Свято-успенский псково-печерский монастырь — северо-западный рубеж православия

Чудесные события Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

История монастыря насыщена множеством различных событий, в которых раз за разом подтверждалась невероятная благодатная сила и роль святого места, на котором был размещен этот комплекс.

Сами не раз нападавшие враги народа русского заявляли, что крепость удерживает какая-то высшая сила. Они отмечали, что невозможно было войти на территорию и окончательно сломить сопротивление защитников даже через внушительные пробоины в стенах монастыря. И постепенно они начинали бояться продолжать нападение.

Дом наместника монастыря

Помогли иконы монастыря выстоять и защитникам осажденного неприятелем Пскова. Посланные в город иконы Божьей матери «Успенье» и «Умиление» подтвердили свою чудотворную силу. Защитники города отразили порядка 30 попыток захватить город и выстояли.

В первые годы XVII века на русскую землю вновь хлынули полчища поляков, литовцев и шведов. Пользуясь временными трудностями на Руси, они как стервятники набросились на ее владения, стремясь завоевать новые земли.

Важную роль в укреплении монастыря именно в военном плане сыграл царь Петр Великий. По его указу монастырь со всех сторон был обнесен высоким земляным валом и глубоким рвом, по дну которого пустили воды реки Каменца. Были сооружены защитные бастионы, установлены пушечные батареи. Теперь крепость-монастырь готова была противостоять самому злому, коварному и сильному врагу.

Петровская надвратная башня над Святыми вратами

Позже территория монастыря оказалась относительно в глубине земель российских, и жизнь в ней приняла более мирный уклад. Но уже во времена нашествия Наполеона чудодейственные иконы монастыря вновь помогли защитить российскую государственность, ее народ и земли.

Храмы

Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении его истории, первым храмом на его территории стал Успенский собор. Его особенность в том, что он устроен в горе и имеет только внешний фасад. Со временем появлялись и другие церкви, которые позднее неоднократно перестраивались. Некоторые храмы были возведены в честь значимых событий, к примеру, Михайловский собор был построен после изгнания русскими войсками наполеоновской армией из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения врага.

На территории монастыря находятся следующие церкви:

  • Успенский пещерный храм
  • Сретенский храм
  • Покровский храм
  • Михайловский собор
  • Лазаревский храм
  • Никольский храм
  • Благовещенский храм
  • Храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах.

Схема обители

История

Монастырь был основан на изъеденной пещерами местности. Существует несколько легенд, связанных с появлением здесь обители. Одна из них повествует об охотниках из Изборска, которые услышали дивное пение и почувствовали приятное благоухание. Позже рядом с этим местом крестьянин Иван Дементьев, рубивший здесь лес, повалил одно дерево, при падении открывшее вход в пещеру, над которым сразу оказалось написано «Богом зданная пещера».

В 1473 году бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (в наши дни г. Тарту), постригшийся после смерти жены в монахи под именем Иона, устроил в этих пещерах храм, известный сейчас как Успенский. В тот период Псковские земли были пограничными землями Руси, и монастырь постоянно оказывался под ударом и страдал от набегов. Поэтому российские правители старались усилить его защиту. Во времена правления Ивана Грозного были построены мощные оборонительные сооружения — крепостные каменные стены и башни. В 1564 году возведена надвратная церковь Николы Вратаря с проездными воротами в монастырь.

В монастырской обители во время вражеских набегов и войн прятались не только монахи, но и миряне. Более ста пятидесяти лет монастырь служил надежным защитником для местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году, армии шведского короля Карла XII в. 1703 году и вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году стоял на страже западных границ страны. Однако, несмотря на утрату оборонительной функции, обитель не потеряла своего значения духовного, продолжая привлекать огромное количество паломников и верующих людей. Примечательно, что она никогда не закрывалась, возможно, ее спасло то, что в годы гонений на церковь в СССР она находилась на территории Эстонии.

Звонница Никольского храма,  Алексей Бучанов

Игумены, настоятели, наместники

Игумены

  • Прп. Иона
  • Селиван, иером.
  • Иона
  • Сергий
  • Симон
  • Дорофей
  • Герасим
  • Прмч. Корнилий (1529 — 20 февраля 1570)
  • Савва (1570)
  • Сильвестр (1572 — ?)
  • Трифон
  • Тихон
  • Никон I
  • Мелетий
  • Иоаким (1593 — не позднее 1611)

Архимандриты

  • Иоаким (не позднее 1611 — 6 июля 1616)
  • Антоний I (1617 — 1621)
  • Иоасаф I (3 февраля 1621 — 1627)
  • Иов (1627 — 1634)
  • Порфирий (1634 — 1639)
  • Рафаил (1639 — 1643)
  • Макарий (июль 1643 — 4 ноября 1649)
  • Митрофан (1650 — 1656)
  • Зосима (1656 — 1663)
  • Герасим (1663 — 1669)
  • Паисий (1669 — 1682)
  • Иоасаф II (1682 — 1686)
  • Паисий II (1686 — 1699)
  • Корнилий II (1699)
  • Аарон (1706 — ?)
  • Феодосий (1711 — 1724)
  • Маркелл (1724 — 1726)
  • Филарет (1726 — 1729)
  • Вениамин (Сахновский) (1730 — 1731)
  • Кирилл (1731 — 1732)
  • Игнатий (1732 — 1745)
  • Геннадий (Андреевский) (1746 — 1753)
  • Иосиф (1753 — 1785)
  • Варлаам (1785 — 1792)
  • Петр (1792 — 1800)
  • Венедикт (1800 — 1835)
  • Антоний II (1835 — 1844)
  • Антоний (Шокотов) III (24 января 1845 — 1850)
  • Никон II (1850 — 1856)
  • Аполлос (Беляев) (26 октября 1856 — 1864)
  • Феогност, еп. (1864 — 1868)
  • Павел, еп. (1868 — 1882)
  • Нафанаил, еп. (1882 — 1885)
  • Павел (1885 — 1890)
  • Иннокентий (1890 — 1894)
  • Мефодий (Холмский) (1894 — 1906)
  • Никодим (Воскресенский) (26 апреля 1906 — 26 августа 1914)
  • Августин (Синайский) (1914 — 1917)
  • Сщмч. Александр (Петровский) (1917 — 1918)
  • Аркадий (Чанк) (1918 — 20 февраля 1920)
  • Иоанн (Булин) (октябрь 1920 — 1932)
  • Николай (Лейсман) (1932 — 1940)
  • Парфений (Шатинин) (1940 — 1941)
  • Павел (Горшков) (декабрь 1941 — 1944)
  • Агафон (Бубиц) (1944 — 1946)
  • Никон (Мико) (1946)
  • Нектарий (Григорьев) (1946 — 1947)
  • Владимир (Кобец) (1947 — 30 декабря 1949) еп. Порховский, Изборский
  • Пимен (Извеков) (кон. 1949 — кон. 1953)
  • Сергий (Гаврилов) (1954 — 1956)
  • Августин (Судоплатов) (13 июля 1956 — 1 октября 1959)
  • Алипий (Воронов) (28 июля — 3 сентября 1959, 6 октября 1959 — 12 марта 1975)
  • Гавриил (Стеблюченко) (7 апреля 1975 — 1988)
  • Павел (Пономарёв) (26 августа 1988 — март 1992)
  • Роман (Жеребцов) (1992 — 6 октября 1995)
  • Тихон (Секретарёв) (17 августа 1995 — ?) и/о

Тихон (Секретарёв) (? — 22 мая 2018)

Филарет (Кольцов) (с 22 мая 2018) старший

Фото и описание

В отличие от наибольшего количества русских монастырей, которые возводились на крутых прибрежных речных зонах или возвышенностях, ансамбль жилых построек и храмов Псково-Печерской обители находится в котловине, которая была промыта в большом кольце высоких холмов рекой Каменец. Один из холмов имеет в своем основании вход, который ведет в протяженную систему пещер, впервые упомянутых в 1392 году. Бывший священник из города Пскова Иоанн Шестник в 1473 году выстроил в этом месте обитель, а вскоре после этого пещерный храм во имя Успения Божией Матери. После возведения пещеры и храм стали приводить в порядок, придав им более благолепный вид, а внешнюю стену укрепили при помощи кирпича.

Сразу при входе в святые пещеры можно увидеть мощи преподобных Печерских Иона, Марка, прозорливого Лазаря, а также преподобной Матери Вассы. По своей сути пещеры являются святым монастырским кладбищем, хотя точное количество захоронений до сегодняшнего дня так и не установлено. Существует предположение, что именно в этих местах захоронено около десяти тысяч человек. На протяжении года в пещерах температура не поднимается выше +5 ° С.

От входа в пещеры проходят подземные галереи в количестве семи, что так называется улицами, которые на протяжении разных промежутков времени расширялись и удлинялись. Братскими называются пятая и шестая улицы – именно здесь погребают иноков обители. Захоронение паломников производилось в других галереях, в которых имеются захоронения защитников монастыря и благочестивых мирян.

В пещерных стенах когда-то были установлены известковые и керамические плиты со старинными надписями – керамидами; эти записи являются надгробными памятниками и представляют собой огромную историческую и художественную ценность.

В конце центральной улицы имеется канун – специально предназначенный подсвечник, оформленный в виде небольшого стола. Рядом с кануном происходит процесс панихиды. Как известно, панихида – это заупокойная служба, которая содержит в себе моление к Богу о прощении всех грехов, а также упокоении души усопшего в небесных обителях. Имеется благочестивый обычай, который предусматривает молиться за панихидой, при этом, держа свечу в руках в знак того, что сердца страждущих горят любовью и верой к Господу Богу, и что их души переносятся к Царству вечного света, блаженства и вечной радости, где обитают Господь и все святые.

Сразу за кануном установлен сделанный из дерева крест, а справа от него находится захоронение православного выдающегося архиерея – митрополита Вениамина Федченко, который стал известен как церковный писатель, большинство работ которого были опубликованы. С левой стороны от креста захоронены мощи Российского новомученика Георгия Садковского, который на протяжении долгих лет находился в заточении в лагерях и тюрьмах.

Наибольшая часть плит, находящихся в монастырских пещерах – это надгробия знатных дворян, а также их семей из Пскова, Торопецка, Новгорода. События надписей, хорошо сохранившихся на каменных и керамических плитах, дают возможность узнать достаточно подробную информацию о некоторых семьях и их родственных связях. Именно в пещерах названы около двадцати членов семьи Бурцевых, а также упоминается об их родстве с другими фамилиями. Примерно одиннадцать человек относятся к роду помещиков из города Пскова по фамилии Назимовы, а семнадцать человек – к роду Татищевым. К тому же, в пещерах погребены и воины, которые защищали монастырь во время проведения многочисленных войн.

Что посмотреть

Ансамбль состоит из нескольких частей. Самая древняя — те самые «Богом зданные пещеры» (ближние и дальние), где покоятся останки иноков и святых старцев, а также могилы предков А. С. Пушкина, В. Н. Татищева, М. И. Кутузова и других известных деятелей. Главный храм обители — Успенскую церковь создавали в 15-16 веках, в 18 столетии над ней соорудили Покровскую, объединив фасады обоих зданий. Чуть позже крышу украсили нарядными куполами в манере «украинского» барокко, имитирующими маковки Киево-Печорской лавры.

Церковь Николы Вратаря, Большая звонница, Михайловский собор и Сретенский храм — архитектурные шедевры 16-19 веков, построенные в разных стилях: псевдорусском, классическом, псковско-новгородском. Внутренние пространства расписаны зрелищными фресками и украшены бесценными образами Успения Божией Матери, святого Николая, «Умиление», написанными несколько столетий назад.

Комплекс окружен мощной крепостной стеной, словно древняя северная цитадель, по периметру расположены 9 башен, увенчанных островерхими крышами. Входя в ворота монастыря, посетитель как будто попадает в полностью автономный город, способный выдержать изнурительную осаду. Внутри территории есть два святых источника: Живоносный и в честь мученика Корнилия. Для гостей по предварительной заявке проводят экскурсии.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Многие паломники стремятся посетить Богом зданные (созданные) пещеры, открытие которых послужило отправной точкой для создания обители. В наши дни они представляют собой некрополь — место захоронения иноков, благочестивых мирян и паломников, воинов, защищавших стены монастыря в непростые времена нападения неприятелей. Даже после смерти старцы помогают людям, которые обращаются к ним со своими молитвами и получают милость от Господа. Пещеры разделены на несколько улиц, на которых располагаются захоронения, мощи новомучеников, в пещерах совершаются панихиды.

Кроме религиозной некрополь имеет еще и историческую ценность — в нем сохранились керамические и каменные надгробные плиты XVI-начала XVIII веков, которые по сути являются памятниками одного из направлений декоративного искусства древнего Пскова. Одна из улиц пещер выходит к храму Воскресения Христова, построенному перед началом ВОВ. В нем проводятся богослужения, в его стенах покоятся старцы монастыря.

Святые врата,  Сергей Василец

Великие святые Псково-Печерской обители

Монастырь подарил миру череду святых отцов, чья жизнь и подвиги протекали в разные годы существования монастыря. В череду прославленных церковью Псково-Печерских подвижников входят девять имен:

  • Симеон (Желнин), иеросхимонах, преподобный, представился 1960 году;
  • Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик. Был игуменом монастыря в 1917-19 гг., умер в тюремной больнице в 1940 году;
  • Лазарь Прозорливый, иеросхимонах, преподобный. Усердно молился о спасении России во время нашествия Наполеона. Дважды принимал в своей скромной келии государя Александра Первого. Умер 1824 году;
  • Дорофей Югский, схимник, преподобный. Основатель Югской обители в Ярославской епархии. Представился в 1622 году, день памяти — собор Ростово-Ярославских святых (5.06);
  • преподобномученик Корнилий, игумен, созидатель обители, храмов, по преданию, погиб от руки Иоанна Грозного вместе со своим учеником Вассианом в 1570 году;
  • Вассиан (Муромцев), преподобномученик, ученик прмч. Корнилия. Ученый-монах, собиратель рукописной и печатной свято отеческой библиотеки. Погиб мученической смертью одновременно со своим наставником;
  • Васса, преподобная, в миру — супруга преп. Ионы, одного из основателей Псково-Печерской обители. Оба были строителями Успенского собора. Умерла 1473 г.;
  • Иона, иеромонах, преподобный, монашество принял после смерти своей супруги преп. Вассы. Был первым строителем обители, в которой подвизался до самой смерти (1480 г.);
  • Марк, преподобный, почитается как первый инок обители. Подвизался на этом месте задолго до появления монастыря. Жил и умер в 15 веке.

Важно! Патриархом Пименом, незадолго до его кончины, установлен единый день почитания всех Псково-Печерских святых. Праздник сей проходит в церкви в 4-ую неделю по Пятидесятнице

Преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божью приходящим людям всех сословий России. Учили жить по совету старцев.

Успенский пещерный храм

Успенский пещерный храм.
1

Соборный храм возведён преподобным Ионой в пещере, на склоне песчаной горы. Ввиду необычности местонахождения изначально псковские священнослужители отказались освятить храм. Иона обратился с просьбой решить вопрос к Новгородскому архиепископу Феофилу, и в 1473 году храм был освящён по его благословению.

К пятиглавому храму ведёт широкая, украшенная архитектурными элементами лестница. Над входом размещена живописная фреска — образ Киевской Божьей Матери. Внутри храма имеются проходы, разделенные земляными стенами. В большом пространстве есть возможность уединиться и тихо помолиться под сводом пещеры при свете лампад.

В основном приделе расположено специальное место, где совершал молитвы царь, когда приезжал в монастырь. В храме хранятся мощи преподобномученика Корнилия и основные монастырские реликвии.

Адрес: Успенский храм, Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, улица Международная, Печоры, Псковская область, Россия.

Старцы Псково-Печерского монастыря и собор святых Псково-Печерских

Множество обителей просияли на Руси, однако лишь некоторые стали известны своими старцами — так называют праведников-монахов, которым Господь даровал прозорливость и чудотворнее при жизни, которые принимают всех людей, подавая каждому совет.

Традиция старчества в Пскова-Печерском монастыре продолжается, но многие из них уже канонизированы в лике святых — ведь монастырь имеет древнюю историю. Он ни разу не закрывался, несмотря на многие исторические перипетии. Красива обитель и духовной жизнью, прекрасна и внешне: здесь сохранились шедевры архитектуры и иконописи, насчитывающие по пятьсот-шестьсот лет, бережно почитаются великие святыни.

Собор преподобных отцов Псково-Печерских – это изображение великих святых подвижников, живших совсем недавно. Это аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи — Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации.

Расписание богослужений

Понедельник и пятница

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Вторник

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Корнилиевский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Среда

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Сретенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Успенский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Четверг

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Никольский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Суббота

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
  • молитва к Божьей матери в 11:00 (Сретенский храм);
  • всенощное бдение в 17:00 (Михайловский храм).

Воскресенье

  • исповедь в 6:00, литургия в 7:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Михайловский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Строительство Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Именно XVI век можно с уверенностью назвать периодом существенного развития обители. Особая заслуга в этом лежит на игумене Дорофее. Под его руководством Успенская церковь не только была обновлена, отремонтирована, но и значительно увеличена в размерах – расширена. Активно велось строительство других храмов и возведение прочих строений, столь важных и необходимых для цельного комплекса. История сохранила потомкам имя посланника Великого князя Московского в город Псков – Мисюра Мунехина. Этот дьяк организовал работы в совершенно ином масштабе, существенно развив и усовершенствовав весь комплекс. Признанием его заслуг перед людьми и Господом стало решение о захоронении умершего в монастырской пещере. Здесь его могила стала первой.

Башня Верхних решеток

Важной датой для монастыря принято считать 1521-й год. В святыню передали икону Успения Богоматери «в житии», наделенную чудотворными способностями

В это же время изменилось и расположение комплекса в целом. Теперь он не ютился на горе, а спустился вниз, в долину протекающей рядом реки Каменца, а кельи для монахов разместили напротив Успенского собора.

Важную роль в обустройстве жизни и деятельность святыни, в общий ее уклад внес игумен Герасим. По образу монастыря Киево-Печерского здесь разрабатывается и внедряется в жизнь устав обители, устанавливаются и присваиваются чины церковной службы. С тех пор и по сей день беспрекословно выполняется строгое правило ежедневного богослужения, проводимого в Успенском соборе.

Собор Михаила Архангела

Успенский пещерный храм и Богом зданные пещеры

Успенский храм на август 2019 находится на косметическом ремонте. Чтобы попасть в Богом зданные пещеры нужно записываться заранее, но я их посещала в детстве. В классе 3-5. И было довольно крипово для детской психи.

Каким-то образом мы с подругой оказались в начале очереди из всего класса. И нам в руки дали по церковной свечке и сказали: “Идите!“. Что? Куда? Через секунду приходит осознание, что путь-то один, и надо идти вперед.

Пещеры на то и пещеры, и они никак не освещаются. И вот ты идёшь такой 8-летний ребёнок с тоненькой восковой свечой в полной темноте… Узкий проход от темноты кажется еще уже, словно ты еле-еле проникаешь вовнутрь, касаясь плечами стен. А до этого вспоминаешь, как тебе рассказывали, что по бокам в пещерах есть захоронения служителей монастыря… Даже вроде кто-то из рода Пушкиных там лежит.

Идёшь ты по зыбучему песку. А тебе кажется, что в этой обстановке тебя засасывает вглубь всё больше и больше. А сзади еще мальчишки-шутники из класса, которые начинают изображать приведения, крича тебе вслед: “Буууу!!!”.

Эти 200-300 метров темной пещеры кажутся маленькому ребенку километрами. Ты идешь в ужасном страхе, освещая путь церковной свечкой… И тут в очертаниях огня свечи тебе начинает мерещиться… огромный крест! А еще иконочки такие по бокам.

В тот момент, когда земля начинает уходить из-под ног, ты слышишь голос из ниоткуда: “Дети мОи, идите сюда!”. %^&*()^&*(#$%^&*($%^&*()%:??*(%;*?

Это оказался какой-то служитель, который ждал наш класс в финальной точке  чтобы рассказать, чем знамениты эти пещеры……………

Слушала ли я дальше? НЕТ. Это самый страшный мой триггер из православия. Думаю, в зрелом возрасте всё воспринимается совсем иначе. Но мне было лет 8-9 тогда. Больше я туда не хочу.

Ну а дальше я поднялась уже к выходу.

Тяжелый ХХ век Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

На этот сложный период времени монастырь выпали две войны, через которые он героически прошел вместе с народом русским. После предательского мирного соглашения несколько лет территория монастыря находилась под эстонским управлением. Так вышло, что несколько лет монастырь находился в подчинении одновременно у двух епархий – таллиннской и прибалтийской.

Большой урон святыне был нанесен в годы Великой отечественной войны немецко-фашистскими оккупантами. Не только разрушения, которым подверглись здания и храмы комплекса, но и вывоз многих ценностей стали серьезным ударом для духовного братства.

Успенский пещерный храм

Дополнили картину бед, выпавших на долю монастыря, и гонения и притеснения на его обитателей сначала немцев, а затем, после освобождения, и Советской власти. Через многие беды, страдания и гонения пришлось пройти священнослужителям.

Вместе с тем, после окончания разрушительной войны много усилий было сосредоточено на том, чтобы восстановить святыню, придать ей первозданный вид, привести в порядок монастырское хозяйство. Главная роль в этом богоугодном деле выпала на долю архимандрита Пимена, бывшего в те года наместником обители. Кстати, в дальнейшем ему суждено было стать Патриархом Московским и всея Руси.

Исторические заметки

Основанием города Печоры считают 1472 год, когда преподобный Иоанн начал строительство первой пещерной церкви. Освятили ее в 1473 году.

На протяжении XVI-XVIII веков город был стратегически важным пунктом, который защищал западные рубежи русских земель. В начале XVI века обитель была разрушена ливонскими католиками, но вскоре ее построили заново и обнесли защитными сооружениями – 9-ю сторожевыми башнями и тремя воротами. Новое сооружение получило название Печорская крепость. В это же время были построены надвратная Никольская церковь и каменный Благовещенский храм.

В XVI-XVIII века Печорская крепость выдержала не одну осаду поляков и шведов. В 1721 году по условиям Ништадского мира граница Руси была отодвинута дальше на запад, после чего крепость потеряла свое оборонное значение.

В 1782 г указом Екатерины II Печоры получили статус города и свой герб.

В 1889 году через Печоры стало проходить Псково-Рижская линия железной дороги. Станцию открыли в 1899 году.

К началу XX века город состоял в основном из деревянных зданий, каменных и полукаменных насчитывалось лишь 13. В то время промышленное предприятие в Печорах работало только одно – кожевенный завод. В городе работает земская больница. В 1914 году работали два училища, земская и церковно-приходская школа.

В годы Первой мировой войны в конце февраля 1918 года Печоры были оккупированы немецкими, а затем эстонскими войсками. По итогам войны город вошел в состав Эстонии. В 1940 году Эстонская ССР присоединилась к СССР.

Довоенные Печоры

В июле 1941 года Печоры оккупировали войска фашистской Германии. А в 1944 году город освободила стрелковая дивизия 3-го Прибалтийского фронта при Тартуской операции.

23 августа 1944 года Печоры были переданы из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР.

История

Согласно древнему преданию, недалеко от Пскова, в пещере жили выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в эти земли из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена отшельников неизвестны, сохранилось лишь имя одного из них — преподобного Марка. Однако, обитель на этом месте была основана значительно позже, после смерти инока.

В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма города Юрьева (ныне город Тарту), который устроил в песчаном холме у ручья Каменца церковь Успения Пресвятой Богородицы. Датой основания храма считается 1473 год, когда построенная церковь была освящена.

Вскоре владелец земли, на которой находились пещеры, подарил подвижнику этот участок для основания обители. Так, у западных границ Руси, в 20 километрах от Ливонской крепости Нейгаузен, появился знаменитый Псково-Печерский монастырь.

В 1510 году, когда Иона уже умер, Псковские земли, а вместе с ними и монастырь, перешли в состав Московского государства. С этого времени начинается новый этап существования обители.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: