Что входит в состав музея «Государственный Эрмитаж», цены и режим работы
Крупнейшие музеи Санкт-Петербурга принадлежат государству и для удобства управления они объединены в комплексы. За основу берется главная достопримечательность и к ней относят несколько других, в той или иной степени относящейся по смысловому содержанию объектов. Достопримечательности иногда объединяют в один музейных комплекс в связи с размещением там не поместившихся экспонатов в главном здании. Поэтому к Эрмитажу также относится, в частности, дворец Меншикова и Главный штаб.
Для обычного туриста это означает только одно, покупать билеты в рамках музейного комплекса можно в одном месте, а иногда и со скидкой, если брать абонемент на несколько экспозиций сразу.
Рассмотрим, вкратце, что же входит в музейный комплекс «Эрмитаж».
Зимний дворец и главный музейный комплекс
Зимний дворец — это и есть то самое всем известное здание на Дворцовой площади напротив Главного штаба. Бывшая зимняя резиденция царей.
Помимо Зимнего дворца в Главный музейный комплекс входят рядом стоящие здания:
- Большой (Старый) Эрмитаж
- Малый Эрмитаж
- Новый Эрмитаж
- Эрмитажный театр
- Запасной дом Зимнего дворца – Лабораторно-хранительский и административный корпус.
Время работы с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.
Стоимость билета — 500 рублей. Есть льготы. Имеется два маршрута. Об этом подробнее далее в статье.
Главный штаб
Второй по величине музейный комплекс, входящий в состав Эрмитажа. Находится на Дворцовой площади, 6/8, напротив Зимнего дворца. Вход в музей с Дворцовой площади левее арки Главного штаба (если стоять лицом к арке).
Главный штаб
График работы такой же как и у комплекса Зимний дворец: с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.
Билет стоит 500 рублей.
Посещение по сеансам, рассчитанным на 2 часа: 11.00, 11.30, 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 14.30,15.00, 16.00, 16.30, 17.00. Вечерние сеансы по средам, пятницам и субботам в 17.30 и 18.00.
Дворец Меншикова
Дворец Меншикова находится по адресу Университетская набережная, 15. Метро Василеостровская, автобусы 7 и 24, троллейбусы 1, 10 и 11.
Здание построено в 1710–1727, архитекторы Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель.
Работает во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.
Цена билета — 600 рулей.
Зимний дворец Петра I
Находится рядом с Зимним дворцом (Дворцовая набережная, 34) в здании Эрмитажного театра.
График работы: во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.
Билет стоит 600 рублей.
Музей Императорского фарфорового завода
Находится по адресу проспект Обуховской обороны, дом 153 на территории бывшего Императорского фарфорового завода. 500 метров от метро Ломоносовская.
Открыт во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.
Билет стоит 300 рублей.
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»
Находится по адресу Заусадебная улица, д. 37А.
Время работы: все дни кроме понедельника с 10:30 до 18.00.
Билет стоит 600 рублей.
Биржа
Известное здание Биржи на стрелке Васльевского острова также относится к Государственному Эрмитажу. Адрес: Биржевая площадь, 4. Здание построено в 1805-1810, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон.
Центры и представительства Государственного Эрмитажа
У Эрмитажа есть свои представительства в других городах России и за рубежом:
- «Эрмитаж-Амстердам», Нидерланды;
- «Эрмитаж- Италия», Венеция, Италия;
- «Эрмитаж-Выборг»;
- «Эрмитаж-Казань».
Масштаб коллекции Эрмитажа — цифры говорят сами за себя
По данным на лето 2021 года Эрмитаж может похвастаться следующими цифрами:
- Общая площадь помещений Эрмитажа — 233 345 кв.м., из них для выставок 100 000 кв.м.
- Количество предметов изобразительного и прикладного искусства — 1 014 806 штук.
- Количество памятников нумизматики — 1 125 975 штук.
- Количество археологических памятников — 808 695 штук.
- Количество образцов оружия — 14 016 штук.
- Другие исторические экспонаты — 214 771 штук.
Первый Зимний дворец
В 1711 году на берегу Невы архитектор Доменико Трезини построил небольшой дом для Петра, состоящий из центрального портала и двух боковых флигелей, это был «маленький домик голландской архитектуры» для корабельного мастера Петра Алексеева, как называл себя царь.
Строение было двухэтажным с высоким крыльцом, черепичной крышей и единственное, что его украшало, это были пилястры (выступы) по углам и наличники на окнах. Эту постройку часто называли Свадебными палатами, поскольку построенный дом был подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова к свадьбе Петра и Екатерины. Именно здесь прошел свадебный пир, а подтверждением этого является дошедшая до нас легенда.
Согласно преданию, через 12 лет после свадьбы, когда Петр узнал об измене своей жены, он подвел ее к зеркалу того зала, где праздновалась свадьба, и произнес: «Это зеркало венецианского стекла сделано из простых материалов, но может превратиться в прежнее ничтожество». После чего ударил по зеркалу тростью. Бывшая служанка и прачка Марта Скавронская намек поняла, но не растерялась и спросила: «А разве Ваш дом теперь стал красивее?».
Второй Зимний дворец для Петра
Первый дом Петра, выходящий на канавку, оказался тесным и в 1716 году архитектор Георг Маттарнови создал проект нового жилища для царской семьи. Место для него император выбрал сам — ближе к Неве, откуда открывается прекрасный вид на Стрелку Васильевского острова и просторы Невы. Дом, построенный к осени 1723 года, имел парадный вид, его фасады и залы были пышно украшены.
В этом доме в ночь с 27 на 28 января 1725 года Петр Первый скончался.
Надо отметить, что Петр был продвинутым человеком и все технические новинки, появлявшиеся в Европе, были реализованы в его доме. Во дворце были центральное отопление и проливная канализация, по свинцовым трубам подавалась горячая и холодная вода. Обслуживали царя всего 12 денщиков, причем, выбирал он их по смышлености и расторопности, а если они заслуживали, то выводил их в люди.
Зимний дворец Петра I, в котором жил и умер основатель Санкт-Петербурга — это уникальный памятник начала XVIII века, посетить который можно с экскурсией или самостоятельно. Вход в музей находится по адресу Дворцовая набережная 32. Административно относится к музею Эрмитаж. Среди прочего, здесь выставлена восковая фигура Петра, выполненная Карло Растрелли, и одетая в подлинный костюм и башмаки, а на голове можно увидеть подлинные волосы царя.
Во время Персидского похода в 1722 году было жарко и Петр постриг волосы, из которых был сделали парик. Его и использовал Растрелли для восковой персоны царя.
Петровский (Малый тронный) зал
Посвящен памяти великого русского императора Петра I. Верхняя половина стен украшена полотнами, на которых изображены сражения Северной войны (П. Скотти и Б. Медичи). В нише, которая напоминает Триумфальную арку, находится картина «Петр I с аллегорической фигурой славы».
Главный архитектор Малого тронного зала О. Р. Монферран, который приступил к работе в 1833 году. В 1837 г. случился пожар и восстановлением интерьера занимался Василий Стасов.
Стены обиты лионским бархатом, расшитым серебряными вставками. В отделку вписаны вензель императора (с 2-мя латинскими буквами «Р»), двуглавые орлы, символы русского государства, и короны.
Что посмотреть в Зимнем дворце?
Несмотря на то, что коллекции музея не раз распродавались, терялись, часть экспонатов разграбили, некоторые были повреждены в войну, сегодня их насчитывается больше 3000000. Три миллиона, вдумайтесь! Даже если уделить каждому только одну минуту, придется провести в музее 10 лет! Здесь хранятся такие шедевры, как «Мадонна с младенцем»,
Мадонна с младенцем
коллекция картин Рембранта (в том числе знаменитая «Блудный сын»),
Блудный сын
коллекция голландской живописи, Завтрак Веласкеса и другие.
Завтрак
Но посетителям будет интересно не только художественное наследие. Не стоит забывать, что Зимний еще и долгое время служил резиденцией российских императоров. Здесь сохранились будуары, гостиные, столовые, бальные залы, с интерьерами, мебелью, предметами быта, которыми пользовались монаршие особы.
В Зимнем дворце даже выставлены предметы одежды и украшения императорской семьи. В частности, если купить экскурсию по Зимнему Петра I, можно посмотреть на его восковую копию, выполненную в полный рост. В будуаре императрицы хранятся отреставрированные платья, а в царских кладовых выставлены драгоценности короны Романовых.
Кроме непосредственно посещения главного дворца туристы могут купить экскурсию еще в четыре здания комплекса Эрмитажа – Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж (где располагались покои царской семьи), Новый Эрмитаж (предназначенный для размещения обширной императорской коллекции предметов искуссва) и Эрмитажный театр. Традиционный маршрут обязательно начинается с Иорданской лестницы – это действительно пышное и элегантное творение в духе барокко. Основные коллекции, схема расположения выставок представлены на официальном сайте Эрмитажа. Но, чтобы не заблудиться в Зимнем дворце, можно запомнить несколько основных правил «навигации»:
- коллекция импрессионистов находится на последнем этаже перед Октябрьской лестницей. Именно здесь хранится Моне «Дама в саду Сент-Адресс», а также работы Гогена, Сезана Ренуара, Дега;
- часть первого этажа возле Октябрьской лестницы посвящена скифской культуре. Здесь можно увидеть хорошо сохранившиеся украшения, оружие, предметы быта;
- на 2 этаже в залах 151 и 153 находится коллекция портретов династии Романовых;
- на этом же этаже, в залах 272-292 выставлено прикладное искусство Франции, в частности, знаменитая керамика Сен-Поршер;
- за портретной галереей русских царей, в залах 187-176 второго этажа, размещены инсталляции, демонстрирующие русский быт начала 19 века, а также дореволюционного периода 20 века;
- нидерландские живописцы скрываются за Тронным залом;
- культура Востока представлена на последнем этаже. В частности, в залах 359-367 размещены уникальные буддистские фрески;
- «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» выставлены на обозрение в зале 214 второго этажа;
- В зале 254 хранится коллекция Рембранта – вторая по величине в мире после музея имени художника в Амстердаме.
История строительства Зимнего дворца
В одной из таких слобод в начале 1710-х годов был построен Зимний дом Петра I, рядом с которым позднее была прорыта Зимняя канавка.
Первый Зимний дворец представлял небольшое двухэтажное здание, крытое высокой черепичной крышей. Он был весьма скромно украшен – пилястры на углах, прямоугольные наличники на окнах, центральный портал. С двух сторон к нему примыкали низкие служебные флигеля.
К 1721 году по проекту архитектора И.С.Маттарнови был возведен Второй Зимний дворец, выходивший фасадами на Неву и Зимнюю канавку. Он был больше Первого Зимнего дворца имел высокую покатую крышу, подчеркнутый центр и украшенный пилястрами скромный фасад. Вскоре Доменико Трезини (ок. 1670-1734) начинает возводить третий по счету Зимний дворец. Второй дворец он включил в новый в качестве западного крыла. Новое здание выделялось нарядным оформлением центра.
Следующие Зимние дворцы строились ближе к Адмиралтейству, там, где прежде стояли дворец генерал-адмирала Апраксина, дом Кикина, палаты Рагузинского и Ягужинского. В 1783-89 годах итальянский архитектор Джакомо Кваренги по указу императрицы Екатерины II на месте Третьего Зимнего дворца начинает возводить Эрмитажный театр. В качестве несущих конструкций он использовал цокольный и первый этажи бывшей царской резиденции. Позднее император Николай I безуспешно пытался найти ее следы. Казалось, дворец исчез навсегда…
Здание Эрмитажного театра и фрагмент Зимнего дворца Петра I со стороны Зимней канавки
Зал Рафаэля
Прообразом послужила расписанная Сикстинская капелла в Ватикане. Их созданием занимался архитектор Дж. Кваренги в 1870-х гг. Очень чуткая к прекрасному, императрица Екатерина II пожелала иметь у себя в России все самое роскошное. И, с ходом времени, в городе на Неве была сделана копия части дворца папы римского.
Галерея состоит из 13 отделов и, в общей сложности протянулась на 65 м. В каждой из них изображены по 4 библейских эпизода Ветхого и Нового Заветов.
Интересен факт, что на данный момент лоджиями Рафаэля можно полюбоваться только в Эрмитаже, потому что оригинал творения в Ватикане недоступен для глаз туристов.
Зал с часами «Павлин»
Год создания Павильонного зала – 1858. Архитектор Андрей Штакеншнейдер соединил в нем ренессансные, готические и восточные мотивы. Большие окна «в пол» выходят во внутренний двор с висячими садами и имеют вид на Неву.
Весь интерьер наполнен белым мрамором, который придает помещению воздушного шарма, а изысканные хрустальные люстры в большом количестве делают его еще более светлым. На потолке и арочной аркаде нашли отражение орнаменты, выполненные из позолоченных элементов.
Екатерина II в конце XVIII в. приобрела для Павильонного зала золотые часы «Павлин». Основой являются фигуры павлина, совы и петуха. Их создатель Джеймс Кокс снабдил устройство приспособлением, которое приводило птиц в движение. И этот механизм по сей день в рабочем состоянии.
История строительства
Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.
Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.
Свадебные палаты Петра Великого
По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.
Зимний дворец Петра I
За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.
Зимний дворец Анны Иоанновны
В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:
- на Адмиралтейство
- на Дворцовую площадь
- на Неву
Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:
- 70 парадных залов
- 100 спален
- комнаты дворцовой канцелярии
- караульные помещения
- галерея
- капелла
- театр
- лестницы
Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.
Четвёртый (временный) Зимний дворец
В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.
Пятый (существующий) Зимний дворец
Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:
- Б. Растрелли
- Ю. Фельтен
- Ж. Валлен-Деламот
- А. Ринальди
- И.И.Бецкой
Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.
В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:
- Аполлонов
- Георгиевский
- Фельдмаршальский
- Петровский
- Гербовый
Кроме того, оформлены 2 галереи – Мраморную и Военную.
Пожар
Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.
Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.