Мариинский дворец в санкт-петербурге

Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга

Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.

История возникновения

В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.

В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.

Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.

В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.

В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».

На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.

Архитектура и стиль театра

Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.

Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.

Внутреннее обустройство главного здания

Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.

Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.

Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.

Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.

Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.

Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам

Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.

Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.

Фестивали

Артистический коллектив Мариинского театра принимает активное участие в культурных мероприятиях, организуемых в городе на Неве. С1993 г., по инициативе В.Гергиева, в Северной столице регулярно проводится фестиваль искусств «Звёзды белых ночей». Он имеет статус международного, высоко зарекомендовал себя на мировом уровне и входит в Топ-10 музыкальных концертных программ классического жанра.

Во время фестиваля на подмостках Мариинки выступают самые известных исполнители и коллективы, которые представляют новинки в области симфонической и камерной музыки, оперы и балета. «Звёзды белых ночей» помогают раскрыться новым талантам, установить тесные партнерские связи между театральными труппами. Жители и гости города имеют возможность в рамках фестиваля поближе познакомиться с национальным искусством и культурным наследием других стран.

Сцены театра принимают целый ряд жанровых фестивалей:

  • балетный «Мариинский»
  • оркестровой духовой музыки «Брасс вечера в Мариинском»
  • современной музыки «Новые горизонты»

Театральные постановки из репертуара Мариинки постоянно входят в фестивальные программы Московская пасхальная и «Масленица»

Руководство театра уделяет большое внимание приобщению подрастающего поколения к шедеврам мировой классики. Специально для детей и молодежи в Мариинском театре устраивают:

  • фестиваль детских музыкальных театров-студий
  • школы искусств в гостях у театра
  • детско-юношеских оркестров «Мариинский NEXT»

Интересные факты:

В XVIII веке на месте Мариинского дворца располагался дворец графа Ивана Чернышева и еще несколько здаий. Новый, построенный в XIX веке, дворец предназначался в качестве свадебного подарка для дочери императора Николая I — великой княжны Марии Николаевны, после того, как она вышла замуж за герцога Лейхтенбергского, дворец стал официальной резиденцией этой фамилии.

Нижний этаж главного фасада отделан рустом, а верхние — коринфскими колоннами и пилястрами. По центру главного фасада находится ризалит с высоким аттиком, боковые фасады украшены треугольными фронтонами. Парадный вход представляет собой открытый балкон с 6 вазами над большой аркадой. Внутри дворца устроили особый пандус с различными горными растениями (позже его перестроили в зал заседаний), а самое большое помещение использовали для спортивных игр и активного отдыха. Интерьеры Мариинского дворца отделаны с использованием дорогих материалов, драгоценных пород дерева и мрамора. В этой работе участвовали Д. И. Иенсен, А. Виги, И. Дроллингер и другие скульпторы и художники. Вдоль парадной лестницы разместили скульптуры античных героев, а на стене — лепной орнамент в виде переплетенных букв имени Мария.

До 1917 года во дворце находилась церковь Святителя Николая Чудотворца.

В 1884 году Мариинский дворец был выкуплен в казну, в нем разместили Государственный совет и Кабинет министров Российской империи, после революции 1917 года сюда въехало Временное правительство, а когда к власти пришли большевики — ВСНХ. Когда столицей стала Москва, дворец на время потерял свое государственное значение — в нем размещались различные учреждения вплоть до общежития. В годы Великой Отечественной войны в здании дворца работал госпиталь. В 1945 году в Мариинском дворце обосновался Ленинградский городской Совет народных депутатов (Ленсовет), позже — Петросовет, а сейчас здесь находится высший законодательный орган Санкт-Петербурга — Законодательное собрание (ЗАКС).

Наряду с Зимним и Таврическим дворцами, Мариинский дворец обладает званием «политического дворца» — в нем происходили судьбоносные исторические события в 1917 и 1991 годах.

Мариинский дворец органично замыкает архитектурный ансамбль Исаакиевской площади с южной стороны.

Мариинский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 6.

Мариинский дворец на карте:

Как добраться:
Дворец находится на Казанском острове с южной стороны Исаакиевской площади вдоль Синего моста.

Ближайшие станции метро — «Адмиралтейская», «Садовая». Наземный транспорт — остановки «Исаакиевская площадь», «Казанская улица».

Интерьеры дворца

Исключительный интерес представляет внутренняя отделка помещений дворца. Она отличается необыкновенной роскошью и разнообразием стилей. Архитектор старался не придерживаться стилевого единства и преследовал цель сделать интерьеры разными и непохожими друг на друга.

Здесь в оформительском подходе использовался принцип эклектики. Использование различных архитектурных идей и гармоничное их соединение в одном пространстве привело к возникновению интересных эстетических эффектов и необычному сочетанию разнородных стилевых элементов.

Так, совершенно против общепринятых канонов архитектор устроил парадную анфиладу залов на главном втором этаже здания. Она располагается не как принято — вдоль главного фасада, а наоборот — перпендикулярно продольной оси здания.

Это позволило максимально удобным образом скомпоновать все помещения дворца, сделать их не только роскошными, но также удобными и комфортными для проживания.

Особенно актуальным это было в отношении хозяйки дворца великой княжны Марии Николаевны. В силу физических отклонений она не имела возможности долго передвигаться пешком и, учитывая эту особенность, во всем дворце были сделаны удобные пандусы для передвижения в колесной коляске.

Парадная приемная герцога — первый зал анфилады восхищает богатством отделки, выполненной в классическом стиле. Великолепная Ротонда своей двухярусной колоннадой, куполом и верхним светом создает ощущение необыкновенной торжественности.

Квадратный зал, отделанный в помпейском стиле, выглядит легким и воздушным. Все апартаменты дворца обладают собственной индивидуальностью и неповторимым колоритом.

Благодаря постоянному поиску оптимальных композиционных и конструктивных решений Штакеншнейдеру удалось создать внутреннее пространство дворца «с человеческим лицом» — разнообразное по планировке и максимально приспособленное к потребностям человека. Архитектор воплотил главный принцип эклектики — сочетание различных стилей в гармонии.

Как добраться самостоятельно

Добраться до Мариинского дворца более чем просто. Это можно сделать с помощью метро – достаточно сойти на одной из ближайших станций, а к таковым относят «Садовую» и «Адмиралтейскую». Кроме того, можно воспользоваться некоторыми видами общественного транспорта. В этом случае предстоит выйти на одной из остановок – «Исаакиевская площадь» или же «Казанская улица». К сожалению, сегодня вход во внутренние помещения Мариинского дворца невозможен для туристов. Остаётся лишь наслаждаться эстетической стороной внешнего оформления во время посещения ансамбля Исаакиевской площади.

Практическая информация

Мариинский дворец расположен в самом центре Петербурга, вблизи Дворцовой площади, по адресу: Исаакиевская площадь, 6.

В стенах Мариинского дворца размещается Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Также во дворце часто проводятся различные конференции, симпозиумы, съезды местного, всероссийского и международного уровня. Устраиваются выставки, концерты, торжественные церемонии. Здание осматривают группы туристов и экскурсантов.

Осмотреть Мариинский дворец и Исаакиевскую площадь можно также с одной из экскурсий по Петербургу

В гостинице: лаундж с живой музыкой, ресторан, бар, бесплатный Wi-Fi, банкомат, бассейн, тренажерный зал, спа-центр с сауной и турецкой баней.

Из бара на крыше открывается вид на Исаакиевский собор.

Гости отеля могут бесплатно посещать современный фитнес-центр и водную зону спа-центра Mandara.

В отеле: ресторан, бар, бесплатный Wi-Fi и подземная парковка.

В числе удобств номеров: кофеварка/чайник, цифровая панель, при помощи которой можно управлять кондиционером, отоплением и освещением. В ванных комнатах: биде, халаты, тапочки и туалетно-косметические принадлежности.

Из люксов открывается вид на Исаакиевскую площадь и Мариинский дворец. Гостям каждого номера предоставляется услуга подготовки постели ко сну.

Архитектура дворца

При строительстве были использованы все известные инновационные технологии и современники характеризовали дворец, как выдающуюся постройку своего времени. Полностью отказавшись от применения дерева в конструкции здания, архитектор возвел дворец из камня и металла, сделав его образцом технологичности и инженерной мысли.

Внешний вид дворца вызывает восхищение сбалансированностью пропорций и лаконичностью. Главный фасад с тремя ризалитами представляет собой прекрасный образец архитектурной композиции в стиле классицизма.

Акцент сделан на центральный ризалит здания. Он подчеркнут выступающим вперед арочным подъездом с широкой центральной лестницей и боковыми пандусами.

Балюстрада балкона, расположенного над арками, оформлена изящными вазонами и является эффектным завершением выступающей вперед аркады. Высокий аттик с кронштейнами-волютами придает центральному ризалиту нарядную величественность.

Боковые ризалиты с треугольными фронтонами связаны с центральным рядом стройных коринфских колонн, объединяющих второй и третий этажи. Цокольный этаж подчеркнут отделкой песчаником с фактурной «бриллиантовой» рустовкой.

Архитектура

Проект Штакеншнейдера предполагал сохранение основного объема дворца Чернышева, но с усовершенствованием конструктивных элементов, изменением внутреннего пространства, использованием при строительстве новейших технологий и материалов. В итоге, прежние стены усилили дополнительной каменной кладкой, деревянные балки заменили металлическими, залы оборудовали системой централизованного отопления и вентиляцией, а ванные комнаты — водопроводом и канализацией. Электричество появилось позже — в 1893 г.

Мариинский дворец на google.maps

Трехэтажное здание в плане имеет явную асимметрию. Его архитектурный облик выполнен в эклектичном стиле, основанном на классицизме в общем объеме и барокко в скульптурных элементах. Фасад украшен пилястрами с капителями и балюстрадами. Он подчеркнут двумя крайними ризалитами с треугольными фронтонами и центральным ризалитом, увенчанным аттиком. Первый уровень дворца отделан рустовкой, а входная группа выделена портиком с арочными проходами. Его завершает открытая террасная площадка, огражденная балюстрадой с вазонами. Оконные проемы каждого этажа имеют собственные размеры.

Изначальная планировка предусматривала виды из жилых комнат на внутренние дворы, а из служебных помещений — на внешние улицы.

Архитекторы

Автором проекта Мариинского дворца является русский архитектор Андрей Штакеншнейдер. Этот комплекс считается его лучшей работой. Он привлекал к сотрудничеству профессоров и бывших студентов Академии художеств, которые занимались второстепенными корпусами и помещениями.

В 1890-х гг. здание капитально ремонтировалось и частично реконструировалось под руководством академика Императорской Академии художеств, архитектора Людвига Петерсона. В 1906-м по проекту русского зодчего Леонтия Бенуа Зимний сад был перестроен под Большой зал заседаний.

Зал заседаний, assembly.spb.ru

Во время ВОВ Мариинский дворец серьезно пострадал от бомбежек. Восстановительные работы проводились под руководством архитектора М. Шепелевского.

Ордена на фасаде

В 2005–06 гг., в ходе масштабной 9-месячной реставрации экстерьера Мариинского дворца, на аттике были воссозданы лепнина и городской герб, удаленный с фасада в 1960-х гг. Гипсовые слепки наград Ленинграда на центральном ризалите заменили укрупненными металлическими копиями:

  • медали Золотая Звезда;
  • 2 орденов Ленина;
  • ордена Октябрьской Революции;
  • ордена Красного Знамени.

Государственный совет

Мариинский дворец вернулся в императорскую собственность в 1884 году и оставался там до 1917 года. В этот период во дворце размещались Государственный совет , Императорская канцелярия и Комитет министров , который после 1905 года стал Советом министров . Большой зал заседаний Госсовета спроектировал Леон Бенуа .

15 апреля 1902 года, партия социалистов — революционеров член Балмашёв убили министра внутренних дел , Сипягин , в то время как министр был между заседаниями во дворце.

В 1904 году художник Илья Репин завершил Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года   . Картина заказана в ознаменование столетия Государственного Совета. Размер полотна составляет 4 на 8,77 метра (13,1 × 28,8 футов), и на нем изображена 81 историческая фигура, в том числе Николай II . Репин записал в своем дневнике, что картина некоторое время экспонировалась в Зимнем дворце, а затем была установлена ​​в Мариинском дворце.

Участок

В 1761 году, участок земли в южной части теперешней Исаакиевской площади, на котором сегодня располагается Мариинский дворец, был приобретен генерал-поручиком, камергером, графом Иваном Григорьевичем Чернышевым. В следующем году по проекту Ж. Ю. Валлен-Деламота здесь началось возведение крупного особняка. Граф хотел, чтобы его имение получилось простым, без золота и серебра, но очень красивым, хорошо убранным и благородным. 4 октября 1765 года Чернышев заселился во дворец. В декабре следующего года он принимал в нем императрицу Екатерину II. На тот момент здание считалось одной из главных достопримечательностей Петербурга.

В 1797 году, когда Иван Григорьевич умер, дворец перешел в собственность его старшего сына Григория. Спустя некоторое время, из-за долгов здание было заложено и взято в казну. Часть помещений стали сдавать в аренду. Здесь торговали разными товарами, начиная от картин, и заканчивая колбасой. Второй этаж и сад заняло мещанское общество под названием «Шустер-клуб». Какое-то время во дворце жил Французский принц Конде.

Во время реконструкции Адмиралтейства по проекту Захарова дворец Чернышева был отдан в аренду коллегии Адмиралтейств. Захаров лично занимался приспособлением постройки для чиновничьих нужд. В 1810-х данный участок планировалось отдать под строительство дворца младшего брата Александра I – князя Михаила. Проект был поручен Карлу Росси. По задумке архитектора, здание должно было иметь трапециевидную форму с выходом главного фасада на площадь, и садом во дворе. Предполагалось, что перед дворцом будет снесено несколько частных домовладений, расширено Синий мост и увеличено площадь. Сославшись на дороговизну выкупа частных строений, находящихся около дворца, от проекта перестройки отказались.

В мае 1823 года Николаем I была учреждена Школа гвардейских прапорщиков. 10 августа 1825 года она была перенесена во дворец Чернышева. Здание надстроили третьим этажом и установили на его аттике герб. В 1826 году заведение переименовали в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В ней обучение проходили М. Ю. Лермонтов и А. И. Барятинский.

Труппы

Творческий коллектив театра включает 2 труппы:

  • балетную
  • оперную

Балетная труппа зародилась в конце 18 в. Ее костяк составили придворные танцовщики, выпускники французской танцевальной школы под руководством Ж.Ланде. В 19-20 вв. с артистами Мариинки сотрудничали прославленные балетмейстеры:

  • Ш. Л. Дидло
  • М.Петипа
  • В. Мейерхольд
  • В. Вайнонен
  • Л.Якобсон
  • С.Каплан

В истории театра вписаны имена выдающихся танцовщиков – Вацлава Нежинского, Рудольфа Нуриева, Михаила Барышников. Славу русского балета утверждали и поддерживали балерины – Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова. До начала 19 в. на сцене Мариинского театра выступали преимущественно иностранные артисты. В 30-40-х гг. 19 в. постепенно формируется русская оперная труппа. Репертуар театра постоянно пополнялся новыми операми европейских и российских композиторов, что способствовало расширению труппы и привлечению в ее состав артистов с исключительными певческими данными.

Первыми голосами Мариинского театра были:

  • Осип Петров
  • Федор Шаляпин
  • Медея и Николай Фигнер
  • Софья Преображенская
  • Леонид Собинов

В составе трупп артисты со званиями заслуженный и народный, лауреаты национальных и международных конкурсов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: