Возрождение монастыря
Валдайский монастырский комплекс возвратили РПЦ в 1991 г., вскоре его посетил патриарх Алексий II. Первым наместником назначили игумена Стефана, который проявил великое усердие в деле восстановления разрушенной обители. Посильную помощь оказывали местные жители, финансами помогали городские предприятия.
- В 19994 г. в стенах обители прошел фестиваль звонарей, привлекший большой число любителей колокольного звона. Праздник встретили с великим радушием. В 1995 г. братия заново отстраивала скотный двор, который пострадал от пожара. В 1996 г. у монахов появилась возможность провести реконструкцию интерьеров церквей, в Богоявленском храме поставили иконостас.
- В 1997 г. наместником комплекса назначили архимандрита Ефрема, которого почитали как самого мудрого обитателя монастыря. Святитель имел колоссальный опыт духовной жизни и прекрасно знал архитектурное искусство. Архимандрит подарил обители старинный образ Богоматери «Знамение», до сих пор хранящаяся в алтаре одной из церквей. Святитель Ефрем привлек многих заинтересованных людей, что позволило ускорить темпы восстановительных работ. Строительство не останавливалось ни на день. Первое освящение престола Богоявленского храма состоялось в 1998 г., ритуал проводил архиепископ Лев. Вскоре в главном соборе установили отопительную систему, что дало возможность круглогодичных богослужений.
Вскоре в монастырь привезли мощи христианских святых, комплексу возвратили часовню праведного Иакова, находившуюся в городе Валдае.
В 2001 г. обитель посетил президент РФ В. Путин, который участвовал во всеобщем богослужении. Власти выделили крупную сумму денег на восстановление архиерейского корпуса.
В 2002 г. настоятелем стал иеромонах Нил, при котором приступили к реконструкции собора Успения.
Восстановление и новейшая история
В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков). В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.
5 мая 1997 года указом архиепископа Льва наместником монастыря был назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра). В июне 2002 года он был заменён, а 25 ноября 2007 года указом патриарха Алексия II Ефрем восстановлен в должности.
Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950—1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в городе Валдае. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами Златоуста, была освящена 25 декабря 2006 года.
11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался патриарх Алексий II. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном храме, перед тем совершив чин малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России Владимир Путин.
В апреле 2008 года появились сообщения о решении впервые позолотить пять куполов Иверского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых „золотых книжек“». Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители.
года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.
Решением Священного синода от 27— года митрополит Лев назначен (журнал № 173) главой Новгородской митрополии и утверждён (журнал № 169) в должности настоятеля (священноархимандрита) Иверского Валдайского мужского монастыря. Управляющей делами монастыря назначена монахиня Ирина (Фролова).
Настоятели, наместники
- Дионисий (1653 — 1655)
- Дионисий II (1655 — ?)
…
Аарон (Еропкин) (1704 — 1708)
…
Дамаскин (Аскаронский) (- 1758)
…
Виктор (Онисимов) (1770 — )
…
Антоний (Знаменский) (- )
Феофилакт (Русанов) (1799)
Амвросий (Протасов) (март 1800 — )
Парфений (Петров) (- )
…
Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (- )
…
Владимир (Ужинский) (- )
…
Ириней (Боголюбов) (- )
Лаврентий (Макаров) (- )
…
Иосиф (Невский) (1906 — 1930)
После возрождения монастыря его священноархимандритами (настоятелями) являются правящие архиереи Новгородской епархии.
Наместники
Основные вехи строительства: русский прототип греческого Иверона
Идея возведения православного монастыря, который бы являлся своеобразной копией Иверской обители на Афоне, пришла Никону в голову сразу же после восхождения на патриарший престол. По утверждению патриарха, во время поездки на Соловки, ему явилось божественное видение, которое указало на Валдайское озеро, как на будущее место расположения монастыря.
Средства на строительство были выделены из государственной казны, а летом 1653 года на Валдайском озере был заложен первый камень в основу будущей обители. К осени на Сельвицком острове выросли две деревянные церкви, а через год стройку посетил сам патриарх. Согласно легенде, здесь Никону во второй раз явилось божественное видение, представлявшее собой огненный столб. После этого события патриарх решил освятить Валдайское озеро, положив на его дно Евангелие и крест.
В 1655 году обитель заселила братия Оршанского мужского монастыря, принесшая с собой традиции печатного и переплетного дела. А почти через 12 месяцев было возведено последнее здание Валдайского Иверского монастыря – главный храм обители, Успенский собор.
Город Валдай. Музей колоколов
Сам по себе город Валдай вряд ли представляет очевидный интерес для туриста. Но есть достопримечательность, которая является обязательной для посещения почти у каждого путешествующего на Валдай – Музей колоколов.
Музей расположен в двух зданиях. Одно (на фото выше) Церковь Великомученицы Екатерины (другое название — Льво́вская рото́нда), являющемся памятником архитектуры. Интересно то, что архитектурный облик Екатерининской церкви представляет собой колокол. Поэтому устройство в этом здании музея колоколов явно не случайно и весьма уместно. Проект ротонды, к слову, разработан архитектором Н.А. Львовым, произведения которого мы уже видели в Тверской области – усадьба Знаменское-раек. Не будучи специалистом в архитектуре стиль автора угадывается вполне очевидно. Особенно это хорошо заметно на примере колоннады. Вторая часть музея расположена в паре сотен метров в здании из красного кирпича.
Поначалу к музею колоколов я отнесся с определенным скептицизмом. Колокола они есть колокола. Сегодня их практическое применение сведено к минимуму – церкви и храмы. Однако мой скепсис развеяла экскурсовод. Вход в музей платный, а экскурсионная программа оплачивается отдельно. Возможностью послушать рассказ местного экскурсовода определенно стоит воспользоваться, в противном случае посещение музея (особенно первой части) рискует стать скучным мероприятием и при этом вы не почерпнете массу интересной информации о колоколах и колокольчиках и не поймете, почему собственно этот предмет достоин отдельного музея.
Например, я впервые узнал о разнообразии видов колоколов и колокольчиков: церковные, пастушьи, ямщицкие, кабинетные, дверные, корабельные, пожарные, сувенирные, школьные, свадебные…
И все они звучат по-разному. В этой части музея можно попробовать себя в роли звоноря. Экскурсовод также дает возможность послушать колокольные звоны, увидеть технику звона, приемы звонарного мастерства, попробовать позвонить в колокола самому посетителю.
Предания связывают начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в конце XV в. вечевым новгородском колоколом. По легенде из его осколков и родились знаменитые ямщицкие колокольчики Валдая…
Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, в Валдае и льют колокола…
Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков. Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик (и в первую очередь валдайский) исключительно русским национальным явлением. Валдайские колокольчики стали со временем настолько популярными, что их начали подделывать мастерские из других губерний, ставя клеймо валдайского. Стоит также отметить, что в России был изобретен колокол, в котором язык бьет о купол (наиболее нам привычный). В Европе звучание достигается путем раскачивания купола о язык. Казалось бы разница незначительная, однако “русский” метод позволяет создавать колокола значительно больших размеров.
На второй территории музея экспозиция более обширная. Кроме собственно колокольчиков, здесь показаны предметы быта в основном 19 века, так или иначе связанные с колокольчиками. Есть интерактивные игры, где посетителю предлагается (виртуально) запрячь лошадь или отлить колокол. Также можно посмотреть документальные фильмы о колоколах.
Меня вот больше всего поразил вот этот аксессуар:
Наспинные часы. Это по сути прадедушка современного таксометра – пассажир всегда мог видеть время поездки на часах ямщика, размещенных на его спине и таким образом вычислить стоимость поездки.
Вот таким получился наш единственный день на Валдае. Наверное знатоки этих мест скажут, что оценить все красоты Валдайской природы не хватит и недели. И все-таки я рад, что Валдай и Иверский монастырь были включены в наш маршрут. Но настало время двигаться дальше – в Северную столицу, а по дороге посетим Его Величество Господин Великий Новгород.
История
Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.
Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.
При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».
В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи праведного Иакова Боровичского.
В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.
В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.
В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».
К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.
В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.
В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.
Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
Это интересно: Игумен Никон Воробьев — это полезно знать
Географические особенности и характеристики парка
Климат Валдайского парка соответствует умеренно – континентальному с небольшой амплитудой температур в летний и зимний периоды. В январе показания термометра редко бывают ниже -15ОС, в июне не поднимаются выше +25ОС.
Преобладают летние осадки в виде дождя, снежный покров сохраняется около 4,5 месяцев, его высота 40-45 см. Характерная особенность валдайского климата – быстрое изменение погоды в течение суток, продолжительные периоды устойчивых характеристик бывают редко.
Большую часть территории парка занимают леса (86%). Флора представлена преимущественно хвойными (около 45% площади) и смешанными (почти 52%) лесами, на небольших участках встречаются дубравы. Представители лесной растительности: сосны, ели, березы, местами осины и серая ольха.
В болотах преобладают зеленый мох и сфагнум, повсеместно произрастают сосны, березы, иногда ели и черная ольха. Безлесные болота редки. Растения нижнего яруса обычны для лесов средней полосы. В речных заводях и озерах часто можно увидеть желтые кубышки и белоснежные кувшинки.
Фаунистическое разнообразие объясняется повсеместным развитием лесов и достаточно мягким климатом. Обычные виды крупных животных – лоси, бурые медведи, кабаны, хищники представлены волком, лисой, енотовидной собакой, барсуком, редко встречаются рысь, выдра, хорек. Из мелких млекопитающих заяц, бобр, куница, норка, горностай, белка, мыши наблюдаются повсеместно.
Среди птиц множество «транзитных» видов, появляющихся во время перелетов или зимой. Постоянно проживают дятлы, синицы, цапли, тетерева. В Красную книгу России занесены черный аист и хищники (сапсан, беркут и другие). В реках и озерах обитают щуки, сиги, сомы, судаки, иногда хариус и форель.
Природные условия Валдая уникальны – при умеренных осадках здесь сложилась ситуация повышенной влажности, благодаря большому количеству рек, озер и болот. Плавные холмы не создают таких опасных явлений, как оползни. Весеннее половодье не бывает катастрофическим, хотя заливает обширные пространства.
Реки имеют извилистые русла, крутые берега, песчаное, чистое дно. У озер изрезанные побережья, часто причудливая форма. Небольшие лесные озерца неглубокие – 3-5 м, одно из крупных Валдайское 52 м. На территории найдены минеральные источники и лечебные грязи.
В пределах парка наблюдаются ледниковые ландшафты. Холмы разнообразной формы, цепи холмов сменяются равнинными низинами, котловинами с небольшими озерами. Характерны холмы с плоскими вершинами, на которых развиваются болота. Часть из них дает начало ручьям и рекам.
Иверский монастырь
Начать освоение Валдая мы решили с главной и по большому счету единственной достопримечательности (не считая изумительной природы разумеется) – Иверского монастыря. Ехать от города примерно 10 км. по извилистой дороге. В нескольких местах есть возможность остановиться и полюбоваться на пейзажи Валдайского озера.
Сам монастырь расположен на Сельвецком острове, но добраться можно на машине, так как остров соединен с берегом узким перешейком. В плане расположения Иверский монастырь очень похож на Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь , который также расположен на острове (о нем мы подробно рассказывали в прошлых статьях). Интересно, что Иверский монастырь строился по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Причем похожесть требовалась во всем. Например, монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.
Построен монастырь был в 1656 году. В советский период на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха. В 1991 году монастырь снова вернули церкви, а восстановлен полностью он был уже в 2008 году. Судьба во многом типичная для многих храмов в России. Сегодня Иверский монастырь привлекает как поломников со всей страны, так и обычных туристов.
Территория монастыря ухожена, на подъезде есть парковка, которая впрочем в выходные дни, похоже, не вмещает всех желающих. В лесу и по всему побережью острова палатки и шатры разбили туристы-дикари. Так что уединиться и подумать “о вечном” в этом Святом месте не получится. На радость посетителям у небольшого мостика собираются целые стаи уток с утятами. Птицы настолько привыкли к присутствию здесь людей и обильному подкорму, что ведут себя даже более бесцеремонно чем их домашние собраться.
Вообще природа на Валдае волшебная. Вода в озерах прозрачная, а пейзажи буквально завораживают и притягивают взгляд. Огорчает лишь отношение некоторых сограждан к этой красоте – после их присутствия природу уже не назовешь нетронутой, а некоторые места и вовсе из природного парка превращаются в мусорную свалку. Пакетами, пластиковыми бутылками и прочими продуктами жизнедеятельности обильно покрыты почти все доступные места стоянок.
И все это при наличии достаточного количества мусорных баков вдоль дороги. В этом смысле на очень похожие пейзажи Прибалтики, Финляндии, Словакии и даже Белоруссии смотришь с откровенным уважением и нескрываемой завистью – по какой-то удивительной причине и местные и туристы находят в себе силы донести (довезти) мусор до надлежащего места и при этом за каждым деревом не прячется полицейский и вдоль дорог не бродят толпы сборщиков мусора. Увы, проблема давняя и проблема без очевидного решения…
По Иверскому монастырю проводятся интереснейшие экскурсии, в ходе которых можно узнать массу интересных фактов – расписание и стоимость экскурсий.
Как добраться
Проезд:
Валдайский Иверский монастырь находится в юго-восточной части Новгородской области, в 10 километрах от города Валдая. В Валдае есть железнодорожная станция, поэтому доехать до него не представляется затруднительным. Далее в летнее время можно добраться до монастыря от городской пристани на теплоходе. Зимой придется воспользоваться такси. На автомобиле до монастыря следует двигаться по трассе Москва — Санкт-Петербург (М-10). Если ехать со стороны Москвы, надо повернуть, не доезжая Валдая, на Боровичи, а через два километра повернуть еще раз налево — уже к самому монастырю. Если ехать со стороны Петербурга, город Валдай нужно проехать (но не заезжать в него), повернуть на трассу до Боровичей и дальше следовать «московским» указаниям.
Адрес:
175400, Новгородская область, Валдай, остров.
Тел.:
(паломнический центр).