История
Инициалы первого владельца.
Первый дом Строгановых был построен на этом месте, вероятно, в 1720-х годах. Это было одноэтажное здание. Второй двухэтажный дом на этом месте построил архитектор Михаил Земцов в 1740-х годах.
В 1752 году барон Сергей Строганов заказал дизайн дворца итальянскому архитектору Бартоломео Растрелли , который тогда работал над расширением Екатерининского дворца и строительством Смольного монастыря для императрицы Елизаветы . Поскольку Строгановы были самой богатой семьей в России и были связаны с императрицей узами брака, Растрелли не смог отказаться от заказа и в спешке подготовил проект таунхауса .
Как и Воронцовский дворец (также спроектированный Растрелли для зятя Строганова Михаила Воронцова ), Строгановский дворец строился не так быстро. Парадная лестница, украшенная мраморными скульптурами, вела в элегантный Большой зал, в котором была огромная картина венецианского художника Джузеппе Валериани . После смерти Сергея Строганова в 1756 году украшение было завершено его сыном Александром в 1760 году. Через несколько лет новая императрица Екатерина II привнесла неоклассический стиль. Этот стиль также поддерживал Александр Строганов, который стал президентом Императорской Академии художеств в 1800 году.
Большой зал
В 1790-1980-е годы архитектору Андрею Воронихину было поручено переоборудовать интерьеры в стиле неоклассицизма . Мать Воронихина была крепостной у Строгановых, и ходили слухи, что его отцом был Александр Строганов. Первыми люксами Воронихина были Минераловедение, Картинная галерея, Библиотека и Физический кабинет Александра Строганова. Еще две анфилады в западном крыле созданы для Павла Строганова, от которых сохранилась Малая гостиная.
После смерти Александра Строганова в 1811 году дворец перешел к его сыну Павлу . У Павла Строганова было четыре дочери, но его единственный сын погиб в битве при Краоне . Затем он учредил Строгановское имение, то есть неделимое имение, которое переходило к самому старшему члену семьи. Эта цепочка собственности сохранялась до 1919 года, когда последний граф Сергей Строганов продал свои права на наследство. Новую квартиру для Аглаиды Павловны Строгановой обставил Карло Росси в 1820 году (позже она почти полностью исчезла). После Октябрьской революции 1917 года оставшиеся Строгановы эмигрировали из России, и дворец был национализирован. Семейная линия сейчас вымерла.
Советский Союз объявил дворец национальным музеем, рассказывающим об образе жизни русской знати. В 1929 году музей закрыли, а большая часть его содержимого (включая бесценные картины и предметы искусства) была отправлена в Эрмитаж . Дворец передан ботаническому институту. Министерство кораблестроения занимало его полвека, начиная с 1939 года.
В 1988 году дворец был передан Русскому музею и стал филиалом, в котором разместились некоторые его выставки. Ветхое здание прошло тщательную и кропотливую реставрацию с 1991 года по настоящее время. В соответствии с оригинальным дизайном Растрелли, его стены теперь выкрашены в светло-розовый цвет (а не в темно-зеленый, как это было в середине 20 века). Это одно из немногих построек в стиле барокко на Невском проспекте, сохранившее свой первозданный вид.
Потолок с фресками Джузеппе Валериани и Антонио Пересинотти.
Кто этот человек? Строганов или Растрелли?
Дворец Строгановых в Петербурге
Дворец строился лучшим архитектором Петербурга Ф.Б.Растрелли в любимом им стиле барокко. Причем, надо иметь в виду, что Растрелли был придворный архитектор и не выполнял частные заказы, исключение составили только Строгановы. Дворец создавался на основе уже имеющихся здесь зданий, которые перестраивались и приспосабливались под архитектурный проект. Основные строительные работы были выполнены в 1752-54 годах, но на этом строительство не закончилось. Оно продолжалось и в ширь и в глубь до конца 18 века и даже после. Увеличивалось количество комнат, улучшался их интерьерный облик, менялся архитектурный стиль.
Петербургский дворец Строгановых в 18 веке
Долгое благоустройство дворца способствовало тому, что к облику отдельных частей дома приложили руку и другие талантливые петербургские архитекторы – М.Земцов, А.Воронихин и т.д. Считается, что авторство Растрелли сохранилось только в интерьере Большого зала и Парадного вестибюля.
Большой Зал внутри Строгановского дворца
А.Воронихиным и Ф.Демерцовым были выполнены интерьеры Минерального кабинета, Картинной галереи, Библиотеки, Столовых, Физического кабинета, Малой и Большой гостиных. Многие залы достраивались в более поздние периоды и, естественно, другими архитекторами.
Малый кабинет внутри Строгановского дворца
Но оба пафосных и торжественных фасада дворца с изящной лепниной и портретными медальонами, смотрящие на Невский проспект и на Мойку, выполнены были самим Растрелли.
Барокко Строгановского дворца
Архитектор русского барокко не поскупился на колонное оформление и на разнообразие декора. На главном фасаде красуется фамильный герб Строгановых. Во внутреннем дворике дворца был организован сад, в котором размещались скульптуры и «гробницы Гомера».
Сфинкс внутреннего дворика
В советские времена дворец был отдан Институту растениеводства АН, а в 1937 году перешел военному ведомству, что нанесло интерьерам дворца существенный урон.
В настоящее время (с 1988 года) Строгановский дворец — филиал Русского музея, поэтому можно осмотреть потрясающие дворцовые интерьеры нескольких из 50-ти комнат, танцевального зала и вестибюля, оформленного зеркалами и скульптурами, Арабесковую гостиную и Столовых. Сочетание исторических интерьеров и предметов искусства, портреты членов известнейшей российской династии, паркетные полы и парадная лестница, произведения живописи и скульптуры – все здесь восхищает и радует глаз гармонией и изяществом, роскошью и мастерством исполнения.
Парадная лестница
Войти в Строгановский дворец можно со стороны Невского проспекта (Невский проспект, 17). Каждый зал снабжен информационным стендом, рассказывающим об истории создания данного зала и о деталях его декоративной отделки.
Работает музей по понедельникам, средам, пятницам-воскресеньям с 10 до 18 часов. По четвергам – с 13 до 21 часа. Стоимость балетов от 100 до 300 рублей.
Судьба дворца в современное время
Эта достопримечательность имеет двухвековую историю. Интерьер и архитектура здания претерпели множество изменений, которые вносились по желаниям владельцев. Со временем изменялась мода и потребности, вместе с этим менялся внутренний и внешний облик дворца. За все прошедшее время за перестройку дворца брались множество известных архитекторов. К изменениям приложили свою руку такие мастера, как Воронихин, Садовников, Колодин и Карл Росси.
За время своего существования Строгановский дворец видел множество крупных событий российской истории. В середине 18 века в Большом зале проводились не только красочные балы, но также собрания активистов, которые выступали инициаторами создания в городе публичной библиотеки. Также в 1766 году во дворце состоялись выборы депутатов в Комиссию, созданную для составления Нового Уложения. Мероприятие проходило в присутствии императрицы Екатерины II.
Во время революции в России Строгановский дворец был переименован и превращен в Народный дом-музей. Создание экспозиции музея было возложено на Эрмитаж. Вскоре, в 1929 году, здание Строгановского дворца было передано во владение Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина. По распоряжению академии в помещении дворца располагался Институт прикладной ботаники. Именно в то время существование музея прекратилось, а дворец использовался в качестве здания общественного образования. Различные художественные экспозиции и ценные коллекции были переданы различным музеям страны на хранение. Некоторая часть ценностей была продана за рубеж.
В 1930 году помещение музея уже использовалось не только как институт. На территории Строгановского дворца располагались и другие арендаторы. Использование дворца в качестве обычного здания продлилось до 1988 года. Именно в этом году было принято решение передать бывший Народный дом-музей во владение Русскому музею. Благодаря этому решению о передаче Строгановский дворец снова стал достопримечательностью. Вплоть до 2014 года продолжались восстановительные работы дворца. Русским музеем были отреставрированы фасады и интерьеры здания.
Строгановский дворец после реставрации снова принимает туристов и впечатляет своей роскошью. Особенной популярностью среди туристов пользуется впечатляющий своей красотой Большой зал, который сохранил уникальный интерьер, разработанный Растрелли. Существует несколько интересных фактов о дворце:
- во дворце не было предусмотрено спальни, так как граф Строганов предпочитал ночевать в различных местах дворца;
- прогуливаясь по дворцу в наше время, можно посетить Музей шоколада;
- на гербе дворца изображены сибирские животные: два соболя на задних лапах.
Адрес: Строгановский дворец (филиал Государственного Русского музея),
Санкт-Петербург, Невский проспект, 17
Ближайшие станции метро: «Невский проспект» и «Адмиралтейская»
Часы работы: 10:00-18:00 Выходной: вторник
Фото и описание
Когда в середине восемнадцатого века случившийся на Невском проспекте пожар практически полностью уничтожил небольшой особняк — собственность графа С. Г. Строганова, на этом месте был выстроен один из самых великолепных дворцов Санкт-Петербурга. Строительство велось в 1753-1754 годах по проекту и под руководством архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.
Хозяин строящегося дворца полностью положился на вкус и умение придворного архитектора. И Растрелли не разочаровал его, за два года создав величественное здание. Огромные окна и лепнина на фасаде в лучших традициях русского барокко. Пятьдесят просторных комнат с высокими потолками, роскошно украшенный большой зал и галерея, заполненная искусно подобранными скульптурами и зрительно расширенная высокими зеркалами. В галерее была размещена одна из лучших частных коллекций картин России — работы Рембрандта, Боттичелли, Греза, Пуссена, Ван Дейка и других прославленных живописцев. Строгановы были богатейшим родом в России. Поэтому и дворец архитектор проектировал, учитывая этот факт: парадный подъезд дворца украшен гербами Строгановых — соболями и копьями — символами Сибири, родины этого рода. Со временем под влиянием изменения моды интерьеры дворца много раз переделывались. В этих работах принимали участие известнейшие архитекторы: Воронихин, Боссе, Росси, Садовников и другие. Из интерьеров же Растрелли здесь сохранились Парадный вестибюль и Большой зал с уникальным плафоном «Триумф Героя».
Строгановский дворец был местом встреч культурной элиты города: его частыми гостями были писатели Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. Л. Крылов, композитор Д. С. Бортнянский и другие известные личности. После революции дворец был национализирован. Тут был открыт Народный дом-музей. Прежние коллекции дворцы были частью распроданы, частью переданы в Государственный Эрмитаж.
С 1925 г. в Строгановском размещались различные проектные и хозяйственные учреждения, а музейная жизнь прекратилась. Изысканные интерьеры сильно пострадали и к моменту передачи здания Русскому музею, их состояние было плачевным. 16 лет Русский музей реставрировал Строгановский дворец, в результате чего был возвращен первоначальный облик этому прекраснейшему творению восемнадцатого века. В 2005 году Строгановский дворец был открыт для посетителей.
Редко кому из посетителей будет неинтересен Минеральный кабинет, созданный архитектором Воронихиным. В нём находится уникальная коллекция минералов, собранных по всей России и за рубежом. Замечательны Угловой и Арабесковый залы. А зал с дубовым камином очаровывает уютом и покоем обстановки.
В здании дворца организована выставка восковых фигур, в которой можно увидеть представителей императорской фамилии, членов семьи Строгановых, архитекторов, принимавших участие в строительстве дворца и оформлении его интерьеров.
Здесь проводят интересные временные выставки, а к 2012 году, возможно, будут открыты Картинная галерея, библиотека и Физический кабинет, в которых всё еще продолжается реставрация. Русский музей, чьим филиалом сейчас является Строгановский дворец, планирует организовать во дворце постоянную экспозицию, посвященную русским меценатам и коллекционерам императорской эпохи.
Архитектура
Главный фасад Строгановского дворца выходит на Невский проспект . Здесь Растрелли отвергает курдоннер по-французски, как в дизайне Воронцовского дворца , построенного Растрелли в 1744-1750 годах. К этому времени Растрелли разработал собственный стиль, основанный на исследовании впечатляющего фасада, который подразумевает наличие трех ризолитов, подчинение единому центру, отказ от вертикализации и вытянутость здания по горизонтали. Растрелли придает зданию единое массовое движение к центру. Он умело подчеркивает это, подчиняя боковые ризолиты центральной, внушительной группе колонн чисто декоративного, а не архитектурного назначения, намеренно нагнетая напряжение к центру скульптурного фасада.
Увеличение пластической выразительности по направлению к центру — излюбленный метод архитекторов для создания сильной концентрации в здании. Растрелли использует гигантский порядок, метод визуального слияния окон второго и третьего этажей, типичный для барокко, и дифференцированное расположение колонн, вплотную примыкающих к стене, чтобы создать эффектный эффект и впечатляющий фасад в стиле барокко, обращенный к церкви Св. Главная улица Петербурга. Несомненно, наследие итальянского архитектора Гуарино Гуарини отражено в творчестве русского архитектора. Следует отметить, что архитектурный трактат Гуарино Гуарини приобрел популярность в Европе, в том числе в далеком Санкт-Петербурге. Вероятно, архитекторы, работавшие при дворе русской императрицы, в том числе и сам Растрелли, который был главным придворным архитектором, были знакомы с основными положениями этого произведения и часто прибегали к конструктивным приемам его автора.
Фасад имеет входную арку, поддерживаемую двумя коринфскими колоннами. Арку венчает фронтон с гербом Строганова. Пространства под окнами на фасаде выполнены в мужском профиле. Есть две практически анекдотические версии личности этого человека. По одной из версий, мужчина — первый владелец дворца барон Строганов, которого Растрелли хотел удивить. Однако многие историки утверждают, что на самом деле знаменитый архитектор оставил на стенах дворца свой профиль. Согласно этой версии, Растрелли решил сделать это как необычную подпись в ознаменование своего творчества.
Интересные факты о строительстве
Создание дворца Строгановых – единственный случай в России, когда придворный архитектор разработал здание для частного заказчика. Строительство велось небывалыми темпами с 1753 по 1754 годы.
Заказчик пребывал в восторге от построенного дома и воздал должное архитектору. Употребив свое влияние и заплатив бешеные деньги, Сергей Григорьевич Строганов добился того, чтобы прославленный итальянский живописец Ротари, приглашенный в Россию императрицей, написал также и портрет Растрелли. Получив портрет, Строганов повесил его в самом нарядном зале дворца.
Создавая дом Строгановых, архитектор работал самозабвенно. Капризная императрица Елизавета постоянно смиряла полет фантазии зодчего. Здесь же, не стесненный никем, Растрелли создает бесподобное здание в стиле барокко. Богатство и пышность просматривается во всем: в фасаде, щедро украшенном лепниной, нарядных колоннах, скульптурах, родовом гербе Строгановых в виде двух соболей.
Императрица, посетив шикарный бал Строгановых, устроенный в честь открытия дворца, восхищенная красотой и пышностью убранства, распорядилась свои именины праздновать в доме Строгановых.