Меншиковский дворец
Рекомендовать место
14
2
Меншиковский дворец — единственный дворец эпохи Петра I, стиль которого сохранился до наших дней. Он выполнен в стиле барокко с регулярным парком.
Уже само местоположение дворца — на побережье — символизировало утверждение России на берегах Балтийского моря. Дворец протянулся на 210 метров на уступе вдоль берега моря и словно парит над всем окружающим ландшафтом. Главный корпус дворца имеет два этажа. К нему примыкают два одноэтажных крыла, оканчивающиеся высокими павильонами — Японским и Церковным. Внутренние помещения дворца не слишком велики, но отличаются изысканностью и разнообразием декорации.
Дворец Белосельских-Белозерских
Рекомендовать место
14
2
Дворец Белосельских-Белозерских (Сергиевский дворец) архитектора А. Штакеншнейдера построен в стиле «второго барокко».
В конце XVIII века княгиня А. Белосельская купила небольшой домик у семьи Нарышкиных, после чего его перестроила. Здание, которое можно видеть сейчас, – работа архитектора Штакеншнейдера, который щедро украсил фасад здания декоративными барокковыми элементами: атлантами, кариатидами, колоннами, пилястрами. Внутри дворца находится широкая парадная лестница с мраморными каминами.
Владельцы дома, князья Белосельские-Белозерские, устраивали в своем доме приемы и балы. На приемах бывал даже Александр III, который позже выкупил дом у князей и подарил его своему младшему сыну Сергею. Позже дворец стал называться Сергиевским.
В 1990-е годы во дворце расположился Комитет по культуре мэрии и культурный центр, при котором был открыт Исторический музей восковых фигур. В культурном центре организовываются выставки и конференции. В одном из залов дворца находится концертный зал.
Эрмитаж
Императорский Эрмитаж, сегодня его статус изменился на Государственный, это музейный комплекс из 5 зданий. Он входит в число двадцати самых посещаемых музеев в мире. Представим лишь несколько фактов о богатейшей музейной экспозиции: в залах представлено более 3 миллионов единиц произведений искусства и прикладного творчества высокой художественной ценности, нумизматических шедевров, оружия и архитектурных памятников.
История музея, получившего мировую славу, началась с коллекции Екатерины Великой. Частное собрание шедевров искусства размещалось в «уединенном месте» и в дань моде той эпохи, в 1764 году, именовалось Эрмитажем. Сегодня обширная коллекция размещена в Главном здании и филиалах, где представлены шедевры мирового искусства, история императорского рода Романовых, коллекции отдельных исторических периодов, стран, и мастеров, талант которых признан во всем мире.
Любопытный факт: на службе Эрмитажа находятся 50 эрмитажных котов, охраняющих залы музея от главной беды северной Пальмиры – нашествий грызунов. Существует даже специальный праздник «День эрмитажных котов», который входит в официоз праздничных дат музея.
Сады и парки Санкт-Петербурга
В городе десятки красивых благоустроенных парков. Здесь можно отдохнуть в стороне от городского шума. Провести время с семьей, погулять по ухоженным аллеям, отдохнуть в кафе или просто посидеть на лавочке.
Парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова
Разбит на Елагинском острове в конце XVIII столетия. Природный комплекс Елагина острова является памятником природы. До революции здесь находилась императорская резиденция. Парк имеет классический вид и относится к английскому стилю. Наполнение территории более чем богатое и разнообразное: гроты, каналы, пруды, мосты, беседки, памятники, мини-зоопарк, лодочная станция, торговые павильоны. В близлежащем Елагинском дворце выставлена экспозиция Музея русского декоративно-прикладного искусства и интерьера.
Это интересно: Топ 35 — заповедные территории Санкт-Петербурга.
Приморский парк Победы
Заложен в 1945 году на Крестовском острове в честь морских побед страны. Площадь – 168 гектаров. До 1999 году (пока не была открыта новая линия метро) попасть сюда можно было преимущественно не трамвае. Знаковые объекты парка: аллея городов-побратимов, где делегации высаживают дубы, пруд с лебединым питомником на берегу, стела в память о закладке парка, развлекательный комплекс «Диво-остров».
Таврический сад
Разбит вокруг одноименного дворца. Признан памятником садово-паркового искусства. На территории установлено несколько памятников, в том числе «Юным героям обороны Ленинграда» и композитору Петру Чайковскому. С середины прошлого века в парке появились специальные зоны для отдыха с детьми. Помимо спортивных и игровых площадок работают «Игротека» и школа фигурного катания.
Московский парк Победы
Заложен в 1939 году, но проект изменили в 1945 году, приурочив к победе в Великой Отечественной войне. Площадь – 68 гектаров. Мемориальные объекты: Аллея героев, Памятный знак «Вагонетка», Мемориальная аллея памяти, Ротонда в память о жертвах блокады. В 2010 году возведена часовня. В парке достаточно мест для отдыха. В зависимости от сезона работают прокаты лодок и катамаранов, каток, аттракционы.
Парк 300-летия Санкт-Петербурга
Самый молодой парк города. Площадь – 54 гектара. Изначально территория была на треть больше, но её урезали, и почти 30 гектаров отдали под застройку. Парк создавали к юбилею Санкт-Петербурга, поэтому тут много символизма. Например, высажено именно 300 деревьев, а основные объекты (фонтаны, колонна, стилизованная под маяк) отсылают к городской истории. Парк пополняется новыми достопримечательностями до сих пор.
Александровский парк в Петроградском районе
Один из первых публичных парков города занимает площадь в более чем 14 гектаров. Основанный в начале XIX века, парк сильно изменили в наше время. Появилась пешеходная зона, высажены сотни деревьев и кустарников, заменено старое освещение. В 2011 году на территории Александровского парка открыт «Мини-город» – собрание миниатюр главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Они выполнены в масштабе 1:33.
Описание достопримечательности
Сохранившийся до настоящего времени Зимний Дворец — яркий образец архитектуры в стиле елизаветинского барокко. Выдающимся представителем этого направления стал Растрелли, поэтому иногда стиль называют растреллиевским.
Для него характерны:
- большие масштабы строительства;
- пышное убранство интерьеров;
- роскошная отделка фасадов с применением позолоты;
- праздничный характер строений.
Архитектурные особенности
Высота трехэтажного здания – 23,5 м, длина фасада со стороны Невы – 210 м, со стороны Адмиралтейства – 175 м.
С высоты птичьего полета четко видно, что императорский дворец – это комплекс из нескольких построек, замкнутых в прямоугольник, приближенный к квадрату. Пространство между ними занимает Большой внутренний двор.
С фасадами корпусов Растрелли будто поиграл, меняя расстояние между многочисленными колоннами. Они то собираются в живописные группы, то расступаются, открывая украшенные оригинальными наличниками окна и плоскости стен.
Наиболее интересным с точки зрения архитектуры является Южный фасад со стороны Дворцовой площади. Вход здесь оформлен в виде трехпролетной Триумфальной арки. Еще более высокой и значимой ее делают расположенные по бокам парные колонны.
Северный фасад при этом кажется более спокойным. Череда окон перемежается все с теми же колоннами на протяжении всей длины здания. Всего здесь 1476 окон.
Декоративные элементы и цветовая гамма
Елизаветинское барокко – это роскошь и обилие лепного декора. Последний резчики делали вручную на строительной площадке. Так, на фасадах можно увидеть:
- львиные головы и маски;
- причудливый растительный орнамент;
- рокайли – лепной декор в виде морских раковин;
- картуши.
Все эти элементы входят в композиционное украшение окон. Специалисты насчитывают 22 варианта их оформления.
По периметру крыши расположено 176 античных ваз и статуй. Они призваны скрыть печные трубы и усложнить рельеф здания.
Фасады санкт-петербургской достопримечательности 10 раз меняли цвет. Свой нынешний вид они приобрели лишь в середине XX века. Их первоначальный цвет — теплая охра, разбавленная белоснежными лепными элементами.
В середине XIX века охра становится плотнее, а декор приобретает светлый оттенок. Чуть позднее гамма меняется на красноватую охру и светлый терракот. Такими фасады сохраняются до 1920 года.
После этого здание ожидает череда экспериментов. Серая, коричнево-серая, оранжево-белая — цветовые гаммы сменяли друг друга с удивительной скоростью. Лишь в 1947 году принимается решение об использовании трех основных цветов:
- изумрудный — для стен;
- белый — для колонн, карнизов и оконных наличников;
- охра — для капителей, картушей и лепных декоративных элементов.
Интересно, что некоторые сотрудники Эрмитажа считают, что современный облик Зимнего дворца не соответствует его художественному образу, созданному Растрелли.
Оформление интерьеров
Пожар 1837 года уничтожил интерьеры, созданные при Елизавете Петровне. Уцелели лишь некоторые несущие стены. Реставрация, которой руководил В. П. Стасов, заняла около двух лет. Были заменены перекрытия, в большом количестве использованы металлические элементы. Художественное убранство проектировал А. П. Брюллов.
Каждый зал Зимнего дворца имеет определенное назначение и уникален по оформлению. Объединяет их роскошный декор, в котором главная роль отдана кружеву лепнины и позолоте.
Особенный интерес вызывают интерьеры нескольких залов.
- Входная (Иорданская) галерея и парадная лестница. Поражает большим количеством белоснежных колонн и пилястров. Однако большая часть роскоши досталась именно лестнице. Это позолоченная лепнина ручной работы, мрамор и прекрасное естественное освещение от множества окон.
- Зал искусства Италии (XIII-XV вв.). Оригинальность оформлению придает сочетание лепнины, позолоты, натуральной древесины ценных пород и ручной росписи.
- Малый тронный зал. Посвящен Петру I. Барельефы на потолке изображают его успехи в Северной войне, помещение украшено гербами и вензелями императора, коронами, двуглавыми орлами.
- Золотая гостиная императрицы Марии Александровны. Ее отличает обилие позолоты, ручная роспись, дорогие шелковые ткани с вплетенной металлической нитью, сложные лепные орнаменты. Эта роскошь производит сильное впечатление на современников.
Зимний дворец — удивительная достопримечательность Санкт-Петербурга, которую невозможно осмотреть «на бегу». Величие этого здания складывается из множества уникальных деталей, которые нужно увидеть, понять, прочувствовать. Только в этом случае можно по-настоящему прикоснуться к истории.
Доблестное прошлое Зимнего
За всю историю в граде Петровом было возведено 5 зимних дворцов. Поначалу “отец” Северной столицы со дня основания своего “детища” в течение пяти лет проживал в одноэтажной деревянной избе, построенной всего за трехдневный срок.
В дальнейшем Петру Первому потребовалась достойная зимняя резиденция. К тому времени он издал указ, согласно которому на берегах Невы запрещалось выделять наделы тем, кто не имел морского чина. Сам император, желая выстроить в центре города резиденцию, получил разрешение как мастер корабельных дел Петр Алексеев. Он выстроил деревянный “Зимний дом” в два этажа, который сложно было назвать царскими хоромами.
В 1712 году тогдашний губернатор стольного града Александр Данилович Меншиков решил сделать подарок императору к его свадьбе с Екатериной Алексеевной, и пригласил архитектора Георга Маттарнови, который перестроил деревянный дом в каменный. Спустя восемь лет монаршее семейство перебралось в новые Зимние покои. Однако пожить в каменных “Свадебных палатах” счастливому мужу довелось только 5 лет.
Впоследствии на престол взошла Анна Иоанновна, сестра и соправительница Петра Великого, так как приходилась четвертой дочерью царя Ивана Пятого. Она слыла женщиной, живущей с размахом, и неудивительно, что ей было тесно в петровских палатах.
У новой императрицы были свои видения настоящей царской резиденции. Для ее кардинальной реконструкции она пригласила гениального архитектора Франческо Растрелли. Для реализации целей потребовался снос близлежащих строений. Все произошло удачным образом, и в 1735 году Анна Иоанновна отмечала пышное новоселье.
Зимний уже состоял из семидесяти парадных залов, из более сотни спален. Нашлось пространство для галереи, театра и большой капеллы. Были тут помещения для канцелярии, караульной службы, прочие. Увы, данных просторов оказалось мало для императрицы. Поэтому буквально сразу стали вестись новые работы по усовершенствованию дворца.
Взошедшая на престол в 1741 году младшая дочь Петра Первого — Елизавета Первая пристроила к Зимнему служебные помещения. Как писали очевидцы того времени, дворец “представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого…”.
Через пару лет императрица решила его расширить. Продолжилась скупка ближайших усадеб, и Растрелли возводил добавочные корпуса. Затем Елизавете пришло на ум поднять потолок с четырнадцати до двадцати двух метров. Архитектор, произведя расчеты, пришел к выводу, что для этого потребуется переделка проекта, а это нелегкое дело, и он предложил выстроить дворец в иной местности, но хозяйка Зимнего и слышать не хотела о такой затее.
Тогда пришлось выстроить абсолютно новое дворцовое строение. Возведение 4-ого Зимнего осуществлялось в рекордные сроки, в 1755 году работы уже были завершены. Простояло строение лишь до 1762-го года. Елизавете оно было не по душе. Она желала, чтобы резиденция русских царей роскошью и свежестью как внешнего, так и внутреннего убранства в разы затмевала европейские замки.
Честь воплотить мечту русской царицы в жизнь вновь выпала Растрелли. Архитектор старался изо всех сил угодить венценосной особе. Восемь лет длилось строительство. Новое роскошное творение Растрелли включало полторы тысячи комнат, а общая площадь достигала шестидесяти тысяч квадратных метров. Более того, дворец возвышался над всеми городскими зданиями.
Елизавете не суждено было пожить в чертоге собственной мечты. Работы принял Петр Третий. По завершению отделки фасадов, новоявленный император уже думал о расчистке окрестностей. Его изобретательности нужно отдать должное. Он нашел весьма оригинальный способ уборки места. Тонны остатков стройматериалов пришлось бы вывозить месяцами. Он издал указ, в котором разрешил всем желающим взять с дворцовой площади то, что понравится. К утру в округе и щепки нельзя было найти.
После свержения Петра Третьего окончательное возведение Зимнего легло на плечи Екатерины Второй. Она тут же отказалась от услуг Растрелли и привлекла других архитекторов, работавших под неусыпном контролем ее личного секретаря Ивана Ивановича Бецкого.
Большой Петергофский дворец
Рекомендовать место
27
7
Большой Петергофский дворец с парками территорией около 1000 га возник в XVIII веке на берегу Финского залива в честь победного завершения Северной войны.
Идея создания загородной резиденции принадлежит Петру I. Строительство здания началось в 1714 году, а открытие состоялось в 1723 году. Дворец представляет собой целый комплекс: Верхний сад, Нижний парк, Верхние палаты, Большой каскад и система фонтанов, дворец Монплезир и т.д. Сохранившиеся документы (рисунки, указы) дают основание считать, что проект зданий составил сам царь Петр I.
16 фонтанов, мраморные, золоченые, алебастровые и деревянные статуи, подстриженные деревья и кустарники, редкие растения в вазах прекрасно дополнили общую картину садов Петергофа. Новый дворцовый комплекс восхищал всю Европу.
Великая Отечественная война оставила трагическую метку в истории Петергофского дворца. Гитлеровские войска разграбили и уничтожили ценности Петергофа: вырубили деревья, разорили парки, а Большой дворец сожгли.
После восстановления и возвращения всех Петергофских ценностей дворец стал частью Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф». В наши дни по-прежнему изумляет красотой, блеском и стройностью дворцово-паркового ансамбля.
Как добраться
Адрес музея — Дворцовая набережная, д.32-38. Дворцовая площадь — то место, откуда формируется очередь и открыт вход для посетителей. Адрес входа — Дворцовая площадь, д. 2. Это центр Северной столицы. Удобней всего добираться от станций метро. Ближайших две: «Адмиралтейская» и «Невский проспект». На вторую станцию можно попасть также через переход с «Гостиного двора». В обоих случаях нужно попасть на Невский проспект, который венчает Дворцовая площадь. Любой местный житель знает, где находится музей Эрмитаж.
С «Адмиралтейской» нужно пройти налево до пересечения с улицей Малая Морская. По ней следует преодолеть несколько метров направо, чтобы выйти на Невский проспект. От метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» идти необходимо в сторону Адмиралтейства. Дойдя до Большой Морской, можно увидеть арку в здании Главного штаба. Именно через нее горожане попадают на Дворцовую площадь.
Добраться можно и автобусами 191, 24, 10 и 7-го маршрутов, а также троллейбусами 11, 10, 7 и 1-го маршрутов. Остановка — «Дворцовая площадь».
Пожар в Зимнем дворце
Зимний дворец едва не был уничтожен огнем в 1837 г. из-за, вышедшей из строя, печной трубы. Пожар не могли потушить около суток и огненная стихия унесла много шедевров мирового искусстваи внутреннего роскошного убранства с собой. Все имущество, которое успели вынести, было сложено на дворцовой площади, вокруг Александровской колонны. Реконструкция дворца продолжалась3 года. Всеми работами занимались Стасов и Брюллов, которым удалось восстановить большую часть Зимнего дворца и сохранить первозданный стиль русского барокко.
После убийства Александра II, принимается решение о переносе императорской резиденции в Гатчину и только с началом правления императора Николая II, вся чета снова переезжает в Зимнийдворец и остается там до начала революции 1905-1907 гг. Императорской резиденции больше никогда не представится увидеть особ царской крови и укрыть их за своими стенами.
В 1918 г. Зимний дворец отводится для музея Революции, что и послужило причиной внутренних изменений убранства. Именно тогда была уничтожена Романовская галерея, в которой размещалисьпортреты всего царского семейства. Гербовый зал был отведен для театральных постановок, а в Николаевском стали снимать кино. В 1922 г. весь комплекс был передан государству, гдеобосновался Эрмитаж, который мы знаем и можем посетить.
Структура Эрмитажа
Основные корпуса Главного музейного комплекса «Эрмитаж» расположены на Дворцовой площади, дом 2:
- Зимний дворец (1754-1762);
- Малый Эрмитаж (1764-1775);
- Большой (Старый) Эрмитаж (1771-1787);
- Новый Эрмитаж (1842-1851).
Главный музейный комплекс Эрмитажа дополняют здания Эрмитажного театра и Запасного дома. Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Д. Кваренги) – стиль русский классицизм XVIII века. Эрмитажный театр находится по адресу: Дворцовая набережная, дом 32. Сохранившаяся часть Зимнего дворца Петра I (1720-1725, архитекторы Тренизи и Маттарнови) входит в экспозицию Эрмитажного театра.
Запасной дом Зимнего дворца (1877-1878, архитектор Н. Беккер) возведен над уцелевшей частью Зимнего дворца Петра I и зарегистрирован по адресу: Дворцовая набережная, дом 30 А. Флигель Запасного дома – улица Миллионная, дом 31. С сентября 2012 года это сооружение внесено в список культурного наследия Санкт-Петербурга как объект «Дом Ф.М. Скляева (особняк Г.Ф. Менгдена, Запасной дом Зимнего дворца).
Основные здания Главного музейного комплекса Эрмитажа расположены вдоль набережной реки Невы. Их можно отлично разглядеть со Стрелки Васильевского острова. Соединенный переходами комплекс зданий Государственного Эрмитажа хорошо просматривается и с акватории Невы: зеленое здание Эрмитажного театра, Эрмитажный мост, желтое сооружение Большой (Старый) Эрмитаж, Малый Эрмитаж и величественный Зимний дворец изумрудного цвета (Новый Эрмитаж стоит за Большим).
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Вид с акватории Невы.
Главный музейный комплекс Эрмитажа работает: вторник-суббота с 10:30 до 18:00, воскресенье с 10:30 до 17:00. Понедельник-выходной. Есть льготы. День бесплатного посещения для всех индивидуальных посетителей (кроме экскурсий) – первый четверг каждого месяца.
Главный вход в Государственный Эрмитаж – через арки Зимнего дворца с Дворцовой площади. Кроме Главного музейного комплекса в структуре Эрмитажа находятся:
- Восточное крыло Главного Штаба;
- Дворец Меншикова;
- Музей фарфора;
- Реставрационный центр «Старая деревня» (Фондохранилище).
История Эрмитажа началась с 1754 года во время правления Елизаветы Петровны. Императрица Екатерина II приобрела в частное владение коллекцию живописи в 220 картин из Берлина и этим дала старт образованию эксклюзивных павильонов Эрмитажа.
7 декабря 1764 года – дата основания Эрмитажа. 1852 год – открытие Эрмитажа для посетителей. Современный музей «Государственный Эрмитаж» — богатейший музей мира по числу представленных коллекций.
Мариинский дворец
Рекомендовать место
20
6
Марии’нский дворе’ц — один из дворцов Санкт-Петербурга, важная часть ансамбля Исаакиевской площади.
Наряду с Зимним и Таврическим — один из трех «политических» дворцов Петербурга, центр событий 1917 и 1991 года.
Построен в 1839—1844 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера.
Дворец расположен на южной стороне площади, вдоль Синего моста через Мойку. На этом участке земли, в XVIII веке принадлежавшем генерал-фельдмаршалу Захару Григорьевичу Чернышёву, стоял дворец, построенный в 1762—1768 Ж. Б. Валлен-Деламотом. В 1825-39 годы в нём размещалось Николаевское кавалерийское училище
Предшественники современного Зимнего дворца
Императорский дворец, на который приезжают посмотреть туристы со всего мира и которым гордятся петербуржцы, является не первой зимней резиденцией российских правителей.
Первый Зимний дворец был построен для Петра I в 1708 году на месте нынешнего Эрмитажного театра. Это был относительно простой двухэтажный деревянный дом. В 1712 году вместо него были возведены каменные палаты.
Вступившая на престол Анна Иоанновна посчитала действующую зимнюю резиденцию недостаточно просторной и отдала приказ о ее перестройке. Проект разрабатывал Ф.Б. Растрелли. Для его реализации пришлось занять некоторые близлежащие дома.
Строительство началось в 1732, а закончилось в 1735 году. Местом возведения выбрали Дворцовую набережную, при этом главный фасад здания «смотрел» на Адмиралтейство. Это был роскошный по тем временам императорский дворец высотой 4 этажа, с 70 залами и 100 спальнями, многочисленными пристройками.
В 1754 году пришедшая к власти Елизавета Петровна подписывает новый проект Зимнего дворца, так как хочет увеличить высоту резиденции до 22 м. Архитектором также выступает Ф.Б. Растрелли. Временные императорские палаты в 1755 году возвели на пересечении набережной и Невского проспекта. В 1762 году, когда был построен существующий ныне дворец, их разобрали.
ЦПКиО Елагин дворец
Рекомендовать место
21
2
Елагин дворец – это очень красивое здание на Елагине острове в Санкт-Петербурге, которое когда-то было летним императорским дворцом. Его также называют Елагинским или Елагиноостровским.
Первым его владельцем был Иван Перфильевич Елагин — государственный деятель, историк и поэт, и для него этот дом строил архитектор Джакомо Кварнеги. Однако что в начале XIX века дворец выкупил Александр I, по повелению которого дворец был перестроен зодчим Карлом Росси.
В этот период на острове было возведено несколько зданий, кроме самого дворца увенчанного куполом: три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса. Внутренние помещения дворца оформляли скульпторы Пименов и Малиновский.
Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, а после победы был отреставрирован и стал музеем, в котором выставлялись коллекции старинных произведений искусства.
Сегодня в Елагином дворце также проводятся различные выставки и устраиваются развлекательные мероприятия в стиле разных эпох. Перед дворцом, на территории Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО) расположены современные аттрационы.
Большой Екатерининский дворец
Рекомендовать место
28
4
История этого грандиозного комплекса начинается с 1717 года. Когда по указу императрицы начали строить ей летнюю резиденцию. Автором проекта выступил архитектор И.Ф. Браунштейн. Через 26 лет Елизавета Петровна, взошедшая на престол после Екатерины, закомандовала перестроить здание, слегка расширив его и облагородив. Для этой работы она позвала А. Квасова и М. Земцова. И дворец принял новый вид. Через еще 10 лет она снова ищет архитекторов, что убрали с дворца тень старины и еще больше расширили территорию. Ей помочь вызвался Б. Растрелли. На все про все у архитектора ушло почти четыре года. За этот период он передал дворец в стиле Русского барокко. Ради этого Елизавета Петровна устроила грандиозный праздник, презентуя на нем свой дворец местным и зарубежным гостям. Приезжие были ошарашены красотой и величественностью постройки Растрелли.
В период СССР во дворце открыли музей, сохранив старинный антураж и интерьер. Идиллию нарушила Вторая Мировая война. Дворец сильно пострадал во время обстрела. Его до сих пор восстановили не полностью. Многие корпуса еще ждет реконструкция, но большая часть все также, как в советские времена, открыта для туристов.
История дворца
На протяжении 18 столетия на этом месте было воздвигнуто 5 Зимних дворцов.
1. Свадебные палаты Петра Великого
В начале 18 столетия были построены свадебные палаты для Петра I. Это здание глава города подарил царю в честь бракосочетания.
2. Зимний дворец Петра I
Приказ на строительство нового Зимнего дворца царь поручил архитектору Георгу Маттарнови в 1716 году. При строительстве здания на 50 метров к реке пришлось передвинуть Дворцовую набережную. Император через 4 года обосновался в сооружении, а в 1725 году скончался.
3. Зимний дворец Анны Иоанновны
Статус столицы вернула Санкт-Петербургу императрица Анна Иоанновна. Она решает обосноваться в Зимнем дворце и придает ему статус официальной резиденции. Однако конструкция не соответствовала потребностям государыни, и она приказывает переоборудовать сооружение. За строительство берется Ф. Б. Растрелли в 1731 году.
Государыня переехала в новое здание на постоянное жительство спустя 4 года. Здание состояло из четырех этажей, на которых располагалось около 70 парадных залов, примерно сто спальных комнат, служебные и караульные помещения, и собственный театр.
Елизавета Петровна садиться на престол после кончины Анны Иоанновны. Она хочет еще более шикарную конструкцию, чем ее предшественница и приказывает отделить комнаты, примыкающие с юга к Световой галерее.
В середине 18 столетия государыня поручает Ф. Б. Растрелли расширить сооружение. Архитектор строит новые помещения в унисон существующему. Через год после этого императрица приказывает изменить здание по высоте в сторону увеличения. Растрелли приходиться преобразовывать свои чертежи, и он советует государыне строить здание на другом пространстве города. Но она отказывается перемещать здание. Это привело к тому, что в 1754 году подписывается приказ на воздвижение здания дворца на прежнем участке.
5. Пятый (существующий) Зимний дворец
Действующий Зимний дворец возводился с 1754 по 1762 год. Правительница снимает с должности архитектора Растрелли, и строительством занимаются уже другие архитекторы во главе с Бецким. В постройке располагалось более 1500 комнат. Государыня скончалась раньше, чем закончилось строительство. Здание сдавали в эксплуатацию уже Петру III. Сооружение обошлось в более чем 2,6 миллиона рублей.
В стенах дворца Екатерина II приказывает соорудить для своего любовника графа Орлова комнату.
Императрице из Германии в счет погашения задолженности князю В. Д. Долгорукову вручили более 300 дорогих полотен. Эти картины стали истоком коллекции Эрмитажа.
В 1783 году императрица издает указ о разрушении дворцового театра.
Много происшествий повидал Зимний дворец в Санкт-Петербурге с тех времен. Он пережил страшный пожар, в результате которого пришлось восстанавливать весь интерьер и статуи на кровле здания. Видел покушение на императора Александра II. Стал местом проведения шикарных костюмированных балов. В нем располагался госпиталь, Временное правительство. Пережил тяжелый штурм в революционные годы. Центр культурного наследия Санкт-Петербурга располагался во дворце. В тяжелые годы ВОВ служил бомбоубежищем для более двух тысяч граждан. Очень сильно повредили здание военные бомбардировки – реставрация сооружения длилась многие десятилетия после войны.
Сегодня Зимний дворец представляет собой шикарную конструкцию и имеет конфигурацию прямоугольника со сторонами 137 на 106 метров. Высота здания 23,5 метра. Дворец отлично расположился на территории города, и придает ему художественно-композиционный колорит.
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — это сердце города. Ее архитектурный ансамбль сложился не сразу. Современный Зимний дворец уже пятый по счету: первый был построен при Петре I в 1705 году, нынешний пятый в 1762 году. Здание Главного Штаба было построено в 1829 году, Александровская колонна в 1834 году. Завершающим звеном стало здание штаба Гвардейского корпуса, возведенное в 1840 году.
Дворцовая площадь, вид сверху
Несколько фактов о Дворцовой площади:
- Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге более чем в два раза превышает Красную площадь в Москве.
- Свое название площадь получила из-за Зимнего дворца, расположенного на ней.
- Во времена Анны Иоанновны на месте площади расстилался большой Адмиралтейский луг, где императрица любила охотиться на зайцев. Здесь устраивались народные гулянья с фейерверками.
- При императрице Елизавете часть Адмиралтейского луга была засеяна овсом, а в другой части паслись коровы Елизаветы. Луг оставался местом проведения празднеств и гуляний.
- Адмиралтейский луг постепенно начал превращаться в Дворцовую площадь под влиянием архитектора Растрелли, возводивший роскошный Зимний дворец.
- Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге является местом трагических событий 9 января 1905 года, получивших название «Кровавое воскресение». Здесь были убиты и ранены царскими войсками мирные демонстранты и случайные прохожие.
- Здесь в 1914 году Николай II объявил о начале войны с Германией.
- В 1918 году на Дворцовой площади был убит революционер и председатель Петроградской ЧК Урицкий Моисей Соломонович. В этом же году в честь него площадь была переименована в площадь Урицкого. Только в 1944 году площади вернули прежнее название.
- В царское время на Дворцовой площади проводились военные смотры и парады, в советское время — демонстрации и военные парады, в наше время — различные массовые мероприятия, концерты и празднования.
- Часть площади замощена брусчаткой.
- Дворцовая площадь в настоящее время пешеходная. По ней можно покататься только в карете или экипаже.