерика Луиза Гессен-Дармштадтская (1751 — 1805)
Генриетта Каролина Пфальц-Биркенфельдская (1721 — 1774)
Александра Фёдоровна (1798 — 1860)
Карл Мекленбург-Стрелицкий (1708 — 1752)
Карл II Мекленбург-Стрелицкий (1741 — 1816)
Елизавета Альбертина Саксен-Гильдбурггаузенская (1713 — 1761)
Луиза Прусская (1776 — 1810)
Георг Вильгельм Гессен-Дармштадтский (1722 — 1782)
Фридерика Гессен-Дармштадтская (1752 — 1782)
Мария Луиза Альбертина Лейнинген-Дагсбург-Фалькенбургская (1729 — 1818)

Дети[править | править код]

Дети Марии Николаевны

Великая княгиня Мария Николаевна

В первом браке с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским у Марии Николаевны родилось семеро детей, рождение которых было окружено некой тайной. Историк П. И. Бартенев, считал, что Мария Николаевна родила от мужа только четверых старших детей, а затем отлучила его от своего ложа. По мнению С. Ю. Витте, «последние сыновья в отношение родства с Лейхтенбергским находились под знаком сомнения». «Всем было известно, — писал А. А. Половцев, — что герцог Георгий — сын Григория Строганова». Дети:

  • Александра (1840—1843), герцогиня Лейхтенбергская. Барон М. Корф писал в дневнике: «Вчера 28 марта 1840 года в три часа пополудни разрешилась великая княгиня Мария Николаевна дочерью. Примечательно, что девять месяцев со дня свершения брака (2 июля) минет ещё только 2 апреля. После обеда часу в 6 видел уже Государя, покупавшим в Английском магазине браслет, вероятно, для новоразрешившейся». Скончалась 31 июля 1843 года от коклюша и была похоронена в Петропавловском соборе в присутствии только императора и наследника, без кого-либо постороннего. Матери её, только разрешившейся от бремени, объявили её утрату только 4 августа.
  • Мария (1841—1914), в 1863 вышла замуж за Вильгельма Баденского, младшего сына герцога Баденского Леопольда;
  • Николай (1843—1891), 4-й герцог Лейхтенбергский, с 1868 года был женат морганатическим браком на Надежде Сергеевне Анненковой, в первом браке — Акинфовой (1840—1891);
  • Евгения (1845—1925), вышла замуж за А. П. Ольденбургского
  • Евгений (1847—1901), 5-й герцог Лейхтенбергский, был женат первым морганатическим браком на Дарье Константиновне Опочининой (1845—1870), вторым морганатическим браком с 1878 года на Зинаиде Дмитриевне Скобелевой (1856—1899), сестре генерала Скобелева;
  • Сергей (1849—1877), герцог Лейхтенбергский, убит в Русско-турецкую войну;
  • Георгий (1852—1912), 6-й герцог Лейхтенбергский, был женат первым браком на Терезе Ольденбургской (1852—1883), вторым браком на Анастасии Черногорской (1868—1935).

Дети от второго брака:

  • Григорий (09.05.1857—1859), граф Строганов, родился в Петербурге, крещен 6 июня 1857 года в церкви Мариинского дворца при восприемстве брата Николая и сестры Марии. Похоронен на кладбище Тестаччо в Риме.
  • Елена (1861—1908), графиня Строганова, замужем сначала за Владимиром Алексеевичем Шереметевым (1847—1893), флигель-адъютантом, командиром императорского конвоя; затем — за Григорием Никитичем Милашевичем (1860—1918), офицером свиты Его императорского величества.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: