В 1924 году Павло-Обнорский мужской монастырь закрыли
В 1924 году монастырь закрывается. В следующие годы сносят Троицкий собор и другое монастырские постройками, а также разваливают колокольню и ограду. На месте монастыря открыли школу и детский сад. В 1945 году здесь открылся детский санаторий.
Павло-Обнорский мужской монастырь. Фото: pavelobnorskiy.cerkov.ru
Возвращен церкви Обнорский монастырь в 1994 году. До 2003 года он относился к подворью Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1999 году была освящена церковь Успения. В 2003 году Священный Синод постановил отнести монастырь Павла Обнорского к самостоятельному.
Наместником стал игумен Амфилохий Кузнецов. Братия составляла всего 4 человека. При обители открыли столярную мастерскую и хлебопекарню. Была устроена небольшая библиотека.
Свято-Троицкий мужской монастырь был основан отшельником Павлом
Павел родился 1317 году на юге Москвы. Еще в юности, избегая брака, на который его уговаривали родители, он ушел из дома.
В 21 год Павел принял постриг и потом направился к Сергию Радонежскому, благословленный преподобным, прожил 15 лет в полном уединении недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.
21
столько лет было Павлу, когда он ушел на 15 лет в скит
После 15 лет иночества, сподвигнутый Сергием Радонежским, отшельник Павел решился н постройку собственной обители.
Павел Обнорский построил Павло-Обнорскую пуствнь. Фото: st03.kakprosto.ru
В 1389 году, близ обители Дионисия Глушинского, Павел строит себе келью, но вскоре покидает ее и отправляется в Комельский лес.
В течении трех лет его жильем становится дупло липы. Это странное пристанище до сих пор хранится в монастыре.
1414
в этом году началось строительство Свято-Троицуого монастыря на берегу Нурмы
Через три года отшельник покинул лес и отправился вдоль речки Нурмы, на правом берегу которой построил себе келью. Вскоре, вокруг его скита стали оседать другие монахи.
Житие преподобного Павла повествует о странном предвестии ему. В 1414 году отшельник услышал колокольный перезвон с другого берега Нурмы.
История преподобного Павла
Этот святой считается одним из столпов великой Северной Фиваиды, несущий освещающий благодатью свет Христов. Он прожил 112 лет, с 1317 по 1429 год.
Святой Павел Обнорский появился на свет в 1317 году в Москве. Юношей он тайком покинул отчий дом, чтобы таким образом избежать женитьбы, которую так мечтали организовать его родители. В 21 год он принял монашеский постриг и отправился за благословением к Сергию Радонежскому. После этого он уединенно прожил 15 лет недалеко от Троицкого монастыря. Затем он получил благословение от преподобного Сергия на постройку собственной обители и кованный медный крест, который хранился в монастыре до сильного пожара 1909 года.
В 1389 году рядом с обителью Дионисия Глушицкого святой Павел Обнорский построил себе маленькую келью, но затем по просьбе Дионисия покинул ее, отправился в Комельские леса и в дупле дерева липы прожил три года. Сейчас его фрагмент хранится в монастыре в Успенском храме. Затем преподобный отец Павел устроилсебе келью на правом берегу Нурмы, вокруг которой со временем стали селиться и другие монахи.
Иконостас и реликвии монастыря[править | править код]
Иконостасправить | править код
Иконостас для деревянного Троицкого собора был заказан Дионисию, известнейшему русскому иконописцу своего времени, за 6 лет до строительства каменного собора. В работе над иконостасом, вероятнее всего, принимали участие помощники Дионисия — его сыновья Феодосий и Владимир; бесспорной работой самого мастера можно считать икону «Распятие». О принадлежности иконостаса кисти Дионисия говорит надпись на обороте иконы «Спас в силах», сделанная крупными буквами, врезанными в поверхность доски:
М. В. Щепкина по палеографическим признакам датировала надпись 1530-ми годами. Эта надпись повторяет более древнюю, сделанную (вероятно, вскоре по завершении работы) несколько выше чёрной краской.
Трёхъярусный иконостас Дионисия ранее был дополнен ярусом праотцев и навершием из херувимов. Согласно древнейшей описи монастыря 1654 года иконостас Троицкого собора имеет уже такой вид: над местным рядом на тяблах деисусный ряд из 15 икон, выше 20 икон праздников, 14 икон пророков, с расположенной в центре иконой Богоматери Воплощение, 16 икон праотцев с иконой Спаса посередине. Между праотцами кресты на столбиках, а над ними 38 херувимов и серафимов. Все иконы обложены серебряной позолоченной басмой. Согласно описям 1682 года и 1687 года состав иконостаса, кроме местного ряда, не изменился.
От первоначального иконостаса Троицкого собора письма Дионисия сохранилось четыре иконы:
Икона Успения из Павло-Обнорского монастыря в экспозиции ВГИАХМЗ
- «Спас в силах», икона из деисусного ряда, в 1924 году поступила в Грязовецкий музей, в 1932 году в Вологодский государственный объединённый музей, в 1936 году изъята в Третьяковскую галерею.
- «Распятие», икона из праздничного ряда, в 1924 году поступила в Грязовецкий музей, в том же году в Вологодский государственный объединённый музей, в 1934 году, после заграничной выставки, через Русский музей поступила в Третьяковскую галерею. На оборотной стороне надпись: «Распятие» (сохранились первые четыре буквы) и ниже процарапана буква-цифра .
- «Уверение Фомы», икона из праздничного ряда, в Государственном Русском музее. На оборотной стороне надпись: «Фомино испытание» и буква Е.
- «Успение», икона из местного ряда (по описи 1683 года — вторая справа от Царских врат, после иконы Троицы), в 1924 году поступила в Грязовецкий музей, в 1924 году в Вологодский государственный объединённый музей (с 1988 года — Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, ВГИАХМЗ).
Церковь Павла Обнорского была построена в 1546 году
Обнорская церковь построена в 1546 году мастером Григорием. Согласно описи 1654 года, в церкви находились мощи отшельника Павла. В 1687 году колокольню перестраивают под книгохранилище, переделывают алтарь, паперть заменяют каменной.
Позже, на место библиотеки переносят престол во имя Сергия Радонежского, а книги возвращаются в Успенскую церковь.
В Павло-Обнорской церкви пятиярусный иконостас. В 1875 году церковь разбирают, на ее месте ставят одноглавую Корсунскую. Здесь также два придела в честь Сергия Радонежского и Павла Обнорского. Павло-Обнорская церковь выдержана в псевдорусском стиле.
1875
в этом оду вместо разобранной Обнорской церкви строят однокупольную Корсунскую
Как и большинство других построек, церковь была взорвана в 1930 годы. На месте этой церкви была построена деревянная часовня. В этой часовне над местом упокоения находится рака с мощами преподобного Павла Обнорского.
Павло-Обнорский монастырь. Вологодская область
Советская власть нанесла невосполнимый ущерб монастырю, когда закрыла его и вскоре разрушила его древние постройки, относяшиеся к XVI-XVIII вв. В том числе оказался и главный Троицкий собор. В уцелевших зданиях со временем стали располагаться детские воспитательные учреждения. Потом прошло много лет, когда в 1994 году монастырь опять возвратили Русской Церкви.
До 2003 года он считался подворьем Прилуцкого монастыря. Сегодня это уже самостоятельный монастырь, в котором хранятся чудодейственные мощи святого Павла Обнорского. Некоторые случайно уцелевшие постройки относятся к памятникам архитектуры. Из Троицкого собора произошли несколько икон, которые выполнил известный московский иконописец Дионисий. Сегодня иконы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее и в Вологодском музее-заповеднике.
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Боже́ственною любо́вию от ю́ности распала́ем, Па́вле преподо́бне, / вся, я́же в ми́ре кра́сная, возненави́дев, / Христа́ еди́наго возлюби́л еси́ / и сего́ ра́ди во вну́треннюю пусты́ню всели́лся еси́, / со зверьми́ жи́ти весь Христу́. / Отону́дуже и Всеви́дящее О́ко, твоя́ труды́ ви́дев, / да́ром чуде́с и по преставле́нии обогати́ тя. / Те́мже вопие́м ти: / моли́ непреста́нно о всех нас, // честну́ю па́мять твою́ при́сно в пе́снех почита́ющих
Кондак, глас 8
Все твое́ у́мное жела́ние к Бо́гу впери́в,/ и Тому́ невозвра́тно от души́ после́довал еси́, в пусты́ню всели́вся,/ и, та́мо а́нгельски пожи́в, мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию. / Сего́ ра́ди и Христо́с тя просла́ви и да́ром чуде́с обогати́./ Те́мже вси вопие́м ти:// ра́дуйся, Па́вле преподо́бне, пусты́нный жи́телю
Павло-Обнорский монастырь: один из величайших монастырей Руси
Павло-Обнорский монастырь был основан еще в 15 веке. Находится собор в Вологодской области, в Грязовецком районе и является одним из самых древнейших и больших в России. В первой половине 20 века был закрыт советскими властями. Здание использовалось под детские санатории и лагеря, в конце 20 века здание отдали церкви, а после 2003 года и по настоящее время здание функционирует как самостоятельный мужской монастырь. Есть небольшие постройки, которые сохранились и при этом существуют просто как памятники архитектуры.
История Павла-Обнорского монастыря
Один из учеников Сергия Радонежского, Павел Обнорский, был отшельником. Родился он в Москве в начале четырнадцатого века. Родители заставляли его жениться, из-за этого Павел сбежал из дома, отправился к Сергию Радонежскому. Последний дал ему благословление на обретение собственной обители. Несколько лет своей жизни Павел провел, скитаясь по лесам и степям. В 1414 году Павел обратился к митрополиту, чтобы он разрешил ему поставить свой монастырь. Изначально митрополит грубо отказал Обнорскому, однако позже он сам дал разрешение. Деревянный Троицкий собор был возведен на левом берегу реки Нурмы. Заведение постепенно наполнилось людьми, управлял всеми процессами в монастыре ученик Павла, Алексий. Сам Обнорский в монастыре не жил и посещал его исключительно по праздникам. В конце 15 века монастырь наделили различными привилегиями, подарили леса и несколько деревень. На сайте https://fb.ru/article/307905/pavlo-obnorskiy-monastyir-i-ego-istoriya представлены снимки нескольких икон и самого монастыря изнутри.
С начала 16 века в монастыре находился и работал знаменитый иконописец, которого звали Дионисий. Именно он написал несколько главных икон монастыря, но уже в 1538 году монастырь был ограблен. Дионисий написан много икон, которые, в большинстве своем, до сих пор существуют, правда, не на территории монастыря, а в различных музеях, в том числе, в Третьяковке. Иконы эти делились на:
- Праздничные
- Местные
После ограбления монастырь быстро восстановили. В 18 веке, во времена правления Екатерины II, почти в течение всего века он влачил жалкое существование. Но, несмотря на это, в монастыре продолжало оставаться почти три десятка монархов и почти 2 тысячи крестьян. Тогда были снесены и несколько построек Восстанавливаться он начал лишь во второй половине 19 века. В то время жили уже всего 12 монархов. В начале двадцатого века помещения настиг сильный пожар, в котором пострадала огромная часть имущества и построек. В 20-х годах прошлого века его закрыли по повелению советских властей. Но несколько лет спустя, в 1945 году вновь открыл свои двери, но уже в виде детского санатория. В самом конце 20 века был возвращен церкви, сейчас он является мужским монастырем. В свое время посещали Василий III с женой и Иван Грозный.
Монастырь в настоящее время, как до него добраться
Хотя Павло-Обнорский монастырь не представляет собой архитектурный шедевр, он несет в себе большую историю и является одной из главных достопримечательностей вологодской области. Туристам и жителям вологодской области обязательно рекомендуется посетить это место. Несмотря на то, что в настоящее время это не просто объект, относящийся к достопримечательностям и функционирующий как монастырь, его можно посетить в виде экскурсии и сходить на богослужение. От поселка Грязовца ходят автобусы до деревни Косиково. Оттуда до места расположения 4 км, которые придется пройти пешком. За это время можно ознакомиться с околомонастырской природой. По пути в монастырь есть указатель. Богослужения проходят с 6 утра до 6 вечера в будние дни и с 9 утра до 5 вечера в праздники. При этом на территории ведутся строительно-восстановительные работы. Они направлены на восстановление построек и зданий, которые были разрушены во время правления советской власти. На территории музея до сих пор можно увидеть многие святыни, хотя большинство из них были переданы в различные музеи. В монастыре до сих пор хранится дупло липы, в котором жил во времена своего отшельничества сам Павел Обнорский.
Материал размещен на правах рекламы
Постройку Троицкого собора начали на левом берегу Нурмы
Павел Обнорский обратился к митрополиту Фотию благословить его на постройку монастыря, но, к сожалению, получил отказ. И лишь после того, как видение с колокольным звоном посетило митрополита, тот сам позвал отшельника и дал разрешение на строительство.
На левобережье Нурмы возвели Троицкий собор и основали монастырь. Настоятелем Павел благословил своего воспитанника Алексия, а сам так и остался жить в своей келье на правом берегу.
Митрополит Фотий дал разрешение на постройку Павло-Обнорского монастыря. Фото: fs3.fotoload.ru
Монастырь же Павел посещал по праздникам проводя время в беседах со своим духовным отцом Сергием Нуромским.
В память о их встречах, на пути из Павло-Обнорского в Спасо-Нуромский монастырь, построили часовенку.
Скончался преподобный в 1429 году и был погребен с южной стороны Троицкого собора.
Краткое житие Преподобного Сергия Нуромского
В 1489 году Обнорский монастырь получил от князя Ивана III документ об освобождении от податей, а также грамоту о наделении деревнями и лесом.
Сии привилегии были продлены и Великим князем Василием III и Иваном Грозным и их последователями.
Василий третий давал жалованные грамоты для монастыря Вологодской области
В 1505 году в монастыре началось строительство соборного храма в честь Святой Троицы. В 1529 году князь Василий III с супругой Еленой отправился в паломнические поездки по монастырям Севера, именно тогда он и посетил Павло-Обнорский монастырь.
Духовник
Духовным отцом и собеседником преподобного Павла был Сергий Нуромский. В память об их дружбе между Павло-Обнорским и Спасо-Нуромским мужскими монастырями была построена часовня. После кончины преподобного в 1429 году его тело было погребено в южной части Троицкого собора.
Павло-Обнорский мужской монастырь в 1489 году получил привилегии и освобождение от податей от Великого царя Иоанна III. Ему стали принадлежать леса и деревни. Эти привилегии были закреплены и другими царями: Василием III, Иоанном IV Грозным и их дальнейшими приемниками. В период с 1505 по 1516 годы в монастыре был отстроен каменный Троицкий соборный храм. В дальнейшем царь приписал монастырю деревни Костромских и Белозерских земель.