Содержание
- 1 Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону)
- 2 Свято-Казанский храм (Ростов-на-Дону)
- 3 Старо-Покровский храм (Ростов-на-Дону)
- 4 Храм иконы Богородицы «Целительница» (Ростов-на-Дону)
- 5 Вознесенский храм (Ростов-на-Дону)
- 6 Храм преподобного Серафима Саровского (Ростов-на-Дону)
- 7 Сретенский храм (Ростов-на-Дону)
- 8 Храм святителя Димитрия, Митрополита Ростовского (Ростов-на-Дону)
- 9 Храм Преполовения Пятидесятницы (Ростов-на-Дону)
- 10 Свято-Георгиевский храм (Ростов-на-Дону)
- 11 Благовещенский греческий храм (Ростов-на-Дону)
- 12 Храм Троицы Живоначальной (Ростов-на-Дону)
- 13 Храм великомученицы Екатерины (Ростов-на-Дону)
- 14 Храм иконы Божией Матери «Умиление» (Ростов-на-Дону)
- 15 Храм Пантелеимона Целителя (Ростов-на-Дону)
История армянского монастыря Сурб-Хач
Основан он Ованесом Себастаци в 1358 году и долгое время был резиденцией главы крымской епархии Армянской Апостольской Церкви. Строительство было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, к этому времени в Крыму имелась крупная армянская диаспора. Армяне составляли большинство населения в Сугдее (Судаке), Кафе (Феодосии), Салхате (Старый Крым). Много их было и в других городах Крыма. В основном это были купцы, ремесленники, строители, врачи. Они нуждались в духовном окормлении, и количество армянских церквей росло вплоть до татаро-монгольского нашествия.
Вторая причина — генуэзцы активно насаждали католицизм в своих прибрежных колониях, а именно им принадлежали Сугдея, Кафа, Луста (Алушта), Чембало (Балаклава) и пр. Поэтому армяне, принадлежащие к другой ветви христианства, перебирались вглубь полуострова. А так как в Старом Крыму большая часть населения была армянами, то и монастырь было решено построить в паре миль от него.
Сначала была построена церковь Знамения — Сурб-Ншан. Другие постройки того времени не сохранились, возможно были разрушены во время захвата Крыма татаро-монголами. Впрочем, ордынцы лояльно относились к чужим религиям и монастырь продолжил свое существование. Те корпуса с кельями и трапезной, что мы видим сейчас, построены в XVI-XVIII вв., видимо на месте старых.
Сурб-Хач был центром духовной жизни армян Крыма. Здесь писались книги, часть из которых сохранилась до наших дней, в стенах монастыря в XVII веке преподавал поэт и педагог Степанос Тохатеци, работал шведский историк Иоганн Тунманн.
В середине XVIII века при переселении христиан Крыма в Россию, монастырь Сурб-Хач также покидается духовенством, которое у только основанного города Нахичевань-на-Дону закладывает одноименную обитель. Но в конце века в старый Сурб-Хач возвращается жизнь и практически до твердого становления советской власти на полуострове в нем продолжаются службы.
В 1925 году духовное учреждение ликвидируют и в монастырских зданиях открывают детский лагерь и санаторий для больных туберкулезом. Во Время Великой Отечественной войны монастырь был разграблен и сильно разрушен. После нее стоял заброшенным и, хотя в нем проводили кое-какие работы, их явно было недостаточно, чтобы прекратить разрушение строений.
Всерьез на него обратили внимание только в конце 1980-х, возобновили реставрационные работы, а в 1993 году возобновили богослужения. В 2002 году крымские власти вернули монастырь Сурб-Хач Армянской Апостольской Церкви
Что посмотреть у монастыря Сурб-Хач
Сейчас это действующая обитель, поэтому на ее территории требуется соблюдать правила – закрытая одежда, фото только по разрешению. Экскурсия предполагает осмотр комплекса построек — церкви Сурб-Ншан, братского корпуса и трапезной рядом с которой одна комната отдана под музей, рассказывающий об истории монастыря Сурб-Хач и быте его общины.
В монастырском саду, который устроен на террасах, соединенных пятипролетной лестницей, есть два украшенных резьбой по камню фонтана\родника, вода в которые подается из горных родников посредством керамических труб (обычная практика в Крыму до начала ХХ в.). После экскурсии можно выпить кофе в небольшом кафетерии, наслаждаясь покоем этой уютной частицы средневекового Крыма.
Как добираться в Сурб-Хач
Чтобы попасть в монастырь, нужно с трассы Таврида свернуть на старую дорогу Симферополь-Керчь, въехать в Старый Крым и найти указатель на монастырь Сурб-Хач, от него проехать еще 3,5 км. Часть пути проходит по городским улочкам, но вскоре дорога пойдет в верх в горы и по сторонам появится лес.
Храм великомученика Георгия Победоносца (Ростов-на-Дону)
В 1994 году довольно скромная одноэтажная церковь появилась в жилом квартале Советского района города. В том же году в храме прошло первое богослужение в память Георгия Победоносца. Настоятелем прихода с 1994 года стал иерей Владимир Тер-Аракельянц.
В течение последующих пяти лет приход вел переговоры с властями города о полном владении зданием и прилегающей к нему землей. Когда вопрос был благополучно разрешен, в здании церкви началась реконструкция. В 2003 году храм Георгия Победоносца (Ростов-на-Дону) обрел новую капитальную пристройку к старому зданию. До 2007 года велось его украшение — роспись сводов и алтаря каноническими изображениями, отделка сводов и стен лепниной, установка металлической ограды вокруг храма.
Затем над частью храма был возведен второй этаж, где сегодня находится приемная и кабинет настоятеля, аудитория воскресной школы, библиотека и читальный зал.
Димитриевская церковь
Рекомендовать место
12
История строительства Димитриевской церкви началась в сентябре 1996 года, когда в присутствии администрации города и прихожан архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон освятил место её будущей постройки.
В 2000 началось строительство храма по проекту архитектора Ж. П. Волошина. В 2001 году в переоборудованном старом железнодорожном вагоне открылся временный приход Димитриевской церкви.
Храм был окончательно достроен в 2004 году и освящён архиепископом Пантелеймоном.
В настоящее время при церкви открыта воскресная школа и благотворительная столовая.
Церковь Святого Карапета
Рекомендовать место
7
1
Церковь Святого Карапета в Ростове-на-Дону была построена в 1875 году по проекту известного архитектора В.В. Сазонова. Строительство завершилось спустя 5 лет, и 11 июля 1881 года церковь была освящена. Деньги на возведение храма были получены от известной меценатки А.П. Аладжалян.
Оформление церкви выполнено в армянских традициях того времени. Архитектура храма основывается на сочетании крестово-купольных и базиликальных форм. Три входа в храм расположены с северной, южной и западной стороны. Внутренний интерьер помещений отличается характерной простотой исполнения.
Церковь находится на территории большого мемориального комплекса, рядом с кладбищем, где похоронены видные армянские деятели, а так же расположены братские могилы солдат, погибших в годы Великой-отечественной войны.
Архитектура
Церковь возведена в стиле классицизм. Архитектор И.И. Старов.
Церковь располагалась у крутого берегового откоса реки Темерник и являлась доминантой не только подворья, включающего одно- и двухэтажные постройки, но и преобладала в панораме берегового холма.
Это был прямоугольный в плане храм, расширенный в средней части ризалитами, с выступающей на восток полуциркульной апсидой. Северный и южный входы оформлены четырехколонными порталами. Церковь прямоугольная в плане, расширенная в средней части, с выступающей на востоке полуциркульной алтарной апсидой.
Композиционным центром здания является круглый барабан, увенчанный высоким куполом, который завершен фонарем с пологой главкой. Южный и северный фасады выделены четырехколонными портиками.
Вертикальное членение фасадов осуществляется рядом высоких полуциркульных проемов первого яруса, оформленных пилястрами с сандриками сложной конфигурации, парными полуциркульными окнами барабана и пилястрами на декоративных кронштейнах в его простенках, завершенных профилированными архивольтами. Углы первого яруса оформлены лопатками. Горизонтально здание членится антаблементами первого яруса и барабана, подоконными тягами.
В 1862 году была возведена двухъярусная квадратная в плане колокольня с высоким четырехгранным шатром.
К востоку от церкви находился двухэтажный архиерейский дом, имевший 32 помещения. В нем размещалась также основанная в 1791 году школа, позднее преобразованная в семинарию с пансионатом. В 1875 году при ней была учреждена библиотека, перевезенная в 1883 году в Нахичевань.
Нижний этаж северного крыла дома занимала первая на юге России типография, действовавшая с 1790-го по 1796 год. За эти годы здесь было издано более 20 книг.
Описание и архитектура
Каменное здание собора было возведено в 1860 году на основе типового проекта Константина Тона — талантливого зодчего, являющегося, по сути, создателем русско-византийского храмового стиля. Это отразилось на внешнем сходстве Собора с другими аналогичными объектами, созданными архитектором. Самым ярким тому подтверждением является храм Христа Спасителя в Москве, заложенный в 1839 году, освященный в 1883-м, разрушенный в 1931-м и воссозданный в конце 1990-х.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, Алексей
Привязка типового проекта собора по месту была поручена архитектору и, как его называли современники, рисовальщику А. Кутепову, ранее принимавшему участие в конкурсе проектов храма Христа Спасителя.
Изначально главный вход располагался с южной стороны здания — для удобства верующих, приплывавших по Дону из других станиц. Поднимаясь с набережной по Соборному переулку, они оказывались непосредственно у храма. Со временем главным стал вход со стороны Соборной площади.
В плане величественное сооружение выглядит как равноконечный крест. Белоснежный фасад украшен килевидными закомарами, подчеркнутыми кровельным покрытием лазурного цвета. Над храмом возвышается пять куполов, установленных на световых барабанах разного диаметра. Центральный имеет 12 щелевых проемов, сочетающихся по форме с фасадными окнами. В четырех крайних барабанах каждый второй просвет наглухо заложен. Перспективные порталы завершают массивные кованые двери.
Вид на собор и колокольню со стороны Центрального рынка, Алексей
Колокольня расположена справа от главного входа в собор. Авторами проекта являются военный инженер А. Кампиони и архитектор Д. Лебедев. Деньги на строительство и заказ главного колокола взяли на себя известные в те времена ростовские меценаты и церковный староста. Четыре яруса изначально венчал купол синего цвета, украшенный звездами. Под ним установили огромные часы с боем. Средние уровни предназначались для колоколов, а в нижнем ярусе была организована часовня-крестильня, освященная в честь св. Николая Чудотворца.
После восстановления колокольни в 1999 году, были установлены вновь отлитые колокола. Каждый из них носит свое имя, связанное с небесным покровителем — святыми Пантелеимоном и Сергием Радонежским, князем Владимиром, Архангелом Михаилом. Один из колоколов назван в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Колокола, АЛЕКСАНДР
На подворье, кроме собора с одноэтажным притвором и колокольни с часовней, располагается ряд строений. Среди них:
- резиденция владыки Ростовской епархии;
- малый храм Иоанна Предтечи;
- служебные постройки;
- епархиальное управление;
- типография;
- духовно-просветительный центр;
- церковные лавки.
Храм во имя Всех Святых
Рекомендовать место
3
3
Всехсвятская церковь, также известная как «Кладбищенская», была воздвигнута 8 сентября 1864 года. Спустя год церковь сгорела, но большую часть утвари удалось спасти и в последствии перенести в заново отстроенный храм, который был освящён уже 27 октября 1868 года.
Перед самой Великой Отечественной войной храм во имя Всех Святых был закрыт, в его помещении расположился цех по изготовлению шарикоподшипников. Но в 1942 году церковь вновь была открыта для прихожан, в ней проходили богослужения.
В 60-е годы XX века началась активная кампания, призывавшая ликвидировать церковь как ненужное сооружение. В результате этот памятник архитектуры XIX века был взорван и в 1967 году на его месте появился городской Дворец спорта.
Древние реликвии замурованы в монастырских подземельях?
Интересна и сама история Сурб-Хача. Когда Екатерина Вторая переселила армян из Крыма на Дон, то они очень скучали по своей родине. И решили построить на Дону нечто, напоминающее родной Крым.
Монастырь Сурб-Хач в начале XX века
Когда будущий основатель донского армянского монастыря архиепископ Иосиф Аргутинский был в гостях у нахичеванца Мартына Торосяна, они вместе прогуливались по окрестностям. Архиепископу понравились окрестности нынешнего Сурб-Хача – река, островок, холмы, родники и роща (сейчас от неё ничего не осталось)… И он решил, что это будет наилучшее место для строительства монастыря.
Мост Сурб-Хача был окружён деревьями…
В 1780 году на высоком правом берегу реки Темерник был устроен монастырский сад и построена временная деревянная церковь. А через 12 лет здесь был возведён прекрасный каменный храм, который высится на холме до сих пор. Стиль его относится к русскому классицизму.
Сурб-Хач. Старинный снимок
Монастырь имел внешнюю схожесть со средневековым Старокрымским монастырём Сурб-Хач. Холмы, родники – всё это только усиливало сходство. Раньше восточнее церкви находился большой архиерейский дом, в котором было 32 комнаты. В них располагались покои настоятеля, монастырская библиотека, школа-интернат, а затем и семинария с пансионатом, типография, и даже музей. Здесь был настоящий культурно-просветительский центр.
Рядом с храмом возвышалась двухъярусная колокольня. К сожалению, как и многие другие монастырские постройки , она не сохранилась. От монастыря остались только храм, лестница, каптажное строение над родником, северные и южные ворота.
Храм Сурб-Хач с колокольней (не сохранилась)
Были привезены на Дон и древние армянские святыни – хачкары. Главной святыней монастыря был хачкар IV века – огромный камень с вырезанным на нём крестом, доставленный из Армении. Его называли «Святой камень» и, собственно, в честь него и был назван донской Сурб-Хач (по-армянски «Святой крест»).
Остров у Сурб-Хача
Вообще хачкары – это отдельная и интересная история. Всего на Дон при переселении армян из Крыма было привезено 700 святых реликвий. Камни распределили по армянским храмам Дона. Но когда начались гонения на церковь, армянские храмы разрушали вместе с православными. Древние реликвии армянского народа были утеряны вместе с разрушенными церквями.
Вид на Сурб-Хач и каптажную постройку
До наших дней из семи сотен хачкаров, привезённых на Дон, древних реликвий армянского народа сохранился только главный хачкар храма Сурб-Хач. Сейчас он находится в Ростовском областном музее краеведения. И хотя на информационной табличке этого уникального экспоната надпись, говорящая о том, что хачкар был сделан в VI веке, многое свидетельствует о том, что он гораздо старше. Так, например, на нём нет ни растительных, ни геометрических узоров, которыми начали традиционно украшать хачкары уже с Vвека. И это говорит о том, что главный хачкар создан до этого времени, то есть как минимум на век старше, чем указано на табличке.
Главный хачкар Сурб-Хача
Кроме главного хачкара в стены донского храма были вмонтированы 14 хачкаров размерами поменьше. В 20-х годах прошлого века большинство армянских реликвий все бесследно пропали. Впрочем, по одной из версий, пропавшие хачкары были просто сняты со стен храма и спрятаны в подземельях Сурб-Хача. Впрочем, несмотря на то, что настоятель храма знает версию о том, что хачкары спрятаны в подземельях, пока не удалось их отыскать.
Сурб-Хач. Южные ворота
Дело в том, что раньше на территории монастыря находилось несколько зданий. И во всех них были подвалы. И в каком именно могут находиться хачкары – неизвестно. Сами же подземелья давно уже скрыты под толщей земли и даже сложно установить, где именно они были.
Сурб-Хач. Северные ворота
Настоятель храма, отец Тер Пугос, рассказывал, что слышал от старожилов, что люди спускались в какие-то старинные подвалы Сурб-Хача, но где были входы туда – теперь уже не найти…
Ростов-на-Дону, храмы: Кафедральный собор
Знакомство с культовыми сооружениями города рекомендуем начать с великолепного собора Рождества Пресвятой Богородицы. Он был построен по проекту знаменитого архитектора, автора проекта храма Христа Спасителя в Москве – К. А. Тона. К этому величественному сооружению привозят всех туристов, посещающих Ростов-на-Дону. Храмы города имеют свои особенности, но главный собор впечатляет своими размерами и великолепным внутренним убранством.
Русско-византийский силуэт храма является архитектурным символом города. Храм имеет пять куполов, а общая его планировка по форме напоминает крест. Особый интерес в интерьере представляет роспись пилонов, сводов и стен, которая была выполнена художником К. Волковым.
Великолепен и главный иконостас, изготовленный в виде часовни, увенчанной главкой и крестом. Такие же великолепные алтарные перегородки можно увидеть в Преображенском и Петропавловском приделах. За время своей истории храму пришлось многое пережить. К примеру, в тридцатые годы на территории прекрасного собора располагался зверинец. Сегодня Кафедральный собор Ростова переживает масштабную реконструкцию, но не прекращает работы.
Свято-Казанский храм (Ростов-на-Дону)
Казанский храм В 1996 году на пустыре бульвара Комарова в Северном жилом массиве г. Ростова-на-Дону появился небольшой вагончик с православным крестом, и начались богослужения. Мало-помалу весть о храме в честь Казанской иконы Божией Матери разнеслась по округе, и со всех сторон к нему ручейками потянулись люди. Маленький временный храм до отказа наполнился прихожанами и вскоре уже не мог вместить всех желающих.
Прошли долгие восемь лет, прежде чем строительство храма сдвинулось с мёртвой точки. Всё изменилось с назначением в июне 2004 года настоятелем Свято-Казанского храма священника Димитрия Соболевского.
11 сентября 2004 года, в великий праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, владыка Пантелеимон совершил закладку храма. И тогда было решено возродить древнюю русскую традицию строительства храма всем миром. По кирпичику. Как это делали в стародавние времена. Только тогда каждый желающий на самом деле привозил камень, а сейчас для этого достаточно внести небольшую сумму с указанием своего имени или имён близких. Так была объявлена акция «Вложи свой кирпич в будущий храм», о которой рассказывали практически все местные СМИ.
Адрес:
344113, г. Ростов – на – Дону, проспект Космонавтов16а/32а.
Телефон:
Георгиевская церковь. Церковь Георгия Победоносца
Рекомендовать место
9
Приход Георгиевской церкви был образован в 1993 году по инициативе казаков из станицы Георгиевской. Изначально храм расположился во временном здании, не имевшем отношения к церковной жизни, и на протяжении последующих лет его активно перестраивали.
С 2003 года начат капитальный проект по возведению основного здания храма. В 2007 году проводились активные работы по оформлению помещения — произведены росписи алтаря и сводов церкви изображениями в древнерусском стиле, стены и своды здания покрыли лепниной.
В настоящее время в приходе Георгиевского храма располагаются детская воскресная школа, приходская библиотека, молодёжный клуб и Свято-Георгиевское православное сестричество.
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону)
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен всего за шесть лет и освящен на Рождество Пресвятой Богородицы в 1860 году.
После революционных событий 1917 года начинаются страшные годы безбожия, гонений на церковь. Наступление на Ростовский кафедральный собор началось еще в 20-е годы. Тогда собор вместе с колокольней был обнесен кирпичной оградой, причем, были разобраны мраморные паперти, единственный вход в собор был разрешен с западной стороны. В 1929 г. рабочие сняли последнюю икону в соборе.
С 1932 по 1942 годы кафедральный собор вообще был закрыт, кресты с куполов сняты, иконостас и все внутреннее убранство было утрачено. Внутри храма устроили склад зерна, на подворье разместили зверинец. Очевидцы рассказывали, что клетку с львицей-роженицей поставили в храм, чтобы она своим ревом не пугала народ, а она еще больше стала реветь и металась по клетке до тех пор, пока ее не вынесли на подворье.
Адрес:
344007, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 58;тел. (863) 210-19-00.
Вознесенский храм (Ростов-на-Дону)
19 декабря 1868 года Ростовская дума постановила в память об избавлении от опасности императора Александра построить часовню.
22 декабря 1871 года коплицу на среднем проспекте переименовали в Александро-Невскую церковь.
1872 году был образован Свято-Вознесенский приход на братском кладбище.
1875-1878 строительство Александро-Невского храма по проекту инженера Сергея Загоскина.
1878 год Дума под председательством головы А.М Байкова решила строить главный собор, на свободном месте ново-базарной площади. Над проектом работал архитектор академик А.А Ященко.
1908 -1910 – окончание строительства и освящение собора.
Адрес:
344000, г. Ростов-на-Дону, пер. Ахтарский, 3
Телефон:
+ 7 (863) 232 25 08
Электронный адрес:
Примечания
- ↑ 12345 Предстоятель Русской церкви освятил кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону(неопр.) .Православие.ru (28.10.2019). Дата обращения 28 октября 2020.
- «Стал более парадным»: показываем, как изменился кафедральный собор после многолетней реконструкци (неопр.) . Газета «Комсомольская правда» (26 октября 2019).
- Патриарх Кирилл освятил возрожденный главный храм Ростова (неопр.) . «Российская газета» (27 октября 2019).
- ↑ 123Малаховский Е. И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. — Ростов-н/Д.: NВ, 2006. — 240 с.
- Фима Жиганец . Монумент святому с граблями // www.proza.ru. — 2006. — 6 февр.
Красносулинский Свято-Покровский храм
Рекомендовать место
3
1
Красносулинский Свято-Покровский храм – это сохранившаяся православная церковь в городке Красный Сулин, помимо неё в этой территории сохранились только Андреевский и Александро-Невский храмы. Все остальные строения, имеющие какое-либо отношение к богослужению, в этой территории разрушили в разные периоды времени.
Здание церкви имеет большое сходство с Вознесенским Кафедральным собором в Новочеркасске. Строение увенчано пятью главами, центральная глава заканчивается большим крестообразным куполом. Колокольня, имеющая три яруса, находится над западным притвором.
Первый камень при возведении Красносулинского Свято-Покровского храма был заложен в 1911 году. Всеми строительными работами заправлял хуторской атаман Александр Иванович Поляков.
Строительство закончилось в 1914 году. Тогда же состоялось и освящение церкви Новочеркасским Владимиром и высокопреосвященнейшим архиепископом Донским
Богослужение в храме производилось до 1935 года. 17 декабря 1992 года церкви присвоили статус памятника истории и культуры Российской Федерации.
Храм во имя Живоначальной Троицы — Свято -Троицкий храм
Рекомендовать место
5
2
Храм во имя Живоначальной Троицы является действующим храмом и архитектурным украшением Железнодорожного района города. Изначально храм был одним из нескольких в казачьей станице Гниловской, но не сохранился до наших дней. На его месте стояла часовня до 2004 года, когда храм был восстановлен.
Архитектурный ансамбль храма выполнен в бело-зеленых цветах. Здание храма украшено пятью куполами, на колокольне установлены колокола. Территория украшена деревьями, кустарниками и цветочными клумбами. Внутри храма установлен пятиярусный резной иконостас.
В данный момент работы на территории храма продолжаются, но в выходные и праздничные дни в храме проходят богослужения.
После протоиерея Иоанна Захарова настоятелями Покровского храма были
- Иерей Сергий Силкин — 1962–1967 гг.
- Протоиерей Нестор Соловьев — 1967–1971 гг.
- Иерей Герасим Милушкин — 1971–1972 гг.
- Иерей Иоанн Рыбаков — 1972–1974 гг.
- Иерей Герасим Милушкин — 1974–1979 гг.
- Иерей Терентий Дранов — 1979–1982 гг.
- Иерей Симеон Озерский (в иночестве священноинок Севастиан) — 1982–1986 гг.
- Протоиерей Иоанн Рыбаков — 1986–2001 гг.
- Иерей Иоанн Севастьянов — 2001 и по настоящее время.
В настоящее время духовным отцом Ростовской-на-Дону Старообрядческой Общины во имя Покрова Пресвятой Богородицы является протоиерей Иоанн Рыбаков, отдавший служению в храме уже 26 лет. Община насчитывает порядка 600 человек. По свидетельству отца Иоанна Рыбакова, количество членов общины не меняется уже на протяжении пятидесяти лет. В Соборе регулярно совершаются богослужения. При храме организованы воскресные встречи для детей и катехизаторские беседы для взрослых, работает небольшая библиотека. Одним из важных моментов общинной жизни являются братские трапезы, которые регулярно проводятся в Трапезной, расположенной в подвальном помещении Собора.
Несмотря на то, что Старообрядческий Покровский Собор является памятником архитектуры — со времени повторного освящения Собора после войны государственные органы власти никогда не оказывали Старообрядческой Общине никакой помощи и поддержки. Только силами Общины храм содержится в удовлетворительном состоянии, регулярно проводятся текущие ремонты. Община завершает сооружение нового иконостаса вместо временного, существовавшего в Соборе с момента его второго освящения. Вспоминая сложную и порой трагическую столетнюю судьбу Старообрядческого Покровского Собора, мы верим, что стоит этот Дом Божий только милостью Господней. И раз его Господь сохранил тогда, когда другие храмы забрал, значит, этот Храм был нужен своим общинникам. Понимая это, хочется быть достойным места сего и относиться к нему, как к безмолвному проповеднику Истинной Веры Христовой.
Исследование, составление: Роман Бочарников.
!При перепечатке материалов этого раздела ссылка на сайт IZDREVLE.RU обязательна.
- Скальковский А.А. «Ростов-на-Дону и торговля Азовского бассейна 1749-1863», Изд. 1866. С.
- Архивный фонд №246 Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ, Москва.
- Архивный фонд № 1475 Российского Государственного Архива Древних Актов, Москва.
- Архивный фонд № 226 Государственного Архива Ростовской области, Ростов-на-Дону.
- Архивный фонд УФСБ России по Ростовской области.
- Старообрядческий Церковный Календарь, 1947.
- Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф., «Храмы Ростова-на-Дону», Акра, Ростов-на-Дону, 2003.
- Волошинова Л.Ф., «Творения московских и петербургских зодчих в Ростове-на-Дону», Новая Книга, Ростов-на-Дону, 2003.
- Документы храмового архива.
- Газета «Приазовский край» 27 октября, 1913. Приложение N 42. Фото храма в год окончания строительства.
- «Оценка недвижимых имуществ г. Ростова-на-Дону», Ростов-на-Дону, 1915.
- Справочник «Весь Ростов н/Д», Ростов-на-Дону, 1936.
- Фото: Р. Бочарников, М.Таршинов, 2009, 2010.
Очерк об истории Старообрядческого Покровского Собора подготовлен на основе имеющихся в Старообрядческой Общине Ростова-на-Дону документов, а также архивных материалов и воспоминаний очевидцев. Работа по восстановлению и уточнению летописи нашего Храма ведётся непрерывно. В случае обнаружения новых фактов или неточностей, информация будет корректироваться и вноситься в предложенный материал.
Редакция сайта IZDREVLE.RU обращается с просьбой ко всем заинтересованным лицам, имеющим любые неизвестные нам факты из жизни старообрядцев в Ростове-на-Дону, сообщить нам недостающие сведения. Также, просим откликнуться родственников Н.А. Панина, проживающих в Ростове-на-Дону. Мы утеряли Ваши контакты, позвоните нам, пожалуйста, или посетите храм. Координаты можно найти в разделе «Связь».
Старо-Покровский храм (Ростов-на-Дону)
Старо-Покровский храм Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был перенесен из крепости Святой Анны. Однако, из-за ветхости храма и постоянной угрозы обрушений, было принято решение возвести новое строение.
29 сентября 1784 года храм, при строительстве которого использовался толстый сосновый массив, принял первых прихожан. Несмотря на новизну, храм, именуемый теперь Покровским, не отличался большими размерами, поскольку был предназначен лишь для военного сословия, населявшего крепость cвятого Димитрия Ростовского. Вплоть до 1869 года церковь не имела у себя прихода и за этот период пережила много суровых испытаний.
Престольные праздники:
Покрова Пресвятой Богородицы — Октябрь 14
Адрес:
344006, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 113б
Телефон:
+7 (863) 263-80-88
Сретенский храм (Ростов-на-Дону)
Первое упоминание о Сретенском храме относится к 1778 году – следующему после основания станицы Александровской (1777 г.), когда казаками был построен деревянный храм во имя Сретения Господня.
В 1800 году вместо обветшавшей деревянной колокольни была пристроена каменная. Сам храм за ветхостью была перестроен, поставлен на каменный фундамент и освящен 29 сентября 1800 года.
К началу XX века здание храма сильно обветшало, и прихожане ее начали сбор средств на возведение нового храма. В 1905 году было подано прошение о разрешении строительства храма по проекту, выполненному архитектором Г. И. Васильевым.
Адрес:
344048, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Детская, 254
Телефон:
(863) 257-65-63.
Молодежный отдел, телефон
: 8 (988) 575 10 90
Другие храмы Ростова-на-Дону
Церковь Тайной Вечери — это здание принадлежит римско-католическому приходу, который действует в городе с 19 века (приход тогда был около 3000 человек). Здание было разрушено во время войны 1941-1945 гг., но восстановлено в 1993 г. в виде деревянной часовни.
Католический храм в Ростове-на-Дону
Заново отстроенное и заново освященное здание постоянно открыто для прихожан с 2004 г. Сейчас число прихожан колеблется от 400 до 500 человек.
Благовещенский греческий храм — это здание было построено в 1909 году на проспекте Кировском № 57. Его возвели в ново-византийском стиле, однако позже полностью уничтожили большевики — остался лишь фундамент, который использовали для постройки Театра кукол.
После распада СССР РПЦ приняла решение о восстановлении строения, и новое строение было освящено в 2015 году. Сегодня тут регулярно проходят богослужения, паломники могут посетить их каждый день, а для прихожан действуют различные службы и проводятся регулярные совместные мероприятия и акции.
Соборы и церкви Ростова-на-Дону