Просвещение и образование
Первая газета. В начале XVIII в. в России стала выходить первая печатная газета «Ведомости». Самый ранний сохранившийся ее экземпляр датирован 2 января 1703 г.. Поначалу газета печаталась кириллицей, но позже перешла на гражданский шрифт. В 1710 г. Петр I лично отобрал его окончательный вариант , сделав свои пометы. Одновременно числа, писавшиеся буквами, стали обозначать арабскими цифрами. В таком виде был издан первый русский учебник математики – «Арифметика, сиречь наука числительная», написанный Л.Ф. Магницким.
Первый номер газеты «Ведомости». 2 января 1703 г
Газета «Ведомости». 1711 г
Образец гражданской азбуки, исправленный рукой Петра I. 1710 г
Л.Ф. Магницкий. «Арифметика, сиречь наука числительная». 1703 г
Первая библиотека. За первую четверть XVIII в. в России вышло книг больше, чем за 150 предшествующих лет. Изменилось их содержание и оформление. На смену церковным книгам пришли светские, причем немало учебников и справочников. В книгах появилось оглавление, титульный лист, нумерация страниц.
Л.Ф. Магницкий. «Арифметика, сиречь наука числительная». 1703 г
Книга «Символы и эмблемата». Титульный лист. 1705 г
Книга «Геометриа славенски землемерие». Титульный лист. 1708 г
В 1714 г. в Петербурге была основана первая в России публичная библиотека. Сначала она размещалась в палатах Кикина, а затем была передана в ведение созданной Академии наук и переехала в Кунсткамеру. Ныне Библиотека Академии наук (БАН) является одной из крупнейших в России и занимает вместительное здание, стоящее неподалеку от Кунсткамеры.
Палаты Кикина. 1714, 1720-е гг. Петербург
Библиотека Кунсткамеры. Гравюра с рисунка И.Я. Шумахера. XVIII в
Библиотека Академии наук. Петербург
Первый музей. В 1714 г. был основан первый российский музей – Кунсткамера. В нем можно было увидеть анатомических уродцев, коллекцию минералов, скелеты животных и людей, произведения искусства, оружие и многое другое.
Кунсткамера. Разрез. Неизвестный художник. 1741 г
Экспонат из коллекции доктора Ф. Рюйша. Кунсткамера
Самородок серебра. Кунсткамера
Скелет сиамских близнецов. Из коллекции Ф. Рюйша. Кунсткамера
Ладья небесная. Китайская механическая игрушка. Кунсткамера
На Васильевском острове для музея построили отдельное здание. Его венчает высокая башня, в которой была устроена обсерватория, и помещен огромный Готторпский глобус, подаренный Петру I герцогом Голштейн-Готторпским.
Кунсткамера. Архитекторы Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель и другие. 1718–1734 гг. Петербург
Готторпский глобус. XVII в. Кунсткамера
Академия наук. В 1724 г. Петр I подписал указ об учреждении Академии наук, позже подтвержденный императрицей Екатериной I. В состав Академии были включены публичная библиотека и Кунсткамера с обсерваторией и конференц-залом.
Указ Екатерины I о создании Российской Академии наук. 1725 г
Кунсткамера. Библиотека. Гравюра с рисунка И.Я. Шумахера. XVIII в
Конференц-зал Академии наук. Кунсткамера
В первые годы существования Академии в ней работали исключительно иностранные ученые, в том числе два выдающихся математика немец Л. Эйлер и швейцарец Д. Бернулли. Первым президентом Российской Академии наук Петр назначил своего лейб-медика немца Л.Л. Блюментроста. Во второй половине XVIII в. на Васильевском острове было построено здание Академии наук, в котором разместился зал заседаний, типография, книжный магазин, квартиры академиков.
Портрет Л. Эйлера. Художник Э. Хандманн. 1756 г
Д. Бернулли
Л.Л. Блюментрост
Академия наук. Архитектор Дж. Кваренги. 1783–1789 гг. Петербург
Внутренне устройство дворца
Дворец был рассчитан на пребывание гостей исключительно в теплое время года, поэтому в него заезжали в мае и оставались вплоть до октября. Всего во дворце располагалось 14 комнат, 2 поварни, 2 коридора. Служебные коридоры предназначались для обслуги. С этим коридором сообщались: а) Гардеробная; б) Денщицкая (1-й этаж); Фрейлинская (2-ой этаж); в) поварни, туалеты, топочные отверстия печей; г) служебная винтовая лестница, скрытая за дубовой резной конструкцией, напоминающей шкаф. Наружная дверь из коридора выходила на фасадную невскую галерею.Летний дворец был расположен таким образом, что его стены омывались с трех сторон водой: с севера – Нева, с востока – Фонтанка, а с юга, перед входом, располагался гаванец. Углом восточного и северного фасадов дворец «врезался» в поток вод Невы, создавая впечатление движущегося корабля. Подходившие ко дворцу лодки и ялики швартовались у фасадов дворца словно у бортов корабля, чему служат доказательством причальные кольца, расположенные на южном и восточном фасадах здания.Благодаря местоположению дворца, в нем была устроена проточно-промывочная канализация. Она соединяла 6 туалетов с помощью деревянных коробов, заменяющих современные трубы.Нижняя поварня была обустроена очагом, разделочными столами, кладовыми, а главное – мойкой с проточной водой. Об этом, в условиях того времени, можно было только мечтать. Вода подавалась от фонтанной системы летнего сада. Ее закачивали насосы в чугунный бак, расположенный на чердаке.Надо отметить, что в петровские времена дуб массово использовался для нужд флота и не разрешалось его брать для строительства домов. Однако интерьер дома изобиловал изделиями из дуба, за исключением двух комнат – зеленого кабинета и личного кабинета Петра І, который был отделан ореховым деревом. Смежные с кабинетом комнаты – столовая и спальня царя. На филенке двери, ведущей в спальню, изображены голгофы (предположительно работы самого Петра І). В кабинете находится уникальный ветровой прибор – это три диска, заключенные в резную рамку: верхний был часами со стрелками (часовой, минутной и секундной), нижние диски «ветровые указы», были соединены с флюгером на крыше и показывал направление и силу ветра.Прекрасно сохранена отделкам Зеленого кабинета второго этажа. Он стал образцом интерьера в духе французской моды: стены украшены декоративными росписями, зеркала, десюдепорты.Фасад дворца выполнен в виде триумфа и позволяет считать его первым памятником побед России в Северной войне.
История дворца
На протяжении 18 столетия на этом месте было воздвигнуто 5 Зимних дворцов.
1. Свадебные палаты Петра Великого
В начале 18 столетия были построены свадебные палаты для Петра I. Это здание глава города подарил царю в честь бракосочетания.
2. Зимний дворец Петра I
Приказ на строительство нового Зимнего дворца царь поручил архитектору Георгу Маттарнови в 1716 году. При строительстве здания на 50 метров к реке пришлось передвинуть Дворцовую набережную. Император через 4 года обосновался в сооружении, а в 1725 году скончался.
3. Зимний дворец Анны Иоанновны
Статус столицы вернула Санкт-Петербургу императрица Анна Иоанновна. Она решает обосноваться в Зимнем дворце и придает ему статус официальной резиденции. Однако конструкция не соответствовала потребностям государыни, и она приказывает переоборудовать сооружение. За строительство берется Ф. Б. Растрелли в 1731 году.
Государыня переехала в новое здание на постоянное жительство спустя 4 года. Здание состояло из четырех этажей, на которых располагалось около 70 парадных залов, примерно сто спальных комнат, служебные и караульные помещения, и собственный театр.
Елизавета Петровна садиться на престол после кончины Анны Иоанновны. Она хочет еще более шикарную конструкцию, чем ее предшественница и приказывает отделить комнаты, примыкающие с юга к Световой галерее.
В середине 18 столетия государыня поручает Ф. Б. Растрелли расширить сооружение. Архитектор строит новые помещения в унисон существующему. Через год после этого императрица приказывает изменить здание по высоте в сторону увеличения. Растрелли приходиться преобразовывать свои чертежи, и он советует государыне строить здание на другом пространстве города. Но она отказывается перемещать здание. Это привело к тому, что в 1754 году подписывается приказ на воздвижение здания дворца на прежнем участке.
5. Пятый (существующий) Зимний дворец
Действующий Зимний дворец возводился с 1754 по 1762 год. Правительница снимает с должности архитектора Растрелли, и строительством занимаются уже другие архитекторы во главе с Бецким. В постройке располагалось более 1500 комнат. Государыня скончалась раньше, чем закончилось строительство. Здание сдавали в эксплуатацию уже Петру III. Сооружение обошлось в более чем 2,6 миллиона рублей.
В стенах дворца Екатерина II приказывает соорудить для своего любовника графа Орлова комнату.
Императрице из Германии в счет погашения задолженности князю В. Д. Долгорукову вручили более 300 дорогих полотен. Эти картины стали истоком коллекции Эрмитажа.
В 1783 году императрица издает указ о разрушении дворцового театра.
Много происшествий повидал Зимний дворец в Санкт-Петербурге с тех времен. Он пережил страшный пожар, в результате которого пришлось восстанавливать весь интерьер и статуи на кровле здания. Видел покушение на императора Александра II. Стал местом проведения шикарных костюмированных балов. В нем располагался госпиталь, Временное правительство. Пережил тяжелый штурм в революционные годы. Центр культурного наследия Санкт-Петербурга располагался во дворце. В тяжелые годы ВОВ служил бомбоубежищем для более двух тысяч граждан. Очень сильно повредили здание военные бомбардировки – реставрация сооружения длилась многие десятилетия после войны.
Сегодня Зимний дворец представляет собой шикарную конструкцию и имеет конфигурацию прямоугольника со сторонами 137 на 106 метров. Высота здания 23,5 метра. Дворец отлично расположился на территории города, и придает ему художественно-композиционный колорит.
Первый строитель Петербурга — Трезини
Возвёл Фонтана также парадные дворцы для генерал-адмирала Апраксина и князя Гагарина. Все остальные постройки Фонтана построил тоже — для Меншикова и уже в Санкт-Петербурге, Ораниенбауме, Кронштадте. Что стало с «княжьим архитектором» после падения и ссылки Светлейшего князя Меншикова, неизвестно.
А первый архитектор Санкт-Петербурга Доменико Андреа Трезини, уроженец итальянской Швейцарии, умер в 1734 году, посвятив городу на Неве 30 лет своей жизни. Трезини был первым и единственным архитектором новой столицы во время «деревянного» и «мазанкового» периодов в истории города.
Первые архитекторы России
Русский посол при дворе датского короля Фредерика IV — Андрей Измайлов 1 апреля 1703 года подписал в Копенгагене договор с 10-ю итальянцами об их службе в России. Для будущего Петербурга это был крайне успешный союз — среди 10 итальянцев значился Доменико Трезини. Он начнёт свою деятельность у нас с мазанковой башни — «Кроншлот», затем воплотит в камне самые лучшие веяния зодческой моды и чаяния царя, а также претворит в жизнь желания первых петербуржцев.
Из истории известно, что в 1703 году с Доменико Трезини приехал в Россию ещё один итальянский архитектор — Марио Джованни Фонтана: почти земляк, вместе они были из одного кантона. Оба прибыли, сначала, — в Архангельск, потом — в Москву. До 1710 года Фонтана находился в распоряжении Оружейной палаты, где поднимал сгоревшие на территории Кремля здания.
Сразу же Фонтана начал выполнять заказы Меньшикова — достраивал церковь Архангела Гавриила, «что на Чистом пруду», начатую Иваном Зарудным. Перестроил этот архитектор и подаренный Меншикову Петром дворец Франца Лефорта, что был возведён в традициях московского барокко «каменных дел художником» Дмитрием Аксамитовым.
Фото и описание
Летний дворец Петра I находится в Летнем саду Санкт-Петербурга. Сад заложила большая группа садовых мастеров и архитекторов в первые годы основания города. У Петра I была мечта – разбить сад в версальском стиле. Поначалу в своем доме он лишь отдыхал и следил за работой, а потом здесь жил с семьей в летнее время.
После того, как Мойка была соединена с Невой Лебяжьим каналом, образовался маленький остров. В его северной области в 1710-1714 годах был возведен Летний дворец, являвшийся одним из первых каменных дворцов в Петербурге. Автором проекта выступил архитектор Д. Трезини. Внутренняя обстановка создана под руководством немецкого архитектора и скульптора А. Шлютера. Предание повествует о том, что царь поручил возвести дом так, чтобы здание символизировало новую политику страны. Тогда Трезини расположил здание дворца так, что 6 из его 12 окон смотрели на запад, а другие 6 – строго на восток. Свое решение архитектор объяснил следующим образом: «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку».
В царской резиденции была построена I система канализации Петербурга. Вода попадала в дом с помощью насосов, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с 3-ёх сторон был окружен водой, движущей силой системы выступало течение Фонтанки. В 1777 году случилось наводнение, и маленькая бухта Гаванец перед домом была засыпана. Канализационная система перестала действовать.
В вестибюле дворца на Петра I один из раскольников совершил покушение.
В 1925 году Летний дворец был передан Русскому музею, а с 1934 года здесь была организована работа Историко-бытового музея. В 1960-х годах была проведена научная реставрация музея. Руководителем выступил архитектор А.Э. Гессен. В ходе работ удалось воссоздать многие первоначальные элементы Летнего дворца.
После кончины Петра I и Екатерины I в их доме практически никто не жил. Одно время здесь организовывались заседания Верховного Тайного совета, а позже во дворец на отдых приезжали императорские придворные.
Архитектурный стиль здания – барокко. Это выражается в четких пропорциях и многочисленных окнах, барельефах и лепном фризе под кровлей. Облик здания – строгий. Крыша – высокая, четырехскатная. Водостоки сделаны в виде крылатых драконов. Фасады декорированы фризом из 29 барельефов, которые разделяют этажи.
Каждый этаж здания оборудован 7-ю небольшими жилыми комнатами. Большие залы отсутствуют. Отделка вестибюля выполнена в виде резных дубовых панелей, которые расчленяют пилястры ионического ордера. Скульптором Н. Пино было выполнено барельефное изображение Минервы.
На I этаже находились царские покои, на II – его супруги Екатерины и детей. В приёмной император принимал устные и письменные жалобы и просьбы. Около приёмной располагался карцер для провинившихся. Из приёмной можно было пройти в большую комнату, называемую ассамблеей. На I этаже также располагались поварня со столовой и спальня, гардеробная и комната для дежурного ямщика. Здесь же находились токарня и станок, на котором Петр Великий любил работать.
На II этаже здания, кроме гардеробной, поварни и комнаты для фрейлин, находятся тронная, детская, спальня и комната для танцев. Особенного внимания заслуживает Зеленый кабинет, который украшен живописными вставками, позолотой и лепкой. Поварня и кабинет императора декорированы редкостными голландскими изразцами, камины – лепными барельефами. Плафоны кабинета живописно расписаны мастером Г. Гзелем.
В оформлении комнат принимали участие русские художники И.Заварзин, А.Захаров и Ф.Матвеев. В гостиных сохранилась атмосфера, которая царила и в прежние времена. Также здесь можно увидеть редкие портреты, полотна, изображающие морские суда и сражения, и пейзажи. Раритетом музея является ветровой прибор, привезенный из Дрездена. В движение его приводит установленный на крыше флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца.
В Летнем дворце Петра I до сих пор сохранилась уютная семейная атмосфера.
Режим работы и билеты в Зимний дворец Петра I в Санкт Петербурге
Режим / время работы Зимнего дворца Петра первого Эрмитажа Санкт Петербурге следующий:
вторник, четверг, суббота, воскресенье 10:30 — 18:00 (кассы работают до 17:00)
среда и пятница 10:30 — 21:00 (кассы работают до 20:00)
понедельник, 1 января и 9 мая — выходной день
График работы и цены на билеты в Эрмитаж по состоянию на июнь 2016
Стоимость входных билетов для граждан России и республики Беларусь
Для взрослых посетителей 400 рублей
это единый входной билет в Главный музейный комплекс и обособленные объекты (Главный музейный комплекс Эрмитаж, Главный Штаб, Зимний дворец Петра I) и действует в течение дня.
Если Вы планируете в это день посетить только один из музеев (Эрмитаж или Главный Штаб или Зимний дворец Петра I), то стоимость билета составит 300 руб. При покупки данного билета необходимо предупреждать кассира иначе кассир продаст комплексный билет.
Первый четверг каждого месяца — день бесплатного посещения музея для всех категорий индивидуальных посетителей.
Бесплатно посещают: дети дошкольного и школьного возраста, учащиеся образовательных учреждений, студенты (вне зависимости от гражданства), пенсионеры — граждане России.
Обязательно имейте паспорт, если пенсионер обязательно пенсионное удостоверение, студенты студенческий билет, при отсутствии документов даже Россиянам придется покупать билет как иностранцам по 600 руб., но иногда удаётся убедить кассира, что мы свои.
А где Пётр жил до постройки Зимнего дворца Петра? На этот вопрос вы найдёте ответ если прочитаете пост о музеи Домик Петра 1 в Санкт Петербурге. Домик был первым гражданским зданием построенное в новом городе.
Домик Петра I в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото
26 мая 1703 года в месте, указанном Петром I, на современной Петровской набережной был возведён небольшой деревянный домик — Первоначальный дворец. Также его именовали Красными хоромами. Домик Петра является первым зданием в городе, и, как видно из названия, предназначался он для проживания царя.
Домик Петра I в Санкт-Петербурге
Вокруг домика выстроена защитная галерея
Наверное, многие туристы, проходя по набережной или по Троицкому мосту, обращали внимание на здание, стоящее в глубине сада. Но не все знают, что сам домик Петра — это не та кирпичная постройка, которую хорошо видно с улицы
Историческое здание находится внутри этой защитной каменной галереи.
Как добраться на метро
До домика Петра очень легко добраться общественным транспортом — в десяти минутах от него расположена станция метро «Горьковская». Это синяя ветка метрополитена. Стоимость взрослого входного билета в музей — 250 рублей. На кассе принимают банковские карты.
Перейти к карте
Кабинет
Обстановка здесь очень простая
Посещение музея не займёт у вас много времени, поэтому вполне можно совместить экскурсию с посещением близлежащих достопримечательностей — музеев Петропавловской крепости или знаменитого крейсера «Аврора».
Немного истории
Домик Петра был построен всего за три дня — с 24 по 26 мая 1703 года. Неудивительно, ведь это самый маленький из известных дворцов: его размер составляет 12,7 × 5,7 метров.
Осмотреть комнаты домика можно только через окна. Благо, они очень большие
Бюст Петра I
Ещё при жизни Петра, в 1723 году вокруг домика была возведена защитная галерея. Причём идея сохранения здания принадлежала самому императору. Архитектором галереи являлся знаменитый Доменико Трезини, автор проектов здания Двенадцати коллегий и Петропавловского собора. С течением времени галерея обновлялась и расширялась, так при Александре III у неё появилось две пристройки.
Спальня
Лодка-верейка
В XIX веке вокруг домика разбит небольшой сад, в котором был установлен бюст Петра. А в 30-х годах XX века домик стал музеем. Сегодня он входит в состав Русского музея Санкт-Петербурга.
Что посмотреть
Внутри каменной постройки расположен совсем небольшой деревянный домик. На его окнах установлены решётки, через которые посетители могут разглядеть строгую обстановку жилища. Внутрь попасть нельзя. Всего в домике четыре помещения — сени, спальня, кабинет и столовая. В общем, минимальный набор комнат для проживания и работы.
Столовая
Информационные стенды
В одной из галерейных пристроек располагаются информационные стенды с историей домика и фактами об основании Санкт-Петербурга. Во второй пристройке находится лодка-верейка, построенная Петром I.
Как я слышал, у посетителей возникает вопрос, как же обогревалось жилище царя, если на крыше нет трубы? В конце лета 1703 года Петр уезжает из Петербурга, а ко времени его возвращения на Дворцовой набережной уже был возведён тёплый Зимний дворец. По всей видимости, отопления домика и не требовалось.
Вид на каменную галерею
Ещё один бюст царя
С южной стороны от домика находится сад, в котором можно спокойно отдохнуть или спрятаться от солнечных лучей — в нём достаточно много зелени. Кстати, по особым случаям деревья здесь сажали члены императорской семьи. Плюсом этого небольшого сада является то, что вход в него со стороны набережной закрыт, и посетителей здесь обычно совсем немного.
Декоративные элементы ограды
Вид на домик из сада
Продолжить же знакомство с бытом первого российского императора я рекомендую в Летнем дворце Петра I. Он находится на другой стороне Невы, на территории Летнего сада.
Если кратко, в целом:
- небольшая, но интересная историческая экспозиция;
- удобное расположение;
- после посещения можно отдохнуть в уютном саду.
История создания дворца
Надо сказать, что Петр Первый начал освоение островной части будущего Петербурга на противоположном от Петропавловской крепости берегу с постройки крепости-верфи Адмиралтейства и с создания дороги-просеки к Новгородскому тракту (будущий Невский проспект). Параллельно с этими важными для будущего города задачами, Петр разрабатывает идею создания Летнего сада в месте соединения Фонтанки и Невы, предполагая создать прекрасный сад-парк типа знаменитого версальского.
Летний дворец в Летнем саду времен Петра Первого (гравюра)
Здесь же строится и довольно скромный Летний дворец императора. Ведь находясь поблизости от создаваемого парка, Петру было легче контролировать садово-парковые работы, да и жить в летний период в садово-парковой зоне и в тоже время находиться в черте города, было довольно практично и комфортно.
Двухэтажный дворец для Петра Первого построил Д.Трезини в виде
голландского домика. Как все имеющиеся сооружения того периода, Летний дворец сооружен в стилепетровского барокко . По строгому облику здания сразу понятно, что дворец создавался не для торжественных приемов, а для частного проживания императорской четы. Здание имеет четкие пропорции, множество окон и четырехскатную крышу. Цокольный этаж со временем ушел в землю, оттого дворец кажется невысоким.
На фасадах дворца можно увидеть изображения сцен Северной войны
Фасадная часть дворца украшена аллегорическими изображениями сцен Северной войны
, которая на тот момент еще продолжалась. Двумя своими сторонами дворец смотрит на Неву и Фонтанку, а с третьей был оборудованГаванец – искусственный водоем для небольших галер. Благодаря окружению водой Дворец напоминал плывущий корабль.
«Гаванец» занимал небольшую площадку перед Дворцом
Этот дворец сразу же предполагался для летнего проживания
императора, поэтому он не был достаточно утеплен. Жил здесь Петр с женой Екатеринойс 1712 года ежегодно с мая до октября. То, что Петр не построил себе новой городской летней резиденции, говорит о том, что и в этом небольшом дворце ему было достаточно комфортно.
Интерьер дворца
В двухэтажном, покрытом четырехскатной крышей здании насчитывалось всего четырнадцать комнат (по семь на каждом из этажей), расположенных в анфиладном порядке, две кухни, два внутренних коридора и двенадцать окон, в равном количестве (по шесть) выходящих на западную и восточную стороны, что, согласно пожеланию государя, символизировало внешнюю политику России — равное содружество как с западными, так и с восточными странами.
Для служебных целей использовался внутренний коридор с винтовой лестницей, скрытой от парадных комнат дубовыми резными шпалерами, напоминающими шкаф, выполненными, кстати, по чертежам самого государя. Для Петра I обустроили комнаты в первом этаже, для императрицы Екатерины, детей и фрейлин — во втором.
Планировка комнат первого и второго этажей была полностью идентичной. Почти все они были отделаны дубом, а для украшения использовалась позолота, лепнина, изразцы, резное дерево, полотна с изображением морских военных баталий, редкие портреты и пейзажи. Уникальные интерьеры дворца были созданы известными мастерами той эпохи: А. Захаровым, Ф. Матвеевым, И. Заварзиным.
В небольших покоях первого этажа располагалась приемная, в которой Петр I принимал посетителей и рассматривал просьбы и жалобы, с находившимся в соседнем помещении карцером для проштрафившихся, а также:
- спальня,
- гардеробная,
- столовая,
- ассамблея.
Но особенно государь гордился токарной комнатой, в которой было собрано огромное количество слесарного инструмента, компасов, различных приборов. Петр Великий проводил очень много времени в своей мастерской, вытачивая на станках различные детали, а также создавая макеты кораблей и предметы мебели.
Второй этаж царского особняка был обустроен более комфортно — императрица Екатерина, как любая женщина, ценила не только удобство, но и красоту. Именно для нее комнаты оформили более пышно и нарядно, украсив их большим количеством картин, зеркал, изразцовых печей и каминов.
Одну из комнат — Зеленый кабинет, украшала живопись, а в стенных шкафах размещались редкие драгоценные камни, фигурки из фарфора, нефрита, слоновой кости, дерева и разные экспонаты и диковинки, привезенные из Голландии и положившие начало знаменитой петровской «Кунсткамере».
В царской резиденции, получившей название «Летнего дворца», впервые в северной столице была устроена система канализации — вода насосами выкачивалась из Фонтанки, по трубам подавалась в покои, и после циркуляции вновь сливалась в реку. Правда, после наводнения 1777 года гавань пришлось засыпать, и канализация перестала функционировать.
Внешний вид Летнего дворца за все годы своего существования не претерпел никаких изменений, разве что изначально крытую черепицей крышу заменили свинцовой.
- Фасады довольно простого и скромного здания украшены узким фризом,
- углы — рустом,
- окна — широкими декоративными наличниками,
- пространство между окнами первого и второго этажей — аллегорическими барельефами, символизирующими победу над Швецией, выполненными немецким зодчим Андреасом Шлютером.
Перед центральным входом в здание мастер расположил великолепную скульптурную композицию, изображающую римскую богиню Минерву с военными трофеями и победными знаменами. Крышу увенчал медным флюгером, изображающим святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. Углы крыши зодчий украсил водостоками из прорезного железа, изображающие крылатых драконов.
Машиностроение
Сестрорецкий Оружейный завод на рубеже XIX—XX вв.
Кузница Сестрорецкого завода. Худ. Н.Куртейль, первая половина XIX в.
Сестрорецкий завод
Сестрорецкий оружейный завод был построен в 1721—1724 гг. на берегу Финского залива у созданной для завода плотины, перегородившей реку Сестру и образовавшей огромное водохранилище (Сестрорецкий разлив). Пётр I задумал создать завод на этом месте ещё в 1714 г., сразу после победы над шведами при Гангуте, которая означала окончательное закрепление России на берегах Балтики. 1714 г. считается годом основания города Сестрорецка. В последующие годы здесь была создана пристань, построен дворец для Петра I и начаты подготовительные работы по созданию завода. Новый завод располагался непосредственно вблизи , и на него было переведено около половины рабочих с относительно отдалённых в Карелии, а также часть техники оттуда. Также был переведён и начальник Олонецких заводов Вилим де Геннин, который руководил строительством нового завода на первом этапе, пока не уехал строить заводы на Урале.