Происхождение названия Архангельское
Как и большинство именитых мест, усадьба Архангельское получила свое название не сразу. Изначально, это место называлось Уполозьем. Однозначно сказать откуда оно взялось сложно: одни утверждают, что имя дали в силу частых оползней в данной местности, другие – в честь московского дворянина-хозяина Алексея Ивановича Уполоцкого.
Общий вид
В 17 в. русское государство испытывало сложные времена – Смутное время. Со смертью Ивана Грозного и его сыновей Федора и Дмитрия прекратилась царствовавшая династия Рюриковичей. К власти поочередно стали приходить боярские роды Годуновы, Юрьевы, Шуйские и другие. Первым на царский престол был возведен Борис Годунов, но его правление началось с трехлетнего неурожая, массового голода и народных бунтов.
Фонтан
В результате всех этих событий страна погрузилась в хаос. На престол взошел Лжедмитрий I. Его правление не было долгим и после очередного переворота царем был избран Василий Шуйский. Следом пришли времена правления Лжедмитрия II, королевича Владислава и Семибоярщины.
Села и деревни продавались за гроши, лишь бы избавиться от хлопотного хозяйства, не приносившего дохода. В итоге, Уполозье купили по дешевке братья Киреевские, а вскоре перепродали. Около 20 лет вотчина переходила из рук в руки и принадлежала Шереметевым, Одоевским, Черкасским и приобретала разные названия.
Аллея
В начале 16 века на территории Уполозья стояла деревянная церковь Архангела Михаила. При князе Одоевском, во времена смуты, вместо деревянного храма возвели белокаменный, по данным старых приходных книг строительством руководил крепостной зодчий Павел Потехин. Храм отличается диагональным расположением пределов и сводчатыми, ажурными перекрытиями.
Церковь была одним из немногих каменных строений в округе. В 17 веке храм был не только местом совершения церковных обрядов, но и центром общественной жизни всей деревни. С этого момента вотчину официально переименовали в Архангельское.
Проклятие рода Юсуповых
Существует легенда, что над семьей Юсуповых довлел злой рок, известный как проклятие рода Юсуповых. А началась эта история еще во времена Ивана Грозного. Царь Иван Васильевич в те годы активно укреплял границы своего государства, попутно расширяя их. Таким образом, под его юрисдикцию попали земли Ногайской Орды. Ее лидер, хан Юсуф-Мурза, устав от бесконечных войн, пошел на мировое соглашение с русским правителем, и как гарантию искренности своих намерений отослал в Москву двух своих сыновей.
Сейчас существует несколько версий, как на потомков уважаемого рода наложили проклятие. Было ли это после примирения с Московским царем, или после того, как наследники Юсуфа-Мурзы приняли православие, неизвестно. Но факт остается фактом: из всех родившихся у Юсуповых наследников мужского пола в каждом поколении выживал только один. Для остальных пределом жизни был возраст в 26 лет. Последним из погибших в России членов семьи стал Николай Юсупов, застреленный на дуэли в возрасте 25 лет.
Памятник «Скорбящий гений»
Николай, старший сын владельцев усадьбы был влюблен в красавицу Марину Гейден и встречался с ней и после ее замужества. Оскорбленный муж, граф Арвид Мантейфель вызвал соперника на дуэль, где и застрелил его в Петербурге, на Крестовском острове. В память о сыне, в Архангельском был установлен памятник из бронзы «Скорбящий гений» немецкого скульптора Карла Барта. Николай похоронен в усадьбе «Архангельское» рядом с сестрой матери Татьяной.
Второй сын Юсуповых Феликс, женатый на племяннице Николая II Ирине, прославился участием в убийстве Григория Распутина. Вместе со своей семьей он сумел эмигрировать за границу после революции и дожил до 80 лет. Феликс был последним князем в роду Юсуповых.
Усадьба в наше время
В наше время усадьба Архангельское – это музей, площадка для концертов, парк, выставочный комплекс, место для проведения свадеб и просто место для приятного времяпрепровождения всей семьей.
11 лет подряд усадьба была местом для проведения Джаз-фестиваля. Джаз-фестиваль – это одно из крупнейших музыкальных событий в России под открытым небом. Сюда приезжали музыканты, певцы, джазмены, люди разных музыкальных направлений, ежегодно привлекая десятки тысяч желающих посмотреть на интересное шоу.
При поддержке Департамента по культуре города Москвы, в рамках фестиваля «Лучший город Земли» с 2015 года местом проведения фестиваля выбрана усадьба в Царицыно. В силу более выгодного месторасположения и транспортной доступности, организаторы мероприятия рассчитывают привлечь большее количество посетителей. Фестиваль проходит в 20-х числах июня.
Джаз-фестиваль
Малый дворец «Каприз»
В конце XV века в западной части регулярного сада построили малый дворец «Каприз». Надстроенный архитектором Евграфом Дмитриевичем Тюриным в 1818-1819 гг. Малый дворец был пригоден для проживания в любое время года. Рядом находилось здание «Библиотеки», созданное архитектором Дж. Петонди: сохранилась лишь его Центральная часть с Куполом — так называемый «Чайный домик». «Собственный садик» перед «Капризом» имел круглую клумбу и скульптурное убранство из 35 ваз, бюстов, герм и статуй. Миниатюрный ансамбль Частично восстановлен в ходе реставрации.
Здесь проходит постоянная выставка фарфоровых изделий с росписями, некогда сделанных во времена владения имением Юсуповыми.
Дворец
Дворец – выдающийся памятник архитектуры классицизма, центральное сооружение усадьбы. Проект французского архитектора Жан-Жакоба Герна (1780 г.) был переработан и реализован русскими зодчими. Главное здание («Большой дом») составляет единый ансамбль с флигелями, въездными воротами и колоннадами, замыкающими парадный двор.
Убранство интерьеров включает в себя произведения классического искусства, которые размещены согласно первоначальному замыслу владельца — знаменитого коллекционера князя Николая Борисовича Юсупова.
Внутри дворца организована постоянная экспозиция артефактов, принадлежавших некогда Юсуповым: различные предметы интерьера, домашняя утварь: статуэтки, картины, мебель, отдельна представлена экспозиция карет, одна из которых была подарена царём Николаем I князю Николаю Борисовичу Юсупову.
Что посмотреть в усадьбе Архангельское
Несомненно, главное внимание экскурсантов приковано к зданию дворца в Архангельском, строительство которого было начато в 1784 году князем Н. А
Голицыным. Работы длились более четверти века, но отделка особняка не была закончена и до смерти владельца. Его сын завершил строительство, и в 20-х годах XIX века дворец стал хранилищем бесценной коллекции произведений искусства. Интерьеры особняка демонстрируют высокий художественный вкус его владельцев и архитекторов. Пропорции здания удивительно гармоничны, обилие высоких окон делает интерьеры особенно светлыми, а принципы симметрии нашли свое отражение и в плане, и в его реализации.
Здание театра, построенное итальянцем Пьетро ди Готтардо Гонзагой. Театр в Архангельском был задуман в 1817 году к предстоящим торжествам по случаю пятилетнего юбилея победы над французами. Здание строили из дерева на каменном фундаменте. Сцена имела все необходимые приспособления для быстрой смены декораций, а занавес, расписанный Гонзагой, служил продолжением архитектурных форм зрительного зала. Театр в Архангельском – в числе немногих сохранившихся и не затронутых реконструкцией старинных храмов Мельпомены в мире.
Колоннада или храм-усыпальница – наиболее позднее по времени постройки сооружение в Архангельском. Она была возведена в начале ХХ века в память о членах семьи Юсуповых, похороненных в усадьбе. Автор проекта храма-усыпальницы – Р. И. Клейн, известный своими столичными постройками в духе неоклассицизма и ампира. В Колоннаде в последние годы проходят концерты классической музыки и выступают звезды мировой оперы, хоровые коллективы и камерные ансамбли.
Храм Михаила Архангела был построен на месте деревянной церкви в 60-х годах XVII века. Есть мнение, что строительство возглавлял крепостной зодчий Павел Потехин. Церковь – старейшая постройка в Архангельском, и ее архитектурные особенности выглядят несколько необычными для православных культовых сооружений. Приделы храма расположены по диагонали от основного строения, а сводчатые перекрытия опираются лишь на два столпа. У южной стены храма Михаила Архангела похоронена Т. Н. Юсупова. Надгробный памятник работы М. Антокольского находится сейчас в Чайном домике на территории музея.
Архитектурный ансамбль усадьбы Архангельское включает в себя также Святые ворота и глинобитную ограду у храма Михаила Архангела, построенные в 20-х годах XIX века; конторский флигель XVIII века, перестроенный тогда же архитектором Е. Тюриным; Чайный домик; имперскую колонну, установленную в 1816 году в честь визита в Архангельское российского императора Александра I.
Экспозиция в поместье
Все экспонаты, представленные здесь, являются подлинными, сохранившимися со времен рода Юсуповых. Стараниями сотрудников воссоздана обстановка парадных залов и комнат, максимально приближенная к их первоначальному облику.
Основная часть экспозиции отведена под предметы интерьера, быта и прикладного искусства, например фарфор, принадлежавший Юсуповым. Произведен он был на фарфоровом заводе, выстроенном непосредственно при усадьбе.
В дворцовой коллекции представлены живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства.
В картинной галерее можно увидеть произведения искусства таких именитых мастеров, как Ван Дейк, Буше, Тьеполо и др. В библиотеке при музее собрано более 15 тыс. книг российских и зарубежных авторов XVI-XIX вв.
Коллекции музея в Архангельском
Собрание картин в музее усадьбы – одно из наиболее значительных среди российских коллекций западноевропейской живописи. Наибольший интерес для любителей изобразительного искусства представляют полотна эпохи Возрождения и картины, написанные в XVII-XVIII веках, – «Жертвоприношение Авраама» Аллори, «Отдых на пути в Египет» мастерской Веронезе, «Встреча Антонио и Клеопатры» Тьеполо, работы Тасселя, Лоррена и пейзажи Дюге.
Коллекция скульптуры в имении насчитывает несколько сотен великолепных работ европейских мастеров. Среди самых знаменитых – «Меркурий» мастерской Болоньи, «Диана-купальщица» Фальконе; «Парис» Антонио Кановы, с которым князь Н. Б. Юсупов был знаком лично. Древнейшие шедевры античной скульптуры датированы I в. н. э.
Экспонаты из коллекции декоративно-прикладного искусства разнообразны и по предназначению, и по стилю, и по техническому воплощению. В музее представлены старинные кареты и мебель, которой пользовались владельцы усадьбы. На стендах вы увидите посуду и каминные часы, туалетные принадлежности и ковры, канделябры из серебра и кованные настольные украшения. Экспонаты сделаны из металла и дерева, поделочного камня и стекла, велюра и фарфора, глины и папье-маше.
Усадебный парк
Усадьба была заложена в 60-е гг. XVII в. боярином Одоевским. В XVIII в. она долго принадлежала Голицыным, а затем перешла к Юсуповым (в 1810 г.). Основная застройка продолжалась с 1780 по 1831 г. по проекту французского архитектора де Герна. Сейчас во дворце размещается музей и санаторий.Перед дворцом разбит регулярный парк, террасами спускающийся к Москве-реке. Террасы украшены многочисленными скульптурами, лестницами и боскетами из стриженых лип. Регулярный парк переходит в сосново-березово-липовый лес. Состояние насаждений хорошее, что безусловно является следствием заботливого тщательного ухода. В парке насчитывается 22 интродуцента и 15 местных видов.
Среди интродуцентов преобладают лиственные растения. В хорошем состоянии находятся девять старых сибирских пихт (высота 24 м, диаметр ствола 39 см), аллея лиственницы сибирской (высота 28 м, диаметр ствола 110 см) и пять экземпляров сосны веймутовой (высота 20 м, диаметр ствола 41 см). Наилучшего развития из местных растений достигли: береза плакучая (высота 26 м, диаметр ствола 70 см), ель обыкновенная (высота 28 м, диаметр ствола 70 см), сосна обыкновенная (высота 25 м, диаметр ствола 60 см), дуб черешчатый (высота 25 м, диаметр ствола 43 см) и липа мелколистная (высота 25 м, диаметр ствола 44 см). Все они обильно плодоносят и встречаются в большом количестве.Для дальнейшего улучшения состояния насаждений необходимо в новых загущенных посадках провести выбраковку неполноценных экземпляров. Усадьба охраняется государством.
Достопримечательности
Усадьба Архангельское – это музей с множеством шедевров и, если хотите по достоинству оценить все произведения искусства, то выделите на это как минимум целый день. Композиция включает в себя дворец (Большой дом), малый дворец «Каприз», театр, храм-усыпальницу («Колоннада»), скульптуры, живопись, редкие книги, рукописи, фотофонды и, конечно же, чудесный парк.
Колоннада
Театр
Театр в Архангельском спроектировал мало известный зодчий Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Он же является автором декораций для всей усадьбы. В прошлом, итальянскими архитекторами было возведено много зданий в России. К примеру, Московский Кремль, был спроектирован Миланскими инженерами.
Юсупов и Гонзаго познакомились в конце 18 в. Будучи посланником Екатерины II в Турине, Николай Борисович по достоинству оценил труды архитектора. Гонзаго был учеником художников братьев Галлиари и талантливейшим декоратором театра Ла Скала.
Юсупов пригласил Гонзаго в Петербург, где тот стал декоратором придворных театров. В дальнейшем талантливому художнику стали поручать оформление балов, маскарадов, коронационных торжеств, бракосочетаний членов царских фамилий, похоронных церемоний и многих других мероприятий, требующих торжественности. Только для театра Архангельского Гонзаго создал 12 смен декораций.
Редкий случай, но театр ни разу не подвергался реконструкции с момента его возведения. Первозданный вид его почти полностью сохранен. Но проход на территорию вокруг театра и в сам театр закрыт. В здании за высоким забором сейчас находится коммерческая организация. Суровая частная охранная не допускает на территорию посторонних, хотя формально, здание является частью музея-усадьбы Архангельского.
Театр Гонзаго
Вопрос, как так получилось, что памятник архитектуры попал в руки какой-то коммерческой организации? Ответ прост – в 30-е годы усадьба Архангельское стала подведомственна министерству обороны. На территории построили военный госпиталь, но памятники архитектуры были сохранены.
Но каким-то “удивительным” образом, человек, который никогда даже в армии не был, стал министром обороны. “Господин” из налоговой почти полностью уничтожил и распродал всю российскую армию, но его даже не пожулили за это, хотя в любой другой стране человека посадили бы пожизненно, но наш суд самый “гуманный” суд в мире.
Храм-усыпальница
Смерть одного из сыновей сподвигла чету Юсуповых (Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович) построить этот монумент. Для проектирования привлекли русского инженера Р. И. Клейна. На строительство усыпальницы в Архангельском ушло около 4 лет, но в преддверии открытия мемориала началась война и работы так и не завершили.
Храм-усыпальница
Зинаида Николаевна хотела, чтобы усадьба стала усыпальницей для их рода, но этому не суждено было сбыться: после революции они всей семьей эмигрировали во Францию и более на родину не возвращались.
Колоннада Храма-усыпальницы
Дворец
Большой дом (дворец) – главная достопримечательность усадьбы. Дворец является ярким примером русского классицизма, популярного в то время. Использованы в том числе мотивы римского господства и египетских дворцов.
Дворец
Как доехать до Архангельского
Добраться до поместья можно как общественным транспортом, так и на собственном автомобиле:
- Маршрутка №151 от метро Тушинская. Остановка «Санаторий».
- Автобусы №№540, 541, 549 из Тушино до «Архангельское».
- Электричка до станции «Павшино» от метро «Рижская», «Дмитровская» или «Войковская». Далее маршрутка №49 до остановки «Архангельское» или №31 до «Санаторий».
- На машине по Волоколамскому или Новорижскому шоссе в сторону области доехать до пересечения с Ильинским шоссе. Далее прямо до усадьбы.
Рядом со входом на территорию парка находится платная парковка. Стоимость одного места на день составляет 300 руб.
Коллекции музея-усадьбы «Архангельское»
Спустя 2 года после установления Советской власти в Архангельском открыли музей, основа которого – собрание предметов искусства графа Н.Б. Юсупова. Потомки графа в 1900 году завещали коллекцию, собранную предками, в собственность государства, поэтому мы в XXI веке любуемся прекрасными произведениями мастеров прошлого и можем лучше понять историю нашей страны.
В коллекцию Юсупова входят:
- 600 картин, полотна эпохи Возрождения XVII-XVIII веков;
- более 20 тысяч ценных старинных книг и рисунков;
- издание трактатов Цицерона;
- коллекция скульптур из работ европейских мастеров;
- экспонаты из коллекции декоративно-прикладного искусства: старинные кареты, мебель, посуда и ковры, канделябры из серебра и кованые настольные украшения; экспонаты сделаны из металла и дерева, камня и стекла, велюра и фарфора, глины и папье-маше.
Большой партер
Одна из наиболее значительных частей парка – Большой партер. Огромный прямоугольник (240×70 м), окруженный зелеными шпалерами, аллеями и ритмично чередующимися мраморными статуями, образует свободное пространство, удивительное по благородству и мощи. Прежде даже цветники в парке Архангельского соответствовали общему стилю: они величественно обрамляли гладкие плоскости поверхности партеров, образуя яркую кайму на зеленых коврах.
Южную границу Большого партера определяют две статуи боргезских бойцов (копии с античных памятников). До середины 1930-х годов на площадке позади партера находился цветник с фонтаном и двумя огромными статуями Геркулеса и Флоры, позже перенесенными в другое место.
По сторонам от Большого партера раскинулась сеть боскетов – небольших рощиц из зеленых газонов, обсаженных рядами лип. Подстриженные в форме овала или прямоугольника, эти липы то мерно чередуются, то срастаются кронами, увлекая гуляющих по саду посетителей разнообразием композиций. Один из боскетов близ подпорной стены нижней террасы при Н.Б. Юсупове был превращен в вольер с фазанами, павлинами, редкими породами кур и индеек. Боскеты близ оранжерей на холме у Москвы-реки использовались для выращивания рассады для других частей парка. В боскете близ малого дворца «Каприз» устроили открытый манеж с извилистой дорожкой для выездки лошадей и увитыми зеленью трельяжными нишами для отдыха наездников в тени.
Немного истории
Архангельское впервые упоминается в документах 16 века, а три следующих столетия поместье принадлежало князьям Одоевским, Голицыным и Юсуповым. Архитектурный ансамбль складывался на протяжении 200 лет, представ во всем блеске в начале 19 века. Строительство дворца и переустройство парка началось в 1784 г., при Николае Голицыне, не дожившем до окончания работ. Его вдова продала усадьбу князю Николаю Юсупову, который разместил во дворце богатейшее собрание произведений искусства. Во время войны с Наполеоном раритеты вывезли в Астрахань, имение было разграблено, а в 1820 г. пострадало от сильного пожара. Восстановленное Архангельское стало единым комплексом, которым Юсуповы владели более 100 лет. После революции в усадьбе открылся историко-художественный музей.
В разные годы в Архангельское приезжали Пушкин и Карамзин, Серов и Коровин, Стравинский и Бенуа. Гостями Юсуповых не раз становились и русские императоры.
Архангельское
Усадьба-музей сегодня
В наше время «Архангельское» – единственная усадьба, пример русского усадебного стиля переживает подъём. В дворцовой коллекции – живопись и графика, скульптуры и предметы декоративного искусства. В усадьбе работает фотофонд, ежегодно проходят выставки и лекции, экскурсии, массовые мероприятия и концерты. Ежегодно с успехом здесь проводится «Ночь музеев», фестиваль «Усадьба. Джаз».
В парк приезжают гулять москвичи и гости столицы. На территории – бесплатные зоны wi-fi интернета. Услуги предлагают кафе и рестораны, продуктовые магазины и палатки с мороженым. На территорию приходят и со своей едой, чтобы устроить пикник на поляне парка.