Монрепо

Главные парковые ворота

Доподлинно не известно, какие ворота располагались на входе на территорию парка до 1830-хх годов. Как неизвестна и точная дата постройки деревянных готических ворот, копия которых украшает территорию Монрепо в настоящее время.

Но в начале XIX века Пауль Николаи принимает решение об установке новых усадебных ворот. Предположительно, автором проекта становится архитектор Карл Людвиг Энгель. Объемные пилоны, украшенные резьбой и металлическими накладками, завершались стрельчатыми башенками, украшением портала служил фамильный герб баронов Николаи.

В 1940-хх годах, после окончания Второй Мировой войны, с ворот исчезло изображение герба, а к концу 1950-хх и сама постройка была полностью демонтирована. До 1982 года вход в парк Монрепо ограничивала простая металлическая калитка.

Автором проекта по реконструкции Главных готических ворот стал архитектор Дмитриев. В целом, строение повторяет оригинал, но есть некоторые различия в отделке.

“Хижина Отшельника”

Деревянное строение, обшитое берестой и украшенное иллюстрациями из Библии, было сооружено в имении на рубеже XVIII-XIX веков. На крыше здания был закреплен небольшой колокольчик. Такие хижины, служившие напоминанием о радостях простой жизни, были популярны в парковой архитектуре этого периода. Строение было не видно с дорожки, оно возникало неожиданно, когда к нему подходили вплотную. В хижине располагался стол и простая кровать, покрытая высохшим камышом. Существовало старинное предание, гласившее, что в маленьком домике проводил в молитвах свои дни отшельник.

Автор постройки неизвестен. После пожара, полностью уничтожившего хижину, на этом месте появился небольшой шестигранный деревянный павильон.

Павильон Мариентурм

Во второй половине XVIII века в пейзажных парках были очень модны китайские мотивы. Отдали дань моде и владельцы Монрепо. Деревянное строение с видовой площадкой, созданное в китайском стиле, появилось в парке в конце XVIII века. Павильон получил свое имя в честь великой княжны Марии Федоровны. Предполагают, что постройка появилась в парке в 1784-1786 годах, когда им владел Фридрих Вюртембергский, брат будущей императрицы.

Двухэтажный павильон имел круговую галерею и лестницу на второй этаж. Снаружи украшением здания служили стилизованный геометрический орнамент и дракон, располагавшийся на шпиле. Роспись внутренних стен, по преданию, была выполнена по рисункам самой Марии Федоровны.

С верхней площадки Мариентурма открывались прекрасные виды на залив и скалы.

До наших дней здание не сохранилось, сейчас на этом месте можно увидеть только остатки фундамента.

Первые владельцы

Когда-то на этом небольшом островке (по-шведски он назывался Слотсхолмен, по-фински – Линнансаари, а по-русски стал называться Твердыш) был устроен скотный двор, который снабжал мясом гарнизон Выборгского замка.

В 1760 году, когда замок уже пятьдесят лет как принадлежал России, эти земли были пожалованы коменданту крепости, а потом и выборгскому губернатору, Петру Алексеевичу Ступишину. Имение Лилль Ладугорд он назвал в память о своей первой жене Шарлотте – Шарлоттенталь. Именно Петр Алексеевич первым облагородил и обустроил остров: были осушены нижние луга, насыпан новый грунт, разбиты аллеи. Был выстроен деревянной дом, а главной постройкой стала оранжерея.

Наследники Ступишина продают имение, и в нем поселяется следующий владелец, новый комендант Выборга – принц Фридрих Вильгельм Карл Вюртембергский. Это родной брат юной немецкой принцессы Софии Доротеи Марии Августы Луизы, жены наследника престола Павла I, будущей императрицы Марии Федоровны. Место очень нравится принцу. Именно при нем появляется название Монрепо (от французского Mon Repos – «мое отдохновение»). Он построил себе новый дом и продолжил благоустраивать парк. Но отношения с правящей императрицей Екатериной II у него не сложились и в 1786 году он покинул русскую службу.

Павильон Нарцисс

В 1820-хх годах над старинным источником, расположенном в северо-западной части парка, появился небольшой каменный павильон, выполненный в романтическом стиле. Вода из этого источника издревле считалась у местного населения целебной, помогающей при заболеваниях глаз.

В 1799 году родник был заключен в двухуровневый резервуар. Варианты его оформления предлагали несколько архитекторов, но был выбран проект Огюста Монферрана. Изначально в нише павильона была установлена скульптура, предположительно, мифического героя Нарцисса, которая была утрачена в послевоенное время.

В результате реставрационно-восстановительных работ были воссозданы стальная решетка, вместо утраченной чугунной, и барельеф львиной маски.

Источник является действующим и сохраняет целебный свойства до наших дней. Проходя сквозь гранитные породы, вода обогащается радоном и микроэлементами. По лечебным свойствам ее относят к группе холодных слабо минерализированных пресных мягких вод.

Памятный обелиск, посвященный принцам Августу и Карлу Броглио

В центральной части Монрепо на отвесной скале высится обелиск из финского серо-зеленого мрамора. Памятная стела, расположенная на двухступенчатом цоколе, выполнена по проекту Чарльза Хиткота Тэтама. В основание постамента вмонтированы плиты с тестом на латинском языке: две из них посвящены государю Александру I и установке памятника, две — принцам де Брольи.

Монумент установлен на Левкатийской скале в 1827 году в память о братьях супруги Пауля Николаи, Августе и Карле Брольи. Урожденные принцы де Брольи несли службу в Преображенском и Семеновском полках и погибли в сражениях во время Отечественной войны 1812 года.

Плита, посвященная Августу де Брольи, утеряна. Также утрачены и барельефные изображения рыцарских шлемов, которые были размещены в основании постамента.

Подняться к памятнику можно по дорожкам от набережной или от липовой аллеи.

Что посмотреть

Работы в парке

Площадь парка Монрепо составляет 161 га, из которых 35 га — парковая зона и 126,4 га – лесопарковая.

На территории музея-заповедника расположены:

  • Памятники архитектуры, среди которых – главные ворота, Библиотечный флигель, Усадебный дом.
  • Лесопарковая зона
  • Скальный пейзажный парк

Так как парковая территория ограждена, то проход из парка в лесопарковую зону закрыт.

Монрепо относится к пейзажным паркам, и именно ради красивой природы в него и стоит ехать. На меня исторические памятники не произвели впечатления (к тому же большая часть из них находилась на реконструкции). А вот природный ландшафт, который характеризуется уникальными каменными грядами ледникового периода, достигающий высоты на отдельных участках до 20 м, понравился.

Гранитные каменные гряды

Думаю, что природная часть парка может произвести должное впечатление, особенно на туристов, которые до этого не посещали северо-западную часть Ленинградской области или не видели природы Карелии.

Мне на прогулку по парку хватило около двух часов. После завершения реконструкции и открытия для посещения остальных территорий, возможно для осмотра всех достопримечательной этого времени будет недостаточно.

По моему мнению, ехать из Санкт-Петербурга в Выборг только ради посещения природного музея-заповедника «Парк Монрепо» не стоит. А вот совместить прогулку по парку с осмотром достопримечательностей Выборга, можно.

Так как парк в парке можно ходить не только по ровным дорожкам, но и фактически по лесным тропинкам, одевайте удобную обувь.

Дорожки по паркуВ парке можно погулять и по лесным тропинкам

На кассе дают схему парка, не отказывайтесь, без нее ориентироваться в достопримечательностях музея трудно.

Если с вами дети, то возьмите с собой попить и что-нибудь перекусить, на территории парка я видел только одно место, где продавалось что-то из еды.

Немного истории

Чтобы понимать, откуда появился Монрепо, как выбиралась его стилистика и чем уникальна «кисть» «художника», которая его создала, надо представлять себе особенности истории Выборга.

Выборг — город европейский. И даже в тот период, не очень продолжительный, когда он находился в составе Российской Империи, он был больше финским и шведским, чем русским. Не говоря о первых столетиях его истории, когда его «родиной» была Швеция, а также периоде, когда он входил в Великое княжество Финляндское.

Логично, что фамилии тех, кому Монрепо обязано и своим появлением в качестве регулярного пейзажного парка, и своим расцветом и приобретением настоящей концепции, звучали по-европейски. Так, само название Mon Repos (в переводе с французского «место моего отдыха») появилось благодаря Фридриху Вильгельму Карлу, герцогу Вюртембергскому, которого Екатерина II назначила генерал-губернатором Выборга.

Герцог жил в парке, обустроив здесь свою резиденцию. Он видел его как место, в котором можно не просто проводить время, как в лесу, но и получать эмоциональные впечатления от красивых извилистых дорожек, обзорных площадок, скульптур и прочих эстетически приглядных объектов.

Вспомним, что у знати ландшафтный дизайн был в почете, о чем говорят гравюры и рисунки усадеб различных вельмож и сохранившиеся ансамбли Петергофа, Ломоносова, Павловска и Царского Села.

Впрочем, полностью планы Фридриха не сбылись из-за его ссоры с Екатериной II.

Но эстафетная палочка пейзажного искусства, вроде бы упавшая, была подхвачена таким любопытным персонажем как Людвиг Генрих фон Николаи, он же, после принятия православия, Андрей Львович Николаи. Учитель Павла I, Президент Петербургской Академии наук, он и замыслил парк таким, каким вы его видите.

Точнее, конечно же, Монрепо пережил множество потрясений, включая варварство советских военных, но мы сейчас говорим о замысле, концепции, а не деталях.

Не углубляясь в частности, можно сказать, что вплоть до самого взятия Выборга советскими войсками в 1944 году Монрепо, кроме периода 1940-1944, принадлежал роду баронов фон Николаи.

Капелла в неоготическом стиле на острове Людвигштайн. Этот остров — семейное кладбище рода Николаи

Мы хотели бы подчеркнуть главное: у парка с французским названием и находящимся в России, скандинавская душа

С ее минимализмом, разумной достаточностью во всем, акцентом на функциональность вместо вычурности, вниманием к деталям и скромным, но обаятельным дизайном

Слово «скандинавское» здесь уместно, несмотря на то, что ни Россия, ни Финляндия не находятся в Скандинавии, да и никто из владельцев парка к потомкам викингов себя причислить не может. Почему уместно? Читайте дальше.

Турецкая палатка

В начале XIX века, предположительно по распоряжению Людвига Николаи, на небольшом прибрежном острове, на самом берегу, была установлена палатка. Такие стилизованные павильоны, имевшие полосатое цилиндрическое основание и шатровую крышу с турецким полумесяцем на шпиле, были очень популярны в пейзажных парках того времени. Они служили напоминанием о мире, заключенном между Россией и Османской империей в 1774 году.

Павильон, установленный на ровной каменной площадке, имел один выход, располагавшийся со стороны залива. С этого места открывался прекрасный вид на все имение.

Когда шатер был демонтирован — неизвестно. Его восстановление не предусмотрено.

Советы перед посещением

Есть несколько вариантов, как можно добраться до парка Монрепо в Выборге:

  • От Выборгского ж/д вокзала и автовокзала до Монрепо идут автобусы 1 или 6. Затем нужно пройти 600 метров пешком.
  • Парковка имеется, но небольшая.

Режим работы

Летом (с мая по октябрь) парк можно посетить с 9 до 22 каждый день. Вот только с 20 до 22 парк закрывают для входящих, оставляя открытым выход.

В остальное время года (с ноября по апрель) в парке можно гулять с 9 до 21. Но войти в него можно не позднее 20 ч.

Стоимость посещения

Взрослому билет обойдется в 100 рублей. Пенсионерам и лицам с 16 до 18 лет – 50 рублей. До 16 лет ребенок может пройти бесплатно.

По главным дорожкам в парке можно комфортно возить детей на коляске.

Велосипеды в парк не пускают, просят оставить на входе.

Мы пришли около 11, парковка уже была занята. Людей было не очень много, но остаться где-то вдвоем было невозможно. Скорее всего это из-за реконструкции, потому что мест для посещения стало очень мало и всем приходится кучковаться. После 12 люди уже шли большими группами, поэтому я советую приезжать утром.

Цивилизованных туалетов нет – просто биокабинки на улице. Нет и места, где можно было бы перекусить. Стоит одинокий ларек с бельгийскими вафлями и всё.

Когда зайдете в парк, увидите две дорожки. Направо не ходите, потому что кроме леса там ничего нет. Лучше сразу идти в сторону беседки, а оттуда уже – по любой тропинке.

Здесь часто бывает ветрено, поэтому одевайтесь соответствующе. Также позаботьтесь об удобной обуви. Лучше поехать в будний день, так можно столкнуться с меньшим количеством людей.

История создания парка Монрепо

Место, где располагается парк, активно использовалось еще во времена шведского правления – там был скотный двор. Когда территория перешла Российской империи, она стала обустраиваться под семью Николаи.

Великая Отечественная война нанесла большой урон Монрепо. После войны чего здесь только не было – и детский сад, и дома отдыха для военных, и ЦПКиО. Из-за этого парк пришел еще в более плачевное состояние.

Спустя время здесь начались восстановительные работы, которые идут и по настоящий день.

Шарлоттенталь

Пейзажный парк стал образовываться, когда землю получил в пользование обер-комендант Выборгской крепости Петр Ступишин. Здесь была его загородная дача, а назвал ее Шарлоттенталь в честь своей жены. Территория была выровнена, все болота были высушены, а также строились колодцы.

Здесь появилась плодородная земля и были высажены деревья. Усадебный дом, хозяйственные постройки и большая оранжерея – всё это стало большим вкладом в образ парка.

Вид на павильон “Паульштайн“ в 1790 году, сейчас утрачен

Монрепо при Принце Вюртембергском

Наследники вышеупомянутого господина на проявили интереса к имению. Следующий владелец территории — Принц Фридрих Вюртембергский. Именно он назвал это место Монрепо. А означает это «мой отдых» или «мой покой».

Благодаря Принцу имение было полностью реконструировано, его территория стала достигать 16 га. Старую оранжерею сменила новая, была построена конюшня.

Павильон “Мариентурм”, был возведен на вершине горы и оборудован под смотровую площадку. К сожалению не сохранился

Усадьба Монрепо при Андрее Львовиче Николаи

Принц, уезжая из России, продал Монрепо Людвигу Генриху Николаи. После перехода в православие он стал Андреем Львовиче Николаи. После ухода в отставку он посвятил себя любимому Монрепо.

Покупая эту землю, Андрей Львович обязался подарить остров Сарвали Выборгу, чтобы люди могли пасти там скот. А также он пообещал не создавать препятствий для использования тех земель Монрепо, что были не задействованы.

Монрепо при Павле Андреевиче Николаи

После смерти Андрея Львовича, усадьба перешла его сыну, который продолжил обустройство. В парке были созданы места для «радостных и грустных мыслей» … Здесь возводятся архитектурные изыски, которые восхищают своей красотой. Баронов Николаи можно по праву считать главными создателями парка.

Парк монрепо в xx веке

В этот период времени парк становится местом для съезда христианского движения, одним из членов которого и был Пауль Георг Николаи.

Во время Финской войны он спас имение от поражения. Но вскоре скончался и наследство перешло его сестрам.

Монрепо в военный период 1939-1945 годов

После войны Выборг и Карельский перешеек стали частью СССР и фины вынуждены были переселиться в Финляндию. Семья, владевшая имением, покинула свою территорию.

Лишь после 40-го года парк был национализирован. Имение считалось архитектурным наследием, но это не уберегло его от разорения. Оставшиеся экспонаты были переданы в Эрмитаж, где находятся и сейчас.

Затем территория стала Домом отдыха для военных и началась глобальная вырубка деревьев, разрушение павильонов, памятников… Вся красота, созданная веками, канула в прошлое.

Во время Великой Отечественной фины встали на сторону Германии и захватили свои бывшие территории.

Советский период

Спустя годы, под конец войны, русские снова смогли вернуть себе территорию. Но разрушение памятников продолжилось… В Главном усадебном доме организовали детский сад, а фруктовый сад превратился в школьное поле. Для парка настал самый мрачный период.

Спустя еще пару десятков лет на этом месте появились аттракционы. Главный усадебный дом стал прогнившим, а могилы осквернились…

Становится жалко, что люди не научились ценить красоту, старания своих предков. Ведь когда-то это было излюбленным местом для прогулок и романтических вечеров. Сейчас всё реконструируется, поэтому красоты парка увидеть практически невозможно.

Когда его откроют окончательно, я думаю, что будет более приятно походить по парку. К сожалению, прежнее Монрепо мы уже ни увидим. Только фото будут давать представление, каким красивым он был когда-то…Несмотря на это, место всё же оставляет в душе отпечаток. Если будете в Выборге, обязательно загляните в Монрепо!

Усадебный дом

Доминантой архитектурного комплекса парка Монрепо является деревянная усадьба, выполненная в стиле классицизма. Считается, что это — перестроенное здание, возведенное еще при Петре Алексеевиче Ступишине в 1783 году.

Автором проекта по реконструкции усадьбы был живописец Джузеппе Антонио Мартинелли. Работы велись с 1798 по 1804 годы. После смерти Мартинелли строительство заканчивал молодой зодчий Авенир Петрович Павлов.

Главная усадьба Монрепо представляет собой одноэтажное деревянное строение на высоком цоколе из гранитных валунов. Главный фасад здания имеет четкое деление на центральную часть и выступающие вперед боковые флигели.

В 1820-хх годах к усадьбе пристраивается четырехугольный портик. В конце XIX века в торцевой части дома со стороны въездных ворот появляется терраса, а с восточной стороны — веранда с балюстрадой.

Внутренняя анфилада помещений включала в себя парадную Большую залу, Царскую комнату и Белую гостиную, кабинет, столовую и бильярдную комнату, жилые комнаты и кухню.

В 1960-хх годах в главной усадьбе был произведен капитальный ремонт, призванный приспособить помещения под нужды детского сада. Пожар 1989 года, произошедших в восточной части дома, практически завершил разрушение внутренних интерьеров.

Идущие в настоящее время реставрационные работы должны вывести памятник архитектуры из аварийного состояния: осущается подвал, отремонтирована кровля. В дальнейшем планируется восстановить интерьер Большой залы, заменить тесовую обшивку, отреставрировать полуразрушенный портик.

Былое величие Mon Repos

Своего наибольшего расцвета парк Монрепо (в переводе с французского “мой покой”) достиг в 18-19-ых веках, когда перешел в частное владение баронов Николаи. При Людвиге Генрихе Николаи продолжилось благоустройство территории, были построены деревянная усадьба, библиотека, многочисленные павильоны, установлены статуи, сооружены мостики. Потомки барона проживали в фамильной усадьбе и продолжали дело отца: в парке появились новые памятники и павильоны, статуи, готические ворота, фамильный некрополь, оранжерея и фруктовый сад.

Погулять по живописным аллеям парка и полюбоваться величественными скалами и архитектурными шедеврами приезжали члены королевских и императорских семей Швеции, России, Пруссии, деятели искусства и науки.

Чем же любовались августейшие особы в течение 150-ти лет?

Китайский зонтик

Пауль Николаи, находившийся в Англии на дипломатической службе, увидел в пейзажном английском парке “китайские зонтики”. Постройки располагались на видовых точках, с которых открывались интересные виды на окрестности. Идея очень понравилась молодому барону, и в 1798 году он выслал чертежи известному австрийскому ученому-садовнику Бистерфельду.

Садовник расположил постройку на большом валуне с восточной стороны от усадебных ворот, добавив лестницу, ведущую к зонтику. Людвигу Николаи, приехавшему в поместье, постройка очень понравилась.

Но уже с конца 1870-хх годов никаких документальных упоминаний о китайском зонтике не существует. Видимо, постройка обветшала и была разобрана. В настоящее время на месте зонтика можно увидеть только огромный валун, поросший мхом.

Монрепо в наши дни

Кампанию по спасению уникального памятника культуры возглавил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Совместно с инициативной группой, состоявшей из жителей Выборга, ему удалось добиться создания музея, получившего название Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо».

В 1988-ом году развлекательные аттракционы были демонтированы, мусор с территории вывезен. Администрация выделила деньги на реставрацию исторического комплекса, но к этому времени практически все было уже разрушено и погублено.

Восстановительные работы ведутся крайне медленно из-за большого объема и недостаточного финансирования.

Сейчас в музее-заповеднике доступны к осмотру Главные ворота, обелиск, посвященный Августу и Карлу Броглио, колонна, воздвигнутая в честь Павла I и Александра I, Чайная беседка, китайские мостики, усадьба, капелла Людвигсбург, павильон над источником, библиотечный флигель, скульптура Вяйнемейнена из Калевалы и еще ряд достопримечательностей и памятников.

До недавнего времени на территории парка проводились фестивали “Золотая осень в Монрепо”, “Дверь в лето”, “Робинзонада”.

Вход в парк Монрепо платный. В 2016 году для взрослого он составлял 200 рублей, для пенсионеров — 50 рублей, дети до 16 лет проходят бесплатно. На территории парка запрещено разводить костры, громко включать музыку, кататься на велосипедах.

Библиотечный флигель

Строительство этого одноэтажного деревянного флигеля датируется 1804 годом. Авторами проекта были Джузеппе Мартинелли и Авенир Павлов.

Здание составляло единый архитектурный ансамбль с главной усадьбой. Одноэтажный флигель с деревянным же мезонином, обшитый тесом, выполнен в стиле классицизм. Первоначально дом предназначался для размещения гостей и прислуги.

Но во второй половине XIX века во флигеле разместили частную библиотеку баронов Николаи, являвшуюся на то время одной из крупнейших, и включавшей в себя около 9000 томов. Чтобы сберечь уникальные издания в период Первой Мировой войны, хозяева передали книги на хранение в Университетскую библиотеку Хельсинки. В дальнейшем коллекция была подарена городу с условием ее неделимости.

В 1940-хх годах, после присоединения Выборга к Советскому Союзу, библиотечный флигель перестроили под жилой многоквартирный дом. При этом практически полностью изменили внутренние планировки и убрали резные медальоны, украшавшие главный фасад здания.

Работы по восстановлению памятника архитектуры начались в 2007 году.

XX век

В советские времена Монрепо используется как дом отдыха, а потом как детский сад. На территории парка проводятся лыжные соревнования. Многие объекты разрушаются, а остальные перестраиваются, но уже в 1960-е годы начинается реставрация. Под руководством И. Хаустовой реконструируется главный усадебный дом, потом восстанавливается павильон Нарцисс над источником. В 1985 года восстанавливаются готические въездные ворота.

Официально музей появляется здесь в 1988 году. Продолжаются реставрация и консервация. Последние обновление дома произошло в 2006 году. В 1989 году появляются первые музейные экспозиции.

Сейчас в фондах музея более шести тысяч экспонатов. Когда-то в Монрепо была собрана одна из богатейших библиотек в Европе и одно из самых обширных собраний античных гемм и камей, но к моменту образования музея здесь уже ничего не оставалось. Однако, сейчас в музее собрано все, что удалось найти на территории парка.

Одна из главных забот работников музея – это сохранение и восстановление ландшафтного парка. Работы по его обустройству ведутся до сих пор. В парке сохранилось несколько деревьев, которым больше ста лет. Здесь стараются восстановить старый сад во вкусе начала XIX века: с цветами, душистыми растениями и декоративной липовой аллеей. Планируется восстановление плодового яблоневого сада. В планах музея высадить здесь классические сорта яблонь: антоновку, грушовку и белый налив.

Что закрыто во время реконструкции

Из-за реконструкции закрыто более 50% парка, помимо этого в будни и иногда в выходные работает строительная техника, а гулять по живописному парку под звуки экскаватора такое себе удовольствие, всю атмосферу убивает напрочь.

В данный момент из всего, что можно посмотреть — это чайная беседка, храм Нептуна, прогуляться по скальной гряде с высеченными в ней ступеньками и дойти до “края света”.

Схема реконструкции парка. Все что красным — закрыто для посещения.

У нас вся прогулка заняла около часа, но мы не ходили в самый конец. Если бы не реконструкция, то здесь легко можно провести 5-6 часов.

Завершить работы планировалось летом 2019, но в итоге их продлили до осени 2020 года.

Павильон Паульштайн

Павильон Паульштайн — одна из самых первых построек на территории парка. Барон назвал строение в честь своего сына — Пауля Николаи. Ориентировочная дата постройки 1796-1797 годы.

С того места, где располагался павильон, был прекрасно виден весь сад. Со временем небольшой домик превратился в летний кабинет Людвига Генриха Николаи.

Деревянное строение состояло из центральной части, имевшей квадратную форму, и двух небольших симметричных пристроек. Рядом с павильоном был обустроен небольшой пруд, высажены деревья. В 1798 году место вокруг именовалось садиком Пауля под Паульштайном.

Строение полностью разрушено в 1940-хх годах.

Храм Нептуна

На узком мысе в северной части имения в 1830-хх годах было построено деревянное сооружение, получившее название Храм Нептуна. Такие постройки, стилизованные под античные, были очень распространены в парковых пейзажах в конце XVIII века. Часто павильоны выполняли в камне, но встречались и деревянные постройки, носившие название храмов.

Предположительно, автором проекта Храма Нептуна является Джузеппе Мартинелли, но за основу им был взята работа Тома де Томона. Одновременно со строительством здания велись работы по благоустройству окружающей территории: расчищалась земля от валунов, прореживались деревья, высаживалась живая изгородь. Рядом с новой постройкой оставили две большие ели. Одна из них сохранилась до наших дней.

Внутри Храма Нептуна располагались разнообразные скульптурные группы: богиня Пиетас с младенцем на руках, Нептун на постаменте, украшенном стайкой дельфинов.

Постройка сохранилась вплоть до 1948 года, но в дальнейшем была разобрана из-за ветхости. В 1999 году при участии общественной организации “Pro Monrepos” храм был восстановлен. К сожалению, строение полностью сгорело в июне 2011 года при невыясненных обстоятельствах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: